Научная статья УДК 37.015.3
https://doi.org/10.24158/spp.2023.6.21
Роль педагога-наставника в нивелировании экстремумов социального поведения молодежи
Елена Александровна Югфельд1, Елена Геннадьевна Ипатова2
12Центр оценки профессионального мастерства и квалификаций педагогов, Екатеринбург, Россия
[email protected], https://orcid.org/0000-0002-4693-7275 [email protected], https://orcid.org/0000-0002-7875-7340
Аннотация. В статье рассмотрены вопросы идентификации педагога-наставника студентами профессиональных образовательных организаций через призму акцентируемых ими профессиональных ролей. Проанализировав мнения исследователей, авторы приходят к выводу о возникновении новых форм социального взаимодействия, проявляющихся через выражение экстремальных, крайних реакций на действительность. С опорой на результаты исследования получены выводы о том, что, во-первых, 67,8 % студентов колледжей обучаются у преподавателей-наставников, которых они идентифицировали по акцентируемым профессиональным ролям; во-вторых, усредненная пропорция между подгруппами преподавателей условно названных «воспитывающими педагогами», «обучающими педагогами» и «педагогами-наставниками» составляет 1,0 : 4,2 : 21,4 в пользу последних; в-третьих, наставники, играя ключевую роль в формировании ценностей, жизненных смыслов и установок молодежи, нивелируют приверженность экстремальным взглядам и поступкам.
Ключевые слова: педагог-наставник, социальное поведение, экстремальные поступки, профессиональная роль наставника, идентификация наставника Финансирование: инициативная работа.
Для цитирования: Югфельд Е.А., Ипатова Е.Г. Роль педагога-наставника в нивелировании экстремумов социального поведения молодежи // Общество: социология, психология, педагогика. 2023. № 6. С. 146— 151. https://doi.org/10.24158/spp.2023.6.21.
Original article
Mentor Educator's Role in Leveling Extremes of Youth Social Behavior Elena A. Yugfeld1, Elena G. Ipatova2
12Center for Assessment of Professional Skills and Qualifications of Teachers, Yekaterinburg, Russia [email protected], https://orcid.org/0000-0002-4693-7275 [email protected], https://orcid.org/0000-0002-7875-7340
Abstract. The article examines the identification issues of the educator-mentor by students of professional educational organizations through the prism of their accentuated professional roles. As a research task the authors identified an attempt to analyze the opinions of researchers, concluding that new forms of social interaction have emerged, manifesting themselves through the expression of extreme, utmost reactions to reality. Based on the results of the study, the conclusions are that, at first, 67.8% of college students learn from mentor educators, whom they identified by their accented professional roles; secondly, the average proportion between subgroups of mentor educators conditionally named nurturing educators, training educators, and mentor educators is 1.0 : 4.2 : 21.4 in favor of the latter; thirdly, mentors, playing a key role in shaping the values, life meanings and attitudes of youth, level the commitment to extreme views and actions.
Keywords: mentor educator, social behavior, extreme behaviors, professional role of mentor, mentor identification
Funding: Independent work.
For citation: Yugfeld, E.A. & Ipatova, E.G. (2023) Mentor Educator's Role in Leveling Extremes of Youth Social Behavior. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. (6), 146-151. Available from: doi:10.24158/spp.2023.6.21 (In Russian).
Актуальность осмысления крайних проявлений социального поведения и определения возможных источников его сглаживания и нормализации обусловлена ситуацией и событиями, происходящими в последние десятилетия. Глобальные экономические, политические и социальные преобразования конца прошлого века приводят к обострению проблем и социальному расслоению общества (Коноплева, 2018; Коноплева, Буткевич, 2018). Молодежно-подростковая
© Югфельд Е.А., Ипатова Е.Г., 2023
среда, характеризующаяся течением процессов личностного становления и формирования жизненных установок, особо восприимчива к глобальным изменениям (Чудина-Шмидт, 2019). Исследователи констатируют, что становление гражданской позиции молодежи сопряжено с возникновением новых форм социального взаимодействия, которые проявляются через выход на уровень недовольства, фиксацию крайне острой реакции на окружающую действительность, отрицание поиска компромиссов и допустимость радикальных взглядов и методов.
В рамках данного исследования мы сформулировали понятия «социальное поведение», «экстремум социального поведения» и «наставничество», на которых и будем базироваться. Далее рассмотрим суть каждого.
