Научная статья на тему 'КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ АКТАМ АГРЕССИИ, СОВЕРШАЕМЫМ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБЩЕСТВЕННО ОПАСНЫМ СПОСОБОМ В ОТНОШЕНИИ НЕОПРЕДЕЛЕННОГО КРУГА ЛИЦ'

КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ АКТАМ АГРЕССИИ, СОВЕРШАЕМЫМ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБЩЕСТВЕННО ОПАСНЫМ СПОСОБОМ В ОТНОШЕНИИ НЕОПРЕДЕЛЕННОГО КРУГА ЛИЦ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
27
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и управление
ВАК
Область наук
Ключевые слова
агрессия / несовершеннолетний / образовательное учреждение / профилактика. TEUVAZHEV Zaur Anisovich

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Теуважев З.А., Сапов А.В.

Факты совершения вооруженных нападений на образовательные учреждения, характеризующиеся отсутствием конкретной цели агрессии, когда преступник пытается нанести наибольший урон жизни и здоровью максимального количества жертв, уже не единичны и требуют соизмеримой реакции от всех институтов гражданского общества. В работе по предупреждению таких инцидентов наибольшую важность принимает комплекс профилактических мер позволяющий исключить негативные последствия на превентивной стадии. В исследовании данная проблема рассматривается с криминологической и правоохранительной сторон. Предпринята попытка систематизации негативных нравственно-психологических характеристик личности преступника. Подчеркивается важность взаимодействия структурных подразделений органов внутренних дел в ее правоохранительной деятельности. Также предлагается ряд мер со стороны подразделений по делам несовершеннолетних, которые могут способствовать минимизации случаев таких происшествий в будущем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Теуважев З.А., Сапов А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ АКТАМ АГРЕССИИ, СОВЕРШАЕМЫМ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБЩЕСТВЕННО ОПАСНЫМ СПОСОБОМ В ОТНОШЕНИИ НЕОПРЕДЕЛЕННОГО КРУГА ЛИЦ»

DOI: 10.24412/2224-9133-2023-2-278-281 NIION: 2021-0079-2/23-122 MOSURED: 77/27-025-2023-02-122

преподаватель кафедры деятельности органов внутренних дел в особых условиях Северо-Кавказского института повышения

ТЕУВАЖЕВ Заур Анисович,

квалификации (филиал)

Краснодарского университета МВД России,

старший лейтенант полиции, e-mail: mail@law-books.ru

САПОВ Андрей Владимирович,

преподаватель кафедры огневой подготовки и деятельности ОВД в особых условиях Орловского юридического института МВД России,

лейтенант полиции, e-mail: mail@law-books.ru

КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ АКТАМ АГРЕССИИ, СОВЕРШАЕМЫМ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБЩЕСТВЕННО ОПАСНЫМ СПОСОБОМ В ОТНОШЕНИИ НЕОПРЕДЕЛЕННОГО КРУГА ЛИЦ

Аннотация. Факты совершения вооруженных нападений на образовательные учреждения, характеризующиеся отсутствием конкретной цели агрессии, когда преступник пытается нанести наибольший урон жизни и здоровью максимального количества жертв, уже не единичны и требуют соизмеримой реакции от всех институтов гражданского общества. В работе по предупреждению таких инцидентов наибольшую важность принимает комплекс профилактических мер позволяющий исключить негативные последствия на превентивной стадии. В исследовании данная проблема рассматривается с криминологической и правоохранительной сторон. Предпринята попытка систематизации негативных нравственно-психологических характеристик личности преступника. Подчеркивается важность взаимодействия структурных подразделений органов внутренних дел в ее правоохранительной деятельности. Также предлагается ряд мер со стороны подразделений по делам несовершеннолетних, которые могут способствовать минимизации случаев таких происшествий в будущем.

Ключевые слова: агрессия, несовершеннолетний, образовательное учреждение, профилактика.

