Научная статья на тему 'Персонифицированный подход к обучению иностранному языку курсантов военного вуза'

Персонифицированный подход к обучению иностранному языку курсантов военного вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
165
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРСОНИФИЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ИННОВАЦИОННЫЕ ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ОБУЧЕНИЕ КУРСАНТОВ / АКТИВИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА / АКТИВИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / PERSONALIZED APPROACH / INNOVATIVE TECHNIQUES AND METHODS OF TRAINING / CADET’S TRAINING / EDUCATIONAL MATERIAL ACTIVATION / EDUCATIONAL ACTIVITIES ACTIVATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хамула Л.А., Левандровская Н.В.

Рассматриваются особенности обучения курсантов военного вуза иностранному языку с использованием персонифицированного подхода. Предложены технологии обучения курсантов с включением персонифицированного аспекта. Разработаны системы упражнений, направленные на сочетание дифференцированных методик обучения в рамках персонифицированного подхода, для использования на различных этапах практического занятия по иностранному языку. Подчеркивается, что включение персонифицированного аспекта в современные методы обучения способствует формированию механизма саморегуляции у обучающихся, а также развитию умений выстраивать индивидуальную траекторию обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хамула Л.А., Левандровская Н.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONALIZED APPROACH TO TEACHING A FOREIGN LANGUAGE FORMILITARY UNIVERSITY CADETS

The article deals with the features of teaching foreign language to military University cadets using a personalized approach. Technologies for training cadets with the inclusion of a personalized aspect are proposed. Systems of exercises aimed at combining differentiated teaching methods in the framework of a personalized approach have been developed for use at various stages of practical training in a foreign language. It is emphasized that the inclusion of a personalized aspect in modern teaching methods contributes to the formation of a self-regulation mechanism in students, as well as the development of skills to build an individual learning trajectory.

Текст научной работы на тему «Персонифицированный подход к обучению иностранному языку курсантов военного вуза»

УДК 372.881.111.1

ГРНТИ 14.35.09

ПЕРСОНИФИЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА

Л.А. ХАМУЛА, кандидат педагогических наук, доцент

Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков (г. Краснодар)

Н.В. ЛЕВАНДРОВСКАЯ, кандидат филологических наук, доцент

Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков (г. Краснодар)

Рассматриваются особенности обучения курсантов военного вуза иностранному языку с использованием персонифицированного подхода. Предложены технологии обучения курсантов с включением персонифицированного аспекта. Разработаны системы упражнений, направленные на сочетание дифференцированных методик обучения в рамках персонифицированного подхода, для использования на различных этапах практического занятия по иностранному языку. Подчеркивается, что включение персонифицированного аспекта в современные методы обучения способствует формированию механизма саморегуляции у обучающихся, а также развитию умений выстраивать индивидуальную траекторию обучения.

Ключевые слова: персонифицированный подход, инновационные приемы и методы обучения, обучение курсантов, активизация учебного материала, активизация учебной деятельности.

PERSONALIZED APPROACH ТО TEACHING A FOREIGN LANGUAGE FOR

MILITARY UNIVERSITY CADETS

L.A. KHAMULA, Candidate of Pedagogical sciences, Associate Professor

Krasnodar higher military aviation school of pilots (Krasnodar)

N. V. LEVANDROVSKAYA, Candidate of Philological sciences, Associate Professor

Krasnodar higher military aviation school of pilots (Krasnodar)

The article deals with the features of teaching foreign language to military University cadets using a personalized approach. Technologies for training cadets with the inclusion of a personalized aspect are proposed. Systems of exercises aimed at combining differentiated teaching methods in the framework of a personalized approach have been developed for use at various stages of practical training in a foreign language. It is emphasized that the inclusion of a personalized aspect in modern teaching methods contributes to the formation of a self-regulation mechanism in students, as well as the development of skills to build an individual learning trajectory.