Социальное поведение - многомерный процесс, протекающий в сложной социальной среде, определяемый действием многочисленных факторов, представляющий собой соединение поступков и действий личности как субъекта системы социума, координируемый осмысленной целью, посредством которой и формируется совокупность конкретных шагов (Е.В. Шорохова, М.И. Бобнева (Психологические механизмы..., 1979: 3), Т.И. Заславская (2002: 45), С.А. Митрю-шин (2008: 21) и др.). Таким образом, разумные цели, сформированные на базе нравственных основ, ценностных ориентиров труда, семьи, межчеловеческих отношений, процессов воспитания и образования и выстроят сбалансированные взаимодействия личности в многомерной системе социальных взаимоотношений.
Под экстремумом социального поведения (от лат. extremum - крайнее) в рамках данной работы будем понимать предельные, аномальные, выходящие за грани поступки и действия как крайне обостренное восприятие окружающей действительности, реализация которых приводит к дисбалансу социальной системы взаимоотношений с риском потери ее перспектив, положительного развития и в целом будущего.
Наставничество - системный, организованный и взаимообогащающий субъекты взаимодействия процесс, основанный на общих ценностях, взаимоуважении и доверии, обусловленный совместной целью и ориентированный на сбалансированное развитие личности наставляемого (Югфельд, 2022а: 41). Педагог-наставник оказывает влияние на самоопределение личности в социальной практике, выбор адекватных механизмов взаимодействия внутри социума и самоидентификацию наставляемого с социальной группой в соответствии с жизненными целями, личностными ценностями, смыслами и установками (Югфельд, 2022б: 4).
Проблема исследования заключалась в определении доли педагогов-наставников по признаку акцентируемых ими профессиональных ролей, которые благодаря сбалансированности личной педагогической позиции нивелируют экстремумы социального поведения обучающейся молодежи и подростков.
Методика исследования. В 2022 г. в целях выявления актуализируемых педагогами профессиональных ролей и их влияния на нивелирование экстремумов социального поведения молодежи и подростков было проведено исследование среди обучающихся в профессиональных образовательных организациях системы среднего профессионального образования (ПОО системы СПО) Свердловской области.
Выборку составили более 3 900 обучающихся 1-4-х курсов в возрасте от 14 до 22 лет. Студенты обучались в ПОО системы СПО, территориально расположенных как в крупных городах с населением более 1 500 000 человек, так и в небольших поселках городского типа с населением до 10 000 человек. В частности, указали, что прожили «большую часть школьных лет» в населенном пункте типа «деревня, село», 13,6 % опрошенных; «поселок» - 15,7; «город, районный центр с населением до 99 тысяч человек» - 21,2; «город, районный, муниципальный и т. д. центр с населением от 100 до 400 тысяч человек» - 22,0; «город, областной (республиканский) центр с населением менее 999 тысяч человек» - 3,8; «город, областной (республиканский) центр с населением более 1 миллиона человек» - 15,6 %. Затруднились с однозначным определением типа населенного пункта, связанного с большей частью их школьных лет, 8,1 % репрезентантов.
Выборка исследования, являясь частью генеральной совокупности, была репрезентативной в части следующих параметров: уровень образования, семейное положение, социальный статус, возраст (в том числе 15 лет - 3,7 %; 16 - 29,1; 17 - 28,8; 18 - 22,4; 19 - 11,2; 20 лет -3,5 %), пол (мужчины - 31,6 %, женщины - 68,4 %) и успеваемость. Предельная ошибка выборки не превышала 5 %.
Инструментом исследования являлась анкета, представляющая совокупность 414 показателей.
Исследование осуществлялось на базе информационно-телекоммуникационных сетей в соответствии с действующими требованиями Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» с применением метода группового анкетного опроса с использованием технических возможностей Google Forms. Для обработки и статистического анализа результатов были применены следующие методы: частотный, корреляционный, кросстабуляции (сопряжения) и регрессионного анализа.
В ходе подготовки была сформулирована гипотеза о том, что совокупность обучающихся системы СПО может быть разбита на категории в зависимости от идентификации ими акцентируемых профессиональных ролей преподавателей ПОО системы СПО, наиболее сбалансированные профессиональные позиции которых, имея свои особенности, могут оказывать влияние на нивелирование экстремумов социального поведения обучающейся молодежи и подростков.
Далее рассмотрим результаты исследования, полученные эмпирическим путем. 13,9 % респондентов затрудняются ответить на вопрос об акцентируемых профессиональных ролях и действиях преподавателей ПОО системы СПО, у них не сформирована четкая позиция на этот счет. Оставшиеся 86,1 % студентов, принимавших участие в исследовании, имеют вполне четкую личную позицию, смысл которой может быть однозначно истолкован. Данная совокупность, в свою очередь, разделилась на три различных, с точки зрения обучающихся, подгруппы.
