DOI 10.47576/2712-7516_2022_2_1_65 УДК 343.3
БОРЬБА С ЭКСТРЕМИЗМОМ И ТЕРРОРИЗМОМ: НОВЫЕ ВЫЗОВЫ И УГРОЗЫ
Магомедов Мурад Нассруллаевич,
преподаватель кафедры деятельности органов внутренних дел в особых условиях, Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал), Краснодарский университет МВД России, г. Нальчик, Россия, e-mail: [email protected]
В статье рассмотрены предпосылки возникновения новых видов экстремизма и роста террористической активности в системе глобальных вызовов и угроз. Отмечается, что современный преступный мир располагает возможностями для производства химического оружия и биотоксинов, а также имеет в своем арсенале достаточное количество беспилотных летательных аппаратов, при помощи которых обеспечивается доставка поражающих элементов. Установлено, что возможность применения террористами биологического оружия в качестве средства массового поражения выступает стратегической угрозой национальной безопасности на современном этапе.
Ключевые слова: терроризм; экстремизм; биологическое оружие; национальная безопасность; профилактика; противодействие.
UDC 343.3
FIGHTING EXTREMISM AND TERRORISM: NEW CHALLENGES
AND THREATS
Magomedov Murad Nassrullaevich,
Lecturer, Department of Internal Affairs in Special Conditions, North Caucasus Institute for Advanced Studies (branch), Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Nalchik, Russia, e-mail: [email protected]
The article considers the prerequisites for the emergence of new types of extremism and the growth of terrorist activity in the system of global challenges and threats. It is noted that the modern criminal world has the ability to produce chemical weapons and biotoxins, and also has in its arsenal a sufficient number of unmanned aerial vehicles, with the help of which the delivery of damaging elements is ensured. The study found that the possibility of terrorists using biological weapons as a means of mass destruction is a strategic threat to national security at the present stage.
Keywords: terrorism; extremism; biological weapons; National security; prevention; opposition.
Экстремизм и терроризм являются одной из глобальных проблем современности, противодействию которым уделяется большое внимание практически всеми государствами мира. Мало осталось государств, которые не испытали на себе негативные последствия проявления экстремизма и терроризма. Принимаемые государствами нормативно-правовые акты направлены на эффективное решение вопросов противодействия данному деструктивному явлению.
России также имеет трагический опыт в
столкновении с террористической угрозой. Несмотря на все усилия изжить данные деструктивы полностью пока не удалось никому. Вместе с тем борьба осложняется тем, что методы террористов и экстремистов постоянно меняются, а боевики задействуют новые способы совершения террористических актов.
Отягчающим обстоятельством можно назвать появление новых видов терроризма и экстремизма - атомного, биологического, генетического, экологического и др.
Экологический экстремизм, угроза применения биологического оружия в качестве средства массового поражения, угрожающего национальной безопасности, вызывают растущую обеспокоенность как научного сообщества, так и правоохранительных структур [2; 3; 9].
Возникновению биологического терроризма и как следствие росту террористической активности в системе глобальных вызовов и угроз способствует постоянный прогресс в биологии и химии, а также увеличение так на -зываемых погранично опасных технологий. Например, бактерии, вызывающие сальмо-неллез и другие кишечные инфекции, выращиваются в бытовых (комнатных) условиях.
В целом характеризуя деятельность радикалов экологической направленности, следует отметить, что опасность, которую они представляют современному обществу, не уступает угрозам террористов-боевиков, поскольку их действия направлены на насильственное блокирование тепло- и электростанций, ГЭС, АЭС, производственных мощностей и т. п. Зачастую данные мероприятия совершаются с применением насилия к людям и сопряжены с незаконным проникновением на режимные объекты.
Экологический экстремизм чаще всего связан с эколого-правовыми, медико-правовыми и криминальными конфликтами. В качестве примера можно привести убийства и угрозы убийством в отношении врачей, делающих аборт, научных сотрудников, проводящих лабораторные исследования на животных, поджоги клиник, медицинских центров и т. п. Такие крайние формы давления и личностного насилия не использовались даже подвижниками антиатомного протест-ного движения.
Сказанное ярко свидетельствует о том, что возможность применения террористами биологического оружия в качестве средства массового поражения выступает стратегической угрозой национальной безопасности на современном этапе [7; 9; 10].
В частности, заместитель секретаря Совета безопасности Российской Федерации Ю. А. Коков подметил, что террористические организации совершенствуют тактику своих действий, всячески предпринимают попытки получить доступ к алгоритмам изготовления оружия ядерного, химического и биологиче-
ского поражения. Вместе с тем со стороны террористов наблюдается повышенное внимание к перспективам применения патогенных биологических микроорганизмов и токсичных химикатов.
