Научная статья на тему 'Профессиональный стандарт «Педагог»: от теории к практике'

Профессиональный стандарт «Педагог»: от теории к практике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3260
386
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PROFESSIONAL STANDARDS / JOB DUTIES / PROFESSIONAL COMPETENCES / AREAS OF WORK / PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES / EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / PROFESSIONAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попова Нина Евгеньевна, Еремина Ольга Александровна

В данной статье анализируется содержание приказа Минтруда о профессиональном стандарте «Педагог», который принят для реализации с 01.01.2017 года. Данный приказ направлен на разрешение противоречий в определении квалификации педагога, его функциональных обязанностей и системы образования в целом. На основе приказа в статье рассматриваются цели, макет профессионального стандарта, требования к педагогу. Особое внимание уделено общепедагогическим, воспитательным, развивающим функциям педагога, выполнение которых позволит педагогу становиться активной личностью. С этой целью в каждой образовательной организации должны быть созданы условия для педагога, чтобы он умел работать в разнообразных условиях, выполнял работу активно и ответственно, брался за интересную, но посильную для него работу, формировал волевые качества, повышал устойчивость внимания, одновременно выполнял несколько профессиональных действий при высоком темпе работы, формировал навык переключения внимания, чередуя вид деятельности и ее цели и т. д. Выполнение профессиональных функций педагога напрямую связано с внедрением педагогических технологий, поэтому в статье дается авторское определение педагогической технологии и обосновываются дополнительные функциональные обязанности педагога, интегративные показатели оценки деятельности педагога, чтобы соответствовать одному из четырех квалификационных уровней: 1) знаниевый, практико-накопительный; 2) практико-ориентированный, организационно-творческий; 3) практико-диагностиченский, методический; 4) исследовательский, руководящий, экспериментальный, наставнический. Присвоение названных уровней зависит от образования, стажа, видов повышения квалификации педагога. Результатами внедрения профессионального стандарта «Педагог» должны стать персонификация модели повышения квалификации, пересмотр должностных обязанностей с использованием перечня трудовых функций, новые модели процедуры аттестации, модели перехода на эффективный контракт. Реализация приказа Минтруда не только позволит изменить отношение педагога к своим должностным обязанностям, но и будет способствовать качественному изменению системы образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Попова Нина Евгеньевна, Еремина Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL TEACHER’S STANDARD: FROM THEORY TO PRACTICE

This article analyzes the contents of the order of the Ministry of Labor on the professional standard of a teacher which is to be implemented since 01.01.2017. This order is directed to resolution of conflicts in determination of teacher’s qualification of, their functional obligations and educational system in general. On the basis of the order, the article discusses the purposes, a prototype of the professional standard, and requirements to the teacher. Special attention is paid to the all-pedagogical, educational and developing functions of the teacher whose accomplishment will allow the teacher to become the active personality. For this purpose each educational organization should provide conditions for the teacher so that he might work in different situations, perform their duties well, be responsible, could start an interesting work, train their endurance and stamina, increase stability of attention, could perform several professional operations at a time switching attention from one work to the other, alternating a type of activity and its purposes, etc. Accomplishment of professional functions of the teacher is directly connected with implementation of pedagogical technologies. The article gives the definition of pedagogical technology and describes subsidiary functional duties of the teacher, integrative indicators of assessment of the teacher’s activities to correspond to one of four qualification levels: 1) knowledge-based, practice-accumulative; 2) practice-oriented, organizational and creative; 3) practice-diagnostic, based on teaching methods; 4) research-based, managing, experimental, tutorial. Allocation of the level depends on education, work experience and advanced training of the teacher. The results of the new standard implementation will be personification of the model of advanced training, review of job responsibilities with the use of the list of labor functions, new models of the procedure of certification, model of transition to the effective contract. Implementation of the order of the Ministry of Labor will allow not only to change the teacher's attitude to their responsibilities, but also to promote quality of the educational system.