Keywords: personalized approach, innovative techniques and methods of training, cadet's training, educational material activation, educational activities activation.

Введение. Сегодня сфера образования требует разработки новых, гибких организационных технологий, способствующих мобильности человека в профессиональном образовательном пространстве для возможности реализации стратегии «образование в течение всей жизни».

Согласно стандартам ФГОС ВПО, конечным результатом образовательной деятельности при подготовке военных специалистов является выпуск военных кадров с высоким уровнем профессиональной компетентности, обеспечивающей перспективы их роста, квалификационную мобильность и непрерывное совершенствование личных и профессиональных качеств в условиях военной службы.

Необходимость формирования комплекса общекультурных и профессиональных компетенций у будущих военных специалистов определяется целями современного образования, отражающими процессы гуманизации и демократизации общества и высокими темпами интеллектуализации и автоматизации технологических сфер деятельности. В этой связи образовательные стратегии направлены на развитие личности как субъекта деятельности, формирование таких личностных качеств и характеристик, которые будут позволять успешно решать любые профессиональные задачи и адаптироваться к быстро меняющемуся в условиях глобализации обществу, при этом сохраняя линию своего поведения и жизненную позицию. «В контексте современных педагогических исследований используется ряд терминов, которыми обозначаются направленность образования на усиление его личностных смыслов: «личностно-ориентированное обучение», а также «персонализация» и «персонификация обучения» [1, с. 27]. Нам представляется, что персонификация как способ обучения, рассматривает образовательный процесс в многомерной системе отношений человека с окружающим миром и формирование его сущности во всех проявлениях физического, интеллектуального и духовного развития. Важной составляющей этого направления в обучении является «становление новых форм поведения, т.е. саморазвития человека (самораскрытие, самоизменение, самореализация)» [1, с. 28], что проявляется в осознанной необходимости личности формировать свои потребности в обучении и умении осуществлять познавательную деятельность в процессе применения различных стратегий обучения.

Актуальность. Персонифицированный подход в обучении рассматривается как интегративная система инновационных образовательных технологий с акцентом на личностно-развивающее содержание обучения при организации совместной деятельности педагога и обучающихся. Современная методика преподавания иностранного языка предлагает различные технологии и приемы для формирования и интенсификации интеллектуальной и познавательной активности как основного механизма развития личностных качеств субъекта. Использование и правильное сочетание методик интенсивного, развивающего, личностно-ориентированного и дифференцированного обучения с учетом возрастных, индивидуально-типических и психологических особенностей обучающихся несет в себе не только «формирующую функцию, детерминирующую психологические новообразования у учащихся», но и осуществляет развитие таких отдельных способностей, которые нейтрализуют «симптомы», мешающие такому развитию [2, с. 7]: пассивность в учебе, индивидуализм и эгоцентризм, неуверенность в себе и своем успехе и т.д. Наряду с использованием традиционных и инновационных приемов в обучении, важным для формирования компетентностей на основе личных качеств обучающихся является создание условий для психологически комфортного взаимодействия с учетом индивидуально-стилевых особенностей деятельности педагога и нравственно-ориентированного поведения учащихся. Согласованность и последовательность этапов персонифицированного обучения, реализующих ведущие формы интеллектуальной активности обучающихся, определяют постепенный переход от простого механизма трансляции знаний к порождению стимулов к преобразовательной деятельности по усвоению знаний на основе проблемно-аналитического и рефлексивного мышления обучающихся. Включение персонифицированного аспекта в современные методы обучения иностранному языку будет способствовать постепенному формированию механизма саморегуляции у курсантов: управления собственной деятельностью с учетом учебно-профессиональных потребностей.

Цель работы - внедрение инновационных приемов в процесс обучения курсантов в контексте персонифицированного подхода.

