2. Kalery, A. (2008), "Kosmicheskaya Odisseya" [=A Space Odyssey], in: Podstantsiya [=Podstation], available at: http://www.podst.ru/posts/606/, accessed 05.10.2014 (in Russ.).
3. Lazutina, G. (2010), "Terminologicheskaya diskussiya kak expertiza professional'nogo soznaniya i put' k konventsii" [=Terminological discussion as examination of professional consciousness and the way to the convention], in: Mezhkafedral'nyy seminar "Dinamika zhanrov i formatov" fakul'teta zhurnalistiki MGU im. M. V. Lomonosova [interdepartmental seminar on "Dynamics of genres and formats," the Faculty of Journalism of Moscow State University], available at: http://www.mediascope. ru/node/520, accessed 18.10.2014 (in Russ.).
4. Lebedeva, T. (2013), "Novoe - horosho zabytoe staroe? (yaroslavskoe radio 1960-h: stanovlenie zhanrov i form veschaniya)" [=New - well forgotten old? (Yaroslavskoe Radio 1960: formation of genres and forms of broadcasting], available at:
http://yspu.org/images/, accessed 05.10.2014 (in Russ.).
5. Novohatskaya, V. (2002), "Audiodnevniki. Mikrofon v rukah diletanta" [=Audio diaries. Microphone in the hands of an amateur], in: Vremya rabotat' na radio. Sovremennaya radiozhurnalis-tika v raznyh zhanrah. [=Time to work on the radio. Modern radio journalism in different genres], Fond nezavisimogo radioveschaniya, Moskva, pp. 73-81 (in Russ.).
6. Radiozhurnalistika: pod red. A. A. Sherelya. (2005), [=Radio journalism], Izd-vo Mosk. un-ta, Nauka, Moskva, pp. 182-265 (in Russ.).
7. Smirnov, V. (2004), Zhanrovaya sistema radiozhurnalistiki. Stanovlenije. Evol'utsiya razvitiya. Struktura. [=The genre system of broadcast journalism. Becoming. The evolution of development. The structure. ], Rostov-na-Donu, 76 p. (in Russ.).
8. Abkhazian diaries (2006), [=Abkhazian diaries], available at: http://www.radiosoma.com/diaries/ diaries1.htm, accessed 18.10.2014 (in Russ.).
Н. Ю. Ильина
Челябинский государственный университет
ПРОБЛЕМЫ ОСВЕЩЕНИЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ В СМИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
Статья посвящена влиянию информации, не соответствующей действительности, на сознание людей и формирование мифов о благотворительной деятельности. Также в статье предпринята попытка сформулировать универсальную концепцию освещения благотворительной деятельности в СМИ. Эта концепция, по мысли автора, поможет журналистам создавать материалы, формирующие позитивное отношение к благотворительной деятельности в обществе, которое в дальнейшем сформируется в привычку и даже потребность помогать ближним. В данной статье автор предлагает перечень реальных действий для СМИ, выполняя которые можно значительно увеличить количество желающих заниматься благотворительной деятельностью и помогать тем людям, которые остро в ней нуждаются.
Ключевые слова: благотворительность и СМИ, российская благотворительность, проблемы освещения благотворительности в СМИ, мифы о благотворительности, концепция освещения благотворительной деятельности.
Теме освещения благотворительности в СМИ уделяют все больше внимания, в последние годы проводятся круглые столы (Агентства социальной информации, журнала «Бизнес и общество»), секции конференций (Российского Форума доноров, Агентства со-
циальной информации, газеты «Ведомости»), тем не менее, этого явно недостаточно. Подготовке журналистов, пишущих на социальные темы, посвящены специальные курсы в вузах, например, спецкурс АСИ на факультете журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова [2].
