Научная статья на тему 'Обучение математике в японских детских садах: анализ опыта внедрения математики в повседневной деятельности ребенка'

Обучение математике в японских детских садах: анализ опыта внедрения математики в повседневной деятельности ребенка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1063
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНИКИ / РАЗВИТИЕ / МАТЕМАТИКА / АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ ПОДХОД / ПОВСЕДНЕВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЯПОНИЯ / PRESCHOOLERS / DEVELOPMENT / MATHEMATICS / AN ALTERNATIVE APPROACH / DAILY ACTIVITIES / JAPAN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Черткоева Валентина Григорьевна

Цель статьи анализ подходов к обучению математике в детских садах Японии в аспекте формирования у дошкольников ранних математических способностей. Раскрывается содержание альтернативного подхода к обучению, потенциальная эффективность которого состоит в обеспечении педагогом активной поддержки детей и развития их интереса к математике путем внедрения математической деятельности в их повседневные практики. Выводы исследования могут быть учтены педагогами при совершенствовании программ развития математических способностей дошкольников, в отдельных образовательных комплексах для развития математических интересов дошкольников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Черткоева Валентина Григорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mathematics learning and teaching in Japanese kindergartens: experience of mathematics implementation in daily activities of the child

The aim of this paper is to analyze the approaches to teaching math in Japanese kindergarten in the aspect of formation at preschool children early mathematical abilities. The author uncovers the content of an alternative approach to learning, the potential effectiveness of which is to provide active support for the teacher of young children through the introduction of mathematical activity into their daily-life practice. The findings may be taken into account by teachers in improving the development programs of mathematical abilities of preschool children in some educational complexes for the development of mathematical interests of preschool children.

Текст научной работы на тему «Обучение математике в японских детских садах: анализ опыта внедрения математики в повседневной деятельности ребенка»

2. Вербицкий A.A. Кросс-культурные контексты в контекстном обучении // Высшее образование в России. - 2007. - № 4. - С. 16-20.

3. Зеер Э. Ф. Психология профессионального развития / Э. Ф. Зеер. - М., 2009. - 240 с.

4. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. - 2003. - №5. - С. 34-42.

5. Раздорская О.В. Лингвистическая подготовка студентов медицинского вуза с применением рефлексивно-креативного подхода : монография. - М. : Издательский дом Академии естествознания, 2015,- 128 с.

MATHEMATICS LEARNING AND TEACHING IN JAPANESE KINDERGARTENS: EXPERIENCE OF MATHEMATICS IMPLEMENTA TION IN DAIL YA CTIVITIES OF THE CHILD

Chertkoeva Valentina Grigorievna, PhD of Pedagogical science, Associate Professor, Chair of Primary and Рге-schooi Education, North-Ossetian State Pedagogical institute, Vladikavkaz E-mail: [email protected]

The aim of this paper is to analyze the approaches to teaching math in Japanese kindergarten in the aspect of formation at preschool children early mathematical abilities. The author uncovers the content of an alternative approach to learning, the potential effectiveness of which is to provide active support for the teacher of young children through the introduction of mathematical activity into their daily-life practice. The findings may be taken into account by teachers in improving the development programs of mathematical abilities of preschool children in some educational complexes for the development of mathematical interests of preschool children.

Keywords: preschoolers; development; mathematics; an alternative approach; daily activities; Japan.

ОБУЧЕНИЕ MA ТЕМА ТИКЕ В ЯПОНСКИХ ДЕТСКИХ САДАХ: АНАЛИЗ ОПЫТА ВНЕДРЕНИЯМА ТЕМА ТИКИ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА

Цель статьи - анализ подходов к обучению математике в детских садах Японии в аспекте формирования у дошкольников ранних математических способностей. Раскрывается содержание альтернативного подхода к обучению, потенциальная эффективность которого состоит в обеспечении педагогом активной поддержки детей и развития их интереса к математике путем внедрения математической деятельности в их повседневные практики. Выводы исследования могут быть учтены педагогами при совершенствовании программ развития математических способностей дошкольников, в отдельных образовательных комплексах для развития математических интересов дошкольников. Ключевые слова: дошкольники; развитие; математика; альтернативный подход; повседневная деятельность; Япония.

ш

На сегодняшний день несколько стран Юго-Восточной Азии -Китай, Гонконг, Сингапур, Тайвань, Япония и Южная Корея - являются самыми быстрорастущими экономиками. Также стремительно развиваются системы дошкольного, школьного и университетского образования этих стран, имеющие глубокие культурные традиции.

