Научная статья на тему 'Организационно-педагогические условия управления процессом профессиональной адаптации будущих рабочих в учреждении НПО'

Организационно-педагогические условия управления процессом профессиональной адаптации будущих рабочих в учреждении НПО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
286
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / БУДУЩИЙ РАБОЧИЙ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / ORGANISATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS / PROFESSIONAL ADAPTATION / PROSPECTIVE WORKER / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL DIAGNOSTICS / EDUCATIONAL TRADITIONS / PEDAGOGICAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Савва Любовь Ивановна, Гайдулина Нурсина Минсалиховна

Авторами определены организационно-педагогические условия управления, обеспечивающие эффективность процесса профессиональной адаптации будущих рабочих в учреждении НПО. Выделенный комплекс условий способствует успешному продвижению в обучении и вхождению учащегося в выбранную им профессию, в трудовую деятельность, приспособлению к условиям труда, быта, досуговой деятельности, внутриколлективных отношений в училище и на рабочем месте, нахождению своего места в профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Савва Любовь Ивановна, Гайдулина Нурсина Минсалиховна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organisational and Pedagogical Conditions of Management of Professional Adaptation of Prospective Graduates in Institutions of Elementary Vocational Education

Organisational and pedagogical conditions of management that ensure the efficiency of the process of professional adaptation among prospective workers in institutions of elementary vocational education are determined. The emphasized set of conditions is instrumental to a learner's successful academic progress and his/her getting insight into the chosen profession, getting accustomed to working and living conditions, leisure, co-workers relations in the institute and at a working place, finding his/her place in a professional activity.

Текст научной работы на тему «Организационно-педагогические условия управления процессом профессиональной адаптации будущих рабочих в учреждении НПО»

№ 1, 2011

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ БУДУЩИХ РАБОЧИХ В УЧРЕЖДЕНИИ НПО

Л. И. Савва (Магнитогорский государственный университет),

Н. М. Гайдулина (Политехнический колледж, г. Магнитогорск)

Авторами определены организационно-педагогические условия управления, обеспечивающие эффективность процесса профессиональной адаптации будущих рабочих в учреждении НПО. Выделенный комплекс условий способствует успешному продвижению в обучении и вхождению учащегося в выбранную им профессию, в трудовую деятельность, приспособлению к условиям труда, быта, досуговой деятельности, внутриколлективных отношений в училище и на рабочем месте, нахождению своего места в профессиональной деятельности.

Ключевыге слова: организационно-педагогические условия; профессиональная адаптация; будущий рабочий; психолого-педагогическая диагностика; образовательные традиции; педагогическая поддержка.

В Концепции модернизации образования на период до 2010 г. сказано, что основной целью профессионального образования является подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Подготовка высококвалифицированных рабочих начинается с процесса их адаптации к выбранной профессии. Именно профессиональная адаптация учащихся в условиях учреждений НПО обеспечивает успешность всего дальнейшего образовательного процесса и в результате оказывает существенное влияние на качество профессионального образования.

Для повышения эффективности управления процессом профессиональной адаптации будущих рабочих в училищах необходимы выделение, формулировка и обоснование комплекса организационнопедагогических условий.

В указанный комплекс мы включили:

1) проведение психолого-педагоги-ческой диагностики профессионально важных качеств личности будущих рабо-

чих с целью поэтапного отслеживания их личностного роста;

2) культивирование традиций учебного заведения НПО в подготовке будущих рабочих;

3) обеспечение педагогической поддержки учащихся в преодолении препятствий и трудностей в процессе «вхождения» в профессию.

Раскроем сущность выделенных нами условий.

