DOI: 10.24412/2076-1503-2022-1-186-189 NIION: 2018-0076-1/22-401 MOSURED: 77/27-023-2022-1-600
ТАРЧОКОВ Беслан Алексеевич,
кандидат экономических наук, полковник полиции начальник кафедры деятельности ОВД в особых условиях, Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, e-mail: [email protected], 8-928-691-95-41 Научная специальность: 12.00.02
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ РАСПРОСТРАНЕНИЮ ЭКСТРЕМИЗМА
В СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Аннотация. Цель данного исследования изучение проблем противодействия экстре-мисткой идеологии, распространяемой в сети интернет. Опасность данного явления для нормального развития государства и общества очевидна и состоит в возбуждении вражды и ненависти к представителям другой нации и вероисповедания, в осуществлении подрывной деятельности в отношении государственной власти, с целью разжигания конфликта в обществе. Кроме того, предпринимаемые государством и правоохранительными структурами меры противодействия указанному явлению зачастую оказываются неэффективными. Конституция РФ является главенствующим нормативно-правовым актом, регулирующим вопросы противодействия преступлениям экстремистской направленности, совершаемых в интернет-пространстве. Именно ее положения выступают гарантом соблюдения прав и свобод человека независимо от половой, расовой, национальной, социальной и др. принадлежности. Данные конституционные положения в полной мере коррелируют с международными стандартами и международными правовыми актами, ратифицированных РФ в разные периоды времени. Сделан вывод о том, что современный экстремизм, распространяемый посредством глобального информационного пространства, характеризуется широкими масштабами, тенденцией роста, как транслируемого контента, так и вовлечения новых членов в экстремистские организации. Для повышения эффективности борьбы с данным явлением необходимо совершенствование действующего законодательства и правоохранительной практики в сфере противодействия экстремизму, а также выработка и реализация прогрессивных мер профилактики, выявления и пресечения экстремистских преступлений и правонарушений.
Ключевые слова: глобальная сеть интернет, идеология экстремизма, публичный призыв, насильственное насаждение, противодействие, профилактика.
TARCHOKOV Beslan Alekseevich,
Candidate of Economic Sciences, Colonel of Police Head of the Department of Internal Affairs in Special Conditions, North Caucasus Institute of Advanced Training (branch) of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia
COUNTERING THE SPREAD OF EXTREMISM ON THE INTERNET
Annotation. The purpose of this study was to study the problems of countering extremist ideology distributed on the Internet. The danger of this phenomenon for the normal development of the state and society is obvious and consists in inciting enmity and hatred towards representatives of another nation and religion, in subversive activities against state power, in order to foment conflict in society. In addition, the measures taken by the state and law enforcement agencies to counter this phenomenon often turn out to be ineffective. The Constitution of the Russian Federation is the dominant legal act regulating the issues of countering extremist crimes committed in the Internet space. It is its provisions that act as a guarantor of observance of human rights and freedoms, regardless of gender, race, nationality, social and other affiliation. These constitutional provisions fully correlate with international standards and international legal acts ratified by the Russian Federation in different
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2022
periods of time. It is concluded that modern extremism, spread through the global information space, is characterized by a wide scale, a growth trend, both of the broadcast content and the involvement of new members in extremist organizations. To increase the efficiency of combating this phenomenon, it is necessary to improve the current legislation and law enforcement practice in the field of countering extremism, as well as the development and implementation of progressive measures for the prevention, detection and suppression of extremist crimes and offenses.
Key words: global network of the Internet, ideology of extremism, public call, forcible planting, counteraction, prevention.
Постановка проблемы. На сегодняшний день одной из значимых проблем, стоящих перед нашим государством выступает широкое распространение экстремистской идеологии в глобальной сети интернет. Опасность экстремизма состоит в воспрепятствовании нормальному развитию государства и общества, возбуждении вражды и ненависти к представителям другой нации и вероисповедания, в осуществлении подрывной деятельности в отношении государственной власти, с целью разжигания конфликта в обществе. Кроме того, предпринимаемые государством и правоохранительными структурами меры противодействия указанному явлению зачастую оказываются неэффективными [5, 10].
