Научная статья на тему 'Роль педагогической студии в повышении квалификационного уровня школьного педагога'

Роль педагогической студии в повышении квалификационного уровня школьного педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
189
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИННОВАТИКА / PEDAGOGICAL INNOVATION / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СТУДИЯ / PEDAGOGICAL STUDIO / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ШКОЛЬНОГО ПЕДАГОГА / IMPROVEMENT OF SCHOOL TEACHER'S QUALIFICATION / УРОВНИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ / LEVELS OF TEACHER'S VOCATIONAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сергеева Марина Георгиевна, Пугачев Иван Алексеевич, Самохин Иван Сергеевич

Рассматривается вопрос о роли педагогической студии в повышении квалификационного уровня школьного педагога. Проведен обзор научной литературы, посвященной педагогической инноватике в целом и педагогической студии в частности. Рассмотрены основные задачи и принципы, лежащие в основе студийной деятельности, осуществляемой в рамках учебно-воспитательного процесса. Определены четыре составляющих повышения квалификации школьных учителей в рамках педагогической студии: общепедагогическая, воспитательная, методическая и психологическая. Отмечается, что педагогическая студия как способ повышения квалификации школьного педагога в рамках методической деятельности учебных заведений продемонстрировала высокий уровень эффективности. В соответствии с результатами проведенного исследования, применение данного способа приводит к повышению качества преподавания и развитию учительского творчества в методическом аспекте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сергеева Марина Георгиевна, Пугачев Иван Алексеевич, Самохин Иван Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF EDUCATIONAL STUDIES IN INCREASING THE QUALIFICATION LEVEL OF A SCHOOL TEACHER

The article deals with the role of the pedagogical studio in raising a school teacher's qualification level. The authors review the scientific literature devoted to pedagogical innovation in general and the pedagogical studio in particular. They also consider the main tasks and principles underlying the studio activity carried out within the educational process. Besides, four components of raising a school teacher's education level are singled out: general pedagogical, educational, methodical and psychological. It is noted that the pedagogical studio as a way of improving a school teacher's skills within the methodological activity of educational institutions has demonstrated a high level of effectiveness. In accordance with the study results, the use of this method improves teaching quality and develops teacher's creativity in the methodical aspect.

Текст научной работы на тему «Роль педагогической студии в повышении квалификационного уровня школьного педагога»

педагогического мониторинга, так и достаточный уровень представлений о данной технологии, необходимый уровень теоретических знаний.

Выводы. Тем самым, можно сделать вывод о том, что наиболее значимым фактором, влияющим на эффективность мониторинговой деятельности студентов педагогической магистратуры, является сочетание их теоретических знаний о мониторинговой деятельности с опытом ее реализации.

Литератрура:

1. Бордовский Г.А., Нестеров А.А. Управление качеством образовательного процесса. СПб, 2011. 213 с.

2. Колдаев В.Д. Использование педагогического мониторинга для повышения качества подготовки студентов // Сибирский педагогический журнал. 2012. №6. С. 65-69

3. Конотопов П. Ю., Курносов Ю. В. Аналитика: методология, технология и организация информационно-аналитической работы. -М.: Русаки, 2004. - 512 с.

4. Орлов А.А. Мониторинг инновационных процессов в образовании // Педагогика. 1996. № 3. С. 9-15.

5. Рагозинникова Л.Н. Педагогический мониторинг как неотъемлемое условие качества образования // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. №1. С. 40-44.

6. Современная система образования: теория и практика / под редакцией И.В Ткаченко. Ставрополь: Логос, 2014. -238 с.

