shkola plius Do i Posle [Elementary school plus before and after]. 2011, no. 4, pp. 86-89.
11. Streltsova E. Yu. Modern urban folklore in the perspective of academic consideration. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2014, no. 1 (57), pp. 148-151. (In Russian)
12. Khristidis T. V. Culture of pedagogical communication - a social phenomenon. Vestnik Moskovskogo gosu-darstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2014, no. 2 (58), pp. 270-274. (In Russian)
13. Yaroshenko N. N. Culture and education: the trend of scientific comprehension. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2014, no. 4 (60), pp. 250-255. (In Russian)
ОЛЬ ПЕДАГОГА-ВОКАЛИСТА В УСТРАНЕНИИ
ДЕФЕКТОВ РЕЧИ У ДЕТЕЙ
УДК 378.978
А. С. Гузовская
Московский государственный институт культуры
Статья посвящена роли педагога-вокалиста в устранении дефектов речи (заикания) детей. Данную проблему предлагается решать комплексно, интегрируя возможности логопедии, психологии, педагогики, социологии, музыкального искусства. Профессия педагога-вокалиста представляется в виде функциональной модели, в которой отдельные ключевые педагогические функции напрямую либо косвенно связаны с владением базовыми познаниями в области психологии, гигиены голосового аппарата, коррекционной педагогики, теории художественного творчества. В единстве их реализации все важные функции педагога-вокалиста позволяют специалисту в рамках профильной профессиональной деятельности решать стратегические задачи индивидуального характера, определяемые контингентом воспитанников. Автор приходит к выводу о значимости совершенствования профессиональной подготовки музыкантов-педагогов для обеспечения возможности освоения частных методик работы с детьми, испытывающими психоэмоциональные и физиологические трудности в обучении.
Ключевые слова: современный педагог-вокалист, заикание, дефекты речи у детей, пение, вокал, высшее образование, методики подготовки музыканта-педагога.
A. S. Guzovskaya
Moscow State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation
THE ROLE OF A VOCAL TEACHER IN THE ELIMINATION OF CHILDREN'S SPEECH DEFECTS
The article focuses on the role of vocal teacher in the process of children's speech defect (stuttering) correction. The problem can be solved on the complex of logopaedics, psychology, pedagogy, sociology, musical art. The profession of vocal teacher is positioned as a functional model, the separate main pedagogic functions connected to the teacher's knowledge in the sphere of psychology, the hygiene of the vocal apparatus, correctional pedagogy, the theory of artistic creativity. In the unity of the implementation of all main functions of vocal teacher let him to solve individual strategic tasks according to pupils' characteristics. At the end the author comes to conclusion about the importance of improving the musician-pedagogue's professional training for providing the possibility of studying the methods of music-pedagogic work with pupils experiencing the emotional and physiological difficulties.
Keywords: modern vocal teacher, stuttering, children's speech defects, singing, vocal, higher education, the musician-pedagogue training methods.
ГУЗОВСКАЯ АЛЕКСАНДРА СЕРГЕЕВНА - аспирантка кафедры музыкального образования факультета музыкального искусства Московского государственного института культуры 190 GUZOVSKAYA ALEKSANDRA SERGEEVNA - doctoral student of the Department of music education,
Faculty of musical arts, Moscow State Institute of Culture
e-mail: [email protected] © Гузовская А. С., 2016
Педагогу-вокалисту, работающему с детьми, имеющими различные дефекты речи, требуются актуализированные фундаментальные знания в области психологии, возрастной педагогики, физиологии, интегрированные в музыкально-педагогический, а также вокально-исполнительский опыт. «В педагогической экспериментальной практике многие педагоги уже доказали, что целостное образование, представленное, в частности, в виде интегрированного изучения науки и искусства, способствует формированию мировоззрения, накоплению системных знаний, а также развитию творческих способностей, креативности, инициативности, самостоятельности, коммуникативности, активизации психических структур личности - восприятия, памяти и мышления, эмоционально-чувственной сферы, которые обусловливают успешное становление целостной и всесторонне развитой личности [6, с. 176]». В особенности это касается обострившейся проблемы готовности педагогов-вокалистов к работе с детьми, имеющими различные дефекты речи, среди которых наиболее часто встречается заикание.
