Научная статья на тему 'Роль педагога в моделировании воспитательного процесса с использованием игр народов Дагестана'

Роль педагога в моделировании воспитательного процесса с использованием игр народов Дагестана Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
113
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДНЫЕ ИГРЫ / ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / СИСТЕМА / АЛЬТЕРНАТИВА / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / FOLK GAMES / INTERNATIONAL EDUCATION / SYSTEM / ALTERNATIVE / TOLERANCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Асильдерова Мадина Магомедовна, Явбатырова Бурлият Гусейновна

В статье рассматривается процесс воспитания с позиции всестороннего развития с включением народных игр. На основе проведенного анализа авторы утверждают необходимость взаимосвязи национального и интернационального аспекта, что позволяет глубоко осознать роль игры в практике формирования личности человека. Таким образом, у народов Дагестана существует многовариантная педагогика народной игры, располагающая своим собственным предметом и объектом, своими целями, задачами, своими принципами и идеалами, системой методов, путей и средств, своей структурой, содержанием, организованными формами, имеющими громадное воспитательно-образовательное значение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Асильдерова Мадина Магомедовна, Явбатырова Бурлият Гусейновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль педагога в моделировании воспитательного процесса с использованием игр народов Дагестана»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

РОЛЬ ПЕДАГОГА В МОДЕЛИРОВАНИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГР НАРОДОВ ДАГЕСТАНА Асильдерова М.М.1, Явбатырова Б.Г.2 Email: Yavbatyrova648@scientifictext.ru

'АсильдероваМадинаМагомедовна — кандидат педагогических наук, доцент, кафедра психологии, социальной педагогики и социальной работы, декан,

факультет социальной педагогики и психологии;

2Явбатырова Бурлият Гусейновна - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра психологии, социальной педагогики и социальной работы, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала

Аннотация: в статье рассматривается процесс воспитания с позиции всестороннего развития с включением народных игр. На основе проведенного анализа авторы утверждают необходимость взаимосвязи национального и интернационального аспекта, что позволяет глубоко осознать роль игры в практике формирования личности человека. Таким образом, у народов Дагестана существует многовариантная педагогика народной игры, располагающая своим собственным предметом и объектом, своими целями, задачами, своими принципами и идеалами, системой методов, путей и средств, своей структурой, содержанием, организованными формами, имеющими громадное воспитательно-образовательное значение. Ключевые слова: народные игры, интернациональное воспитание, система, альтернатива, толерантность.

THE ROLE OF THE TEACHER IN MODELING THE EDUCATIONAL PROCESS USING GAMES OF THE PEOPLES OF DAGESTAN Asilderova M.M.1, Yavbatyrova B.G.2

'Asilderova Madina Magomedovna - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, DEPARTMENT OF PSYCHOLOGY, SOCIAL PEDAGOGY AND SOCIAL WORK,

DEAN,

FACULTY OF SOCIAL PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY;

2Yavbatirova Burliyat Guseynovna - Candidate of pedagogical sciences, Associate Professor, DEPARTMENT OF PSYCHOLOGY, SOCIAL PEDAGOGY AND SOCIAL WORK, DAGESTAN STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY, MAKHACHKALA

Abstract: the article considers the process of education from the perspective of comprehensive development with the inclusion of folk games. Based on the analysis, the authors state the necessity of interrelation between the national and international aspects, which allows us to deeply understand the role of the game in the practice of the formation of a person's personality. Thus, the peoples of Dagestan have a multivariate pedagogy of the people's game, which has its own subject and object, its goals, tasks, its principles and ideals, the system of methods, ways and means, its structure, content, organized forms, which have enormous educational and educational importance. Keywords: folk games, international education, system, alternative, tolerance.

УДК 376.6

Учитывая большое значение игр в формировании личности, во все времена ученые и педагоги изучали сущность игры, ее происхождение, развитие и значение. Например: Н.А. Добролюбов, Чернышевский Н.Г. определяли физическое воспитание как часть всестороннего воспитания, показывали его связь с умственным, трудовым, нравственным и эстетическим. Цель физического воспитания они видели в развитии физических сил и укреплении здоровья ребенка путем систематических упражнений, подвижных игр, прогулок и закаливания организма.