Текст научной работы на тему «Профессиональный стандарт «Педагог»: от теории к практике»

УДК 371.124

ББК Ч420.42 ГСНТИ 14.35.07 Код ВАК 13.00.02

Попова Нина Евгеньевна,

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра технологии и экономики, Институт физики, технологии и экономики, Уральский государственный педагогический университет; 620151, г. Екатеринбург, ул. К. Либкнехта, д. 9а; e-mail: nepopova@66.ru

Еремина Ольга Александровна,

бакалавр, Уральский государственный педагогический университет; 620151, г. Екатеринбург, ул. К. Либкнехта, д. 9а; email: eriomina.o@yandex.ru

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ «ПЕДАГОГ»: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: профессиональные стандарты; педагоги; педагогическая деятельность; должностные обязанности; профессиональные компетенции; направления работы; педагогические технологии; профессиональное развитие.

АННОТАЦИЯ. В данной статье анализируется содержание приказа Минтруда о профессиональном стандарте «Педагог», который принят для реализации с 01.01.2017 года. Данный приказ направлен на разрешение противоречий в определении квалификации педагога, его функциональных обязанностей и системы образования в целом. На основе приказа в статье рассматриваются цели, макет профессионального стандарта, требования к педагогу. Особое внимание уделено общепедагогическим, воспитательным, развивающим функциям педагога, выполнение которых позволит педагогу становиться активной личностью. С этой целью в каждой образовательной организации должны быть созданы условия для педагога, чтобы он умел работать в разнообразных условиях, выполнял работу активно и ответственно, брался за интересную, но посильную для него работу, формировал волевые качества, повышал устойчивость внимания, одновременно выполнял несколько профессиональных действий при высоком темпе работы, формировал навык переключения внимания, чередуя вид деятельности и ее цели и т. д. Выполнение профессиональных функций педагога напрямую связано с внедрением педагогических технологий, поэтому в статье дается авторское определение педагогической технологии и обосновываются дополнительные функциональные обязанности педагога, интегративные показатели оценки деятельности педагога, чтобы соответствовать одному из четырех квалификационных уровней: 1) знаниевый, практи-ко-накопительный; 2) практико-ориентированный, организационно-творческий; 3) практико-диаг-ностиченский, методический; 4) исследовательский, руководящий, экспериментальный, наставнический. Присвоение названных уровней зависит от образования, стажа, видов повышения квалификации педагога. Результатами внедрения профессионального стандарта «Педагог» должны стать персонификация модели повышения квалификации, пересмотр должностных обязанностей с использованием перечня трудовых функций, новые модели процедуры аттестации, модели перехода на эффективный контракт. Реализация приказа Минтруда не только позволит изменить отношение педагога к своим должностным обязанностям, но и будет способствовать качественному изменению системы образования.

Popova Nina Evgenyevna,

Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Department of Technology and Economy, Institute of Physics, Technology and Economy, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.

Eremina Olga Aleksandrovna,

Bachelor, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.

PROFESSIONAL TEACHER'S STANDARD: FROM THEORY TO PRACTICE

KEY WORDS: professional standards; teacher, teaching; job duties; professional competences; areas of work; pedagogical technologies; educational technologies; professional development.

