References
1. Maykovakaya L. S. Khudozhestvennaya napravlennost' kommunikativnoi deytel'nosti pedagoga-muzykanta kak neobkhodimoe uslovie formirovaniya etnokul'turnoi tolerantnosti shkol'nikov [Art orientation of communicative activity of the teacher-musician as necessary condition of formation of ethnocultural tolerance of school students]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2008, no. 6, pp. 184-188.
2. Mansurova A. P. To a question of alternative pedagogical systems in music education. The cultural life of the South of Russia. 2012, no. 3 (46), pp. 92-93. (In Russian)
3. Mansurova A. P. Universal'naya podgotovka professionala shirokogo muzykal'nogo profilya [Universal training of the professional of a wide musical profile]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2013, no. 5 (55), pp. 175-185.
4. Chervatyuk A. P. Teoretiko-metodologicheskie i innovatsionnye metodiki povysheniya muzykal'no-esteticheskoi kul'tury shkol'nikov: na primere kursa "Muzykal'naya Moskva" [Teoretiko-metodologichesky and innovative techniques of increase in musical and esthetic culture of school students: on the example of the course "Musical Moscow"]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2009, no. 2 (28), pp. 124-128.
5. Chervatyuk P. A. The quality of professional training in the university: the problems of diagnostics and the perspectives of optimization. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2016, no. 3 (71), pp. 190-196. (In Russian)
6. Chervatyuk P. A. Formirovanie universal'nykh integrativnykh kompetentsii budushchikh pedagogov v vuze [Formation of universal integrative competences of future teachers of higher education institution]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2011, no. 5, pp. 175-179.
РИНЦИПЫ ОСВОЕНИЯ РОССИЙСКИМИ СТУДЕНТАМИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ИНОКУЛЬТУРЫ (НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ УЙГУРСКИХ НАРОДНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ)
УДК 378.978 А. И к э м у
Московский государственный институт культуры
Статья посвящена проблеме совершенствования профессиональной подготовки будущих учителей музыки в контексте актуальной современной тенденции мирового сообщества — интенсификации межкультурного диалога, которая требует пересмотра методологических, теоретических, методических и технологических позиций в отношении построения процессов массового образования и профессионального обучения специалистов, способных обеспечить массовое образование на новых принципах. Возможность реализации межкультурного диалога рассматривается на примере освоения российскими студентами, будущими музыкантами-педагогами, уйгурского инструментального искусства, являющегося неотъемлемой частью китайской народной музыкальной культуры, привлекающей в последнее время большое внимание в связи с расширением социально-экономических и социокультурных контактов между Китаем и Россией.
Ключевые слова: инокультура, принцип межкультурного диалога, компаративный подход, метод сравнительного анализа, системно-этнофонический метод исследования музыкального фольклора, универсальность профессиональной подготовки музыканта-педагога, система освоения музыкальной инокультуры, уйгурская инструментальная музыкальная культура, экспериментальная работа со студентами — будущими музыкантами-педагогами, результаты эксперимента.
ИКЭМУ АЙЭРФАНЬ — аспирант кафедры музыкального образования факультета музыкального искусства Московского государственного института культуры 194 YIKEMU AIERFAN - doctoral student of the Department of music education, Faculty of musical arts,
Moscow State Institute of Culture
e-mail: [email protected] © Икэму А., 2016
A. Yikemu
Moscow State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation
THE PRINCIPALS OF STUDYING THE FOREIGN MUSICAL CULTURE BY MUSIC TEACHERS (ON EXAMPLE THE STUDYING UYGUR MUSICAL INSTRUMENTS BY RUSSIAN STUDENTS)
The article is on the problem of development of music teachers' professional training in the context of actual modern tendency of international community — intensification of crosscultural dialogue, which requires reconsideration of methodological, theoretical, methodical and technological positions of organization of process of mass education and professional training of specialists are able to organize mass education on the new principals. The process of organizing crosscultural dialogue is considered on the example of studying by Russian students — music teachers the Uygur musical instrumental art, that is the essential part of Chinese musical culture, attracting the attention due to extension of social-economic and sociocultural contacts between China and Russia.
Keywords: foreign culture, the principal of crosscultural dialogue, comparative approach, the method of comparative analysis, systematical-ethnofonic method of the musical folklore study, universality of professional training of music teacher, the system of didactic principals and conditions of studying foreign culture, Uygur musical instrumental art, experimental work with students — music teachers, experimental results.