По данным внутренней и внешней разведки, современный преступный мир располагает широчайшими возможностями для производства химического оружия и биотоксинов, а также имеет в своем арсенале достаточное количество беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), при помощи кото -рых обеспечивается доставка поражающих элементов. В частности, путем использование БПЛА в свое время была произведена управляемая атака дронов на российскую авиабазу Хмеймим в Сирии, из-за чего потребовалось немедленное реагирование систем противовоздушной обороны. Отсюда можно заключить, что атака БПЛА, загруженных поражающими микроорганизмами, в том числе вирусами сибирской язвы или боту-лотоксином, является наиболее опасной по своей силе и активности распространения и способной убить население крупного мегаполиса, превосходя последствия ядерного взрыва. При этом достаточность и степень удовлетворительности проведения защитных - эпидемиологических мероприятий специализированными лабораториями - вопрос больше риторический [1; 2; 8].
На сегодняшний день можно отметить, что российским законодателем данные угрозы и меры противодействия БПЛА приняты во внимание в части предотвращения их использования в противоправных целях. На законодательном уровне сотрудников силовых ведомств обеспечили правом пресекать нахождение БПЛА в воздушном пространстве России, установлены способы пресечения их полетов, определены полномочия руководителей компетентных органов по определению порядка принятия соответствующего решения в отношении беспилотников, вторгнувшихся в воздушное пространство.
Кроме всего прочего, проблема несанкционированного вмешательства в работу потенциально опасных объектов (транспортных и топливно-энергетических систем) с целью нарушения порядка их функционирования и создания аварийных ситуаций набирает с каждым годом все большую актуальность. Отсюда противодействие данным явлениям
осуществляется посредством эффективного правового регулирования вопросов использования современных робототехнических комплексов, а также обеспечения надежной охраны и защиты объектов критически важной инфраструктуры, работа которой связана с хранением и использованием поражающих веществ и материалов: взрывчатых, радиоактивных, химических, биологических. Такая работа в России ложится на плечи Совета безопасности и других силовых структур.
Технологическая и ценовая доступность биологического оружия способствует росту его использования террористическими организациями в борьбе за передел природных ресурсов и геополитическое доминирование в мире [3; 5].
При определении базовых причин, условий и факторов распространения экстремизма и терроризма следует отметить, что наибольшая угроза исходит от тенденции активного блокирования организованной преступности и терроризма, которые демонстрируют обоюдную заинтересованность друг в друге. Сегодня организованная преступность оказывает посильную помощь в деле разрастания деструктивных идеологии, стабильно финансирует экстремистские формирования и террористические организации, то есть фактически происходит сращивание этих двух явлений. Организованная преступность также тесно связана с государственными структурами, в основе этой связи лежит коррупционный механизм, что выступает определяющим фактором разрастания террористической деятельности [3; 5; 6].
Уголовное законодательство Российской Федерации предусматривает ответственность за террористический акт: «деяния, сопряженные с посягательством на объекты атомной энергетики либо с использованием ядерных материалов, радиоактивных веществ или источников радиоактивного излучения, либо ядовитых, отравляющих, токсичных, опасных химических или биологических веществ (п. «а», ч. 3 ст. 205 УК РФ)». Также имеется ответственность за преступления,
предусмотренные ст. 355 УК РФ «Разработка, производство, накопление, приобретение или сбыт оружия массового поражения», ст. 356 УК РФ «Применение запрещенных средств и методов ведения войны», ст. 357 УК РФ «Геноцид», ст. 358 УК РФ «Экоцид».
В целом, обобщая вопросы противодействия феноменам экстремизма и терроризма, следует особую значимость придать вопросам предупреждения и профилактики данных преступлений. Для этого перед правоохранителями ставится ряд задач:
1. Принимать участие в разработке и реализации комплексных программ, обеспечивающих предупреждение экстремизма и терроризма.
2. Принимать участие (в пределах своей компетенции) в разработке мер по устранению социальных, экономических и других факторов, создающих предпосылки к совершению экстремистских и террористических преступлений.
3. Информировать население через средства массовой информайии о состоянии и мерах по предупреждению экстремистских и террористических преступлений.
4. Повышать уровень профессионализма правоохранителей посредством изучения, обобщения и реализации положительного опыта по предупреждению и профилактике появления феноменов экстремизма и терроризма [4; 7; 10].
Во всех случаях следует помнить, что террористические организации совершенствуют тактику своих действий и всячески предпринимают попытки получить доступ к алгоритмам изготовления оружия ядерного, химического и биологического поражения, поэтому для эффективного противодействия таким деструктивным явлениям деятельность правоохранительных и правоприменительных структур должна строиться на знании и правильном применении норм российского законодательства, что позволит им квалифицировать противоправные деяния данной категории и регламентировать направления их пресечения.
