УДК 373.1
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К ЕГЭ НА ОСНОВЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВУЗА СО
ШКОЛАМИ
Юлия Александровна Черникова, заместитель начальника Центра тестирования, Магнитогорский государственный университет (МаГУ)
Аннотация
В статье рассматривается одно из организационно-педагогических условий повышения качества подготовки учащихся к ЕГЭ на основе взаимодействия вуза со школами: обоснована актуальность его введения, описаны виды, тактики и формы педагогической поддержки.
Педагогическая поддержка учащегося при подготовке к ЕГЭ имеет свою стратегию, которая находит свое выражение в четырех тактиках, которые в совокупности представляют собой процесс развития способности учащихся быть субъектом собственной жизнедеятельности при подготовке к единому государственному экзамену.
Ключевые слова: единый государственный экзамен, психологическое сопровождение, педагогическая поддержка, средняя школа.
PEDAGOGICAL SUPPORT AS CONDITION FOR IMPROVING THE QUALITY OF
STUDENTS PREPARATION FOR THE UNIFIED STATE EXAMINATION ON THE BASIS OF INTERACTION OF UNIVERSITY AND SCHOOLS
Juliya Alexandrovna Chernikova, the deputy chief of the Center of testing Magnitogorsk State University
Annotation
The article analyzes one of the organizational-pedagogical conditions for improving the quality of students preparation for the Unified State Examination on the basis of the interaction of university and schools: the urgency of its introduction has been grounded, types, tactics and forms of pedagogical support have been depicted.
Pedagogical support of the pupil in the course of preparation for the Unified State Examination has its strategy which finds its reflection in four tactics that as a whole is a process of development of ability of pupils to be the subject of their own live activity at preparation for Unified State Examination.
Keywords: Unified State Examination, psychological support, pedagogical support, secondary
school.
Одним из предлагаемого нами комплекса организационно-педагогических условий повышения качества подготовки учащихся к ЕГЭ на основе взаимодействия вуза со школами является оказание всех видов педагогической поддержки старшеклассникам при подготовке к экзаменам силами учителей и педагогов вуза.
Введение этого условия основано на том, что мы придерживаемся гуманистической позиции в образовании. Сегодня слова «ученик в центре обучения» стали ключевыми в практике современного образования. Однако для учителей-практиков до сих пор остается открытым вопрос, какими средствами обеспечить существующее противоречие, ибо обучение детей в массовой школе само по себе не обеспечивает гуманное к ним отношение и, в частности, при введении ЕГЭ.
Здесь как никогда нужна правильная позиция педагогов, так как данный экзамен вызывает не только тревожность, неуверенность у старшеклассников, но для некоторых из них - ситуации нервного срыва. В связи с этим, повышение качества подготовки учащихся к единому экзамену невозможно без реализации целенаправленной педагогической поддержки.
Применительно к нашему исследованию мы определяем педагогическую поддержку как специально организуемую деятельность учителя, направленную на создание условий при подготовке учащегося к ЕГЭ, обеспечивающих ему решение возникающих
проблем самостоятельно или совместно с педагогом.
Мы полагаем, что все причины, вызывающие неуверенность учащихся в решении проблем при подготовке к единому экзамену, можно разделить условно на два типа:
1) отсутствие в опыте учащегося старшего класса отработанных механизмов самоопределения и самореализации (аналитических умений, умений «перевести интерес в цель», умений составлять план собственных действий, умений прогнозировать последствия) при подготовке к ЕГЭ;
2) неумение выстраивать межличностные взаимоотношения и взаимодействия с людьми при реализации своих интересов или решении вопросов.
Нами выявлено, что педагогическая поддержка учащимся при подготовке к ЕГЭ может иметь следующие виды:
• непосредственная и опосредованная поддержка - по степени участия взрослого;
• опережающая, своевременная, поддержка-последействие - по времени оказания;
• единовременная, пролонгированная, дискретная поддержка - по длительности.
Нами уточнено назначение каждого вида педагогической поддержки применительно к процессу подготовки учащихся к ЕГЭ.
Непосредственная педагогическая поддержка учащегося осуществляется педагогом при его прямом общении с учащимися, где идет конструктивный совместный поиск путей выхода из сложившейся ситуации, вызывающей сложность для старшеклассника при подготовке к экзаменам.
Опосредованная педагогическая поддержка осуществляется педагогом с использованием разбора разных ситуаций и возможных случаев с целью направить ученика на самостоятельное разрешение возможных проблем при подготовке к ЕГЭ, не обидев его нравоучениями и не навязывая ему конкретный путь решения проблемы.
Опережающая педагогическая поддержка осуществляется педагогом для ознакомления ученика с информацией для размышления о возможных затруднительных ситуациях, которые могут возникнуть при подготовке к экзамену с тем, чтобы старшеклассники обладали в будущем набором возможных методов и приемов благополучного разрешения идентичной проблемы.
Своевременная педагогическая поддержка оказывается педагогами непосредственно в момент возникшей трудности и потребности ученика по его запросу или по внешним признакам надвигающейся опасности для старшеклассника при подготовке к ЕГЭ.
