DOI 10.47576/2712-7516_2022_2_1_61 УДК 343
ПУТИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИЗМУ И НАСИЛЬСТВЕННОМУ ЭКСТРЕМИЗМУ: ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ
Арипшев Ахмед Мухамедович,
кандидат экономических наук, заместитель начальника кафедры огневой подготовки, Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал), Краснодарский университет МВД России, г. Нальчик, Россия, e-mail: [email protected]
В статье рассматриваются пути противодействия терроризму и насильственному экстремизму. Делается акцент на том, терроризм и насильственный экстремизм наносят колоссальный вред наци -ональной безопасности страны, являясь угрозой для мирных граждан. Недооценка или переоценка степени угрозы могут способствовать перекосу в вопросах противодействия либо их предупреждения, что может привести к критическим показателям в управлении, социально-экономической ситуации и т. д.
Ключевые слова: экстремистская деятельность; конституционный строй; преступная деятельность; правовое регулирование; борьба.
UDC 343
WAYS TO COUNTER TERRORISM AND VIOLENT EXTREMISM: A PRIORITY FOR NATIONAL SECURITY
Aripshev Ahmed Mukhamedovich,
Candidate of Economic Sciences, Deputy Head of the Fire Training Department, North Caucasian Institute for Advanced Studies (branch), Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Nalchik, Russia, e-mail: [email protected]
The article discusses ways to counter terrorism and violent extremism. Emphasis is placed on the fact that terrorism and violent extremism cause enormous harm to the national security of the country, being a threat to civilians. Underestimation or overestimation of the degree of threat can contribute to a bias in the issues of counteraction or their prevention, which can lead to critical indicators in management, the socio-economic situation, etc.
Keywords: extremist activity; constitutional system; criminal activity; legal regulation; fight.
Переломный этап, характерный для современности, детерминировал изменившиеся взаимоотношения между государствами в сторону обострения противоречий, разрешение которых все чаще происходит силовыми методами. При этом поползновения со стороны ряда государств-участников Североатлантического альянса, в частности Великобритании и США, привели к новой гонке вооружений, которая усилила антироссийские движения, обострив военные конфликты вблизи российских
границ. В этой связи Российская Федерация вынуждена разворачивать целенаправленную деятельность по обеспечению национальной безопасности, и основной акцент здесь делается на осуществление противодействия экстремизму и терроризму. Масштабы данных негативных явлений в последние годы имеют тенденцию к росту.
Рассмотрим концептуальные подходы к сущности и содержанию понятия «безопасность» в разрезе рассматриваемой темы.
В качестве основного смысла при определении национальной безопасности Конституция Российской Федерации и Федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» апеллируют понятиями «государственная, общественная, информационная, экологическая, экономическая, транспортная, энергетическая и др. безопасность». В качестве основополагающего нормативного акта, в котором наиболее полно регламентируется понятие «безопасность», применяется Стратегия национальной безопасности Российской Федерации утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 19.12.2012 № 1666, в п. 5 которой данный термин применяется в отношении всех сфер деятельности государства - экономики, энергетики, культуры, здравоохранения, продовольствия и др. Так, в указанном документе под национальной безопасностью понимается «состояние защищенности национальных интересов государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан, достойное качество и уровень их жизни, гражданский мир и согласие в стране, охрана суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, социально-экономическое развитие страны».
Помимо определений, используемых в официальных актах, приведем свою точку зрения на понятие «безопасность».
Любая безопасность выступает защитой и одновременно ограничением, дополнительной нагрузкой, повышением издержек на поддержание системы в стабильном состоянии. Развитие любой системы подвержено риску и угрозам краха, распада. Следует понимать, что расходы на поддержание стабильного положения в государстве не калькулируются и не входят в себестоимость продуктов, образа жизни, здоровья, поддержания государственной системы в равновесном состоянии. При этом недооценка или переоценка величины вызовов и угроз могут привести к перекосу в вопросах противодействия либо их предупреждения, что может привести к критическим показателям в управлении, социально-экономической ситуации и т. д. Одной из таких угроз, которая занимает умы ученых и практиков, как мы уже выше указыва-
ли, выступают проявления насильственного экстремизма и терроризма, эффективное противодействие которым является одной из актуальных задач, стоящих перед современными государствами.
Сегодня мир наблюдает развитие новых средств и методов ведения гибридных войн и рост террористической активности в системе глобальных угроз. Важными инструментами борьбы с указанными явлениями, статус которых носит транснациональный характер, выступают тщательный криминологический анализ и правовое регулирование.
