Научная статья на тему 'Открытые данные как ресурс региональной журналистики'

Открытые данные как ресурс региональной журналистики Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
808
223
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖУРНАЛИСТИКА ДАННЫХ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА / OPEN DATA / DATA-DRIVEN JOURNALISM / LOCAL MEDIA

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Арбатская Елена Оттовна

Описываются ресурсы открытых данных региона и подходы к их использованию журналистами, выясняется степень информированности журналистов об имеющихся площадках публикации открытых данных, инструментах работы с данными, готовность редакций к использованию открытых данных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPEN DATA AS A RESOURCE OF REGIONAL JOURNALISM

The purpose of the study is to compare the available regional open data resources and regional projects by using them. Based on existing researches of the open data situation in Russia, it is concluded that, despite the current problems Russia have got the necessary conditions for the widespread implementation of data journalism in practice of media. There are numerous examples of successful cases of this kind of journalism. But in general, opportunities haven’t completely materialized. This gap is investigated by the example of Tyumen region. The Tyumen region has sufficiently high position in the transparency rankings of regional authorities. The online platform for publishing open data in Tyumen region is identified and described. Using data published on this platform has been examined by monitoring of rеgional media. A few examples of published media content with the use of datasets published on the government open data platforms were identified. A search of Hyperlinks to the platforms in the project Yandex. News gave zero results. The survey of the Tyumen journalists shows the level of awareness about data journalism and available platforms for publication open data. The most of participants of survey know a few platforms of open data, but they are not aware of the method and tools of data journalism and prefer using data from press-releases, official reports and other products of the data analysis performed by organizations and experts to raw materials. However particular journalists aware about data driven journalism and its tools and use the open data for their articles. We can conclude the underexploitation of resources of open data in Tyumen media. Whereas some particular journalists are capable of using open data, regional media haven’t started implementation of data journalism into regular practice yet. All have been due to the short term since the beginning of publication open data on regional platforms. So we can say that regional media has great potential for innovation.

Текст научной работы на тему «Открытые данные как ресурс региональной журналистики»

11. The Pioneer. A Literary Magazine (1947) Edited by J.R. Lowell. With an Introduction by S. Bradley, Scholars' Facsimiles & Reprints, New York.

12. United States Telegraph. (Washington City, D.C.).

13. Ward, J.W. (1967) Andrew Jackson. Symbol of the Age, Columbia University Press, New York.

14. Washington Globe.

15. Webster, D. (1877) The Works of D. Webster, 6 Vols. Edited by G.W. Gordon, J.W. Paige, Little Brown, Boston.

16. Whig Review, New York.

Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 5 (360). Филология. Искусствоведение. Вып. 94. С. 52-58.

УДК 316.77, ББК Ч60я7

Е. О. Арбатская

открытые данные как ресурс региональной журналистики

Описываются ресурсы открытых данных региона и подходы к их использованию журналистами, выясняется степень информированности журналистов об имеющихся площадках публикации открытых данных, инструментах работы с данными, готовность редакций к использованию открытых данных.

Ключевые слова: журналистика данных; региональная журналистика.

Журналистика данных - одно из самых заметных новых явлений в практике как мировых, так и отечественных СМИ. По определению Lorenz, [19. C. 10] - это «рабочий процесс, в котором данные являются базой для анализа, визуализации и, что наиболее важно, - стори-теллинга». Развитию этого направления журналистики способствует размещение в сети Интернет т. н. открытых данных - то есть «информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, в виде массивов данных в формате, обеспечивающем их автоматическую обработку для повторного использования без предварительного изменения человеком (машиночитаемый формат), и на условиях ее свободного (бесплатного) использования» [8]

Для региональной журналистики открытые данные обладают серьезным потенциалом, поскольку именно локальная информация, «зашифрованная» в наборах данных, чаще всего имеет для потребителя журналистского контента практический интерес. В формирующийся «золотой фонд» мировой журналистики данных вошло немало локальных проектов. Однако по-настоящему заметных российских региональных проектов пока немного.

В обзоре на портале Всемирного банка [22] открытые данные применительно к нашей стране названы «огромным ресурсом, который все еще является относительно новым и задей-ствуется не в полной мере». Портал открытых данных Российской Федерации data.gov.ru на январь 2015 года имеет статус альфа-тестирования, на этот момент на нем опубликовано 2420 открытых данных.