Кроме того, организуются специальные региональные конкурсы для масс-медиа на эту тему [3]. О том, что назрела необходимость собрать воедино все публикации, книги, учебные пособия по данной теме, говорит, например, Интернет-проект - дайджест «Российская благотворительность - в зеркале СМИ», издающийся Союзом благотворительных организаций России с июня 2006 года [1].
Основная цель интернет-издания - знакомить читателей из числа наиболее активных представителей гражданского общества России с тем, что происходит в мире благотворительности, меценатства, спонсорства и добровольчества в стране и за рубежом. В каждом из выпусков дайджеста (с января 2012 года периодичность его выхода - ежедневно) используются материалы мониторинга более 400 российских СМИ.
В дайджесте представлены статьи таких центральных изданий, как «Аргументы и факты», «Коммерсантъ», «Комсомольская правда», «Красная звезда», «Медицинская газета», «Метро», «Мир новостей», «Новые известия», «Огонек», «Российская газета», «Собеседник», «Советский спорт», «Церковный вестник», «Щит и меч», «Экран и сцена», «Эксперт», «Эхо планеты» и др. А также статьи региональных изданий: «Вечерний Магадан», «Вечерняя Уфа», «Вечерний Челябинск», «Восточно-сибирская правда», «Костромская народная газета», «Ингушетия», «Кабардино-Балкарская правда», «Красноярский рабочий», «Кубанские новости», «Мой Ростов», «Обнинск», «Пульс Осетии», «Рыбак Камчатки», «Симбирский курьер», «Таганрогская правда», «Тюменская правда», «Чебоксарские новости» и др.
Проведенный контент-анализ освещения благотворительности в СМИ показал, что доля публикаций о благотворительных фондах в позитивном ключе превысила долю публикаций в нейтральном. По нашему мнению, этому способствовали три причины: 1) активность фондов, которые стали рассказывать о своей деятельности более понятным языком для читателей; 2) возросший интерес к волонтерству и 3) смещение фокуса журналистики с политической темы на социальную сферу. Несмотря на такое количество публикаций, тема освещения благотворительности в СМИ вызывает бурные дискуссии и воспринимается всеми участниками как неоднозначная и проблемная.
Выделяют следующие проблемы освещения благотворительности в СМИ:
1. Проблема взаимодействия СМИ, благотворителей и нуждающихся субъектов. Для решения этой проблемы многие журналисты предлагают создать единый центр, откуда СМИ смогут отбирать информацию [6]. Мы считаем подобное предложение невозможным для реализации на современном этапе развития нашей страны.
2. Проблема оплаты [8]. Объясняется это тем, что многим крупным благотворителям выгоднее отдать деньги непосредственно субъекту помощи, чем заплатить вдвое больше за освещение проблемы в СМИ.
3. Проблема налогообложения, с которой связана большая часть анонимной благотворительности. Объясняется тем, что крупные предприятия часто занижают свой доход, и, соответственно, не желают показывать суммы, идущие на благотворительность [4].
На наш взгляд, основные проблемы освещения данной темы связаны, прежде всего, с распространением и укреплением в сознании людей так называемых мифов о благотворительности, т. е. информации, которая не соответствует действительности, но появившись однажды, меняет последующее восприятие людей.
Для того чтобы сформировать положительное мнение о необходимости оказания благотворительной помощи, СМИ в первую очередь необходимо направить силы на развенчание ими же созданных мифов о благотворительности.
Основываясь на исследованиях Т. Тульчин-ской и О. Алексеевой, выделим следующие мифы о благотворительности:
1. Помогать должны те, у кого своих денег хватает. Приводимый довод: благотворительная помощь должна оказываться по принципу «от сильного слабому» или от «богатого к бедному».
2. Благотворительные фонды создаются для того, чтобы отмывать деньги и уходить от налогов. Происхождение этого мифа основано не только на мнительности наших сограждан, но и на конкретных фактах, действительно имевших место в российской действительности.
