Научная статья на тему 'Роль органов внутренних дел в системе противодействия молодежному экстремизму'

Роль органов внутренних дел в системе противодействия молодежному экстремизму Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1480
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСТРЕМИЗМ / МОЛОДЕЖЬ / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ГОСУДАРСТВО / EXTREMISM / YOUTH / LAW-ENFORCEMENT BODIES / STATE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Безуглый Э. А.

В статье рассматривается проблема распространения молодежного экстремизма на территории Российской Федерации, определяется роль органов внутренних дел в системе противодействия экстремизму, основные направления деятельности, проблемы и предложения по совершенствованию механизма противодействия молодежному экстремизму.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF LAW-ENFORCEMENT BODIES IN SYSTEM OF COUNTERACTION TO YOUTH EXTREMISM

In article the question of relevance of a problem of distribution of youth extremism in the territory of the Russian Federation is considered, the role of law-enforcement bodies in system of counteraction to extremism, the main activities, problems and suggestions for improvement of the mechanism of counteraction to youth extremism is defined.

Текст научной работы на тему «Роль органов внутренних дел в системе противодействия молодежному экстремизму»

2015'1

НАУКА.ТЕОРИЯ.

ПРАКТИКА.

РОЛЬ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В СИСТЕМЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ МОЛОДЕЖНОМУ ЭКСТРЕМИЗМУ

ROLE OF LAW-ENFORCEMENT BODIES IN SYSTEM OF COUNTERACTION TO YOUTH EXTREMISM

УДК 351.74

Э.А. БЕЗУГЛЫЙ,

кандидат экономических наук (Белгородский юридический институт МВД России)

e-mail: [email protected]

E.A. BEZUGLY,

сandidate of Economic Sciences (Belgorod law institute of the Ministry of Internal

Affairs of Russia)

Аннотация: в статье рассматривается проблема распространения молодежного экстремизма на территории Российской Федерации, определяется роль органов внутренних дел в системе противодействия экстремизму, основные направления деятельности, проблемы и предложения по совершенствованию механизма противодействия молодежному экстремизму.

Ключевые слова: экстремизм, молодежь, органы внутренних дел, государство.

Abstract: In article the question of relevance of a problem of distribution of youth extremism in the territory of the Russian Federation is considered, the role of law-enforcement bodies in system of counteraction to extremism, the main activities, problems and suggestions for improvement of the mechanism of counteraction to youth extremism is defined.

Keywords: extremism, youth, law-enforcement bodies, state.

В конце XX - начале XXI века Россия переживает период грандиозных перемен во всех сферах жизнедеятельности. Трансформационные процессы в нем оказывают глубокое воздействие на все сферы жизнедеятельности российского общества, в том числе на социальные институты, социальные группы, массовое, индивидуальное сознание и поведение.

Сегодня экстремизм в молодежной среде стал в России массовым явлением, активизировалась деятельность асоциальных молодежных организаций экстремистского характера (РНЕ, лимоновцы, скинхеды, фанаты и т.д.), спекулирующих на идеях национального возрождения и провоцирующих рост преступных акций на этнорелигиозной, политической почве. Опасным является и тот факт, что экстремизм в России «молодеет», социологи отмечают, что наиболее часто совершают преступления молодые люди в возрасте 15-25 лет.

Молодежная среда в силу своих возрастных особенностей наиболее подвержена негативному влиянию. В современных условиях глобализированного информационного

общества молодежный экстремизм является питательной средой наиболее тяжких криминальных проявлений - терроризма, массовых беспорядков, средством внешнего давления на государство. В тех случаях, когда государство способно контролировать и перенаправлять энергию подрастающего поколения в необходимом для себя направлении, оно получает дополнительный источник своего развития, в противном случае эта энергия становится деструктивной, порождающей различные противоправные действия. Тенденция втягивания молодежи в экстремистскую деятельность во многом обусловлена недостаточно эффективной реализацией государственной политики в сфере противодействия молодежному экстремизму. В результате часть молодежи подпадает под влияние чуждых идеологических установок, что приводит в ряде случаев к восприятию государственных органов как врага, а не партнера. Противодействие проявлениям экстремизма, формирование у молодежи установок толерантного сознания и поведения, достижение гражданского мира и согласия в обществе является одной из главных задач

28

НАУКА.ТЕОРИЯ.

ПРАКТИКА.

2015'1

современного российского государства и всех его органов. При этом основная роль в реализации этих задач возложена на органы исполнительной власти, в правовом регулировании которых существенный объем занимают нормы административного права. Министерство внутренних дел России, являясь федеральным органом исполнительной власти, выступает в роли составляющей системы противодействия экстремизму.

Указом Президента Российской Федерации от 6 сентября 2008 г. № 1316 на органы внутренних дел возложена функция головного координатора всей деятельности по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений экстремистской направленности [1].

Президентом Российской Федерации на расширенном заседании коллегии МВД России, прошедшем в феврале 2013 г., обозначено, что “ключевой задачей органов внутренних дел остается борьба с экстремизмом... Самым жестким образом необходимо пресекать деятельность экстремистских организаций, оперативно реагировать на любые экстремистские проявления, от кого бы они ни исходили”. В Стратегии национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной в декабре 2012 г., указывается на необходимость создания эффективных механизмов урегулирования межнациональных конфликтов, активизацию работы по недопущению проявлений национального и религиозного экстремизма [2].

