Научная статья на тему 'Роль педагогического эксперимента в изучении музыкального просветительства'

Роль педагогического эксперимента в изучении музыкального просветительства Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
188
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВО / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / УЧЕБНЫЙ ПЛАН / МУЗЫКАНТ-ПРОСВЕТИТЕЛЬ / MUSICAL ENLIGHTENMENT / PEDAGOGICAL EXPERIMENT / CURRICULUM / MUSICIAN-EDUCATOR

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Овсянкина Г. П., Яковлева Е. Н.

Статья посвящена вопросам музыкального просветительства в условиях образовательной среды современных вузов. Рассмотрена музыкально-просветительская деятельность музыкальных кафедр и факультетов Курского государственного университета, Орловского государственного института искусств и культуры, Института искусств Адыгейского государственного университета, Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. Обнародованы результаты педагогических экспериментов, свидетельствующие о недопонимании большинством студентов важной роли музыкального просветительства в их профессиональной деятельности, а также в жизни России. Особое внимание уделено проблеме воспитания и совершенствования общей культуры студентов, включению в учебный процесс дисциплины «Введение в музыкальное просветительство», ориентированной на подготовку будущего специалиста к музыкально-просветительской деятельности. Основной вывод обязательное целенаправленное обучение студентов музыкальных факультетов просветительскому мастерству.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Овсянкина Г. П., Яковлева Е. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF PEDAGOGICAL EXPERIMENT IN THE STUDY OF MUSICAL ENLIGHTENMENT

The paper discusses the issues of musical enlightenment within the educational environment of modern universities. It reviews musical and educational activities of music departments and faculties of Kursk State University, Orel State Institute of Arts and Culture, the Institute of Arts of Adygeya State University, and Herzen State Pedagogical University of Russia. The author reports on the results of pedagogical experiments, which indicate that the majority of the students do not fully appreciate the importance of music education in their professional activities, as well as in Russian modern life. Special attention is devoted to the issue of developing and further improving the students’ general culture by introducing the academic discipline “Introduction to Musical Enlightenment” focused on training future specialists for music education into the educational process. In conclusion, the author suggests that mandatory targeted training in education skills for the students of music faculties is essential.

Текст научной работы на тему «Роль педагогического эксперимента в изучении музыкального просветительства»

doi: 10.33910/1992-6464-2020-195-118-125

Г. П. Овсянкина, Е. Н. Яковлева

роль педагогического эксперимента в изучении музыкального просветительства

Статья посвящена вопросам музыкального просветительства в условиях образовательной среды современных вузов. Рассмотрена музыкально-просветительская деятельность музыкальных кафедр и факультетов Курского государственного университета, Орловского государственного института искусств и культуры, Института искусств Адыгейского государственного университета, Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. Обнародованы результаты педагогических экспериментов, свидетельствующие о недопонимании большинством студентов важной роли музыкального просветительства в их профессиональной деятельности, а также в жизни России. Особое внимание уделено проблеме воспитания и совершенствования общей культуры студентов, включению в учебный процесс дисциплины «Введение в музыкальное просветительство», ориентированной на подготовку будущего специалиста к музыкально-просветительской деятельности. Основной вывод — обязательное целенаправленное обучение студентов музыкальных факультетов просветительскому мастерству.

Ключевые слова: музыкальное просветительство, педагогический эксперимент, учебный план, музыкант-просветитель.

G. Ovsyankina, E. Yakovleva

THE ROLE OF PEDAGOGICAL EXPERIMENT IN THE STUDY OF MUSICAL ENLIGHTENMENT

The paper discusses the issues of musical enlightenment within the educational environment of modern universities. It reviews musical and educational activities of music departments andfaculties of Kursk State University, Orel State Institute of Arts and Culture, the Institute of Arts of Adygeya State University, and Herzen State Pedagogical University of Russia. The author reports on the results of pedagogical experiments, which indicate that the majority of the students do not fully appreciate the importance of music education in their professional activities, as well as in Russian modern life. Special attention is devoted to the issue of developing andfurther improving the students' general culture by introducing the academic discipline "Introduction to Musical Enlightenment" focused on training future specialists for music education into the educational process. In conclusion, the author suggests that mandatory targeted training in education skills for the students of music faculties is essential.