Поддержка-последействие оказывается педагогом после того, как в жизни ученика произошло событие, способное породить проблему в период подготовки к экзаменам. Она имеет своей целью нивелировать первоначальный стресс и снять напряженность для того, чтобы ученик мог адекватно оценить себя, рассмотреть создавшуюся ситуацию и быть готовым в дальнейшем к её правильному и своевременному разрешению.
Единовременная педагогическая поддержка оказывается педагогом в том случае, когда учитель уверен, что ученик способен справиться с проблемой самостоятельно, и ему нужен лишь первоначальный импульс.
Пролонгированная педагогическая поддержка оказывается педагогом в том случае, когда процесс решения проблемы учеником при подготовке к ЕГЭ длителен по своей сути и требует наблюдения со стороны педагога.
Дискретная педагогическая поддержка оказывается ученику при подготовке к экзаменам по необходимости, выдается порциями, отслеживая и направляя развитие ситуации в зависимости от характера затруднений старшеклассника.
Применительно к нашему полю исследования мы уточнили различные тактики и
формы педагогической поддержки учителя учащемуся при подготовке к ЕГЭ.
Остановимся на характеристике каждой тактики педагогической поддержки [1]:
1 Защита. Она необходима обучающимся при подготовке к ЕГЭ тогда, когда в результате чьих-либо действий (учителей, родителей, товарищей в классе и др.) учащийся становится жертвой определенных обстоятельств. При этом его активность:
1) блокирована (при этом кто-то запрещает ему действовать для решения проблемы),
2) кто-то настойчиво утверждает, что все попытки решить проблему будут для него неудачны,
3) объективно никто не блокирует активность учащегося, но учащийся субъективно ждет наказания или блокирован «мнимой угрозой».
В первом случае преградой активности является запрет и страх, во втором и третьем - низкая самооценка и неуверенность учащегося в своих силах. При этом в случае реальной угрозы учитель должен осуществлять тактику защиты, а в случае мнимой угрозы - тактику помощи.
Основное условие данной тактики педагогической поддержки - избавление учащегося от различных видов страха. Учитель при этом защищает право учащегося быть успешным, внушает, что он лучше, обучает осуществлять поиск ошибок, отстаивать свое достоинство.
Учитель, осуществляя защиту старшеклассника при подготовке к ЕГЭ:
• уточняет, выявляет источник угрозы, причины негативной ситуации или неудач ученика;
• исследует источник появления страхов;
• проектирует и осуществляет действия по нейтрализации источников неудач;
• при необходимости организует помощь родителей, других учащихся.
При этом педагог должен уметь:
1) определять свое отношение к функциональным конфликтам, но при этом не вступать в межличностные конфликты;
2) занимать организационную, управляющую позицию по объединению необходимых людей (иногда родителей или других учителей, педагогов вуза), способствующих реализации права старшеклассника на достойное образование;
3) выходить за пределы конкретной школы и использовать ресурсы для поддержки учащегося.
2. Помощь. Эта тактика педагогической поддержки направлена на создание условий, при которых учащийся получает возможность готовиться к экзаменам в атмосфере эмоционального комфорта. Суть помощи при подготовке к экзамену заключается в том, что учащийся многое может делать сам, если будет активен в решении своей проблемы, и важно помочь ему в этом убедиться.
Тактика помощи в подготовке к ЕГЭ рассчитана на старшеклассников, которые сами блокируют свою активность, поскольку не в состоянии побороть страх перед выполнением проверочной или контрольной работы как этапа подготовки к ЕГЭ. Чтобы начать действовать в тактике помощи, учителю необходимо понять, кого или чего боится ученик, чего боится в себе. Образовательный эффект данной тактики состоит в том, что учащиеся, столкнувшись с проблемой, ощущают порой себя слабыми, но после самостоятельных действий и преодоления страха при выполнении какого-либо задания осознают себя не хуже других, понимают, что могут быть тоже успешными, как и другие учащиеся. Помощь создает старшекласснику перспективу и точку опоры для самопознания, самоанализа, самоопределения и самореализации [2].
В ходе помощи учащийся убеждается, что он может обходиться при сдаче к ЕГЭ без посторонней помощи. Педагог эмоциональной поддержкой создает условия для самоиспытания ученика, уменьшая остроту переживания допущенных ошибок. Важно от-
метить, что чем меньше прямой помощи оказывает педагог ученику, тем больше у ученика оснований гордиться собой и своими успехами.
3. Содействие. Главные условия перехода к данной тактике для нашего случая заключаются в том, что:
• ученик объективно и субъективно не становится «жертвой обстоятельств»;
• при подготовке к экзаменам у него отмечается достаточно стабильное эмоциональное состояние;
• его самооценка адекватна.
Реализуя тактику содействия, учитель в качестве главной образовательной ценности сохраняет для учеников право свободного выбора и ответственности за этот выбор. При этом старшеклассник имеет возможность самореализовываться, то есть успешно двигаться в разрешении своих проблем с опорой на «могу». В этой ситуации у обучающихся появляется уверенность в себе. У него создаются условия для самоопределения.