Так, выделили среди педагогов «преподавателей, вмешивающихся в жизнь студентов и проводящих неинтересные учебные занятия» 4,4 % респондентов, наибольшая доля поддержавших данный тезис отмечена среди обучающихся на средний балл - 3. Эти педагоги составили первую подгруппу, условно названную в рамках данного исследования «воспитывающий педагог». Качественные исследования выявили, что студентам более всего запомнились преподаватели, которые среди многих профессиональных педагогических ролей акцентировали большее внимание на воспитательной составляющей своей деятельности. Как отмечали студенты, такая особенность проявлялась в слишком частом и малоэффективном проведении бесед, диалогов и встреч, в том числе непосредственно во время лекционных и практических занятий.
«Преподаватели, проводящие только учебные занятия и не вмешивающиеся в жизнь и взаимоотношения студентов» особенно запомнились 13,9 % участникам опроса, обучавшимся в школе на средний балл, равный 3. Чаще согласие с этим утверждением высказывали юноши (19 % против 11 % девушек) и обучающиеся 22 лет. Такие педагоги сформировали вторую формальную подгруппу - «обучающий педагог». Путем качественного эмпирического исследования в форме интервью было отмечено, что студены идентифицировали данную подгруппу по признаку концентрации усилий только на непосредственном проведении учебных занятий. Такие педагоги, по мнению обучающихся, «интересно преподают учебный материал по программе», но не обращают должного внимания на «поддержание дисциплины в аудитории», «шум некоторых студентов, отвлекающий остальных от учебы», «регулярные пропуски некоторых обучающихся» и «создание положительного психологического микроклимата в аудитории, способствующего учебе».
Большая часть участников исследования (67,8 %) выделили преподавателей - «знающих и опытных наставников, увлекающих своей деятельностью, своим примером сбалансировано влияющих на положительное отношение студентов к окружающим людям и жизни». Указанную категорию педагогов выделяют в большей мере студенты, обучавшиеся в школе на 4 и 5. Этой позиции придерживаются чаще девушки, чем юноши (74 и 55 % соответственно). Такие преподаватели вошли в состав третьей подгруппы, которая условно была названа «педагог-наставник». Качественные исследования показали, что, по мнению студентов, только такие преподаватели могут «мотивировать студентов на обучение», «привить привычку к самообразованию», «использовать механизмы воспитания обучающихся на занятии», «создать комфортный микроклимат», «эффективно провести лекцию или практику», «создать условия для развития каждого студента», при этом «всегда ведут себя уважительно, тактично, корректно и профессионально».
Кроме этого, исследование выявило значимое расхождение мнений студентов по ряду некоторых аспектов в зависимости от идентификации ими профессиональных ролей педагогов в трех зафиксированных категориях.
Так, например, 2,4 % опрошенных заявили, что внутри подгруппы «воспитывающий педагог» встречаются преподаватели, которые «положительно оценивают историю России, при этом видят недостатки, которые необходимо преодолевать», «обучающий педагог» - 10,0 %, «педагог-наставник» - 50,4 %. Таким образом, расхождения описываются в пропорции 1,0 : 4,2 : 21,0.
2,4 % репрезентантов согласились, что в ряду подгруппы «воспитывающий педагог» обучают преподаватели, которые «умеют активно привлекать студентов к процессу воспитания на своих занятиях», «обучающий педагог» - 10,1 %, «педагог-наставник» - 51,5 %. Различия составляют пропорцию 1,0 : 4,2 : 21,5.
2.4 % молодых людей полагают, что среди «воспитывающих педагогов» запомнились преподаватели, которые формировали «умения в самосовершенствовании по своему предмету», среди «обучающих педагогов» таких оказалось 10,3 %, «педагогов-наставников» - 53,3 %. Различия представляются в пропорции 1,0 : 4,3 : 22,2.
2.5 % студентов определили, что в ПОО системы СПО среди «воспитывающих педагогов» встречаются преподаватели, которые умеют «налаживать межличностный контакт со всеми обучающимися», в числе «обучающих педагогов» этот показатель равен 10,4 %, в подгруппе «педагог-наставник» - 54,8 %. Расхождения между подгруппами достигли пропорции 1,0 : 4,2 : 21,9.
2,8 % опрошенных заявили, что внутри подгруппы «воспитывающий педагог» встречаются преподаватели, которые «формируют у студентов стремление к дисциплинированности в учебной работе», «обучающий педагог» - 11,0 %, «педагог-наставник» - 56,7 %. Расхождения описываются в пропорции 1,0 : 3,9 : 20,3.
