4. Konkyrs na soiskanie regionalnoi premii obshestvennogo priznaniya v sfere blagotvoritelnosti I dobrovolchestva «Nijegorodskii fenix» [=Competition to the competition of the regional reward of public acknowledgement in the sphere of charity and volunteering "Nizhniy-Novgorod phoenix"], available at: http://info345.ru/konkurs-na-soiskanie-regional-noj-premii-obshhestvennogo-priznaniya-v-sfere-blagotvoritel-nosti-i-dobrovol-chestva-nizhegorodskij-feniks/, accessed 15.09.2013 (in Russ.).
5. Korsakov, D. Problemi nalogooblojenia v oblasti prodvijenia socialnoi reklami [=Problems of taxation in the region of the advance of social advertisement], available at: Electronnaia spravochnaia pravovaia sistema «Konsyltant plus», accessed 28.10.2013 (in Russ.).
6. Loshak, A. Beseda o socialnoi jurnalictike [=Conversation about social journalism], available at: http://www.russ.ru/pole/Beseda-o-social-noj-zhurnalistike, accessed 10.02.2013 (in Russ.).
7. O blagotvoritelnosti [=On the charity], available at: http://altapress.ru/story/13857, accessed 28.10.2013 (in Russ.).
8. Rostovskii oblastnoi konkyrs «Priznanie blagotvoritelnosti» [=Rostov provincial competition "Acknowledgement of charity"], available at: http://novocherkassk-gorod.ru/na_article/47225/, accessed 17.09.2013 (in Russ.).
9. Stenogramma kryglogo stola «Pochemy SMI ne rasskazivaut o blagotvoritelnosti predprini-matelei» [=The shorthand record of round table "Why the media they do not tell about the charity of owners"], available at: http://www.infohome-altai.ru/node/829, accessed 10.09.2013 (in Russ.).
10.Chershskii, I. Kak pravilno razmeshat v Internete prosbi o pomoshi [=As it is correct to place the requests about the aid in the Internet], available at: http://www.domashniy.ru/article/psihologiya-otnosheniy/lubov-i-otnosheniya/kak_pravilno_razmeshat_v_internete_prosby_o_pomoshi.html, accessed 20.04.2014 (in Russ.).
Е. С. Колчина
Челябинский государственный университет ИНТЕРАКТИВНОСТЬ КАК РЕСУРС DATA-ЖУРНАЛИСТСКОГО МАТЕРИАЛА
Развитие технологий позволяет создавать интерактивные журналистские материалы. В статье интерактивный аспект data-журналистики рассматривается как средство решения актуальных профессиональных задач. Различные уровни активности аудитории соотносятся с целями основанных на данных материалов. На этом основании автор предлагает выделить две разновидности публикаций и отмечает особенности каждой из них.
Ключевые слова: data-журналистика, интерактивность, визуализация данных.
Data-журналистика (от англ. «данные», подразумевается значение слова, принятое ИТ-специалистами: компьютерные и интернет-данные) - это область профессиональной журналистской деятельности, основанная на работе с большим количеством цифровых данных, направленная на поиск или создание общественно-значимых сюжетов на их основе, включающая в себя журналистский метод и формат аналитического контента.
Развитие этой журналистской сферы обусловлено не только лишь появлением машиночитаемых данных как нового источника информации, не только растущей значимостью (и увеличением количества) цифровых
данных, аккумулирующих сведения о самых разных областях человеческой жизни. Data-журналистика в ее актуальном виде является средством решения сразу нескольких профессиональных задач, вызванных усовершенствованием технологий, изменениями информационной среды и запросов аудитории.