Педагогика

УДК 373.1

доктор педагогических наук, профессор Сергеева Марина Георгиевна

Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана (г. Москва); доктор педагогических наук, профессор Пугачев Иван Алексеевич Российский университет дружбы народов (г. Москва); кандидат филологических наук Самохин Иван Сергеевич

Российский университет дружбы народов (г. Москва)

РОЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СТУДИИ В ПОВЫШЕНИИ КВАЛИФИКАЦИОННОГО УРОВНЯ

ШКОЛЬНОГО ПЕДАГОГА

Аннотация. Рассматривается вопрос о роли педагогической студии в повышении квалификационного уровня школьного педагога. Проведен обзор научной литературы, посвященной педагогической инноватике в целом и педагогической студии в частности. Рассмотрены основные задачи и принципы, лежащие в основе студийной деятельности, осуществляемой в рамках учебно-воспитательного процесса. Определены четыре составляющих повышения квалификации школьных учителей в рамках педагогической студии: общепедагогическая, воспитательная, методическая и психологическая. Отмечается, что педагогическая студия как способ повышения квалификации школьного педагога в рамках методической деятельности учебных заведений продемонстрировала высокий уровень эффективности. В соответствии с результатами проведенного исследования, применение данного способа приводит к повышению качества преподавания и развитию учительского творчества в методическом аспекте.

Ключевые слова: педагогическая инноватика, педагогическая студия, повышение квалификации школьного педагога, уровни профессиональной подготовки учителя.

Annotation. The article deals with the role of the pedagogical studio in raising a school teacher's qualification level. The authors review the scientific literature devoted to pedagogical innovation in general and the pedagogical studio in particular. They also consider the main tasks and principles underlying the studio activity carried out within the educational process. Besides, four components of raising a school teacher's education level are singled out: general pedagogical, educational, methodical and psychological. It is noted that the pedagogical studio as a way of improving a school teacher's skills within the methodological activity of educational institutions has demonstrated a high level of effectiveness. In accordance with the study results, the use of this method improves teaching quality and develops teacher's creativity in the methodical aspect.

Keywords: pedagogical innovation, pedagogical studio, improvement of school teacher's qualification, levels of teacher's vocational training.

Выводы. В настоящее время государство оказывает масштабную поддержку образовательным концепциям, нацеленным на разработку программ инновационного характера и воспитательных сред, что предполагает частичный отказ от сложившихся представлений об инновационном опыте педагога, ориентированном на профессиональный рост школьного учителя. На данный момент этот ресурс может и должен позиционироваться как одно из важнейших условий модернизации образовательной системы, которая бросает новые, более сложные вызовы современным «гонцам просвещения». Его значимость отражена в ряде документов федерального уровня: программе «Развитие образования в Российской Федерации на 2013 - 2020 гг.», Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года и некоторых других.

Результативность учебно-воспитательного процесса в существенной мере детерминируется профессиональной активностью психологически стабильного, реализующегося в выбранной сфере педагогического работника, воспринимающего себя в качестве полноценного субъекта выполняемой деятельности, что подразумевает высокий общекультурный уровень учителя, освоение им навыков продуктивной рефлексии. Одной из действенных инновационных форм повышения квалификации школьного педагога выступает педагогическая студия. Слово «студия» произошло от первого лица единственного числа итальянского глагола "studiare" со значением «усердно работать, заниматься». Студия представляет собой творческий коллектив единомышленников, ставящий перед собой разноплановые задачи: учебные, производственные и экспериментальные. Авторы данной статьи отталкиваются от интерпретации, предложенной легендарным театральным режиссером К.С. Станиславским: «Студия - это место, где человеку надо научиться наблюдать свой характер, свои внутренние силы, где ему надо выработать привычку мыслить» [8]. Педагогические инновации зародились в США и Западной Европе в конце 1950-х годов. С тех пор публикуется значительное количество зарубежных статей и монографий, расширяющих и углубляющих

