Научная статья на тему 'Роль педагогической деятельности духовно-просветительского центра малого города в развитии личности старшего школьника'

Роль педагогической деятельности духовно-просветительского центра малого города в развитии личности старшего школьника Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
211
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Абрамов С. И.

В статье автор обращается к изучению роли православного духовно-просветительского центра (ДПЦ) в процессе духовно-нравственного воспитания старшего школьника. Была исследована эффективность такой работы в условиях малого города. Полученные результаты проведенной автором научно-исследовательской работы показали, что школьник, посещающий занятия ДПЦ, имеет более благоприятные условия для развития личности, чем его сверстник, посещающий занятия светского учреждения дополнительного образования. Что говорит о необходимости включения ДПЦ в современный процесс духовно-нравственного воспитания в условиях малого города.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Абрамов С. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль педагогической деятельности духовно-просветительского центра малого города в развитии личности старшего школьника»

Вестник ПСТГУ

IV: Педагогика. Психология

2009. Вып. 2 (13). С. 46-56

Роль педагогической деятельности духовнопросветительского ЦЕНТРА МАЛОГО ГОРОДА В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ СТАРШЕГО ШКОЛЬНИКА

С. И. Абрамов

В статье автор обращается к изучению роли православного духовно-просветительского центра (ДПЦ) в процессе духовно-нравственного воспитания старшего школьника. Была исследована эффективность такой работы в условиях малого города. Полученные результаты проведенной автором научно-исследовательской работы показали, что школьник, посещающий занятия ДПЦ, имеет более благоприятные условия для развития личности, чем его сверстник, посещающий занятия светского учреждения дополнительного образования. Что говорит о необходимости включения ДПЦ в современный процесс духовно-нравственного воспитания в условиях малого города.

Проблема духовно-нравственного воспитания в нашей стране на современном этапе ее развития стоит особенно остро. Об этом 11 марта 2009 г. в своем вступительном слове на совместном заседании Госсовета и Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте «О взаимодействии государственных органов власти и религиозных объединений в сфере духовно-нравственного развития и гражданского образования молодежи» говорил Д. А. Медведев. В частности, он сказал: «...ценностный вакуум, который образовался и в советский период, и в 90-е годы, негативно сказался на молодом поколении. Молодежь, естественно, оказалась более уязвима перед лицом различного рода деструктивных идейных течений, в том числе и псевдорелигиозных. Она оказалась подвержена влиянию тех, кто разжигает национальную и религиозную нетерпимость в нашей стране. При этом утрата нравственных ориентиров стала и одной из причин пьянства, наркомании среди молодежи»1.

Но решить эту проблему силами только общеобразовательной школы невозможно. Это показывают как научные исследования, так и эмпирика педагогической деятельности. Духовно-нравственное воспитание школьников может успешно осуществляться только во взаимодействии школы, семьи и учреждений дополнительного образования детей (УДОД), причем роль дополнительного

1 Вступительное слово на совместном заседании Госсовета и Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте «О взаимодействии государственных органов власти и религиозных объединений в сфере духовно-нравственного развития и гражданского образования молодежи». www.kremlin.ru/text/themes2009/03/213835.shtml

образования в этом процессе будет одной из определяющих. Это утверждение основано на том, что УДОД обладают большой вариативностью. В последние годы их номенклатура пополнилась духовно-просветительскими центрами (ДПЦ), деятельность которых направлена на утверждение общих гуманистических и христианских ценностей — открытости, терпимости, любви. В своей деятельности такие центры стремятся органично соединить светское и религиозное образование, найти не противоречащие законам связи школы и семьи с церковью, выстроить диалог светской и церковной власти. Сохранение народных традиций, глубокое изучение русской народной культуры, различных видов прикладного искусства, устного и музыкального фольклора становится основным содержанием деятельности многих центров дополнительного образования детей, стремящихся не столько к реализации в стенах своего учреждения традиционного набора видов творческой деятельности (технического, спортивного, экологического и др.), сколько к углублению приоритетного направления — этнографического. Ценно при этом, что народная культура рассматривается как прекрасная возможность духовно-нравственного воспитания школьников.

