УДК 377.02 ББК 74.560.0
Гуляева Ирина Владимировна
аспирант кафедра педагогики Брянский государственный университет им. ак. И.Г. Петровского
Г. Брянск Gulyaeva Irina Vladimirovna Post-graduate Chair of Pedagogics Bryansk State University named after Academician I. G. Petrovsky
Bryansk
Обоснование необходимости развития межличностных отношений учащихся начальных профессиональных учреждений Interpersonal Relations Development Rationale at Primary Professional
Educational Institutions
В статье указаны специфические черты общения учащихся профессиональных училищ, представлены результаты исследования структурнодинамических аспектов межличностных отношений. Доказана необходимость разработки экспериментальной программы по развитию полноценных взаимоотношений учащихся.
The article presents specific features of high professional schools students’ communication, as well as the results of the structural-dynamic aspects study of interpersonal relations. We have demonstrated the need to develop a pilot program for the development of full-fledged relations between students.
Ключевые слова: коэффициент взаимности выборов, благополучие взаимоотношений, сплоченность группы, коммуникативный опыт.
Key words: reciprocity coefficient, the well-being of the relations, group cohesiveness, communicative experience.
В настоящее время одной их главных задач образования является формирование коммуникативной компетенции учащихся. Существенное внимание уделяется потребностям развития таких личностных качеств и умений учащихся, как коммуникабельность, контактность, умение работать сообща.
Особое значение данная проблема имеет в начальном профессиональном образовании. Это обусловлено тем, что в старшем подростковом и юношеском возрасте, которым соответствуют учащиеся ПУ, максимально проявляется потребность в общении. Общение для них является, во-первых, важным специфическим каналом информации. Через общение подростки и юноши усваивают жизненные цели и ценности, нравственные идеалы. Во-вторых, это специфиче-
ский вид эмоционального контакта. Создание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи дает учащемуся ПУ чувство эмоционального благополучия и устойчивости. В-третьих, это специфический вид межличностных отношений. Различные виды совместной деятельности вырабатывают необходимые навыки социального взаимодействия, умения подчиняться коллективной дисциплине, отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными.
Изучению особенностей взаимодействия старших подростков и юношей, мотивов аффилиации учащихся ПУ особое внимание в своих работах уделяют такие исследователи, как А.С. Белкин, И.С. Кон, Г. А. Кураев, А.В. Мудрик, В.С. Мухина, Л.В. Сгурская, Е.Н. Пожарская и др. Рассматривая специфику взаимоотношений учащихся профессиональных училищ, Л.В. Сгурская Г.А. Кураев, Е.Н. Пожарская отмечают, что их общение и складывающиеся межличностные отношениях с окружающими нередко характеризуются проявлением немотивированной жестокости, физической и вербальной агрессии, раздражения, вспыльчивости, грубости, негативизма как оппозиционной манеры в поведении. Чрезмерное проявление перечисленных особенностей приводит к частому возникновению конфликтов в отношениях учащихся с окружающими, отрицательно влияет на процесс обучения и получения профессии, снижает эффективность их дальнейшей профессиональной деятельности.
В связи с указанными особенностями главной целью развития межличностных отношений учащихся ПУ должно стать укрепление и обогащение их нравственной основы. Необходимыми нормами взаимоотношений должны быть порядочность, доброта, ответственность, сочувствие, готовность прийти на помощь. Важную социализирующую роль в укреплении нравственной основы межличностных отношений учащихся играет система взаимоотношений с преподавателями, складывающаяся в учебно-воспитательном процессе. Так, по мнению И. В. Шапо-валенко, учащиеся должны иметь возможность найти понимание своих проблем, сочувствие и помощь в их решении со стороны педагогов, что возможно лишь в условиях сотрудничества, взаимопонимания и поддержки.
Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме взаимоотношений учащихся профессиональных училищ свидетельствует о необходимости создания программы педагогического сопровождения становления межличностных отношений учащихся ПУ в условиях учебновоспитательной деятельности. Экспериментально значимость разработки программы развития взаимоотношений обучающихся в ПУ подтверждается результатами проведенного нами социометрического исследования, целью которого было установление особенностей межличностных отношений учащихся ПУ. В экспериментальной работе приняли участие учащиеся профессионального училища № 1 г. Трубчевска, профессионального училища № 3 г. Брянска. Данное исследование включало несколько этапов: собственно социометрический, изучение внутригрупповых взаимоотношений, разработка и внедрение экспериментальной программы, направленной на улучшение межличностных отношений учащихся ПУ.
На первом этапе изучались структурно-динамические аспекты взаимоотношений, выяснялись статусные структуры групп. По полученным результатам были составлены социограммы, установлены следующие коэффициенты.
Коэффициент благополучия взаимоотношений, рассчитываемый по
г+гг
формуле т+1У, где I - члены группы, получившие 6 и более выборов, II - члены группы, получившие 3 - 5 выборов, III - члены группы, получившие 1 - 2 выбора, IV - члены группы, не получившие ни одного выбора.