В военном авиационном вузе целью обучения иностранному языку является формирование способности у курсантов осуществлять общение на английском языке в рамках профессиональных обязанностей с использованием современных коммуникативных технологий. В условиях персонифицированного подхода современные образовательные

стратегии акцентируют внимание на центральной роли индивида в процессе обучения и организации «образовательного взаимодействия, ориентированного на интересы, активность, инициативность обучающегося», в котором обучение, «его способы, приемы и темпы согласуются с индивидуальными возможностями и уровнем развития способностей» [3, с. 175] курсантов. Одними из наиболее важных в этом контексте приемов, используемых для внедрения персонифицированных стратегий, являются интерактивные приемы обучения. Их основное отличие от традиционных форм обучения - переход к «диалоговой» форме познавательной активности, при которых взаимодействуя друг с другом, моделируя профессионально-речевые ситуации, курсанты обмениваются мнениями, информацией, предлагают свои способы решения проблемных вопросов, оценивают свои действия и деятельность других. Среди разнообразных форм интерактивного обучения наиболее активно применяются игровые технологии (ролевая и деловая игра), мозговой штурм «brainstorming», создание кластера «cluster», диспуты (круглые столы), обучение в сотрудничестве «team-learning». Основная задача таких упражнений - усилить мотивацию обучения через формы самостоятельного приобретения знаний, стимулировать интеллектуальную и познавательную активность курсантов, раскрывая их потенциальные возможности в обучении, формировать умения выстраивать индивидуальную траекторию обучения через выбор тех или других ролей во взаимодействии, стремление к самореализации и самооценке своих результатов. Интерактивные технологии могут применяться на различных этапах обучения.

Так, упражнения «мозговой штурм» и «создание кластера» (гроздь) прекрасно подходят для активизации и закрепления лексики занятия. Предварительно можно разбить курсантов на две-три группы. Например, при введении в тему Airports and Aerodromes следует предложить записать каждой группе ключевое слово: airport, aerodrome, airbase и построить ассоциативные ряды слов: airport - flights, passengers, travel, airline; aerodrome - airfield, take-off, landing, flight operations; airbase - military aircraft, operate, deploy, military units. Затем каждой группе можно дать задание высказать как можно больше идей относительно этого места: Airport is a big transportation centre. It has a complex of buildings for passengers and aircraft operations. Airports differ in size and purpose. Airport is a place where airlines organize flights. Airports are designed for travelling of passengers by air.

Задание «корзина идей», целью которого служит вспомнить как можно больше названий сооружений аэропорта или аэропортовых процедур, используется для активизации мыслительной деятельности при введении в тему. Для этого можно предложить минигруппам ответить на вопросы вводной беседы по теме Airports and Aerodromes:

1) Where and when did you travel by air last time?

2) Was the airport large and modern? What buildings could you see at the airport?

3) What procedures did you go through at the airport?

Для работы с новой лексикой, как показано на рисунке 1, целесообразно применять инновационные приемы, типа упражнения «гроздь» (cluster):

Рисунок 1 - Пример упражнения «гроздь» (cluster)

При формировании кластера предлагается список лексических единиц, с помощью которых курсанты строят словосочетания с ключевыми словами:

military, landing, naval, commercial service, STOVL plane, general aviation, parking, passenger terminal, diversion, seaplane, water, joint-use civil military.

Работа также проводится в малых группах. Упражнения этого типа необходимы для создания таких условий, когда обучающиеся сами открывают, конструируют и приобретают знания в условиях кооперации и сотрудничества. Таким же образом можно закрепить лексику, построив «цепочку» из ключевого слова, словообразовательных моделей и словосочетаний:

Enlarge the chain of words.

To handle ^ handling ^ ground handling / baggage handling ^ to handle passengers and cargo ^ to handle flights / traffic.

В группах с хорошей языковой подготовкой или для отдельных курсантов действенным стимулом языковой и интеллектуальной активности может служить следующее задание:

Explain the types of airports using pictures and models.

Civil airport, water aerodrome, military airbase, heliport, sea plane base, STOVL plane base, aircraft carrier, naval air station.

