Научная статья на тему 'Обеспечение обучающимся колледжа педагогической поддержки в преодолении препятствий и трудностей в процессе «Вхождения» в профессию: методический аспект'

Обеспечение обучающимся колледжа педагогической поддержки в преодолении препятствий и трудностей в процессе «Вхождения» в профессию: методический аспект Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
225
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / БУДУЩИЙ РАБОЧИЙ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УСЛОВИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / ОКАЗАНИЕ ПОМОЩИ / TEACHERS’ SUPPORT / VOCATIONAL ADJUSTMENT / FUTURE EMPLOYEE / ORGANIZATIONAL AND EDUCATIONAL CONDITIONS / ASSISTANCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гайдулина Нурсина Минсалиховна

В данной статье рассматривается методика реализации организационно-педагогического условия, влияющего на эффективность управления профессиональной адаптации будущих рабочих в процессе их подготовки в колледже: обеспечение обучающимся педагогической поддержки в преодолении препятствий и трудностей в процессе «вхождения» в профессию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROVIDING COLLEGE STUDENTS WITH TEACHERS’ SUPPORT IN DEALING WITH OBSTACLES WHEN ENTERING A CAREER: METHODOLOGICAL ASPECT

The article is concerned with methodology of training conditions implementation, influencing the efficiency of vocational adjustment of future workers during their educating in the college, which includes schoolmasters’ support of students in dealing with obstacles when entering a career.

Текст научной работы на тему «Обеспечение обучающимся колледжа педагогической поддержки в преодолении препятствий и трудностей в процессе «Вхождения» в профессию: методический аспект»

УДК 377.3 Гайдулина Нурсина Минсалиховна

преподаватель специальных дисциплин Политехнического колледжа, г. Магнитогорск тел.: (3519)40-98-74

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБУЧАЮЩИМСЯ КОЛЛЕДЖА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ В ПРЕОДОЛЕНИИ ПРЕПЯТСТВИЙ И ТРУДНОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ «ВХОЖДЕНИЯ» В ПРОФЕССИЮ: МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Gaydulina Nursina Minsalikhovna

Special Disciplines Lecturer, Polytechnic College, Magnitogorsk tel.: (3519) 40-98-74

PROVIDING COLLEGE STUDENTS WITH TEACHERS’ SUPPORT IN DEALING WITH OBSTACLES WHEN ENTERING A CAREER: METHODOLOGICAL ASPECT

Аннотация:

В данной статье рассматривается методика реализации организационно-педагогического условия, влияющего на эффективность управления профессиональной адаптации будущих рабочих в процессе их подготовки в колледже: обеспечение обучающимся педагогической поддержки в преодолении препятствий и трудностей в процессе «вхождения» в профессию.

Ключевые слова:

профессиональная адаптация, будущий рабочий, организационно-педагогическое условие, педагогическая поддержка, оказание помощи.

Summary:

The article is concerned with methodology of training conditions implementation, influencing the efficiency of vocational adjustment of future workers during their educating in the college, which includes schoolmasters’ support of students in dealing with obstacles when entering a career.

Keywords:

vocational adjustment, future employee, organizational and educational conditions, teachers’ support, assistance.

Особую остроту и значимость в настоящее время приобрела проблема профессиональной адаптации будущих рабочих. Сегодня приходится констатировать тот факт, что многие подростки за время обучения в училищах, лицеях и колледжах разочаровываются в своих профессиях из-за несовпадений своих представлений о ней с фактическим характером и содержанием труда. На практике это, как правило, ведет к тому, что по окончании образовательного учреждения молодые люди не устраиваются работать по приобретенной специальности, а координально меняют сферу своей профессиональной деятельности. В результате чего молодые люди и общество в целом несут моральные и материальные издержки. Следовательно, профессиональная адаптация будущих рабочих и управление этим процессом были и остаются важнейшими задачами учреждений НПО и становятся в настоящее время одним из основных направлений учебно-воспитательной работы.

