Научная статья на тему 'Роль педагога в организации проектной деятельности дошкольников'

Роль педагога в организации проектной деятельности дошкольников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1234
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНИКИ / ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД / ВНЕДРЕНИЕ / ПРОБЛЕМЫ / ТРЕБОВАНИЯ / МОТИВАЦИЯ / ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ / PRESCHOOLERS / PROJECT APPROACH / IMPLEMENTATION / PROBLEMS / REQUIREMENTS / FOREIGN EXPERIENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Черткоева Валентина Григорьевна

Статья посвящена особенностям организации проектной деятельности дошкольников. Автором рассмотрены проблемы использования проектного подхода в системе дошкольного образования. По итогам сравнительного анализа зарубежной психолого-педагогической литературы определена роль педагога в проектной деятельности дошкольников. Разработаны методические рекомендации по применению проектного подхода к обучению в детских образовательных учреждениях. Выработанные рекомендации будут способствовать повышению эффективности образовательного процесса и обеспечат дальнейшее совершенствование отечественной методики проектной деятельности. Выводы исследования могут быть учтены при разработке новых учебных программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Черткоева Валентина Григорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization of preschool children project activity: teacher''s role

The article is devoted to the peculiarities of the organization of the project activity of preschool children. The author considers the problems of using the project approach in the preschool education system. Based on the results of a comparative analysis of foreign psycho-pedagogical literature, the role of the teacher in the project activity of preschool children is defined. Methodical recommendations on the application of the project approach to teaching in children's educational institutions have been developed. The developed recommendations will contribute to improving the efficiency of the educational process and will ensure further improvement of the national methodology for project activities. The findings of the study can be taken into account when developing new curricula.

Текст научной работы на тему «Роль педагога в организации проектной деятельности дошкольников»

5. Новикова Ю. В. К вопросу о некоторых аспектах непрерывного образования в аграрном секторе // Концепт. - 2016. - Т. 23. - С. 59-63.

6. Степанова И. А. Реформирование системы образования в России: предпосылки и перспективы // Молодой ученый. - 2015. - №21. - С. 627-630.

ORGANIZATION OF PRESCHOOL CHILDREN PROJECT ACTIVITY: TEACHER'S ROLE

Chertkoeva Valentina Grigoryevna, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor, Department of Preschool Education, North-Ossetian State Pedagogical institute, Vladikavkaz, Republic Of North Ossetia - Alania

The article is devoted to the peculiarities of the organization of the project activity of preschool children. The author considers the problems of using the project approach in the preschool education system. Based on the results of a comparative analysis of foreign psycho-pedagogical literature, the role of the teacher in the project activity of preschool children is defined. Methodical recommendations on the application of the project approach to teaching in children's educational institutions have been developed. The developed recommendations will contribute to improving the efficiency of the educational process and will ensure further improvement of the national methodology for project activities. The findings of the study can be taken into account when developing new curricula.

Keywords: preschoolers; project approach; implementation; problems; requirements; foreign experience.

УДК 37.01 РОЛЬ ПЕДАГОГА В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ

ВАК РФ 13.00.01 ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

© Черткоева В.Г., 2018 Статья посвящена особенностям организации проектной деятельности дош-

кольников. Автором рассмотрены проблемы использования проектного подхода в системе дошкольного образования. По итогам сравнительного анализа зарубежной психолого-педагогической литературы определена роль педагога в проектной деятельности дошкольников. Разработаны методические рекомендации по применению проектного подхода к обучению в детских образовательных учреждениях. Выработанные рекомендации будут способствовать повышению эффективности образовательного процесса и обеспечат дальнейшее совершенствование отечественной методики проектной деятельности. Выводы исследования могут быть учтены при разработке новых учебных программ.

Ключевые слова: дошкольники; проектный подход; внедрение; проблемы; требования; мотивация; зарубежный опыт

ЧЕРТКОЕВА Валентина Григорьевна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра Дошкольного образования, Северо-Осетинский государственный педагогический институт, Владикавказ, Республика Северная Осетия - Алания valgrich50lS>mail. г и