Используя речевые модели и изображения (фото предъявляются по 1-2), курсанты строят свои высказывания на основе фоновых знаний и запаса лексических единиц:

- It's a complex enterprise where ...

- It's a special / restricted area for ...

- It's a defined area of water that is used as .

- It is a big military vessel used for ...

Персонифицированная стратегия в обучении направлена на формирование умений учиться, жить и работать вместе как одного из основополагающих умений образованного человека, который адаптируясь к жизни в социуме, ищет свой индивидуальный путь развития в профессиональной деятельности. Для формирования таких умений используется интерактивная технология обучения в сотрудничестве - «team-learning», разработанная американскими педагогами в целях развития гуманистических качеств личности: взаимопомощи, поддержки более слабых учащихся при взаимодействии в группе и работе над общим заданием. Получая индивидуальные задания, все участники минигрупп взаимозависимы и несут равную ответственность за результат самостоятельного обучения. Так, например, на заключительном этапе урока для выхода в речь предлагается задание по картинке - обсудить в парах изображение аэропорта, используя план и ключевые слова:

- size and activity (busy, large, small);

- type (international, regional, local);

- use (civil, military, joint civil-military);

- airport structures (airport installations and facilities);

- flight operations (general aviation, local commercial or charter flights);

- number (runways, taxiways, hangars, terminals).

Курсантам со слабой языковой подготовкой можно несколько облегчить задание, включив ряд готовых вопросов, и на их основе дать возможность сформулировать свои варианты вопросов к фото:

1) Is it a small landing area or a big airport? /How does it look like?

2) Is it a civil landing area or a military airfield?

3) What facilities does it have?

4) Does it handle commercial or charter flights?

Более подготовленным обучающимся следует предложить построить вопросительные формы, расположив слова в правильном порядке и добавить несколько своих вопросов:

1) It /operate / does / or / heavy jets / light GA aircraft?

2) Runways/ the airport /how many /does /have?

3) Where / located / maintenance area / located /is?

4) Are /any /facilities / there /storage?

Завершив обсуждение в диалоговом режиме, стоит перейти к описанию изображения в виде группового рассказа с использованием речевых моделей:

The photo shows ... which is located ...

In the foreground we can see...

In the background there is /are ... It looks like ...

On the left /right of ... we observe ... It might be ...

There is /are (no) ... Probably ... I suppose ...

Технологии обучения в сотрудничестве применяются как при работе в парах и малых группах, так и в целой группе в зависимости от целей и задач занятия, вида речевой деятельности, содержания учебного материала. Данные формы работы стимулируют «высокую степень вовлеченности в учебный процесс, мотивации, радости познания» и демонстрируют «более высокий уровень самооценки и степени доверия» обучающихся в ходе самостоятельного учебного труда, несмотря на различную степень вклада каждого участника в учебное задание в зависимости от особенностей его личности [4]. Целесообразно использовать обучение в сотрудничестве во время проведения игровых технологий (ролевые и деловые игры) на завершающем этапе изучения определенного раздела темы или темы в целом. При моделировании учебно-профессиональных ситуаций в игровой форме могут применяться разнообразные приемы организации учебного процесса: работа в команде - «обучаемся, сотрудничая вместе»; индивидуальный подход к выполнению заданий - роли распределяются с учетом потенциальных и реальных возможностей курсантов; самостоятельное освоение учебных материалов игры - возможность построения индивидуального образовательного маршрута при подготовке задания и формировании речетворческой деятельности. Деловые и ролевые игры создают дополнительные стимулы к саморегуляции своей учебной деятельности, раскрывают индивидуальные способности участников, повышают их самооценку и делают учебный процесс более познавательным и увлекательным.

