Педагогика
УДК 373.1
доктор педагогических наук, профессор Сергеева Марина Георгиевна
Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана (г. Москва); кандидат педагогических наук, доцент Дмитриченкова Светлана Владимировна Российский университет дружбы народов (г. Москва); кандидат филологических наук Варламова Ирина Юрьевна
Российский университет дружбы народов (г. Москва)
ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МАГИСТРАТУРЫ К МОНИТОРИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация. В статье рассматриваются ключевые детерминанты подготовки студентов педагогической магистратуры к мониторинговой деятельности. Рассмотрена роль мониторинговой деятельности в современном образовательном пространстве, проведено сопоставление данной деятельности с аналитической работой. Выявлены ключевые компетенции, условия и факторы, обуславливающие эффективность мониторинговой деятельности. Обращается внимание на содержание подготовки студентов педагогической магистратуры к мониторинговой деятельности, на основании результатов эмпирического исследования выявлены ключевые трудности, с которыми сталкиваются студенты в ходе мониторинговой деятельности и предложены способы их преодоления. Отмечается ключевая роль понимания сущности мониторинга и анализа его результатов, как базиса эффективности рассматриваемого процесса.
Ключевые слова: педагогический мониторинг, мониторинговая деятельности, педагогическая магистратура.
Annotation. The article deals with the key determinants of training of students of pedagogical magistracy for monitoring activity. The role of monitoring activity in modern educational space is considered, the comparison of this activity with analytical work is carried out. The key competencies, conditions and factors that determine the effectiveness of monitoring activities are identified. Attention is drawn to the content of training of students of the pedagogical magistracy to monitoring activity, on the basis of results of empirical research the key difficulties faced by students during monitoring activity are revealed and ways of their overcoming are offered. The key role of understanding the essence of monitoring and analysis of its results as a basis for the effectiveness of the process is noted.
Keywords: pedagogical monitoring, monitoring activity, pedagogical magistracy.
Введение. Педагогический мониторинг, представляет собой технологию, без которой оптимальное развитие современного образования представляется немыслимым. Данный тезис объясняется тем, что образование, как институт информационного общества нуждается в перманентной оценке своего состояния, отдельных факторов эффективности (качества, рентабельности и т.п.), динамики изменений для того, чтобы принимаемые на всех уровнях управленческие решения соотносились с целями, задачами и нуждами современной образовательной системы [6]. В данном контексте чрезвычайно важной предстает проблема подготовки кадров, для организации и проведения педагогического мониторинга, самого широкого спектра направлений. Подготовка к мониторинговой деятельности имеет свою специфику, продиктованную, прежде всего, особенностями образовательной системы на современном этапе. Так, существует два принципиально различных подхода к организации мониторинга, первый подразумевает полную регламентацию целей, задач, особенностей проведения мониторинга, второй же демонстрирует обратную тенденцию, базируясь на понимании субъектом проведения мониторинга его сущности с опорой на разумную инициативу. Современное образовательное пространство становится столь сложным, что использование первого метода представляет более не эффективным, поскольку оценку столь высоко динамичной системы сложно регламентировать. Это диктует необходимость в подготовке компетентных и инициативных специалистов, для данного рассматриваемого типа деятельности [2]. Содержание описываемой подготовки должно базироваться на общих принципах обучения аналитической работе, наиболее должно представленных в трудах П.Ю. Конотопова [3]. Их экстраполяция на проблематику данной статьи позволяет выделить компетенции, обуславливающие успешность к мониторинговой деятельности: наличие глубоких теоретических и практических знаний об объекте мониторинга; наличие представлений о специфике управленческой деятельности; наличие опыта педагогической деятельности; наличие представлений о применяемой технологии, т.е. педагогическом мониторинге; развитые рефлексивные умения [1]. Исходя из анализа данных компетенций, можно сделать вывод о том, что подготовка к мониторинговой деятельности целесообразна в случае, когда будущий субъект его проведения обладает базовыми знаниями об образовании, образовательных процессах, педагогической деятельности. А значит, минимальный уровень его изначально подготовленности должен соответствовать минимум студенту, окончившему бакалавриат по соответствующей специальности [4]. Тем самым, можно сделать вывод о том, что оптимальным является именно подготовка студентов педагогической магистратуры к мониторинговой деятельности, поскольку данный субъект обучения подходит под вышеописанные требования. С целью определения направленности и ключевых элементов содержания подготовки студентов педагогической магистратуры к мониторинговой деятельности, необходимо определить не только базовые компетенции, знания и умения, необходимые для эффективной мониторинговой деятельности, но другие факторы, которые оказывают значимое влияние на ее эффективность. С этой целью нами было проведено исследование тех или иных затруднений, которые возникают в ходе проведения мониторинга, как у студентов педагогической магистратуры, так и у экспертов. Подобный подход, в перспективе позволит изначально учесть возможные трудности мониторинговой деятельности студентов педагогической магистратуры и подготовить их к преодолению данных трудностей.