При этом учащийся не испытывает волнений при получении низкой оценки или допущенной ошибки. Он знает, что её всегда можно исправить и в дальнейшем получить более высокий балл. Образовательная суть тактики содействия заключатся в том, что учащийся:
• имеет возможность расширить представления о вариантах выбора;
• погружается в ситуацию анализа и самоанализа, конструирования и оценки ситуации;
• строит, осознает и аргументирует основания своего выбора;
• имеет возможность действовать в соответствии со своим выбором;
• фиксирует собственную ответственность за результат;
• получает конкретный опыт по итогам выбора своего поведения.
Смысл содействия в том, что учитель не только занимает позицию слушающего,
но и:
• сдерживает сиюминутные намерения учащихся действовать, не обдумав, вовлекает его в процесс осмысления того, что он собирается сделать;
• постоянно интересуется мнением и отношением учащихся к решению проблемы;
• упрощает конструкцию ответов старшеклассников, уточняет их мнение;
• расширяет возможности выбора, предлагая новые варианты.
4. Взаимодействие. Эта тактика педагогической поддержки осуществляется только тогда, когда у учащегося на достаточном уровне развита потребность в самостоятельном решении проблемы, и он готов определяться по отношению к ней в качестве субъекта.
Образовательный эффект этой тактики состоит в том, что учащийся обретает опыт проектирования совместной деятельности.
При подготовке к единому экзамену учитель находится с учащимися в равноправном диалоге. В ситуации сотрудничества они ищут вариант самостоятельно, но в соответствии с действиями другого.
В ходе взаимодействия и решения проблем педагог и учащийся могут использовать различные типы договоров, которые должны быть осознаваемы старшеклассником и выбраны добровольно. Это может быть: 1) договор на условиях учащегося; 2) договор на условиях педагога; 3) договор-компромисс; 4) договор-сотрудничество.
Итак, педагогическая поддержка учащемуся при подготовке к ЕГЭ имеет свою стратегию, которая находит свое выражение в её четырех тактиках, которые в совокупности представляют собой процесс развития способности учащихся быть субъектом собственной жизнедеятельности при подготовке к единому государственному экзамену.
Для нашего исследования каждая из тактик требует от учителя определенных умений занимать правильную позицию и осуществлять соответствующие действия. Тактика
педагогической поддержки позволяет более точно представлять:
• какие именно средства и действия будут адекватны той или иной проблемной ситуации, в которую попал учащийся при подготовке к экзамену;
• как можно, формируя субъектное сознание учащегося, перевести ситуацию из жизненной в образовательную;
• как подкрепить этот переход расширением непосредственного опыта старшеклассника в успешном разрешении значимых для него ситуаций.
ЛИТЕРАТУРА
• Михайлова, Н.Н. Педагогика поддержки : учебно-методическое пособие / Н.Н. Михайлова, С.М. Юсфин. - М. : МИРОС, 2001. - 208 с.
• Педагогическая поддержка ребенка в образовании : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / под ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. - М. : Академия, 2006. - 288 с.
Контактная информация: [email protected]
УДК 796.799
ИСТОРИЯ ЖЕНСКОГО ДЗЮДО И САМБО ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ, ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ
Артём Александрович Шахов, кандидат педагогических наук, доцент, Наталья Сергеевна Поваляева, ассистент,
Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина (ЕГУ им. И.А. Бунина)
Аннотация
В статье рассматривается история культивирования женского дзюдо и самбо на территории Липецкой области, осуществляется сравнение показателей развития данных видов борьбы в регионе среди мужчин и женщин, намечаются дальнейшие пути оптимизации подготовки девушек.
Ключевые слова: история женского дзюдо и самбо, Липецкая область, дальнейшие пути развития.
HISTORY OF FEMALE JUDO AND SAMBO IN LIPETSK REGION, FURTHER
WAYS OF DEVELOPMENT
Artem Aleksandrovich Shakhov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Nataliya Sergeevna Povalyaeva, the assistant,
Yelets State University named after I.A. Bunin
Annotation
The article outlines the history of female judo and sambo cultivation on the territory of Lipetsk region, development indicators comparison of these kinds of sport among men and women is undertaken and further ways of female training process optimization have been selected.
Keywords: judo and sambo history, Lipetsk region, future ways of development.
Отправными точками культивирования женского самбо и дзюдо в Липецкой области стали действия, направленные на развитие данных видов борьбы в Советском Союзе. В 1984 году Спорткомитетом СССР был издан приказ «О развитии дзюдо среди женщин». Женское самбо зародилось в нашей стране в 1987 г., когда был проведен в Нижнем Тагиле 16 - 20 сентября I Всероссийский турнир по самбо среди женщин, а позже 11 декабря того же года Государственный комитет СССР по физической культуре и спорту издал приказ № 625 «О развитии самбо среди женщин» [1].
К 1984 г. Липецкая область уже имела серьезные успехи в мужском самбо и дзюдо [2,3], поэтому предпосылки в виде тренерского корпуса, материально-технической базы,