В процессе проведенного нами исследования выявлено, что одним из организационнопедагогических условий, влияющих на эффективность управления профессиональной адаптации будущих рабочих в процессе их подготовки в колледже, является обеспечение обучающимся педагогической поддержки в преодолении препятствий и трудностей в процессе «вхождения» в профессию. В данной статье мы представим методику реализации данного условия.

Как показывает опыт, переход от школьного этапа к профессиональному образованию для подростков, поступивших в учреждения системы НПО, является достаточно тяжелым, так как он сталкивается с рядом проблем, что не редко препятствует успешной профессиональной адаптации в колледже. Данный период связан с новым для подростка учебным заведением, общением с преподавателями, актуализирующим представлением обучающегося о себе. Кроме того, источником повышенной тревожности является новая социальная среда, новые формы обучения, отрицательные переживания, связанные с переходом в новый коллектив. Но самое главное, подросток выясняет для себя, правильно ли он сделал выбор своей будущей профессии, не ошибся ли и верно ли ответил на вопрос, кем ему быть. Все это требует от обучающегося мобилизации интеллектуальных возможностей, волевых усилий, проявления определенных качеств личности. С этими трудностями не всегда и не все подростки могут справиться успешно и самостоятельно. Все это в существенной мере определяет характер дальнейшего овладения профессией, возможности личной самореализации и профессионального роста. Таким образом, изучение затруднений будущих рабочих в процессе профессиональной адаптации в колледже является актуаль-

ной проблемой для сегодняшней педагогической практики. Цель педагогического коллектива образовательного учреждения - оказывать необходимую поддержку учащимся в преодолении возникающих препятствий и трудностей в процессе «вхождения» в профессию, помочь им легко включиться в социальную среду, соблюдая при этом моральные и нравственные нормы.

Сопоставив различные точки зрения [1, 2, 3] на изучаемую нами проблему и исходя из личного опыта, в нашей работе под педагогической поддержкой мы понимаем деятельность инженерно-педагогических работников, направленную на оказание учащимся помощи в выстраивании своей профессионально-образовательной траектории, в становлении их как будущих рабочих, на содействие в преодолении препятствий и трудностей в процессе «вхождения» в профессию с использованием комплекса методов и средств, основанного на процессах самоопределения и самореализации, анализе деятельности. Все это обеспечивает раскрытие личностного потенциала учащегося и формирование, развитие, коррекцию его профессионально важных качеств, знаний и потребностей, модели поведения как будущего рабочего.

Данное педагогическое условие реализуется на результатах диагностики, полученных от педагога-психолога, которые необходимы не только самому обучающемуся, но и классным руководителям групп, администрации колледжа. Опираясь на результаты диагностики, педагогический коллектив имеет возможность проектировать педагогическую поддержку с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, создавая тем самым условия для успешной адаптации будущих рабочих во всей системе новых профессионально-образовательных отношений. Для реализации педагогической поддержки важно знать жизненные планы и интересы обучающегося, систему доминирующих мотивов, уровень притязаний, самооценку, способность к сознательной регуляции поведения. Решение этой проблемы осуществлялось через оперативное отслеживание изменений не только профессионально важных, но и личностных качеств обучающихся для своевременной корректировки негативных процессов.

Для реализации данного организационно-педагогического условия в эксперименте, проводимого в Политехническом колледже г. Магнитогорска (реализующем программы начального и среднего профессионального образования), нами была разработана программа «Педагогическая поддержка обучающимся колледжа в профессиональной адаптации».

Задачи программы:

- помощь обучающимся в формировании устойчивого интереса к профессии и ценностных ориентаций;

- помощь обучающимся в их успешном продвижении в обучении и в развитии осознанной, субъективной позиции в процессе их «приспособления и вхождения» в профессию;

- помощь обучающимся в достижении успехов по предметам профессионального цикла и специальным дисциплинам;

- помощь обучающемуся как будущему рабочему в переходе на более высокую ступень профессиональной деятельности за счет приобретенных знаний, умений и навыков;

- помощь обучающимся в профессиональной адаптации в процессе подготовке в колледже.

