Научная статья на тему 'Роль пауз в сценическом монологе (на материале англоязычного перевода пьесы Ж. Кокто «Человеческий голос»)'

Роль пауз в сценическом монологе (на материале англоязычного перевода пьесы Ж. Кокто «Человеческий голос») Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
506
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЦЕНИЧЕСКИЙ МОНОЛОГ / СИНТАКСИЧЕСКАЯ ПАУЗА / СИНТАГМАТИЧЕСКАЯ ПАУЗА / ЛОГИЧЕСКАЯ ПАУЗА / ПАУЗА ХЕЗИТАЦИИ / ЭКСТРАЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ПАУЗА / STAGE MONOLOGUE / GRAMMAR PAUSE / SYNTAGMATIC PAUSE / LOGICAL PAUSE / THE PAUSE OF HESITATION / THE EXTRALINGUISTIC PAUSE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Захватова Е. А.

Статья посвящена исследованию паузального членения сценической речи на материале моноспектакля «The Human Voice» по одноименной пьесе Жана Кокто «Человеческий голос» (Jean Cocteau, «La Voix Humaine»). В статье анализируются виды пауз и их роль в сценическом монологе; описываются условия коммуникативной ситуации, в которой используется определенный вид пауз; устанавливается роль экстралингвистических пауз в создании выразительности речи. В работе использовались современные методы экспериментального исследования акустический и аудиторский анализ, элементарные приемы количественного анализа. Полученные результаты имеют как теоретическое значение в сфере интонационно-стилистического описания звучащей речи, так и практическое при обучении соответствующего интонационного оформления экспрессивной иноязычной речи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF DIFFERENT TYPES OF PAUSES IN THE STAGE MONOLOGUE («THE HUMAN VOICE» «LA VOIX HUMAINE» BY JEAN COCTEAU)

The article «The role of different types of pauses in the stage monologue («The Human Voice»«La Voix Humaine» by Jean Cocteau)» examines different types of pauses and their functions in the stage monologue. The material of the research is a monoplay «The Human Voice» by Jean Cocteau. The role of the different types of pauses and their functions are defined. The article reflects the results of the research with the help of expert phoneticians and also includes the electro-acoustic analyses (the computer programme «Speech Analyser»). The given results can help to practice the intonation of the extra expressive stage speech in the language learning situation.

Текст научной работы на тему «Роль пауз в сценическом монологе (на материале англоязычного перевода пьесы Ж. Кокто «Человеческий голос»)»

УДК 80;801;808

РОЛЬ ПАУЗ В СЦЕНИЧЕСКОМ МОНОЛОГЕ (НА МАТЕРИАЛЕ АНГЛОЯЗЫЧНОГО ПЕРЕВОДА ПЬЕСЫ Ж. КОКТО «ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ГОЛОС»)

Захватова Е.А.

Статья посвящена исследованию паузального членения сценической речи на материале моноспектакля «The Human Voice» по одноименной пьесе Жана Кокто «Человеческий голос» (Jean Cocteau, «La Voix Humaine»). В статье анализируются виды пауз и их роль в сценическом монологе; описываются условия коммуникативной ситуации, в которой используется определенный вид пауз; устанавливается роль экстралингвистических пауз в создании выразительности речи. В работе использовались современные методы экспериментального исследования - акустический и аудиторский анализ, элементарные приемы количественного анализа. Полученные результаты имеют как теоретическое значение в сфере интонационно-стилистического описания звучащей речи, так и практическое - при обучении соответствующего интонационного оформления экспрессивной иноязычной речи.

Ключевые слова: сценический монолог, синтаксическая пауза, синтагматическая пауза, логическая пауза, пауза хезитации, экстралингвистическая пауза.

THE ROLE OF DIFFERENT TYPES OF PAUSES IN THE STAGE MONOLOGUE («THE HUMAN VOICE» «LA VOIX HUMAINE» BY JEAN COCTEAU)

Zakhvatova E.A.

