А. В. Михайлов
ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ КАДЕТСКОГО КОРПУСА
Работа представлена кафедрой математики и информационных технологий Димитроеградского института управления и дизайна Ульяновского государственного технического университета. Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор Г. М. Илъмушкин
Статья посвящена построению модели подготовки молодых рабочих кадров в условиях образовательного комплекса «Профессиональное училище - кадетский корпус», который пред-
400
ставляет собой совершенно новый вид образовательной интеграции. Данная инновационная образовательная интеграция прежде всего обеспечивает преемственность в образовании, оптимальную организацию процесса обучения и военно-патриотическое воспитание учащихся.
The article is devoted to construction of the model of young personnel's training in conditions of the educational complex «Training college - cadet corps», which represents a brand new kind of educational integration. This innovative educational integration provides continuity in education, optimal organisation of the training process, military and patriotic education of cadets.
Моделирование как метод научного познания имеет древнейшую историю. Сущность данного универсального метода состоит в том, что вместо реального объекта изучают его модель. При этом имеют в виду специально созданный объект, на котором воссоздаются целиком определенные характеристики исследуемого объекта с целью его изучения. Тем самым модели выступают как аналоги объектов исследования, т. е. они сходны с ними, но не тождественны им1. Моделирование используется тогда, когда невозможно сразу начать познание сущности объекта, который нас заинтересовал, и нет условий для непосредственного владения этим объектом.
Единое образовательное пространство «школа - кадетский корпус» как системное образование интегрирует в себе образова-тельные ступени «начальное образование», «общее среднее образование», «полное среднее образование» и начальное профессиональное образование посредством развития кадетского корпуса. Все названные ступени рассматриваются в единстве и во взаимодействии и реализуются на принципах личностно ориентированного обучения, гуманистической направленности подготовки и воспитания молодых рабочих кадров и региональных потребностей в развитии кадровых ресурсов2.
Обращение автора к моделированию открыло методологические возможности его применения в теории и практике обучения, организации гражданско-патриоти-ческого воспитания учащихся, формировании у них толерантности, готовности к
службе в Российской армии, а также к дальнейшей профессиональной деятельности.
Далее, переходя к методологическим подходам к моделированию профессиональной подготовки и воспитания рабочих кадров в едином образовательном комп-лексе «Профессиональное училище - кадетский корпус» следует выделить основные их позиции, определяемые:
• системным подходом к моделирова-нию процесса подготовки и воспитания рабочих кадров, позволяющим обеспечить целостный характер анализа педагогических фактов и явлений, определить измерители, уровни и критерии профессиональной готовности учащихся;
• деятельностным подходом, позволяющим исследовать модель подготовки и воспитания рабочих кадров не только в контексте ее структурных компонентов, но и функциональных связей и отношений, а также аксиологическим и компетентност-ным подходами к подготовке и воспитанию рабочих кадров.
Передовые достижения современной педагогической науки показывают, что проектирование модели образовательного процесса становится эффективным для подготовки будущих специалистов и их самосовершенствованию в том случае, если оно является системным и охватывает многие его аспекты.
Системное моделирование в теоретическом плане строится на теории системного подхода и теории сложных систем, основные положения которых нами используются в работе. Разные авторы в по-
нятие системы вкладывают далеко не одинаковое содержание. Под системой мы понимаем целое, состоящее из связанных меж -ду собой элементов и обладающее интегрированными свойствами и закономерностями3.
Итак, определив методологические позиции и ориентиры моделирования подготовки и воспитания рабочих кадров, можно приступить к проектированию ее модели в рассматриваемом образовательном комплексе, включающей цель, задачи, принципы, содержание, условия, технологии, уровни и критерии, результат, управление и его коррекцию.
Прежде всего системный подход к моделированию требует определения цели или миссии стратегии развития системы.
Цель - это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека.
В психолого-педагогической литературе понятие «цель» рассматривается как одно из ведущих компонентов любой деятельности, в том числе и профессиональной. Это закономерно еще и потому, что цель определяет характер профессиональ-ной подготовки и воспитания и является идеальным результатом всей деятельности.
