С. А. Панюкова
РОЛЬ ОТКРЫТЫХ ДАННЫХ В РАЗВИТИИ ЖУРНАЛИСТИКИ ДАННЫХ
Движение открытых данных в последние годы развивается с удивительной скоростью: из сугубо специализированной темы оно превратилось в предмет, имеющий актуальность и оказывающий влияние в различных сферах деятельности во всех странах мира. Несложно проследить, как данная концепция приобретает всё большее значение в качестве элемента разработки социально-экономической политики и активно внедряется в сферу журналистики.
Ключевые слова: открытые данные, журналистика данных, дата-журналистика.
Движение открытых данных похоже на другие «открытые» движения, такие как открытые исходные коды (open source), открытый контент (open content) и открытый доступ (open access). Философия, стоящая за этими явлениями, основана давно и встречается еще в традиции науки Мертона [20]. Однако сам термин «открытые данные» можно смело назвать молодым: свою популярность он набрал с повсеместным развитием Всемирной паутины и, особенно, с запуском правительственных инициатив по открытым данным. Например, широко известный портал Data.gov [15].
Но чтобы поближе познакомиться с явлением открытых данных и понять их назначение и практическую ценность, стоит обратиться к его определениям.
В свободной энциклопедии Википедия находим: «Открытые данные (англ. open data) -идея, что определённые данные должны быть свободно доступны для всех в использовании и републикации как они желают без ограничений авторского права, патентов и других механизмов контроля. Освободить данные от ограничений авторского права можно с помощью публичных лицензий. Если данные не доступны как общественное достояние или по лицензии, дающей повторным пользователям соответствующие права, такие данные не являются открытыми, даже если они выложены в машиночитаемом виде в Интернет» [2].
Другое, более развернутое, определение мы встречаем на сайте Правительства Российской Федерации. «Любой государственный орган, орган местного самоуправления, подведомственные им организации обладает общественно значимой информацией, разрабатывает и выпускает документы. Такая информация и документы подлежат размещению в интернете. Чтобы общественно значимые материалы можно было легко использовать для создания на их
основе полезных для граждан и бизнеса информационных сервисов, их следует публиковать в особом, так называемом машиночитаемом, формате. Этот формат должен обеспечивать автоматическую обработку опубликованных данных. Размещённые в таком формате материалы как раз и считаются открытыми данными: независимо от того, простая ли это совокупность сведений, официальный документ или информационная база, данные становятся пригодными для действительно свободного использования в любых соответствующих закону целях любыми лицами, что способствует расширению спроса на эту информацию с целью достижения социального и экономического эффекта от её применения» [7].
На основе вышеизложенных понятий, пробуем дать собственно определение открытым данным близкое к сфере журналистики: «Открытые данные - информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также данные собранные информационно-аналитическими организациями, размещенные в сети Интернет в виде массивов данных в формате, обеспечивающем их автоматическую обработку для повторного использования без предварительного изменения человеком, и на условиях ее свободного (бесплатного) использования в любых соответствующих закону целях любыми лицами независимо от формы ее размещения».
Феномен открытых данных в мировой практике
Стоит также отметить, что инициатива по раскрытию большой части данных является фундаментом открытого государственного управления во многих странах мира. С помощью данного подхода обеспечивается прозрачность работы органов государственной власти, формируется база для гражданского контроля, создаются новые услуги для граждан и бизнеса.
По выводу ряда независимых международных исследований: «Открытые данные - одно из самых динамичных и перспективных стратегических направлений для правительств различных стран, как с развитой экономикой, так и развивающихся» [3. С. 78].
Это положение подтверждается и опытом многих стран и международных организаций, которые в своей работе активно используют открытые данные. На данный момент лидерами в данном направлении являются [8]:
— Австралия с масштабным проектом по открытию картографических данных и систем позиционирования;
— Великобритания, где активно публикуются открытые данные государственных расходов, рынка труда и недвижимости;
— США, страна известная множеством «открытых» проектов и активно стимулирующая некоммерческие инициативы в области открытых данных.