Педагогическая поддержка по реализации, данной программы, осуществлялась по четырем направлениям:

1) работа с самими учащимися;

2) работа с родителями обучающихся;

3) работа с педагогическим коллективом;

4) работа с другими заинтересованными учреждениями и предприятиями.

В данной программе нами широко использовались различные формы и методы, такие как:

- психолого-педагогические тренинги, деловые игры, моделирующие сам процесс профессиональной деятельности и направленных на самопознание (учащиеся пробуют себя в игровых профессиональных ситуациях), формирование и развитие у учащихся профессионально значимых качеств;

- индивидуальные беседы, консультации; организация и проведение лекториев, часов общения, конференций и внеклассных воспитательных дел, направленных на формирование профессиональной культуры учащихся, привития ценностей и норм профессиональной среды;

- классные часы для учащихся выпускных курсов по теме «Профессиональная адаптация» с целью привития навыков поведения на рынке труда, ознакомления с ситуацией на рынке труда и требованиями работодателей, составления деловой документации (заявления, анкеты) и др.;

- индивидуальные консультации родителей учащихся и организации родительских собраний, конференций совместно с учащимися, встреч с классными руководителями, преподавателям, представителями базовых предприятий на темы профессиональной адаптации учащихся;

- организация и проведение педагогических советов, консилиумов, методических объединений с целью более глубокого изучения личности обучающегося и выбора правильного пути дальнейшей работы с ними;

- выработка единой педагогической позиции, общей системы мер, направленных на педагогическую поддержу в профессиональной адаптации учащихся;

- встречи с представителями базовых предприятий для выступления перед учащимися и их родителями, перед инженерно-педагогическими работниками на педагогических советах, экскурсии на предприятия;

- разработка программы, в рамках которой учащиеся могли бы получить рабочие ученические места для прохождения производственной практики и дальнейшего трудоустройства по полученной специальности;

- конкурсы профессионального мастерства среди учащихся с привлечением профильных предприятий; семинары по проблемам профессионального обучения на базе учебного заведения с участием работодателей.

Для каждого подростка совместно с ним разрабатывается система индивидуальных рекомендаций по самовоспитанию, самосовершенствованию.

Вся работа по педагогической поддержке нацелена на помощь учащимся в их успешном продвижении в обучении и в развитии осознанной, субъективной позиции в процессе их приспособления и «вхождения» в профессию. Все это обеспечивает раскрытие личностного потенциала учащегося, формирование, развитие и коррекцию его профессионально важных качеств, знаний, потребностей, модели поведения как будущего профессионала. Она помогает перейти обучающемуся, как будущему рабочему на более высокую ступень профессиональной деятельности.

Ссылки:

References (transliterated):

1. Газман О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема // Новые ценности образования. Инноватор. 1995. С. 58-59.

2. Крылова Н.Б. Педагогическая, психологическая и нравственная поддержка как пространство личностных изменений ребенка и взрослого // Классный руководитель. 2000. № 3. С. 92-104.

3. Педагогическая поддержка ребенка в образовании: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой; науч. ред. Н.Б. Крылова. М., 2006.

1. Gazman O.S. Pedagogicheskaya podderzhka detey v obrazovanii kak innovatsionnaya problema // Novye tsennosti obrazovaniya. Innovator. 1995. P. 58-59.

2. Krylova N.B. Pedagogicheskaya, psikhologicheskaya i nravstvennaya podderzhka kak prostranstvo lich-nostnykh izmeneniy rebenka i vzroslogo // Klassniy rukovoditel'. 2000. № 3. P. 92-104.

3. Pedagogicheskaya podderzhka rebenka v obrazovanii: ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zavedeniy / ed. by V.A. Slastenina, I.A. Kolesnikovoy; sci. ed. of N.B. Krylova. M., 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.