Интернет как среда существования СМИ создает специфические условия для журналистской деятельности. Интерактивная, гипертекстуальная природа интернета стимулирует активность аудитории [3], последняя из пассивного потребителя информации превращается в партнера журналиста, требующего не просто потребления, но коммуникации, участия. В
то же время для СМИ все важней становится привлекать и удерживать внимание читателей, поскольку аудитория продолжает дробиться, все более разделяется по социокультурным, идеологическим и другим сегментам, постоянно появляются новые медиапроекты, оттягивающие на себя внимание читателей. СМИ начинают обращаться не к «среднестатистическому», но к индивидуальному читателю [6]. Большее значение приобретает форма подачи материала, поскольку скорость передачи сообщений в условиях интернета перестает быть преимуществом: любые сведения могут быть мгновенно скопированы и распространены в других источниках. Изменяется не только роль аудитории, но и роль самого журналиста. В условиях информационного «шума», избытка сообщений, в котором становится затруднительно ориентироваться, журналист из посредника, просто передающего информацию, превращается в «проводника», указывающего на действительно важные сообщения и объясняющего их значение. Важной журналистской задачей становится создание контекста, аудитории требуется «не просто информация о событии, но информирование о социальных проблемах и тенденциях общественного развития, в которые данный факт «встроен» и которые отражает» [4].
Data-журналистика направлена именно на выявление с помощью данных общественно-важных тенденций, на создание контекста, внутри которого станет понятна значимость тех или иных фактов, явлений, на объяснение, «перевод» на общедоступный язык информации, которая сама по себе не понятна читателю-неспециалисту. Использование больших массивов данных позволяет создать материал, ориентированный не на умозрительный образ читателя, а на каждого из возможных читателей персонально, база данных позволяет учесть все многообразие имеющихся сведений, что невозможно в обычном журналистском тексте. Становится возможна индивидуализация журналистского контента (соответствие его интересам и потребностям конкретного пользователя [2]) и гиперлокализация (или даже микролокализация) - то есть, ориентация контента даже не на население отдельного города, например, а на жителей конкретных его районов, вплоть до самых маленьких [6]. Последние два свойства журналистского материала не реализуются только благодаря опоре на данные. Их применение становится возможным благо-
даря гипертекстуальности и интерактивности: читателю (в данном случае вернее будет сказать «пользователю») вручается не непомерно большая таблица со значениями данных, но интерактивный инструмент для поиска тех сведений, что интересны лично ему.
Именно интерактивность, то есть возможность читателя взаимодействовать как с автором материала, так и с самим текстом [1], поддерживает активную роль аудитории, позволяет читателю ощутить себя партнером журналиста.
Интерактивность является одним из важнейших, хотя и не непременных средств data-журналистики. При этом проявляется она различным образом и в материалах разных типов. В частности, в текстовом материале журналист может напрямую (или в менее явной форме риторического вопроса, выстраивания текста в интонации приватного диалога) обратиться к аудитории, пригласив читателей дать оценку данных, предложить вариант их интерпретации или, опираясь на полученные сведения, ответить на поставленный вопрос на прикрепленном к публикации форуме. Самой распространенной формой публикации data-журналистского материала является визуализация данных (преобразование дискретных данных, которые сами по себе не визуальны, и представление их в графической форме [9]). Визуализация данных может быть представлена статичным изображением, но может быть также динамичной и интерактивной. Последняя обладает максимальным набором возможностей (динамичная интерактивная визуализация позволяет работать с большим количеством данных (что важно, поскольку суть data-журналистики именно в переработке значительных объемов данных, а не демонстрации отдельных цифр), предлагает различные средства анализа данных, и т. д.). Интерактивные визуализации обеспечивают уже не взаимодействие с автором или другими читателями, а взаимодействие непосредственно с содержанием публикации. И здесь также можно выделить различные степени участия пользователя в работе с материалом. Это может быть исключительно формальная интерактивность - взаимодействие с графическими элементами визуализации, но не с ее содержанием, самими данными (например, пользователь нажимает кнопки для передвижения между слайдами или запрашивает поле с дополнительными деталями, изобразительные элементы подсвечива-
ются при наведении указателя и т. п.). В ином случае интерактивность может предоставлять пользователю возможность взаимодействия непосредственно с содержанием материала, с данными.
