16.Harlan, Y. and Robinson, D. (February28, 2012)«The New Ambiguity of Open Government», in: Princeton CITP/Yale ISP Working Paper, available at: http://siteresources.worldbank.org/ eastasiapacificext/Images/226299-1251872399239/SSRN-id2012489[1].pdf,accessed 15.01.14.
17.Holovaty, A. (May 21, 2009)The definitive two-part answer to "is data journalism? Аvailable at:http://www.holovaty.com/writing/data-is-journalism, accessed 15.01.14.
18.Jonathan, G., Chambers, L. and Bounegru, L. (2012) The data journalism handbook O'Reilly Media, Inc., 218 p.,available at: http://datajournalismhandbook.org/L0/en/, accessed 15.01.14.
19.Lorenz, M. «Status and Outlook for data-driven journalism», in: European Journalism Center: Data-driven journalism: What is there to learn?»,in: A paper on the data driven journalism roundtable held in Amsterdam on 24 August 2010, P. 8-17, available at: http://mediapusher.eu/datadrivenjournalism/ pdf/ddj_paper_final.pdf, accessed 15.01.14.
20.Powers, M. (2012). «In Forms That Are Familiar and Yet-to-Be Invented: American Journalism and the Discourse of Technologically Specific Work», in: Journal of Communication Inquiry, 36(1), pp. 24-43.
21.Rogers, S. (July28, 2011)«Data journalism at The guardian: what is it and how do we do it?»,in: The Guardian,№7,available at:http://www.theguardian.com/news/datablog/2011/jul/28/data-journalism, accessed 15.01.14.
22.«Unleashing the Potential of Open Data in Russia» (January 13, 2015),in:The World Bank, available at:http://www.worldbank.org/en/news/feature/2015/01/13/unleashing-the-potential-of-open-data, accessed 15.01.14.
Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 5 (360). Филология. Искусствоведение. Вып. 94. С. 58-64.
УДК 070.1 + 316.344.2, ББК Ч600.0 + С54
Л. И. Белова
конструирование образа бедности современными СМИ (социологический аспект)
Статья посвящается выявлению особенностей конструирования современными медиа образа бедности как социальной проблемы в общественном сознании. Автор проводит сопоставление общественного мнения в отношении данной проблемы (на основании результатов собственного социологического исследования) и содержания материалов СМИ по данной проблеме. В статье также очерчивается место проблемы социального неравенства в медиаповестке и общественном сознании в сравнении с другими социальными проблемами.
Ключевые слова: социальная проблема; бедность; социальное неравенство; СМИ; медиапо-вестка; конструирование социальных проблем.
Как известно, в информационном обществе средства массовой коммуникации выступают на первый план в конструировании социальной реальности. При создании картины социальной реальности всегда происходит некоторое отклонение (искажение) от действительности, причем этого искажения нередко «желает» сама аудитория [2. С. 52]. К тому же не все проблемы получают равное количество внимания СМИ. Как же осуществляется отбор проблемных ситуаций для признания их в качестве социальной проблемы со стороны общественности?
Ознакомившись с рядом научных теорий отечественных и зарубежных ученых, посвященных вопросам конструирования социальных проблем в СМИ (например, Дж. Беста, С. Хил-гартнера и Ч. Боска, М. Маккоумза и Д. Шоу, М. Спектора и Дж. Китсьюза, И. Г. Ясавеева, О. Бойко, О. И. Иванова, В. В. Шеблановой и др.), мы полагаем, что наиболее аргументированный ответ на этот вопрос дает социологическая концепция публичных арен С. Хилгартне-ра и Ч. Боска. Авторы утверждают, что социальные проблемы конкурируют между собой
за то, чтобы попасть в публичную повестку дня [7. С. 156]. Конкуренция между социальными проблемами вызвана ограниченностью таких ресурсов, как пропускная способность средств массовой коммуникации и вниманием общественности.