Но о духовности и нравственности как массовом социальном явлении нельзя говорить безотносительно к конкретным условиям, которые могут способствовать или препятствовать их развитию. Одним из определяющих компонентов в деятельности по духовно-нравственному развитию личности в нашей стране является российская провинция и составляющие ее малые города. Это обусловлено тем, что малый город на протяжении всей своей истории формировал и был хранителем моральных и духовных устоев отечественного общества и являлся географической, социальной и духовно-нравственной основой государства. И сейчас, как показывают исследования, малый город — самый распространенный тип городского поселения нашей страны. Однако проведенное нами исследование жизни в малых городах демонстрирует в целом негативную социально-нравственную картину. Так, по данным Союза малых городов РФ, 77% малых городов с многопрофильной градообразующей базой неблагополучны в экономическом отношении; более чем в 60% смертность населения существенно превышает среднероссийские показатели; в 65% малых городов доходы населения ниже прожиточного минимума2. Эти данные свидетельствуют о последствиях социального кризиса, поразившего Россию в конце ХХ в., вследствие которого в настоящее время все большее значение в жизни современной провинции играют процессы, трансформирующие базисные ценности семейного и школьного воспитания. Так, традиционный институт семьи в современных условиях недостаточно эффективно выполняет образовательные и воспитательные функции, в некоторых случаях утрачивает моральный авторитет в отношении школьников как одну из своих базовых характеристик. Школа, особенно в первые годы кризиса и реформирования, оказалась лишенной традиционных воспитательных механизмов и еще не восстановила утраченные позиции в области духовно-нравственного воспитания. Анализ современной научной педагогической литературы показывает, что переломить негативную тенденцию в

2 Тарасова А. Д. Формирование воспитательной системы вуза в условиях малого города: Дис. ... канд. пед. наук. М., 2004. С. 5.

духовно-нравственной сфере малого города может современный педагогический подход, в той или иной мере учитывающий влияние УДОД, строящих свою деятельность на основе православной культурообразующей традиции и включающих ее в содержание педагогической деятельности по духовно-нравственному воспитанию школьника.

О необходимости использования особенностей дополнительного образования в процессе воспитания подрастающего поколения России в феврале 2008 г. на заседании Совета по развитию местного самоуправления при президенте РФ в Новочеркасске говорил министр образования РФ А. А. Фурсенко. По его словам, духовно-нравственное воспитание сегодня является одним из основных приоритетов в сфере дополнительного образования. Исходя из этого, он призвал органы управления образования на местах полнее использовать возможности дополнительного образования в части духовно-нравственного воспитания, для чего, по его мысли, важно: «. максимально учитывать интересы и потребности семьи и ребенка совместно с заинтересованными партнерами, в том числе представителями разных конфессий. Мы активно работаем сейчас с ними, — сказал министр. — Мы считаем, что в духовно-нравственном воспитании их участие может быть очень полезным. Необходимо предложить широкий набор программ, используя различные формы, — это и клубы, студии, центры духовной культуры, воскресные школы. Примеры таких форм организации есть в каждом регионе»3.

Однако отметим, что эффективность работы в области духовно-нравственного воспитания в системе православных ДПЦ практически не исследована, неизвестно также ее влияние на личностное развитие обучающихся в них школьников. Это несоответствие теории и практики духовно-нравственного воспитания в условиях дополнительного образования малого города побудило нас провести исследование, целью которого было выявить различия в особенностях личностного роста школьников старших классов (8—10-е), посещающих православные ДПЦ и светские УДОД малого города.

Для получения объективных результатов исследования личностное развитие старших школьников удобнее всего проследить в нескольких УДОД и ДПЦ, находящихся в разных малых городах одного региона. Поэтому мы выбрали для исследования два резко различающихся друг от друга малых города калужской области, один — имеющий древнюю историю (основан в 1238 г.) районный центр — Мещовск с населением 5 тыс. жителей, и современный (основан в 1956 г.) наукоград — Обнинск с населением 100 тыс. жителей. Для достижения цели нашего исследования мы сформировали две группы респондентов.