Относительно первого условия мы считаем, что объективно оценить изменения процесса профессиональной адаптации учащихся во время обучения в учреждении НПО возможно путем проведения системной и своевременной пси-холого-педагогической диагностики развития профессионально важных качеств личности будущего рабочего. С одной стороны, миссией учреждения НПО является подготовка рабочих кадров с оптимальным набором качеств, формируемых у специалиста в учебном заведении и отвечающих современным требованиям рынка труда. С другой стороны, важно, чтобы с первых дней обучения в училище юноши и девушки осознали, что выбранная ими профессия открывает перспективы для их дальнейшего образовательного и профессионального роста. Успешное овладение той или иной профессией в значительной степени зависит не только от знаний и умений, но и от © Савва Л. И., Гайдулина Н. М., 2011

наличия устойчивых личностных качеств учащегося, значимых для определенной профессиональной деятельности.

В данном контексте перед учреждениями НПО встают задачи: 1) способствовать выявлению задатков личностных качеств будущего рабочего; 2) формировать и развивать необходимые профессионально важные качества личности для скорейшей адаптации и освоения профессии в процессе обучения и повышения профессионального мастерства.

В современных научных и справочных источниках нет однозначного толкования понятия «психолого-педагогиче-ская диагностика». Сопоставив различные точки зрения на изучаемую нами проблему, под психолого-педагогической диагностикой мы понимаем специально организованный непрерывный процесс сбора информации, корректирования, контроля, прогнозирования, принятия решений и выработки коррекционно-педагогических мер воздействия на учащегося на всех этапах профессиональной адаптации с целью развития профессионально важных качеств личности будущего рабочего в его профессиональной подготовке.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что психолого-педагоги-ческая диагностика обеспечивает инженерно-педагогических работников и руководителей учебного заведения качественной и своевременной информацией, необходимой для принятия решений по управлению профессиональной адаптацией на разных этапах образовательного процесса. Учащийся при этом познает себя, свои качества, способности, свой потенциал на конкретном этапе, свои потребности, сильные и слабые стороны, систему ценностей и отношений. Следовательно, психолого-педагогическую диагностику можно рассматривать как фактор повышения эффективности управления профессиональной адаптацией в образовательном процессе.

Отслеживание динамики процесса профессиональной адаптации на основе диагностики профессионально важных качеств требует изучения личности как социального феномена. Целью диагностики становится выдвижение на перед-

нии план задач развития личности учащегося с учетом его внутреннего потенциала. Это означает, что общество заинтересовано в том, чтобы как можно большее число его молодых рабочих становилось специалистами с необходимым набором личностных качеств, востребованных современным производством и обществом.

Задача педагога, работающего в системе начального профессионального образования, двуедина — подготовка квалифицированного специалиста и воспитание гражданина. Здесь одинаково значимы формирование и развитие как психофизиологических, так и социальных качеств личности, важных для профессии. По мнению Э. Ф. Зеера, которое мы разделяем, предметом диагностики становятся прежде всего те характеристики, которые педагог учреждения НПО должен сформировать у учащегося в соответствии с социальным заказом в новых условиях хозяйствования [2].

Учитывая различные точки зрения, под профессионально важными качествами личности будущего рабочего мы понимаем такие качества, которые предъявляются современным обществом к специалистам даннои профессии, дают ему возможность наиболее полно реализовать себя и обеспечить в дальнеишем высокое качество профессиональнои деятельности.

Анализ педагогической литературы по данному вопросу позволяет сделать вывод о том, что огромную роль в овладении специальностью играет комплекс психофизиологических качеств человека. В эту подструктуру личности включаются своиства, отражающие особенности психофизиологическои сущности учащегося, которые зависят от типа высшеИ нервнои деятельности, темперамента, индивидуальных черт характера, способности к саморегуляции, от своеобразия процессов возбуждения и торможения.

Требования, предъявляемые к будущему рабочему, определяются совокупностью индивидуальных психофизиологических качеств, которыми он должен обладать, чтобы успешно выполнять свои профессиональные обязанности.

ІІІІ1ІІІІИІІШ № 1,

Указанную совокупность составляют как общие для всех выпускников учреждении начального профессионального образования качества (внимательность, мобильность и пр.), так и обусловленные спецификой деятельности рабочего конкретного профиля (машиностроение, металлургическое производство, строительство и т. д.) и необходимые именно для осваиваемои учащимися профессии. Например, станочнику широкого профиля и сварщику должны быть присущи следующие психофизиологические качества: устойчивость внимания и наблюдательность, высокая острота зрения, хорошая координация движения рук и т. д. При этом у станочника помимо всего вышеперечисленного должны быть хорошо развиты техническое и логическое мышление, образная память и пространственное представление, внимание и слух для определения режимов работы машин и механизмов. Сварщику же необходимо иметь хорошую физическую форму, развитыИ вестибулярный аппарат.