восприятие педагогической инноватики, подчеркивающих ее научный статус. Из современных авторов можно назвать Й. Майлса [18], Д. Муна [19] и А. Николс [20]; из предтеч, создававших свои работы еще в первой половине XX столетия - американского автора Р. Райана, проявлявшего себя на стыке педагогического и естественно-научного знания [21]. В российском образовании исследование процессов инновационного характера стало следствием повышенного интереса к предложениям педагогов-новаторов (рубеж 1950-х - 60-х годов). В позднесоветский период были созданы механизмы интеграции методических достижений в учебно-воспитательный процесс. По мере того, как двигалась вперед педагогическая инноватика, выходили новые научные труды, связанные с вопросами разработки и диссеминации образовательных новшеств (В.И. Слободчиков [3], А.Л. Сиротюк [4], А.Г. Ткачев [7], Н.Р. Юсуфбекова [17] и др.). Инновационная деятельность школ и вузов получила методологическую аргументацию (А.В. Коржуев [1], М.Г. Сергеева [2], М.Г. Тусеева [11] и др.). Предложены подходы к инновационной деятельности в области обучения и воспитания (К.Е. Сумнительный [6], А.В. Хуторской [13, 14] Л.В. Шмелькова [16] и др.). Ключевые задачи, которые ставит перед собой педагогическая инноватика, сформулированные отечественными учеными В.С. Лазаревым и Б.П. Мартиросяном, позволяют судить об общих векторах исследования в рамках данной науки [5]:

- задачи первого типа отличаются описательно-объяснительным характером, демонстрируют на уровне теории те реальные причинно-следственные связи, которые лежат в основе образовательного процесса;

- задачи второго типа имеют отношение к созданию новых алгоритмов инновационной деятельности, новых форм ее проектирования и технологий реализации;

- задачи третьего типа опираются на определение путей совершенствования инновационной деятельности: их тщательный анализ и адекватную оценку, формулирование подробных сценариев развития, возможности своевременной коррекции недочетов.

Изложение основного материала статьи. Мы рассматриваем педагогическую студию (далее - ПС) как творчески ориентированную разновидность профессионального объединения школьных педагогов внутри школы в рамках методической деятельности учебных заведений, связанную с ростом учительской квалификации, приобретением новых знаний посредством моделирования проблемных ситуаций, которые могут возникнуть в ходе урока, проведением специальных тренингов, игр, использованием на собственных занятиях новаторских форм преподавания [10]. Важным отличием ПС от любого другого профессионального объединения учителей выступает то обстоятельство, что учебная деятельность осуществляется одновременно на теоретическом, технологическом и методическом уровнях. Профессиональные объединения учителей (к которым, помимо ПС, относятся также клубы, мастер-классы, мастерские, творческие микрогруппы) нацелены на реализацию взаимодополняющих задач [12]: повышение уровня профессиональной компетентности школьных педагогов; увеличение результативности и перспективности образовательных процессов.

Главными целями ПС являются повышение квалификации школьного педагога, стимулирование его к педагогическому творчеству, выстраивание четкого и в то же время гибкого вектора профессионально-личностного развития, повышение «градуса увлеченности» выбранным делом, грамотное использование (распределение) психологических ресурсов, дальнейшее раскрытие имеющегося потенциала, вырабатывание здоровой педагогической позиции. На основе перечисленных факторов Л.Т. Черновой были выделены следующие задачи ПС [15]: закрепление, обогащение и использование полученной информации на собственных уроках при преподавании теории; усвоение новых сведений об учебно-воспитательном процессе, о его участниках, о своих возможностях в контексте выполняемой деятельности; вырабатывание потребности в реализации навыков и умений, приобретенных на студийных занятиях, в ходе работы со школьниками; развитие лидерских и организаторских свойств; совершенствование коммуникационных навыков; создание собственного, «авторского» образа педагогической мысли и стиля профессиональной деятельности; тренировка интуиции и эмпатии, способности почувствовать личность и внутренне состояние учащегося.

В основе ПС лежат четыре принципа:

- добровольности (учащийся сам решает, принимать ли ему участие в студии, выполнять ли те или иные задания);

- самоопределения (учитель должен выработать стабильную педагогическую позицию и отношение к реализуемой им деятельности);

- продуктивного взаимодействия и создания традиций (педагогу следует использовать демократичный стиль общения, предполагающий развитый интеллект, высокий духовный потенциал (нравственность, воля), выстраивание коллективной деятельности и контроль над ней, формирование доброжелательной и доверительной обстановки, учет мнений всех учащихся в ходе обсуждения возникающих трудностей; обращение к оптимальному педагогическому опыту;

- активности (направлен на моделирование и воплощение на практике ролевых ситуаций, выполнение специальных заданий, отслеживание нюансов чужого поведения).