Методология исследования. Конституция РФ является главенствующим нормативно-правовым актом, регулирующим вопросы противодействия преступлениям экстремистской направленности, совершаемых в интернет-пространстве. Так, в ст. 19 гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальной принадлежности, происхождения, социального и должностного положения, места жительства, убеждений, отношения к религии, принадлежности к общественным объединениям и др. обстоятельств; в с. 29 установлен запрет на осуществление пропаганды и агитации, призывающих к социальной, расовой, национальной и религиозной ненависти и вражде [1]. Данные конституционные положения в полной мере коррелируют с международными стандартами и международными правовыми актами, ратифицированных РФ в разные периоды времени.
Общественная опасность экстремизма, а также необходимость осуществления борьбы с ним нашла отражение в Указе Президента РФ «О мерах по обеспечению согласованных действий органов государственной власти в борьбе с проявлениями фашизма и иных форм политического экстремизма в РФ» в качестве одного из ведущих направлений государственной правоохранительной деятельности.
Таким образом, невзирая на имеющиеся в отечественной правовой доктрине достаточно разработанные меры противодействия экстремизму, совершаемому в сети, до сих пор не найдены способы повышения качества борьбы с данным явлением со стороны правоохранительных
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2022
органов. А конституционно провозглашенный запрет на дискриминацию повлек за собой установление уголовной ответственности за экстремизм в сети интернет в положениях действующего УК РФ (ст.ст. 280, 281.1, 282, 282.1-282.3), который предположительно должен снизить количество подобных преступлений под страхом применения уголовной ответственности [4]. Это, в свою очередь, обеспечить стабилизацию правопорядка в обществе.
В целом же позиция отечественного законодателя детерминируется в необходимости дифференциации ответственности за производство и распространение экстремистских материалов, в т.ч. на интернет-ресурсах, что нашло отражение в установлении административной ответственности согласно нормам КоАП РФ (ст.20.29) [2].
Следует также обратить внимание и на такой документ, как Стратегия противодействия экстремизму в РФ до 2025 г., которая содержит основы правовой политики борьбы с экстремизмом в сети интернет и ставит главной целью отечественного курса защиту основ конституционного строя РФ, общественной безопасности, прав и свобод граждан от экстремистских угроз. Достижению цели способствует совершенствование действующего законодательства и правоохранительной практики в сфере противодействия экстремизму, а также выработка и реализация прогрессивных мер профилактики, выявления и пресечения экстремистских преступлений и правонарушений.
Определение экстремизма и экстремистской деятельности, организационных основ и принципов противодействия экстремизму, основания и порядок привлечения к ответственности за экстремистские деяния, вопросы международного сотрудничества по борьбе с данным явлением нашли закрепление в основном нормативно правовом акте - Законе «О противодействии экстремистской деятельности» [3].
Как мы выше отмечали, противодействие экстремизму зачастую происходит некачественно и неэффективно, поскольку правовая политика РФ, касающаяся разрешения данной проблемы, носит несовершенный характер. Свидетельством тому является ежегодные отчеты территориальных органов внутренних дел, отмечающие рост экстремистских лозунгов в сети интернет. А высокий уровень латентности данных преступлений,
дает основание предполагать их еще большее количество, а также трудности, с которыми сталкиваются правоохранители при их выявлении [6].
Так, в последние 10 лет в глобальном информационном пространстве участились случаи распространения публичных призывов к осуществлению экстремистской деятельности путем размещения информационных ресурсов, одобряющих насилие. Этот контент находит одобрение у пользователей сети, которые репостят их во все социальные сети. Отслеживание и пресечение подобных актов задача трудноразрешимая, поскольку обширность сетевого пространства не допускает тотального контролирования. Вдобавок существующая нехватка специалистов данного профиля в правоохранительных органах и огромная рабочая нагрузка, которая ложится им на плечи, препятствует также пресечению подобных преступлений [5, 7].
Решение данной проблемы, по нашему мнению, целесообразно начать с обращения к гражданам с активной социальной позицией с целью оказания им помощи правоохранительным органам в борьбе с экстремизмом, выражающейся в виде своевременного реагирования населения на акты экстремизма в виртуальной и реальной жизни. Данная работа должна проводиться сотрудниками правоохранительных органов, и состоит она в привлечении различных институтов гражданского общества, отдельных граждан, органов государственной власти и местного самоуправления, представителей высших и средних профессиональных образовательных организации противодействию экстремизму. Кроме того, расширение кадрового обеспечения правоохранительных органов, в т.ч. создание специальных структурных подразделений по борьбе с экстремизмом, также является эффективной мерой противодействия данному явлению.