В условиях образовательного комплекса «Профессиональное училище - кадетский корпус» исследуемая нами образовательная система преследует следующую цель: подготовка и воспитание рабочих кадров посредством развития кадетского кор -пуса.
Целями, в свою очередь, обусловливаются задачи, определяющие содержание совместной деятельности личности педагога и учащихся, их взаимодействия в процессе профессионального самоопределения обучающихся.
Нами выделены следующие основополагающие задачи:
• способствовать формированию гума-нитарных и профессиональных знаний в сфере рабочих профессий, а также приоб-
ретению профессиональных компетенций в процессе профессиональной подготовки;
• способствовать физическому совершенствованию учащихся, организации здорового образа жизни и правовому их воспитанию;
• посредством специальной военной подготовки и организации гражданско-патриотического воспитания обеспечить готовность учащихся к службе в вооруженных силах России;
• развивать стремления к профессиональному самосовершенствованию, саморазвитию творческой личности учащегося как будущего рабочего, способного реализовать себя как в современной социальной жизни, так и в производственной сфере;
• формировать систему ценностных ори-ентаций, позволяющих оценивать окружающий мир, самого себя, профессиональное становление с гуманистических позиций;
• ориентировать в процессе воспитания и профессиональной подготовки выпускника рабочих профессий на необходимость развития профессионально значимых качеств.
При реализации данных задач педагоги должны руководствоваться исходными положениями, определяющими общую организацию, содержание, формы, методы процесса подготовки и воспитания рабочих кадров в условиях единого образователь-ного пространства «Профессиональное училище - кадетский корпус», - принципами.
Принцип - это руководящее требование, предписание, как действовать для достижения цели, норма деятельности4.
Итак, выделим основные принципы, на основе которых осуществляется процесс подготовки и воспитания рабочих кадров путем развития кадетского корпуса.
1. Принцип системности и целостности процесса подготовки и воспитания рабочих кадров. Применение данного принципа в исследовании модели подготовки и воспитания рабочих кадров и основанного на нем структурного подхода к ее разработке
позволяет нам использовать в формирова-нии кадров рабочих профессий результаты системного анализа педагогических явлений, осуществляемого как в рамках эксперимента, обобщения фактов, так и при решении задач, возникающих в совместной деятельности педагога и обучаемого.
2. В проектируемой модели подготовки и воспитания рабочих кадров принцип гуманизации образования выступает в роли системообразующего фактора. Именно посредством гуманизации образования можно успешно осуществлять подготовку и воспитание рабочих кадров, так как она способствует самоопределению учащегося как в профессиональной сфере, так и в социальной и позитивному формированию «Я-концепции».
Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что гуманизация образования является важнейшим принципом и условием эффективности подготовки и воспитания рабочих кадров посредством развития кадетского корпуса.
Условиями реализации принципа гуманистической направленности подготовки и воспитания рабочих кадров в данной образовательной системе являются:
• осознание социумом и субъектами образовательного пространства необходимости реализации идей гуманизации в сфере начального профессионального обра -зования;
• обеспечение гуманистической направленности предметного обучения посредством реализации межпредметных связей;
• осознание субъектами образовательного пространства, родителями учащихся гуманистической направленности военно-патриотического воспитания молодежи.
3. Принцип преемственности. Преемственность в профессиональном образова-нии необходима в связи с тем, что развитие личности и ее профессиональное ста -новление происходит поэтапно в образовательном процессе. При этом преемствен -ность выступает как закономерное явление,
обеспечивающее поступательный характер развития личности.
А. Э. Баллер, один из первых исследователей проблемы преемственности в обучении, понимает ее как связь между различными этапами или ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных сторон его организации при изменении целого как системы5.
Итак, преемственность в подготовке и воспитании рабочих кадров в едином образовательном пространстве «Профессиональное училище - кадетский корпус» обеспечивает устойчивые межпредметные связи на стыке неполного среднего и среднего профессионального образования, что создает серьезные предпосылки для качественной подготовки рабочих кадров.