Keywords: musical enlightenment, pedagogical experiment, curriculum, musician-educator.

современное состояние музыкальной культуры в России свидетельствует о том, что академическая музыка с каждым годом все больше становится востребованной лишь узким — «элитарным» кругом граждан. Это ведет не только к сужению художественного кругозора населения, но и к падению его интеллектуального потенциала и творческой активности. один из возможных путей исправления создавшейся ситуации, по мнению

авторов статьи, видится в актуализации музыкально-просветительской работы среди граждан, особенно в молодежной среде. к этому призывает и стратегия государственной политики, о чем говорится, в частности, в правительственных документах [4].

от уровня просветительского профессионализма во многом зависит будущее культуры. успешная повсеместная, разнообразная по форме концертно-просветительская ра-

бота, прежде всего среди детей и молодежи, апеллирует к формированию и развитию личности. Причем, по нашим наблюдениям, она становится более действенной, если к аудитории выходит молодой специалист.

Многолетнее исследование учебного процесса в российских музыкально-образовательных учреждениях разнообразного статуса привело авторов статьи к выводу, что студентов необходимо планомерно приобщать к просветительству, активно насыщать профессиональную подготовку его идеями. С этой целью нами была разработана учебная дисциплина «Введение в музыкальное просветительство»*, в которой использовались достижения современной музыкально-исторической и педагогической науки. По нашему замыслу, ее изучению должно постоянно сопутствовать решение целого комплекса практических заданий. Для проверки результативности учебно-методического проекта нами неоднократно, на протяжении 20112014 гг., проводились педагогические эксперименты в нескольких российских вузах. Целью данной статьи является стремление обнародовать результаты этих экспериментов и сделать соответствующие выводы. Задачи для достижения поставленной цели включают характеристику педагогических условий для проведения эксперимента и его участников, выявление мнения преподавателей вузов об их отношении к музыкальному просветительству, интерпретацию результатов эксперимента в контексте современного состояния музыкальной культуры России.

Местом апробации проекта по формированию просветительской активности студентов стали факультет искусств Курского государственного университета, Орловский государственный институт искусств и культуры, факультет музыки Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена (с 1 сентября 2013 г. — институт музыки, театра и хореографии), институт искусств Адыгейского государственного университета.

Участники апробации: студенты факультета искусств КГУ — 36 человек (инструменталисты, хоровые дирижеры по видам исполнительских коллективов, будущие руководители оперно-симфоническим оркестром и академическим хором), специальности — 070101.65, 073201.65, 53.03.05, 073301.65, 070105.65; ОГИИК — 56 студентов (баянисты, аккордеонисты, домристы — инструментальные исполнители, будущие учителя музыки), специальности — 073100,62, 050100,62; АГУ — 77 человек (будущие специалисты в области педагогического образования, дополнительного образования в сфере специальной музыкальной педагогики), специальности — 44.03.01, 050100,62; факультета музыки (институт музыки, театра и хореографии) РГПУ им. А. И. Герцена — 153 человека (профили «Музыкальное образование», «Вокальное искусство», «Музыкально-инструментальное искусство»), специальность — 050100 «Педагогическое образование». В качестве контрольной группы были избраны студенты РГПУ им. А. И. Герцена и частично КГУ (дирижеры), экспериментальную группу составляли студенты АГУ, ОГИИК и КГУ (инструменталисты).

В начале опытной работы была определена исходная просветительская активность студенческой молодежи музыкальных вузов и факультетов. Для проведения эксперимента мы обратились к комплексу конкретных методов. В целом за все годы через тест-опросы прошло более 300 человек. Констатация проводилась 3 раза: в начале сентября 2011, 2012 и 2013 гг.

Перед определением исходных данных было важно понять: насколько актуальна проблема приобщения студенческой молодежи к просветительству. От этого зависел весь ход эксперимента. Респондентам задавался вопрос: «"В чем, на Ваш взгляд, заключается общественная цель Вашей будущей работы?"