Изложение основного материала статьи. В ходе исследования была создана фокус-группа из 32 человека, 16 студентов магистратуры и 16 педагогических работников, имеющих существенных опыт в проведении педагогического мониторинга. В ходе работы группы, участникам было предложено назвать и ранжировать трудности, возникающие в ходе проведения педагогического мониторинга. Исходя из результатов работы фокус группы, полученные данные были сведены в несколько совокупностей, представленные в таблицах 1 и 2.
Таблица 1
Ранжирование трудностей, с которыми сталкиваются субъекты, имеющие опыт мониторинговой
деятельности
Испытываемые трудности Присвоенный ранг
1 .Понимание сущности мониторинга 2.35
2.Применение инструментария, необходимого для организации мониторинга 4.86
3. Применение инструментария, необходимого для проведения мониторинга 2.12
4. Применение инструментария, необходимого для анализа результатов проведения мониторинга 5.49
5.Иное 1.22
Анализ результатов, представленных в таблице 1, позволяет сделать вывод о том, что наиболее существенными затруднениями, для экспертов являются такие этапы мониторинговой деятельности, как организация и анализ полученных результатов. В ходе работы фокус групп, данной категорией были конкретизированы вышеописанные трудности, приведенные далее: трудности с проведением анализа результатов мониторинга, прежде всего математического анализа; трудности с представлением результатов мониторинга и их дальнейшим использованием; трудности с детализацией цели мониторинга; трудность выбора критериев оценки объекта. Анализ полученных ответов позволяет свидетельствовать о том, что трудности, возникающие у экспертов, в ходе мониторинговой деятельности связаны, прежде всего, со следующим: некоторыми пробелами в их подготовке (трудности анализа результатов); противоречивыми требованиями к организации мониторинговой деятельности (трудности в детализации цели мониторинга, сложность выбора критериев); слабой обратной связью с руководством трудность представления результатов и их дальнейшего использования). Отметим, что данные трудности в первую очередь связаны с особенностями вузовской подготовки, так же следует учитывать интенсивное самообразование и опыт работы в образовательной организации, которые нивелировали многие сложности, проявлявшиеся на начальном этапе [3]. К ним можно отнести, например, недостаточность представлений о сущности управленческой деятельности, технологии мониторинга, качественном анализе результатов мониторинга. Тем самым, анализ трудностей, с которыми сталкиваются субъекты, обладающие опытом мониторинговой деятельности, демонстрирует достаточный уровень компетентности данных субъектов для мониторинговой деятельности, однако указывает на недостаточность подготовки, которая мешает совершенствованию успешности данной деятельности. Прежде всего, стоит отметить трудности с анализом результатов, которые часто мешают адекватной интерпретации полученных данных, что снижает ценность мониторинга как такового [5].