Коэффициент взаимности выборов, вычисляемый по формуле
— * 100%
', где Я1 - число взаимных выборов, Я - общее число выборов.
N1
Индекс изоляции N, -^1 количество изолированных учащихся, N - общее количество учащихся группы.
Коэффициент сплоченности группы СМИ-11 .
I А])_ число положительных выборов группы, Е А1) С-З - число отрицательных выборов группы, N - общее число взаимных выбор
Полученные результаты представлены в табл.1.
Таблица 1
Структурно-динамические параметры системы взаимоотношений учащихся
группы КВ (%) КБВ (%) ИИ (%) КСГ (%)
УД ТД ДД УД ТД ДД УД ТД ДД УД ТД ДД
1 12,5 14,6 10,4 6 25 19 12 6 12 23 25 22
2 6 5 8 14 19 14 24 29 24 17 18 20
3 19 19 20 27 27 25 13 17 17 14 22 20
4 42 37 25 12 0 46 11 12 3 6 4 5
5 50 45 50 70 41 41 9 13 4 7,5 7,5 8,3
6 41 24 22 22 17 16 47 29 48 2,4 8 9
УД - учебная деятельность, ТД - трудовая деятельность, ДД - досуговая деятельность, КВ - коэффициент взаимности выборов, КБВ - коэффициент благополучия взаимоотношений, ИИ - индекс изоляции, КСГ - коэффициент сплоченности группы
Изучая структурно-динамических параметры системы взаимоотношений учащихся профессиональных училищ (таблица 1), необходимо обратить внимание следующее. Во-первых, на достаточно низкие коэффициенты взаимности выборов (КВ). Низкие коэффициенты взаимности выборов свидетельствуют об отсутствии прочных взаимных отношений, о неудовлетворенности потребности в общении большинства учащихся группы, а также об отрыве некоторых учащихся от группы, их замыкании в своем узком кругу.
Во-вторых, коэффициент благополучия взаимоотношений (КБВ) в учебной, трудовой и досуговой деятельности является достаточно низким во всех группах, за исключением пятой. В этой группе коэффициент благополучия взаимоотношений несколько выше, так, в трудовой и досуговой деятельности он составляет 41%, а в учебной - 70%. Можно сказать, что лишь в пятой группе складываются достаточно благополучные отношения.
В-третьих, рассматривая структурно-динамические параметры системы взаимоотношений учащихся профессиональных училищ, надо отметить наличие высокого индекса изолированности.
Таким образом, проведенное исследование статусной структуры групп учащихся 1,2 курсов профессиональных училищ показало, что взаимоотношения, складывающиеся в учебных группах, характеризуются низкой взаимно-
стью выборов и не позволяют большей части учащихся группы в полной мере удовлетворить потребность в общении. Кроме того во всех группах, принявших участие в исследовании, наблюдается очень низкий коэффициент благополучия взаимоотношений (10 - 20%) и достаточно высокий коэффициент изолированности в досуговой деятельности (от 12 до 48%).
Целью второго этапа явилось установление закономерных связей между выявленными структурно-динамическими показателями и содержательными личностными и групповыми характеристиками. На данном этапе социометрические индексы нами были соотнесены с результатами, полученными посредством других социально-психологических методик: диагностики межличностных отношений (Т. Лири), теста Кэттела, опросника межличностных отношений Шутца, диагностики поликоммуникативной эмпатии (И. М. Юсупов), ЦОЕ.
Для выяснения преобладающего типа межличностных отношений мы использовали диагностику межличностных отношений Т. Лири.
Полученные результаты обобщены в табл.2, из которой видно, что значительное количество учащихся, участвующих в исследовании (49%) имеют неконформные тенденции и склонность к дезъюктивным (конфликтным) проявлениям.
Таблица 2
Преобладающие типы межличностных отношений учащихся
Тип межличностных отношений Количество учащихся % Количество учащихся %
Авторитарный 30 19
Независимо-доминирующий 17 10
Агрессивный 15 9 79 49
Недоверчиво-скептический 9 6
Трудности социальной адаптации 2 1
Скрытны 6 4
Покорно-застенчивый 9 6
Зависимый 5 3
Сотрудничающий 25 15 84 11
Альтруистический 25 15
Гармоничные отношения 20 12
Следует отметить, что гармоничные взаимоотношения с окружающими способны налаживать лишь 12% учащихся от общего количества принявших участие в исследовании. Среди них большинство юношей. Так 40% юношей (от общего количества юношей, принявших участие в эксперименте) устанавливают гармоничные межличностные отношения с окружающими и лишь 18% девушек (от общего количества девушек, участвующих в исследовании) способны к гармоничным взаимоотношениям.