3. Настоящая благотворительность должна быть анонимной. Приводимый довод: есть точка зрения, основанная на Евангелии (Мф 6,3), правая рука не должна знать, что делает левая, и потому каждый, кто хочет признания за свои благие дела, неискренен в своих порывах и корыстен.
4. Если уж помогать, то только напрямую, а не через фонды и общественные орга-
низации. Приводимый довод: Фонды создаются затем, чтобы присвоить поступающие от граждан деньги.
5. Благотворительные организации тратят все деньги на административные расходы. Этот миф держится на вере общества, что истинная благотворительность всегда и во всем должна быть безвозмездной.
6. Благотворительностью занимаются только те, кто замаливает грехи.
7. Благотворительность в обществе существует только потому, что государство не справляется со своими прямыми обязанностями.
8. Государство - главный и лучший благотворитель.
9. Благотворительности нет. Общество склонно негативно относиться к тому, о чем оно имеет только приблизительное представление. Не без помощи журналистов, не вникающих в детали, благотворительная деятельность предстает в общественном мнении в виде схематичных действий по сбору вещей или продуктов в один большой сарай и потом раздачи этих вещей и продуктов абстрактным «нуждающимся».
10. Миф о бесполезности и незначительности маленьких дел.
Если внимательно изучить все эти мифы, то становится понятно, что они тесно связаны между собой, одни являются следствием других. На наш взгляд, самым опасным из них является миф о бесполезности и незначительности маленьких дел.
Этот миф попадает в сознание людей далеко не в связи с благотворительностью, он сквозит из сотен журналистских статей по разным информационным поводам. Например, редактор газеты «Ваше дело», выступая на круглом столе, посвященном освещению благотворительности в СМИ, заявил: «очень важно иметь в виду, именно то, что СМИ активно поддерживают те благотворительные проекты, которые имеют серьезное социальное значение и проводятся не в первый раз. Почему? Потому, что они вызывают наибольшее доверие со стороны аудитории, тем более, если благотворительная деятельность оказывается в большом, достаточно существенном размере, а не, к примеру, простое оказание помощи через доставку трех ящиков фруктов в детский дом. У первой информации больше шансов стать новостью для печатного издания» [8]. Мы считаем такую позицию принципиально неправильной, т. к. не-
значительная помощь каждого человека в своей совокупности и составляет всю российскую благотворительность.
Конечно, несомненным плюсом является тот факт, что в последнее время СМИ все чаще призывают общество к участию в благотворительных акциях, тем самым развенчивая этот миф. Тем не менее, нельзя в одном материале призывать людей к действиям, а в другом говорить о бесполезности этих действий.
В данной статье мы решили предложить журналистам свою концепцию освещения благотворительной деятельности, которую можно будет применять в качестве руководства к действию. Целями концепции являются борьба с мифами и разработка практических рекомендаций для наиболее доступного освещения благотворительной деятельности.
Благотворительность - это специфический вид социально значимой информации. Она не может стоять в одном информационном ряду с происшествиями, преступлениями и терактами. О ней нельзя сообщать сухим безучастным голосом. Поэтому первое, что должен сделать журналист при подготовке материала о благотворительности - это быть психологически настроенным на то общественно полезное дело, которым он занимается.
Журналист, который пишет о благотворительности, должен быть максимально сосредоточен на проблемах людей, которым требуется срочная помощь, а не над вопросом самовыражения. Из благотворительных журналистских материалов не должно сквозить эгоцентричное журналистское "я". Том Парфитт - британский журналист из московского Guardian, однажды рассказал, что ему пришлось стать свидетелем страшного события. Когда он собирал материал для статьи о благотворительности, его спросили, как он с этим живет, он же ответил: «а при чем тут я? Это ведь о них речь» [5].