Для примера рассмотрим организацию ролевой игры после изучения раздела темы Airports and Aerodromes - Military Airfield. Предварительно курсанты изучают текст на русском языке Engels Air Force Base, фото авиабазы и видеофрагмент «Engels Air Force Base - Home of the Tu-160s», ключевые фразы для передачи прочитанной информации на английском языке (Guard Red Banner Donbass airbase, to be in the inventory, to be airborne alert, paved, perimeter fence, to install). Затем дается установка на выполнение задания:

Role-play (journalists and airbase officials). Make a press tour of the airbase. Use the text, questions and photos of the airbase.

1) Is the airbase one of the largest Air Force installations in Russia?

2) What military units are deployed at Engels Air Force Base?

3) What aircraft does it currently host?

4) What missions do the assigned aircraft perform?

5) Did it undergo any renovations?

6) What facilities does it accommodate?

Распределение ролей определяется исходя из интересов и способностей курсантов. Обучающимся с хорошей языковой базой достаются ведущие роли представителей авиабазы, которым необходимо провести экскурсию для представителей прессы. Игровая ситуация имеет два этапа - монологическое сообщение об авиабазе и интервью с прессой. Представленный список вопросов для интервью может адаптироваться для конкретной группы участников: расширяться, сокращаться, переводиться с русского на английский, составляться самостоятельно или формироваться из незаконченных вопросов. Персонифицированный подход в использовании различных интерактивных технологий мы видим в мобильности, адаптивности, вариативности учебного материала, его ориентации на профессиональные запросы и устремления будущих летчиков и опору на субъективно-личностный опыт. Таким образом, создаются условия для «специфической самоорганизации субъекта образовательного процесса своего личностного образовательного пространства, свободного сознательного выбора образовательных траекторий и путей решения задач профессионального становления» [5].

Инновационные приемы предполагают овладение универсальными учебными действиями для развития умений учиться: «личностные (умение самостоятельно делать свой выбор); регулятивные (умение организовывать свою деятельность); познавательные (умение результативно мыслить); коммуникативные (умение общаться)» [6]. При этом следует учитывать, что каждый индивид обладает своими особенностями восприятия и усвоения информации, психотипом, определяющим его поведение в учебном процессе. Поэтому выбор приемов и средств обучения целесообразно производить, исходя от индивидуально-типических качеств личности, чтобы максимально использовать личный потенциал каждого курсанта. Для этого обработка учебного материала и выбор информации проводится с помощью приемов индивидуализации и дифференциации с применением упражнений разных уровней сложности, когда учитываются различные интересы и потребности курсантов, их сильные и слабые стороны (реакция, скорость и темп чтения, речи, мышления). Такие приемы используются в практике различных видов речевой деятельности: чтении, аудировании, устной речи.

Так, в работе над аудитивным материалом «Airline and Commercial Pilots» необходимо предварительно ознакомить группу с новой лексикой (через перевод или перифразы).

После первого прослушивания проводится контроль понимания общего содержания видеофрагмента. Данное задание выполняет вся группа в письменной форме (выстраивает правильный порядок услышанной информации):

A. Good partnership and teamwork;

B. Pilot work schedules;

C. Pilot physical and mental abilities;

D. Pilot training requirements;

E. Preflight preparation;

F. Additional missions and duties.

Перед вторым прослушиванием необходимо распределить задания по минигруппам, нацелив курсантов на прослушивание конкретной информации:

Group 1.

I. Complete the sentences.

1. Preflight checks includes:... .

2. Pilots communicate with ... before ... during... .

3. To become an airline pilot you need ... .

Group 2.

II. Answer the questions.

1) What missions and duties can commercial pilots perform?

2) What education do they need?

3) Are there any non-flight duties for commercial pilots?

Каждый преподаватель, зная реальные возможности своих курсантов, может облегчить или усложнить задание: сделать выбор ответов из предложенных вариантов, дать задание самостоятельно восполнить необходимую информацию или выполнить данный вид задания в компьютерном классе (курсанты работают в индивидуальном для себя темпе) и т.д.