Заикание - сложное нарушение речи, проявляющееся расстройством её нормального ритма, непроизвольными остановками в момент высказывания или вынужденными повторениями отдельных звуков и слогов, что происходит вследствие судорог органов артикуляции. Заикание очень негативно отражается на формировании и развитии личности, препятствует естественному воспитанию и обучению ребёнка, тормозит развитие коммуникативных способностей детей, что наносит вред в процессе его формирования как активного члена цивилизованного общества.
И так как педагог, особенно педагог индивидуальных занятий, играет одну из ведущих ролей в формировании здоровой личности каждого человека, то большая
ответственность по устранению дефектов речи ложится именно на него. Вот почему следует серьёзно задуматься над развитием педагогической компетенции по устранению дефектов речи у детей. Особенно это актуально для педагога по вокалу.
Подобную компетентность обеспечивают сегодня многие высшие учебные заведения: «Личность, как ключевая категория, определяющая формирование векторов реализации технологий обучения, разработку образовательных маршрутов, учитывается во всех современных педагогических моделях, разработанных для совершенствования процесса подготовки в системе высшего образования [5, с. 190]». Однако приходится констатировать, что традиционная музыкально-педагогическая подготовка в своей структуре лишена данного методического компонента.
Изучение материалов по проблеме заикания Р. Е. Левиной, В. И. Селиверстова, Е. А. Михайловой, Е. Н. Садовниковой и других позволяет осознать, насколько разнообразны (индивидуальны), но типичны для современного общества причины возникновения подобного недуга у детей. И решить эту проблему только силами родителей и врачей невозможно.
Уже ни для кого не секрет, что занятия музыкой, особенно пением, способствуют естественному устранению заикания. Именно поэтому педагогу по вокалу отведена важнейшая роль в формировании здорового общества. На начальном этапе педагог должен понять природу заикания, изучить личность заикающегося ребёнка и определить педагогические методы, необходимые в каждом конкретном случае.
По мнению врачей, заикание во многом зависит от эмоционального и душевного равновесия ребёнка. Так, возбуждённые дети чаще страдают заиканием, а некоторые дети заикаются лишь тогда, когда они нервничают. В целом причин заика-
ния можно привести много. Но прослеживается везде психологический момент. Одна девочка начала заикаться, когда в семье родилась сестрёнка. Она не демонстрировала ревность открыто, не причиняла ей вреда, но при этом чувствовала себя крайне дискомфортно. По мнению многих матерей, дети начинают заикаться в момент, когда родители «не в духе». Очень часто заиканию подвержены дети, у которых происходят резкие перемены в жизни, связанные с эмоциональным подтекстом. Причиной заикания может стать большая эмоциональная нагрузка ребёнка: участие в конкурсах, фестивалях, олимпиадах -одним словом, работа на публику по инициативе родителей, которая зачастую вызывает эмоциональное и физическое зажатие ребёнка, что однозначно приводит к заиканию. Другими психологическими причинами заикания могут служить скрытые страхи и тревоги, чувство вины, попытка ухода от реального мира, сложности в налаживании контакта с другими людьми.
Как мы видим, причины возникновения заикания разнообразны, но объединены одним общим аспектом - эмоциональное напряжение, дискомфорт заикающегося. Поэтому второй ключевой задачей педагога-вокалиста является создание эмоционально комфортной атмосферы в классе. Для этого педагог должен владеть в совершенстве знаниями психологии, этики и эстетики и уметь применять их на практике.