В первую группу вошли учащиеся кружка церковного пения и чтения Ме-щовского ДПЦ «Умиление»; театральной студии и студии изобразительного искусства Обнинского ДПЦ «Вера, Надежда, Любовь» и отрядов Обнинского детско-юношеского общественного объединения православных скаутов. Особенностью 1-й группы явилось то, что ее представители находились в сфере пра-

3 Стенографический отчет о заседании 1 февраля 2008 года в Новочеркасске Совета при президенте РФ по развитию МСУ // Городское управление. 2008. № 3. Институт муниципального управления г. Обнинска. С. 67.

вославно ориентированного воспитательного процесса, проводимого в рамках ДПЦ малого города. Средний возраст детей в первой группе — 15 лет.

Во вторую группу вошли учащиеся: хореографической студии МОУ Мещов-ского дома детского творчества; детской театральной студии и студии изобразительных искусств Обнинского МОУ Центра творчества детей и юношества «Эврика»; детской театральной студий МУ Городского Дворца культуры; театральной студии и студии искусств МОУ средней школа № 11 им. Подольских курсантов (победителя конкурса «Лучшая школа России» по внедрению инновационных образовательных программ в 2006 г.). Особенностью 2-й группы явилось то, что ее представители находились в сфере традиционного светского воспитательного процесса, проводимого в рамках УДОД малого города. Средний возраст детей во второй группе также 15 лет. Всего в исследовании приняло участие около ста пятидесяти человек. Эти данные занесены в таблицу 1.

Таблица 1

Сведения об участниках исследования

№ Город Наименование воспитательного института Формы организации дополнительного образования Кол-во респон- дентов Группы

1 Мещовск ДПЦ «Умиление» Кружок церковного пения и чтения 8 1

2 Обнинск ДПЦ «Вера, Надежда, Любовь» Детская театральная студия и студия изобразительных искусств 11 1

3 Обнинск Детско-юношеское общественное объединение православных скаутов Отряды 23 1

Всего во 1-й группе 42 респондента. Средний возраст — 15 лет

1 Мещовск МОУ дом детского творчества Хореографическая студия 7 2

2 Обнинск МОУ Центр творчества детей и юношества «Эврика» Детская театральная студия и студия изобразительных искусств 26 2

3 Обнинск МУ Городской Дворец культуры Детская театральная студия 8 2

4 Обнинск МОУ средняя школа № 11 Детская театральная студия и студия искусств 33 2

Всего в 2-й группе 74 респондента. Средний возраст — 15 лет

Для диагностирования личностного роста воспитанников нами был использован опросник авторов Д. В. Григорьева, И. В. Кулешовой и П. В. Степанова «Личностный рост» для учащихся 9—11-х классов, в котором авторы понимают личность как человека, «...свободно и ответственно определяющего свое отношение к миру, к людям, к самому себе»4.

4 Григорьев Д. В., Кулешова И. В., Степанов П. В. Личностный рост ребенка // Классный руководитель. 2003. № 6. С. 71-86.

Выбор нами этой методики был основан на близком к авторам понимании личности, атрибутом которой является духовно-нравственная свобода человека. Можно утверждать, что духовно-нравственная характеристика личности несет в себе оценочный компонент и не может быть понята вне ее аксиологических характеристик, она непосредственно связана со смысловой сферой. Кроме того, как личностная черта, духовность имеет атрибутивный характер (она присуща всем без исключения человеческим индивидам). Однако эта способность заложена в человеке потенциально и требует своего развития, поэтому авторы опросника понимают личностный рост как актуализацию, развитие ценностного отношения личности лишь к тем объектам действительности, которые признаны ценностью в рамках той цивилизации, с которой отождествляет себя сама личность. Отношение же к данным объектам как к антиценностям будет свидетельствовать о регрессивном развитии личности.