ABSTRACT. This article analyzes the contents of the order of the Ministry of Labor on the professional standard of a teacher which is to be implemented since 01.01.2017. This order is directed to resolution of conflicts in determination of teacher's qualification of, their functional obligations and educational system in general. On the basis of the order, the article discusses the purposes, a prototype of the professional standard, and requirements to the teacher. Special attention is paid to the all-pedagogical, educational and developing functions of the teacher whose accomplishment will allow the teacher to become the active personality. For this purpose each educational organization should provide conditions for the teacher so that he might work in different situations, perform their duties well, be responsible, could start an interesting work, train their endurance and stamina, increase stability of attention, could perform several professional operations at a time switching attention from one work to the other, alternating a type of activity and its purposes, etc. Accomplishment of professional functions of the teacher is directly connected with implementation of pedagogical technologies. The article gives the definition of pedagogical technology and describes subsidiary functional duties of the teacher, integrative indicators of assessment of the teacher's activities to correspond to one of four qualification levels: 1) knowledge-based, practice-accumulative; 2) practice-oriented, organizational and creative; 3) practice-diagnostic, based on teaching methods; 4) research-based, managing, experimental, tutorial. Allocation of the level depends on education, work experience and advanced training of the teacher. The results of the new standard implementation will be personification of the model of advanced training, review of job responsibilities with the use of the list of labor functions, new models of the procedure of certification, model of transition to the effective contract. Implementation of the order of the Ministry of Labor will allow not only to change the teacher's attitude to their responsibilities, but also to promote quality of the educational system.

С 01.01.2017 г. вступил в силу приказ Минтруда России № 544н от 18.10.2013 о профессиональном стандарте педагога [13]. Данный стандарт ориентирован не только на инновационное проведение уроков, семинаров, лекций, внеклассных мероприятий, но и на долгосрочную перспективу творческого становления педагога и одновременно становления личности учащихся через самореализацию, саморазвитие под руководством педагога.

Главной предпосылкой к созданию и введению в действие нового профессионального стандарта министерством образования РФ стали явно наметившиеся противоречия:

1) в определении квалификации педагогического работника;

2) в размытости границ обязательных трудовых функций;

3) в оценке модернизации как отдельно взятого образовательного процесса, так и системы образования в целом.

Противоречия потребовали появления нового профессионального стандарта, который включил бы в себя изменения во всех видах профессиональной деятельности: в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем и высшем образовании [18].

Целью профессионального стандарта становится четкое определение функций и обязанностей педагогических работников, что непосредственно связано с их квалификацией, уровнем самопознания, саморазвития, владения педагогическими методами, методиками и технологиями.

Требования, предъявляемые к педагогу на основе профессионального стандарта, следующие [13; 14]:

1) соответствовать структуре профессиональной деятельности педагога,

2) не превращаться в инструмент жесткой регламентации деятельности педагога,

3) избавить педагога от выполнения несвойственных функций, отвлекающих его от выполнения своих прямых обязанностей,

4) побуждать педагога к поиску нестандартных методических решений,

5) соответствовать международным нормам и регламентам,

6) соотноситься с требованиями профильных министерств и ведомств, от которых зависят исчисление трудового стажа, начисление пенсий и т. д.

Мы сосредоточим свое внимание на том, что профессиональный стандарт педагога призван повысить мотивацию педагогических работников к труду, собственному образованию, установить единые требования к содержанию, качеству профессиональной деятельности [1; 6; 11; 17] и подго-

товить педагогов к управлению образовательной организацией [2].

В целом, профессиональный стандарт педагогических работников является документом, от которого зависит следующее:

1) возможность конкретного человека работать в педагогической сфере,

2) размер оплаты труда,

3) порядок исчисления стажа,

4) определение размера пенсии,

5) планирование карьеры педагогического работника.

С началом действия профессионального стандарта льготы педагогов будут зависеть не от названия должности, а от функционала сотрудника, его профессионализма. Предполагается, что для адаптации под требования рынка труда профессиональные стандарты будут дополняться каждые три года (по некоторым позициям - каждые пять лет).

Для создания профессионального стандарта используется единый макет, состоящий из следующих разделов.

1. Общая характеристика профессии — название профессии, деятельность работников, вид экономической деятельности, классификация по ОКВЭД и ОКЗ.

2. Функциональная карта вида профессиональной деятельности - обобщенные трудовые функции педагога, уровень квалификации.

3. Характеристика обобщенных трудовых функций - описание требований к образованию и обучению, к опыту практической деятельности, к условиям допуска к работе, к необходимым компетенциям и т. д.

4. Сведения об организациях-разработчиках - указывается организация, ответственная за разработку профессионального стандарта [14].