Анализ формы и содержания народных подвижных игр показывает диалектику тесной взаимосвязи ее национальной и интернациональной стороны. Национальная форма подвижных игр выражается в том, что она по своему происхождению и развитию является характерной для

конкретной нации, определенно общественно-потенциальные возможности дагестанских народных игр в умственном, эстетическом, нравственном, трудовом и физическом воспитании подрастающего поколения также не используются.

Вследствие этого большинство народных подвижных игр забыто и на протяжении своей жизни жители Дагестана мешают влияния важнейшего народного характера и духовной культуры человека [1].

Дагестанские народы, также как и другие народы и страны мира, в процессе исторического развития вырабатывали определенные виды физических упражнений, спортивных состязаний, национальных игр и игрушек. Они являются неотъемлемой частью дагестанской национальной культуры и наиболее полно отражают направленность и стремление народов Дагестана воспитывать поколения по своему физическому и духовному облику, отвечающие их идеалу.

Различные исторические, социально-экономические и географические условия жизни и деятельности плюс глубокое осознание роли игры в практике формирования личности человека, привели к тому, что у каждого народа возникли свои сугубо национальные игры и игрушки. Так, например, в Южном Дагестане, где много ореховых деревьев, лезгины создали такие игрушки, как «Гъар-гъар» (Ореховая трещотка), «Къархъу писпи» (Ореховая свистулька) игру «К1ери-К1ерец» (Орешки). Обилие природных камней позволило придумать игры, связанные с камнем: «Къванер-хкажун» (Толкание камня), «Къванер агалдарун (Метание камня), «Къвани-Къван» (камешки); игрушку «Щапан» (Камнемет). Передаваемый от поколения к поколению долг защиты родины от внешних и внутренних врагов привел к созданию спортивных игр и игрушек, способствующих военно-спортивной подготовке подрастающего поколения. Таковыми являются подвижные игры «Скачки», «Джигитовка», «Выбивание ногой кола из стены», «Национальная борьба», «Перетягивание ковра», «Толкание и метание буйволинного черепа и другие, популярные у многих народов Дагестана.

Народная педагогика Дагестана использует разнообразие подвижных игр и игрушек. Только у лезгин зафиксировано более семидесяти исконно национальных игр и примерно столько же игрушек. Среди них игры, способствующие нравственному воспитанию: «Найдах тухуз» (Перенос знамени), «Лам-шаркГунт1» (Осел и осленок), «Диде-буба» (Мать и отец), «Кши-кши» (Альчики); трудовому совершенству: «Ягъи» (Злодей), «Уй-уюн» (не переводится); умственному развитию «Имуча-муча» (Что это такое?), «Бармакдик цил кутаз» (Подкладывание косточки под шапку), «Къабах» (Тыква) и т.д.

Что же касается физического воспитания, то без всякого сомнения можно отметить, что подавляющее большинство народных игр, даже при приоритете - в них специального воспитательного назначения, в той или иной степени формируют физические качества человека. С учетом различных аспектов демонстрации, народные подвижные игры и игрушки условно можно разделить на следующие группы:

1. По возрасту: детские и подростковые игры и игрушки, игры взрослые и юношеские.

2. По полу: девичьи (женские) и мальчиковые (мужские) игры и игрушки.

3. По времени: летние, весенние, осенние, зимние игры и игрушки.

4. По месту организации: домашние, уличные игры и игрушки.

5. По числу привлекаемых участников: одиночные, парные и коллективные игры.

6. По частоте использования: каждодневные и спортивные игры.

7. По степени воспитательно-образовательного заряда: игры и игрушки, нацеливающие на умственное развитие, на трудовое, на нравственное, на физическое совершенство.

Воспитанию и обучению в процессе игры человек подвергается на всем протяжении своей жизни. Народная педагогика проявляет себя в игре довольно рано, с увлечением детей словесными играми: пестушками, потешками, прибаутками, детскими сказками. Ранние словесные игры детей проходят при непосредственном участии старших, а часто под руководством родителей, главным образом матери. В материнских играх много занимательности, нежности, они знакомят малыша с загадочными для него предметами и явлениями.

В воспитании детей пятит - семилетнего возраста особое предпочтение отдается подвижным играм, которые различаются уже по половозрастным признакам. Девочек приучают, в основном, играть в ролевые игры и игрушки с хозяйственно-бытовым содержанием: «Дочки-матери»; «Доярки и пастухи»; «Гончары». Это способствует формированию у девочек сызмала навыков ведения домашнего хозяйства. Велика также роль девичьих игр «Качели», «Домики», «Пекари» и других, требующих небольшого напряжения, но развивающим ловкость, быстроту реакции, координации движений [2].