Изучение профессионально важных психофизиологических качеств личности позволяет конкретизировать и количественно оценить качества, которые зависят от специфики работы того или иного специалиста. К ним относятся критическое мышление, память, восприятие, выносливость, реакция и т. д. Они выступают как своИства нервноИ системы, особенности психических процессов, характеристики будущего рабочего и могут быть результатом обучения, воспитания и развития в процессе профессио-нальноИ подготовки.

В ходе анализа процесса профессио-нальноИ адаптации учащихся НПО нами были выделены социальные качества, которые задаются обществом в виде требовании, предъявляемых к личности будущего рабочего. Блок социальных качеств способствует успешности профессиональной адаптации учащегося и сопутствует в рыночных условиях осуществлению его планов; достижению поставленных целеИ. В настоящее время невостребованность ряда выпускников профессиональных училищ предопределена отсутствием у них таких качеств,

как коммуникативность, уверенность в себе, грамотность и др. Сегодня учреждения НПО должны не только обеспечивать глубокие знания и умения по профессии, но и развивать социальные качества индивида, включающегося в трудовую деятельность, его социальное и гражданское отношение к миру.

Для проведения психолого-педагоги-ческой диагностики разработан целый комплекс методик, в том числе объективные тесты с выбором ответа, тесты-опросники, методики субъективного шкалирования, самооценки и ранжирования и др. Использование разнообразных методик обеспечивает возможность получения каждым учащимся своевременной и полной информации о своих индивидуальных профессионально важных качествах и степени их соответствия выбранной профессии, позволяет развивать социальные качества. Однако психологопедагогическая диагностика ориентирована не столько на выявление степени выраженности у каждого конкретного учащегося того или иного качества, сколько на стимулирование процесса самопознания и саморазвития.

Проведение психолого-педагогиче-ской диагностики развития профессионально важных качеств личности будущих рабочих позволяет:

— проводить системное отслеживание количественных и качественных характеристик, получать объективную, разностороннюю информацию о личности учащегося, обрабатывать и хранить ее;

— конкретизировать задачи профессиональной направленности теоретического и производственного обучения;

— определять индивидуальный и групповой уровень сформированности профессионально важных качеств и на этой основе адекватно реагировать на возникающие проблемы и принимать организационно-управленческие решения по выбору оптимальных форм педагогического взаимодействия с учащимися и активизации процесса профессиональной адаптации.

Анализируя второе организационнопедагогическое условие — культивирование традиций учебного заведения НПО

в подготовке будущих рабочих, необходимо отметить, что профессиональное училище — это мощный инструмент реализации образовательных функций, воспитания профессиональных качеств социально-культурной деятельности, сфера общественной практики, в которой учащийся может реализовать себя как профессионал своего дела.

Обновленный социальный заказ общества, нашедший отражение в Концепции модернизации образования, определен на долгосрочный временной период. Документ направлен на обеспечение преемственности поколений рабочего класса и его подготовки. Исходя из этого культивирование традиций учреждения НПО выступает как одно из условий управления процессом профессиональной адаптации будущих рабочих.

В ситуации кардинальных общественных перемен представляется необходимым обращение к тем исторически сложившимся педагогическим традициям и достижениям, которые, с одной стороны, должны быть непременно сохранены, а с другой — по возможности адаптированы к существующей реальности.

В нашем исследовании традиции мы рассматриваем как совокупность педагогических методов и средств, ценностей, ритуалов, обрядов, церемоний, применяющихся в практике начального профессионального образования, передающихся из поколения в поколение в образовательном учреждении при подготовке рабочего класса. Для укрепления и развития традиций нужно, чтобы учащиеся понимали их сущность и значение, уважали их как воплощение опыта предшествующего поколения. Культивирование традиций представляет собой целенаправленный процесс, способствующий поддержке, передаче и сохранению традиций учебных заведений в подготовке будущих рабочих к профессиональной деятельности от поколения к поколению.