В основе профессионального стандарта «Педагог» лежат трудовые функции работников образовательных организаций.

Общепедагогическая функция [13; 14]:

1) способность преподавателя разрабатывать программы по своему учебному предмету и активно участвовать в формировании программ с целью обеспечения адекватных условий в процессе обучения;

2) формирование умений и навыков в области информационно-коммуникационных технологий, разработке и использовании тестовых заданий и других видов автоматизированного контроля;

3) планирование и проведение учебных занятий с ориентацией на федеральные государственные образовательные стандарты с целью формирования мотивации и интереса у обучающихся.

© Попова Н. Е., Еремина О. А., 2017

Воспитательная функция [13; 14]:

1) владение методами и формами проведения внеклассных мероприятий с целью расширения кругозора у обучающихся;

2) контроль, анализ и регулирование взаимоотношений между обучающимися с целью обеспечения безопасной и коллективной обучающей среды;

3) постоянное общение и установление контакта с обучающимися;

4) формирование ценностной культуры ребенка;

5) помощь в создании и развитии ученических органов самоуправления;

6) поддерживание уклада, атмосферы и традиций жизни школы, внесение в них своего положительного вклада и предложений.

Развивающая функция [13; 14]:

1) умение предвидеть различные виды учебных конфликтов и способ их предотвратить;

2) организация помощи и психолого-педагогической поддержки на основе различных приемов обучения;

3) разработка и реализация индивидуальных программ развития обучающихся с учетом их личностных и возрастных особенностей;

4) изучение и отслеживание динамики развития индивидуальности школьника;

5) владение психолого-педагогическими технологиями для работы с одаренными, социально уязвимыми детьми;

6) формирование и развитие универсальных учебных действий, образцов и ценностей, навыков поликультурного общения и толерантности;

7) умение подбирать и использовать специальные методики, позволяющие осуществлять коррекционно-развивающую работу.

В целом, данные характеристики трудовых функций делают установку на становление активной личности педагога..

В подтверждение вышесказанного приведем примеры условий, которые необходимы для формирования качеств активной личности педагога:

1) приучаться работать в разнообразных условиях;

2) выполнять работу активно и ответственно;

3) браться за интересную, трудную, но посильную работу;

4) формировать волевые качества, повышая устойчивость внимания;

5) одновременно выполнять несколько профессиональных действий при высоком темпе работы;

6) формировать навык переключения внимания, чередуя вид деятельности или ее цели [3; 7; 9];

7) совершенствовать практический опыт в преподавании учебных дисциплин [19];

8) применять педагогические технологии для развития и совершенствования универсальных учебных действий учащихся.

Результатом созданных условий для развития активной личности современного педагога, как показывает наш собственный опыт, становится выбранная технология проведения учебного занятия, которая должна целенаправленно формировать универсальные учебные действия учащихся. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии [14; 16].

Это значит, что профессиональный стандарт «Педагог» необходимо дополнить еще одной общепедагогической функцией -владение не только информационно-коммуникативными, но и педагогическими технологиями.

Отсюда педагогическая технология — это проектирование целей, принципов, содержания, форм, методов, способов, приемов и средств обучения, которое образует единую систему функционирования учебного процесса с учетом возрастных, психолого-физиологических особенностей обучающихся и направлено на поступательное развитие универсальные учебныж действий учащихся, обеспечивающих гарантированный результат, в том числе при последующем воспроизведении (определение наше - О. А., Н. Е.).