Предлагались следующие варианты ответов:

1. подготовка учеников;

2. поступление учеников в среднее или высшее профессиональное учебное заведение;

3. воспитание любителей музыки;

4. игра на избранном инструменте;

5. музыкальное просвещение» (цит. по: [7, с. 245]).

Результаты ответов перед констатирующим экспериментом в 2013-2014 учебном году показали, что обучающиеся в первую очередь видят себя педагогами (65%). Отдельные из них просто хотят, чтобы их ученики «продолжили образование» (13%); ответы «воспитание любителей музыки» и «игра на избранном инструменте» составили по 9%; и лишь 4% признали определяющую роль музыкального просвещения. Таким образом, правомерен вывод, что многие студенты музыкальных вузов и факультетов музыки не задумываются о музыкальном просветительстве и тем более не имеют понятия о той роли, какую оно играет в развитии культуры и современного российского общества.

Был также проведен опрос преподавателей. Им задавались пять вопросов. Среди них следовало выбрать тот, который наиболее соответствовал их пониманию проблемы.

«1. Вы относитесь к музыкально-просветительской деятельности безусловно положительно?

2. Вы относитесь к музыкально-просветительской деятельности скорее положительно, нежели отрицательно?

3. Вы относитесь к музыкально-просветительской деятельности скорее отрицательно, нежели положительно?

4. Вы относитесь к музыкально-просветительской деятельности безусловно отрицательно?

5. Вы затрудняетесь ответить на вопрос, как Вы относитесь к музыкально-просветительской деятельности?» (цит. по: [7, с. 247]).

В данном случае результаты статистики показали, что в целом преподаватели относятся к музыкальному просветительству положительно и, конечно, знают, что это такое. Безоговорочно его поддержали 65%, скорее

положительно отнеслись 20%, скорее противоположную позицию заняли 7%, однозначно отрицательно относятся 3% и не знали, что ответить, 5% респондентов.

В совокупности итоги тест-опросов студентов и преподавателей показали, что обучение музыкально-просветительской деятельности должно стать неотъемлемой частью образовательного процесса.

Цель констатирующего эксперимента предполагала выявление у студентов теоретических знаний о музыкальном просветительстве и практических навыков в подобного рода работе. Нами использовалось анкетирование, направленное на определение: 1) уровня представлений о просвещении, 2) культуры в целом, 3) знаний в области музыкального искусства и музыкальной педагогики, 4) наличия личного участия в просветительской деятельности.

Каждый из четырех пунктов оценивался дифференцированно по десятибалльной системе. Наивысший общий балл — 40. Данная дифференциация опирается на классификацию, согласующуюся с пятибалльной системой, принятой в отечественном образовании: от 36 до 40 баллов = отлично, от 30 до 35 баллов = хорошо, от 20 до 29 баллов = удовлетворительно, от 10 до 19 баллов = неудовлетворительно, ниже 10 баллов = единица.

Получение от 36 до 40 баллов предполагает положительные, достаточно полные ответы по всем четырем пунктам. От 30 до 35 баллов — положительные, но недостаточно полные ответы по всем пунктам. Получение от 20 до 29 баллов свидетельствует о самых общих представлениях, в том числе об отрицательных ответах на два пункта. От 10 до 19 баллов — отрицательные ответы на три пункта. Ниже 10 баллов — отсутствие какого-либо положительного ответа по всем четырем позициям. Приведем в пример материалы анкетирования.

Анкета I

«1) Что Вы понимаете под музыкальным просветительством?

2) Считаете ли Вы музыкальное просветительство общественно значимой целью Вашей будущей работы?

3) Надо ли студентам заниматься музыкально-просветительской деятельностью?

II

4) Назовите факты из истории музыкального просвещения в Европе.

5) В чем заключались музыкально-просветительские идеи Б. В. Асафьева, В. Н. Шацкой и Д. Б. Кабалевского?

6) Уделяется ли сегодня достаточное внимание вопросам по развитию культуры в России?