На учете органов внутренних дел состоит 302 неформальных молодежных объединения, 50 из которых представляют наибольшую общественную опасность. По экспертным оценкам в среднем 80% участников организаций экстремистского характера составляют лица, возраст которых не превышает 30 лет.

Органы внутренних дел, располагая наибольшими среди иных правоохранительных структур возможностями по противодействию экстремистским проявлениям в молодежной среде, принимают меры, направленные на оздоровление криминогенной ситуации. Основным условием указанных мероприятий является создание и обеспечение эффективной системы противодействия экстремизму, позволяющей поддерживать высокую готовность к выявлению, предупреждению и пресечению фактов экстремизма, а также установлению причин и условий совершения правонарушений экстремистской направленности, своевремен-

ному раскрытию и расследованию подобных преступлений [3].

Органы внутренних дел в сфере противодействия проявлениям молодежного экстремизма осуществляют следующие мероприятия:

- налаживание оперативных контактов и обмена информацией со всеми органами, осуществляющими противодействие экстремизму;

- анализ факторов и условий, способствующих возникновению проявлений экстремизма, и прогнозирование тенденций их развития и проявления на территории Российской Федерации;

- предупреждение, предотвращение, пресечение проявлений экстремизма;

- выявление, раскрытие и расследование преступлений экстремистского характера;

- противодействие финансированию экстремистской деятельности;

- взаимодействие с учебными заведениями, общественными организациями и средствами массовой информации в целях повышения эффективности противодействия проявлениям экстремизма;

- организация пропагандистского обеспечения антиэкстремистской деятельности, воспитательная и разъяснительная работа органов внутренних дел, создание положительного имиджа всех правоохранительных структур;

- участие в антиэкстремистской деятельности международного сообщества, включая взаимодействие в рамках международных организаций, и коллективных антиэкстремистских операциях [4].

Таковы меры правоохранительных органов по противодействию экстремизму. Тем не менее их эффективность не в полной мере адекватна складывающимся объективным реалиям. Реформированная полиция продолжает нуждаться как в совершенствовании нормативной правовой базы, регулирующей ее деятельность в сфере противодействия экстремизму, расширении сотрудничества с общественными и религиозными организациями, иными структурами гражданского общества для использования их потенциала в профилактике молодежного экстремизма, так и в разработке ведомственной методики оценки своей деятельности в рассматриваемом направлении оперативно-служебной деятельности.

Кроме того, сфере профилактики экстремизма необходимо проведение таких мероприятий, как:

- осуществление со стороны государс-

29

2015'1

НАУКА.ТЕОРИЯ.

ПРАКТИКА.

тва социальной защиты граждан, борьба с бедностью, создание условий для честного труда за достойное материальное вознаграждение, что привело бы к нейтрализации экономических факторов экстремизма;

- создание эффективной системы правового информирования несовершеннолетних и молодежи, а также принятие реальных мер, направленных на ограничение негативного воздействия некоторых средств массовой информации, привело бы к нейтрализации экономических и правовых факторов совершения преступления экстремистской направленности;

- формирование у молодежи позитивного отношения к труду, здоровью, обществу и государству [5].

Активная пропаганда идей патриотизма, любви к Родине, терпимости отношения к различным религиям и просто гражданам различных рас и национальностей, смогло бы нейтрализовать политические, нравственные, духовные и социально-психологические факторы.

Совершенствование деятельности органов внутренних дел, взаимосвязей между государственными и общественными структурами в вопросах профилактики экстремистских проявлений в целом позволит постепенно переориентировать тенденцию развития молодежного экстремизма в сторону его снижения, а также увеличит возможность использовать потенциал молодежи в конструктивных целях [6].

Литература

1. Указ Президента Российской Федерации от 6 сентября 2008 г. № 1316 «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации».

2. Указ Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1666 «О Стратегии националь-

ной политики Российской Федерации до 2025 года».

3. Вступительное слово Президента Российской Федерации В.В. Путина на расширенном заседании

коллегии МВД России 08.02.2013.

4. Кубякин Е.О. К вопросу определения сущности экстремистских установок молодежи // Власть. 2011. № 9. С. 56-59.

5. Амельчаков И.Ф., Безуглый Э.А. Некоторые вопросы предупреждения национального и религиозного экстремизма в период проведения олимпийских игр и других спортивных мероприятий // Проблемы правоохранительной деятельности. 2014. №1. С. 6-11.

6. Смирнов ВА. Основы молодёжной политики в сфере профилактики экстремизма // Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 14. С. 78-87.

References

1. The decree of the President of the Russian Federation of September 6, 2008 № 1316 «About some questions of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation».

2. The decree of the President of the Russian Federation of December 19, 2012 № 1666 «About Strategy of national policy of the Russian Federation till 2025».

3. An opening speech of the President of the Russian Federation V. V. Putin on enlarged meeting of Ministry

of Internal Affairs board of Russia of 08.02.2013.

4. Kubyakin E.O. To a question of definition of essence of extremist installations of youth // The Power. 2011. № 9. P. 56-59.

5. Amelchakov I.F, Bezugly E.A. Some questions of the prevention of national and religious extremism during

the Olympic Games and other sporting events // Problems of law-enforcement activity. 2014. № 1. Page 6-11.

6. Smimov VA. Fundamentals of youth policy in the sphere of prevention of extremism // The Bulletin of the Chelyabinsk state university. 2011. № 14. P. 78-87.

(Статья сдана в редакцию 20.02.2015)

30

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.