Немаловажное значение в профессиональном стандарте придается вопросу об умении педагога формулировать цели технологии, чтобы оценить по четким критериям уровень сформированных универсальных учебных действий школьников. По нашему глубокому убеждению, требуется включить в профессиональный стандарт «Педагог» дополнительные профессиональные качества педагога:

1) готовность к совместной деятельности с детьми по осмыслению и принятию цели предстоящей работы и постановке учебных задач;

2) умение выбирать формы, средства и методы, адекватные цели;

3) умение учитывать возрастные и психологические особенности школьников и выбирать действия в соответствии с возможностями ученика;

4) умение использовать проблемные ситуации во время проведения споров и дискуссий;

5) владение навыками проведения нестандартных уроков;

6) умение и стремление создать атмосферу взаимопонимания и сотрудничества на уроке;

7) готовность к применению групповых и индивидуальных форм организации учебной деятельности, познавательных и дидактических игр;

8) владение навыками эмоционального общения с учащимися;

9) умение создавать позитивные ситуации для самовоспитания учащихся через применение поощрений и порицаний, вера учителя в возможности ученика и умелое психологическое сопровождение детей по выбранной образовательной траектории [5];

10) умение сформировать адекватную самооценку учащихся, оценку деятельности ученика не только по конечному результату, но и по процессу его достижения, стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий без боязни ошибиться;

11) готовность и способность к реализации педагогических технологий.

По новому профессиональному стандарту «Педагог» учитель должен уметь анализировать свою деятельность на основе всесторонних видов контроля: обзорный, персональный, тематический, фронтальный, классно-обобщающий, коллективный, взаимоконтроль, самоконтроль и саморефлексия [19], административный плановый и внеплановый, текущий, предварительный, промежуточный, итоговый, эпизодический, периодический, регулярный.

Считаем, что итоговая оценка профессиональной деятельности педагога должна производиться по результатам обучения, воспитания, развития и формирования личностных качеств обучающихся на основе концептуальных положений педагогической технологии, реализуемой педагогом. Осуществляя столь сложный и комплексный анализ деятельности педагога, следует принимать во внимание уровень индивидуальных особенностей обученности, предрасположенности, возможности конкретного ученика [8], его образовательных траекторий [5] и личного вклада педагога в учебный процесс.

Итоговая оценка деятельности педагога должна включать сочетание показателей динамики развития качеств личности учащегося, его положительного отношения к школьному образованию, высокой степени активности и вовлеченности во внеклассные мероприятия (концерты, экскурсии, КВН-игры и т. д.) и личный вклад учителя в развитие ученика. Процесс всесторонней оценки деятельности учителя должен оцениваться только комплексно [10] и иметь интегративные показатели.

Интегративные показатели

оценки деятельности педагога

1. Профессиональные качества педагога оцениваются не только образовательной организацией, учащимися и их родителями, но и внешними структурами - органами управления образованием на уровне администрации региона, районных структур, органов местного самоуправления.

2. Внутренние аудиторы образовательной организации должны назначаться из числа наиболее авторитетных и уважаемых учителей. Число аудиторских проверок устанавливается образовательной организацией и закрепляется уставом.

3. Результаты внутренних и внешних аудитов должны быть положены в основу государственной аттестации учителя при присвоении ему соответствующей квалификационной категории [6; 11; 17; 19].

4. Информация о деятельности учителя может быть определена разными способами: опрос, наблюдения, анализ документов, конспекты и стенограммы уроков, самоотчеты и т. д.

5. Профессионализм педагога должен оцениваться на основе описания концептуальных положений реализуемой им педагогической технологии.

6. Итоги комплексного анализа должны включать показатель способности педагога к непрерывному самообразованию [12] и готовности к управлению образовательной организацией [2].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Мы глубоко убеждены, что только на основе грамотного внедрения в практику педагога функциональных обязанностей (общепедагогических, воспитательных, развивающих), анализа деятельности с учетом функций контроля, комплексного подхода к оценке педагогической деятельности можно объективно определять уровень профессионального развития педагога.

Уровни профессионального развития педагога (квалификационная категория) [4]

Первый уровень (знаниевый, практико-накопительный) - уровень начинающего педагога, который имеет право осуществлять педагогическую деятельность по результатам успешного прохождения квалификационного экзамена.