Япония демонстрирует опережающее развитие национальной системы образования, занимая 2-е место в образовательном рейтинге. Согласно рейтингу PISA (Programme for International Student Assessment) Япония входит в топ-стран международной программы оценки школьного образования по математике. Лидерство страны в PISA означает, что большинство 15-летних учащихся имеют высокий и очень высокий уровень математических достижений.

Высокие оценки математических достижений учащихся начальной и средней школы в Японии исследователи связывают с различи-

6. Рукавишникова Е.Е. Изучение личности студента как условие его психологического сопровождения на этапе обучения в вузе // Личностный ресурс субъекта труда в изменяющейся России : материалы IV Международной научно-практической конференции (8-10 октября 2015 г.). Ч. 2. -Кисловодск-М.: "ГЭСЭРА, 2015. - С. 183-187.

7. ФГОС по специальностям : Портал Федеральных государственных образовательных стандартов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:/ /fgosvo.ru/fgosvo/94/91/6/76

УДК 373.2 ВАК РФ 13.00.02

' Черткоева В.Г., 2017

ЧЕРТКОЕВА Валентина Григорьевна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра Начального и дошкольного образования, Северо-Осетинский государственный педагогический институт, Владикавказ valgrich50lS>mail. г и

ями в преподавании математики в детских дошкольных учреждениях, в т. ч. в стилях обучения [8; 12], с использованием надлежащих учебных пособий и с количеством времени, отведенном на обучение [11]. Немаловажно указать и на кросс-культурные различия в отношении к образовательным достижениям детей: так, японские родители в числе важных условий успешной учебы в школе называют "усилия" детей, в то время как, например, американские родители особенно подчеркивают необходимость наличия у детей "способностей" [11].

Проведенный в рамках настоящего исследования анализ показал, что несмотря на сложившееся мнение о том, что именно системный подход к обучению позволяет сформировать у детей младшего возраста математические знания, необходимые для дальнейшего обучения в начальной школе и доказанную педагогической практикой эффективность данного подхода [1; 2; 3; 4], в Японии преподавание математики как учебного предмета для детей дошкольного возраста считается "излишним" (преждевременным). Японскими педагогами особо подчеркивается необходимость социального и духовного развития детей младшего возраста, в т. ч. воспитания в них таких качеств и навыков, как сочувствие, сопереживание и забота о других [10, с. 52]. Именно эти навыки и рассматриваются в качестве основных элементов дошкольного воспитания и обучения. Отвечая на вопрос об актуальности воспитания и обучения в детских садах, лишь 2% японских родителей и педагогов называют академические цели среди причин выбора того или иного дошкольного учреждения [10, с. 54]. Многие японские детские сады намеренно отказываются от преподавания математики на систематической основе, отдавая предпочтение "альтернативному" подходу.

Рассмотрим содержание и особенности применения данного подхода более подробно.

Альтернативный подход к обучению математике в японских детских садах состоит в активной поддержке педагогом детей при изучении математики и развития их интереса к ней путем внедрения математической деятельности в их повседневные активности и практики [6; 10].

Алгоритм реализации данного подхода следующий. Деятельность (практики, действия) ребенка классифицируется на два вида: развивающий и ежедневный (бытовой). Каждый вид деятельности педагогом анализируется на предмет возможности развития в ней матема-

тических знаний и навыков. "Математической признается деятельность воспитателя или ребенка, если в ее структуре встречаются элементы, которые позволяют развивать математические навыки ребенка" [10]. В качестве критериев анализа деятельности используются числа (счет), арифметические действия (сложение и вычитание), пространственные и геометрические фигуры (например, названия фигур), измерения (например, сравнение величин) и шаблоны (например, распознавание образов). Любая деятельность, включающая по крайней мере одну из этих пяти математических областей, рассматривается как "математическая деятельность". Затем педагогу необходимо ответить на вопрос: находится ли математика в фокусе данной деятельности, или она является лишь одним из элементов деятельности. И, наконец, следует определить виды возможной математической деятельно-: сти. Различные виды развивающей деятельности ребенка - пение, гимнастика, плавание, чтение и др, - и примеры возможной математической деятельности представлены в таблице 1.

