Научная статья на тему 'Роль педагогической поддержки в становлении межличностных отношений учащихся профессиональных училищ'

Роль педагогической поддержки в становлении межличностных отношений учащихся профессиональных училищ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
323
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
: ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / РАЗВИТИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ / ТАКТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ / ЗАЩИТА / ПОМОЩЬ / ПОДДЕРЖКА / СОТРУДНИЧЕСТВО / ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / PEDAGOGICAL SUPPORT / DEVELOPMENT OF INTERPERSONAL RELATIONS / TACTICS OF PEDAGOGICAL SUPPORT / PROTECTION / ASSISTANCE / SUPPORT / COOPERATION / HUMANIST RELATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гуляева И. В.

В статье рассматривается педагогическая поддержка как парадигма развития межличностных отношений. Определены сущностные характеристики общения учащихся профессиональных училищ. Подчеркивается социализирующая роль системы отношений с преподавателями в укреплении и обогащении нравственной основы взаимоотношений учащихся профессиональных училищ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF PEDAGOGICAL SUPPORT IN FORMATION OF THE INTERPERSONAL RELATIONS OF PUPILS OF PROFESSIONAL SCHOOLS

In this article a pedagogical support describes as paradigm of interpersonal development. We defined substantive characteristics of communication students of vocational schools. We emphasize the socialization role of the system of relations with the teachers in enhancing and enriching the moral basis of the relationship of student's vocational schools in this article.

Текст научной работы на тему «Роль педагогической поддержки в становлении межличностных отношений учащихся профессиональных училищ»

УДК 377.02

РОЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ В СТАНОВЛЕНИИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ УЧАЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧИЛИЩ

И.В. Гуляева

В статье рассматривается педагогическая поддержка как парадигма развития межличностных отношений. Определены сущностные характеристики общения учащихся профессиональных училищ. Подчеркивается социализирующая роль системы отношений с преподавателями в укреплении и обогащении нравственной основы взаимоотношений учащихся профессиональных училищ.

Ключевые слова: педагогическая поддержка, развитие межличностных отношений, тактика педагогической поддержки, защита, помощь, поддержка, сотрудничество, гуманистические отношения.

Социально-экономические изменения, происходящие в обществе, меняют цели и задачи системы образования, предъявляют новые требования к выпускникам профессиональных учебных заведений. В настоящее время существенное внимание уделяется проблеме развития таких личностных качеств и умений, как коммуникабельность, контактность, умение работать сообща, строить взаимоотношения с окружающими людьми, основанные на доброжелательности, взаимопонимании и сотрудничестве, что отражено в «Концепции модернизации российского образования», в Законе РФ «Об образовании» и других документах.

Существенное значение указанная проблема имеет в начальном профессиональном образовании. Это обусловлено тем, что в старшем подростковом и юношеском возрасте, которым соответствуют учащиеся ПУ, максимально проявляется потребность в общении. Аффилиация (напряженная потребность в общении со сверстниками) у учащихся ПУ выражается в желании постоянно находиться в компании. «Мотивы такого поведения многообразны. Одни учащиеся стремятся к подкреплению самоуважения, признанию своей ценности, другим необходима эмоциональная сопричастность».[2, с.38] Для некоторых включение в межличностное общение с ровесниками - это способ получения информации, развития коммуникативных умений, для других -способ удовлетворения потребности властвовать, командовать. Однако у большинства учащихся перечисленные мотивы переплетаются и не осознаются.

Реализовать указанную потребность учащиеся ПУ пытаются в неформальных объединениях, распространенной формой которых являются уличные компании. Привлекательность уличной компании для учащегося ПУ заключается в том, что в ней подросток чувствует себя значимым.