У 15% учащихся, принявших участие в исследовании, во взаимоотношениях проявляются акцентуации сотрудничающего типа взаимоотношений, из них данный тип взаимоотношений характерен для 36% всех юношей. У девушек же преобладает альтруистический тип взаимоотношений (44%), сочетающийся с сотрудничающим (28%).
Однако немалый процент от общего количества составляют те учащиеся, у которых выявлены черты авторитарного типа межличностных отношений (у 19% всех учащихся), нередко дополняющегося с проявлениями агрессивного типа поведения во взаимоотношениях. Такое сочетание наблюдается у 27% человек от общего количества принявших участие в исследовании. При этом агрессивные акцентуации наблюдаются у 34% девушек и лишь у 12% юношей.
Кроме того, в результате сравнения статусных структур групп с преобладающими типами межличностных отношений учащихся было установлено, что обучающиеся ПУ с преобладанием альтруистического типа взаимоотношений или ярко выраженного агрессивного попали в группу изолированных. Учащиеся, взаимоотношения которых с окружающими характеризуются как гармоничные, входят в подгруппу «предпочитаемых» в статусной структуре всей группы.
Полученные в ходе констатирующего эксперимента данные свидетельствуют о необходимости создания в учебно-воспитательном процессе ПУ условий, способствующих развитию межличностных отношений юношей и девушек. Для решения поставленной задачи нами был разработан спецкурс «Я - ТЫ - МЫ», рассчитанный на 15 занятий, продолжительностью до 2 часов каждое.
Занятие предполагает включение информационного модуля, практической части, рефлексии. Информационный модуль содержит текст и проверочные вопросы. В процессе работы с текстом предполагается использование таких приемов и техник, как составление карт, блок - схем, кластеров, «ИНСЕРТ» и др., позволяющих выделять смысловые единицы в информации и графически их оформить в определенном порядке, а также подчеркнуть главное, определить доминанты для размышления, осуществить ранжирование рассматриваемого материала.
Практическая часть занятия предполагает применение доступных игр, упражнений, тренингов, не требующих для своего проведения каких-либо особых знаний. Указанные виды деятельности являются эмоционально насыщенными и направлены на изменение, гармонизацию стиля общения личности, привитие необходимых коммуникативных умений и навыков и разрешение противоречий, проявляющихся во взаимодействии с другими людьми.
Использование таких технологии, как учебное сотрудничество, дискуссия, игра, разнообразных психологических тренингов направлено на включение учащихся в групповую деятельность и получение необходимого коммуникативного опыта. Подростки учатся вместе работать, творить, всегда быть готовыми прийти друг другу на помощь, у них формируется доброжелательное отношение друг к другу, заинтересованность в успехах других.
Применение психологических тренингов способствует развитию убедительной речи, интуиции в общении, повышению доверия, формированию установки на взаимопонимание, отработке умений и навыков сглаживания конфликтов, совершенствованию коммуникативной культуры учащихся. Так, например, включение учащихся в такое коммуникативное упражнение, как "Вертушка первого впечатления" помогает узнать юношам и девушкам о том первом впечатлении, которое они производят на окружающих. Упражнение "Агрессивный контакт» предлагает отработку у учащихся ПУ приемов неагрессивного ответа на давление и агрессию. Ролевая игра "Сглаживание конфликтов" способствует отработке умений и навыков предупреждения
конфликтов. Упражнение "Вексель-рейтинг" направлено на рефлексию особенностей межличностных отношений.
Одним из существенных компонентов занятия является рефлексия, позволяющая осуществлять обобщение полученной информации, оценивать свою работу.
Таким образом, предложенный нами спецкурс позволит раскрыть потенциал межличностных отношений, определить приоритеты во взаимоотношениях, скорректировать проблемы взаимодействия и раскрыть уникальные возможности межличностного общения.
Библиографический список
1. Воспитательная деятельность педагога; под общ. Ред. В. А. Сластенина и И. А. Колесниковой [Текст]/ В. А. Сластенин, И. А. Колесникова.- 3-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2007.- 336 с
2. Мудрик, А.В. Общение в процессе воспитания [Текст]/ А.В. Мудрик.- М: Педагогическое общество России, 2001.- 320с
3. Педагогическая поддержка ребенка в образовании; под ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой.- М.: Академия, 2006.- 288с.
Bibliography
1. Child’s Educational Support in Education / Under Gen. Ed. by V.A. Slastenin and I.A. Kolesnikov [Text] / V.A. Slastenin, I.A. Kolesnikov. - M.: “Academy” Publishing House, 2006. - 288 p.
2. Mudrik, A.V. Communication During Education [Text] /A.V. Mudrik. -Moscow: Pedagogical Society of Russia, 2001. - 320 p.
3. Teachers’ Educational Activities / Under Gen. Ed. by V.A. Slastenin and I.A. Kolesnikov [Text] / V.A. Slastenin, I.A. Kolesnikov. - M.: “Academy” Publishing House, 2007. - 336 p.