Чаще всего японские дошкольные педагоги в совместных практиках интегрируют математику, особенно числа, в различные обучающие и развивающие занятия (мероприятия), такие как пение песен, создание художественных проектов, или соревнования, намеренно не обучая детей математике [6]. Многие учителя считают, что обучение математике не важно для детей дошкольного возраста. Причиной такого отношения к обучению математике дошкольников является то, что "математическая деятельность в части детского математического развития, практикуемая в японской культуре отражает ценности и верования, разделяемые ее взрослыми представителями" [9, с. 58]. Интегрирование математики в деятельность японских дошкольников, по мнению Дж. Хатано, скорее всего является проекцией японских культурных ценностей, которые включают особенное (уважительное) отношение к математической компетентности взрослого человека [6, с. 220]. Таким образом, несмотря на то, что обучение математике не является основной задачей японских дошкольных педагогов, "...как зрелые представители японской культуры они помогают детям учиться математике... возможно даже на бессознательном уровне" [там же]. По этой же причине японские воспитатели часто используют элементы математики при разработке обучающих и развивающих программ. Осознание педаго-

гами необходимости развития математических способностей у детей приводит к тому, что в японской педагогической практике можно встретить большое количество методов встра-

Источник: [10]

В таблице 1 представлены виды ежедневной деятельности детей и примеры математической деятельности, которые могут быть в нее интегрированы.

Выводы

Математическое знания, полученные детьми раннего возраста, закладывают основу для их математического образования в начальной и средней школе. Для поддержки и стимулирования детей к занятиям математикой в школе, соответствующее дошкольное математическое образование является обязательным. Однако систематическое обучение ранним математическим навыкам является лишь одним из нескольких способов обучения. Интегрированная математическая деятельность является альтернативным и потенциально эффектив-

ивания математических компонентов в различные виды не только развивающей, но и ежедневной деятельности ребенка [10].

ным способом облегчения детей младшего возраста математике [7].

Несомненно, механический перенос одной, даже развитой и успешно функционирующей модели обучения в условия другой страны невозможен, прежде всего, ввиду наличия специфических социокультурных факторов. Тем не менее, использование результатов настоящего исследования в отечественной педагогической практике будет способствовать более глубокому пониманию и восприятию японского опыта, и, как следствие, повышению эффективности образовательного процесса. Выводы исследования могут быть учтены педагогами при совершенствовании программ развития математических способностей дошкольников, в отдельных образовательных ком-

Таблица 1 - Виды активности и примеры математической деятельности дошкольников

Виды активности Содержание Математическая деятельность

1. Развивающие (обучающие) игры и занятия в группе

Пение Пение песен Пение песен, в которых есть слова про цифры, размеры или формы, или в которых нужно посчитать что-то

Искусства и ремесла Создание арт-проектов Использование чисел, размеров или форм материалов

Подготовка к декоративно-прикладному творчеству Подготовка материалов для создания художественных проектов Распределение и подсчет количества детей в одной группе; Подсчет детей по порядку по окончании подготовки

Гимнастика Движение телом без музыки Движение на три счета; Подсчет количества упражнений

Танцы Движение телом под музыку Формирование определенного количества групп и их участников; Распределение детей по порядку (номерам)

Плавание Плавание в бассейне Подсчет игрушек, которые были принесены в бассейн

Животные Уход, кормление и наблюдение за животными Подсчет животных; Сравнение размеров разных животных

Возделывание растений Посев, полив и наблюдения за ростом растений Подсчет лунок; Сравнение темпов роста

Чтение историй (сказок) Чтение книг воспитателями Обращение внимания на формы иллюстраций; Подсчет чисел и линий на каждой странице

Японский язык Чтение книг на японском языке Чтение пословиц или выражений, которые включают в себя числа

Математика Обучение математике Подсчет костяшек на счетах; Определение видов фигур

Изучение английского языка Чтение книг на английском языке Счет на английском языке; Произнесение своего возраста на английском языке

Игры Игры, которые требуют от детей следовать определенным правилам Использование различных предметов, которые можно посчитать; Подсчет традиционных японских игральных карт

Празднование дня рождения Совместное проговаривание возраста ребенка; Подсчет свечей на торте

Соревнования Участие в соревнованиях Подсчет участников; Отсчет до команды «на старт»

Измерение высоты и веса Учитель измеряет рост и вес детей Учителя зачитывают полученные данные

II. Ежедневная деятельность

Отметка о посещаемости Проставление отметки в журнале посещаемости Размещение ребенком наклейки на календаре посещаемости; Проверка количества отсутствующих детей; Произнесение количества отсутствующих мальчиков и девочек

Сбор класса Все дети собираются в одном месте по указанию воспитателей Дети спешат собраться пока воспитатель считает до 10-ти; Проверка количества детей

Дата и время Все дети называют дату (месяц, год), повторяя за воспитателем Произнесение вслух даты; Воспитатель просит детей назвать дату