2,6 % репрезентантов согласились, что в ряду «воспитывающих педагогов» обучают преподаватели, которые «формируют у студентов стремление к систематической учебной работе», «обучающих педагогов» - 10,6 %, «педагогов-наставников» - 52,2 %. Различия составляют пропорцию 1,0 : 4,1 : 20,1.
2.5 % респондентов отметили, что в числе «воспитывающих педагогов» есть преподаватели, которые «умеют налаживать межличностный контакт со всеми студентами нашей учебной группы», «обучающих педагогов» - 10,4 %, «педагогов-наставников» - 54,8 %. Различия проявляются в пропорции 1,0 : 4,2 : 21,9.
2.6 % опрошенных студентов считают, что в ПОО системы СПО среди «воспитывающих педагогов» есть преподаватели, которые «не допускают некорректного отношения студентов по отношению к себе», на «обучающих педагогов» указали 10,9 %, в ряду «педагогов-наставников» таких отметили 56,3 % респондентов. Различия среди трех рассмотренных подгрупп можно представить в пропорции 1,0 : 4,2 : 21,7.
2,5 % студентов признают, что в подгруппе «воспитывающих педагогов» обучают преподаватели, которые умеют «не допускать собственного некорректного отношения к студентам», в подгруппе «обучающих педагогов» таких выделили 10,5 %, среди «педагогов-наставников» -54,0 %. Различия представляют пропорцию 1,0 : 4,2 : 21,6.
Таким образом, усредненная пропорция в части трех подгрупп педагогов, отмеченных респондентами, в разрезе перечисленных параметров исследования составляет 21,4 : 4,2 : 1,0 в пользу «педагогов-наставников» и «обучающих педагогов» соответственно.
Качественные исследования зафиксировали, что педагогам-наставникам свойственны такие умения, как «не допускать физического насилия», «не допускать оскорбления окружающих», «налаживать межличностные контакты, сохраняя взаимоуважение и тактичность», «прививать любовь к Родине и окружающей среде» и «формировать общечеловеческие ценности». Наставники, обладающие доверием и уважением со стороны обучающихся, по мнению информантов, способствуют формированию у них личной гражданской позиции, для которой не характерны индифферентность по отношению к семье и обществу, подчинение неформальным законам, солидарность в групповых действиях и участие в антиобщественных действиях. Этими критериями и характеризуются крайние, предельные точки экстремума социального поведения личности в обществе. Таким образом, профессионально сбалансированный образ педагога-наставника играет ключевую роль в формировании адекватной жизненной позиции обучающегося, его ценностей и смыслов, минимизируя приверженность крайним, экстремальным взглядам и поступкам.
Следовательно, обобщая и подводя итоги исследования, можно зафиксировать следующие тезисы.
1. В зависимости от идентификации студентами акцентируемых профессиональных ролей преподавателей ПОО системы СПО, у которых они обучались, всю совокупность респондентов можно распределить на две группы: члены первой затрудняются ответить (13,9 %), второй -имеют личную позицию (86,1 %).
2. Студентов СПО второй группы, обладающих сформированной личной позицией, по признаку идентификации педагогов по акцентируемым ими профессиональным ролям условно можно разделить на три подгруппы:
- первая - «студенты, которые обучались у воспитывающих педагогов» (4,4 %);
- вторая - «студенты, которые обучались у обучающих педагогов» (13,9 %);
- третья - «студенты, которые обучались у педагогов-наставников» (67,8 %).
3. Усредненная пропорция относительно трех подгрупп педагогов, отмеченных респондентами, составляет 21,4 : 4,2 : 1,0 в пользу «педагогов-наставников» и «обучающих педагогов» соответственно. Отметим, что наиболее массовую подгруппу - «педагогов-наставников» - составили преподаватели, которые имеют сбалансированную профессиональную позицию и ведут педагогическую деятельность, гармонично расставляя акценты на образовательные, воспитательные и развивающие задачи.
4. Репрезентанты отметили, что педагогов-наставников они идентифицируют по умениям достигать дисциплинированности на своих учебных занятиях, налаживать стабильную систематическую работу во время учебы, формировать привычку и потребность в саморазвитии у студентов, выстраивать эффективные межличностные коммуникации и не допускать некорректного социального поведения по отношению к себе, администрации организации и другим обучающимся.
5. Качественные исследования показали, что педагоги-наставники, обладающие педагогической позицией сбалансированности профессиональных ролей, профилактируют риски возникновения экстремумов социального поведения, которые могут проявляться через отстраненность от семьи и социума, моральную изоляцию от интересов общества, подчиненность неформальным законам и солидарность в групповых действиях.