Стоит сказать, что список стран, где открытые данные внедряются и используются достаточно обширен. Ведь на сегодняшний день многие правительства мира запустили официальные порталы открытых данных. Этот процесс начался в 2010 году и достиг своей пиковой точки в 2012 [5]. Отметим, что данное явление сопровождалось общественным подъемом, связанным с риторикой открытости и подотчетности, и происходило в контексте многообещающих прогнозов, которые предвещали заметные улучшения в области экономики при сравнительно малых затратах: новые продукты и услуги, новые рабочие места, оптимизация работы государственных органов за счет качественного улучшения их взаимодействия.
Между тем, воплощение амбициозного проекта в жизнь в большинстве случаев мгновенных результатов не дало, и на смену жизнеутверждающей абстракции пришли вполне закономерные вопросы о том, как именно добиться заявленного эффекта на практике. Ведь, по сути, ожидалось, что стоит только правительствам стран раскрыть данные, как разработчики, журналисты и гражданские активисты непременно начнут использовать их в своей работе. На деле же все это произошло, но далеко не в тех масштабах, что планировался. Теперь перед заинтересованными правительствами закономерно встает вопрос о популяризации открытых данных среди населения.
В пример можно привести Молдавию. Эта страна первая в Восточной Европе запустила го-
сударственный портал открытых данных в апреле 2011 года [21] Согласно его концепции был разработан план последовательного раскрытия определенных наборов данных к 2013 году, для чего большинство государственных ведомств получили распоряжения о публикации данных. В итоге, по словам координатора открытого правительства Молдавии, к назначенному сроку было открыто более 80% государственных данных [22]. Однако спрос на них со стороны общественности был очень низким. Тогда правительство страны пыталось повысить интерес к открытым данным путем организации просветительских мероприятий для разработчиков и журналистов, также при поддержке Всемирного банка. Эта тактика оказалось действенной: все признаки спроса на открытые данные начали активно появляться. Первыми их начали использовать неправительственные организации: в частности, был создан большой проект Budget Stories, который представляет открытые данные по бюджету в виде инфографики и приложений - как просветительских, так и прикладных.
По другому к схожей проблеме подошли в Македонии [19]. Здесь в формировании интереса к открытым данным и их применения в разных секторах экономики деятельное участие принимает академическая среда. В университетах разрабатываются различные способы использования данных и появляются первые образцы приложений. Затем эти проектные разработки публикуются и продвигаются на общественном уровне либо направляются собственно к инноваторам и спонсорам. К этому процессу привлекаются студенты, специализирующиеся в области информационных технологий и журналистики.
И это не единственные примеры. Согласно исследованиям британского Института открытых данных [18] (Open Data Institute), с проблемой слабого спроса на открытые данные сталкиваются многие правительства различных стран. Сопутствующие обстоятельства данной ситуации во многом схожи: недостаток информированности, неразвитая культура публикации данных (от страны к стране это проявляется по-разному), технические препятствия в виде цифрового разрыва и недостаток необходимых технических компетенций как у граждан, так и у властей. Еще один общий и существенный фактор - это отсутствие координации между спросом и предложением: потенциально востребованные и важные данные в значительной мере остаются нераскрытыми.
Но, несмотря на целый ряд нерешенных вопросов, открытые данные уже сыграли важную роль в жизни общества, а дальнейшее развитие этого направления облегчит его применение.
Развитие концепции открытых данных в России
Наше государство решило не отставать и создать свою базу данных доступную для автоматической обработки и свободного использования. В идеале, это должно было повысить прозрачность государства, расширить возможности для общественного контроля за властью, помочь внедрению в России идеи «открытого правительства». Планировалось, что информация, открытая правительством, станет «топливом для идей» разработчиков, общественных организаций, граждан, основой для создания удобных и полезных приложений и сервисов, катализатором для развития 1Т-бизнеса в России. Насколько эти прогнозы сбылись, судить пока рано.
И все же некоторые шаги для внедрения открытых данных уже сделаны. В частности, в 2013 году был создан совет по открытым данным при правительстве России [4]. Задача данной структуры - «освободить» принадлежащую ведомствам информацию, сделав ее доступной для использования, расширить на нее спрос, аккумулировать опыт работы с этой информацией. Это помогает государству получить максимальный социальный, экономический эффект от открытия данных.