Заседания ПС базируются на комплексе двух форм работы - индивидуальной и групповой. Подвидами студийного обучения выступают коммуникативные тренинги, творческая работа, игры и т.д. Многообразие подвидов требует обращения к разным учебным методам: дискуссии, беседе, позиционному анализу. Показателем успешности или неуспешности повышения квалификации школьного педагога является итоговый результат - степень развития необходимых умений (общепедагогических, воспитательных, методических и психологических). На базе проведенного анализа были определены уровни профессиональной подготовки школьного учителя (по восходящей): стихийный, операционный, тактический и стратегический. Фундаментом предложенной классификации выступает структура профессиональной деятельности, описанная в трудах М.С. Кагана [9], А.М. Новикова [12] и Л.И. Шаталовой [13]. Учтены ключевые виды деятельности: когнитивная (познавательная), коммуникативная, преобразовательная, этикоцентричная (ориентированная на морально-нравственные ценности) и эстетическая.

Стихийный уровень: школьный педагог имеет базовые знания в области выбранной профессии и весьма общее представление о зоне ее ближайшего развития и перспективах своего учебного заведения; владеет некоторыми составляющими профессиональных навыков и умений; работает с учащимися «наощупь», методом проб и ошибок, опираясь на имеющийся опыт, но не пытаясь как-то его расширить или углубить;

отдает предпочтение неэффективной технологии дидактического характера; строит занятие по устаревшей схеме, отличается фактическим отсутствием коммуникативного мастерства.

Операционный уровень: школьный педагог имеет определенные знания в области выбранной профессии и ограниченное представление о зоне ее ближайшего развития и перспективах своего учебного заведения; отличается посредственным уровнем профессиональной подготовки, отдает предпочтение традиционным педагогическим подходам; демонстрирует владение отдельными творческими методами и приемами, а также операционными технологиями дидактического характера; строит занятие по шаблонной, морально и функционально устаревшей схеме; обычно проводит неинтересные, однообразные уроки.

Тактический уровень: школьный педагог имеет обширные знания в области выбранной профессии, но не обладает четким представлением о зоне ее ближайшего развития и перспективах своего учебного заведения; отличается высоким уровнем профессиональной подготовки; демонстрирует свободное владение некоторыми современными технологиями дидактического характера; обогащает учебно-воспитательный процесс нестандартными методами и приемами; показывает значительную мотивацию и заинтересованность в положительном результате.

Стратегический уровень: школьный педагог имеет обширные знания в области выбранной профессии, четкое представление о зоне ее ближайшего развития и перспективах своего учебного заведения; занимается творческим планированием и проектированием своей профессиональной деятельности; демонстрирует независимое владение различными методиками дидактического характера; обогащает учебно-воспитательный процесс новыми идеями; общается со своими подопечными на достойном содержательном и эстетическом уровне; сообщает изучению дисциплины эмоциональную ценность. Рассмотренные уровни развития умений (общепедагогических, воспитательных, методических и психологических) составили базу диагностики степени профессиональной подготовки учителя. Результаты деятельности ПС оценивались посредством следующих методов: анализа занятий и воспитательных мероприятий, проводимых работником общеобразовательной школы; изучения педагогической активности и результатов научно-исследовательской деятельности педагогов; использования тестов и анкет для проверки уровня профессионализма учителей, преподающих в экспериментальных группах, в рамках начального и заключительного этапов обучения в ПС.

Выводы. В результате исследования определены следующие составляющие повышения квалификации школьных учителей в рамках ПС: общепедагогическая, воспитательная, методическая и психологическая.

Общепедагогическая составляющая предполагает развитие общей культуры учителя с помощью вырабатывания у него принципиально новых мыслительных навыков, создание мотивов и установок, ориентированных на самопросвещение и самосовершенствование.

Воспитательная и методическая составляющие связаны с проектированием системы коммуникативного и игрового тренинга, проведением занятий творческого характера, нацеленных на освоение системы интеллектуально-нравственного воспитания личности, формирование продуктивных ценностных установок адекватных этических позиций, направленных на активное преобразование окружающей действительности; создание условий для применения современных образовательных средств, методов и приемов.