Инновационные приемы обучения иностранному языку, как правило, относятся к активным формам обучения, ориентированным на широкое взаимодействие преподавателя и обучающихся. Они предполагают активное участие последних в процессе усвоения и продуцирования знаний. Активизировать мыслительную и рефлексивную деятельность можно с помощью упражнений со зрительной опорой. Приемы работы с выученной лексикой включают интерактивные задания на повторение, например, «mind map» (карта памяти). Работа осуществляется как индивидуально, так и в малых группах. Задача - развивать ассоциативное мышление, память и речевую компетенцию. Преподаватель представляет несколько изображений (например, элементы структуры аэродрома):

A. Look at the pictures. What airfield elements do they standfor?

Курсанты называют объекты инфраструктуры аэродрома, затем заполняют ассоциативные цепочки для каждого ключевого слова.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

B. Give your ideas about:

- location of objects; - functions; - main features; - activities at these places.

Каждая группа работает над «картой памяти» одного или двух изображений. Пример «карты памяти» представлен на рисунке 2.

Заполненную схему курсанты могут прокомментировать в виде короткого сообщения.

Данный прием может применяться не только для проверки усвоенной лексики, но и грамматических явлений, фактологического материала. В устной форме подобным образом работают флэш-карточки, активизируя ассоциативную память. Следует отметить, что предлагаемые упражнения не заменяют традиционные формы работы с лексикой, а дополняют уже имеющийся арсенал методических средств для интенсификации учебного процесса.

Рисунок 2 - Пример приема обучения иностранному языку «карта памяти» (mind map)

В системе приемов по активизации самостоятельной работы обучающихся в образовательном процессе следует выделить задания проблемного характера, направленные на «создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками и умениями и развитие мыслительных способностей» [7, с. 66]. Целью такого рода упражнений на уроках иностранного языка служит стимулирование речевой деятельности через продуктивное мышление, когда курсант является активным субъектом обучения и способен самостоятельно решать познавательные проблемы. В процессе усвоения материала курсантам необходимо найти возможные варианты решения проблемного задания, представить аргументы, уметь отстаивать свою точку зрения, вступать в дискуссию. Проблемную задачу определяет преподаватель. Например, при чтении текста Airports vs. Aerodromes предлагается объяснить следующую идею: «All airports are aerodromes but not all aerodromes are airports». Для поиска нужной информации курсанты читают текст, заполняют таблицу (см. таблицу 1) по характеристике аэропорта и аэродрома, сравнивают их и строят маленькие сообщения на базе речевых моделей:

1. Compare airports and aerodromes.

Таблица 1 - Пример проблемного задания по теме Airports vs Aerodromes

Functions Regulations Services Facilities

Airports

Aerodromes

2. Start speaking:

A. An airport is like a big city because It is used for ... Its infrastructure includes... Airports operate under . .

B. Unlike airport aerodromes have only Their main function is ... . Aerodromes don't handle ... They must follow... .

В конце обсуждения следует предложить высказать свои идеи по данному утверждению, привести аргументы: I suppose ..., The main problem is ..., I am absolutely convinced..., I don't think that... An argument for / in favour of/ against it..., Personally, I believe ... . В качестве проблемных заданий могут выступить отдельные проблемные вопросы, практические задания, учебные дискуссии, круглые столы. Начинать следует с постановки проблемных вопросов при работе с текстовым, аудитивным или иллюстративным материалом. Предлагать высказывать свои суждения, соглашаясь или не соглашаясь, аргументируя свой выбор. Приемы активного обучения способствуют разрушению пассивного овладения учебным материалом, стимулируют активную речемыслительную и познавательную деятельность, давая возможность личностной самореализации и осуществлению продуктивной коммуникативной деятельности.