Перспективы исследования - разработка функциональной модели «педагог-наставник» с конкретизацией профессиональных ролей в части направлений взаимодействия с наставляемыми-обучаемыми.
Список источников:
Заславская Т.И. Социетальная трансформация российского общества. Деятельностно-структурная концепция. М., 2002. 568 с.
Коноплева А.А. Гибридность современной цивилизации // ПОИСК: Политика. Обществоведение. Искусство. Социология. Культура. 2018. № 4 (69). С. 53-61.
Коноплева А.А., Буткевич С.А. Традиции и инновации: точки экстремальных значений // Философия права. 2018. № 1 (84). С. 57-64.
Митрюшин С.А. Понятие «социальное поведение» в социологической науке // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Сер.: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2008. Т. 14, № 1. С. 21-24.
Психологические механизмы регулирования социального поведения / под ред. Е.В. Шороховой, М.И. Бобневой. М., 1979. 336 с.
Чудина-Шмидт Н.В. Экстремальное поведение современной молодежи как показатель изменений в социуме // Молодая наука : сб. тр. науч.-практ. конф. для студентов и молодых ученых / под ред. Н.Г. Гончаровой. Симферополь, 2019. С. 367-368.
Югфельд Е.А. Баланс профессиональных ролей педагога-наставника как фактор развития образовательной организации // Среднее профессиональное образование. 2022а. № 10 (326) С. 41-44.
Югфельд Е.А. К вопросу о феномене наставничества: исторический аспект // Мир науки. Педагогика и психология. 2022б. Т. 10, № 5.
References:
Chudina-Schmidt, N.V. (2019) Extreme Behavior of Modern Youth as an Indicator of Societal Change. In: Goncharova, N.G. (ed.) oung Science : Proceedings of the Scientific-Practical Conference for Students and Young Scientists. Simferopol, Arial, 367368. (In Russian)
Konopleva, A.A. & Butkevich, S.A. (2018) Traditions and innovations: Points of extreme values. Philosophy of Law. (1), 5764. (In Russian)
Konopleva, A.A. (2018) Hybridity of modern civilization. POISK: Politika. Obshchestvovedenie. Iskusstvo. Sotsiologiya. Kul'tura. (4), 53-61. (In Russian)
Mitryushin, S.A. (2008) Concept of "Social Behavior" in Sociological Science. Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Social work. Juvenology. Sociokinetics. 14 (1), 21-24. (In Russian)
Shorokhova, E.V. & Bobneva, M.I. (eds.) (1979) Psychological mechanisms of regulation of social behavior. Moscow, Nauka. (In Russian)
Yugfeld, E.A. (2022а) Balance of professional roles of a mentor teacher as a factor in the development of an educational organization. The Journal of Secondary Vocational Education. (10), 41-44. (In Russian)
Yugfeld, E.A. (2022б) On the issue of the phenomenon of mentoring: A historical aspect. World of Science. Pedagogy and Psychology. 10 (5). (In Russian)
Zaslavskaya, T.I. (2002) Societal Transformation of Russian Society. Activity-Structural Concept. Moscow, Delo. (In Russian)
Информация об авторах
Е.А. Югфельд - кандидат педагогических наук, заместитель директора, Центр оценки профессионального мастерства и квалификаций педагогов, Екатеринбург, Россия.
https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1154737
Е.Г. Ипатова - эксперт, Центр оценки профессионального мастерства и квалификаций педагогов, Екатеринбург, Россия.
Вклад авторов:
Югфельд Е.А. - научное руководство, разработка концепции; постановка проблемы; формулирование гипотезы; методика эмпирического исследования; участие в разработке инструментария исследования; участие в написании текста; формулировка выводов.
Ипатова Е.Г. - проведение исследования; участие в разработке инструментария исследования; обработка результатов эмпирического исследования; участие в написании текста.
Конфликт интересов:
автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Information about the authors E.A. Yugfeld - PhD in Pedagogy, Deputy Director, Center for Assessment of Professional Skills and Qualifications of Teachers, Yekaterinburg, Russia.
https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1154737
E.G. Ipatova - Expert, Center for Assessment of Professional Skills and Qualifications of Teachers, Yekaterinburg, Russia.
Contribution of the authors:
E.A. Yugfeld - scientific supervision, concept development; target setting; hypothesis formulation; empirical research methodology; contribution to research tools development; text drafting; conclusions formulation.
E.G. Ipatova - research conduct; contribution to research tools development; empirical research results processing; text drafting.
Conflicts of interests:
The author declares no conflicts of interests
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 05.05.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 02.06.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 27.06.2023.
Автором окончательный вариант рукописи одобрен.