В современном российском обществе, мыслящем себя в рамках так называемой европейской цивилизации, приоритетными признаются гуманистические ценности, основной из которых является человек. Эта ценность может проявляться в двух ипостасях: как ценность другого человека и как ценность своего собственного «Я» (телесного, душевного, духовного). Актуализация и дальнейшее развитие ценностного отношения старшего школьника именно к этим феноменам, по мысли авторов методики, и будет свидетельствовать о его личностном росте. В то же время однозначное определение некоего спектра личностных качеств и ценностных ориентаций старшего школьника, свидетельствующих о его личностном росте, принципиально невозможно, ибо это ограничивает наше представление о многообразии проявлений личности, в структуре которой можно выделить внешнюю и внутреннюю составляющие. Первая представляет собою ценностно-смысловое образование, а вторая — духовную окрашенность поступков и поведения человека, его отношения к деятельности и общению. «Духовность — это то, что возвышает личность над физиологическими потребностями, этическим расчетом, рациональной рефлексией, — пишет Т. И. Петракова, — это то, что относится к высшей способности души человека, что заложено в основание его личности»5. И если духовность характеризует высшие устремления личности, то нравственность — отражает сферу отношений личности с людьми и обществом. Поэтому в оценке духовно-нравственного становления личности, по мысли о. Василия Зеньковского, «.неверен чистый натурализм. но неверен и чистый супранатурализм, неверно выведение высшей жизни из естественного восхождения к ней «снизу», но неверен и отрыв высшей жизни от эмпирической»6. Следовательно, эффективность процесса духовно-нравственного воспитания на основе гуманистических ценностей образования можно оценить, исходя из сформированности духовно-нравственных ценностей.

При этом мы понимаем, что гуманистические ценности онтологически связанны с ценностями христианскими, утверждающими прежде всего примат чело-

5 Петракова Т. И. Некоторые аспекты антропологического характера в процессе духовно-нравственного воспитания в условиях общеобразовательной школы // Вестник ПСТГУ. Серия IV: «Педагогика. Психология». 2008. № 1(8). С. 75.

6 Зеньковский В. В., прот. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. Клин, 2002. С. 209.

веческой личности и таких абсолютных категорий, как Истина, Добро, Красота. В предельном обобщении — это общечеловеческие ценности: семья, труд, знания, культура, Человек, Отечество, знания, земля, мир (В. А. Караковский). Все эти ценности в той или иной форме встречаются в содержании программ по духовно-нравственному воспитанию как в православных ДПЦ, так и в светских УДОД.

С точки зрения практического осуществления нашего исследования в нем не рассматриваются отношения к таким категориям, как Истина, Добро, Красота, в силу того, что их трудно объективировать в действительности. Вследствие чего мы, принимая позицию авторов методики, понимаем, что отношения старшего школьника к той или иной ценности дает приблизительную, типизированную картину того, что стоит за его ответами. В данной методике таких параметров 13. Характеристики ценностных ориентаций личности воспитанников из двух групп сравнивались, статистическая достоверность различия в развитии определялась с помощью 1-критерия Стьюдента, полученные данные были внесены в таблицу 2 и представлены на диаграмме показательными графиками уровней отношений к ценностям в двух группах учащихся (1-й ряд — первая группа, 2-й ряд — вторая группа). Достоверно различны 8 из 13 измеренных параметров, которые и будут рассмотрены нами далее.

Таблица 2

Результаты сравнения параметров личностного роста старших школьников в 1-й и 2-й группах в соответствии с ^критерием Стьюдента

Полученные нами результаты сравнения параметров личностного роста старших школьников в 1-й и 2-й группах в соответствии с 1-критерием Стьюдента достоверно различны: 8 из 13 измеренных параметров в 1-й группе лучше,

чем во 2-й. Из этих 8 параметров у 6 (отношение к миру, культуре, знаниям, человеку как таковому, к человеку как другому и к своему телесному Я) разница достоверна на уровне значимости Р<0,001, для одного параметра («Отношение к семье») — Р<0,01 и еще для одного параметра («Отношение к Отечеству») — Р<0,05.