Рассматривая особенности взаимоотношений в таких группах сверстников в старшем подростковом и юношеском возрасте, надо отметить следующее. Во-первых, характерной особенностью общения юношей является дух соревнования, что нередко приводит к дракам. Во-вторых, важно обратить внимание на наличие некоторых отрицательных характеристик общения учащихся ПУ, проявляющихся как во взаимоотношениях юношей, так и девушек со сверстниками: проявление немотивированной жестокости в отношениях и агрессивности. У значительной части учащихся начальных профессиональных училищ проявляется физическая агрессия, т.е. использование физической силы против другого лица, раздражение, вспыльчивость, грубость. Часто наблюдается негативизм как оппозиционная манера в поведении, вербальная агрессия, т.е. выражение негативных чувств через форму (крик, визг) и содержание словесных ответов (угрозы). Чрезмерное проявление перечисленных видов агрессии приводит к частому возникновению конфликтов в отношениях учащихся с окружающими.

Отрицательные моменты присутствуют также и в общении учащихся ПУ со взрослыми (педагогами, мастерами производственного обучения, родителями), так, например, «...нередко наблюдаются разные виды протеста, неподчинения, непослушания, которые в крайней форме выражаются в открытом неповиновении и негативизме» [2. с.70]. Учащиеся ПУ часто оказывают сопротивление по отношению к выполняемым требованиям со стороны взрослых, активно отстаивают свои права на самостоятельность, отождествляемую в их понимании со взрослостью. Они болезненно реагируют на реальные или кажущиеся ущемления своих прав, пытаются ограничить претензии взрослых по отношению к себе.

Совместное отчуждение от взрослых выражается в различных формах: озорство в общественных местах, на улице; грубость, демонстрация агрессивного игнорирования и т.д. Часто демонстрация отчуждения возникает спонтанно, при этом, преступая нормативное поведение и уважение к старшим учащийся ПУ испытывает чувство освобождения. Лишь к третьему году обучения в ПУ отношения юношей и девушек со взрослыми обычно меняются, становятся более ров-

ными, снижается острота межличностных конфликтов, в меньшей степени проявляется негативизм во взаимоотношениях с педагогами и родителями. Учащиеся начинают прислушиваться к советам взрослых, с большим доверием относятся к ним.

В связи с указанными выше особенностями общения и межличностных отношений, главной целью развития межличностных отношений учащихся ПУ становится укрепление и обогащение их нравственной основы. Необходимыми нормами взаимоотношений должны стать порядочность, доброта, ответственность, сочувствие, готовность прийти на помощь. Важную социализирующую роль здесь играет система взаимоотношений с преподавателями, складывающаяся в учебно-воспитательном процессе ПУ в результате общения, основанного на равноправном, уважительном отношении или на разумной опеке, позволяющих удовлетворить потребность учащегося быть и казаться взрослым.

Как отмечают М.Н. Осиновский и Н.С. Степанов, только под влиянием положительного отношения педагога к учащемуся формируется положительное отношение учащегося к самому себе и окружающим. Педагог должен помочь учащемуся самостоятельно проанализировать свое поведение, вызвавшее определенную проблему, не привнося в этот анализ своих оценок, а на этапе выбора помочь увидеть различные варианты возможного поведения. По завершении выбора или действия педагог должен показать учащемуся свое эмоциональное отношение как личное переживание по поводу совершенного, отделяя положительное отношение к воспитаннику от отношения к его действиям, поведению. Психологической основой такой деятельности педагога, по мнению М.Н. Осиновского, является позитивное толкование поступков и состояний обучающегося, обеспечивающее безусловное принятие учащегося педагогом и облегчающее совместный анализ и поиск причин возникших затруднений.

В учебно-воспитательном процессе на создание благоприятных условий для доверительных, равноправных и партнерских взаимоотношений учителей с учащимися ПУ направлено осуществление педагогической поддержки и сопровождения. Говоря о педагогической поддержке и педагогическом сопровождении учащихся в учебно-воспитательном процессе ПУ, следует обратить внимание на многоаспектность данных понятий. Так педагогическая поддержка представляет собой, во-первых, особую сферу педагогической деятельности, направленную на самостановление учащегося как индивидуальности.