III

7) Какой репертуар Вы используете (использовали бы) в музыкально-просветительской работе?

8) С какими формами музыкально-просветительской деятельности Вы знакомы?

9) Участвуете ли Вы в просветительских концертах не только в качестве исполнителя, но и организатора, ведущего, пиар-агента, менеджера?

IV

10) Занимались ли Вы разработкой дизайна афиш, программок, пригласительных билетов на концерт?

11) Писали ли Вы когда-нибудь в прессу заметку или рецензию на концерт, принимали ли участие в создании Web-сайта?

12) Освещали ли Вы когда-нибудь концертные мероприятия в средствах массовой информации в виде анонса, аннотации?

Помимо этого, всем респондентам предлагалось составить репертуарный список, который они могли бы исполнить в просветительском концерте. Необходимо было обосновать выбор каждого сочинения и указать возрастную группу и степень эстетической подготовки аудитории, для которой оно могло бы прозвучать» [7, с. 249-250].

На констатирующий эксперимент отводилось 2 часа во внеучебное время. Выбор как наиболее показательного 2013-2014 учебного года обусловлен совершенствованием учебных планов на факультете искусств

в КГУ. Первоначально дисциплина «Введение в музыкальное просветительство» изучалась на I курсе. Но в дальнейшем выяснилось, что целесообразнее данный предмет перенести на IV курс, что и было сделано с 2013 г. Именно к IV курсу студенты приобретают необходимый теоретический и практический опыт для понимания этого предмета.

Итак, в контрольную группу в 2013-2014 учебном году входили:

1) студенты II курса института музыки, театра и хореографии РГПУ им. А. И. Герцена — 42 человека**;

2) студенты IV курса факультета искусств КГУ — 4 человека.

В экспериментальной группе участвовали:

1) студенты IV курса факультета искусств КГУ — 4 человека;

2) студенты ОГИИК II курса — 7 человек, III курса — 11 человек, IV курса — 9 человек;

3) студенты АГУ II курса — 8 человек, III курса — 11 человек, IV курса — 4 человека.

Результаты исходных данных свидетельствовали, что в обеих группах примерно одинаковый уровень компетентности студентов в области музыкально-просветительской деятельности: в контрольной группе средний балл — 11,4, в экспериментальной группе — 11,6. При 40-балльной оценочной шкале это низкий показатель.

Констатация исходных навыков показала:

• почти полное отсутствие знаний о музыкальном просвещении;

• нехватку опыта участия в просветительских концертных программах;

• непонимание сути просветительского репертуара и тем более принципов его составления;

• неумение выявить и оценить эстетический, общекультурный уровень слушательской аудитории.

Основной этап апробации нового учебного проекта проходил в Курском, Орловском и Майкопском вузах в 2011-2013 гг. В нем участвовали только экспериментальные

группы — КГУ, ОГИИК, института искусств АГУ. Он проводился с теми же группами, которые были задействованы в констатирующем эксперименте. Время проведения — 2011, 2012, 2013 гг.; продолжительность — 30 часов аудиторного времени по учебному плану: с сентября по конец декабря (один семестр).

Целью формирования просветительской активности была апробация авторского учебного проекта по формированию просветительской активности в экспериментальных группах на основе изучения дисциплины «Введение в музыкальное просветительство». С сентября по декабрь был пройден весь теоретический курс. Параллельно проводилась практическая работа. В нее входила организация просветительских концертов и ведение личного портфолио. Студенты писали отчеты о своей работе. Они разрабатывали весь рекламный материал: от анонсирования до афиш, размещали его в сети Интернет, формировали тематику и программу концерта, намечали публику и приглашали ее. Они обращались к преподавателям и студентам с просьбой дать отзыв о концерте.

В КГУ практическая часть включала также ведение индивидуального портфолио для каждого студента по участию в факультетских просветительских проектах. Они были связаны прежде всего с деятельностью «Русского камерного оркестра» под управлением профессора Сергея Проскурина. Эти проекты стали творческим пространством для получения практического опыта, изучения технологии по проведению просветительских концертов.