В рамках современных образовательных программ дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) детям как правило предоставляется возможность получать и закреплять знания различными способами. При этом все чаще педагогами и психологами высказывается мнение, что обучение посредством решения простых задач мало способствует пониманию и усвоению учебного материала, формирует негативное отношение детей к учебе и школе [1; 3]. Решить эту проблему можно посредством внедрения более сложных когнитивных задач, которые предоставляют ребенку возможность для осуществления реальных планов. Знания лучше всего усваиваются в контексте, поэтому наиболее эффективным является обучение посредством решения сложных проблем, когда дети вынуждены использовать когнитивные инструменты, различные источники информации и других людей в качестве учебных ресурсов [6, с. 368]. Задачи педагога - подготовить пошаговые задания в соответствии с решаемыми задачами; использовать моделирование, побуждение и тренинг, научить воспитанников стратегическому мышлению, чтобы постепенно перенести на него ответственность за собственное обучение [7, с. 54]. Реализация такого подхода к обучению позволит мотивировать детей на эффективное решение подлинных проблем, объединив предшествующие знания и опыт, приобрести новые предметно-специфические знания и разработать познавательные стратегии, применимые к решению этих проблем.

Решение профессиональной педагогической задачи стимулирования и мотивации предполагает способность педагога и воспитателя усовершенствовать классно-урочные технологии, обеспечив процессуальность обучения. Требуется разработка концептуальных основ и методик их применения на основе существу-ющихальтернативных подходов к организации обучения в ДОУ.

В поисках подходов к организации дошкольного обучения и развития исследователи все чаще обращаются к методу проектов. Изучение зарубежных подходов к организации проектной деятельности может стать основой современных попыток осмысления и решения проблем развития проектного обучения в России, способствовать более глубокому осмыслению современной образовательной ситуации, складывающейся в области проектной деятельности в ДОУ. В настоящей статье представлены результаты сравнительного анализа психолого-педагогических и методических исследований зарубежных авторов по проблеме проектного обучения дошкольников. По результатам исследования сделаны выводы о возможности применения зарубежного опыта для совершенствования организации проектной деятельности дошкольников в российских ДОУ. Для реализации поставленной цели автором исследованы особенности и проблемы использования метода проектов в системе ДОУ; определена роль педагога в проектной деятельности дошкольников.

Обучение на основе проектов (project-based learning) - это метод обучения, в основе которого лежат идеи и традиции конструктивистской педагогии.

Метод проектов, ориентированный на ребенка и введение жизненных контекстов в классную среду, был впервые предложен американским педагогом и философом Джоном Дьюи в конце 1890-х гг. Позднее идеи Дьюи были развиты Вильямом Килпатриком в книге "Метод проекта" (1918). За более чем сто лет существования метод проектов подвергся неоднократной доработке. С развитием и распространением методики обучения на основе проектов его понимание обогатилось [5, с. 78].

Сегодня существуют несколько подходов к определению обучения на основе проектов; в узком смысле оно понимается как учебный подход, который контекстуализирует обучение, предлагая учащимся найти решения для конкретных проблем. Согласно определению, обучение ориентировано на учащегося; в процессе обучения студенты выбирают, планиру-

ют, исследуют и производят продукт, который отвечает на вопрос, непосредственно связанный с реальной жизнью [4, с. 1 ].

Согласно более широкому определению Т. Мархама, метод проектов - это метод обучения, который снова и снова стимулирует учащихся к изучению школьного предмета, получению новых знаний и навыков посредством формирования запроса на решение сложных, аутентичных и тщательно разработанных педагогом задач [10, с. 4].

По мнению большинства исследователей, использование метода проектов в классе создает определенные трудности для педагогов. Разделяя конструктивистский подход к обучению, Дж. В. Томас указывает, что одной из важных возникающих проблем является "конфликт, который метод проектов привносит в укоренившиеся убеждения учителей и их подхода м к обу ч ению,привычн ому контрол ю учебного процесса" [13, с. 45]. Педагогам, как правило, требуется время для осознанного перехода к обучению на основе метода проектов, совершенствования собственных навыков, изменения убеждений и педагогических установок.

Еще одной проблемой использования метода проектов является необходимость обеспечения баланса между учебной программой, оценочной системой и реализацией проектной деятельности в учебных планах [2; с. 130; 12, с. 90-94]. Изначальные трудности вызывает у педагогов выбор значимых для учащихся реальных проблем. Правильная организация проектной деятельности обусловлена профессионализмом педагога, опытом преподавания конкретного школьного предмета.

Успешная гармонизация всех особенностей обучения на основе проектов - еще одна проблема, с которой сталкиваются педагоги при планировании проектной деятельности. Учителям необходимо продумать все составляющие проекта: ресурсы, источники информации, контексты обучения, участники, время, задачи и договоренности [9].