Психологическая составляющая представлена исследованием и реализацией полученных знаний в сфере психологии: освоением инноваций в данной области, приобретением новых знаний о специфике когнитивных процессов, о личностной и коммуникативной психологии. ПС как способ повышения квалификации школьного педагога в рамках методической деятельности учебных заведений продемонстрировал высокую эффективность. В соответствии с результатами проведенного исследования, применение данного способа приводит к повышению качества преподавания и развитию учительского творчества в методическом аспекте.

Литература:

1. Коржуев А.В., Сергеева М.Г. Педагогический поиск как диалог традиций и инноваций: Монография. - Москва: НОУ ВПО МИЛ, 2015. - 186 с.

2. Сергеева М.Г. Развитие педагогического мастерства преподавателя в современных условиях: Монография. - Москва: НОУ ВПО МИЛ, 2015. - 180 с.

3. Слободчиков В.И. Проблема научного обеспечения инновационной деятельности в образовании (концептуальные основания). - Москва - Киров, 2003. - 32 с.

4. Сиротюк А.Л., Сергеева М.Г. Инновационный подход к обучению в профессиональной школе: Монография. - Курск: изд-во РФЭИ, 2011. - 226 с.

5. Степанов В.В. Психологическое сопровождение мотивационной готовности учителей к инновационной деятельности: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Тверь, 2012. - 25 с.

6. Сумнительный К.Е. Инновации в образовании: мифы и реальность // Народное образование. - 2007. - №4. - С. 89-99.

7. Ткачев А.Г., Попов А.И. Введение в инноватику: метод. Указания. - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2006. - 24 с.

8. Тусеева М.Г. Влияние педагогических объединений на профессиональное мастерство учителя // Мир образования - образование в мире. - 2008. - № 4 (32). - С. 125-134.

9. Тусеева М.Г. Творчество в педагогической студии. Туризм // Наука и образование. - 2007 - № 1. -С. 116-118.

10. Тусеева М.Г. Педагогическая студия как форма повышения квалификации учителей средней школы // Молодые голоса. Выпуск 15. Сб. науч. ис. раб. асп. и соис. Отв. ред. Ю.Г. Круглов. - М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2007. - С. 127-135.

11. Тусеева М.Г. Педагогические объединения как форма повышения квалификации // Человек как феномен педагогики: Материалы международной научно-практической конференции, посвященной памяти педагога О.А. Казанского. (Липецкий государственный педагогический университет, 4-5 октября 2006 г.): В 2 т. Т. 2. - Липецк: РИЦ ЛГПУ. - 2006. - С. 28-34.

12. Тусеева М.Г. Педагогические объединения в средней школе // Молодые голоса. Выпуск 14. Сб. науч. ис. раб. асп. и соис. Отв. ред. Ю.Г. Круглов. - М.: РИЦ МГОПУ им. М.А. Шолохова. - 2006. -С. 175-180.

13. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. - М.: Академия, 2008. - 256 с.

14. Хуторской А.В. Типологии педагогических нововведений / А.В. Хуторской // Школьные

технологии. - 2005. - № 5. - С. 10-24.

15. Чернова Л.Т. Формирование профессионально-личностной готовности учителя к инновационной деятельности в системе повышения квалификации: дис. ... канд. пед. наук. - Казань, 1997. - 159 с.

16. Шмелькова Л.В. Проектирование инновационной деятельности в образовательном учреждении: методические материалы / Л. В. Шмелькова. - Салехард: ЯНОИПКРО, 2008. - 118 с.

17. Юсуфбекова Н.Р. Общие основы педагогической инноватики: опыт разработки теории инновационных процессов в образовании. - М.: Высш. шк., 1991. - 218 с.

18. Miles I. The Development of Technology Foresight: A Review // Technological Forecasting and Social Change. - 2010. - Vol. 77. - Р. 1448-1456.

19. Moon J. A. Reflection in learning and professional development: theory and practice. - London: Kogan Page, 2000. - 299 p.