В настоящее время, когда все социально-культурные процессы, происходящие в большинстве развитых и развивающихся государств, меняются под воздействием глобализации, крайне актуальным становится изучение культуры представителей тех этносов, которые принимают активное участие в интеграционных процессах в различных сферах и отраслях жизнедеятельности общества. Осмысленное освоение достижений духовной, эстетической культуры в её материальных и нематериальных формах способствует лучшему пониманию поведенческих, мировоззренческих, вербальных коммуникативных моделей, свойственных представителям того этноса, с которым необходимо построить эффективные взаимоотношения, продуктивный обмен опытом, будь то сфера бизнеса, культуры, искусства, образования. Построение моделей и организация процессов осмысленного освоения инокуль-туры требуют опоры на принцип межкультурного диалога, а также знания теории коммуникации.
Коммуникативная функция определяется сегодня в музыкальном образовании
в качестве одной из важнейших функций педагога-музыканта: «Сущность художественно-коммуникативной деятельности учителя музыки заключается, прежде всего, в установлении соответствующих специфике предмета искусства коммуникативных связей и отношений между всеми его "участниками", одним из которых выступает сама музыка в роли квазисубъекта, являющегося, в свою очередь, особым художественным средством общения между людьми. При этом особая роль музыки в направленности художественно-коммуникативной деятельности на воспитание у учащихся этнокультурной толерантности заключается в ярко выраженной способности музыки самых разных стран - народной, классической, современной - вызывать положительную эмоциональную реакцию, эмпатию, готовность к диалогу, рефлексии, то есть ко всем тем показателям, которые в первую очередь характеризуют благоприятную основу для развития этнокультурной толерантности [2, с. 184]».
Рассматривая проблему культурного диалога с позиции совершенствования высшего образования, П. А. Черватюк отме-
чает, что «современное российское общество характеризуется динамическими изменениями социально-экономических условий жизни и деятельности населения, демографической, этнокультурной картины, особенно в крупных городах (центрах иммиграции), усложнением межличностных взаимоотношений на уровне семьи, учебных, трудовых, других социокультурных коллективов. Возникают новые и усложняются существующие внутрилич-ностные психологические и социальные (коммуникативные) проблемы подрастающего поколения, особенно детей различных возрастных категорий. В этих условиях на систему высшего профессионального образования в области педагогики возлагаются новые ответственные задачи, социальные и профессиональные обязанности: отвечать изменяющимся потребностям общества, оказывать содействие в виде коррекции, адаптации, поддержки отдельных, проблемных - возрастных, социальных, этнокультурных категорий и групп населения - дошкольников и младших школьников, безнадзорных подростков, детей трудовых мигрантов, людей с ограниченными физическими и психическими возможностями [7, с. 176]».
Принцип межкультурного диалога, предполагающий познание незнакомых музыкальных культур, в своей методологической основе вмещает в себя функционально-смысловое ядро кросс-культурного подхода к определению социально-культурной значимости малых этносов в рамках их интеграции в мировое культурное сообщество, однако не ограничивает исследовательские возможности проблемой сохранения этнической идентичности представителей рассматриваемого этноса, а направлен на популяризацию их культуры в среде иных социумов (государств) - в просветительских, учебных, социально-досуговых, научно-исследовательских целях.
Принцип межкультурного диалога обусловливает акцент именно на коммуникативной функции культуры, интенсификация которой обеспечивает выход представителей различных государств на существенно новый уровень взаимоотношений, в основе которого лежат осознание самоценности инокультуры и эмпатия, сформированная на основе личной заинтересованности в освоении явлений и артефактов инокультуры.
В свою очередь, диалоговый принцип диктует условие, что освоение инокуль-туры должно осуществляться не в изоляции, а интегрированно, в поле знаний собственной национальной культуры. Данное условие логично выдвигает в ряд приоритетных компонентов методологической основы изучения инокультуры компаративный подход, широко применяемый в ряде гуманитарных областей - педагогике, психологии, лингвистике, искусствознании, в том числе инструментоведении.
Метод сравнительного анализа, являющийся базовым средством диагностического инструментария компаративного подхода, ориентирован на вычленение из всего многообразия элементов двух и более культур - тех, сравнение которых позволяет приобрести теоретический и практический опыт в конкретной области познания и практической деятельности, на которую нацелен исследователь (обучающийся). При этом опора на знание соответствующего элемента собственной культуры обусловливает активизацию высших психических функций индивида - аналитического мышления, структурно-функционального сравнения, теоретического моделирования, что, в свою очередь, обеспечивает синергетичность самого процесса обучения, его повышенную эмпирическую результативность.