В Орловском университете искусств и культуры обретению просветительских навыков во многом способствовал вокальный ансамбль «Мужской стиль» под художественным руководством профессора Людмилы Малацай. Состав ансамбля постоянно пополнялся новыми студентами, в том числе участниками эксперимента.

Контрольный срез апробации проводился 3 раза в течение 6 часов вне учебного

времени. В нем участвовали все экспериментальные и контрольные группы обучающихся. Время проведения контрольных экспериментов — январь 2012, 2013, 2014 гг.

Целью контрольного среза было определение динамики в развитии всех тех составляющих, которые измерялись в процессе констатирующего эксперимента.

Во многом это просматривается в анкетах, которые заполнялись всеми участниками контрольного среза (их содержание перекликалось с анкетами констатирующего эксперимента).

В контрольной группе в 2014 г. участвовали:

1) студенты II курса института музыки, театра и хореографии РГПУ им. А. И. Герцена — 42 человека;

2) студенты IV курса факультета искусств КГУ — 4 человека.

В экспериментальной группе участвовали:

1) студенты IV курса факультета искусств КГУ — 4 человека;

2) студенты ОГИИК II курса — 7 человек, III курса — 11 человек, IV курса — 9 человек;

3) студенты АГУ II курса — 8 человек, III курса — 11 человек, IV курса — 4 человека.

Показатели средних баллов — 16,9 в контрольной группе и 33,4 в экспериментальной группе — свидетельствуют о значительном росте (почти в 2 раза) просветительской активности у студентов экспериментальной группы.

Ниже приводятся графики, наглядно демонстрирующие интенсивную динамику экспериментальной группы в 2014 г. (см. рис. 1-4).

В контрольном срезе анализировались также материалы портфолио (это касалось только экспериментальных групп).

Заключительный этап контрольного эксперимента — оценка концерта. Она давалась экспертной комиссией, состоящей из других студентов под руководством преподавателя, читающего дисциплину «Введение

Рис. 1. Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного срезов в контрольной группе

^ — контрольная группа (КГ), констатирующий эксперимент; — контрольная группа (КГ), контрольный эксперимент.

Рис. 2. Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного срезов в экспериментальной группе

^ — экспериментальная группа (ЭГ), констатирующий эксперимент; "*1 — экспериментальная группа (ЭГ), контрольный эксперимент.

Рис. 3. Сравнение результатов контрольной

и экспериментальной групп в констатирующем срезе

^ — контрольная группа (КГ); I — экспериментальная группа (ЭГ).

Рис. 4. Сравнение результатов контрольной и экспериментальной групп в контрольном срезе

^ — контрольная группа (КГ); I — экспериментальная группа (ЭГ).

68079

в музыкальное просветительство». После концерта проводилось его обсуждение.

Материалы обсуждения концерта отражены в рецензиях. В них «в адрес музыкантов были сказаны слова благодарности. Слушатели выразили пожелания продолжить

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

традиции проведения концертов такого фор***

мата» .

Итак, проведение широкомасштабного эксперимента подтверждает, что искусству просветительской работы студентов надо целенаправленно обучать. Эксперимент также подтверждает жизнеспособность разработанной нами дисциплины с комплексом практических заданий.

Не менее важен вывод о том, что динамика музыкально-просветительской активности студентов также зависит от организации художественно-просветительской деятельности в учебных заведениях, разнообразия ее форм и методов. В частности, положительный результат в работе экспериментальной группы КГУ и ОГИИК во многом был обусловлен наличием хорошей концертной базы.

Постановка эксперимента показала, что одно из достижений музыковедения последних десятилетий — развитие теории музы-

кального содержания, отраженной в трудах В. Н. Холоповой, А. Ю. Кудряшова, Л. П. Казанцевой [1; 2; 5; 6] и других исследователей, должно быть активно задействовано при воспитании музыканта-просветителя высокого уровня. В раскрытии музыкального содержания нельзя обойтись без опыта отечественной и зарубежной музыкальной герменевтики.