Анализ полученных данных показал, что, во-первых, в целом условия личностного роста в православном ДПЦ лучше, чем в светском УДОД; во-вторых, оценка устойчивости отношений, определяющих характеристики параметров личностного роста в двух группах, является положительной и в основном, кроме отношения к семье, — ситуативно-позитивной. Это объясняется тем, что ситуативные отношения характеризуются изменчивостью и детерминированностью конкретной жизненной ситуации, в которой оказывается личность. Ситуативность и неустойчивость отношений личности ярко проявляются в так называемые периоды духовных исканий старших школьников, как юношей, так и девушек. Вот почему в этот период так велика роль семейного окружения и коллектива внешкольного учреждения в обеспечении условий, не затрудняющих, а, напротив, способствующих здоровому развитию личности старшего школьника. В нашем случае роль семьи у респондентов 1-й группы является определяющей, ей принадлежат самые высокие показатели, представленные на диаграмме графиком 1 («Отношение к семье»), которые можно охарактеризовать как устойчиво-позитивные отношения, что свидетельствует о достаточной развитости чувства любви у респондентов 1-й группы к своим ближним. Этот результат имеет большое значение для нашего исследования, т. к. именно в семье совершается сложный и важный процесс становления личности человека во всех направлениях — физическом, трудовом, духовном, нравственном, эстетическом. В семье не только закладываются базисные основы, но и оттачиваются грани личности — через последовательное приобщение ее к вечно живым и непреходящим духовным ценностям, что, в свою очередь, расширяет возможности для нравственной образованности и воспитанности человека, формирования его мировоззрения и обогащения внутреннего мира. Именно здесь старший школьник впервые включается в общественную жизнь, усваивает ее ценности, нормы поведения, способы мышления, язык. Иначе говоря, семья — это школа духовно-нравственного воспитания, которое происходит через передачу опыта жизни, житейской мудрости. В отличие от других воспитательных институтов, семья способна воздействовать и, как правило, воздействует на все стороны, грани человека на протяжении всей его жизни. Поэтому любое пренебрежительное отношение к семье ведет не только к снижению ее престижа, но и, как следствие этого, к потере духовно-нравственных традиций, формированию эгоистического сознания, потребительского отношения к миру, к разрушению мотивационной сферы старшего школьника. В контексте анализа результатов нашего исследования можно сказать, что в семье формируются основные моральные представления и духовно-нравственные принципы, усвоенные бессознательно, они сохраняются на всю жизнь и проявляются через определенные отношения во всех сферах деятельности человека. Подтверждение этих теоретических выкладок можно проследить на графиках 8 «Отношение к человеку как

таковому» и особенно 9 «Отношение к человеку как другому». В этих параметрах показатели респондентов 1-й группы почти в 2 раза превысили показатели 2-й группы в отношении к человеку как альтер-эго. Эта позиция также имеет большое значение в духовно-нравственном становлении личности. Например, Б. С. Братусь, раскрывая ценностно-смысловую концепцию личности человека, определял сущность человека через его отношение к другому человеку как самоценности. Он предлагает следующие критерии личностного развития человека: «способность к децентрации, самоотдаче и любви, той духовности, которая обогащает совесть, нравственность и приближает личность к душевной гармонии и комфортности; способность к свободному волепроявлению; внутренняя ответственность перед собой и другими; стремление к обретению сквозного общего смысла своей жизни»7. Такой подход к личностному развитию не противоречит православному взгляду, в соответствии с которым сущность человека понимается динамичной, изменчивой. Человек живет в движении. В этом движении должны быть преодолены оппозиции тела и души, личности и природы, образа и подобия. И это движение должно вывести человека за пределы лишь тварно-го бытия, должно привести его к Богу. А путь к Богу лежит не через угашение всех земных и тварных порывов, а через их переориентацию: «Ярость вся целиком, — по слову преп. Максима Исповедника, — превращается в божественную любовь»8. Таким образом, объединяющими эти два взгляда на личностное развитие человека являются духовные категории любви и добра, к которым можно отнести и диалектическую гибкость мышления, и самокритичность (покаяние), и готовность к диалогу, и умение пойти на разумный компромисс с инакомыслящими, и заботу о возможно более полном удовлетворении интересов людей. В идеале — это любовь ко всем людям как к самому себе, что было сказано в Евангелии (например, Мф. 22, 39).