Изучение чужой культуры с опорой на глубокие познания родной культуры поз-
воляет достичь формирования глубоких знаний, новых практических умений, но что более значимо - более глубокого понимания закономерностей формирования музыкальных явлений, процессов, артефактов, свойственных различным народам, даже не имеющим явных общих характеристик. Освоение будущими музыкантами-педагогами инокультур - одно из ключевых условий расширения профессиональных компетенций, что в условиях непрерывного образования и самообразования обеспечит достижение определённой степени универсальной компетентности, являющейся показателем высокого профессионального мастерства, в структуре которого «важное место занимает комплекс всесторонне раскрытых личностных качеств выпускника и компетентностно-ориентированное содержание подготовки. Основное теоретико-методическое значение при этом приобретает развивающее, проблемное, интерактивное, практико-ориентированное обучение, направленное на всестороннее и целостное формирование творческой личности - будущего профессионала широкого музыкального профиля [3, с. 193]».
Необходимость достижения музыкантом профессиональной универсальности «взаимосвязана и взаимообусловлена универсальностью музыки как вездесущего, всеохватывающего, вездеприсутствующего явления, способного к адаптации, изменению, обладающего неисчерпаемым числом вариантов (видов, форм, жанров, направлений), объединяющего искусства с инте-гративным потенциалом в отношении не только других видов искусства, но и различных научных областей, а также практических видов человеческой деятельности [4, с. 165]». А. П. Мансурова дифференцирует уровни проявления и реализации универсальности личности в профессии музыканта-педагога следующими категориями: «энциклопедичность (информационно-тео-
ретический уровень); разносторонность (компетентностный уровень - уровень способностей и готовности); интегратив-ность и мобильность (методический уровень); всеохватность (практический про-фессионально-деятельностный уровень) [4, с. 165]».
Таким образом, очевидна научно-теоретическая, компетентностно-практиче-ская и профессионально-личностная целесообразность освоения музыкальных ино-культур студентами музыкально-педагогического профиля подготовки, что требует осуществления расширенного спектра видов профессиональной деятельности в сферах музыкального искусства, культуры и образования: «В структуре профессионального мастерства музыканта широкого профиля важное место занимает комплекс всесторонне раскрытых личностных качеств выпускника и компетентностно-ориентированное содержание подготовки. Основное теоретико-методическое значение при этом приобретает развивающее, проблемное, интерактивное, практико-ориентированное обучение, направленное на всестороннее и целостное формирование творческой личности - будущего профессионала широкого музыкального профиля [5, с. 179]».
Объектом нашего специального исследования явился процесс освоения российскими студентами музыкальной культуры Китая на примере изучения уйгурских музыкальных инструментов. Что касается инструментоведческих национальных традиций Китая, то в национальной музыковедческой науке все музыкальные инструменты принято делить на восемь групп в соответствии с материалом инструмента, причём не всего инструмента, а того элемента, который является ключевым средством, механизмом звукоизвлечения.
В восьми группах представлены: деревянные (трещотка мую), кожаные (бара-
баны гу), шёлковые (цинь, пипа, другие инструменты с шелковыми струнами), глиняные (свистки, барабан ху), бамбуковые (гобой сона, свирель пайсяо, продольная флейта сяо, различные поперечные флейты), тыквенные (губной орган шен), каменные и металлические. Сравнивая с органологическими характеристиками русских народных инструментов, можно найти точки соприкосновения их ключевых характеристик.
Традиционно изучение народных музыкальных инструментов, принадлежащих чужой культуре, осуществляется студентами на основе сравнения с инструментами родной музыкальной культуры в музыковедческом и органологическом аспектах. Для изучения инструментов методом сравнительного анализа объекты выбираются в соответствии с их конструкционными характеристиками, объединяющими инструменты (материал, из которого они сделаны, источник и метод извлечения звука).
Далее инструменты изучаются на основе ознакомления с музыкальным творчеством народов: организуется прослушивание и анализ музыкального материала (типологический анализ жанров, стилей, форм, средств художественной выразительности), а также - при создании соответствующих условий - практическое освоение инструментов. Данный алгоритм изучения народной инструментальной музыкальной культуры составляет структурное ядро так называемого системно-этнофонического метода исследования музыкального фольклора, разработанного известным российским этнографом И. В. Мациевским. Развитие данного метода в процессе его реализации идёт по схеме «инструмент -исполнитель - музыка» и «охватывает все стороны бытования народной инструментальной культуры [6, с. 344]».