Проанализировав присущие образовательным учреждениям традиции профессиональной подготовки рабочих, мы объединили их в четыре группы:

1) общие традиции для всех образовательных учреждений, как для школ, так

и для заведений НПО, СПО, ВПО. К ним можно отнести, например, День знаний, Последний звонок, День открытых дверей и т. д.;

2) общие традиции для всех учреждений профессионального образования: День первокурсника, проведение выставок технического творчества «Город мастеров», конкурсы профессионального мастерства, защита дипломов и др.;

3) общие традиции для учебных заведений НПО. Это, как правило, ежегодные встречи с представителями базовых промышленных предприятий, экскурсии на базовые предприятия, посвящение в рабочий класс и др.;

4) традиции конкретных училищ: тематические недели, декады профессий, встречи с ветеранами и др.

Анализируя накопленный педагогический опыт по сохранению традиций, необходимо отметить, что в их формировании активное участие должны принимать как педагогический коллектив образовательного учреждения и ветераны НПО, так и социальные партнеры и сами учащиеся. Все воспитательные дела, проводимые в этом направлении, обсуждаются и утверждаются задолго до начала нового учебного года на советах самоуправления обучающихся, на совместных советах обучающихся и педагогических работников училища с обязательным подведением итогов за прошедший учебный год.

Культивирование традиций образовательного учреждения, с нашей точки зрения, является обязательным условием эффективного управления процессом профессиональной адаптации будущих рабочих, так как традиции:

1) представляют собой важный ресурс профессиональной адаптации учащихся в образовательной системе училища. Используемые в педагогической работе с учащимися, они вызывают положительные эмоции, убеждают, доносят до сознания подростков необходимость уважительного, бережного отношения к наследию образовательного учреждения. Они имеют огромное значение, поскольку позволяют приобретать и накапливать разнообразные впечатления, знания, уме-

111!111Й1И1!Ш № 1,

ния и навыки, требующиеся для дальнейшей профессиональной жизни;

2) рассматриваются как передача общественно ценного опыта старших поколений младшим, способствуют формированию и развитию личности, подготовке подростков к активной общественной, профессиональной и личностно значимой деятельности;

3) формируют у будущих рабочих гордость, желание быть похожими на известных представителей профессий, помогают плавно, безболезненно приобщиться к своей будущей профессиональной деятельности и формируют положительную установку, убеждение в правильности профессионального выбора.

Третье условие связано с обеспечением педагогической поддержки учащихся в преодолении препятствий и трудностей в процессе «вхождения» в профессию.

Как показывает опыт, время обучения в училище для ряда учащихся оказывается критическим периодом, в течение которого они переживают сложные и многообразные этапы своей жизни. Именно в эти годы учащийся взрослеет, у него формируется самосознание, продолжает развиваться система отношений с миром и самим собой, складываются базовые учебные установки. Для данного периода характерно высокое эмоциональное напряжение, требующее мобилизации всех внутренних ресурсов. Ошибки и неудачи вызывают огорчение, а иногда и чувство разочарования. У некоторых подростков проблемы при «вхождении» в профессию возникают из-за трудностей в общении, обусловленных личностными свойствами и особенностями: скованностью, низким уровнем самоуважения, робостью, неуверенностью в себе, замкнутостью, безынициативностью. Все это в существенной мере определяет характер дальнейшего овладения профессией, возможности личной самореализации и профессионального роста. На каждом возрастном и профессиональном этапе возникает своя специфическая, требующая решения проблема. Таким образом, изучение затруднений будущих рабочих в процессе профессиональной адаптации в училище явля-

ется актуальной проблемой для сегодняшней педагогической практики. Цель педагогического коллектива образовательного учреждения — оказать поддержку учащимся в преодолении возникающих препятствий и трудностей в процессе «вхождения» в профессию, помочь им легко включиться в социальную среду, соблюдая при этом моральные и нравственные нормы.