Российский и зарубежный опыт в области открытых данных органов государственного управления в целом высоко оценивается Г. Р. Камаловой [3] и другими. Некоторые из исследований практики раскрытия государственных данных содержат критические выводы. Тенденция «от открытости к закрытости данных» отмечается, в частности, применительно к криминальной статистике [2]. И. В. Бегтин в своем блоге (http://ivan.begtin. name/tag/открытые-данные/) регулярно приводит примеры, когда на порталы открытых данных выкладывается информация, которая по сути открытыми данными не является.

Формальный подход к открытости существует во всем мире: «Сегодня правящий режим может называть себя открытым, если он создает сайты "правильного" типа - даже если

он не станет более подотчетным и прозрачным» [16], - отмечают Harlan и Robinson.

Российский опыт использования открытых данных в публичном пространстве исследуется М. Г. Шилиной [11; 12], в этом же контексте она рассматривает и журналистику данных [10]. С. И. Симакова подчеркивает необходимость отдельного разговора о «журналистике баз данных», рассматривая ее как первый шаг в работе журналиста данных [7. С. 54]. Журналистика данных достаточно активно обсуждается экспертным сообществом, статьи на эту тему публиковались в отраслевых изданиях [в частности, 5].

Наиболее цитируемые тексты зарубежных исследователей, посвященные журналистике данных, также имеют выраженную практическую направленность, что естественно для периода инноваций. Это, прежде всего, The data journalism handbook [18]. Часть подобных текстов представляет собой рефлексию практиков [21], иногда выраженную предельно лапидарно [17]. Практической направленностью отличаются и тексты представителей академического сообщества [см. например: 13; 14; 19; 20].

Несмотря на то, что в нашей стране журналистика данных развивается первые годы, а практика регулярной публикации наборов данных на специальных порталах в большинстве регионов насчитывает не больше года, уже можно говорить о сложившихся предпосылках к внедрению в регионах как журналистики данных, так и ее более узкой разновидности -журналистики баз данных. И представители региональных СМИ уделяют внимание этой теме. Так, в пермской газете «Звезда» опубликован материал, посвященный открытости данных региона [4].

Представляет практический интерес более точное определение стадии, в которой сейчас находятся региональные СМИ в процессе внедрения журналистики данных в практику. В качестве первого шага сделаем это на примере Тюменской области. Для того чтобы сопоставить имеющиеся ресурсы открытых данных и их использование в региональных медиа, следует выявить площадки для публикации открытых данных Тюменской области, затем провести мониторинг СМИ на предмет использования данных ресурсов. Степень осведомленности практикующих журналистов региона об источниках открытых данных и журналистике данных как таковой и предпочитаемые методы работы со статистической информаци-

ей выявим с помощью опроса представителей тюменских редакций.

В Тюменской области выявлены следующие ресурсы открытых данных.

Раздел «Открытые данные» на официальном портале органов государственной власти Тюменской области: admtyumen.ru/ogv_ru/ gov/open-gov/opendata.htm. Все опубликованные наборы данных (на 15.01.15) датированы 2014 годом: с 26.02.14 по 26.12.14. Формат всех наборов - хт1. Всего за год опубликовано 15 наборов. Наборы представляют из себя списки и перечни адресов, вакансий госслужбы и т. д., реестры разрешений, результаты проверок юридических лиц, отчеты. Согласно докладу А. С. Албычева [1], самыми популярными по количеству посещений и скачиваний в месяц набором являются «Список точек доступа к сети "Интернет" в региональной сети бесплатного интернета» и наборы данных, относящиеся к выполнению майских указов президента. Согласно рейтингу автоматизированной информационной системы «Мониторинг государственных сайтов» (разработан Министерством экономического развития Российской Федерации), Официальный портал органов государственной власти Тюменской области на январь 2015 года - на двадцать втором месте по открытости данных [6].

Данные Тюменской области относительно полно представлены на федеральных порталах, таких как официальный сайт для размещения информации о государственных муниципальных учреждениях bus.gov.ru, портал федеральной службы государственной статистики www.gks.ru. Сведения об использовании бюджетных средств Управления Федерального Казначейства по Тюменской области имеются на странице tumen.roskazna.ru/page/13636, общедоступные сведения из Единого федерального реестра туроператоров - на странице opendata.russiatourism.ru/7708550300-ReestrRost:urizm72B. Следующие сайты и страницы региональных органов власти и региональных подразделений федеральных органов власти содержат ссылки на федеральные наборы открытых данных. Управление федеральной службы судебных приставов по Тюменской области: сfssprus.ru/opendata. Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области: tyumen.fas. gov.ru.