Также мы согласимся с мнением И. Г. Яса-веева, что несомненный вклад конструктивистского подхода в изучение социальных проблем заключается в том, что он направляет внимание исследователей на изменчивое общественное признание тех или иных ситуаций в качестве социальных проблем. И вполне логично ставит вопрос: почему одни ситуации вызывают беспокойство, определяются как проблемы и находятся в центре внимания политиков, журналистов, общественности в целом, а другие не проблематизируются? В современном обществе существует бесконечное множество ситуаций, которые могут иметь статус социальных проблем, однако лишь небольшое число определяется в качестве таковых [9. С. 108].
По мнению С. Хилгартнера и Ч. Боска -наиболее высокие шансы попасть в повестку дня имеют те проблемы, которые обладают новизной, драматичностью, соответствуют интересам властных элит и культурным предпочтениям общества [7. С. 157].
Расстановка приоритетов в иерархии социальных проблем у аудитории не всегда полностью совпадает с медиаповесткой: существуют проблемы, которые люди считают важными, даже если они не освещаются в СМИ. Такие проблемы получили название «навязчивых» -они привлекают внимание рядовых граждан вне зависимости от усилий СМИ, «относительно данных проблем люди имеют непосредственный и постоянный опыт, такие как инфляция и безработица, и которые приобретают общественную значимость вследствие личного опыта», а «ненавязанными» проблемами считаются те, по отношению к которым у людей нет личного опыта, и «средства массовой информации выступают в качестве единственного учителя и источника сведений об этих проблемах» [10. С. 155].
В декабре 2013 года нами было проведено социологическое исследование, с целью выяснения особенностей восприятия образа социальных проблем, представленных в медиа, современной молодежью. В исследовании приняли участие 109 респондентов в возрасте от 18 до 25 лет. Половина респондентов на момент исследования являлась студентами оч-
ного отделения (различных вузов Челябинска), а вторую половину выборки составила работающая молодежь с высшим образованием. Исследование проводилось методом неформализованного (свободного) интервью.
Прежде всего, нам важно было выяснить, какие проблемы, по мнению респондентов, являются для них на сегодняшний день наиболее значимыми (табл. 1). Лидирующую позицию занимает комплекс проблем, связанных с межнациональными вопросами. Респонденты отмечали, что последнее время национальные вопросы их сильно беспокоят в связи с «засильем мигрантов», участившимися случаями агрессии со стороны мигрантов из стран Ближнего зарубежья и террористических актов.
Вопросы, связанные с образованием, его качеством и стоимостью получения не могут не беспокоить наших респондентов, поскольку касаются их непосредственно.
Некачественное образование как проблема, была обозначена в контексте ЕГЭ, который, по мнению респондентов, «не способствует приросту знаний у школьников или развитию их творческих способностей», а, наоборот, «происходит натаскивание на правильные ответы и заполнение бланков, что ведет к деградации подрастающего поколения, в целом, и отсутствию мотивации к получению дополнительных знаний сверх обозначенных в тестах».
Таблица 1
Рейтинг социальных проблем по значимости для респондентов
Ранг Социальная проблема
1 Межнациональные конфликты, терроризм
2 Преступность
3 Некачественное образование
4 Безработица
5 Алкоголизм
6 Деградация молодежи
7 Экологические проблемы
8 Наркомания
9 Коррупция
10 Социальное неравенство
11 Социальная незащищенность
Проблема дальнейшего трудоустройства и поисков хорошо оплачиваемой работы по специальности стоит достаточно остро для наших респондентов. Больше половины респондентов (72 человека) отмечали, что проблема безработицы их сильно волнует.
Деградацию молодежи, выражающуюся в подростковом алкоголизме, агрессии по отношению к сверстникам, игромании и отсутствии уважения к старшим, респонденты обозначили как одну из важнейших. При этом респонденты подчеркивали, что агрессия и асоциальное поведение - теперь не только удел подростков из неблагополучных семей, зачастую подобное поведение - следствие вседозволенности и безнаказанности детей состоятельных и «властьи-мущих» родителей.