Под педагогической поддержкой мы понимаем деятельность инженерно-педагогических работников, направленную на оказание учащимся помощи в выстраивании своей профессионально-образовательной траектории, в становлении их как будущих рабочих, на содействие в преодолении препятствий и трудностей в процессе «вхождения» в профессию с использованием комплекса методов и средств, основанного на процессах самоопределения и самореализации, анализе деятельности. Все это обеспечивает раскрытие личностного потенциала учащегося и формирование, развитие, коррекцию его профессионально важных качеств, знаний, потребностей, модели поведения как будущего рабочего.

Оказывая поддержку, педагоги должны учитывать возраст учащегося, особенности взросления и динамику саморазвития. Для любого человека в период его формирования и развития как личности, профессионала характерно ожидание поддержки. Особенно она ожидаема в проблемной ситуации, когда одному трудно справиться со сложившимися условиями, или в ситуации, которая имеет наибольшую значимость для человека, требует поиска, выбора, принятия ответственного решения для его настоящего и будущего. В таких ситуациях учащийся оказывается постоянно, поскольку многое из того, что он делает, приобретая профессию, делается им впервые при минимальном опыте.

Приемы оказания педагогической поддержки различаются по степени участия взрослого, по времени и длительности их оказания. Многообразие приемов зависит от профессионализма наставника, его искренней заинтересованности в судьбе каждого учащегося.

Для выявления роли педагогических работников в исследуемом нами процессе мы руководствовались личным опытом и рекомендациями Л. В. Зудиловой, А. Ю. Гришина [1; 3; 4]. Были определены следующие функции педагогической поддержки учащихся в преодолении препятствий и трудностей в процессе «вхождения» в профессию: планирования, целеполагающая, диагностическая, мотивационная, консультационная, координа-торская, аналитическая и контрольнокорректировочная.

На наш взгляд, для обеспечения учащимся поддержки педагогическими коллективами учреждений начального профессионального образования должны использоваться различные формы и методы, например:

— психолого-педагогические тренинги, деловые игры, моделирующие сам процесс профессиональной деятельности и направленные на самопознание (учащиеся пробуют себя в игровых профессиональных ситуациях), формирование и развитие у учащихся профессионально значимых качеств;

— индивидуальные беседы, консультации;

— организация и проведение лекториев, часов общения, конференций и внеклассных воспитательных дел, направленных на формирование профессиональной культуры учащихся, привитие ценностей и норм профессиональной среды;

— классные часы для учащихся выпускных курсов по теме «Профессиональная адаптация» с целью привития навыков поведения на рынке труда, ознакомления с ситуацией на рынке труда и требованиями работодателей, составления деловой документации (заявления, анкеты) и др.;

— индивидуальные консультации родителей и организация родительских собраний, конференций совместно с учащимися, встреч с классными руководителями, преподавателями, представителями базовых предприятий на темы профессиональной адаптации учащихся;

— организация и проведение педагогических советов, консилиумов, методических объединений с целью более глу-

бокого изучения личности учащихся и выбора правильного пути дальнейшей работы с ними; выработка единой педагогической позиции, общей системы мер, направленных на педагогическую поддержу в профессиональной адаптации учащихся;

— встречи с представителями базовых предприятий для выступления перед учащимися и их родителями, перед инженерно-педагогическими работниками на педагогических советах, экскурсии на предприятия;

— разработка программы, в рамках которой учащиеся могли бы получить рабочие ученические места для прохождения производственной практики и дальнейшего трудоустройства по полученной специальности; конкурсы профессионального мастерства среди учащихся с привлечением профильных предприятий; семинары по проблемам профессионального обучения на базе учебного заведения с участием работодателей.

Все формы педагогической поддержки нацелены на помощь учащимся в их успешном продвижении в обучении и в развитии осознанной, субъективной позиции в процессе их «приспособления и вхождения» в профессию. Они помогают учащемуся как будущему рабочему перейти на более высокую ступень профессиональной деятельности за счет приобретенных знаний, умений и навыков.