Всего до конца 2014 года официальными органами Тюменской области планировалось

опубликовать 70 наборов открытых данных. При этом, по сведениям департамента информатизации Тюменской области, отклик от IT-разработчиков отсутствует [9]. Возможно, это объяснялось тем, что среди представленных на тот момент данных количество наборов, представлявших общественный интерес, было весьма ограниченным.

В то же время сайты государственных органов Тюменской области предлагают гражданам ряд сервисов, созданных на основе данных. Так, портал управления городом «Тюмень - наш дом» Комитета по информатизации города Тюмени (http://www.tyumen-city.ru/dom/) предлагает сервисы на основе карт Yandex, позволяющие пользователям получить информацию, связанную непосредственно с местом их проживания. Пользователи также могут добавлять свои данные - например, сообщать об имеющихся свалках.

Итак, Тюменская область как минимум не отстает от других российских регионов в области доступности открытых данных. Однако примеры их использования редакциями пока единичны. Наиболее популярным датасетом оказался список бесплатных точек доступа Wi-Fi - несколько СМИ региона опубликовали карту на его основе. Другой вид использования данных - инфографика на основе электронных таблиц бюджетов. Тюменские СМИ достаточно часто публикуют инфографику, в том числе в специальных рубриках, однако либо без ссылок, либо со ссылками на ведомственные или корпоративные пресс-службы и другие вторичные источники статистической информации. Ссылки на пресс-релизы или другие СМИ преобладают в рубриках «Статистика», «Рейтинги» и т. п. Поиск ссылок на вышеперечисленные платформы для размещения открытых данных в проекте Яндекс.Новости дал нулевые результаты. При аналогичном поиске, выполненном на портале Тюменских СМИ (tyumedia.ru), были обнаружены ссылки на ряд порталов с отрытыми данными, которые содержались в текстовой информации о соответствующих ведомствах либо сообщениях об опубликованных датасетах со ссылками на пресс-службы.

С целью выявления осведомленности журналистов о журналистике данных и имеющихся платформах, а также выяснения предпочитаемых способов получения статистических данных с помощью сервиса surveymonkey.com проведен опрос журналистов ведущих печат-

ных и электронных СМИ Тюменской области, чьи должностные обязанности предполагают освещение деятельности государственной власти, работу с официальными данными. Всего заполнено 12 анкет.

Ответы на вопрос «Оцените открытость данных в нашем регионе» распределились следующим образом: Отлично - 0 % , Хорошо - 28 %, Удовлетворительно - 55 %, Неудовлетворительно - 18 %. Комментарии: «Зачастую, найти именно актуальную нужную статистику сложно, даже если она и существует. К примеру, не так просто найти доходы власть имущих, прямых ссылок нигде нет». «Эти открытые данные обычно тщательно "замурованы", но найти при желании все-таки можно».

Что является для вас лично источником статистической информации о регионе? Пресс-релизы - 36 %. Информация, предоставленная по редакционному запросу, - 27 %. Цифры, озвучиваемые официальными лицами, экспертами - 72 %. Опубликованные доклады и отчеты госучреждений и корпораций, экспертов - 72 %. Данные, опубликованные в виде электронных таблиц (Excel и т. п.), - 36 %, другие машиночитаемые данные - 18 %.Отвечая на тот же вопрос применительно к редакциям, респонденты отметили, что машиночитаемые данные (в т. ч. электронные таблицы) не используются, при этом самыми популярными источниками остаются доклады и отчеты.

Насколько вы лично осведомлены о журналистике данных? Не знаю, что означает этот термин - 8,5 %. В общих чертах представляю, что это такое, но не знаю, как можно применить на практике, - 18 %. Достаточно неплохо осведомлен о чужом опыте, но не имею соответствующих навыков - 37 %. Имею начальные навыки в области журналистики данных: умею находить данные в Интернете, сортировать данные в электронных таблицах, анализировать их на элементарном уровне - 27 %. Хорошо разбираюсь в журналистике данных, имею опыт создания нового контента на основе открытых данных либо опыт взаимодействия с программистами и дизайнерами для создания такого контента - 8,5 %.

О желании своих редакций внедрять журналистику данных заявили 11 % респондентов, о том, что она используется - 8,5 %.