Раздача писем или материалов для родителей Воспитатели распространяют письма или материалы среди детей во время сбора в группе Проверка количества распределенных материалов; Проверка количества детей

Получение (вручение) награды Получение награды от воспитателей Подсчет грамот и призов

Гигиена и здоровье Переход в ванную, мытье рук, умывание и обтирание водой или сухим полотенцем, в соответствии с указаниями воспитателя Умывание (обтирание) водой, пока воспитатель считает до 10-

Уборка Все дети убирают игрушки в соответствии с указаниями воспитателей Размещение кубиков (блоков) в контейнерах, соответствующих их форме

Молитва/медитация Произнесение слов молитвы/ Занятие медитацией Перебирание (подсчет) четок

Переодевание Переодевание (например, в спортивный или купальный костюм) Надевание шапки на три счета

плексах для развития математических интересов дошкольников. Следует, однако, отметить, что для эффективной реализации рассмотренного альтернативного подхода к обучению математике необходимо обеспечить наличие двух важных факторов.

Во-первых, в основу разрабатываемых концептуальных основ и технологий эффективного обучения дошкольников математике должно быть положено глубокое понимание особенностей развития познавательных процессов у детей. Справедливо высказывание: "Обучение - это одно и только об одном, о познании ребенка". Эта задача педагога как следствие приводит к необходимости признания индивидуальных различий в способностях и интересах детей, а также стилях обучения. Знание личности ребенка, уважительное отношение к их индивидуальным различиям, оценка зон развития ребенка позволят педагогу разработать и применять гибкие методики обучения математике и эффективные организационные стратегии, т.е. индивидуализировать обучение [13], реализовывать сложные математические задачи в педагогической деятельности.

Другой важный фактор - это гибкость и отзывчивость учителей при внедрении математики в различные виды деятельности ребенка Изучение свободной игры детей младшего возраста свидетельствуют о том, что дети, независимо от культуры, крайне заинтересованы в математике [5]. Дети реализуют свои математические интересы во многих контекстах дошкольной деятельности. Задача педагога -встроить математику в различные мероприятия, отвечающие спонтанным интересам детей, таким образом, возбуждая у детей интерес к участию в математической деятельности.

Литература:

1. Иванова Н.В. Исследования образовательной

среды как фактора развития личности младшего

школьника //Теория и практика общественного развития. - 2015. - № 9. - С. 232-235.

2. Михайлова З.А., Непомнящая Р.Л. Теоретические и методические вопросы формирования математических представлений у детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1988. - 145 с.

3. Черткоева В.Г. Об интеграции изобразительного искусства и предметов естественнонаучного цикла // Kant. - 2016. - № 3 (20). - С. 44-48.

4. Шхагапсоева М.Х. Гражданско-правовое воспитание на этапах онтогенеза //Теория и практика актуальных исследований: материалы научн.-практ. конф. - Краснодар, 2012. - С. 43-49.

5. Ginsburg Н. P., Lin С., Ness D., Seo К. Н. Young American and Chinese children's everyday mathematical activity// Mathematical Thinking and Learning. - 2003. - № 5(4). - S. 235-258.

6. Hatano G., Inagaki K. Early childhood mathematics in Japan. In J. V. Copley (Ed.), Mathematics in the early years (S. 219-226). Reston, VA: The National Council of Teachers of Mathematics. 1999.

7. Kulm G. Back to the future: reclaiming effective mathematics assessment strategies // Middle Grades, Research Journal Ministry of Education, Culture,-Sports, Science and Technology (2015). Course of study for Kindergarten.

8. Perry M.,VanderStoep S. W.,Yu S. L. Asking questions in first-grade mathematics classes: Potential influences on mathematical thought// Journal of Educational Psychology.- 1993,- №85(1).- S.31-40.

9. Rogoff В., Angelillo C. Investigating the coordinated functioning of multifaceted cultural practices in human development // Human Development. - 2002. - № 45. - S. 211-225. lO.Sakakibara T. The role of Japanese preschool teachers' support in young children's mathematical development // The Japanese Journal of Developmental Psychology. - 2006. - № 17(1). - S. 50-61.

11.Stevenson H. W., Stigler J. W. The learning gap. -New York: Simon & Schuster, 1992. http:// www.cogsci.ucsd.edu.

12.Stigler J. W., Hiebert J. The Teaching Gap. - New York: The Free Press, 1999. - 210 p. 13.Vygotsky L.S. Mind in society: The development of higher psychological processes. - Cambridge, MA: Harvard University Press, 1978. - 159 p.

О CXJ

b-

Q-<

OJ CXJ

кк" С

s

99

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.