Совместная работа, так необходимая в проектной деятельности, является одним из самых сложных аспектов ее организации. Задача педагога сформировать культуру сотрудничества и партнерства, когда учащиеся чувствуют ответственность за работу друг друга и за множественные итерации, позволяющие учиться на собственных ошибках, вырабатывать конструктивные представления о них, т. к. излишняя обеспокоенность возможной неудачей может препятствовать достижению дидактических целей проекта.

ЪС

I

LU

о

UJ

<

CI UJ

*

104

На основании проведенного анализа представляется возможным обобщить основные требования к использованию метода проектов в учебном процессе:

1) наличие значимой в исследовательском и творческом плане проблемы, требующей интегрирования знаний, исследовательского поиска для её решения;

2) практическая и познавательная ценность предполагаемых результатов;

3) самостоятельная деятельность учащихся (индивидуальная, групповая);

4) структурирование содержательной части проекта;

5) использование исследовательских методов.

Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным: тематику может предложить педагог, воспитатель с учётом учебной ситуации; тематика проектов может быть предложена самими детьми; тематика проектов может касаться какой-то темы с целью углубления знаний конкретного ребенка.

Очевидно, что проектная деятельность должна быть организована с учетом возрастных возможностей детей. При разработке проектов для младших школьников необходимо обеспечить их соответствие следующим требованиям:

- поставленная проблема должна быть связана с познавательными интересами, коррелировать с ближайшими задачами развития ребенка;

- работа по формированию у детей соответствующих навыков деятельности должна иметь определенные цели;

- проекты в ДОУ изначально требуют большего участия педагога на всех этапах проектной деятельности;

- объем проект должен быть небольшим, проблема - несложной для разрешения с помощью квазиисследовательских методов;

- эффективная организация проектной деятельности дошкольников требует групповой работы, за исключением выполнения конкретных ролей (функций, действий) при работе в группе.

Говоря о роли педагога в проектной деятельности дошкольников, можно отметить следующее. Во-первых, в обучении на основе проектов, как и при традиционном обучении, педагог должен: (а) создавать возможности для обучения, предоставляя доступ к необходимой информации; (б) поддерживать обучение посредством разработки инструкций и моделирования, направлять детей, чтобы сделать за-

дачи более управляемыми; (в) поощрять их к использованию когнитивных и метакогнитив-ных стратегий; и (д) оценивать прогресс, диагностировать проблемы, обеспечивать обратную связь и оценивать общие результаты.

Во-вторых, педагогу необходимо создать среду, способствующую конструктивному исследованию и управлять группой таким образом, чтобы работа была упорядоченной и эффективной.

В-третьих, даже хорошо продуманные проекты не могут поддерживать мотивацию детей сами по себе [8, с. 56]. Основной вопрос заключается в том, чтобы определить, как педагог может помочь каждому ребенку работать в рамках проекта таким образом, чтобы поддерживать мотивацию и активно мыслить. В настоящее время проводится большое количество исследований, с целью определить, как педагог может наилучшим образом выполнить эти роли. В предыдущих исследованиях основное внимание уделялось тому, как педагог может эффективно представлять информацию или непосредственно преподавать навыки обучения и мышления [11 ]. Эта модель передачи знаний уступает место другой концепции. Наиболее актуальным сегодня является вопрос, как педагог может помочь детям изучить и расширить свои собственные идеи для глубокого понимания предмета и развития способов мышления. Основное внимание педагога должно быть сосредоточено на индивидуальных различиях детей, понимании того, как среда ДОУ и личный опыт детей влияют на достижение учебных целей, которые они разделяют [14, с. 287, 312]. Педагоги должны создать условия, которые усиливают мотивацию, поощряют творческую и исследовательскую деятельность детей, их способность размышлять над проблемой, фокусируя внимание на процессе обучения, а не на производительности.

Примечания:

1. Akinoglu О. Assessment of the inquiry-based project application in science education upon Turkish science teachers' perspectives // Education. 2008. Vol. 129(2), pp. 202-215.

2. Cheng W.L. Application of challenge-based learning in nursing education // Nurse Education Today. 2016. Vol. 44, pp. 130-132.

3. Harmer N. Project-based learning. Literature review. School of Geography Earth and Environmental Sciences. August 2014. https:// www.plymouth.ac.uk/uploads/prod uction/ document/path/2/2733/Literature_review_Project-based_learning.pdf.