Кроме того, участников опроса попросили назвать известные им площадки публикации открытых данных. 25 % участников опроса не

назвали ни одной площадки, самым известным оказался Портал Федеральной службы государственной статистики) - 77 %.

Итак, большинство участников опроса для получения статистических данных предпочитают «сырым данным» информацию, прошедшую предварительную переработку. Тем не менее, отдельные респонденты используют электронные таблицы и машиночитаемые данные. При этом осведомленность журналистов и их готовность использовать открытые данные несколько опережает готовность редакций внедрять журналистику данных.

Таким образом, имеющиеся источники открытых данных недоосвоены региональными СМИ Тюменской области, при этом в регионе имеются, пока немногочисленные, журналисты, готовые к такой работе. Таким образом, открытые данные и журналистика данных -это инновационный потенциал для развития региональных СМИ, по крайней мере, можно уверенно сказать это о Тюменской области. Данное исследование является пилотным и может быть продолжено на более обширном материале как в Тюменской области, так и в других российских регионах.

Список литературы

1. Албычев, А. С. Открытое правительство Тюменской области [Электронный ресурс] / А. С. Албычев // V съезд некоммерческих организаций России (2-5 дек. 2014 г.) URL: http:// www.gosgrant.ru/2014/prezentacii/0tkrytoe_ Pravitelstvo_Tyumenskoj_oblasti.pdf, accessed 15.01.14.

2. Амара, М. И. Криминальная статистика и открытость полиции: аналит. обзор (в рамках мониторинга российского законодательства об открытости статистической информации) [Электронный ресурс] / М. И. Амара, М. С. Шклярук, И. В. Бегтин. М., 2014. 53 с. URL:http://enforce.spb.ru/images/ Issledovanya/2014/2014.12_TIR_IRL_KGI-3_ 0pen_police.pdf, accessed 15.01.14.

3. Камалова, Г. Р. Открытые данные органов государственной власти: российский и зарубежный опыт [Электронный ресурс] / Г. Р. Камалова // Вопр. управления. 2014. № 1 (26). URL: http://vestnik.uapa.ru/en/issue/20 14/01/26/?print,accessed 15.01.14.

4. Кудряшова, А. Открытые данные: Насколько они действительно открытые в Пермском крае / А. Кудряшова // Звезда.

2014. 11 нояб. URL: http://zvzda.ru/articles/ ec691a5275bf, accessed 15.01.14.

5. Ларот, Т. Журналистика данных: как заставить цифры говорить / Т. Ларот // Журналист. 2013. № 3. С. 39-41.

6. Официальный портал органов государственной власти Тюменской области [Электронный ресурс] // Мониторинг государственных сайтов. URL: http://gosmonitor.ru/ node/323, accessed 15.01.14.

7. Симакова, С. И. Журналистика данных как современное направление журналистики / С. И. Симакова // Знак: проблемное поле меди-аобразования. 2013. № 1. С. 52-58.

8. Совершенствование государственного управления [Электронный ресурс] // Портал административной реформы. URL: http:// ar.gov.ru/inform_otkritost_05_otkritii_dannie/ index.html,accessed 28.12.14.

9. Тюменская область планирует опубликовать 70 наборов открытых данных [Электронный ресурс] // Тюменская область: официальный портал органов власти Тюменской области. Новости электронных СМИ за 26 августа 2014 года. URL: http://admtyumen.ru/ogv_ ru/news/subj/more.htm?id=11197652@egNews, accessed 15.01.14.

10. Шилина, М. Г. Data Journalism - дата-журналистика, журналистика метаданных - в структуре медиакоммуникации: к вопросу формирования теоретических исследовательских подходов [Электронный ресурс] / М. Г. Шилина // Медиаскоп. 2013. № 1. URL: http://www.mediascope.ru/node/1263, accessed 15.01.14.

11. Шилина, М. Г. Big Data, Open Data, Linked Data, метаданные в PR: актуальные модели трансформации теории и практики [Электронный ресурс] / М. Г. Шилина // Меди-аскоп. 2014. № 1. URL: http://www.mediascope. ru/node/1486, accessed 15.01.14.

12.Шилина, М. Г. Data-коммуникация как новый формат взаимодействия в публичном пространстве / М. Г. Шилина // Бизнес. Общество. Власть. 2014. № 19. C. 91-98.

13.Bradshaw, P. Data journalism / P. Bradshaw // Ethics for digital journalists. Emerging best practices. N. Y.: Routledge Taylor and Francis group; L., 2015. P. 202-221.

