РОЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА В УПРАВЛЕНИИ ОБРАЗОВАНИЕМ
Пекташ Зеки
Образовательное общество «Шалола» при генеральном директоре таджикско-турецких лицеев
Система образования в любой стране призвана способствовать реализации основных задач социально-экономического и культурного развития общества. На образовательные учреждения возложена ответственность за подготовку человека к активной деятельности в разных сферах экономической, культурной, политической жизни общества. При этом большое значение имеет способность вуза достаточно гибко реагировать на запросы общества, сохраняя при этом накопленный положительный опыт. Выпускник современного вуза должен обладать определенными компетентностями и качествами личности, в частности:
- гибко адаптироваться в глобальном, быстро изменяющемся мире, самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике для решения разнообразных проблем;
- самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления, используя современные технологии;
- четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей действительности; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;
- грамотно работать с информацией, то есть быть информационно компетентным;
- быть коммуникабельным, контактным и уметь работать в различных социальных группах, предотвращая конфликтные ситуации или умело, выходя из них;
- самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта и культурного уровня.
Таким образом, стратегическим направлением развития системы высшего профессионального образования должно стать решение проблемы личностно-ориентированного образования, в котором личность студента была бы в центре внимания педагога. При этом совершенствование системы высшего профессионального образования, ее ориентация на достижение запланированного результата возможно путем организации управления образованием, основанном на объективном педагогическом анализе и принятии управленческих решений, адекватных социальному заказу.
Педагогический анализ представляет собой важнейшую функцию управления образовательным учреждением, дальнейшее развитие которой во многом будет способствовать интенсификации педагогического процесса, изжитию формализма в оценке результатов деятельности любого вуза, ибо только познание сущности педагогического процесса дает возможность сознательно и эффективно воздействовать на их ход и развитие. Отметим, что проблема педагогического анализа всегда вызывала большой интерес, как практических работников, так и ученых.
Ниже постараемся обобщить теоретические и практические аспекты реализации педагогического анализа и определить его роль в управлении вузом.
Управление педагогическим процессом основано на систематическом знании субъектом того, как протекает управляемый процесс. Для этого создается система мониторинга - постоянного отслеживания хода педагогического процесса с целью выявления и оценивания его промежуточных результатов, факторов повлиявших на них, а также принятия и реализации управленческих решений по регулированию и коррекции педагогического процесса [2]. При этом особо отметим, что личностно-ориентированное образование затрагивают не только внутренние резервы студентов
(мышление, интеллектуальные умения, навыки), но и педагогов (способы взаимодействия со студентами, стиль работы, поведение педагога и др.).
Для управления педагогическим процессом необходимо иметь систему получения информации о его результативности, чтобы видеть отклонения или динамику этого процесса, а в случае необходимости корректировки образовательных или управленческих целей и путей их достижения. Анализ современной образовательной практики позволяет констатировать, что в вузах используются три вида педагогического анализа:
1. Оперативный (параметрический) анализ, целью которого является обеспечение процесса управления системой и подготовка данных для тематического и итогового анализа. Содержанием этого вида анализа является оценка и обобщение результатов работы вуза за день, неделю, месяц. Он позволяет оценить быстро меняющиеся педагогические ситуации, но этот вид анализа не всегда позволяет обнаружить глубинные причины педагогических явлений.
2. Тематический (локальный) педагогический анализ направлен на глубокое изучение значимых характеристик педагогического процесса: исследование форм занятий, методов обучения, путей повышение качества обучения; анализ системы работы отдельных преподавателей; качества ЗУН и др. Данный вид анализа позволяет вырабатывать рекомендации по совершенствованию управляемой системы.
3. Итоговый (комплексный) педагогический анализ проводится по результатам полугодия, года с целью оценки деятельности вуза в целом, выработке мер по ее совершенствованию. Целью данного вида анализа является оценка результатов управляемой системы, обоснование целей и задач на новый семестр, обоснованию рекомендаций по организации, регулированию, планированию и контролю. Содержание итогового анализа включает оценку качества преподавания, оценку качества знаний, умений, навыков, компетентностей студентов, развития их познавательных интересов и эффективность работы в социуме. Анализ итогов учебного года позволяет руководителю сопоставить достигнутые результаты с нормой государственных стандартов. При этом обязательным требованием итогового анализа является: объективность, глубина, достоверность, перспективность, системность. Этот вид анализа имеет комплексный, постоянно повторяющийся, перспективный характер. Анализ итогов учебного года отличает основное условие - цикличность управления, кроме того, он является началом плана работы вуза в новом учебном году.