Во-вторых, «педагогическая поддержка - это процесс совместного с учащимся определения его интересов и путей преодоления проблем, мешающих сохранить ему человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в различных областях жизнедеятельности». [6, с.60]

В-третьих, педагогическую поддержку можно рассматривать как принцип в педагогическом процессе, предполагающий создание условий для преодоления учащимся очередного препятствия, для развития интеллектуального, нравственного, эмоционального, волевого потенциала.

В-четвертых, «педагогическая поддержка может выступать как способ организации взаимодействия ... (воспитателя и воспитанника) по выявлению, анализу реальных или потенциальных проблем, совместному проектированию возможного выхода из них. При этом педагог, с одной стороны, является . (носителем) открытых, доверительных, партнерских взаимоотношений» [6, с.60]. С другой стороны, педагог помогает воспитаннику развить способность к рефлексии (как механизму познания себя в проблеме), помогает учащемуся осознать отношение к себе в проблеме, усвоить принцип ответственности за поступки, оказывает помощь воспитаннику в обретении тех точек опоры, на основе которых он может, оставаясь собой, строить отношения с другими.

В-пятых, «педагогическая поддержка может проявиться в форме построения договорных отношений» [6, с.61] между учителем и учащимся. В этой связи становится актуальным развитие субъект-субъектных отношений между участниками образовательного процесса, благодаря которым происходит приобщение учащихся к нормам человеческого общежития, развитие социально ценных образцов поведения, что становится содержанием педагогической поддержки учащегося.

Мы рассматриваем педагогическую поддержку в контексте идей Е.А. Александровой, Н.Н. Михайловой, С.М. Юсфина как процесс создания педагогом следующих условий: первичных (в том числе эмоционального фона) для того, чтобы учащийся в любой ситуации (учебной, жизненной) смог сознательно и самостоятельно осуществить адекватный выбор поведения, не противоречащий ни его личностно-значимым ценностям, ни культурным традициям; вторичных - чтобы обучающийся мог самостоятельно действовать сообразно ситуации этого выбора даже при встрече с каким-либо затруднением. Педагогическое сопровождение нами рассматривается как тактика педагогической поддержки, наряду с защитой, помощью, содействием и взаимодействием.

Педагогическое сопровождение становления межличностных отношений учащихся ПУ позволяет педагогу решать следующие задачи:

^ осуществлять наблюдение за отношениями;

^ задавать позитивный тон взаимоотношений, учить снисходительности, терпимости

друг к другу;

^ осуществлять доверительное общение с учащимися, когда откровенно обсуждается

«текущий момент», обозначаются конкретные проблемы;

^ организовывать совместную деятельность учащихся, обеспечивающую возможно-

сти для активного участия каждому члену ученической группы или коллектива и получения богатого и разнообразного опыта общения.

В ходе совместной деятельности у учащихся формируются, во-первых, деловые отношения, такие, как руководство, подчинение, распределение обязанностей, координация действий, оказание взаимопомощи, развивается определенное социально полезное личностное качество или группа таких качеств. Например, включение старшего подростка в руководство коллективом способствует становлению у него практического интеллекта и ответственности, более глубокого понимания интересов других людей и умения учитывать их на практике. Выполнение в группе роли подчиненного развивает дисциплинированность, а личное участие в распределении обязанностей формирует у учащегося более широкий взгляд на проблему деловых связей и отношений людей, тренирует наблюдательность и память.

Руководство товарищами по группе с целью координации их усилии позволяет развивать у подростка оперативность и гибкость мышления. Составление планов и программ совместной деятельности, их обсуждение и подведение итогов побуждают юношей к совершенствованию коммуникативных умений и навыков, в том числе умения слушать, понимать, излагать свои мысли, доказывать, сотрудничать, идти на компромисс.