14.Coddington, M. Clarifying Journalism's Quantitative Turn: A typology for evaluating data journalism, computational journalism, and computer-assisted reporting / M. Coddington // Digital Journalism. 2014. P. 1-18.

15.Fink, K. Data Journalism in the United States: Beyond the «usual suspects» / K. Fink, C. W. Anderson // Journalism Studies. 2014. Taylor & Francis. P. 1-15.

16.Harlan, Y. The New Ambiguity of Open Government [Электронный ресурс] / Y. Harlan, D. Robinson // Princeton CITP / Yale ISP Working Paper. Draft of February 28, 2012. URL: http://siteresources. worldbank.org/EASTASIAPACIFICEXT/ Images/226299-12518 723 9923 9/SSRN-id2012489[1].pdf ,accessed 15.01.14.

17.Holovaty, A. The definitive two-part answer to "is data journalism? [Электронный ресурс] / A. Holovaty. URL: http://www.holovaty.com/ writing/data-is-journalism, accessed 15.01.14.

18.Jonathan, G. The data journalism handbook [Электронный ресурс] / G. Jonathan, L. Chambers, L. Bounegru. O>Reilly Media, Inc., 2012. 218 p.URL: http://datajournalismhandbook. org/1.0/en/, accessed 15.01.14.

19.Lorenz, M. Status and Outlook for data-driven journalism. European Journalism Center:

Data-driven journalism: What is there to learn? [Электронный ресурс] / M. Lorenz // A paper on the data driven journalism roundtable held in Amsterdam on 24 August 2010. P. 8-17. URL: http://mediapusher.eu/datadrivenjournalism/pdf/ ddj_paper_final.pdf, accessed 15.01.14.

20.Powers, M. In Forms That Are Familiar and Yet-to-Be Invented. American Journalism and the Discourse of Technologically Specific Work / M. Powers // Journ. of Communication Inquiry. 2012. Vol. 36, Issue 1. P. 24-23.

21.Rogers, S. Data journalism at The guardian: what is it and how do we do it? [Электронный ресурс] / S. Rogers // The Guardian. 2011, July 28. №. 7. URL: http://www.theguardian.com/news/ datablog/2011/jul/28/data-journalism, accessed 15.01.14.

22.Unleashing the Potential of Open Data in Russia (January 13, 2015) [Электронный ресурс] // The World Bank. URL: http://www.worldbank. org/en/news/feature/2015/01/13/unleashing-the-potential-of-open-data, accessed 15.01.14.

Арбатская Елена Оттовна - кандидат философских наук, исполняющий обязанности заведующего кафедрой журналистского мастерства Института филологии и журналистики Тюменского государственного университета.

magda2004@gmail.com

Arbatskaya E. Tyumen State University. magda2004@gmail.com.

open data as a resource of regional journalism

The purpose of the study is to compare the available regional open data resources and regional projects by using them. Based on existing researches of the open data situation in Russia, it is concluded that, despite the current problems Russia have got the necessary conditions for the widespread implementation of data journalism in practice of media. There are numerous examples of successful cases of this kind of journalism. But in general, opportunities haven't completely materialized. This gap is investigated by the example of Tyumen region. The Tyumen region has sufficiently high position in the transparency rankings of regional authorities. The online platform for publishing open data in Tyumen region is identified and described. Using data published on this platform has been examined by monitoring of regional media. A few examples of published media content with the use of datasets published on the government open data platforms were identified. A search of Hyperlinks to the platforms in the project Yandex. News gave zero results. The survey of the Tyumen journalists shows the level of awareness about data journalism and available platforms for publication open data. The most of participants of survey know a few platforms of open data, but they are not aware of the method and tools of data journalism and prefer using data from press-releases, official reports and other products of the data analysis performed by organizations and experts to raw materials. However particular journalists aware about data driven journalism and its tools and use the open data for their articles. We can conclude the underexploitation of resources of open data in Tyumen media. Whereas some particular journalists are capable of using open data, regional media haven't started implementation of data journalism into regular practice yet. All have been due to the short term since the beginning of publication open data on regional platforms. So we can say that regional media has great potential for innovation.

bywords: Open data; data-driven journalism; local media.