В сравнительно-исследовательской деятельности мы опираемся на методику клас-
сификации инструментов Э. Хорнбостеля и К. Закса (первый критерий, определяющий группу инструментов, - источник звука, второй критерий, определяющий вид инструмента, - способ звукоизвлечения). В результате кропотливой теоретической и практической работы студенты воссоздают модели интонационных культур двух этносов (родного и впервые изучаемого) и анализируют их с позиций общих характеристик и отличий.
Концептуальные авторские идеи относительно алгоритма освоения студентами музыкальных инструментов инокультуры на уровне теоретического, методического и практического (педагогического) владения были апробированы в студенческих группах будущих музыкантов-педагогов, уже получивших первый опыт ознакомительной педагогической практики в общеобразовательных школах на уроках музыки.
В эксперименте участвовали студенты кафедры музыкального образования Московского государственного института культуры, обучавшиеся по направлению «Музыкознание и музыкально-прикладное искусство» (профиль «Музыкальная педагогика»). Педагогический эксперимент начался в сентябре 2014 года. Для получения достоверных эмпирических данных студенческий коллектив, состоявший из обучающихся первого и второго курсов, был разделён на две одинаковые по количеству участников группы - экспериментальную и контрольную, причём в каждой группе было равное количество российских и иностранных (китайских) студентов (из 28 студентов четверо обучающихся принадлежали к той инокультуре, чьи музыкальные инструменты предлагалось осваивать как средство музыкально-педагогической работы).
Первый этап экспериментальной работы, прошедший в сентябре - декабре 2014 года, состоял в проведении установочных
занятий со студентами экспериментальной группы, на которых они знакомились с историческими, искусствоведческими, теоретическими, методическими материалами по китайским народным музыкальным инструментам. Основной методический комплекс ведения установочных занятий составила группа иллюстративно-объяснительных методов. После пяти установочных занятий на основе авторских материалов со студентами были проведены групповая беседа и индивидуальные письменные опросы (анкетирование с открытыми вопросами). Основной целью этих социологических опросов являлось установление:
1) степени мотивации (осознания): а) личной и б) профессиональной целесообразности освоения музыкальных инструментов инокультуры с перспективой использования приобретённых теоретических, методических и практических знаний в своей учебной, проектно-исследовательской и трудовой деятельности;
2) сформированного отношения к предмету изучения на установочных занятиях по критериям сложности: а) историко-тео-ретического, б) технологического, в) методического освоения материала.
Студентам было предложено определить уровень сложности по пятибалльной шкале, в которой 5 баллов означали самый высокий уровень сложности, подразумевавший абсолютную неспособность студента освоить предложенный материал, а 0 баллов - отсутствие каких-либо сложностей.
На основании анализа, систематизации и обобщения результатов групповой беседы и индивидуальных письменных опросов были сделаны следующие выводы:
1) 80% участников экспериментальной группы выразили личную заинтересованность в изучении китайских народных инструментов на всех обозначенных нами уровнях;
2) в то же время более 50% участников экспериментальной группы высказали сомнение относительно профессиональной ценности данных теоретических знаний, исполнительских и методических умений, не увидев перспектив их применения в будущей профессиональной деятельности музыкально-педагогического профиля;
3) 50% участников экспериментальной группы заявили об отсутствии (0 баллов) каких-либо сложностей, возникших у них при ознакомлении с авторскими материалами по освоению китайских народных музыкальных инструментов на историко-теоретическом, технологическом и методическом уровнях; 40% определили уровень сложности как трёхбалльный; 10% отметили существенные сложности технологического и методического освоения музыкальных инструментов инокультуры.
Обработка полученных результатов констатирующего эксперимента привела к следующему предположению: личная заинтересованность в изучении музыкальных инструментов инокультуры в сочетании с отсутствием сложностей в их освоении на историко-теоретическом, технологическом и методическом уровнях обеспечит формирование у студентов экспериментальной группы базового набора профессиональных компетенций, знаний, умений и навыков, которые предположительно обусловят успешную их апробацию в реальных профессиональных условиях в рамках педагогической практики. Успешность их апробации, в свою очередь, становится залогом повышения осознания расширения профессиональных перспектив музыканта-педагога, владеющего теоретической, технологической и методической информацией о музыкальных инструментах инокультур.