После организации и освещения ряда благотворительных мероприятий в Израиле, нас часто просят помочь представители СМИ, впервые оказывающиеся в Израиле. Это не просто журналистская работа - подготовка материала, но и обязанности волонтера. Однажды, подробно расписав план действий, по просьбе журналиста, мы получили ответ, что половину из этих действий журналист выполнить не может из-за головных болей. Возможно человеку со стороны можно понять эти жалобы, но не тому, кто сам находился на месте этого журналиста, отодвигая собственные потребности
на второй план, часто отказывая себе в продолжительном сне или регулярном питании. Такое поведение журналиста кажется совершенно недопустимым, особенно учитывая тот факт, что все благотворительные мероприятия в Израиле ограничены по времени, однако могут помочь больному человеку оплатить один или несколько курсов химиотерапии.
Еще одним важным элементом концепции освещения благотворительной деятельности мы считаем инициативу журналиста. Под инициативой журналиста при освещении благотворительной деятельности мы понимаем внутреннее побуждение к этому виду деятельности, что предполагает высокий уровень гражданской ответственности, понимание общечеловеческих ценностей, стремление к созданию развитого гражданского общества. Инициатива журналиста должна быть направлена в первую очередь на помощь нуждающимся. Журналист должен чувствовать себя организатором и руководителем помощи. На наш взгляд, это и есть ключевой момент журналистской деятельности при освещении благотворительности.
Свою специфику имеет и сам журналистский материал [9]. На наш взгляд, самое важное в благотворительном материале - это вызвать у аудитории желание чуда. Не только пришедшего извне, сверху, но и спрятанное, чаще всего даже неосознаваемое желание самому совершить чудо, а также вызвать желание видеть немедленный результат (чем больше ты делаешь, тем ближе результат). Ожидание и даже требование немедленного результата -необходимое условие массовой общественной поддержки.
Для того чтобы выполнить оба этих условия, нужно, во-первых, создать «историю». То есть написать ту самую главную информацию, на основании которой человек примет решение -будет он следить за проблемой указанного человека или группы лиц или нет. Другими словами, нужно заинтересовать человека. И, во-вторых, нужно выбрать «эффективную» информацию, то есть ту, которая будет максимально полезна для нуждающихся, например, информация о дате и времени проведения акций по сбору средств. Это необходимо потому, что очень часто журналист не может регулярно и много сообщать об одном субъекте, например, в силу редкого выхода издания (теле/радио программы).
Кроме того, мы рекомендуем журналистам самим участвовать в благотворительной по-
мощи. На наш взгляд, очень сложно создать хороший материал, будучи незнакомым с его объектом, с механизмами реализации благотворительной помощи.
Подводя итог вышесказанному, выделим основные моменты предлагаемой нами концепции освещения благотворительной деятельности в СМИ:
1. Мы рекомендуем СМИ разного уровня выделить место (время) для размещения материалов на благотворительные темы, а также поощрять инициативу журналистов, работающих в этой области.
2. Журналист, который пишет на благотворительные темы, должен иметь особый психологический настрой на общественно полезное дело, которым он занимается.
3. Журналист не должен выпячивать собственное "я".
4. Журналист должен иметь внутреннее побуждение к этому виду деятельности (журналистская инициатива). Журналист должен чувствовать себя организатором и руководителем помощи.
5. Журналистский материал должен вызывать у аудитории желание чуда и желание видеть немедленный результат. Для этого необходимо:
- создать «историю», то есть грамотно и интересно познакомить аудиторию с субъектом;
- выбрать «эффективную» информацию, т. е. ту, освещение которой будет максимально полезно для субъекта.
6. Журналисту желательно самому стать участником событий (посещать благотворительные мероприятия, участвовать в акциях и т. д.)
Отметим, что в последнее время можно услышать информацию о том, что общество уже готово к социальным переменам, расположено направлять силы на благотворительность, помогать ближним. Но как определить такую готовность общества? На наш взгляд, ее установление становится возможным благодаря журналистскому материалу, ведь, как мы уже отмечали выше, если СМИ сформируют положительное общественное мнение, в социуме разовьётся привычка помогать. Поэтому, на наш взгляд, целесообразно говорить не о готовности общества к переменам, а о реальных действиях, которые необходимо предпринимать для того, чтобы желающих помочь с каждым днем становилось все больше.