References

1. Albychev, A. S. «Otkrytoe pravitel'stvo Tyumenskoy oblasti »[=Open Government of Tyumen region],in: V s"ezd nekommercheskikh organizatsiy Rossii 2 - 5 dekabrya 2014 g[=V Congress of nonprofit organization2 - 5 Dec 2014 ], available at: http://www.gosgrant.ru/2014/prezentacii/0tkrytoe_ Pravitelstvo_Tyumenskoj_oblasti.pdf accessed 15.01.14. (in Russ.).

2. Amara, M. I., Shklyaruk, M. S., Begtin, I. V. (2014). «Kriminal'naya statistika i otkrytost' politsii: Analiticheskiy obzor (v ramkakh monitoringa rossiyskogo zakonodatel'stva ob otkrytosti statisticheskoy informatsii)». [=Crime statistics and the transparency of the police: Analytical review (in the framework of the monitoring of the Russian legislation of statistical information's transparency)]. - 53p. ,available at: http://enforce.spb.ru/images/Issledovanya/2014/2014.12_TIR_IRL_KGI-3_0pen_ police.pdf (in Russ.).

3. Kamalova, G.R. (2014). «Otkrytye dannye organov gosudarstvennoy vlasti: rossiyskiy i zarubezhnyy opyt» [=0pen source data of state government bodies: the Russian and foreign experience], in: Voprosi upravleniya [=government matters, 1(26) , available at: http://vestnik.uapa.ru/en/ issue/2014/01/26/?print, accessed 15.01.14(in Russ.).

4. Kudryashova, A. (Nov11, 2014).«0tkrytye dannye: Naskol'ko oni deystvitel'no otkrytye v Permskom krae»[=0pen data: To what extent they are open in Perm Region], in:Zvezda, available at:http://zvezda.ru/articles/ec691a5275bf, accessed 15.01.14(inRuss.).

5. Larot, T.(2013)«Zhurnalistika dannykh: kak zastavit> tsifry govorit»[=Data journalism:how to make the numbers say?], in:Zhurnalist[=Journalist], 3, pp. 39 - 41(in Russ.)

6. «Ofitsial'nyy portal organov gosudarstvennoy vlasti Tyumenskoy oblasti» [=Tyumen region: official portal of the government of the Tyumen region], in: Monitoring gosudarstvennykh saytov[=Monitoring of government sites], available at:http://gosmonitor.ru/node/323, accessed 15.01.14.(in Russ.)

7. Simakova, S.I. (2013) «Zhurnalistika dannykh kak sovremennoe napravlenie zhurnalistiki»[=Data journalism as a modern tendency of journalism], in:Znak: problemnoe pole mediaobrazovaniya [=Sign:the problem field of media-education], №1, pp. 52 -58.(in Russ.)

8. Sovershenstvovanie gosudarstvennogo upravleniya. Portal administrativnoy reformy[=The improvement ofpublic administration. The portal of the administrative reform], available at: http:// ar.gov.ru/inform_otkritost_05_otkritii_dannie/index.html, accessed 28.12.14.(in Russ.)

9. «Tyumenskaya oblast' planiruet opublikovat' 70 naborov otkrytykh dannykh»[=Tyumen region plans publishing of 70 open datasets] (Aug 26,2014), in: Tyumenskaya oblast>: ofitsial>nyy portal organov vlasti Tyumenskoy oblasti. [=Tyumen region: official portal of the government of the Tyumen region], available at: http://admtyumen.ru/ogv_ru/news/subj/more.htm?id=11197652@egNews) accessed 15.01.14.(inRuss.).

10.Shilina, M. G. (2013) «Data Journalism - data-zhurnalistika, zhurnalistika metadannykh - v strukture mediakommunikatsii: k voprosu formirovaniya teoreticheskikh issledovatel'skikh podkhodov» [=Data Journalism, Journalism of meta-data in the Structure of Media Communication: anent the forming of theoretical research approaches], in: Mediaskop [=Mediascope],№1, available at:http://www. mediascope.ru/node/1263, accessed 15.01.14(in Russ.).

11.Shilina, M. G. (2014)«Big Data, Open Data, Linked Data, метаданные в PR: актуальные модели трансформации теории и практики» [=Big Data, Open Data, Linked Data, Metadata in PR: Current Models in the Transformation of Theory and Practice],in: Mediaskop[=Mediascope], №1,available at:http://www.mediascope.ru/node/1486, accessed 15.01.14(in Russ.).