Некоторые исследователи целенаправленно выделяют деятельность музыканта-педагога по формированию благоприятных психоэмоциональных условий музыкального обучения и воспитания в отдельную профессиональную функцию - «регулятивную, которая призвана обеспечивать управление эмоционально-эстетическими и другими процессами в ходе художественного общения с музыкой, а также осуществлять корректировку совместной деятель-
ности учителя и учащихся. При этом особое значение имеет направленность художественно-коммуникативной деятельности на установление эмпатии, рефлексии, диалога [1, с. 185]».
Третья задача педагога-вокалиста, не менее важная, дать понять ребёнку, что цель занятий - не устранение заикания (это средство), а развитие его личностных качеств, в том числе развитие речи в полном смысле этого слова. Поскольку заикание тесно связано с формирующейся личностью, его следует рассматривать в структуре особенностей личности и её деятельности. Данное положение основывается на том, что при заикании развитие личности происходит в стеснённых условиях, это нередко приводит к её деформации, поэтому так важны занятия музыкой и пением. При этом педагогический акцент в процессе обучения пению детей с речевыми проблемами смещается с исполнительско-технического на психолого-коммуникативный: «Главные его цели - социально-психологическая адаптация и социализация детей с затруднениями в психофизиологическом развитии [2, с. 93]».
Именно здесь огромную роль играют компетентность и профессионализм педагога-вокалиста. Не владея навыками современных образовательных технологий педагогической деятельности, невозможно добиться желаемых результатов. Огромное значение при осуществлении этих функций имеют человеческие качества преподавателя - такие как образованность, интеллектуальность, мобильность к получению новых знаний, умение применять их на практике.
«Профессия музыканта - одна из самых многогранных и многофункциональных, а поэтому - это сложная профессия, требующая, как мы уже отмечали, десятилетий систематической подготовки. В связи с этим в педагогических вузах и вузах куль-
туры и искусств, являющихся высшей ступенью в системе профессионального музыкального образования,готовящих бакалавров и магистров музыкального профиля, требуется особое внимание со стороны профессорско-преподавательского состава к обучающимся по данному профилю, к подбору принципов, форм и методов обучения и воспитания будущих специалистов этой сферы, формирования их профессионального мастерства [3, с. 177]».
Общеобразовательным, социально-культурным, досуговым, здравоохранительным учреждениям необходимы педагоги широкого профиля, у которых в компетент-ностном профиле чётко прослеживаются сформированные психолого-педагогические, музыкально-педагогические и музыкально-психологические компетенции, а методическое и творческое портфолио свидетельствует о готовности к разработке и реализации комплексных проектов, которые обеспечивают в детских группах различных возрастных категорий полноценное и всестороннее музыкальное обучение, эстетическое воспитание, психоэмоциональную коррекцию, творческую самореализацию, межличностную коммуникацию в комфортных психолого-педагогических условиях.
Подобные виды комплексной педагогической деятельности, «в основе методики которых лежат гуманистические принципы формирования индивидуальности, гармонизации духовно-интеллектуальной сферы личности и социальной среды с "неопережением" этапов естественного развития ребёнка [2, с. 92]», представляются инновационными в рамках подготовки педагогов-музыкантов, однако спецкурсов, нацеленных на обучение соответствующим образовательным технологиям, как правило, нет. А между тем «возникновение подобных методических, дидактических и практических инновационных проектов детерминировано ... внешними факторами - потребностями музыкально-педагогической практики ... [4, с. 126]».
Задачей высшей школы, обеспечивающей профессиональными кадрами сферу музыкального образования, является создание методики обучения организационно-педагогической (учебно-воспитательной) работе с детьми различных возрастных категорий с учётом наиболее часто встречающихся в практике музыкального образования проблем в психическом развитии личности и внедрение этой методики в учебный процесс вузов в качестве дисциплин по выбору.
Примечания
1. Майковская Л. С. Художественная направленность коммуникативной деятельности педагога-музыканта как необходимое условие формирования этнокультурной толерантности школьников // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2008. № 6. С. 184-188.
2. Мансурова А. П. К вопросу об альтернативных педагогических системах в музыкальном образовании // Культурная жизнь Юга России. 2012. № 3 (46). С. 92-93.