Большинство мальчиковых игр также представляют собой воспроизведение видов хозяйственно-бытовой деятельности, характерных для Дагестана (игры в чабана, пахаря, садовода, косаря, мельника, плотника, кузнеца, строителя и т.д.). Игры мальчиков отличаются тем, что требуют мышечного напряжения, ловкости и физической силы (прыжки в длину и высоту, метание камня, перетягивание каната).

Примерно с 5-6 лет игровое воспитание мальчиков становится основательным и систематичным. Народная педагогика рекомендует не только привлекать детей к участию в игре, но и разъяснять им те или иные действия: для чего соблюдать игровые правила, как включиться в игру, что это дает и т.д. В результате, начиная с этого возраста мальчики могут быстро бегать на короткие расстояния, успешно скользить на горных лыжах, уверенно спускаться на санках, хорошо лазать по горам, деревьям и шестам, ходить на ходулях, прыгать различными способами, бороться.

Некоторые народные игры направлены на развитие в человеке организаторских способностей, нравственных качеств умного руководителя. Такой является дагестанская игра «Переходящее ханство», один из вариантов игры «Альчики», «Замечательно то, - пишет Н.Попов, что эта игра была чем-то вроде обязательного вида свободного времяпрепровождения мужчин вечерами. Бросанием бараньих костей определяли, кому быть ханом. Оказавшемуся ханом вменялось в обязанность занимать общество, приказывать и распоряжаться, а остальным - повиноваться ему».

Совершенно по иному проходит в игре умственное воспитание детей. Определенной сообразительности, находчивости, смекалки и напряжения ума требуют многие народные игры: «Уйтуюн», «Мукеки-мукеки» (даргинская), «Имуча-муча», «Байнуз-байнуз» (лезгинская) и др.

Внимание может быть сосредоточено и на других признаках. В итоге, игровые действия развивают ум и смекалку, способствуют самостоятельному поиску и осмыслению различных знаний о природе, животных, птицах, фруктах, овощах, метеорологии и т.д. Игры, развивающие ум, характерны не только детям и подросткам. Юноши и девушки также играют в особые игры, требующие смекалки, находчивости, чистоты души. Подчеркивая важность одной из аварских игр «Бак1де рахъин», Расул Гамзатов пишет: «Это состязание в лиричности, соревнование в остроумии, в умении найти нужное и скорое словр - вот что такое эта наша игра». В каждом ауле Дагестана знают ее. В зимние долгие вечера собираются в чьей-нибудь сакле аульские юноши и девушки. Не пьют водку, не режутся в карты, не лузгают семечки, не охальничают, но играют в поэзию.

Многие народные игры и упражнения выполняют важную функцию физического воспитания. Под физическим воспитанием трудящиеся понимают раннюю ориентацию детских чувств, желаний и стремлений на выработку физической силы и здоровья: выносливости, подвижности, стойкости, осознание человеком взаимозависимости личности здоровья и общественного благополучия. Считается, что для этого дети с ранних лет должны больше двигаться, быть наблюдателями, а затем и участниками всевозможных силовых, подвижных спортивных игр.

В дагестанской семье физическому воспитанию всегда придавалось большое значение. Этому способствовало постоянное вовлечение детей в такие игры, как «Катание на горных лыжах», «Катание на санках», «Национальная борьба» и другие. Они в известной степени освещены в работах исследователей. Значительное место в физическом воспитании детей отводится национальной борьбе, метанию, и толканию каната (ковра) [1].

Условия, в которых развивались дагестанцы, оказали свое влияние на содержание подвижных игр. В частности народная педагогика культивирует игры военного характера. Военные игры - предмет увлечения детей примерно с семилетнего возраста. В это время мальчики, как известно, проявляют склонность ко всякого рода оружию. Поощряя эти увлечения, детям уже с 5-6 лет рекомендуется дарить такие игрушки как лук-самострел, камнемет, деревянный пневматический пистолет и др.

Список литературы / References

1. Мирзоев Ш.А. Народная педагогика Дагестана. Махачкала. ДАГУЧПЕДГИЗ, 1992.

2. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 2017.

3. Явбатырова Б.Г., Асильдерова М.М. Проблемы социализации детей, лишенных родительской

опеки, в условиях учреждений интернатного типа. Вестник науки и образования, 2018. Т. 1.

№ 4 (40). С. 79-82.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.