12.Shilina, M. G.(2014) «Data-kommunikatsiya kak novyy format vzaimodeystviya v publichnom prostranstve»[=Data -communication as new format of integration in public sphere], in:Biznes. Obshchestvo. Vlast'[=Business. Society. Government], №19. pp. 91 - 98.(inRuss.).

13.Bradshaw, P. (2015)«Data journalism»,in:Ethics for digital journalists. Emerging best practices, RoutledgeTaylor and Francis group, NewYork and London, pp.202-221.

14.Coddington, M. (2014)«ClarifyingJournalism's Quantitative Turn: A typology for evaluating data journalism, computational journalism, and computer-assisted reporting»in Digital Journalism, pp. 1 -18.

15.Fink, K.andAnderson,C. W.(2014) «Data Journalism in the United States: Beyond the "usual suspects"»,:inJournalism Studies, - Taylor & Francis, pp.1 - 15.

16.Harlan, Y. and Robinson, D. (February28, 2012)«The New Ambiguity of Open Government», in: Princeton CITP/Yale ISP Working Paper, available at: http://siteresources.worldbank.org/ eastasiapacificext/Images/226299-1251872399239/SSRN-id2012489[1].pdf,accessed 15.01.14.

17.Holovaty, A. (May 21, 2009)The definitive two-part answer to "is data journalism?Available at:http://www.holovaty.com/writing/data-is-journalism, accessed 15.01.14.

18.Jonathan, G., Chambers, L. and Bounegru, L. (2012) The data journalism handbook O'Reilly Media, Inc., 218 p.,available at: http://datajournalismhandbook.org/L0/en/, accessed 15.01.14.

19.Lorenz, M. «Status and Outlook for data-driven journalism», in: European Journalism Center: Data-driven journalism: What is there to learn?»,in: A paper on the data driven journalism roundtable held in Amsterdam on 24 August 2010, P. 8-17, available at: http://mediapusher.eu/datadrivenjournalism/ pdf/ddj_paper_final.pdf, accessed 15.01.14.

20.Powers, M. (2012). «In Forms That Are Familiar and Yet-to-Be Invented: American Journalism and the Discourse of Technologically Specific Work», in: Journal of Communication Inquiry, 36(1), pp. 24-43.

21.Rogers, S. (July28, 2011)«Data journalism at The guardian: what is it and how do we do it?»,in: The Guardian,№7,available at:http://www.theguardian.com/news/datablog/2011/jul/28/data-journalism, accessed 15.01.14.

22.«Unleashing the Potential of Open Data in Russia» (January 13, 2015),in:The World Bank, available at:http://www.worldbank.org/en/news/feature/2015/01/13/unleashing-the-potential-of-open-data, accessed 15.01.14.

Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 5 (360). Филология. Искусствоведение. Вып. 94. С. 58-64.

УДК 070.1 + 316.344.2, ББК Ч600.0 + С54

Л. И. Белова

конструирование образа бедности современными СМИ (социологический аспект)

Статья посвящается выявлению особенностей конструирования современными медиа образа бедности как социальной проблемы в общественном сознании. Автор проводит сопоставление общественного мнения в отношении данной проблемы (на основании результатов собственного социологического исследования) и содержания материалов СМИ по данной проблеме. В статье также очерчивается место проблемы социального неравенства в медиаповестке и общественном сознании в сравнении с другими социальными проблемами.

Ключевые слова: социальная проблема; бедность; социальное неравенство; СМИ; медиапо-вестка; конструирование социальных проблем.

Как известно, в информационном обществе средства массовой коммуникации выступают на первый план в конструировании социальной реальности. При создании картины социальной реальности всегда происходит некоторое отклонение (искажение) от действительности, причем этого искажения нередко «желает» сама аудитория [2. С. 52]. К тому же не все проблемы получают равное количество внимания СМИ. Как же осуществляется отбор проблемных ситуаций для признания их в качестве социальной проблемы со стороны общественности?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ознакомившись с рядом научных теорий отечественных и зарубежных ученых, посвященных вопросам конструирования социальных проблем в СМИ (например, Дж. Беста, С. Хил-гартнера и Ч. Боска, М. Маккоумза и Д. Шоу, М. Спектора и Дж. Китсьюза, И. Г. Ясавеева, О. Бойко, О. И. Иванова, В. В. Шеблановой и др.), мы полагаем, что наиболее аргументированный ответ на этот вопрос дает социологическая концепция публичных арен С. Хилгартне-ра и Ч. Боска. Авторы утверждают, что социальные проблемы конкурируют между собой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.