На данный момент огромный ресурс открытых данных в России только начинает за-действоваться в полной мере. Так, более 2400 баз данных были опубликованы на общероссийском Портале открытых данных [6], а также на порталах, созданных некоторыми отдельными регионами и городами. Портал открытых данных обеспечивает доступ к 2598 наборам данных (по состоянию на апрель 2015 года), организованных по 16 основным темам, главные среди которых - государство, образование, экономика и культура.
Не так давно Российская ассоциация электронных коммуникаций провела собственное пилотное исследование с целью выяснить отношение россиян к направлению «Открытые данные». Опрос показал высокий уровень оптимизма в отношении открытых данных и готовность активно развивать проекты, их использующие [8].
Чтобы «закрепить» это положительное восприятие открытых данных обществом и сти-
мулировать их повсеместное использование, в нашей стране организуется ряд интересных мероприятий. Остановимся на нескольких из них.
Дата-экспедиция (Data Expedition)
Это неформальное общедоступное образовательное онлайн-мероприятие, строящееся на принципах проектного обучения и взаимопомощи. Итогом участия здесь, в идеале, должно стать создание индивидуального или коллективного проекта. У каждого из участников экспедиции, помимо желания получить результат, есть те или иные навыки и опыт, которым в ходе работы они активно делятся друг с другом. У каждого здесь свой стиль обучения и работы, никем не навязанный. Подобные принципы взаимного обучения, лежащие в основе данного формата, разработаны, в частности, такими открытыми образовательными ресурсами, как OKF/School of Data и P2P University.
Конкурсные программы
В настоящее время проводится немало конкурсов по открытым данным, принять участие в которых может любой желающий. Например, не так давно, в марте, закончился первый всероссийский конкурс по открытым финансовым данным «BUDGETAPPS» [14], организованный Министерством финансов РФ при участии НП «Инфокультура». Призовой фонд мероприятия составил 300000 рублей, который был разделен между победителями.
В конкурсе было две номинации: «журналисты» и «разработчики». В номинации «журналисты» рассматривались статьи, сделанные на основе данных (журналистика данных), а также публикации, содержащие в себе визуализацию данных.
Школа открытых данных
Один из самых молодых и перспективных проектов в названном направлении - Школа открытых данных [13]. Это бесплатный образовательный проект, задача которого состоит в том, чтобы дать людям возможность научиться пользоваться данными. Здесь проводятся оффлайновые занятия - лекции, мастер-классы, семинары. Где именно, когда именно и кто их будет вести, можно уточнить на сайте школы. Правда, сейчас все эти мероприятия проходят лишь в Москве. Но все мероприятия в скором времени будут записываться на видео и выкладываться в открытом доступе на всё том же сайте, так что приобщиться смогут все желающие. Школу создала негосударственная организация «Инфокультура» при поддержке Открытого правительства РФ.
Открытые данные в журналистике
Несложно заметить, что объем информации в мире растет с пугающей быстротой. Как следствие, чтобы оставаться успешными, современным СМИ уже недостаточно просто сообщить какую-то новость - её источников стало слишком много.
По прогнозам некоторых исследователей, в недалеком будущем журналисты будут получать гонорары как раз не за поиск новостей, а за осмысление и интерпретацию «сырой» информации. Однако уже сейчас многие СМИ начинают работать с цифрами и базами данных, буквально находя в них истории для публикаций. Это явление получило название «журналистика данных» (data journalism или data driven journalism) и привело к появлению Дата-журналистов (Data Journalist). По мнению одного из исследователей в области журналистики данных «зарождающееся в настоящий момент сообщество людей, которые называют себя журналистами данных, в значительной степени отличается от более зрелого сообщества экспертов в области компьютерной журналистики. На наш взгляд, это новое сообщество обладает более инновационными способами предоставления данных, создания сюжетов и представления итоговых репортажей, сочетающих в себе глубоко аналитический и критический подходы сообщества компьютерной и визуальной журналистики» [11. С. 52].