На основе сходства в интересах и делах возникает симпатия к одногруппникам, что является предпосылкой для развития товарищеских и дружеских отношений. Устанавливающиеся дружеские связи не только способствуют взаимообмену знаниями, умениями и навыками, но и позволяют решать некоторые вопросы эмоционально-личностного характера.

Говоря об осуществлении педагогической поддержки учащихся, особое внимание следует обратить на то, что она обнаруживает себя лишь в ситуации реальной проблемы (связанной с учебной или коммуникативной деятельностью учащихся), которую педагог увидел и при этом осознал свое желание и необходимость помощи учащемуся.

В процессе осуществления педагогической поддержки и педагогического сопровождения учащихся, направленных на решение коммуникативных проблем, препятствующих становлению их межличностных отношений, можно выделить несколько этапов:

^ диагностический (фиксация факта проблемности, установление контакта с учащим-

ся, вербализация проблемы с точки зрения значимости ее для старшего подростка);

^ поисковый этап (организация совместно с учащимся поиска причин возникновения

проблемы, взгляд на ситуацию со стороны);

^ договорный этап (проектирование действий педагога и учащегося, налаживание до-

говорных отношений);

^ деятельностный этап (в ситуации, когда действует учащийся: со стороны педагога

важны одобрение его действий, стимулирование, ориентация на успешность самостоятельных шагов, поощрение инициативы; в ситуации, когда действует педагог: важна координация действий специалистов в училище);

^ рефлексивный этап (обсуждение с учащимся успехов и неудач предыдущих этапов,

констатация факта разрешимости проблемы или преодоления затруднения, осмысление нового опыта).

Говоря о педагогической поддержке в учебно-воспитательном процессе, отметим, что она оказывается по запросу учащегося, а также в тех случаях, когда он не уверен в своих силах. Поэтому роль педагога сводится к роли «друга». При этом взаимодействие педагога и учащегося можно схематично отобразить следующим образом (рис.1)

Педагог создает учащемуся первичные условия * Действия учащегося * Возникновени е проблемы ф Обращение учащегося за поддержкой к педагогу

Решение проблемы учащимся Создание вторичных условий

Рис.1. Взаимодействие педагога и учащегося в процессе педагогической поддержки

Исходя из отношения учащихся к окружающим, характера возникшей у него проблемы, педагог проектирует и реализует определенную тактику педагогической поддержки, алгоритм выбора которой нами представлен на рис. 2.

когда действовать

если последовал запрос со стороны учащегося

если учащиися однозначно сам не справляется, и это может вызвать последствия, опасные для его здоровья или здоровья окружающих

в каком случае действовать

учащегося учащиися

подстерегает испытывает

опасность затруднение

учащемуся тяжело, он растерян, волнуется находится в ситуац выбора

учащиися испытывает нежелание быть одному

учащийся

испытывает

неуверенность

Ограждать,

отстаивать

интересы

учащегося

/чить воспитывать, показывать, как сделать, как

Дать совет, поощрить, подбодрить, настроить на успех, выступить в 1шры>

Выступить в качестве равноправного партнера

"идти

рядом'

А

учащегося ми роли«опары»... партнера Д

■НВП 1

содействие и сопровожден защита помощь поддержка „ 1

г взаимодеиствие ие

поддержка

содействие и взаимодействие

сопровожден ие

Рис.2. Алгоритм выбора тактики педагогической поддержки

Так в случаях, когда страх блокирует действия учащегося, в результате чего тот не проявляет активности и стремления решить проблему, учитель выбирает тактику «защиты». «Защита» необходима также и в случаях, когда активность учащегося никто не блокирует, но он субъективно ждет наказания.