Выводы. Таким образом, внедрение инновационных приемов обучения иностранному языку в рамках персонифицированного подхода создает условия для саморазвития и самосовершенствования курсантов в процессе изучения дисциплины. Интерактивные технологии позволяют повысить мотивацию к обучению, стимулировать интеллектуальную и познавательную активность курсантов, сформировать умения выстраивать индивидуальную траекторию обучения посредством выбора разных ролей при взаимодействии в минигруппах, стремление к самореализации и самооценке своих результатов. Курсанты строят свой образовательный путь с опорой на индивидуальные качества и способности в учебной среде, организованной преподавателем.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Есаулова М.Б. Развитие высшего профессионально-педагогического образования: аспект персонификации // Человек и образование. 2012. № 4 (33). С. 25-30.

2. Педагогическая психология (Международные Богословские курсы). Понятие персонифицированного обучения. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.diplomconsult.ru. (дата обращения 20.01.20).

3. Каргина З.А. Индивидуализация, персонализация, персонификация - ведущие тренды развития образования в XXI: Обзор современных научных исследований // Наука и образование: современные тренды. Выпуск VII. Чебоксары: Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2015. 215 с.

4. Сидоренко М.А. Формирование ключевых компетентностей на уроках иностранного языка в условиях персонифицированного подхода. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.nsportal.ru. (дата обращения 20.01.20).

5. Болычева Е.В. Проблематика исследования феномена персонификации в образовательном процессе // Вюник тслядипломно! осв^и. 2010. Випуск 1. Ч. 2: Психология. 38 с.

6. Ермолаева Е.М. Современные методы и приемы обучения английскому языку в контексте реализации ФГОС. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.multiurok.ru. (дата обращения 20.01.20).

7. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие / Г.К. Селевко. М.: Народное образование, 1998. 66 с.

REFERENCES

1.Esaulova M.B. Razvitie vysshego professional'no-pedagogicheskogo obrazovaniya: aspekt personifikacii // Chelovek i obrazovanie. 2012. № 4 (33). p. 25-30.

2. Pedagogicheskaya psihologiya (Mezhdunarodnye Bogoslovskie kursy). Ponyatie personificirovannogo obucheniya. fElektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http:// www.diplomconsult.ru. (data obrascheniya 20.01.20).

3. Kargina Z.A. Individualizaciya, personalizaciya, personifikaciya - veduschie trendy razvitiya obrazovaniya v XXI: Obzor sovremennyh nauchnyh issledovanij // Nauka i obrazovanie: sovremennye trendy. Vypusk VII. Cheboksary: Centr nauchnogo sotrudnichestva «Interaktiv plyus», 2015. 215 p.

4. Sidorenko M.A. Formirovanie klyuchevyh kompetentnostej na urokah inostrannogo yazyka v usloviyah personificirovannogo podhoda. fElektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http:// www.nsportal.ru. (data obrascheniya 20.01.20).

5. Bolycheva E.V. Problematika issledovaniya fenomena personifikacii v obrazovatel'nom processe // Visnik pislyadiplomnoi osviti. 2010. Vipusk 1. Ch. 2: Psihologiya. 38 p.

6. Ermolaeva E.M. Sovremennye metody i priemy obucheniya anglijskomu yazyku v kontekste realizacii FGOS. fElektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http:// www.multiurok.ru. (data obrascheniya 20.01.20).

7. Selevko G.K. Sovremennye obrazovatel'nye tehnologii: uchebnoe posobie / G.K. Selevko. M.: Narodnoe obrazovanie, 1998. 66 p.

© Хамула Л.А., Левандровская Н.В., 2020

Хамула Лилия Александровна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков, ФГКВОУ ВО «Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков имени Героя Советского Союза А.К. Серова», Россия, 350090, г. Краснодар, ул. Дзержинского, 135, xla-1411@mail.ru.

Левандровская Нина Витальевна, кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков, ФГКВОУ ВО «Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков имени Героя Советского Союза А.К. Серова», Россия, 350090, г. Краснодар, ул. Дзержинского, 135, ninelle1705@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.