Таким образом, перечисленные выше положения и определяют содержание функции управления - педагогический анализ.
Педагогический анализ является самостоятельной функцией управления, потому что отвечает требованиям, предъявляемым к этому компоненту процесса управления, и соответствует следующим критериям:
- возможность и необходимость формулирования цели;
- объективный характер аналитической деятельности;
- формирование специфичной структуры адекватной целям деятельности;
- сквозной характер этого вида деятельности, пронизывающий все циклы управленческой деятельности.
Педагогический анализ как функция управления представляет собой деятельность (процесс) состоящую из серии взаимосвязанных действий. Процесс же управления является общей суммой всех функций. Анализ пронизывает все уровни управления:
1) диагностика - выявление причин и резервов;
2) планирование - анализ проблем, благоприятных возможностей для развития и их влияния на педагогический процесс;
3) контроль и оценка деятельности - сопоставление с нормами и анализ возможных последствий планируемой деятельности.
Успешность управления определяется результатом взаимодействия его функций, а именно педагогического анализа и контроля.
Любой контроль является не только источником обратной связи (от студента к преподавателю), он также обладает еще рядом конкретных функций.
Прежде всего, речь идет о диагностической функции контроля. Именно она является основой контроля, так как предполагает аналитический срез и оценку состояния качества знаний на основе сравнения с предшествующим уровнем усвоения студентом знаний и уровнем требований учебной программы к усвоению конкретного учебного материала. Эта функция побуждает студентов к активной деятельности, поиску резервов в себе.
Контроль способен сыграть большую роль в педагогическом процессе, если опирается на самопознании студента, осуществляемом на основе рефлексии. При самооценке, построенной на рефлексивной основе, студент (а также преподаватель и руководитель) определяет свои затруднения (успехи), находит причины, вызвавшие их, и намечает пути преодоления (или закрепления успеха).
Рефлексия обеспечивает повышение качества педагогического процесса за счет того, что каждый его субъект, оценив достигнутый уровень, может определить сам дальнейшую траекторию своего движения к цели:
- студент - к более высокому уровню усвоения знаний;
- преподаватель - к повышению своего профессионального мастерства;
- руководитель - к повышению качества управленческой деятельности.
Так, работа по контролю преобразуется в функцию лишь в том случае, если данные контроля служат основой для реализации функции педагогического анализа, а через нее и функции регулирования, осуществление которой, в свою очередь, должно привести к усвоению результатов контроля всем управленческим циклом.
Таким образом, если контроль способствует получению информации о состоянии управляемого объекта, то педагогический анализ обеспечивает глубину познания этой информации. В его задачу в общей системе управления входит выяснение трех основных вопросов: Почему это произошло? Как ликвидировать причину данного негативного явления? Какими способами развивать положительные явления?
В соответствии с целью педагогический анализ использует и свои собственные, отличные от контроля метод: анализ, синтез, аналогия, установление причинных связей, расчленение, группировка, построение графиков, сравнение, изучение документации, контрольных работ и т.д.
Ниже рассмотрим роль и значение педагогического анализа в в совершенствовании других функций управления вузом и его влияние на различные стороны педагогического процесса.
Важное место в управлении занимает планирование работы вуза. Отсутствие аналитического основания при планировании приводит к ущербности планирования, ибо его качество во многом зависит от того, насколько конкретно педагогически целесообразно определены основные задачи работы коллектива на предстоящий учебный год.
Квалифицированный педагогический анализ итогов года дает возможность глубоко изучить достигнутый уровень преподавания и качество знаний обучающихся, оценить эффективность педагогической работы, осуществляемой в течение года, определить факторы, положительно и отрицательно влиявшие на формирование основных итоговых показателей работы вуза, вскрыть причины появления недостатков. Ликвидация вскрытых педагогическим анализом причин недостатков в работе в прошедшем учебном году и дальнейшее развитие положительных сторон деятельности педагогического коллектива должны лечь в основу совершенно конкретных, четких задач нового плана.
Аналитический подход к планированию дает возможность ликвидировать неконкретность, аморфность и формальный характер планов, позволяет сделать их действенными документами, позволяющими совершенствовать свою деятельность коллективам вузов.
Таким образом, планирование является решающим моментом в управлении вузом и оно органически связано с педагогическим анализом. В свою очередь, влияние последнего на планирование заключается не только в том, что оно важнейшее средство получения исходного материала для составления плана работы на новый учебный год, но и в том, что анализ - средство проверки исполнения этого плана. Планируя деятельность педагогического коллектива на учебный год, очень трудно предусмотреть все резервы и возможности, которые могут появиться в ходе выполнения плана. В то же время в течение учебного года могут возникнуть отрицательные факторы, серьезно тормозящие проведение запланированных мероприятий. Своевременно вскрыть резервы, обнаружить причины недостатков, определить возможности для использования первых и устранения вторых - одна из важнейших задач анализа.