Структура данных, как правило, подсказывает, в какой форме они должны быть представлены. Для передачи относительно небольшого количества данных может быть использован текст или статичная визуализация, для большего объема информации уже необходимо использовать динамичную визуализацию, позволяющую вывести на передний план главные сведения, а остальные поместить на скрытые (до запроса пользователя) поля или дополнительные слайды. Измерения данных указывают на то, какими типовыми графиками или диаграммами они могут быть представлены, например, секторная диаграмма отображает соотношение части и целого, а линейный график - развитие чего-либо во времени. Однако чем определяется придание материалу той или иной степени читательского участия?
Применение ресурсов интерактивности -один из основных критериев в классификации визуализаций данных, предложенной американскими исследователями Э. Сигелом и Дж. Хиром (эту концепцию можно распространить на data-журналистику в целом). Они выделяют два типа материалов (и соответственно, подходов к их созданию): управляемый автором и управляемый читателем [5]. «Авторский» подход в чистом виде подразумевает организацию четкого, линейного пути через элементы визуализации (или последовательное повествование в опирающемся на авторский текст материале). Ориентированный на автора материал передает сообщение от автора читателю и не подразумевает истинной интерактивности. Воплощением такого подхода могут быть видеоролики или неинтерактивные слайд-шоу. Кроме того, он проявляется в текстовых материалах, поскольку читатель вынужден следить за развитием авторской мысли на протяжение всего текста, и статичной визуализации данных, также выражающей единственный (авторский) ракурс рассмотрения темы. Сильный авторский подход, по мнению Э. Сигела и Дж. Хира, наилучшим образом работает, когда целью является эффективная передача информации. «Читательский» подход, напротив, опирается на высокую степень интерактивности. Пользователь самостоятельно определяет направление своего «движения» внутри жур-
налистского материала. В чистом виде управляемый читателем материал не подразумевает какого-либо предопределенного порядка просмотра изображений, передачи сообщений. Примерами могут быть инструменты визуального анализа, в частности, Tableau и Spotfire. В чистом виде, однако, эти два подхода существуют относительно редко, и в большинстве случаев используется синтезированный, автор-ско-читательский подход. Композиционные схемы материалов, составленные Э. Сигелом и Дж. Хиром показывают различные варианты чередования управляемых автором и управляемых читателем элементов.
Тем не менее, модель Э. Сигела и Дж. Хира не всегда может эффективно применяться. В ней не учитывается степень интерактивности материала, уровень участия пользователя. Э. Сигел и Дж. Хир сосредотачиваются исключительно на линейном повествовании как форме «авторского управления». Однако отсутствие линейности повествования, запрограммированного автором порядка знакомства с материалом, не означает отсутствия в публикации четко сформулированного сообщения или наличия высокой степени интерактивности. Помимо того, выделение «авторского» и «читательского» подходов позволяет анализировать уже созданные материалы, но менее применимо при использовании в практической журналистской работе, поскольку отсутствует определение, в каких случаях необходимо формулировать сообщение, пользуясь «авторским» подходом, а в каких прибегать к интерактивным средствам.