The article «The role of different types of pauses in the stage monologue («The Human Voice»«La Voix Humaine» by Jean Cocteau)» examines different types of pauses and their functions in the stage monologue. The material of the research is a monoplay «The Human Voice» by Jean Cocteau. The role of the different types of pauses and their functions are defined. The article reflects the results of the research with the help of expert phoneticians and also includes the electro-acoustic analyses (the computer programme «Speech Analyser»). The given results can help to practice the intonation of the extra expressive stage speech in the language learning situation.

Keywords: stage monologue, grammar pause, syntagmatic pause, logical pause, the pause of hesitation, the extralinguistic pause.

На сегодняшний день изучение и описание интонации звучащего текста является одним из актуальных направлений теоретической и прикладной фонетики. Проблема звучащего текста, интерес к звучащему слову, к его воплощению в жизни и на сцене, его интонационному оформлению волновала ученых и исследователей во все времена. Е.И. Григорьев справедливо отмечает, что «...живая звучащая речь является единственным надежным источником пополнения знаний о функциональных свойствах единиц языковой системы, так как именно в ней данные единицы обнаруживают

взаимозависимость и взаимное влияние при формировании смысла высказывания. Особенно это касается просодической стороны речи» [1: 28]. Подтверждение данного мнения можно найти у А.А. Реформатского, отмечавшего, что интонация проявляется только в речи, «.существует в речи и тем самым принадлежит речи». Изучать интонацию можно именно в речи, «.делая различные записи звуковой цепи и пробуя ее членить и соотносить с иными сегментами...» [4: 6].

Цель данной статьи заключается в описании значимости паузации в сценической речи, а именно в звучащем сценическом монологическом дискурсе. Cценический монолог с точки зрения лингвистики трактуется как звуковая реализация актерами языка

художественной литературы на театральной сцене, являющаяся важным выразительным средством их игры и ориентированная на устойчивые орфоэпические нормы литературного языка. В качестве материала настоящего исследования был избран сценический монолог в исполнении шведской актрисы Ингрид Бергман, сыгравшей роль одинокой женщины в телеспектакле «The Human Voice» («La Voix Humane» by Jean Cocteau) [7]. «Человеческий голос» - это драма безумно влюбленной женщины, которая становится жертвой своих эмоций, переживая разрыв с любимым человеком. Монолог представлен в форме монолога-диалога по телефону с мужчиной, голос которого зритель не слышит. Монолог героини можно условно разделить на три основные части: первая часть монолога - женщина дает себе установку быть сильной и убедить своего возлюбленного, что у нее все хорошо. При этом она еще не знает о его предстоящей женитьбе на другой женщине; вторая часть - разговор, когда мужчина сообщает героине, что его женитьба на другой женщине состоится на следующий день; третья часть монолога - героиня, узнав всю правду, признается в своих чувствах и переживаниях партнеру.

Среди компонентов интонации пауза занимает особое место. Что касается сценического искусства, то именно в сценическом монологе пауза

занимает особое место. Под паузой в данной работе понимается «способ членения речи на отдельные смысловые отрезки большей или меньшей протяженности, составляющие иерархии

фонетических единиц» [5: 42].

Анализ экспериментального материала выявил, что паузы в звучащем монологическом высказывании выполняют важную функцию: они вызваны предлагаемыми обстоятельствами и обладают эмоционально-модальной окраской. В ходе экспериментально-фонетического исследования были получены следующие результаты: сценический монолог характеризуется наличием таких видов пауз, как:

1. Синтаксические, обозначающие границы между фразами и сверхфразовыми единствами (18%):

Пример №1. UYesi it was Uterrible ёI1 couldn t °hear you with 1 all these 1 people achattering a мауё at the > same time || You mustn t aUpologize ё itS all Unatural \2 You can live your whole life \ waiting for the disaster /1' ll put the yellow %ox downstairs with the Uhouse keeper ё then you can send somebody //

Несмотря на переживания, героиня старается держаться и вести себя относительно спокойно, о чем и свидетельствует наличие синтаксических пауз в ее речи.