Второй уровень (практико-ориентиро-ванный, организационно-творческий) -уровень продвинутого педагога, деятельность которого характеризуется, помимо характеристик первого уровня, освоением различных компетенций, которые могут быть связаны с работой с особым контингентом детей.

Третий уровень (практико-диагнос-тиченский) - уровень педагога-методиста,

владеющего методами и технологиями в той степени, которая позволяет разрабатывать их самостоятельно и транслировать другим педагогам.

Четвертый уровень (исследовательский, руководящий, экспериментальный, наставнический) - это педагог-исследователь, владеющий, кроме первых трех уровней, навыками исследования значительного контингента детей (выявления образовательных потребностей), координации на

высоком уровне деятельности учителей, учителей-методистов, имеющий обобщающий опыт профессиональной деятельности с целью управления педагогическим процессом, способный осуществлять апробацию и внедрение инновационных технологий в образовании.

На основе идей М. Ю. Забродина [4], Л. Ю. Савиновой [15] и нашей точки зрения дифференциацию уровней квалификации педагога дадим в обобщенном виде в табл. 1.

Таблица 1

Дифференцированные уровни квалификации

Уровень профессионального развития (квалификационная категория) Минимальные требования Возможное наименование квалификационной категории

Уровень образования Стаж Требования к ДПО

1-ый уровень. Знаниевый, практико-накопительный СПО + проф. подготовка по профилю деятельности Не менее 2 лет Не менее 500 часов Учитель, владеющий педагогическими технологиями

2-ой уровень. Практико-ориенти-рованный, организационно-творческий СПО + проф. переподготовка по проф. деятельности ВО (бакалавриат) Не менее 3 лет Не менее 144 часов Старший учитель, учитель-инноватор, разрабатывающий педагогические технологии

3-ий уровень. Практико-диагности-ческий, методический Высшее образование (специалитет, магистратура) Не менее 5 лет Не менее 72 часов Главный учитель, учитель-методист, оценивающий эффективность педагогических технологий

4-ый уровень. Исследовательский, руководящий, экспериментальный, наставнический Высшее образование (специалитет, магистратура) Не менее 5 лет Не менее 144 часов Ведущий учитель, эксперт, наставник, руководитель образовательной организации

Разделяя мнение М. Ю. Забродина [4], Л. Ю. Савиновой [15], считаем необходимым добавление в первый уровень квалификационной категории фразы «владеющий педагогическими технологиями», во второй уровень - «разрабатывающий педагогические технологии», в третий уровень - «оценивающий эффективность педагогических технологий», в четвертый уровень - «руководитель образовательной организации». Дополнения в квалификационные категории позволят педагогам увидеть свой карьерный рост не только как учителя, но и как возможного руководителя.

Результатами внедрения профессионального стандарта «Педагог» должны стать [13]:

ЛИТЕРАТУРА

1. Антипова В. М., Колесина К. Ю., Пахомова Г. А. Компетентностный подход к организации дополнительного образования в университете / / Педагогика. - 2006. - № 8. - С. 57-62.

2. Афанасьева Т. П., Новикова Г. П. Готовность учителей к управлению развитием своей школы // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2016. - № 4. - С. 65-72.

3. Ганченко И. О. Развитие личности педагога в системе непрерывного профессионального самообразования : дис. д-ра пед. наук. - Краснодар, 2004.

1) персонификация модели повышения квалификации;

2) пересмотр должностных обязанностей с использованием перечня трудовых функций;

3) новые модели процедуры аттестации;

4) модели перехода на эффективный контракт.

Таким образом, внедрение в практику профессионального стандарта «Педагог» будет способствовать повышению самообразования педагога, стремлению получить возможную квалификационную категорию и успешно строить профессиональную карьеру.

4. Забродин Ю. М., Гаязова Л. А., Сергоманов П. А. Дифференцированные уровни квалификации педагога и структура профессионального стандарта педагога // Психологическая наука и образование. -2016. - № 2. - Т. 21. - С. 59-65.