Интерактивность, активная роль читателя если не в создании, то в восприятии материала
- средство привлечения и удержания читательского внимания. Кроме того, использование интерактивного ресурса содействует пониманию сложной темы или относящихся к ней данных, поскольку индивиду проще усвоить знание, если он получает его в процессе деятельности или чувственного опыта, а не просто знакомится с фактами [7]. Ф. Мэн пишет, что чем больше пользователь вовлечен в изучение медиапродукта, тем больше времени ему посвящает [8]. Время, которое тратят читатели,
- ценный ресурс, за который конкурируют современные СМИ. Однако практический опыт, интерактивность - не единственный метод создания вовлеченности читателя в изучение журналистского материала. Подобного эффекта можно добиться и с помощью использования
художественных средств. Ф. Мэн, проводя параллели между интерактивными визуализациями данных и компьютерными играми, пишет, что вовлеченность может создаваться за счет интерактивности, прямого взаимодействия с контентом, и за счет эффекта присутствия (который может генерироваться в том числе художественными средствами, реалистичной графикой). Так же, как в «классическом» газетном репортаже эффект присутствия достигается за счет использования деталей, в визуальном журналистском материале он может достигаться с помощью проработанного графического дизайна. Действительно, data-журналистика, опираясь на широкие мультимедийные возможности, предоставляемые основной сферой ее существования - интернетом, использует как опыт традиционных журналистских форм, так и приемы, заимствованные из других видов медиа, средства кинематографа, комиксов, компьютерных игр.
Отметив эту особенность, вернемся к проблеме использования ресурсов интерактивности в data-журналистском материале. Возможно связать целесообразность интерактивности как одного из используемых журналистом средств с задачами конкретного материала, теми функциями, которые он должен выполнять для достижения цели - наиболее полной и ясной передачи содержания публикации аудитории.
Если мы говорим о data-журналистике как о формате контента, а не просто методе работы, то основой, центральной частью любого материала будут являться данные. Они отображают тему, создают сюжет, воплощают динамику действительности, а не просто иллюстрируют тезис журналиста. Однако значимость данных может быть различной.
Если общественную значимость представляют какие-то конкретные тенденции, обнаруженные журналистом связи групп данных, некие «открытия», полученные во время исследования данных, то внимание аудитории должно быть направлено именно на них. Соответственно задачей материала становится донести до аудитории именно эти находки, показать именно эти тенденции, взаимосвязи, сделать их ясными и понятными. В общем виде назовем это презентацией результатов исследования, и соответственно, выделим первую группу материалов - презентационную, показывающую.
В ином случае значимым является не представление отдельной концепции, а получение
доступа к набору данных целиком. Важным для общества может оказаться любое из возможных сопоставлений данных, или же важным для индивидуализированного читателя может оказаться локальный сегмент данных, относящийся к сфере его личных интересов. Но поскольку даже ресурсы интерактивной визуализации, наиболее богатой возможностями формы представления данных, не безграничны, зачастую невозможно поместить в ее поле абсолютно все из имеющихся данных, не сделав при этом материал абсолютно недекодиру-емым, перегруженным. В этом случае задачей автора интерактивного материала становится не представление какого-то отдельного сюжета, а создание инструментов, с помощью которых пользователь сможет получить и изучить необходимые данные в доступной форме, самостоятельно проанализировать их, возможно, составить собственный, пусть и небольшой, сюжет. Таким образом, получаем вторую группу основанных на данных материалов, которая условно может называться исследовательской.
В презентационном материале все средства направлены на объяснение и углубление понимания основной концепции, результата авторского исследования. Читателю сразу же сообщается вывод. В свою очередь, пользователь может убедиться в достоверности вывода, изучив данные, или получить из них подробности, детали, относящиеся к теме и сообщению, он может просмотреть различные «слои» информации, этапы анализа данных. Однако интерактивность в подобных материалах ограничена и, как правило, формальна. Возрастает нагрузка на использование художественных средств. Презентационные визуализации данных в большей степени, чем прочие, ориентированы на визуальную привлекательность, зрелищность, кинематографичность. В случае, если материал использует авторский текст, этот текст не просто помогает понять измерения данных, но обрисовывает жизненную ситуацию, относящуюся к теме материала, создавая таким образом ассоциативную связь между содержащимися в материале измерениями и практическим жизненным опытом читателя.