Между тем наши наблюдения свидетельствуют о том, что в вузовской работе порой отмечается сугубо «ремесленническая» направленность преподавания, педагогическое «натаскивание». Особенно это касается исполнительских факультетов. В результате — недостаточная общая эрудиция молодых специалистов. А она во многом является базой просветительства, которое должно способствовать духовному росту общества. Культура социума «определяет самосознание народа, является наиболее ярким выражением его самоидентичности» [3, с. 147].

Таким образом, проведение экспериментального исследования показывает, что в музыкальных вузах, особенно на факультетах музыки педагогических университетов одной из первостепенных задач должно стать воспитание в каждом студенте музыканта-просветителя.

примечания

* Новая дисциплина в первые годы апробации (до сентября 2013 г.) называлась «Культурно-просветительская направленность профессиональной деятельности специалиста в области музыкального искусства».

** В силу ограниченных масштабов статьи мы не даем подробной дифференциации профессиональной направленности обучающихся. По этой причине мы почти не цитируем сценариев концертов, рецензий и других документов, не используем все иллюстрационные материалы.

*** Из материалов обсуждения концерта «Музыка при свечах» в КГУ. 2014 г.

список литературы

1. Казанцева Л. П. Содержание музыкального произведения в контексте музыкальной жизни: учебное пособие. 2-е изд. СПб.: Лань; Планета музыки, 2017. 188 с.

2. Кудряшов А. Ю. Теория музыкального содержания. Художественные идеи европейской музыки XVII-XX вв.: учебное пособие для музыкальных вузов и вузов искусств. СПб.; М.: Лань, 2010. 462 с.

3. Симеон (Томачинский), архимандрит. Мягкая сила культуры. М.: Данилов мужской монастырь, 2015. 160 с.

4. Указ Президента РФ от 24.12.2014 № 808 Об утверждении Основ государственной культурной политики. URL: http://library.stu.ru/files/Ykaz_Presidenta_N_808.pdf (дата обращения: 27.12.2014).

5. Холопова В. Н. Музыка как вид искусства. 4-е изд. М.: Лань; Планета музыки, 2014. 320 с.

6. Холопова В. Н. Три стороны музыкального содержания // Музыкальное содержание: наука и педагогика. М.; Уфа, 2002. С. 55-7б.

7. Яковлева Е. Н. Бозрождение традиций музыкального просветительства в молодежной среде (на материале региональной культуры Курской области): дис. ... д-ра искусствоведения. Саратов, 2017. 453 с.

REFERENCES

1. Kazantseva L. P. Soderzhanie muzykal'nogo proizvedeniya v kontekste muzykal'noy zhizni: uchebnoe posobie. 2-e izd. SPb.: Lan'; Planeta muzyki, 2017. 188 s.

2. Kudryashov A. Yu. Teoriya muzykal'nogo soderzhaniya. Hudozhestvennye idei evropeyskoy muzyki XVII-XX vv.: uchebnoe posobie dlya muzykal'nyh vuzov i vuzov iskusstv. SPb.; M.: Lan', 2010. 4б2 s.

3. Simeon (Tomachinskiy), arhimandrit. Myagkaya sila kul'tury. M.: Danilov muzhskoy monastyr', 2015. 1б0 s.

4. Ukaz Prezidenta RF ot 24.12.2014 № 808 Ob utverzhdenii Osnov gosudarstvennoy kul'turnoy politiki. URL: http://library.stu.ru/files/Ykaz_Presidenta_N_808.pdf (data obrashcheniya: 27.12.2014).

5. Holopova V. N. Muzyka kak vid iskusstva. 4-e izd. M.: Lan'; Planeta muzyki, 2014. 320 s.

6. Holopova V. N. Tri storony muzykal'nogo soderzhaniya // Muzykal'noe soderzhanie: nauka i pedagogika. M.; Ufa, 2002. S. 55-7б.

7. Yakovleva E. N. Vozrozhdenie traditsiy muzykal'nogo prosvetitel'stva v molodezhnoy srede (na materiale regional'noy kul'tury Kurskoy oblasti): dis. ... d-ra iskusstvovedeniya. Saratov, 2017. 453 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.