Вслед за С. И. Симаковой, отметим, что «дата-журналистика - это формат грамотного анализа данных, еще один способ критического исследования мира и, по сути, инструмент, помогающий получить и представить общественности важные сведения, которые могли остаться незамеченными в огромных массивах информации о современной реальности» [10. С. 483]. Главный принцип журналистики данных: материал строится не вокруг новостного повода или явления, а вокруг статистики, цифр, сводок, отчетов и иной справочной информации. К сожалению, пока о журналистике данных как о сформировавшемся жанре можно говорить только в Европе и США, где она уже получила достаточное распространение и признание. Вместе с тем в статье «Журналистика данных: модно или актуально?» автор замечает, что утверждение «журналистика данных» - абсолютно новое явление в российских СМИ было бы ложным [12. С. 39]. Стимулом к развитию данного явления и его оформлению в самостоятельный жанр послужило развитие интернета
и информационных технологий, вмещающих в себе большие объемы статистических и иных данных.
Для дата-журналистов основным источником информации выступают базы данных, накопленные в различных государственных информационных системах. Например, государственные контракты, бюджет, статистика, индикаторы, отчеты. Наиболее преуспевают в работе с подобной открытой государственной информацией американские газеты, в том числе всем известные The New YorkTimes, Chicago Tribune, Los Angeles Times и другие. Эти СМИ не просто анализируют полученные данные, но и ведут постоянные успешные спецпроекты на их основе. Скажем, у NY Times есть масштабный проект, визуализирующий данные переписи населения [17]. Специальный сервис позволяет одним щелчком мыши получить информацию по этническому составу, рождаемости и смертности в любом районе определенного города.
Получается, что в журналистике данных цифры - это главное, они могут говорить сами за себя, рассказывать историю. Проиллюстрируем это утверждение примером. При освещении разрушительного урагана «Сэнди», обрушившийся на восточное побережье США в октябре 2012 года, газета The New York Times создала карту, на которой отметила точками этапы продвижения стихии и ее превращения из тропического шторма в неистовую бурю [16]. Текст в данном материале практически отсутствовал, зато получился наглядный интерактивный инструмент, легко встраиваемый во все статьи, связанные с ураганом, для справки.
В России, к сожалению, на данный момент мы не встретили СМИ, которое могло бы заявить журналистику данных в качестве одного из своих основных жанров. Однако примеры такой журналистской работы можно нередко встретить на страницах печатных изданий и в Интернете. Вот только сами журналисты не привыкли относить подобные материалы к какому-либо конкретному жанру и уж тем более к дата-журналистике. Например, в Русском репортере не встречается термин «журналистика данных», но с массивами данных в издании работают часто: достаточно обратить внимание на обилие графиков и таблиц на страницах любого номера. Примером можно считать большой материал «Клановость: польза и преодоление» [9], состоящий из двух частей и подкрепленный инфографикой. В нем на основе
Рис. I
Рис. 2
открытых данных о карьерном пути российских чиновников проводится анализ их социальных связей.
Но, несмотря на актуальность и растущую популярность у аудитории, в России журналистика данных все же остается уделом немногих СМИ. Основная проблема, связанная с новым веянием медиасферы, заключается в нехватке кадров. Сейчас курсы по журналистике данных преподают лишь в нескольких зарубежных университетах. В России же подобных курсов нет, журналистов не учат работать с большими массивами информации, и они не обладают необходимым набором технических навыков. А между тем, журналист, работающий с данными, должен сочетать в себе немало технических и гуманитарных знаний. Вместе с тем, по мнению Ивана Бег-тина, в России для формирования журналистики данных как жанра многое давно готово. Он отмечает, что есть данные, есть разработчики, которые вполне умеют их визуализировать, но вот системного подхода изданий совсем не хватает. Возможно, кризис в отрасли журналистики, а также нарастающая конкуренция со стороны интернет-компаний, социальных сетей и развлекательных брендов, заставит издателей обратить внимание на этот новый перспективный жанр [1] и начать активно внедрять его в России.
Как начать свой путь в журналистике данных?
Как мы обозначили выше, основа материала в дата-журналистике - массив данных. Существует три основных способа получить его:
— Найти данные в сети. Это значит произвести поиск и найти данные, которые уже опубликованы в нужном формате;
— Получить неопубликованные данные. Во-первых, это теоретически можно сделать, направив запрос в инстанцию, от которой бы хотелось получить данные. Во-вторых, можно собрать данные с сайта, где они содержатся совершенно открыто, но недоступны в готовом виде для скачивания и обработки. Этот процесс называется «скрэпингом» (data-scraping);
— Наконец, можно собрать данные самостоятельно. Это значит, что вы самостоятельно или в ходе коллективной работы тем или иным способом находите данные, собираете их в базу или таблицу.