Отягчающим обстоятельством также можно назвать невозможность установления лиц, распространяющих публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности в сети интернет, для последующего привлечения их к ответственности. Главной причиной тому является, что при установлении ^-адреса распространителя указанного контента, след ведет за пределы территории РФ. Противодействие данному явлению, считаем необходимым осуществить путем заключения двухсторонних международных договоров между РФ и сторонними государствами. Для этого необходимо предусмотреть возможность привлечения правоохранителей иностранного государства к расследованию уголовного дела об экстремистских преступлениях, если будет установлено, что Р-адрес преступника отслеживается на территории данного государства. Установив лиц, распространяющих публич-
ные призывы к осуществлению экстремистской деятельности в сети интернет, и назначив им соответствующую ответственность, реализуется мера предупреждения совершения новых экстремистских актов [5, 9, 10].
Отдельно стоит упомянуть и сознательное игнорирование экстремистских проявлений со стороны правоохранителей, по причинам их профессиональной деформации, усталости, отсутствия желания и мотивации к выполнению своих профессиональных обязанностей. Недопущению указанного могут способствовать психологические семинары, лекции, тренинги профессионального роста сотрудников, задействованных в противодействии экстремизму [5, 6].
Помимо перечисленного, определенные сложности возникают также при квалификации преступлений экстремисткой направленности по причине, вызванной недостатком уголовно-правовых знаний, а также недостаточного опыта у следователей детерминируется в неправильную квалификацию действий виновных лиц. Здесь решение проблемы лежит в плоскости организации дополнительного профессионального обучения сотрудников, привлекающихся к противодействию экстремизму.
Со своей стороны хотим отметить, что эффективным противодействием экстремизму выступает его профилактика, которую целесообразно начинать с подрастающего поколения. Так, считаем необходимым для обучающихся общеобразовательных учреждений в возрасте 10-17 лет на регулярной основе проводить уроки толерантности, формировать терпимость по отношению к представителям иной национальности и вероисповедания, организовывать мероприятия, направленные на сплочение детского коллектива. Также для указанного контингента обучающихся должна быть реализована возможность работы психолога, особенно с подростками, имеющими склонность к насилию и оправдывающим насильственные методы решения проблем, с целью своевременного предотвращения совершения ими экстремистских преступлений. Каждый конфликт, возникающий в стенах образовательных организаций на почве национальной, расовой и иной неприязни, должен подвергаться анализу специалиста [6, 7, 8].
Выводы. В заключении отметим, что современный экстремизм, распространяемый посредством глобального информационного пространства, характеризуется широкими масштабами, тенденцией роста, как транслируемого контента, так и вовлечения новых членов в экстремистские организации. Для повышения эффективности борьбы с данным явлением необходимо совершенствование действующего законодательства и правоохранительной практики в сфере противо-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2022
действия экстремизму, а также выработка и реализация прогрессивных мер профилактики, выявления и пресечения экстремистских преступлений и правонарушений.
Завершим наше исследование, на позитивной ноте отметив положительные сдвиги, произошедшие в противодействии экстремизму. Так, в Российской Федерации в последние годы наблюдается тенденция к сокращению числа экстремистских преступлений. За первое полугодие 2021 года правоохранителями было предотвращено 27 таких преступлений. Также наблюдается прогресс по многим направлениям выявления и ликвидации «спящих» ячеек, а также пресечения каналов финансирования международных экстремистских организаций. Однако, как отмечают сами правоохранители, изложенное еще не является поводом для самоуспокоения, поскольку обеспечение безопасности общества и государства остается одной из приоритетных задач и предметом особой ответственности Министерства внутренних дел РФ.
Список литературы:
[1] Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ. [Электронный ресурс] СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www. consultant.ru/ [дата обращения: 21.02.2022].
[2] Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ [Электронный ресурс] СПС «Консультант Плюс». URL: http:// www.consultant.ru/ [дата обращения: 22.02.2022].
[3] О противодействии экстремистской деятельности: федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ [Электронный ресурс] СПС «Консультант-Плюс». URL: http://www.consultant.ru/ [дата обращения: 22.02.2022].