4. Holm M. Project-based instruction: a review of the literature on effectiveness in Prekindergarten through 12th grade classrooms // InSight Rivier Academic Journal. 2011. Vol. 7(2), pp. 1-13.

5. Hovey A.K., Ferguson L.A.Teacher perspectives and experiences. Using project-based learning with exceptional and diverse students // Curriculum Teaching Dialogue // 2014. Vol. 16(1), pp. 77-90.

6. Hung C-M., Hwang G-J., Huang I. A project-based digital storytelling approach for improving students' learning motivation, problem-solving competence and learning achievement// Education Technology Society. 2012, Vol. 15(4), pp. 368-379.

7. Juuti K., Lavonen J. Design of a primary school physics web-based learning environment: the teacher's role in the educational design research project. In T. Plomp, & N. Nieveen (Eds.), Educational design research - Part B: Illustrative cases, 2013 (pp. 49-69).

8. Le Fevre D.M. Barriers to implementing pedagogical change: the role of teachers' perceptions of risk//Teaching and Teach Education. 2014. Vol.38, pp. 56-64.

9. Lockrey S., Johnson B.K. Designing pedagogy with emerging sustainable technologies // Journal of Cleaner Production. 2013. Vol. 61 (0), pp 70-79.

10.Markham T., Larmer J., Ravitz J. Project based learning handbook: a guide to standards-focused project based learning for middle and high school teachers. Novato: Buck Institute for Education, 2003.

11.Rogers M.A.P. First year implementations of a project-based learning approach: The need for addressing teachers orientations in the era of reform // International Journal of Science and Mathematical Education. 2010. Vol. 9(4), pp. 893-917.

12. Snyder L.G., Snyder M.J. Teaching critical thinking and problem solving skills // Delta Pi Epsilon Journal. 2008. Vol. 50(2), pp. 90-99.

13.Thomas J.W., MergendollerJ. R. Managing Project-Based Learning: Principles from the Field. Paper Presented at the Annual Meeting of the American Educational Research Association, New Orleans, 2000.

14.Watters J. J., Ginns I. S. Developing motivation to teach elementary science: Effect of collaborative and authentic learning practices in preservice education // Journal of Science Teacher Education. 2000. Vol. 11 (4), pp. 277-313.

ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES AS A MEANS OF PREPARING FUTURE TEACHERS FOR A POLYVARIANT SOLUTION OF PROFESSIONAL TASKS TAKING INTO ACCOUNTTHE REQUIREMENTS OF A PROFESSIONAL STANDARD Shumakova Alexandra Viktorovna, DCs of Pedagogical science, Professor A vanesyan Goar Armenovna, Postgraduate student Stavropol State Pedagogical institute, Stavropol

The article highlights the issue of preparing students for work in changing conditions, taking into account the transfer of acquired knowledge and practical skills from their professional field to any other subject area. With the aim of solving this problem, the possibility of using electronic educational resources in the process of preparing future teachers for solving professional problems on the basis of a polivariate approach is considered, taking into account the requirements of the professional standard. The paper presents the results of an experimental study in improving the quality of the formation of professional competencies of future educators.

Keywords: Federal State Education Standards (FSES); professional standard of the teacher; professional tasks; electronic educational resources (EER); optional course, Informatics; preparatively campaign.

ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВ А ТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ КАК СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ КПОЛИВАРИА ТИВНОМУРЕШЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАДА Ч С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА

В статье освещается вопрос подготовки студентов к работе в изменяющихся условиях с учетом переноса полученных знаний и навыков практической деятельности из своей профессиональной области в любую другую предметную область. С целью решения данной проблемы рассматривается возможность применения электронных образовательных ресурсов в процессе подготовки будущих педагогов к решению профессиональных задач на основе поливариативного подхода с учетом требований профессионального стандарта. В работе представлены результаты экспериментального исследования по повышению качества формирования профессиональных компетенций у будущих педагогов.

Ключевые слова: Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС); профессиональный стандар т педагога; профессиональные зада чи; электронные образовательные ресурсы (ЭОР); факультативный курс; информатика; поливариативный поход.

УДК 37.013.32 ВАК РФ 13.00.08

© Шумакова A.B., 2018 © Аванесян Г.А., 2018

ШУМАКОВА Александра Викторовна, доктор педагогических наук, профессор alex-2a@ya.ru

АВАНЕСЯН Гоар Арменовна, аспирант goar.armeno vna@gmail. com

Ставропольский государственный педагогический институт, Ставрополь

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.