Обучающий эксперимент охватил период с февраля по май 2015 года. Материалы установочных занятий были дополнены поурочными разработками, которые можно
было использовать как в процессе основного обучения музыке учащихся общеобразовательной школы - в структуре уроков музыки, так и в рамках дополнительного образования школьников - в содержании художественно-творческих факультативов.
Студентам экспериментальной группы предлагались методические заготовки, отдельные фрагменты занятий, в которых было отражено применение различных методов обучения музыке с использованием средств народной музыки ино-культуры. Из предложенных материалов студенты формировали конспекты уроков и факультативных занятий с учётом генеральной темы, цели и задач занятия, а также возраста обучающихся. Данная экспериментальная работа частично проходила в рамках курса «Методика преподавания профессиональных дисциплин» в качестве дополнительного вузовского компонента, а также велась в свободное время, предназначенное учебным планом для самообразования студентов, подготовки к педагогической практике. В конце формирующего эксперимента, после целенаправленной методической подготовки, но до выхода на практику, со студентами были повторно проведены описанные выше диагностические мероприятия.
В итоге можно было диагностировать существенные изменения:
1) 95% участников экспериментальной группы выразили личную заинтересованность в изучении китайских народных инструментов на всех предложенных уровнях;
2) 25% участников экспериментальной группы высказали сомнение относительно профессиональной перспективности освоения музыкальных инструментов ино-культуры;
3) у 80% участников экспериментальной группы не возникло сложностей (0 баллов);
15% определили уровень сложности как два-три балла; 5% отметили существенные сложности технологического и методического освоения музыкальных инструментов инокультуры;
4) сравнение протокола групповой беседы и индивидуальных анкет позволило установить абсолютную корреляцию между 5% участников экспериментальной группы, не выразивших личной заинтересованности в изучении китайских народных инструментов, и теми же 5% респондентов, указавших на сложность освоения учебно-методического материала.
Контрольный эксперимент проводился с октября 2015 года по апрель 2016 года в Муниципальном автономном общеобразовательном учреждении «Октябрьская средняя общеобразовательная школа № 54» муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской об-ласти1 и в Государственном бюджетном учреждении культуры г. Москвы «Территориальная клубная система "Планета"»2. Все студенты - участники экспериментальной и контрольной групп - в соответствии с приказами были распределены на практику в указанные образовательные учреждения общего и дополнительного образования. Студенты контрольной группы готовили поурочные разработки в соответствии с текущими темами основных уроков музыки и кружков (в зависимости от распределения). Студенты экспериментальной группы подготовили экспериментальные поурочные разработки с включением авторских материалов, касающихся изучения китайских народных инструментов. Для получения объективных данных относительно результатов эксперимента нами были разработаны бланки, в которых были отражены такие значимые для нашей иссле-
1 Договор об организации и проведении практики № 126-570/Д от 01.09.2015 г.
2 Договор об организации и проведении практики № 126-572/Д от 01.09.2015 г.
довательской деятельности критерии, как заинтересованность учащихся; профессиональная удовлетворённость педагогов баз практики; профессиональная удовлетворённость студентов-практикантов.
Эксперимент дополнительно подтвердил позицию отечественного исследователя проблемы воспитания этнокультурной толерантности на уроках музыки Л. С. Майковской, которая определила изучение музыкальных инокультур в рамках массового музыкального образования как обязательное условие разностороннего культурного, художественно-эстетического становления личности ребёнка. По её мнению, в процессе организации «воспитания этнокультурной толерантности ... первостепенное значение приобретает систематическое и органичное включение в содержание урока не только музыки своего народа, но и других народов мира и на этой основе формирование осознанного принятия детьми различных музыкальных культур, а значит, и уважения к их представителям [1, с. 182]». Использование при этом первоисточников и оригинальных артефактов музыкальной инокультуры обеспечило практикантам «организацию "точек удивления" при столкновении учащихся с различными культурными инвариантами [1, с. 182]», что, в свою очередь, позволило «достичь полного погружения в духовно-ценностные, этнокультурные и языковые слои той или иной этнической традиции [1, с. 182]». Приведённое высказывание российского учёного ярко характеризует результаты
нашей экспериментально-исследовательской работы.
Таким образом, в ходе многоуровневого эксперимента была эмпирически подтверждена целесообразность и эффективность реализации разработанной научно-методической системы освоения музыкантами-педагогами инокультуры в процессе профессиональной подготовки в вузе.