Далее респондентам было предложено выбрать проблемы, освещаемые в СМИ и формирующие «повестку дня», которые чаще всего привлекали их внимание. Временных рамок респондентам задано не было, поскольку обсуждение некоторых проблем активировалось в связи с какими-либо событиями, происшествиями, и респонденты легко могли припомнить события и связанную с ними проблему, которые освещались за несколько месяцев до интервью.
Респонденты отмечали, что они предпочитают получать новостную информацию из интернет-СМИ, из пабликов СМИ в социальных сетях либо из новостных выпусков центральных телеканалов. Приверженности какому-то одному виду СМИ и определенной телепрограмме выявлено не было. Какие же социальные проблемы чаще всего представлены в СМИ? По мнению респондентов, по частоте освещения в медиа социальные проблемы можно проранжировать следующим образом (табл. 2).
Таблица 2
Рейтинг социальных проблем по частоте освещения в СМИ, по мнению респондентов
Ранг Социальная проблема
1 Межнациональные конфликты, терроризм
2 Коррупция
3 Преступность
4 Высокий уровень ДТП
5 Алкоголизм
6 Агрессия подростков
7 Беспризорные дети
8 Экологические проблемы
9 Другое
Как мы видим, список проблем, волнующих наших респондентов, не полностью совпадает с предложенной СМК «повесткой дня».
К такой проблеме относится проблема бедности и вытекающие из нее проблемы социаль-
ной незащищенности и социального неравенства.
Прежде чем мы будем говорить об особенностях освещения проблем бедности и социального неравенства в СМИ, а также о восприятии образа этой проблемы аудиторией, важно отметить, как в социологии трактуется категория 'бедность'. Бедные в социологическом понимании - это не столько те, чей доход ниже расчётной величины прожиточного минимума, сколько живущие бедно. Так, к низкому уровню жизни при доходах, которые формально находятся выше прожиточного минимума, может приводить специфика расходов соответствующего домохозяйства (например, если в семье есть тяжелобольной и много денег уходит на лекарства, или это многодетная семья при наличие одного кормильца), наличие в семье наркомана или алкоголика, высокая стоимость жизни в определённом населенном пункте и т. п. Наконец, само общество может относить к бедным тех, у кого отсутствуют какие-либо материальные показатели «небедности» (автомобиль, большая квартира и т. д.).
Расслоение общества на богатых и бедных можно проследить с ранних стадий общественного развития, где субкультура бедных являлась своего рода фактором дестабилизации общества и препятствием его гармоничного существования. Как отмечает социолог П. А. Сорокин: «Если даже в первобытнообщинной древности невозможно найти общества без расслоения, то тем более бесполезны попытки отыскать его в более поздние эпохи развитых и сложных цивилизаций. Здесь факты расслоения становятся уже всеобщими, без единого исключения. Различаются, правда, его формы и пропорции, но расслоение существовало повсюду и во все времена» [5. С. 305].
Само общество, по исследованиям социологов, в настоящий момент стало относиться к бедным индифферентно. Так, за последние 10 лет среди россиян почти втрое выросла доля тех, кто относится к бедным безразлично. Если в 2003 году бедность связывали с общей экономической ситуацией в стране, то сейчас - с образом жизни и личными качествами самих бедных (пьянство, наркомания, бродяжничество, плохое воспитание детей, асоциальное поведение). В то же время социологи подчеркивают, что бедность в России «многолика»: есть бедные «по доходам», бедные «по лишениям» и хронически бедные. Кроме того, в России широко распространена бедность работающих, то
есть наличие работы не гарантирует защиту от бедности [1. С. 158-159].
Однако, несмотря на масштабность очерченной проблемы, бедные как специфическая социальная группа, заслуживающая какого-то особого отношения, все дальше отодвигаются на периферию сознания наших сограждан [1. С. 9-10]. А это означает, социальная проблема бедности все больше уходит из «повестки дня».