Рассматривая психологическую (душевную) составляющую результата нашего исследования, следует учитывать тот факт, что подростковый возраст — это пора достижений, стремительного наращивания знаний, умений, становления мировоззрения. Но мировоззрение — это не столько логическая система знаний, сколько система убеждений, выражающих отношение человека к миру, культуре, Отечеству. Его главные целостные ориентации выражены в диаграмме на графиках 2 («Отношение к Отечеству»), 4 («Отношение к миру»), 6 («Отношение к культуре») и 7 («Отношение к знаниям»). Значения этих параметров в 1-й группе лучше, чем во 2-й.

Далее. Анализируя результаты нашего исследования с точки зрения телесной составляющей сущности человека, следует сказать, что подростковому возрасту присуща физическая акселерация, которая требует правильного отношения старшего школьника к ней и ее последствиям, что должно выражаться в заботе о своем здоровье, следовании здоровому образу жизни и т.п. С этой точки зрения результаты нашего исследования подтверждают правильность направления деятельности, проводимой православно ориентированными УДОД в сфере

7 Братусь Б. С. Аномалии личности. М., 1988. С. 213-215.

8 Максим Исповедник, прп. Главы о любви // Прп. Максим Исповедник. Творения. М., 1993. Т. 1. С. 96-146; С. 114.

физической культуры: на графике 11 («Отношение к своему телесному Я) показатели 1-й группы намного опережают показатели 2-й. По нашему мнению, это объясняется тем, что на протяжении всей истории своего существования православная, в т.ч. и аскетическая педагогика, рассматривая человека в его целостности, разумному физическому воспитанию отводила большое значение. Например, преподобный Макарий Египетский пишет: «Совершеннейшая цель воздержания (телесного. — С. А.) состоит в том, чтобы иметь в виду не удруче-ние тела, но удобнейшее служение душевным потребностям»9. С ним согласен и святитель Василий Великий, учивший: «.на то надо обращать внимание, чтобы, чрезмерностью воздержания ослабив телесную силу, не сделать тела ленивым и недеятельным для важнейших занятий»10.

Но, несмотря на то, что респонденты 1-й группы показали результаты превышающие, а в некоторых параметрах значительно превышающие показатели 2-й группы, отметим, что даже устойчивые, осознанные, отрефлексированные отношения личности, показанные респондентами 1-й группы, характеризующиеся относительной стойкостью к различным жизненным ситуациям, могут претерпевать изменения — в силу критических жизненных ситуаций, сильных эмоциональных переживаний и т.п. Вследствие чего старший школьник в дальнейшем должен каждый раз утверждать себя как личность, выбирая и отстаивая собственную позицию в каждом конкретном поступке, основываясь на тех убеждениях, которые у него сформировались в процессе духовно-нравственного воспитания, в том или ином образовательном учреждении.