В то время как презентационный материал подразумевает создание основанного на данных сюжета журналистом, материалы, относящиеся к группе исследовательских, передают эту функцию читателю. Это направление представлено интерактивными инструментами для работы с данными, в том числе использую-
щими визуальное представление информации. Здесь пользователь может уже не только считывать данные, но и манипулировать ими: осуществлять их фильтрацию, сортировку, поиск, комбинирование. Интерактивность в этом типе публикаций направлена не на формальную, а на содержательную часть материала. Каждое действие пользователя приводит не просто к смене изобразительного ряда, но к появлению новых значений. Авторские комментарии в исследовательских материалах сводятся, как правило, к техническим замечаниям. Например, пояснению значения какой-либо единицы измерения. Отсутствует четко сформулированный вывод, указание журналиста на результат который дает анализ данных.
Исследовательские визуализации данных в первую очередь ориентированы на функциональность. Эффект присутствия создается главным образом за счет интерактивности, читатель втягивается в прямое взаимодействие с материалом. В этом случае излишние графические элементы могут усложнить понимание, буквально распылить внимание пользователя. Нагрузка на зрелищность визуализации падает.
В то время как автор презентационного материала делает заметным и понятным отдельный сюжет, автор исследовательской визуализации создает среду для самостоятельного пользовательского анализа, схему, в которую потенциально может встроиться множество различных сюжетов, найденных пользователем в данных. Задача исследовательского материала - предоставлять пользователю такую схему, создать удобную для работы среду, внутри которой пользователю будут максимально понятны все возможные связи, сопоставления, значения данных. Эта задача не является только дизайнерской или программной проблемой. Фактически, журналисту необходимо понять и проанализировать данные, выявить важные взаимосвязи, создать необходимый контекст, - так же, как и при создании презентационного материала. Разница в том, что в исследовательских материалах выявляется значимость не конкретного проявления, тенденции, а темы целиком, всей сферы человеческой жизни, находящей отображение в представленных данных.
Таким образом, степень пользовательского участия в data-журналистском материале определяется не спонтанно, но в соответствии
с предметом отображения целью конкретной публикации.
Список литературы
1. Калмыков, А. А. Интерактивная гипертекстовая журналистика в системе отечественных СМИ [Электронный ресурс] / А. А. Калмыков. - URL : http://www.evartist. narod.ru/text19/159.htm.
2. Николов, А. Л. Новые направления в ме-диаиндустрии, или что такое дата журналистика (data journalism) [Электронный ресурс] / А. Л. Николов. - URL : http://mic.org.ru/index. php/4-nomer-2012/165-novye-napravleniya-v-mediaindustrii-ili-chto-takoe-data-zhurnalistika-data-journalism.
3. Шилина, М. Г. Big data, open data, linked data, метаданныевРЯ: актуальные моделитранс-формации теории и практики [Электронный ресурс] / М. Г. Шилина, В. Ю. Левченко. - URL : http://www.mediascope.ru/node/1486.
4. Шилина, М. Г. Data journalism - дата-журналистика, журналистика метаданных - в структуре медифакоммуникации: к вопросу формирования теоретических исследовательских подходов [Электронный ресурс] / М. Г. Шилина. - URL : http://www.mediascope. ru/node/1263.
5. Heer, J. Narrative visualization: telling stories with data [Text] / J. Heer, E. Segel. //Visualization and computer graphics, IEEE Transactions on. -2010. - Т. 16. - №. 6. - С. 1139-1148.
6. Holovaty, A. A fundamental way newspaper sites need to change [Электронный ресурс] / A. Holovaty. - URL : http://www.holovaty.com/ writing/fundamental-change.
7. Man, Ph. Narrative structures in data visualizations to improve storytelling [Электронный ресурс] / Ph. Man. - URL : http://mastersofmedia. hum.uva.nl/2011/05/03/narrative-structures-in-data-visualizations-to-improve-storytelling.
8. Man, Ph. What data visualization can learn from game design [Электронный ресурс] / Ph. Man. - URL : http://mastersofmedia.hum.uva. nl/2011/04/19/what-data-visualization-can-learn-from-game-design.