Таблица 2
Ранжирование трудностей, с которыми сталкиваются субъекты, не имеющие опыт мониторинговой деятельности
Испытываемые трудности Присвоенный ранг
1 .Понимание сущности мониторинга 6.12
2.Применение инструментария, необходимого для организации мониторинга 5.73
3. Применение инструментария, необходимого для проведения мониторинга 7.58
4. Применение инструментария, необходимого для анализа результатов проведения мониторинга 5.71
5.Иное 2.64
Данные представленные в таблице 2, позволяют констатировать наличие существенных трудностей при проведении мониторинга у субъектов, не имеющих подобного опыта. Прежде всего, стоит отметить сложность с таким этапом мониторинговой деятельности, как непосредственно проведение мониторинга. Конкретизация представленных категорий фокус-группой была существенно затруднена, что свидетельствует о недостаточности представлений о мониторинге как технологии, его месте в систему управления образованием. Важно отметить то, что и у субъектов имеющих опыт мониторинговой деятельности и у субъектов, не имеющих данный опыт, отмечаются одинаковые трудности с анализом результатов, полученных в ходе мониторинга. Это свидетельствует о необходимости первоочередной подготовки студентов педагогической магистратуры именно к анализу результатов, поскольку в будущем подобный пробел в знаниям очень сложно как либо компенсировать. Для того чтобы нивелировать трудности в ходе организации и проведения мониторинга необходима как теоретическая подготовка, прежде всего получение знаний об управлении образованием, представлений о мониторинговой деятельности, инструментарии, используемом при проведении мониторинга. Акценты, расставленные выше в ходе организации подготовки студентов педагогической магистратуры к мониторинговой деятельности, в перспективе позволят существенно увеличить эффективность подготовки. подготовить студентам к трудностям мониторинговой деятельность, дав им необходимый плацдарм для дальнейшего профессионального развития в рассматриваемом направлении. Исследование подготовки к реализации технологии педагогического мониторинга представляет собой нетривиальную задачу, поскольку требуется изучение не только эффективности самого процесса, но и конкретное определение параметров обеспечивающих данную эффективность, в условиях, когда не существует общепринятой диагностики заявленного объекта исследования. Наиболее подходящими в данном случае являются методики, позволяющие оценить субъект, проводящий педагогический мониторинг, педагогический мониторинг как процесс и результаты педагогического мониторинга как процесса. Таким образом, эффективность педагогического мониторинга можно соотнести с подготовленностью субъекта, выявив факторы, влияющие на эффективность мониторинговой деятельности. Подобный подход, диктует необходимость использования инструментария математического анализа, что позволит получить достаточную валидность полученных в ходе изучения
данных. С нашей точки зрения, наиболее логичным будет использование корреляционного анализа (критерий ранговой корреляции ге Спирмена) и ранжирования полученных данных, что позволит установить взаимосвязи между особенностями подготовки субъекта и спецификой мониторинговой деятельности, проводимой им. В ходе проведения экспериментального исследования нами использовались параметры, представленные в таблице 3. Данный набор параметров позволяет в перспективе определить наиболее общие аспекты подготовленности студентов педагогической магистратуры, оказывающие влияние на их мониторинговую деятельность. Важным представляется то, что в последующем возможна конкретизация данных факторов, определение их структуры и значимых вторичных компонентов.
Таблица 3
Перечень диагностируемых в ходе экспериментального исследования параметров
Параметр Метод диагностики
Удовлетворенность студента процессом подготовки. Определяется с помощью анкетирования. Выставляется 10-бальная оценка удовлетворенностью отдельных этапов подготовки.
Оценка приобретенных студентов знаний и компетенций Для оценки данного параметра используется блиц-тест.
Эффективность мониторинговой деятельности, с точки зрения студента. Для оценки данного параметра используется субъективная оценка с пояснением.
Эффективность мониторинговой деятельности с точки зрения преподавателя/руководителя. Для оценки данного параметра используется субъективная оценка с пояснением.