Как известно, деятельность международных террористических и экстремистских организаций (МЭТО) носит деструктивную направленность, выражающуюся в вовлечении в свои ряды неофитов. Причем эксперты по обеспечению национальной безопасности отмечают повышенную активность указанных группировок, выражающуюся в вербовке новых членов в организации, запрещенные на территории Российской Федерации - «Исламское государство (ИГИЛ)», «Талибан», «Таблиги Джамаат» и т. п.
Сказанное позволяет сделать вывод, что вызовы и угрозы террористического характера сохраняются в ряде субъектов Российской Федерации и некоторых приграничных регионах.
Общественная опасность экстремизма и терроризма, а также необходимость осуществления борьбы с ними нашли отражение в Указе Президента Российской Федерации «О мерах по обеспечению согла -сованных действий органов государственной власти в борьбе с проявлениями фашизма и иных форм политического экстремизма в Российской Федерации» в качестве одного из ведущих направлений государственной правоохранительной деятельности. Впоследствии необходимостью осуществления эффективного противодействия новым угрозам, разросшимся до небывалых масштабов, продиктовано принятие Закона «О противодействии экстремисткой деятельности». В преступную деятельность МЭТО оказались вовлечены не только конкретные исполнители и их пособники, но целые социальные группы этнического, религиозного и политического окраса, преследующие самые различные цели - от глобальных (создание халифата и уничтожение всех «неверных») до
локальных (совершение террористических актов или экстремистских действий в отношении конкретных лиц, организаций или государств).
Международный и насильственный экстремизм постоянно расширяют свои границы путем вербовки новых членов, готовых к совершению террористических актов. Их ряды также постоянно пополняются активными участниками, которые беспрепятственно снабжают МЭТО оружием, боеприпасами, взрывчатыми веществами, транспортными средствами и техникой, а также необходимыми документами, вербовщиками и пособниками, которые финансируют масштабные и крупные террористические операции. Во всем мире наблюдается неуклонный рост числа жертв террористических актов и акций насильственного экстремизма.
Однако нельзя не отметить и позитивные сдвиги, произошедшие в противодействии указанным деструктивным явлениям. Так, в Российской Федерации в последние годы наблюдается тенденция к сокращению числа террористических и экстремистских преступлений. За первое полугодие 2021 г. правоохранителями было предотвращено 27 таких преступлений, в том числе 18 террористических актов. Также наблюдается прогресс по многим направлениям выявления и ликвидации «спящих» ячеек террористов, а также пресечения каналов финансирования МТЭО и поставок им оружия. Однако, как отмечают сами правоохранители, изложенное еще не является поводом для самоуспокоения, поскольку обеспечение безопасности общества и государства остается одной из приоритетных задач и предметом особой ответственности МВД России [5; 6].
Выразив со своей стороны согласие с мнением главы МВД России В. А. Колокольце-вым, отметим, что указанное снижение террористических и экстремистских преступлений произошло отчасти по причине частичной либерализации законодательства. Корректировка правоприменительной практики спровоцировала резкое сокращение количества преступлений, предусмотренных ст. 282 УК РФ (в 2018 г. таких преступлений было совершено 780, в 2021 г. - 23). Наибольший удельный вес в числе преступлений экстремистской направленности пришелся на преступления, предусмотренные ст. 280 УК РФ
(в 2018 г. подобных правонарушений было зарегистрировано 269, в 2020 - 197). Вместе с тем не следует замалчивать и рост преступлений, предусмотренных ст. 282.2 УК РФ (с 87 - в 2018 г. до 174 - в 2020 г.). Причиной такого роста в информационно-аналитических материалах Университета прокуратуры Российской Федерации отмечается продолжение в различных субъектах Федерации деятельности экстремистской религиозной организации «Свидетели Иеговы», которая в свое время была ликвидирована решением ВС РФ от 20.04.2017. Отсюда перед правоохранительными структурами детерминируется задача по разработке более действенных мер, направленных на пресечение деятельности данной религиозной организации [2; 5].
Помимо указанной экстремистской организации правоохранителями выявляются и другие подобные формирования, осуществляющие преступную деятельность. Так, на территории Центрального федерального округа расследуются дела в отношении участников и руководителей экстремистских формирований, совершивших преступления, предусмотренные ст. 282.1 УК РФ. В частности, речь идет о таких организациях, как «Армия воли народа», «Партия националистов», «Правый сектор», «Национальный блок».