Список литературы
1. В Омской области утвердили медаль «За благотворительность» [Электронный ресурс].
- URL: http://omsk.rusplt.ru/index/v-omskoy-oblasti-utverdili-eskiz-medali-za-blagotvoritel-nost-112640.html.
2. Дайджест «Российская благотворительность - в зеркале СМИ» [Электронный ресурс].
- URL: http://www.sbornet.ru/digest/list-2014-5. htm.
3. Информация о спецкурсе «Социальная журналистика» [Электронный ресурс]. - URL: http://de .msu.ru/course/display?course=153.
4. Конкурс на соискание Региональной премии общественного признания в сфере благотворительности и добровольчества «Нижегородский феникс» [Электронный ресурс].
- URL: http://info345.ru/konkurs-na-soiskanie-regional-noj-premii-obshhestvennogo-priznaniya-v-sfere-blagotvoritel-nosti-i-dobrovol-chestva-nizhegorodskij -feniks/.
5. Корсаков, Д. Проблемы налогообложения в области продвижения социальной ре-
кламы [Электронный ресурс] / Д. Корсаков // Электронная справочная правовая система «Консультант плюс».
6. Лошак, А. Беседа о социальной журналистике [Электронный ресурс] / А. Лошак. - URL: http://www.russ.ru/pole/Beseda-o-social-noj-zhurnalistike.
7. О благотворительности [Электронный ресурс]. - URL: http://altapress.ru/story/13857.
8. Ростовский областной конкурс «Признание благотворительности» [Электронный ресурс]. - URL: http://novocherkassk-gorod.ru/ na_article/47225/.
9. Стенограмма круглого стола «Почему СМИ не рассказывают о благотворительности предпринимателей» [Электронный ресурс]. -URL: http://www.infohome-altai.ru/node/829.
10.Чершский, И. Как правильно размещать в Интернете просьбы о помощи [Электронный ресурс] / И. Чершский. - URL: http://www. domashniy.ru/article/psihologiya-otnosheniy/ lubov-i-otnosheniya/kak_pravilno_razmeshat_v_ internete_prosby_o_pomoshi.html.
N. Yu. Ilyina
Chelyabinsk State University [email protected]
PROBLEM DESCRIPTIONS IN THE MEDIA AND THEIR SOLUTIONS
The article is devoted to the influence of the information does not correspond to reality, people's consciousness and the formation of myths about the charity. Also in the article is an attempt to formulate a universal concept of lighting charitable activities in the media. This concept, according to the author, will help journalists to create materials that form a positive attitude towards charitable activities in the community, which later formed the habit and even the need to help others. In this article the author offers a list of real action for the media, things you can do to significantly increase the number ofpeople willing to engage in charitable activities and to help those who desperately need it.
Keywords: charity and Media, russian charity, lighting problem philanthropy in the media, myths about the charity, lighting concept of charity.
References
1. V Omskoi oblasti ytverdili medal «Za blagotvoritelnost» [=In Omsk region affirmed medal "for the charity"], available at: http://omsk.rusplt.ru/index/v-omskoy-oblasti-utverdili-eskiz-medali-za-blagotvoritelnost-112640.html, accessed 17.09.2013 (in Russ.).
2. Daidgest «Rossiskaya blagotvoritelnost - v zerkale SMI» [=Digest is "Russian charity is in the mirror the media"], available at: http://www.sbornet.ru/digest/list-2014-5.htm, accessed 17.09.2013 (in Russ.).
3. Informaciya o speckyrse «socilnaya jurnalistika» [=Information about the special course "social journalism"], available at: http://de.msu.ru/course/display?course=153, accessed 15.09.2013 (in Russ.).