Удовлетворенность преподавателя /руководителя процессом подготовки. Определяется с помощью анкетирования. Выставляется 10-бальная оценка удовлетворенностью отдельных этапов подготовки.
Объективная эффективность мониторинговой деятельности студентов Определяется с помощью сравнения мониторинговой деятельности студентов и подготовленных экспертов. Осуществляется относительно одного и того же объекта мониторинга.
В рассматриваемом исследовании использовались авторские анкеты, составленные в простой форме. Участие приняли 20 студентов и 20 преподавателей педагогической магистратуры, выборка однородна по возрастным и гендерным признакам для обеих групп испытуемых. Результаты корреляционного анализа взаимосвязи заявленных параметров представлен в таблице 4.
Полученные данные свидетельствуют о том, что наиболее значимыми параметрами являются знания и компетенции студентов, оценка преподавателем, руководителем или знающим экспертом их мониторинговой деятельности и подготовки к ней. Это свидетельствует о том, что подготовка к мониторинговой деятельности эффективна только в случае, если осуществляется целенаправленно, с привлечением сведующих лиц.
Таблица 4
Корреляционный анализ взаимосвязи заявленных параметров с объективной оценкой мониторинговой деятельности студентов
Параметры Объективная эффективность мониторинговой деятельности студентов
Удовлетворенность студента процессом подготовки. 0.552, p < 0,05
Оценка приобретенных студентов знаний и компетенций 0.816, p < 0,01
Эффективность мониторинговой деятельности, с точки зрения студента. 0.563, p < 0,05
Эффективность мониторинговой деятельности с точки зрения преподавателя/руководителя/эксперта. 0.771, p < 0,01
Удовлетворенность преподавателя /руководителя /эксперта процессом подготовки. 0.804, p < 0,01
При этом оценка студентом подготовки к мониторинговой деятельности, а так же оценка им непосредственно мониторинговой деятельности не демонстрируют должной глубины связи, чтобы сделать вывод о значимости влияния данных параметров на эффективность мониторинговой деятельности. Тем самым, можно констатировать то, что самостоятельное овладение данной технологией представляется крайне сложной и труднореализуемой задачей.
Полученные результаты можно объяснить тем, что подготовка к заявленному виду деятельности, как правило, заключается в разъяснении теоретических ее аспектов, что хоть и имеет существенное значение, однако является недостаточным, поскольку необходимые компетенции в реализации технологии педагогического мониторинга можно получить только на практике, т.е. непосредственно применяя данную технологию. Об этом свидетельствует то, что студенты с опытом применения данной технологии получили результат более чем на 50% лучший, чем студенты, не обладающие подобным опытом. Однако, среди студентов, показавших наилучшие результаты, выявлено как наличие практического опыта реализации
педагогического мониторинга, так и достаточный уровень представлений о данной технологии, необходимый уровень теоретических знаний.
Выводы. Тем самым, можно сделать вывод о том, что наиболее значимым фактором, влияющим на эффективность мониторинговой деятельности студентов педагогической магистратуры, является сочетание их теоретических знаний о мониторинговой деятельности с опытом ее реализации.
Литератрура:
1. Бордовский Г.А., Нестеров А.А. Управление качеством образовательного процесса. СПб, 2011. 213 с.
2. Колдаев В.Д. Использование педагогического мониторинга для повышения качества подготовки студентов // Сибирский педагогический журнал. 2012. №6. С. 65-69
3. Конотопов П. Ю., Курносов Ю. В. Аналитика: методология, технология и организация информационно-аналитической работы. -М.: Русаки, 2004. - 512 с.
4. Орлов А.А. Мониторинг инновационных процессов в образовании // Педагогика. 1996. № 3. С. 9-15.
5. Рагозинникова Л.Н. Педагогический мониторинг как неотъемлемое условие качества образования // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. №1. С. 40-44.
6. Современная система образования: теория и практика / под редакцией И.В Ткаченко. Ставрополь: Логос, 2014. -238 с.