В заключение отметим, что проблема противодействия идеологии терроризма является одной из ключевых, решением которой озадачены как государство, так и общество. Терроризм и насильственный экстремизм наносят колоссальный вред национальной безопасности страны, являясь большой угрозой для мирных граждан. Поэтому решение указанной проблемы занимает ключевые позиции в государственном управлении, и для нахождения методов по противодействию данным явлениям необходимо приложить все усилия [1; 4]. Несмотря на все силы и средства, прикладываемые со стороны государства и правоохранительных структур на защиту от проявлений терроризма и насильственного экстремизма, изжить их полностью пока не удается. Борьбу с данными явлениями осложняют постоянно прогрессирующие методы террористов и экстремистов, а также новые способы совершения террористических актов. МЭТО постоянно совершенствуют тактику своих действий, стараются получить доступ ко всем видам
новейшего оружия (ядерного, химического, биологического), осваивают технологии производства биотоксинов, а в качестве средств их доставки планируют применять беспилотные летательные аппараты [3; 7].
Таким образом, усиление правоохрани-
тельной роли в системе обеспечения национальной безопасности состоит, прежде всего, в разработке приоритетных направлений и стратегических задач по противодействию терроризму и насильственному экстремизму в свете новых вызовов и угроз.
Список литературы_
1. Беляева, Т. Н. Основные источники угроз экстремизма. Направления противодействия экстремизму на современном этапе / Т. Н. Беляева // Закон и право. - 2017. - № 10. - С. 101-103.
2. Беляева, Т. Н. Противодействие экстремизму (терроризму): приоритетное направление правоохранительной деятельности в аспекте обеспечения национальной безопасности / Т. Н. Беляева, С. В. Борисов // Труды Академии управления МВД России. - 2020. - № 4 (56). - С. 105-116.
3. Жамборов, А. А. Современный терроризм и экстремизм как потенциальная угроза безопасности государства / А. А. Жамборов // Пробелы в российском законодательстве. - 2021. - Т. 14. - № 3. - С. 32-36.
4. Журтов, А. Б. Некоторые размышления о противодействии экстремизму в современных условиях / А. Б. Журтов // Евразийский юридический журнал. - 2019. - № 11(138). - С. 203-204.
5. Коркмазов, А. В. Тенденции развития организованной террористической преступности в условиях глобализации / А. В. Коркмазов // Евразийский юридический журнал. - 2020. - № 1 (140). - С. 375-376.
6. Хараев, А. А. К вопросу применения и реализации политики государства в сфере противодействия преступлениям террористической направленности / А. А. Хараев // Современные проблемы уголовной политики : материалы VI Международной научно-практической конференции. В 2 томах. - 2015. - С. 264-268.
7. Хачидогов, Р. А. Терроризм как угроза национальной безопасности России / Р. А. Хачидогов // Наука и общество. - 2015. - № 1(20). - С. 102-105.
References_
1. Belyaeva T.N. Osnovnye istochniki ugroz ekstremizma. Napravleniya protivodejstviya ekstremizmu na sovremennom etape. Zakon i pravo. 2017. № 10. S. 101-103.
2. Belyaeva T.N., Borisov S.V. Protivodejstvie ekstremizmu (terrorizmu): prioritetnoe napravlenie pravoohranitel'noj deyatel'nosti v aspekte obespecheniya nacional'noj bezopasnosti. Trudy Akademii upravleniya MVD Rossii. 2020. № 4 (56). S. 105-116.
3. ZHamborov A.A. Sovremennyj terrorizm i ekstremizm kak potencial'naya ugroza bezopasnosti gosudarstva. Probely v rossijskom zakonodatel'stve. 2021. T. 14. № 3. S. 32-36.
4. ZHurtov A.B. Nekotorye razmyshleniya o protivodejstvii ekstremizmu v sovremennyh usloviyah. Evrazijskij yuridicheskij zhurnal. 2019. № 11(138). S. 203-204.
5. Korkmazov A.V. Tendencii razvitiya organizovannoj terroristicheskoj prestupnosti v usloviyah globalizacii. Evrazijskij yuridicheskij zhurnal. 2020. № 1 (140). S. 375-376.
6. Haraev A.A. K voprosu primeneniya i realizacii politiki gosudarstva v sfere protivodejstviya prestupleniyam terroristicheskoj napravlennosti. Sovremennye problemy ugolovnoj politiki. Materialy VI Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. V2-h tomah. 2015. S. 264-268.
7. Hachidogov R.A. Terrorizm kak ugroza nacional'noj bezopasnosti Rossii. Nauka i obshchestvo. 2015. № 1(20). S. 102-105.