4. Принцип мотивации. Принцип мотивации учения придает предметному обучению личностную направленность и способствует созданию таких условий изучения учебной дисциплины, при которых потребность в знаниях опережает процесс их приобретения, обеспечивает видение учащимися перспективы развертывания обучения, собственного развития и профессионального становления, перерастания сознательного отношения к изучению курса дисциплины в активную учебную деятельность.
5. Междисциплинарный подход к предметному обучению. Он обусловлен необходимостью применения различных типов знаний в подготовке рабочих кадров и предполагает выявление характера взаимодействия знаний различных наук, содействующих и соучаствующих в решении поставленной проблемы.
6. Регионалъностъ. В процессе подготовки рабочих кадров, мы должны прежде всего исходить из региональной кадровой политики, востребованности, перспективы социально-экономического развития данного региона, демографической ситуации ит. д. То есть работа должна строиться с
учетом региональных интересов, потребностей, возможностей и ресурсов.
7. Принцип социализации. Социализация (от лат. 80с1аИ8 - общественный) -процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества; включает как целенаправленное воздействие на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на ее формирование. Определяется социально-экономической структурой общества. Данный принцип связан с вхождением молодых рабочих в социальную среду.
8. Принцип единства обучения и воспитания. Данный принцип направлен на обеспечение целостности учебно-воспитательного процесса и его результатов путем формирования у обучающихся профессиональных компетенций рабочих специальностей и человеческих качеств, необходимых для рабочих профессий, в соответствии с государственными образовательными стандартами, социальными потребностями общества и содержанием профессиональной подготовки.
9. Интеграция образовательных, производственных и научных структур. Интег-ративность относится к числу признаков системы, обеспечивающих ее целостность, и рассматривается как единство составляющих и отношений системы, которые сохраняют ее общность и способствуют ее сохранению и функционированию. Выделенный принцип призван обеспечивать связь школы, ПУ, производства и науки в условиях кадетского корпуса. Особенно необходимы производственные связи учреждений НПО с промышленными предприятиями, ибо сегодня потребность предприятий в рабочих кадрах очень высокая.
10. Принцип экономической целесообразности. Принцип экономической целесообразности определяет необходимость планирования, подготовки специалистов по
профессиям с учетом их востребованности на рынке труда.
Рассмотренные принципы в процессе подготовки воспитания рабочих кадров выступают во взаимодействии друг с другом. Следует подчеркнуть, что только целостное применение выделенных принципов будет обеспечивать эффективное достижение поставленных целей.
Подготовка рабочих кадров, безусловно, определяется содержанием профессионального образования. Под содержанием профессионального образования мы будем понимать определенную, предъявляемую учащимся учебную информацию в виде дидактических единиц (учебных элементов), направленных на формирование их профессиональных компетенций, социализацию в обществе посредством гуманизации образования.
Подготовка и воспитание рабочих кадров происходит поэтапно с помощью целевой установки, обусловленной задачами, на основе выделенных принципов. Реализация содержания начальной профессиональной подготовки осуществляется средствами педагогической коммуникации и технологиями, которые определяются целями и задачами обучения, численностью обучающихся, специфическими особенностями содержания отдельных разделов и тем образовательной программы, материально-техническими возможностями ПУ и т. д. В частности, к средствам педагогической коммуникации относятся все материальные средства, содержания учебно-воспитательного процесса (программы, учебники, всевозможные учебные пособия, дидактические материалы и т. п.).
Достижению поставленной цели будет способствовать стимулирование познавательной активности учащихся, развитие их творческих способностей, а также учет возрастных и иных особенностей личности учащихся. При выборе средств педагоги -ческой коммуникации и технологий обучения необходимо учитывать широкое их
разнообразие, индивидуализацию и уров-невую дифференциацию обучения, что позволит избежать многих трудностей в подготовке и воспитании рабочих кадров. Как показывает практическая деятельность, целесообразно применять технологии, построенные на групповом и коллективном взаимодействии учащихся, что позволяет им проявлять свою позицию на основе аргументированных доводов, ценностное отношение к процессу обучения в постоянно изменяющихся условиях взаимодействия педагога и учащегося.
Изменения потребностей социума в рабочих кадрах требуют и изменений в подходе к их подготовке и воспитанию. В этих условиях необходима разработка адекватных условий подготовки и воспитания рабочих кадров.