Педагогика
УДК 373.1
доктор педагогических наук, профессор Сергеева Марина Георгиевна
Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана (г. Москва); доктор педагогических наук, профессор Пугачев Иван Алексеевич Российский университет дружбы народов (г. Москва); кандидат филологических наук Самохин Иван Сергеевич
Российский университет дружбы народов (г. Москва)
РОЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СТУДИИ В ПОВЫШЕНИИ КВАЛИФИКАЦИОННОГО УРОВНЯ
ШКОЛЬНОГО ПЕДАГОГА
Аннотация. Рассматривается вопрос о роли педагогической студии в повышении квалификационного уровня школьного педагога. Проведен обзор научной литературы, посвященной педагогической инноватике в целом и педагогической студии в частности. Рассмотрены основные задачи и принципы, лежащие в основе студийной деятельности, осуществляемой в рамках учебно-воспитательного процесса. Определены четыре составляющих повышения квалификации школьных учителей в рамках педагогической студии: общепедагогическая, воспитательная, методическая и психологическая. Отмечается, что педагогическая студия как способ повышения квалификации школьного педагога в рамках методической деятельности учебных заведений продемонстрировала высокий уровень эффективности. В соответствии с результатами проведенного исследования, применение данного способа приводит к повышению качества преподавания и развитию учительского творчества в методическом аспекте.
Ключевые слова: педагогическая инноватика, педагогическая студия, повышение квалификации школьного педагога, уровни профессиональной подготовки учителя.
Annotation. The article deals with the role of the pedagogical studio in raising a school teacher's qualification level. The authors review the scientific literature devoted to pedagogical innovation in general and the pedagogical studio in particular. They also consider the main tasks and principles underlying the studio activity carried out within the educational process. Besides, four components of raising a school teacher's education level are singled out: general pedagogical, educational, methodical and psychological. It is noted that the pedagogical studio as a way of improving a school teacher's skills within the methodological activity of educational institutions has demonstrated a high level of effectiveness. In accordance with the study results, the use of this method improves teaching quality and develops teacher's creativity in the methodical aspect.
Keywords: pedagogical innovation, pedagogical studio, improvement of school teacher's qualification, levels of teacher's vocational training.
Выводы. В настоящее время государство оказывает масштабную поддержку образовательным концепциям, нацеленным на разработку программ инновационного характера и воспитательных сред, что предполагает частичный отказ от сложившихся представлений об инновационном опыте педагога, ориентированном на профессиональный рост школьного учителя. На данный момент этот ресурс может и должен позиционироваться как одно из важнейших условий модернизации образовательной системы, которая бросает новые, более сложные вызовы современным «гонцам просвещения». Его значимость отражена в ряде документов федерального уровня: программе «Развитие образования в Российской Федерации на 2013 - 2020 гг.», Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года и некоторых других.
Результативность учебно-воспитательного процесса в существенной мере детерминируется профессиональной активностью психологически стабильного, реализующегося в выбранной сфере педагогического работника, воспринимающего себя в качестве полноценного субъекта выполняемой деятельности, что подразумевает высокий общекультурный уровень учителя, освоение им навыков продуктивной рефлексии. Одной из действенных инновационных форм повышения квалификации школьного педагога выступает педагогическая студия. Слово «студия» произошло от первого лица единственного числа итальянского глагола "studiare" со значением «усердно работать, заниматься». Студия представляет собой творческий коллектив единомышленников, ставящий перед собой разноплановые задачи: учебные, производственные и экспериментальные. Авторы данной статьи отталкиваются от интерпретации, предложенной легендарным театральным режиссером К.С. Станиславским: «Студия - это место, где человеку надо научиться наблюдать свой характер, свои внутренние силы, где ему надо выработать привычку мыслить» [8]. Педагогические инновации зародились в США и Западной Европе в конце 1950-х годов. С тех пор публикуется значительное количество зарубежных статей и монографий, расширяющих и углубляющих