Подробнее мы остановимся на первом пункте: как найти данные, уже опубликованные в сети. Этот способ поиска информации идеально подойдет тем, кто делает первые шаги в дата-журналистике.
Шаг 1: Найти подходящий источник данных.
Многие источники часто публикуют свои данные в открытом доступе. Вот несколько примеров:
— Правительства. Многие государства уже создали специальные платформы открытых государственных данных. Хороший исходный пункт для поиска правительственных данных -Datacatalogs.org.
— Организации. Еще один крупный источник данных - это большие организации. Например, регулярно публикуют отчеты и новые наборы данных Всемирный банк и Всемирная организация здравоохранения.
— Наука. Все больше научных проектов и институтов в последнее время публикуют свои данные для научного сообщества и широкой общественности. Например, открытые данные собирает NASA. Для многих научных дисциплин есть специальные репозитории, и некоторые из них, к нашей радости, открытые.
Шаг 2:Изначально искать данные в нужном формате
Вы избежите многочисленных проблем и сэкономите свое время, если будете работать с данными, с самого начала представленными в надлежащем формате. Например, если вы ищите данные через поисковую систему Google, есть удобный способ с самого начала задавать нужный вам формат. Скажем, если вы ищите файлы .csv, то в поисковой строке к ключевому слову можно добавить + filetype:csv. Если вы введете в поисковую строку Russia + filetype:csv, то в результатах у вас появятся файлы .csv, в которых упоминается Россия. То же самое вы можете проделывать с другими форматами файлов.
Поиск российских открытых данных
Несколько слов хочется сказать по специфике поиска открытых данных по России. Сразу оговоримся, открытых данных, выпущенных российскими ведомствами, сейчас, если сравнивать с другими юрисдикциями, мало. Качественных данных, своевременно обновляемых, содержащих адекватную информацию, удобно скачиваемых и хотя бы относительно аккуратных, и того меньше. Что делать?
— Есть международные данные, собираемые международными организациями (вроде того же Всемирного банка), в которых, естественно, есть информация и по России.
— В Рунете есть инициативы по сбору и очистки данных из неофициальных источников. На настоящий момент они наиболее
удобны для использования, но, увы, в силу неофициальности, довольно скудны. Например, OpenGovData.ru, Открытая полиция.
— Наконец, ведомственные инстанции всё же начали выкладывать данные, согласно правительственному предписанию. Другое дело, что зачастую эти данные оставляют желать лучшего. Но можно и нужно пытаться использовать их и пытаться настаивать на том, чтобы инстанции принимали меры по улучшению ситуации.
Проблема открытых данных в России особенно актуальна для нас. Важно сотрудничать, обмениваться опытом, источниками и впечатлениями, чтобы быть в курсе происходящего и ориентироваться в обстановке. Использование больших объемов данных становится все более значимым направлением работы для журналистов по всему миру. Появление полностью открытых источников данных, а также бесплатных инструментов для их очистки, обработки и визуализации позволяет делать прогноз об увеличении количества журналистских материалов на основе аналитики больших объемов данных в ближайшие годы.
Список литературы
1. Бегтин, И. Готовы ли мы к журналистике данных? [Электронный ресурс]. - URL: http:// polit.ru/article/2013/04/29/data_journalism/ (дата обращения 17.04.2015).
2. Википедия [Электронный ресурс]. -URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D 1 %82%D0%BA%D1 %80%D1 %8B%D1 %82%D 1%8B%D0%B5_%D0%B4%D0%B0%D0%BD %D0%BD%D1%8B%D0%B5 (дата обращения 10.04.2015).
3. Игнатова, А. М. Открытые данные как новый способ взаимодействия государства и общества [Текст] / А. М. Игнатова // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2015. - № 1 (51). - С. 78-80.
4. Открытые данные. О Совете [Электронный ресурс] - URL: http://opendata.open.gov.ru/ about/ (дата обращения 12.04.2015).
5. Полит.ру. Спрос на открытые данные [Электронный ресурс] / А. Сакоян. - URL: http://polit.ru/article/2015/04/04/open_data/ (дата обращения 13.04.2015).
6. Портал открытых данных Российской Федерации [Электронный ресурс]. - URL: http://data.gov.ru/ (дата обращения 12.04.2015).
