Научная статья на тему 'РОЛЬ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ АКТАМ АГРЕССИИ, СОВЕРШАЕМЫМ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБЩЕСТВЕННО ОПАСНЫМ СПОСОБОМ В ОТНОШЕНИИ НЕОПРЕДЕЛЕННОГО КРУГА ЛИЦ'

РОЛЬ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ АКТАМ АГРЕССИИ, СОВЕРШАЕМЫМ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБЩЕСТВЕННО ОПАСНЫМ СПОСОБОМ В ОТНОШЕНИИ НЕОПРЕДЕЛЕННОГО КРУГА ЛИЦ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
26
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и управление
ВАК
Область наук
Ключевые слова
агрессия / терроризм / несовершеннолетний / образовательное учреждение / профилактика.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гедугошев Ратмир Русланович, Воскобоев Александр Иванович

Исследование посвящено изучению роли органов внутренних дел в предотвращении террористических актов в учебных организациях. Авторы подчеркивают, что основной задачей полиции является обеспечение безопасности на территории образовательных учреждений, выявление и предотвращение возможных террористических актов, реагирование на происшествия, проведение работы по профилактике экстремизма и сотрудничество с другими участниками системы обеспечения безопасности. В статье подчеркивается важность тесного взаимодействия полиции с другими службами безопасности и правоохранительными органами, а также использование современных технологий для мониторинга социальных сетей и других интернет-ресурсов. Авторы отмечают, что работа по предотвращению террористических актов должна быть систематической и комплексной, а также направлена на защиту всех участников образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гедугошев Ратмир Русланович, Воскобоев Александр Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ АКТАМ АГРЕССИИ, СОВЕРШАЕМЫМ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБЩЕСТВЕННО ОПАСНЫМ СПОСОБОМ В ОТНОШЕНИИ НЕОПРЕДЕЛЕННОГО КРУГА ЛИЦ»

ГЕДУГОШЕВ Ратмир Русланович,

старший преподаватель кафедры огневой подготовки Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России,

подполковник полиции, e-mail: mail@law-books.ru

ВОСКОБОЕВ Александр Иванович,

доцент кафедры тактико-специальной подготовки Ростовского юридического института МВД России, кандидат педагогических наук, полковник полиции,

e-mail: mail@law-books.ru

РОЛЬ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ АКТАМ АГРЕССИИ, СОВЕРШАЕМЫМ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБЩЕСТВЕННО ОПАСНЫМ СПОСОБОМ В ОТНОШЕНИИ НЕОПРЕДЕЛЕННОГО КРУГА ЛИЦ

Аннотация. Исследование посвящено изучению роли органов внутренних дел в предотвращении террористических актов в учебных организациях. Авторы подчеркивают, что основной задачей полиции является обеспечение безопасности на территории образовательных учреждений, выявление и предотвращение возможных террористических актов, реагирование на происшествия, проведение работы по профилактике экстремизма и сотрудничество с другими участниками системы обеспечения безопасности. В статье подчеркивается важность тесного взаимодействия полиции с другими службами безопасности и правоохранительными органами, а также использование современных технологий для мониторинга социальных сетей и других интернет-ресурсов. Авторы отмечают, что работа по предотвращению террористических актов должна быть систематической и комплексной, а также направлена на защиту всех участников образовательного процесса.

Ключевые слова: агрессия, терроризм, несовершеннолетний, образовательное учреждение, профилактика.

GEDUGOSHEV Ratmir Ruslanovich,

senior lecturer of the Department of fire training North Caucasus Institute of Advanced Training (branch) Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia,

Lieutenant Colonel of the police

VOSKOBOEV Alexander Ivanovich,

Associate Professor of the Department of Tactical and Special

Training of the Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia,

Candidate of Pedagogical Sciences, Police Colonel

ROLE OF INTERNAL AFFAIRS BODIES IN COUNTERING ACTS OF AGGRESSION COMMITTED IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN A SOCIALLY DANGEROUS WAY IN RELATION TO AN INDEFINITE CIRCLE OF PERSONS

Annotation. The study is devoted to the study of the role of internal affairs bodies in the prevention of terrorist acts in educational organizations. The author emphasizes that the main task of the police is to ensure security on the territory of educational institutions, identify and prevent possible terrorist acts, respond to incidents, carry out work on the prevention of extremism and cooperate with other participants in the security system. The article emphasizes the importance of close cooperation between the police and other security services and law enforcement agencies, as well as the use of modern technologies for monitoring social

чтттжжжжжжжжжжжжтттттттяетmimmmsmmmmmmmmmmmmmmmmmmmiiim^

DOI: 10.24412/2224-9133-2023-5-82-84 NIION: 2021-0079-5/23-258 MOSURED: 77/27-025-2023-05-258

networks and other Internet resources. The author notes that the work on the prevention of terrorist acts should be systematic and comprehensive, as well as aimed at protecting all participants in the educational process.

Key words: aggression, terrorism, minor, educational institution, prevention.

Проблемы психологического климата в учреждениях среднего и высшего образования остаются актуальными и в настоящее время. И если события подобные происшедшим 26 сентября 2022 года в школе №78 г. [4] Ижевска нельзя увязать в причинно-следственную связи с имеющими в образовательных учреждениях фактов буллинга, отсылая в большей мере к недочетам в деятельности правоохранительных органов и специализированных медицинских учреждений в их превентивной составляющей, то при анализе информационного пространства за последние 5 лет можно констатировать, что факты конфликтных ситуаций в различных учебных организациях периодически имеют место. Указанный выше прецедент вопиющего акта агрессии в следствие которого пострадало значительное количество учеников и работников школы ярко обозначает вектор основных направлений действий компетентных органов на последующее предотвращение аналогичных террористических акций на стадии их подготовки, покушения.