Такой подход основан на понимании духовно-нравственного становления через «совершенство-устремления» (о. Георгий (Шестун)) личности к своему Идеалу (под которым в православной традиции понимается личностный Бог), что позволяет оценить усилия каждого, даже плохо воспитанного, человека стать чуть лучше, не причисляя его к разряду «анормальных» и «девиантных». С этим положением тесно связана психотерапевтическая составляющая системы дополнительного образования детей (Е. Б. Евладова), поскольку именно в этой сфере подростки, обучающиеся в условиях массовой школы, получают возможность индивидуального развития тех способностей, которые не всегда получают поддержку в учебном процессе. Дополнительное образование создает «ситуацию успеха», помогает ребенку в изменении своего статуса, поскольку в процессе занятий различными видами деятельности, которые ребенок выбрал самостоятельно и в соответствии с личными интересами и потребностями, он вступает в равноправный диалог с педагогом. Будучи слабо успевающим по основным школьным дисциплинам, в художественной студии или в спортивной секции он может оказаться в числе лидеров. С точки зрения научной достоверности результатов нашего исследования следует сказать, что они хорошо коррелируют с результатами Т. А. Берсеневой, исследовавшей нравственные ценности и духовные ориентиры старшеклассников Санкт-Петербурга. Полученные ею результаты свидетельствуют о том, что

9 Преподобного и Богоносного отца нашего Макария Египетского духовные беседы, послания и слова. 4-е изд. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1904. С. 382.

10 Творения иже во святых отца нашего Василия Великого. Творения. Т. 5. 4-е изд. СвятоТроицкая Сергиева Лавра, 1901. С. 334.

нравственно ориентированный выбор (положительное принятие христианских ценностей) делают почти три четверти старшеклассников (10—11-е классы) общеобразовательных школ Санкт-Петербурга. Однако автор указывает, что большинство старшеклассников (35%), сделавших такой выбор, находятся в пограничном состоянии, т.е. сделанный ими выбор без прочного духовно-нравственного фундамента за пределами школы, при столкновении с реальной жизнью и ее соблазнами может стать другим11.

Опираясь на существующие теоретические исследования и результаты проведенного исследования, можно сказать, что старшие школьники, посещающие УДОД, имеют твердое ситуативно-позитивное отношение к основным, традиционным для нашего общества ценностям, что играет положительную роль в духовно-нравственном становлении личности. Это происходит, по нашему убеждению, в силу того, что УДОД в малом городе расширяет воспитательное «поле» школы и семьи — через включение личности в многогранную, интеллектуальную и психологически положительно насыщенную жизнь. В УДОД, где есть условия для самовыражения и самоутверждения, происходит реализация культурологического подхода к образованию, что дает возможность противостоять перенасыщению учащегося информацией и, как следствие, обнищанию его души, распаду всей системы наследования культурно-исторического опыта, разобщению поколений, утрате традиций. Дополнительное образование способствует установлению реального взаимодействия и обогащения истории и культуры — русской и соседних народов, уважительному отношению между их представителями. Результаты проведенного исследования свидетельствуют и о том, что старший школьник, посещающий занятия православного духовно-просветительного центра, имеет наиболее благоприятные для развития его личности условия, чем у его сверстника, посещающего занятия светского учреждения дополнительного образования, что позволяет говорить о необходимости более широкого включения ДПЦ в процесс духовно-нравственного воспитания, проводимого в условиях малого города.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, старший школьник, условия малого города, православный духовно-просветительский центр, ценностные ориентации старшего школьника, личностный рост.

11 Берсенева Т. А. Религия, вера, Церковь в системе нравственных ценностей и духовных ориентиров старшеклассников и учителей // Вестник ПСТГУ. Серия IV: «Педагогика. Психология». 2008. № 1(8). С. 36.

The role of educational work of the local religious EDUCATIVE CENTRE IN THE PERSONAL ENHANCEMENT OF THE PUPIL

S. I. Abramov

In this article the author examines the role of educational work of the local religious educative centre (REC) in the process of spiritual and moral education of schoolchildren.

The author analyzed the effectiveness of such work in a small town. The result of the this analysis made by the author demonstrates that a pupil who attends REC lectures has more suitable environments for personal enhancement than the one who attends any other secular out-of-school activity centres. Thus the author concludes that it is essential to include REC in today’s process of religious-ethical education in a small town.

Keywords: religious-ethical education, high-school student, small town, Orthodox religious educative centre, sense of values of high-school students, self-enrichment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.