7. Правительство России [Электронный ресурс]. - URL: http://government.ru/open_data/ (дата обращения 10.04.2015).
8. РАЭК Открытые данные : Совещание у Председателя Правительства Российской Федерации Д. А. Медведева по вопросу «Открытые данные» [Электронный ресурс]. - URL: http://government.ru/media/ files/41d466695a6e367e6dd3.pdf (дата обращения 12.04.2015).
9. Русский репортер «Кто есть кто и почему в российской элите» [Электронный ресурс]. -URL: http://rusrep.ru/article/2011/09/07/who_is_ who/ (дата обращения 13.04.2015)
10. Симакова, С. И. Дата-журналистика как медиатренд [Текст] / С. И. Симакова // Вестн. Нижегородского ун-та им. Н. И. Лобачевского. - 2014. - № 2 (2). - С. 481-485.
11. Симакова, С. И. Журналистика данных как современное направление журналистики [Текст] / С. И. Симакова // Знак: проблемное поле медиаобразования, 2013. - №1. - С. 52—58.
12. Симакова, С. И. Журналистика данных: модно или актуально? [Текст] / С. И. Симакова // СМИ в условиях информационной глобализации : сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. / сост. Д. Л. Стровский, О. В. Ильина. - Екатеринбург : Урал. фед. ун-т, 2013.- С. 39-43.
13. Школа открытых данных [Электронный ресурс]. - URL: http://opendataschool.ru (дата обращения 12.04.2015).
14. BUDGETAPPS Первый всероссийский конкурс по открытым финансовым данным [Электронный ресурс]. - URL: http://budgetapps. ru/contest (дата обращения 12.04.2015).
15. Data.gov [Электронный ресурс]. - URL: https://www.data.gov/ (дата обращения 10.04.2015).
16. New York Times Hurricane Sandy [Электронный ресурс]. - URL: http://www.nytimes. com/interactive/2012/10/26/us/hurricane-sandy-map.html?_r=0 (дата обращения 13.04.2015)
17. New York Times Mapping the 2010 U.S. Census [Электронный ресурс]. - URL: http:// projects.nytimes.com/census/2010/map (дата обращения 13.04.2015).
18. Open data institute [Электронный ресурс]. - URL: http://theodi.org/ (дата обращения 12.04.2015).
19. Open data institute Open data in Macedonia: from legislation to engagement [Электронный ресурс]. - URL: http://theodi.org/case-studies/ case-study-a-profile-of-open-data-initiatives-in-macedonia (дата обращения 12.04.2015).
20. ParisTech Review [Электронный ресурс]. - URL: http://www.paristechreview. com/2013/03/29/brief-history-open-data/ (дата обращения 14.04.2015).
21. Portalul Guvernamental al Datelor Deschise [Электронный ресурс]. - URL: http://data.gov. md/ (дата обращения 13.04.2015)
S. A. Panyukova
THE ROLE OF OPEN DATA IN THE DEVELOPMENT OF DATA JOURNALISM
The open data movement growing at an amazing rate in recent years: from highly specialized topics it has become a subject of relevance and influence in various areas throughout the world. It is easy to see how this concept is gaining importance as an element in the development of socio-economic policies and actively implemented in the field ofjournalism.
Keywords: open data, data journalism.
References
1. Begtin, I. Gotovyi li myi kzhurnalistike dannyih? [= Are we ready for data journalism?], available at: http://polit.ru/article/2013/04/29/data_journalism/, accessed: 17.04.2015. (In Russ.).
2. Vikipediya [= Wikipedia], available at: https://ru.wikipedia.org/wiki/Otkryityie_dannyie accessed: 10.04.2015. (In Russ.).
3. Ignatova, A. M. (2015) Otkryityie dannyie kak novyiy sposob vzaimodeystviya gosudarstva i obschestva [=Open data as a new way of interaction between state and society], in: Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kulturologiya i iskusstvovedenie. Voprosyi teorii ipraktiki. [=Historical, philosophical, political and legal sciences, cultural studies and art history. Theory and practice.], Tambov, Gramota, no. 1 (51), pp. 78-80. (In Russ.).
4. Otkryityie dannyie. O Sovete [=Open data. About the Council], available at: http://opendata.open. gov.ru/about/ accessed: 12.04.2015. (In Russ.).