5. Зеер Э. Ф., Попова О. С. Психологическое сопровождение индивидуальных образовательных траекторий обучающихся в профессиональной школе / / Образование и наука. - 2015. - № 4. - С. 88-99.

6. Змеев С. И. Образование взрослых и андрогогика в реализации концепции непрерывного образования в России // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2015. - № 3. - С. 94-101.

7. История развития образования взрослых в России / под ред. Е. П. Тонконогой. - СПб. : ИОВ РАО, 2000. - 114 с.

8. Ключарев Г. А., Пахомова Е. И., Кофанова Е. Н. Самообразование взрослых // Общественные науки и современность. - 2003. - № 4. - С. 37-46.

9. Кузьмина Н. В. Психологическая структура деятельности учителя : тексты лекций. - Гомель : Гомель. гос. ун-т, 1976.

10. Лебедев О. Е. Совершенствование послевузовского образования // Учитель - методист - наставник стажера / под ред. С. Г. Вершловского. - М. : Просвещение, 1988. - С. 101-132.

11. Панфилова О. И. Условия повышения профессиональной компетентности учителей начальных классов в области воспитания в процессе педагогической деятельности // Молодой ученый. - 2016. -№ 15. - С. 484-488.

12. Попова Н. Е. Система непрерывного профессионального образования педагога / / European Social Science Journal. - 2014. - № 7 (46). - Т. 3. - С. 80-86.

13. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» : утв. приказом Минтруда России от 18.10.2013 №544н (с изм. от 25.12.2014), зарегистрирован в Минюсте России 06.12.2013 №30550.

14. Профессиональный стандарт педагога (Концепция и содержание) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/ library/2014/12/26/ professionalnyy-standart-pedagoga (дата обращения: 02.10.2016).

15. Савинова Л. Ю. Профессиональный стандарт педагога: каким должен быть современный учитель? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2Fkrasnogvard-nmc.spb.ru%2FZIP%2FNO_Savinova.pdf&name=NO_Savinova.pdf&lang=ru&c=58aa76e0d65a&page=16 (дата обращения: 15.02.2017).

16. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий : в 2 т. Т. 1. - М. : НИИ школьных технологий, 2006. - 816 с.

17. Технология образования взрослых. Пособие для тех, кто работает в системе образования взрослых / под общ. ред. О. В. Агаповой, С. Г. Вершловского, Н. А. Тоскиной. - СПб. : КАРО, 2008. - 176 с.

18. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования второго поколения : утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 дек. 2010 г.; принят 21 дек. 2012 г.; одобрен Советом Федерации 26 дек. 2012 г. - 50 с.

19. Чуприна В. А., Кузьминых П. С. Роль рефлексии в формировании практического опыта будущего педагога профессионального обучения // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2016. -№ 4. - С. 29-34.

REFERENCES

1. Antipova V. M., Kolesina K. Yu., Pakhomova G. A. Kompetentnostnyy podkhod k organizatsii dopol-nitel'nogo obrazovaniya v universitete // Pedagogika. - 2006. - № 8. - S. 57-62.

2. Afanas'eva T. P., Novikova G. P. Gotovnost' uchiteley k upravleniyu razvitiem svoey shkoly // Munitsi-pal'noe obrazovanie: innovatsii i eksperiment. - 2016. - № 4. - S. 65-72.

3. Ganchenko I. O. Razvitie lichnosti pedagoga v sisteme nepreryvnogo professional'nogo samoobra-zovaniya : dis. d-ra ped. nauk. - Krasnodar, 2004.

4. Zabrodin Yu. M., Gayazova L. A., Sergomanov P. A. Differentsirovannye urovni kvalifikatsii pedagoga i struktura professional'nogo standarta pedagoga // Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie. - 2016. - № 2. -T. 21. - S. 59-65.