По результатам проведенного исследования мы выделяем две группы необходимых условий для реализации содержания подготовки и воспитания рабочих кадров посредством развития кадетского корпуса (социально-организационные и психолого-педагогические условия), создание которых позволит обеспечить высокую готовность к профессиональной деятельности, к службе в рядах вооруженной сил России и успешной социализации.
Социально-организационныеусловия: создание учебно-материальной базы и достаточное финансирование как условие эффективной деятельности ПУ в условиях единого образовательного комплекса «Профессиональное училище - кадетский корпус»; совершенствование профессиональной подготовки педагогических кадров через систему повышения квалификации и посредством самообразования; организация здорового образа жизни посредством развития физкультуры, спорта; создание условий и материально-технической базы для занятий физической и специальной военной подготовкой учащихся; взаимодействие ПУ, семьи, социальных институтов и предприятий в процессе професси-
ональной подготовки и гражданско-патри-отического воспитания учащихся; оптимизация внеучебной и воспитательной деятельности.
Психолого-педагогические условия: обеспечение гуманистической направленности образовательного процесса; повышение уровня педагогических знаний педагога в области мотивации учения, поведения, структуры личности, возрастной психологии, организации военно-патриотического воспитания учащихся; формирование системы ценностей учащихся в процессе подготовки и воспитания рабочих кадров посредством развития кадетского корпуса; полноценное физическое и психическое здоровье учащихся, а также обеспечение профессиональной и социальной их адаптации; использование личностно ориентированных технологий обучения и современных педагогических инноваций, стимулирование инновационной деятельности педагогов.
Становление личности рабочего в условиях кадетского корпуса, как видим, предполагает прежде всего усвоение личностью всей системы профессиональных ценностей, знаний, формирование гуманистических ценностей, военно-патриотического воспитания, составляющих основу его общей профессиональной и духовной культуры.
Итак, проведенный теоретический анализ и обобщение позволяют нам сделать вывод о том, что подготовка и воспитание рабочих кадров в условиях кадетского корпуса - эта мера и способ профессиональной и духовной самореализации обучающихся в образовательном процессе. Модель подготовки и воспитания рабочих кадров в образовательном пространстве «Профессиональное училище - кадетский корпус» представлена на рис. 1, она также включает уровни готовности к профессиональной деятельности выпускников: низкий, средний, продвинутый и высокий. Более подробное описание их опускается в силу ограниченности объема статьи.
Рис. 1. Модель подготовки и воспитания рабочих кадров в образовательном пространстве «Профессиональное училище - кадетский корпус»
Реализация построенной модели в практике подготовки рабочих кадров призвана обеспечивать их высокую профессиональную готовность, мобильность и гибкость. Разработанная модель ориентирована на профессиональное самоопределение и воспитание молодых рабочих кадров и обеспечивает качественную характеристику уровня развития, реализации сущностных сил, способностей. Она предстает в процессе обучения и гражданско-патриотического воспитания учащихся как преемственное освоение различных сфер образовательной деятельности, что возможно лишь при развитии социальной
и познавательной активности обучаемого. При этом формируются не только потребность в профессиональном совершенствовании и умение их реализовать, но и гражданское становление личности, ответственность за судьбу России, защита ее священных рубежей, любовь к отчизне, сохранение лучших традиций и культуры народов России, уважение культурных ценностей других народов, этнических групп, на основе которых происходит формирование толерантности учащихся. Все это, в сущности, является одним из ключевых направлений профессионального становления учащегося.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Методы системного педагогического образования: Учеб. пособие. М.: Народное образование, 2002. С. 54.
2 Илъмушкин Г. М. Современные проблемы профессионального образования Ульяновской области в условиях региональной кадровой политики. Педагогическое образование и наука. М.: МАНПО. 2006. № 6. С. 58-61.
3 Баллер Э. А. Преемственность: Философская энциклопедия / Под ред. Ф. В. Константинова. М.: Сов. Энциклопедия, 1967.
4 Методы системного педагогического образования: учебное пособие. С. 43.
5 Баллер Э. А. Указ. соч.