5. Sakoyan, A. Polit.ru. Spros na otkryityie dannyie [=Polit.ru. The demand for open data], available at: http://polit.ru/article/2015/04/04/open_data/, accessed: 13.04.2015. (In Russ.).
6. Portal otkryityih dannyih Rossiyskoy Federatsii [=Open Data portal of the Russian Federation], available at: http://data.gov.ru/, accessed: 12.04.2015. (In Russ.).
7. Pravitelstvo Rossii [=The Russian government], available at: http://government.ru/open_data/ accessed: 10.04.2015. (In Russ.).
8. RAEK Otkryityie dannyie : Coveschanie u Predsedatelya Pravitelstva Rossiyskoy Federatsii D. A. Medvedevapo voprosu «Otkryityie dannyie» [=RAEC Open data: MEETING OF the Chairman of the Russian Federation Dmitry Medvedev on «Open data»], available at: http://government.ru/media/ files/41d466695a6e367e6dd3.pdf, accessed: 12.04.2015. (In Russ.).
9. Kto est kto i pochemu v rossiyskoy elite [=Who's who and why in the Russian elite], in: Russkiy Reporter [=Russian reporter], available at: http://rusrep.ru/article/2011/09/07/who_is_who/, accessed: 13.04.2015) (In Russ.).
10. Simakova, S. I. (2014) Data-zhurnalistika kak mediatrend [=Data journalism as a Mediatrend], in: Vestn. Nizhegorodskogo un-ta im. N. I. Lobachevskogo [= Bulletin of the Nizhniy-Novgorod University named after N. I. Lobachevsky], no. 2 (2), pp. 481-485. (In Russ.).
11. Simakova, S. I. (2013) Zhurnalistika dannyih kak sovremennoe napravlenie zhurnalistiki [=Data journalism as a modern direction of journalism], in: Znak: problemnoe pole mediaobrazovaniya [=SIGN: the problem field of media education], no. 1, pp. 52-58 (In Russ.).
12. Simakova, S. I. (2013) Zhurnalistika dannyih: modno ili aktualno? [=Journalism Information: fashionable or actual?], in: SMI v usloviyah informatsionnoy globalizatsii [=Media in information globalization], Ekaterinburg , Ural. fed. un-t, pp. 39-43. (In Russ.).
22. Sumedha Jalote Moldova Builds E-Govemment: Open data [Электронный ресурс]. - URL: http://www.futuregov.asia/articles/ moldova-builds-e-government-open-data (дата обращения 12.04.2015).
13. Shkola otkryityih dannyih [=School open data], available at: http://opendataschool.ru accessed: 12.04.2015. (In Russ.).
14. BUDGETAPPS. Pervyiy vserossiyskiy konkurs po otkryityim finansovyim dannyim [=BUDGETAPPS First All-Russian competition on the open financial data], available at: http:// budgetapps.ru/contest, accessed: 12.04.2015). (In Russ.).
15. Data.gov, available at: https://www.data.gov/ accessed: 10.04.2015.
16. New York Times Hurricane Sandy, available at: http://www.nytimes.com/interactive/2012/10/26/ us/hurricane-sandy-map.html?_r=0, accessed: 13.04.2015.
17. New York Times Mapping the 2010 U.S. Census, available at: http://projects.nytimes.com/ census/2010/map, accessed: 13.04.2015.
18. Open data institute, available at: http://theodi.org/, accessed: 12.04.2015.
19. Open data institute. Open data in Macedonia: from legislation to engagement, available at: http://theodi.org/case-studies/case-study-a-profile-of-open-data-initiatives-in-macedonia, accessed: 12.04.2015.
20. ParisTech Review, available at: http://www.paristechreview.com/2013/03/29/brief-history-open-data/, accessed: 14.04.2015.
21. Portalul Guvernamental al Datelor Deschise, available at: http://data.gov.md/, accessed: 13.04.2015.
22. Sumedha Jalote Moldova Builds E-Government: Open data, available at: http://www.futuregov. asia/articles/moldova-builds-e-government-open-data, accessed: 12.04.2015.
Панюкова Светлана Александрова - студентка 2 курса факультета журналистики Челябинского государственного университета.
svetlana_panukova@mail.ru