Чем же вызвано равнодушие общества по отношению к бедным? Социолог С. В. Львов объясняет равнодушие к бедности естественным страхом перед ней и тем, что общественное сознание придает символу «богатство» ценностный смысл, а «бедности» - нет. В отличие от богатых, бедные сограждане вызывают у окружающих мало эмоций [3. С. 37].
Большинство наших респондентов отмечало, что ряд таких важных вопросов, непосредственно связанных с бедностью, как: тяжелые условия жизни инвалидов, нехватка у населения средств на самое необходимое и прочее, недостаточно, на их взгляд, освещаются в СМИ.
Проблема социальной незащищенности обозначалась нашими респондентами как состоящая из множества проблем, как то: сложность получения качественных медицинских услуг, низкий уровень дохода, сложность в получении образования, социальная изолированность от общества инвалидов и многое другое, что свидетельствует о понимании респондентами значимости и комплексности проблемы бедности. Все вышеперечисленные проблемы не выступают в медийной «повестке дня» на первый план, поскольку не соответствуют основным принципам отбора проблем на публичных аренах. Например, такая проблема, как повседневная жизнь инвалидов, не обладает новизной, драматичностью, зрелищностью. Социальная незащищенность является обыденной в сознании людей, а, следовательно, и журналисты не воспринимают ее как новость.
Подобное отношение к освещению проблемы бедности в медиа нельзя назвать сугубо российским феноменом. Если мы обратимся к анализу повестки дня зарубежных СМИ, то мы видим аналогичную ситуацию. Например, результаты социологического исследования «Медиа, бедность и общественное мнение в Великобритании» показали, что «освещение проблем бедности находится на периферии информационного пространства СМИ, они явно уступают по информационной представленно-
сти основным сюжетным линиям. Причины и последствия бедности исследуются редко. Основной тенденцией является показ чрезвычайных ситуаций c выдвижением на первый план персональных недостатков бедных людей. В СМИ проблеме бедности в развивающемся мире уделялось значительно больше внимания, чем бедности в Великобритании» [6. С. 132].
Исторически тема бедности и социального неравенства закреплялась на страницах периодических изданий вместе с развитием прессы. В XIX веке в английских газетах, таких как Standard, Morning Star и т. д. публиковались и пользовались большой популярностью читателей отчеты врачей и инспекторов, криминальная хроника, а случаи жесткого обращения с рабочими вызывали резонанс в обществе.
В России, в связи со строгими цензурными правилами, широко освещать вопросы социального неравенства и проблемы бедности было затруднительно. Но российские журналисты все равно «обходили» цензуру, и на страницах передовых изданий («Современник», «Московский листок», «Новое время» и мн. др.) появлялись смелые статьи. Пожалуй, наиболее ярким «защитником бедных» стало издание П. Пезаровиуса «Русский инвалид», где поднимались вопросы неимущих, благотворительности и прочие.
Интерес к освещению бедности и изучение данной проблемы учеными началось с 1970-х годов. В прессе появились публикации, описывающие бедность как социальное явление, о причинах этого явления и способах преодоления. В статьях ученых-философов, экономистов, историков, социологов, культурологов, журналистов-аналитиков мы встречаем описание самых разных аспектов бедности, анализ опыта социальной работы и экспериментальный материал. Пожалуй, наиболее важный вывод, к которому приходят все ученые - наличие бедных людей, не способных самостоятельно справиться со своими жизненными проблемами, - это явление объективное, и оно затрагивает все слои общества. И, соответственно, решать проблему бедности нужно в комплексе.
Таким образом, бедные как социальная группа, а также проблемы, связанные с ними, не исчезают совсем из поля зрения журналистов.