2. Синтагматические, отделяющие одну синтагму от другой (40%):

Пример №2. it wouldn't be very honestë if you had left ё without letting me know\

I had time ё to get used №ё this idea ё and to understand ё what d 'you mean\

I had dinner at /Margaret ' // Now/ it 1 must b / e Heven ff \teen//

Примечателен тот факт, что короткие синтагмы преобладают в начале монолога: героиня ждет звонка от своего возлюбленного, она остро переживает разрыв с любимым, хотя в глубине души у нее еще теплится надежда на продолжение их отношений. И вот он -долгожданный звонок. Она пытается держаться, быть сильной, но эмоционально окрашенная речь героини, частые паузы говорят о ее крайне напряженном состоянии и волнении:

Пример №3. Yes, \ very well... Uhm,\ I am fine. Yes,\ I' d just go t into || ten min u tes ago\\ Yo u hadn't called befo re, \ had yo u?\ \

Are you at home?|| But what time is it|| a little clock by your bed?H

Yes, | but I though^ | What?H Last night?H Well, | I went to bed straight away| |

And what abo ut yo u?\\ Yo u' d just go t in?\\ Yo u haven't been out\\ Uhm \what case?\\ Oh^ darling, you mustn't overwork |

1 ё - сверхкраткая пауза

2 | - краткая пауза

3 // - долгая пауза

Самые протяженные синтагмы наблюдаются в конце монолога героини, когда все точки расставлены над «i» и героиня полностью раскрывается перед возлюбленным (нет причины уже что-либо скрывать от него). Ниже приведен отрывок из этого монолога, в котором дана расстановка пауз:

Пример №4. Listen, darling^ listen!| I have never lied to you | yes I know, \ I know, \ye... \I believe you, darling, \you\ you don t have to convince me...\ it isn't that?H

s t telli t e tr t \ t l \ was |dressed| and that I had dined \with Margare^ | I haven't dined and I am not wearing my grey sui^ | I am e ri m i t \\ Yes, \ ve t e te

ve t resse \ ve t bee t ll \

Количество синтагматических пауз составило 40% от общего числа пауз, что объясняется характером экспериментального материала: в монологе героини внимание слушателя акцентируется там, где оно необходимо для передачи смысла высказывания.

3. Логические паузы (25%). Логическая пауза - одно из важных выразительных средств устной звучащей речи. Место и длительность логических пауз могут быть различными, в зависимости от сверхзадачи, контекста, условий общения. Актеры отмечают, что при работе над ролью анализ текста начинается именно с овладения логикой мысли и действия, так как от этого зависит распределение ударения, расстановка пауз, а также вся ритмическая организация текста. Логические паузы, составляющие 25% от общего числа пауз, помогают членить речь на смысловые отрезки: синтагмы, фразы, сверхфразовые единства. Ниже приведены примеры логических пауз.

Пример №5. I know darlingë but I wasn't the

same

You can live your whole lifeë waiting for the disaster excepting it ё it can still be breakingë when it comes

I don't want to blame yoursef listenё it is all my fau lt ё it's my fault

Героиня расставляет логические паузы таким образом, что слушатель невольно начинает осознавать, что причиной разрыва отношений является героиня, а не предстоящая женитьба ее возлюбленного на другой женщины. Примечателен тот факт, что в речи актрисы логические паузы совпадают с грамматическими только в 40% случаев, что объясняется жанровой принадлежностью исследуемого материала, представляющего собой квазиспонтанную речь.

4. Паузы хезитации (7%). Перерывы в звучании устной речи не всегда зависят от синтаксического строения текста. Паузы образуются по самым разным причинам [2]: паузы для самокоррекции и запинки;

паузы, вызванные внешним вмешательством; остановки звучания. В сценическом монологе данные паузы определяются как паузы хезитации. Анализ экспериментального материала показал, что паузы хезитации вызваны предлагаемыми обстоятельствами и несут эмоционально-модальную нагрузку. В узком корпусе исследования паузы хезитации разрывают слова, причем после такой вынужденной остановки героиня повторяет все слово целиком (I... I can t; my... my grey suit; I... I knew; you can... you can live; to...to understand; and... and listening; I' d ... I don t know;); отделяют части предложения там, где реализация паузы не предусмотрена синтаксическим строением предложения (I am\ absolutely calm; it wouldn t be very honest if you had / left without letting me; I had time to get used to this idea and to ... to understand what d'you mean). В ходе акустического анализа была зафиксирована пауза хезитации длительностью 600 мсек, которая разрывает слова: героиня настолько волнуется, услышав голос любимого по телефону, что речь ее становится сбивчивой под влиянием захлестнувших ее переживаний: I >saidIë I 'can't áhear you 11