[4] Уголовный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 13.06.1996 № 63- ФЗ [Электронный ресурс] СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru [дата обращения: 21.02.2022].
[5] Бережная А.И., Яцышина Ю.В., Юсиф-заде Д.Н.О. Война и ненависть в сети: правовые основы и проблемы противодействия интернет-экстремизму // Оригинальные исследования. 2020. Т. 10. № 6. С. 355-367.
[6] Гедугошев Р.Р., Корсаков Ю.В., Абазова М.В. Основные направления противодействия терроризму и экстремизму в современных условиях // Журнал прикладных исследований. 2021. Т. 2. № 5. С. 185-189.
[7] Жамборов А.А. Современный терроризм и экстремизм как потенциальная угроза безопас-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2022
ности государства // Пробелы в российском законодательстве. 2021. Т. 14. № 3. С. 32-36.
[8] Мишин A.M. Проблемы противодействия экстремизму в сети интернет // Евразийский юридический журнал. 2020. № 2 (141). С. 389-390.
[9] Павлинова Е.Ю. Проблемы противодействия экстремизму в сети интернет // Закон и власть. 2019. № 2. С. 50-53.
[10] Тарчоков Б.А., Тарчокова М.А. О факторах, детерминирующих современный экстремизм в условиях глобализации // Образование и право. 2021. № 6. С. 347-351.
Spisok literatury:
[1] Konstituciya Rossijskoj Federacii: prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993 (s uchetom popravok, vnesennyh Zakonami RF o popravkah k Konstitucii RF ot 30.12.2008 № 6-FKZ, ot 30.12.2008 № 7-FKZ, ot 05.02.2014 № 2-FKZ, ot 21.07.2014 № 11-FKZ. [Elektronnyj resurs] SPS «Konsul'tantPlyus». URL: http://www.consultant.ru/ [data obrashcheniya: 21.02.2022].
[2] Kodeks Rossijskoj Federacii ob administra-tivnyh pravonarusheniyah: federal'nyj zakon ot 30.12.2001 № 195-FZ [Elektronnyj resurs] SPS «Konsul'tant Plyus». URL: http://www.consultant.ru/ [data obrashcheniya: 22.02.2022].
[3] O protivodejstvii ekstremistskoj deyatel'nosti: federal'nyj zakon ot 25.07.2002 № 114-FZ [Elektronnyj resurs] SPS «Konsul'tantPlyus». URL: http://www. consultant.ru/ [data obrashcheniya: 22.02.2022].
[4] Ugolovnyj kodeks Rossijskoj Federacii: federal'nyj zakon ot 13.06.1996 № 63- FZ [Elektronnyj resurs] SPS «Konsul'tantPlyus». URL: http://www. consultant.ru [data obrashcheniya: 21.02.2022].
[5] Berezhnaya A.I., YAcyshina YU.V., YUsifzade D.N.O. Vojna i nenavist' v seti: pravovye osnovy i problemy protivodejstviya internet-ekstrem-izmu // Original'nye issledovaniya. 2020. T. 10. № 6. S. 355-367.
[6] Gedugoshev R.R., Korsakov YU.V., Aba-zova M.V. Osnovnye napravleniya protivodejstviya terrorizmu i ekstremizmu v sovremennyh usloviyah // ZHurnal prikladnyh issledovanij. 2021. T. 2. № 5. S. 185-189.
[7] ZHamborov A.A. Sovremennyj terrorizm i ekstremizm kak potencial'naya ugroza bezopasnosti gosudarstva // Probely v rossijskom zakonodatel'stve. 2021. T. 14. № 3. S. 32-36.
[8] Mishin A.M. Problemy protivodejstviya ekstremizmu v seti internet // Evrazijskij yuridicheskij zhurnal. 2020. № 2 (141). S. 389-390.
[9] Pavlinova E.YU. Problemy protivodejstviya ekstremizmu v seti internet // Zakon i vlast'. 2019. № 2. S. 50-53.
[10] Tarchokov B.A., Tarchokova M.A. O fakto-rah, determiniruyushchih sovremennyj ekstremizm v usloviyah globalizacii // Obrazovanie i pravo. 2021. № 6. S. 347-351.