Данная система в своей структуре имеет методологический, дидактический и собственно методический уровни (подсистемы).
Методологический уровень представлен: 1) контекстно-компетентностным; 2) компаративным; 3) модульным подходами, перечисленными с соблюдением последовательности их реализации в деятельности преподавателя вуза.
Дидактический уровень вмещает в себя принципы межкультурного диалога (межкультурной коммуникации), соотношения национально-культурной общности и регионально-этнической специфики, которые получают отражение в порядке обращения к ним преподавателя в рамках поэтапной исследовательской, проектной, методической и педагогической деятельности.
Традиционные методы, зарекомендовавшие себя в современном образовательном процессе, подтверждают правильность выбора теоретико-методологического базиса, а также уточняют вектор, содержание, промежуточные и конечные задачи педагогической работы, формы и средства педагогического взаимодействия.
Примечания
1. Майковская Л. С. Артистизм педагога-музыканта как необходимое условие формирования этнокультурной толерантности у школьников // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2008. № 1. С. 181-185.
2. Майковская Л. С. Художественная направленность коммуникативной деятельности педагога-музыканта как необходимое условие формирования этнокультурной толерантности школьников // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2008. № 6. С. 184-188.
3. Мансурова А. П. К вопросу содержания модели профессионального музыканта широкого профиля // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2013. № 1 (51). С. 191-196.
4. Мансурова А. П. Сущность и специфика универсальной подготовки в вузе в контексте гуманитарных наук
// Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 5 (61). С. 161-167.
5. Мансурова А. П. Универсальная подготовка профессионала широкого музыкального профиля // Московский государственный университет культуры и искусств. 2013. № 5 (55). С. 175-185.
6. Михайлова А. А. Народное инструментоведение в системе музыкальной фольклористики (итоги и перспективы на рубеже столетий) // Диалогическое пространство музыки в меняющемся мире : сборник по материалам Международной научно-практической конференции (Саратов, 20-22 ноября 2009 года) / Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова ; ответ. ред. О. Б. Краснова. Саратов : Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, 2009. С. 341-349.
7. Черватюк П. А. Формирование универсальных интегративных компетенций будущих педагогов в вузе // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2011. № 5. С. 175-179.
References
1. Maykovakaya L. S. Artistizm pedagoga-muzykanta kak neobkhodimoe uslovie formirovaniya etnokul'turnoi tol-erantnosti u shkol'nikov [Virtuosity of the teacher-musician as a necessary condition of formation of ethnocultural tolerance at school students]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2008, no. 1, pp. 181-185.
2. Maykovakaya L. S. Khudozhestvennaya napravlennost' kommunikativnoi deytel'nosti pedagoga-muzykanta kak neobkhodimoe uslovie formirovaniya etnokul'turnoi tolerantnosti shkol'nikov [Art orientation of communicative activity of the teacher-musician as necessary condition of formation of ethnocultural tolerance of school students]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2008, no. 6, pp. 184-188.
3. Mansurova A. P. K voprosu soderzhaniya modeli professional'nogo muzykanta shirokogo profilya [To a question of maintenance of model of the professional musician of a wide profile]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2013, no. 1 (51), pp. 191-196.
4. Mansurova A. P. The essence and specifics of universal training at the university in the context of the humanities. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2014, no. 5 (61), pp. 161-167. (In Russian)
5. Mansurova A. P. Universal'naya podgotovka professionala shirokogo muzykal'nogo profilya [Universal training of the professional of a wide musical profile]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2013, no. 5 (55), pp. 175-185.
6. Mikhailova A. A. Narodnoe instrumentovedenie v sisteme muzykal'noi fol'kloristiki (itogi i perspektivy na rubezhe stoletii) [Folk instrumentology in the system of musical Folkloristic (summaries and perspectives on the turn of centuries]. In: Krasnova O. B., ed. Dialogicheskoe prostranstvo muzyki v menyayushchemsya mire. Sbornik po materi-alam Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii (Saratov, 20- 22 noyabria 2009 goda) [Dialogical space of music in the changing world: the collection on materials of the International scientific and practical conference (Saratov, on November 20-22, 2009)]. Saratov, Publishing house of the Sobinov Saratov State Conservatory, 2009. Pp. 341-349.
7. Chervatyuk P. A. Formirovanie universal'nykh integrativnykh kompetentsii budushchikh pedagogov v vuze [The forming of teachers' universal integrative competences in the university]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2011, no. 5, pp. 175-179.