Список литературы
1. Гедугошев, Р. Р. Международное сотрудничество в правоохранительной сфере по вопросам противодействия экстремизму и терроризму / Р. Р Гедугошев., Е. В. Кузнецова, Т. Б. Васильева // Журнал прикладных исследований. - 2021. - Т. 2. - № 4. - С. 77-81.
2. Гедугошев, Р. Р. Основные направления противодействия терроризму и экстремизму в современных условиях / Р. Р. Гедугошев, Ю. В. Корсаков, М. В. Абазова // Журнал прикладных исследований. - 2021. - Т. 2. -№ 5. - С. 185-189.
3. Дадов, А. В. Организационно-правовые основы противодействия современному терроризму / А. В. Дадов // Журнал прикладных исследований. - 2021. - Т. 4. - № 3. - С. 58-61.
4. Жамборов, А. А. Современный терроризм и экстремизм как потенциальная угроза безопасности государства / А. А. Жамборов // Пробелы в российском законодательстве. - 2021. - Т. 14. - № 3. - С. 32-36.
5. Камергоев, Б. М. Роль государственного управления в области обеспечения безопасности по противодействию терроризму / Б. М. Камергоев // Вопросы российского и международного права. - 2019. - Т. 9. -№ 8-1. - С. 114-120.
6. Коркмазов, А. В. «Терроризм» и «экстремизм» как опасность современных реалий / А. В. Коркмазов // Евразийский юридический журнал. 2021. - № 8 (159). - С. 398-399.
7. Магомедов, М. Н. О способах противодействия молодежному экстремизму / М. Н. Магомедов, Ю. Г Бозие-ва // Государственная служба и кадры. - 2021. - № 1. - С. 146-147.
8. Мухтаров, Д. Д. Проблемные аспекты правового регулирования противодействия терроризму / Д. Д. Мух-таров, С. А. Галимов // Пробелы в российском законодательстве. - 2021. - Т. 14. - № 4. - С. 37-40.
9. Тарчоков, Б. А. О факторах, детерминирующих современный экстремизм в условиях глобализации / Б. А. Тарчоков, М. А. Тарчокова // Образование и право. - 2021. - № 6. - С. 347-351.
10. Факов, А. М. Деятельность органов внутренних дел в сфере локализации терроризма в условиях глобализации информационного пространства / А. М. Факов // Пробелы в российском законодательстве. - 2020. -Т. 13. - № 4. - С. 91-93.
References
1. Gedugoshev R.R., Kuznecova E.V., Vasil'eva T.B. Mezhdunarodnoe sotrudnichestvo v pravoohranitel'noj sfere po voprosam protivodejstviya ekstremizmu i terrorizmu. ZHurnal prikladnyh issledovanij. 2021. T. 2. № 4. S. 77-81.
2. Gedugoshev R.R., Korsakov YU.V., Abazova M.V. Osnovnye napravleniya protivodejstviya terrorizmu i ekstremizmu v sovremennyh usloviyah. ZHurnal prikladnyh issledovanij. 2021. T. 2. № 5. S. 185-189.
3. Dadov A.V. Organizacionno-pravovye osnovy protivodejstviya sovremennomu terrorizmu. ZHurnal prikladnyh issledovanij. 2021. T. 4. № 3. S. 58-61.
4. ZHamborov A.A. Sovremennyj terrorizm i ekstremizm kak potencial'naya ugroza bezopasnosti gosudarstva. Probely v rossijskom zakonodatel'stve. 2021. T. 14. № 3. S. 32-36.
5. Kamergoev B.M. Rol' gosudarstvennogo upravleniya v oblasti obespecheniya bezopasnosti po protivodejstviyu terrorizmu. Voprosy rossijskogo i mezhdunarodnogo prava. 2019. T. 9. № 8-1. S. 114-120.
6. Korkmazov A.V. "Terrorizm" i "ekstremizm" kak opasnost' sovremennyh realij. Evrazijskij yuridicheskij zhurnal. 2021. № 8 (159). S. 398-399.
7. Magomedov M.N., Bozieva YU.G. O sposobah protivodejstviya molodezhnomu ekstremizmu. Gosudarstvennaya sluzhba i kadry. 2021. № 1. S. 146-147.
8. Muhtarov D.D., Galimov S.A. Problemnye aspekty pravovogo regulirovaniya protivodejstviya terrorizmu. Probely v rossijskom zakonodatel'stve. 2021. T. 14. № 4. S. 37-40.
9. Tarchokov B.A., Tarchokova M.A. O faktorah, determiniruyushchih sovremennyj ekstremizm v usloviyah globalizacii. Obrazovanie i pravo. 2021. № 6. S. 347-351.
10. Fakov A.M. Deyatel'nost' organov vnutrennih del v sfere lokalizacii terrorizma v usloviyah globalizacii informacionnogo prostranstva. Probely v rossijskom zakonodatel'stve. 2020. T. 13. № 4. S. 91-93.