Заявленный нами комплекс педагогических условий характеризуется наличием компонентов, которые находятся во взаимосвязи друг с другом и направлены на достижение результата — реализацию «вхождения» учащегося в профессию, в трудовую деятельность, приспособление к условиям труда, быта, досуговой деятельности, внутриколлективных отношений в училище и на рабочем месте, нахождение своего места в профессиональной деятельности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гришин, А. Ю. Психолого-педагогическое сопровождение профессионально-личностного ста-

№ 1, 2011

новления студентов — будущих фармацевтов / А. Ю. Гришин, Т. И. Савина // Среднее профессиональное образование. — 2009. — № 3. — С. 26—28.

2. Зеер, Э. Ф. Психология профессий : учеб. пособие для студентов вузов / Э. Ф. Зеер.— 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Академический проект ; Екатеринбург : Деловая книга, 2003. — 336 с.

3. Зудилова, Л. В. Педагогическое сопровождение социализации студентов колледжа / Л. В. Зу-дилова // Среднее профессиональное образование. — 2009. — № 3. — С. 30—32.

4. Савва, Л. И. Проблемы подготовки будущих учителей к педагогическому мониторингу : моногр. / Л. И. Савва, Г. А. Лисьев. — Магнитогорск : МаГУ, 2000. — 109 с.

Поступила 12.03.10.

УПРАВЛЕНИЕ ПРОДВИЖЕНИЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ КАК НАПРАВЛЕНИЕ ИНТЕГРАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИХ ЗАКАЗЧИКОВ И ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Н. С. Шишканова (Мордовский государственный университет

им. Н. П. Огарева)

Обозначены теоретические аспекты формирования эффективной системы маркетинговых коммуникаций в сфере образовательных услуг с целью их продвижения как направления интеграции деятельности субъектов рыночных отношений (заказчиков, потребителей). Определены критерии, факторы и методы, влияющие на данный процесс.

Ключевыге слова: образовательная услуга; маркетинговые коммуникации; коммуникативная политика; интеграция; продвижение услуги.

Сфера образовательных услуг на сегодняшний день принимает активное участие в системе рыночных отношений. В ее рамках реализуется механизм согласования интересов всех субъектов рынка образовательных услуг: физических лиц, работодателей, органов управления государства. Наличие различных субъектов рынка образовательных услуг и рассогласованность интересов его потребителей и заказчиков ставят задачи формирования эффективных систем управления продвижением образовательных услуг для завоевания своей доли на рынке [1]. Для управления процессом движения продукта на всех этапах его жизненного цикла необходима разработка комплексной системы маркетинговых коммуникаций. Эта система представляет собой комплекс мероприятий по продвижению, осуществляемых путем использования рекламы, методов стимулирования сбыта, персональной продажи, методов связи с общественностью и прямого маркетинга в определенной пропорции и направленных на обеспечение роста объемов реализации производимой услуги, причем более высокими темпа-

ми, чем при использовании какого-либо одного из средств маркетинговых коммуникаций.

Иными словами, маркетинговыми коммуникациями называются деятельность, совокупность средств и конкретные действия по поиску, анализу, генерации и распространению информации, значимой для субъектов маркетинговых отношений [4].

В нашей стране разработкой вопросов управления продвижением услуг занимались Е. П. Голубков, А. Н. Романов, Г. Л. Багиев, Т. Д. Маслова и др. Их труды в значительной степени посвящены анализу и творческому осмыслению зарубежного опыта. Общая теория маркетинговых коммуникаций, обстоятельно разработанная в исследованиях зарубежных ученых Ж. Ж. Ламбена, Ф. Котлера, Дж. Барнетта, В. Шрамма и др., не адаптирована к особенностям рыночных отношений российской экономики и не затрагивает анализа особенностей такой сферы услуг, как образование [2].

В настоящее время коммуникация рассматривается как информационное взаимодействие между объектами (тех© Шишканова Н. С., 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.