3. Мансурова А. П. Универсальная подготовка профессионала широкого музыкального профиля // Московский государственный университет культуры и искусств. 2013. № 5 (55). С. 175-185.
4. Черватюк А. П. Теоретико-методологические и инновационные методики повышения музыкально-эстетической культуры школьников: на примере курса «Музыкальная Москва» // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2009. № 2 (28). С. 124-128.
5. Черватюк П. А. Качество профессиональной подготовки в вузе: проблемы диагностики и перспективы оптимизации // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2016. № 3 (71). С. 190-196.
6. Черватюк П. А. Формирование универсальных интегративных компетенций будущих педагогов в вузе // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2011. № 5. С. 175-179.
References
1. Maykovakaya L. S. Khudozhestvennaya napravlennost' kommunikativnoi deytel'nosti pedagoga-muzykanta kak neobkhodimoe uslovie formirovaniya etnokul'turnoi tolerantnosti shkol'nikov [Art orientation of communicative activity of the teacher-musician as necessary condition of formation of ethnocultural tolerance of school students]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2008, no. 6, pp. 184-188.
2. Mansurova A. P. To a question of alternative pedagogical systems in music education. The cultural life of the South of Russia. 2012, no. 3 (46), pp. 92-93. (In Russian)
3. Mansurova A. P. Universal'naya podgotovka professionala shirokogo muzykal'nogo profilya [Universal training of the professional of a wide musical profile]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2013, no. 5 (55), pp. 175-185.
4. Chervatyuk A. P. Teoretiko-metodologicheskie i innovatsionnye metodiki povysheniya muzykal'no-esteticheskoi kul'tury shkol'nikov: na primere kursa "Muzykal'naya Moskva" [Teoretiko-metodologichesky and innovative techniques of increase in musical and esthetic culture of school students: on the example of the course "Musical Moscow"]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2009, no. 2 (28), pp. 124-128.
5. Chervatyuk P. A. The quality of professional training in the university: the problems of diagnostics and the perspectives of optimization. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2016, no. 3 (71), pp. 190-196. (In Russian)
6. Chervatyuk P. A. Formirovanie universal'nykh integrativnykh kompetentsii budushchikh pedagogov v vuze [Formation of universal integrative competences of future teachers of higher education institution]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2011, no. 5, pp. 175-179.
РИНЦИПЫ ОСВОЕНИЯ РОССИЙСКИМИ СТУДЕНТАМИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ИНОКУЛЬТУРЫ (НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ УЙГУРСКИХ НАРОДНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ)
УДК 378.978 А. И к э м у
Московский государственный институт культуры
Статья посвящена проблеме совершенствования профессиональной подготовки будущих учителей музыки в контексте актуальной современной тенденции мирового сообщества - интенсификации межкультурного диалога, которая требует пересмотра методологических, теоретических, методических и технологических позиций в отношении построения процессов массового образования и профессионального обучения специалистов, способных обеспечить массовое образование на новых принципах. Возможность реализации межкультурного диалога рассматривается на примере освоения российскими студентами, будущими музыкантами-педагогами, уйгурского инструментального искусства, являющегося неотъемлемой частью китайской народной музыкальной культуры, привлекающей в последнее время большое внимание в связи с расширением социально-экономических и социокультурных контактов между Китаем и Россией.
Ключевые слова: инокультура, принцип межкультурного диалога, компаративный подход, метод сравнительного анализа, системно-этнофонический метод исследования музыкального фольклора, универсальность профессиональной подготовки музыканта-педагога, система освоения музыкальной инокультуры, уйгурская инструментальная музыкальная культура, экспериментальная работа со студентами - будущими музыкантами-педагогами, результаты эксперимента.
ИКЭМУ АЙЭРФАНЬ — аспирант кафедры музыкального образования факультета музыкального искусства Московского государственного института культуры 194 YIKEMU AIERFAN - doctoral student of the Department of music education, Faculty of musical arts,
Moscow State Institute of Culture
e-mail: [email protected] © Икэму А., 2016