5. Zeer E. F., Popova O. S. Psikhologicheskoe soprovozhdenie individual'nykh obrazovatel'nykh traektoriy obuchayushchikhsya v professional'noy shkole // Obrazovanie i nauka. - 2015. - № 4. - S. 88-99.

6. Zmeev S. I. Obrazovanie vzroslykh i androgogika v realizatsii kontseptsii nepreryvnogo obrazovaniya v Rossii // Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika. - 2015. - № 3. - S. 94-101.

7. Istoriya razvitiya obrazovaniya vzroslykh v Rossii / pod red. E. P. Tonkonogoy. - SPb. : IOV RAO, 2000. -

114 s.

8. Klyucharev G. A., Pakhomova E. I., Kofanova E. N. Samoobrazovanie vzroslykh // Obshchestvennye nau-ki i sovremennost'. - 2003. - № 4. - S. 37-46.

9. Kuz'mina N. V. Psikhologicheskaya struktura deyatel'nosti uchitelya : teksty lektsiy. - Gomel' : Gomel'. gos. un-t, 1976.

10. Lebedev O. E. Sovershenstvovanie poslevuzovskogo obrazovaniya // Uchitel' - metodist - nastavnik sta-zhera / pod red. S. G. Vershlovskogo. - M. : Prosveshchenie, 1988. - S. 101-132.

11. Panfilova O. I. Usloviya povysheniya professional'noy kompetentnosti uchiteley nachal'nykh klassov v ob-lasti vospitaniya v protsesse pedagogicheskoy deyatel'nosti // Molodoy uchenyy. - 2016. - № 15. - S. 484-488.

12. Popova N. E. Sistema nepreryvnogo professional'nogo obrazovaniya pedagoga // European Social Science Journal. - 2014. - № 7 (46). - T. 3. - S. 80-86.

13. Professional'nyy standart «Pedagog (pedagogicheskaya deyatel'nost' v sfere doshkol'nogo, nachal'nogo obshchego, osnovnogo obshchego, srednego obshchego obrazovaniya) (vospitatel', uchitel')» : utv. prikazom

Mintruda Rossii ot 18.10.2013 N°544n (s izm. ot 2б.12.2014), zaregistrirovan v Minyuste Rossii 0б.12.201З №30550.

14. Professional'nyy standart pedagoga (Kontseptsiya i soderzhanie) [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostu-pa: http://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/ library/20l4/l2/2б/ professionalnyy-standart-pedagoga (data obrashcheniya: 02.10.201б).

1б. Savinova L. Yu. Professional'nyy standart pedagoga: kakim dolzhen byt' sovremennyy uchitel'? [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: https://docviewer.yandex.ru/?url=http%зA%2F%2Fkrasnogvard-nmc.spb.ru%2FZIP%2FNO_Savinova.pdf&name=NO_Savinova.pdf&lang=ru&c=б8aa7бeodббa&page=lб (data obrashcheniya: 1б.02.2017).

16. Selevko G. K. Entsiklopediya obrazovatel'nykh tekhnologiy : v 2 t. T. 1. - M. : NII shkol'nykh tekh-nologiy, 200б. - 8i6 s.

17. Tekhnologiya obrazovaniya vzroslykh. Posobie dlya tekh, kto rabotaet v sisteme obrazovaniya vzroslykh / pod obshch. red. O. V. Agapovoy, S. G. Vershlovskogo, N. A. Toskinoy. - SPb. : KARO, 2008. - 17б s.

18. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart osnovnogo obshchego obrazovaniya vtorogo pokoleniya : utv. prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 17 dek. 2010 g.; prinyat 21 dek. 2012 g.; odo-bren Sovetom Federatsii 2б dek. 2012 g. - б0 s.

19. Chuprina V. A., Kuz'minykh P. S. Rol' refleksii v formirovanii prakticheskogo opyta budushchego pedagoga professional'nogo obucheniya // Innovatsionnye proekty i programmy v obrazovanii. - 201б. - № 4. -S. 29-З4.

Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. П. В. Зуев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.