Сила анализа - в действенности, а это требует, чтобы ни один вывод, ни одно предложение, сделанные по результатам, не оставались без внимания руководства, а сопровождались быстротой управленческой реакции. Повышение качества управленческой и аналитической подготовки руководителя вуза ведет к серьезным качественным изменениям в отношении руководителя к анализу, психологически подготавливает его к созданию аналитической основы в процессе управления, формирует и развивает знания методики анализа и, в конечном счете, к достижению целей педагогического процесса. Лишь в этом случае педагогический анализ будет способствовать повышению качества знаний студентов и совершенствованию управления.
Теперь кратко рассмотрим вопросы реализации функции педагогического анализа в деятельности вуза.
На основе изучения и обобщения теоретических и практических основ управления образованием можно заключить, что в большинстве вузов реализуется технология управления, содержащая следующие компоненты [1]:
1) в основании положена познавательная, аналитическая деятельность, которая пронизывает все уровни (циклы) лежащие выше, последовательно продвигаясь от эмпирического познания до теоретического и затем к практике;
2) конструктивная деятельность в основе, которой лежит проектирование поведения управляющей и управляемой систем. Это мысленная сознательная, целенаправленная, планируемая деятельность по проектированию сочетания и соответствия нормам всех составляющих образовательного процесса;
3) организаторская деятельность - создание условий для познавательного, конструктивного и коммуникативного видов управления. Регламентация и оптимизация отношений и связей различных субъектов управленческого и педагогического процессов:
- работники министерства образования - администрация вуза;
- администрация вуза - педагоги и студенты:
- диагностирование, прогнозирование, координация совместной деятельности;
- поисково-инновационная деятельность, направленная на оптимизацию целостного педагогического процесса;
- стандартизация и диагностика педагогического процесса;
- мобилизация усилий педагогического коллектива на достижение поставленных целей и запланированного результата;
- учеба кадров, их аттестация;
- обсуждение процесса и результатов учебной деятельности на различных уровнях взаимодействия;
- мотивация активной творческой деятельности преподавателей, творческих групп;
- совершенствование инфраструктуры, соответствующей современным требованиям использования ИКТ в педагогическом процессе.
4) педагогическая коммуникация - в процессе общения обеспечивает единство действий всех субъектов педагогического процесса, их объединение, упорядочивание их целенаправленной деятельности, в результате чего достигается взаимопонимание, согласованность действий, что способствует оптимизации педагогического и управленческого процессов;
5) контроль и оценка результата, коррекция, сопоставление с нормой.
Каждый последующий управленческий цикл выстраивается в результате
процессного подхода, содержанием которого является реализация взаимосвязанных последовательно-параллельных, аналитически-перманентных процессов. На начальном эмпирическом цикле идет сбор информации, ее отбор для исследования, обработка путем наблюдений, работа с документами. Педагогический анализ на этом цикле использует данные обоснованной оперативной информации и контроля.
Следующий уровень педагогического анализа позволяет руководителю обосновывать цели последующего анализа, реализация которых позволяет подойти к формулированию целей по достижению желаемого результата, его качества и срока. При этом необходимо стремиться к тому, что бы цели были диагностичны, основывались на личностно-ориентированном подходе. Для реализации целей разрабатываются концепция, программы, планы развития вуза. При этом педагогический процесс должен подчиниться одной цели - формированию личности студента, отвечающей требованиям современного социума.
Литература:
1. Бушинский В.И., Новиков С.В., Смолин С. А. Управление в технологиях дистанционного обучения. // Право и образование, № 1, 2001 с.92-95.
2. Куприянов Б. Мониторинг деятельности классных руководителей // Директор школы № 7, 2007 с.25-33.
3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. Пособие для студ. пед. вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров Издательство: Академия Год: 2002. 272 с. ISBN: 5-7695-0811-6.
РОЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА В УПРАВЛЕНИИ ОБРАЗОВАНИЕМ
Пекташ Зеки
Статья посвящена актуальной проблеме управления образованием на основе объективного педагогического анализа. В ней обобщены теоретические и практические аспекты реализации педагогического анализа и определена его роль в управлении вузом. Это позволяет реализовать цель образования - формирование личности студента, отвечающей требованиям современного социума.
Ключевые слова: педагогический анализ, управление, диагностика, планирование, контроль, личностно-ориентированное образование.