Нашими респондентами было отмечено, что просмотр новостей позволяет сделать вывод, что наиболее часто бедность освещается в контексте девиантного поведения, престу-
плений. Бедность зачастую является основной причиной преступности и тесно связана с криминальным миром, бытовой преступностью, отягощенной алкоголизмом и наркотиками. Тон большинства публикаций носит негативный характер, способствующий маргинализации представителей социального дна и формированию у зрителя (читателя, слушателя) негативного отношения к бедности.
Приведем несколько примеров из материалов СМИ. В марте 2012 года в Пермском крае отец многодетной семьи, уставший от нищеты, совершил поджог собственного дома. В результате погибли 9 человек, среди них было семеро детей и двое взрослых, включая самого хозяина. Александр, так звали многодетного отца, часто жаловался на нехватку денег и грозился самоубийством, периодически пил [Гамаюн, Е. Детей сожгли от бедности // Моск. комсомолец. 2012. 10 марта]. На наш взгляд, это трагичный, но очень яркий пример освещения проблемы бедности.
Борясь с несправедливым, по их мнению, распределением доходов, бедные склонны к совершению преступлений и к насильственным методам политической борьбы - такой вывод можно сделать из многочисленных сообщений СМИ о преступлениях, совершаемых бедными, поясняют респонденты. «Криминальная хроника пестрит сообщениями о кражах, которые совершаются из-за бедности. В половине случаев преступник впервые пошел на совершение преступления (украл сварочный аппарат с завода, взял деньги в кассе на предприятии, где работал и т. д.), объясняя, что к этому его подтолкнуло тяжелое материальное положение».
Кроме того, респондентами было отмечено, что крайне редко в СМИ показаны решения проблемы бедности. Респонденты могли отметить только какие-то формальные заявления власти о предстоящих расходах на социальные нужды. Например, в телепередаче «Депутатский вестник» [31 канал в ноябре 2013 года] рассматривался проект финансового бюджета Челябинской области. По словам чиновников, в 2014 году планируется потратить на социальные нужды 19 млрд рублей.
Накануне Международного дня борьбы за ликвидацию нищеты [отмечается 17 октября, начиная с 1993 года по решению ООН] в СМИ появлялись материалы на тему бедности. Но, в основном, они приводили статистические данные о числе бедных в разных странах, а также об усилиях международных организаций по
оказанию помощи бедным людям в странах третьего мира. Выступления представителей благотворительных организаций и отдельных лиц, оказывающих помощь нуждающимся, в основном, сводятся к призывам оказывать помощь.
В некоторых СМИ предлагаются и пути решения глобальной проблемы бедности, например, статья Е. Мереминской, которая пишет о том, что в первую очередь надо повысить зарплаты наемным рабочим, которых в стране миллионы. Только по предварительным оценкам, к 2020 году их будет около 70 % от общего числа трудящихся. Во вторую - необходимо предоставить только адресную помощь пенсионерам и детям, в третью - всерьез заняться борьбой с коррупцией. По мнению автора статьи, России необходима государственная программа, снижающая экономическое неравенство [Мере-минская, Е. Бедности уже не будет. Всемирный банк собирается покончить с неравенством // Газета.ги. 2013. 10 октября]. Однако комментарии к статье показывают, что читатели весьма скептично относятся к подобного рода оптимистическим прогнозам и не верят в то, что власть способна улучшить качество жизни людей, находящихся за чертой бедности.
Таким образом, на основании полученных нами данных можно сделать выводы о том, что, по мнению молодежной аудитории, СМИ односторонне освещают проблему бедности и социального неравенства, формируют негативный образ бедности. Бедность попадает в медиаповестку в связи с происшествиями, преступлениями, асоциальным поведением.
В данной статье мы лишь наметили основные направления изучения проблемы бедности, которая представляет собой целый клубок социальных противоречий, каждое из которых заслуживает отдельного внимания. Внимания со стороны исследователей, общественности, журналистов, которые могли бы оказать существенное влияние на процессы формирования общественного мнения и гражданских инициатив, направленных на борьбу с бедностью.