Основной чертой таких противоправных деяний является совершение вооруженного нападения на образовательные учреждения, когда объект посягательства не конкретное лицо(а), а агрессии подвергаются неопределенный круг лиц, когда преступник пытается нанести ущерб жизни и здоровью максимального количества людей для достижения наибольшего общественного резонанса и других преступных целей. Это обстоятельство подтверждается и тем, что в большинстве случаев преступник пытается в последующем совершить суицидальный акт, зачастую успешно. При этом, эта проблема настолько остра, что в ее решение должно участвовать консолидировано все гражданское общество, не делая отсылки к задачам профильных ведомств. При этом проведенный анализ показал, что часть аналогичных актов совершаются как реакция на факты буллинга в образовательной среде.

Эта проблема не менее остра и требует соизмеримого реагирования со стороны всех институтов гражданского общество, а в частности со стороны коллектива учебного учреждения, в том числе педагогов-воспитателей, штатных психологов, в тесном взаимодействии с специализированными подразделениями органов правопорядка.

Подростковая психика субстанция достаточно тонкая, когда формируется личность человека под воздействием различных внутренних и

внешних факторов. Процесс становления личности идет с момента рождения ребенка и до момента выхода его в гражданское общество как самостоятельного индивида. При этом несовершеннолетний находится в постоянном поиске факторов, которые могут ему позволить занять место в коллективе, социуме согласно имеющимся у него представлениям об успешной жизни. Именно по этой причине так и не получается до конца искоренить в школах, высших учебных заведениях фактов буллинга, когда некоторые индивидуумы пытаются заработать авторитет в коллективе путем унижения, травли других его членов. Следует обязательно отметить, что такие факты в большей своей части остаются в латентной области, когда жертвы буллинга скрывают факты их травли, пытаясь решить свою проблему самостоятельно, либо не решать ее вовсе смирившись с отсутствием разрешения ситуации.

Несмотря на необходимость комплексного реагирования на указанные факты, в том числе на стадии их приготовления, следует отметить первоочередную роль правоохранительных органов в противодействии актам агрессии в образовательных учреждениях общественно опасным способом [2]. Органы внутренних дел играют важную роль в предотвращении террористических актов в школах и вузах. Их основными задачами и целями являются:

1. Обеспечение безопасности на территории образовательных учреждений. Во взаимодействии с частными охранными организациями обеспечивать контроль доступа на территорию учебных организаций, патрулирование прилегающих территорий.

2. Выявление и предотвращение возможных террористических актов. Органы внутренних дел должны работать в тесном сотрудничестве с другими службами безопасности и правоохранительными органами, а также использовать современные технологии для мониторинга социальных сетей и других интернет-ресурсов [3].

3. Реагирование на возникшие угрозы и происшествия. Органы внутренних дел должны иметь готовые планы действий и проводить тренировки по эвакуации и действиям при возникновении террористической угрозы.

4. Проведение работы по профилактике экстремизма. Профильные подразделения должны систематически проводить лекции, семинары и тренинги по противодействию экстремизму, а также организовывать работу специалистов по работе с молодежью [1].

5. Сотрудничество с образовательными учреждениями и другими государственными учреждениями. Полиция должна взаимодействовать с участниками системы обеспечения безопасности и обмениваться информацией для эффективного противодействия террористическим угрозам.

Таким образом, роль органов внутренних дел в предотвращении террористических актов в школах и вузах заключается в обеспечении безопасности на территории образовательных учреждений, выявлении и предотвращении возможных террористических актов, реагировании на происшествия, проведении работы по профилактике экстремизма и сотрудничестве с другими участниками системы обеспечения безопасности.

Список литературы:

[1] Гаужаева В.А., Гедугошев Р.Р. Концептуальные основы, детерминирующие экстремистскую среду и терроризм в условиях глобализации // Пробелы в российском законодательстве. 2021. Т. 14. № 4. С. 104-107.

[2] Машекуашева М.Х., Кочесокова З.Х. Некоторые вопросы совершенствования деятельности ОВД в борьбе с терроризмом и захва-

том заложников // Образование и право. 2022. №

4. С. 317-319.

[3] Шамаев А.М., Иноземцев С.В. Вопросы совершенствования законодательства в сфере противодействия террористическим проявлениям // Образование и право. 2022. № 6. С. 96-99.

[4] https://www.izh.kp.ru/daily/27449.5/ 4653290/ (дата обращения 25.05.2023 г.).

Spisok literatury:

[1] Gauzhaeva V.A., Gedugoshev R.R. Koncep-tual'nye osnovy, determiniruyushchie ekstremist-skuyu sredu i terrorizm v usloviyah globalizacii // Pro-bely v rossijskom zakonodatel'stve. 2021. T. 14. № 4.

5. 104-107.

[2] Mashekuasheva M.H., Kochesokova Z.H. Nekotorye voprosy sovershenstvovaniya deya-tel'nosti OVD v bor'be s terrorizmom i zahvatom zalozhnikov // Obrazovanie i pravo. 2022. № 4. S. 317-319.

[3] SHamaev A.M., Inozemcev S.V. Voprosy sovershenstvovaniya zakonodatel'stva v sfere pro-tivodejstviya terroristicheskim proyavleniyam // Obrazovanie i pravo. 2022. № 6. S. 96-99.

[4] https://www.izh.kp.ru/daily/27449.5/ 4653290/ (data obrashcheniya 25.05.2023 g.)

C^X)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.