Следующая тактика - помощь применяется тогда, когда учащийся может в целом справиться с проблемной ситуацией сам, но встречается с некоторым затруднением. В этом случае, выступая в роли «медсестры», «корректора», «катализатора» педагог демонстрирует ему способы и приемы разрешения аналогичных ситуаций. Осуществляя помощь, педагог создает условия эмоционального комфорта для учащегося, чтобы обучающийся в ПУ оказался способным разблокировать свою активность, поскольку ему необходимы гарантии того, что окружающие способны понять и поддержать его. «Помощь» создает условия для «реабилитации» окружающих в глазах учащегося, что в свою очередь, становится условием для его самореабилитации. «Помощь» восстанавливает ощущение собственной значимости у учащегося для окружающих, что способствует переоценке отношений в группе, а также дает возможность освоить толерантность как норму взаимоотношений.

После того, как учащийся, благодаря тактикам «защита» и «помощь», разблокирует свою активность и будет свободен для поиска и выбора, возможен переход к тактикам «содействие» и «взаимодействие». Главными условиями перехода к тактикам «содействие» и «взаимодействие»

являются следующие:

- учащийся объективно и субъективно не является «жертвой обстоятельств»;

- у учащегося достаточно стабильное эмоциональное состояние;

- самооценка учащегося не занижена.

«Педагогическое сопровождение, представляет собой процесс заинтересованного наблюдения, консультирования, личностного участия, поощрения максимальной самостоятельности учащегося в проблемной ситуации при минимальном участии педагога» [6. с.67]. Таким образом, сопровождение отличается от других тактик педагогической поддержки возрастанием умения обучающихся самостоятельно разрешать проблемы, связанные с учебной и коммуникативной деятельностью. Однако все формы педагогической поддержки взаимосвязаны, поскольку, с одной стороны, защита, помощь, поддержка предваряют сопровождение, а, с другой, - следуют за ним по запросу учащегося.

Применение различных тактик педагогической поддержки (защиты, помощи, поддержки, содействия, взаимодействия, сопровождения) способствует формированию у учащихся субъектного опыта, позволяющего им культурно выходить из трудных ситуаций; получать опыт рефлексивного управления конфликтом, осуществляя контроль над эмоциями. Осуществление педагогического сопровождения в условиях учебно-воспитательного процесса ПУ способствует овладению учащимися способами совместной деятельности: диалогом, конструктивной коммуникацией, договором; позволяет приобретать навыки сотрудничества и взаимодействия. Кроме того, каждодневные отношения педагогов с учащимися, которые строятся на гуманистических и демократических принципах, являются основой и примером для построения гармоничных взаимоотношений с окружающими. Таким образом, реализация педагогической поддержки в учебно-воспитательном процессе ПУ обеспечивает успешное формирование полноценных межличностных отношений учащегося.

In this article a pedagogical support describes as paradigm of interpersonal development. We defined substantive characteristics of communication students of vocational schools. We emphasize the socialization role of the system of relations with the teachers in enhancing and enriching the moral basis of the relationship of student’s vocational schools in this article.

The key words: pedagogical support, development of interpersonal relations, tactics of pedagogical support, protection, assistance, support, cooperation, support, humanist relations.

Список литературы

1. Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. Для учителя/ И.С. Кон. М.: Просвещение,

1989.255с

2. Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания/ А.В. Мудрик. М: Педагогическое общество России, 2001. 320с

3. Сгурская Л.В. Межличностные взаимоотношения учащихся и их изучение/ Л.В. Сгурская. Калининград, 1996. 119с

4. Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. Для учителя/ И.С. Кон. М.: Просвещение,

1989.255с

5. Анохина Т.В. Педагогическая поддержка как реальность современного образования/ Т.В. Анохина // Новые ценности образования. 1996. Вып.6

6. Педагогическая поддержка ребенка в образовании/ под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. М.: Академия, 2006. 288с

7. Пакалина Е.Н. Модель педагогической поддержки Я-концепции старшеклассников / Е. Н. Пакалина // Известия Уральского государственного университета. 2008. № 56.

Об авторе

Гуляева И.В. - аспирант Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, [email protected]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.