Список литературы
1. Бедность и неравенство в современной России: 10 лет спустя: аналит. докл. Ин-та социологии РАН. М., 2013. 170 с.
2. Емельянова, Т. П. Является ли бедность социальной проблемой для россиян? / Т. П. Емельянова, Т. В. Дробышева // Знание. Понимание. Умение. 2014. № 2. С. 51-60.
3. Львов, С. В. Образы бедности и богатства в российском общественном сознании / С. В. Львов // Мониторинг обществ. мнения. 2007. № 1. С. 34-44.
4. Салин, Ю. С. Россия и русские / Ю. С. Салин. Хабаровск: Изд-во ИКАРП ДВО РАН, 2002. 186 с.
5. Сорокин, П. А. Человек. Цивилизация. Общество / П. А. Сорокин; под ред. А. Ю. Со-гомонова. М.: Политиздат, 1992. 543 с.
6. Теодорович, М. Л. Проблемы бедности в средствах массовой информации: современный аспект / М. Л. Теодорович // Вестн. Волгоград. гос. ун-та. Сер. 7. Философия. 2009. № 1 (9). С. 131-138.
7. Хилгартнер, С. Рост и упадок социальных проблем: концепция публичных арен / С. Хил-
гартнер, Ч. Л. Боск // Социальные проблемы: конструкционистское прочтение: хрестоматия. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2007. С. 145-184.
8. Цымбалов, И. П. Бедность как проблема социально-экономического развития современного российского общества / И. П. Цымбалов // Отечеств. журн. соц. работы. 2010. № 3.
C.14-22.
9. Ясавеев, И. Г. Социальные проблемы и медиа (конструкционистское прочтение) / И. Г. Ясавеев. LAP Lambert Academic Publishing GmbH & Co., 2010. 238 р.
10. McCombs, M. Media Agenda-Setting in the Presidential Election / M. McCombs, Ch. Eyal,
D. Graber, D. Weaver. N. Y.: Praeger Scientific, 1981.227 p.
Белова Людмила Ивановна - кандидат культурологии, доцент кафедры СМИ Южно-Уральского государственного университета.
belova2005@inbox.ru
Belova L. I. South Ural State University, department "Media". Belova2005@inbox.ru
constructing an image of poverty, modern media (sociological aspect)
The article is devoted to the identification features of the design of modern media images of poverty as a social problem in the public consciousness. The author conducts a comparison of public opinion on this issue (based on the results of sociological research) and the content of the MEDIA on the issue. The author's sociological study shows that respondents aged from 18 to 25 years old are concerned about social problems such as ethnic conflicts, terrorism, crime, poor education, unemployment, alcoholism and the degradation of youth, environmental issues, drug abuse, corruption, social inequality, and social vulnerability.
In the article, the author reveals the place of the problem of social inequality in the media agenda and public consciousness in comparison with other social problems despite the enormity of the problems outlined, the poor, as a specific social group, which deserves some kind of special relationship, farther away to the periphery of consciousness of our fellow citizens. This means that helping the poor is increasingly running out of relevance to the majority of the country's agenda.
Keywords: social problems; poverty; social inequality; media; mediapovestka; construction of social problems.
References
1. "Bednost' i neravenstvo v sovremennoy Rossii: 10 let spustya. Analiticheskiy doklad Instituta sotsiologii RAN" (2013) [=Poverty and inequality in contemporary Russia: 10 years later. Analytical report of the Institute of Sociology of the Russian Academy of Sciences], Moscow, 170 p.
2. Emel'yanova, T.P., Drobysheva, T.V. (2014) "Yavlyaetsya li bednost' sotsial'noy problemoy dlya rossiyan?" [= Is the poverty a social problem for the Russians?], in: Znanie. Ponimanie. Umenie [= Knowledge. Understanding. Skill], Volume 2, pp. 51-60. (in Russ.)