4. Konkyrs na soiskanie regionalnoi premii obshestvennogo priznaniya v sfere blagotvoritelnosti I dobrovolchestva «Nijegorodskii fenix» [=Competition to the competition of the regional reward of public acknowledgement in the sphere of charity and volunteering "Nizhniy-Novgorod phoenix"], available at: http://info345.ru/konkurs-na-soiskanie-regional-noj-premii-obshhestvennogo-priznaniya-v-sfere-blagotvoritel-nosti-i-dobrovol-chestva-nizhegorodskij-feniks/, accessed 15.09.2013 (in Russ.).
5. Korsakov, D. Problemi nalogooblojenia v oblasti prodvijenia socialnoi reklami [=Problems of taxation in the region of the advance of social advertisement], available at: Electronnaia spravochnaia pravovaia sistema «Konsyltant plus», accessed 28.10.2013 (in Russ.).
6. Loshak, A. Beseda o socialnoi jurnalictike [=Conversation about social journalism], available at: http://www.russ.ru/pole/Beseda-o-social-noj-zhurnalistike, accessed 10.02.2013 (in Russ.).
7. O blagotvoritelnosti [=On the charity], available at: http://altapress.ru/story/13857, accessed 28.10.2013 (in Russ.).
8. Rostovskii oblastnoi konkyrs «Priznanie blagotvoritelnosti» [=Rostov provincial competition "Acknowledgement of charity"], available at: http://novocherkassk-gorod.ru/na_article/47225/, accessed 17.09.2013 (in Russ.).
9. Stenogramma kryglogo stola «Pochemy SMI ne rasskazivaut o blagotvoritelnosti predprini-matelei» [=The shorthand record of round table "Why the media they do not tell about the charity of owners"], available at: http://www.infohome-altai.ru/node/829, accessed 10.09.2013 (in Russ.).
10.Chershskii, I. Kak pravilno razmeshat v Internete prosbi o pomoshi [=As it is correct to place the requests about the aid in the Internet], available at: http://www.domashniy.ru/article/psihologiya-otnosheniy/lubov-i-otnosheniya/kak_pravilno_razmeshat_v_internete_prosby_o_pomoshi.html, accessed 20.04.2014 (in Russ.).
Е. С. Колчина
Челябинский государственный университет ИНТЕРАКТИВНОСТЬ КАК РЕСУРС DATA-ЖУРНАЛИСТСКОГО МАТЕРИАЛА
Развитие технологий позволяет создавать интерактивные журналистские материалы. В статье интерактивный аспект data-журналистики рассматривается как средство решения актуальных профессиональных задач. Различные уровни активности аудитории соотносятся с целями основанных на данных материалов. На этом основании автор предлагает выделить две разновидности публикаций и отмечает особенности каждой из них.
Ключевые слова: data-журналистика, интерактивность, визуализация данных.
Data-журналистика (от англ. «данные», подразумевается значение слова, принятое ИТ-специалистами: компьютерные и интернет-данные) - это область профессиональной журналистской деятельности, основанная на работе с большим количеством цифровых данных, направленная на поиск или создание общественно-значимых сюжетов на их основе, включающая в себя журналистский метод и формат аналитического контента.
Развитие этой журналистской сферы обусловлено не только лишь появлением машиночитаемых данных как нового источника информации, не только растущей значимостью (и увеличением количества) цифровых
данных, аккумулирующих сведения о самых разных областях человеческой жизни. Data-журналистика в ее актуальном виде является средством решения сразу нескольких профессиональных задач, вызванных усовершенствованием технологий, изменениями информационной среды и запросов аудитории.
Интернет как среда существования СМИ создает специфические условия для журналистской деятельности. Интерактивная, гипертекстуальная природа интернета стимулирует активность аудитории [3], последняя из пассивного потребителя информации превращается в партнера журналиста, требующего не просто потребления, но коммуникации, участия. В