ROLE OF THE PEDAGOGICAL ANALYSIS IN MANAGEMENT OF
EDUCATION
Pektash Zeki
The article is devoted to an actual problem of management of education on the basis of the objective pedagogical analysis. In it theoretical and practical aspects of implementation of the pedagogical analysis are generalized and its role in management of higher education is defined. It allows to realize the education purpose - formation of the identity of the student, meeting the requirements of modern society.
Key words: the pedagogical analysis, management, diagnostics, planning, control, personal focused education.
Сведения об авторе: Пекташ Зеки - доктор философии, советник представительства образовательного общества «Шалола» при генеральном директоре таджикско-турецких лицеев Республики Таджикистан, тел. (+992) 917-339-981, е-mail: ikez@mail.ru
Information about the author: Pektash Zeki, doctor of philosophy, the adviser of representation of the educational society "Shalola" at the general director of the Tajik-Turkish lyceums Republic of Tajikistan, ph. (+992) 917-339-981, e-mail: ikez@mail.ru
ОМУЗИШИ КУРСИ МАХСУСИ «ФИЗИКАИ ГАРМО» ДАР НИЗОМИ КРЕДИТИИ ТА^СИЛОТ
Сия^аков С. М., Мацидов
Донишгоуи давлатии омузгории Тоцикистон ба номи Садриддин Айнй
Мувофики накшахои таълимии амалкунандаи донишгоххои омузгорй омузиши фанни «Физикаи гармо ва молекулавй» хамчун компоненти интихобй дар даврахои сеюму чорум, соли дуюми тахсил ба микдори 32соатй (2кредитй) (мачмуан 64 соат, 4 кредит) пешбинй шудааст. Шакли таълими ин фан «лексия»ва «тачрибавй» буда, дар даврахои сеюму чорум, соли дуюми тахсил ба микдори 32 соатй (2 кредитй) (мачмуан 64 соат, 4 кредит)-ро ташкил медихад, ки 32 соат барои машгулиятх,ои лексионй ва 32 соат барои машгулиятх,ои тачрибавй пешбинй мешавад. Дар охири хар як кредит санчиши фосилавйва дар охир имтихон пешбинй карда мешавад.
Максади таълими фанни мазкур аз шиноскардани донишчуён бо проблемами асосии гармофизикаи муосир, бо равандхои гармофизикии истехсолоти махсус ва омодакардани шогирдон ба омузиши курсхои махсус ва навиштани корхои курсиву озмуниву хатмкунй иборат мебошад.
Ба вазифаи фанни «Физикаи гармо ва молекулавй» инхо дохил мешаванд: ба донишчуён омузонидани методхои тахлилии халли масъалахои гармигузаронй барои шартхои худудии гуногун, назарияи монандй ва истифодаи он барои шархи раванди конвексионии интиколи гармй, методхои нисбатан мураккаби хисобкунии мубодилаи гармй, аз чумла мубодилаи гармй хангоми тагйирёбии холатхои агрегатии модда; шинос намудани донишчуён бо тачхизот ва равандхои дар дастгоххои абаргармигузаронии гармй - лулахои гармй руй диханда, бо дастгоххои мубодилаи гармй, хисобкунии онхо ва f., инкишофи тафаккури физикии донишчуён, дар онхо ташаккул додани махорату малакахои мустакилона ба даст овардан ва татбики дониш, мушохида ва шарх додани ходисахои физикй, ташаккули чахонбинии илмй, дуруст фахмидани сохти олам, инкишофи кобилияти эчодию касбй ва f. иборат мебошад.
Дар машFулиятхои лексиониву лабораторй ба чанбахои физики назарияи мубодилаи гармо диккати чиддй дода, масъалахои амалии мухим ва шавковари физикаи гармо хал карда мешаванд.
Фанни «Физикаи гармо ва молекулавй» пеш аз хама бо математика, анализи математикй, усулхои математикии физика, физикаи омор, термодинамика ва механикаи квантй робитаи зич дорад.
Омузиши маводи фан дар атрофии конунхо ва назарияхои фундаменталии илми физика: назарияи молекулавй - кинетикй, назарияи электронй, назарияи майдони электромагнита, назарияи квантй ва f. муттахид карда шудааст.
Барномаи фанни мазкур дар баробари аз худ кардан ва ташаккул додани мафхумхо, конунхо, назарияхо, инчунин нишон додани татбики амалии онхоро низ дар назар дорад.
Вобаста ба талаботи имруза донишчуён бояд шаклхои донишандузй ва усули фаъолиятро аз худ карда, тавассути он дониши нав гиранд ва махорату малакаи худро сайкал диханд.