9. Manovich, L. Data visualisation as new abstraction and anti-sublime [Электронный ресурс] / L. Manovich. - URL : http://manovich.net/ DOCS/data art 2.doc.
Ye. S. Kolchina
Chelyabinsk state University ekol4ina@gmail .com
INTERACTIVITY AS A JOURNALISTIC RESOURCE IN DATA-DRIVEN PUBLICATIONS
This article discusses interactivity in data journalism as a solution of actual professional tasks. The author considers the view that range of interactivity and reader participation depends on subject and purpose of data driven publication. Same factors influence the way ofpresentation of the publication, its aesthetical appearance. The author defines two kinds of data-driven publications in compliance with their subjects, purposes and levels of interactivity. In particular, presentational publication provides readers with single socially important story created by journalist. This kind ofpublication doesn't use high levels of interactivity. It allows user to interact with some graphical elements but not with the data itself. Presentational publications rely on expressive means, impressive graphics to attract reader's attention. The other kind is exploratory publication. It should be used when any data item or every item of the data set is important for public. This kind ofpublication allows user to interact with data, to create stories, to find news or information ofpersonal importance. The user can sort, filter, combine the data. Exploratory publications are interactive as much as possible and often contain a very large amount of information. Difficult graphics or expressive means could make such publication hardly understandable, so functionality in exploratory publication is more important then aesthetics.
Keywords: data journalism, interactivity, data visualization.
References
1. Kalmykov, A. A. (2009), Interaktivnaya gipertekstovaya zhurnalistika v sisteme otechestvenyh SMI [=Interactive hypertextuel journalism in Russian mass media system], avalaible at: http://www. evartist.narod.ru/text19/159.htm, accessed 19.05.2014 (in Russ.).
2. Nikolov, A. L. (2013), Novye napravleniya v mediaindustrii, ili chto takoye data zhurnalistika [=New trends in media industry, or what data journalism is], avalaible at: http://mic.org.ru/index.php/4-nomer-2012/165-novye-napravleniya-v-mediaindustrii-ili-chto-takoe-data-zhurnalistika-data-journal-ism, accessed 19.05.2014 (in Russ.).
3. Shilina, M. G. (2014), Big data, open data, linked data, metadanniye v PR: aktualniye modeli trans-formatsii teorii I praktiki [=Big data, open data, linked data, metadata in PR: actual models of theory and practice transformation], avalaible at: http://www.mediascope.ru/node/1486, accessed 19.05.2014 (in Russ.).
4. Shilina, M. G. (2013), Data journalism - data-zhurnalistika, zhurnalistika metadannyh - v structure mediakommunikatsii: k voprosu frmirovaniya teoteticheskih issledovatelskih podhodov [=Data journalism - the journalism of metadata - in mediacommunication structure: anent the generation of theoretical research approaches], avalaible at: http://www.mediascope.ru/node/1263, accessed 19.05.2014 (in Russ).
5. Heer, J. (2010), «Narrative visualization: Telling stories with data», in: Visualization and Computer Graphics, IEEE Transactions on, 16.6, pp. 1139-1148.
6. Holovaty, A. A. (2006), A fundamental way newspaper sites need to change, avalaible at: http:// www.holovaty.com/writing/fundamental-change, accessed 19.05.2014.
7. Man, Ph. (2011), Narrative structures in data visualizations to improve storytelling, avalaible at: http://mastersofmedia.hum.uva.nl/2011/05/03/narrative-structures-in-data-visualizations-to-improve-storytelling, accessed 19.05.2014.
8. Man, Ph. (2011), What data visualization can learn from game design, avalaible at: http://master-sofmedia.hum.uva.nl/2011/04/19/what-data-visualization-can-learn-from-game-design.
9. Manovich, L. (2002), Data visualisation as new abstraction and anti-sublime, available at: http:// manovich.net/DOCS/data_art_2.doc, accessed 19.05.2014 (in Russ.).