5. Экстралингвистические паузы (10%). К экстралингвистическим паузам относят смех, плач, вздохи, рыдания. В сценической речи экстралингвистические паузы являются

неотъемлемой частью создания образа, восприятия героем предлагаемых обстоятельств. В анализируемом монологе данный вид пауз представлен истерическим смехом героини, а также вздохами, громкими возгласами и диким плачем. Экстралингвистические паузы составляют 10% от всех представленных видов пауз. Данные виды пауз относят к невербальным компонентам коммуникации: они экономят языковые средства общения, выражают эмоциональное состояние героини, дополняя картину происходящего. В анализируемом сценическом монологе рыдания, вздохи и возгласы героини оказываются более показательными и выразительными, нежели слова. Здесь нельзя не согласиться с А.А. Леонтьевым в том, что «...все эти дополнения увеличивают семантически значимую информацию, но не посредством дополнительных речевых включений, а «околоречевыми» приемами» [3].

Таким образом, самый низкий процент принадлежит паузам хезитации, что объясняется намерением героини: чтобы убедить партнера, речь должна быть относительно ровной и несбивчивой. В этом и проявляется мастерство и талант актрисы Ингрид Бергман - справиться с волнением, взяв себя в руки, чтобы максимально выполнить сверхзадачу высказывания. По длительности всего сценического монолога были представлены сверхкраткие (50-200 мсек), краткие (200-400 мсек), долгие (400-700 мсек) и сверхдолгие (700 мсек) паузы. Практически в равном

соотношении находились краткие (49%) и долгие (45%) паузы, сверхкраткие составили 5.7%, а сверхдолгие - 2.7%, что объясняется спецификой исследуемого материала. Ниже приведена сводная таблица соотношения видов пауз по длительности звучания в анализируемом сценическом монологе.

Таблица №1

Соотношение видов пауз по длительности звучания в сценическом монологе (%)

кратки долги

сверхкратки е е сверхдолги

Виды пауз е 200- 400- е

50-200 мсек 400 мсек 700 мсек 700 мсек

Количеств о (100%) 5.7% 49% 45% 2.7%

Проанализировав роль пауз в сценической речи, можно сделать вывод, что они играют далеко не второстепенную роль, помогая зрителю более тонко и эмоционально прочувствовать весь накал страсти героини и напряженность отношений между партнерами. Нельзя не согласиться здесь с мнением великого мастера К.С. Станиславского о том, что «...в паузе нередко передают ту часть подтекста, которая идет не только от сознания, но и от самого подсознания, которая не поддается конкретному словесному выражению» [6: 54].

Языкознание

Список литературы

1. Григорьев Е.И., Тычинина В.М. Звуки речи и их коммуникативная функция [Текст] / Е.И. Григорьев. - Тамбов: ТГУ им. Г.Р. Державина, 2006. - 128 с.

2. Долгова О.В. Синтаксис как наука о построении речи [Текст] / О.В. Долгова. - М.: Высшая школа, 1978. - 156 c.

3. Леонтьев А.А. Высказывание как предмет лингвистики, психолингвистики и теории коммуникации [Текст] / А.А. Леонтьев // Синтаксис текста.- М.: Наука, 1979. - с.5

4. Реформатский, А.А. Фонологические этюды [Текст] / А.А. Реформаторский. -М.: Наука, 1975. - 157

с.

5. Светозарова Н.Д. Интонационная система русского языка [Текст] / Н.Д. Светозарова. - Л.: Ленинградс. ун-т, 1982. - 242 с.

6. Станиславский, К. С. Работа актера над ролью [Текст] / К.С. Станиславский. - М.: Искусство, 1955. -Т.4. - 554 с.

7. Cocteau J. «The Human Voice». [Электронный ресурс]. - Режим доступа:: http://www.youtube.com/watch?v=vgeC02jaKVw (дата обращения 12.03.16).

Об авторе

Захватова Екатерина Алексеевна - аспирантка 3 курса Ивановского государственного университета, [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.