20. Nicholls A. Managing Educational Innovations. - London: Allen & Unwin, 1988. - 99 p.

21. Ryan R., Gross N. C. The Diffusion of Hybrid Seed Corn in Two Iowa Communities // Rural Sociology. -1943. - Vol. 8. - № 1. - P. 15-24.

Педагогика

УДК: 37.013: 373.2.01

кандидат медицинских наук, доцент Сидорова Ирина Геннадьевна

ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет» (г.Оренбург)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ ОСНОВ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ У ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. Статья посвящена проблемам воспитания основ культуры здоровья у дошкольников. Ее актуальность обусловлена тем, что воспитание культуры здоровья является социально значимым процессом, который определяет формирование индивидуального здоровья начиная с дошкольного возраста. По результатам наблюдения, анкетирования и диагностики компонентов культуры здоровья дошкольников выделены педагогические условия воспитания основ культуры здоровья у детей дошкольного возраста. Проблема здоровья подрастающего поколения вызывает необходимость разработки и включения в учебно-воспитательный процесс программы по здоровьесбережению.

Ключевые слова: дети, дошкольный возраст, культура здоровья, здоровье, педагогические условия, воспитание.

Annotation. The is devoted to problems of education of bases of culture of health for preschool children. Its relevance is due to the fact that fostering a culture of health is a socially important process that determines the formation of individual health from pre-school age. On results a supervision, questionnaire and diagnostics of components of culture of health of preschool children the pedagogical terms of education of bases of culture of health are distinguished for the children of preschool age. The problem of health of rising generation causes the necessity of development and inclusion in the educational process of the program on health protection.

Keywords: children, preschool age, culture of health, health, pedagogical conditions, education.

Введение. Значимость здоровья определяется тем, что оно занимает самую важную позицию среди человеческих потребностей. Это обусловлено тем, что реализовать свой функциональный, интеллектуальный, нравственный, физический и репродуктивный потенциал может только здоровый человек. Культура здоровья является интегративным личностным качеством, формирующимся в процессе систематического, целенаправленного воспитания и обучения на основе эмоционально-ценностного отношения к своему здоровью, к организации здорового образа жизни, накопления опыта применения знаний, умений и навыков в практике организации здорового образа жизни, развития всех компонентов здоровьесбережения [4, с. 75].

Культура здоровья - это не только информированность в области здоровьесбережения, достигаемая в процессе обучения, но и практическое воплощение потребности вести здоровый образ жизни, заботиться о собственном здоровье и здоровье окружающих [1, с. 118]. Культура здоровья складывается из таких разнородных составляющих, как культура отношения к собственному телу, к своему социальному окружению, значимым другим, семье, профессии, к миру и жизни в целом.

Культура здоровья — важнейшая составляющая общечеловеческой культуры, мультидисциплинарная отрасль знания, которая разрабатывает теоретические и практические задачи гармоничного развития духовных, психических и физических сил человека [6, с. 14].

Современное социально-экономическое положение в России характеризуются глубокими перестройками во всех областях деятельности человека и отношения между людьми. Крайне тревожное положение сложилось в области воспитания детей старшего дошкольного возраста. Целый комплекс проблем связан с питанием, здоровьем, обучением и воспитанием. Отсюда укрепления здоровья является одной из проблем современной действительности и требует к своему разрешению использование самых разнообразных средств. В ряду таких средств важное место занимают ценности физической культуры, овладение которыми обеспечивают сформированность системы социальных и биологических начал личности, единства ее телесности и духовности способствуют реализации главной цели образования - сохранения и укрепления индивидуального здоровья дошкольников. В процессе физического воспитания и физического развития происходит не только становление двигательной сферы ребенка, а осуществляется формирование умственных способностей, нравственно-эстетических чувств, закладываются основы целенаправленной и организованной деятельности, что в конечном итоге содействует формированию гармоничной личности ребенка [5, с. 375].

Анализ современной теории и практики физической культуры свидетельствует о том, что социально -биологической природы становления здоровья является совершенствования системы адаптивных возможностей дошкольников в физическом, психологическом и социальном аспектах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.