3. L'vov, S.V. "Obrazy bednosti i bogatstva v rossiyskom obshchestvennom soznanii" (2007) [= Images of poverty and wealth in Russian public consciousness], in: Monitoring obshchestvennogo mneniya [= Monitoring of public opinion.], Volume 1, pp. 34-44. (in Russ.)
4. Salin, Yu.S. (2002) Rossiya i russkie [= Russia and the Russians], Khabarovsk, 186 p.
5. Sorokin, P.A. (1992) Chelovek. Tsivilizatsiya. Obshchestvo [=Man. Civilization. Society], pod red. A.Yu. Sogomonova, Moscow, 543 p.
6. Teodorovich, M.L. (2009) "Problemy bednosti v sredstvakh massovoy informatsii: sovremennyy aspect" [= Poverty in the media: a modern perspective], in: Vestnik Volgogradskogo gos. un-ta. Ser. 7. Filosofiya [= Bulletin of Moscow State. Un-ty. Vol. 7. Philosophy.], Volume 1(9), pp. 131-138 (in Russ).
7. Khilgartner, S., Bosk, Ch.L. (2007) "Rost i upadok sotsial'nykh problem: kontseptsiya publichnykh aren" [= The rise and decline of social problems: the concept of public arenas], in: Sotsial'nye problemy: konstruktsionistskoe prochtenie: Khrestomatiya [= Social problems: constructionism read], Kazan, pp.145-184 (in Russ).
8. Tsymbalov, I.P. (2010) "Bednost' kak problema sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya sovremennogo rossiyskogo obshchestva" [= Poverty as a problem for socio-economic development of modern Russian society], in: Otechestvennyy zhurnal sotsial'noy raboty [= Russian Journal of social work], Volume 3, pp. 14-22 (in Russ).
9. Yasaveev, I.G. (2010) Sotsial'nye problemy i media (konstruktsionistskoe prochtenie) [= Social issues and media (constructivism reading)], LAP Lambert Academic Publishing GmbH & Co. - 238 p.
10. McCombs, M., Eyal, Ch., Graber, D., Weaver, D. (1981) "Media Agenda-Setting in the Presidential Election", New York, 227 pp.
Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 5 (360). Филология. Искусствоведение. Вып. 94. С. 64-70.
УДК 808.41
М. Б. Владимирова
информационное воздействие: механизмы и защита
Изучение феномена информационного воздействия в наши дни приобретает особую актуальность - информация все чаще используется как оружие в информационных войнах. Изучив и проанализировав понятия 'информация', 'массовая коммуникация', 'информационное общество', 'информационная эпоха', 'аудитория как товар', мы пришли к выводу: с помощью информации осуществляется огромное количество манипуляций. Все сложнее становится отличить объективную информацию от субъективной. Обобщив способы контрсуггестии, мы выделили среди них основные (базовые).
Ключевые слова: информация; информационное воздействие; журналист; защита; негативное воздействие информации; достоверность данных; дезинформация; миссия; этика; воздействие на массовое сознание; профессионализм; четвертая власть; информационная защита; контрсуггестия.
Житель мегаполиса (читатель, зритель, слушатель) ежедневно потребляет большое количество информации. Если он знаком с азами информационной грамотности и умеет дозировать данные - скорее всего, его психике ничто не угрожает. Если же он бездумно поглощает продукцию, производимую СМИ, без анализа и осмысления, то он становится идеальным объектом для всевозможных манипуляторов, преследующих определенные цели.
Если потребитель информации испытывает информационные нагрузки, то жизнь журна-
листа связана с информационными перегрузками - ежедневной обработкой огромных массивов данных. Как сориентироваться в этом «океане», извлекая оттуда только нужные сведения, в достоверности которых не придется сомневаться? Каким образом отфильтровывать данные так, чтобы защитить свою психику от негативного воздействия информации и подать объективные сведения аудитории?
Журналисту ежедневно приходится решать непростые задачи, делать нравственно-этический выбор. Его профессиональная роль сей-