CRIMINOLOGICAL AND LAW ENFORCEMENT ASPECTS OF COUNTERING ACTS OF AGGRESSION COMMITTED IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN A SOCIALLY DANGEROUS WAY IN RELATION TO AN INDEFINITE CIRCLE OF PERSONS

TEUVAZHEV Zaur Anisovich,

Lecturer at the Department of Activities of the Internal Affairs Bodies in Special Conditions North Caucasian Institute for Advanced Studies (branch) Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia,

Senior Police Lieutenant

SAPOVAndrey Vladimirovich,

teacher of the Department of Fire Training and Activities of the Department of Internal Affairs in special conditions

Oryol Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Police Lieutenant

Annotation. The facts of the commission of armed attacks on educational institutions, characterized by the absence of a specific purpose of aggression, when the perpetrator tries to inflict the greatest damage to the life and health of the maximum number of victims, are no longer isolated and require a commensurate response from all institutions of civil society. In the work on the prevention of such facts, a set of preventive measures is of the greatest importance, allowing to exclude negative consequences at the preventive stage. In the study, this problem is considered from the criminological and law enforcement sides. An attempt has been made to systematize the negative moral and psychological characteristics of the criminal's personality. The importance of interaction of structural divisions of internal affairs bodies in its law enforcement activities is emphasized. A number of measures are also proposed by the juvenile affairs units, which may help to minimize such precedents in the future.

Key words: aggression, minor, educational institution, prevention.

События происшедшие утром 26 сентября 2022 года в г. Ижевске, в школе № 88 в последующем квалифицированные как террористический акт, в результате которого погибли 17 человек и 23 человека поступили в лечебные учреждения с ранениями различной степени тяжести, вызвали значительный общественный резонанс [4]. Такая реакция является естественной и по прошествии некоторого времени, после подведения печальных итогов, необходимо дать трезвую оценку случившемуся c выяснением причин и условий, способствовавших совершению данного зверского преступления. Не касаясь социальной и психолого-педагогической сторон данного случая, хотелось бы в исследовании затронуть криминологические и правоприменительные аспекты. После изучения информационного пространства можно констатировать, что данный случай не единичный и факты совершения аналогичных деяний, в том числе с большим количеством человеческих жертв и пострадавших имели место не менее 9 раз за последние 5 лет на территории России [5]. В настоящее время следует признать, что эта конъюнктура требует соизмеримого реагирования со стороны, как правоохранительных органов, так и со стороны других институтов гражданского общества. Неоднократность совершения вооруженных нападений на образовательные учреждения требует повышения эффективности деятельности правоохранительных органов, в том числе подразделений по делам несовершеннолетних для пресечения противоправных деяний на стадии приготовления, покушения с использованием всех имеющихся в их компетенции средств, в частности в ее профилактической составляющей [1]. Попытаемся на вышеуказанном инциденте разобрать криминологические характеристики личности преступника. В целом, анализируя факты вооруженных нападений можно выделить основные черты лиц их совершивших:

1. Преступник на момент совершения нападения является несовершеннолетним либо лицом молодого возраста (до 35 лет);

2. В большинстве случаев нападающий обучается либо проходил обучение в учебном заведении, на которое в последующем совершил инвазию;

3. Лицо со стороны окружающих характеризуется как спокойное, неконфликтное, в большей мере ведущее замкнутый образ жизни;

4. Объектом нападения является не конкретное лицо (а), а неограниченный круг лиц, когда преступник пытается нанести вред здоровью и жизни максимального количества жертв, не чураясь покушению на малолетних детей и представителей женского пола;

5. Все факты таких нападений в ходе следствия подтверждают отсутствие признаков ран-домности, характеризуясь тщательной подготовкой к вооруженному нападению со стороны преступников (приобретение огнестрельного оружия, переделка оружия под огнестрельное, изготовление самодельных взрывных устройств и т.п.);

6. Преступники после совершения нападения предпринимают суицидальные попытки с различным итогом;

7. Не выдвигаются какие-либо требования, не оправдываются свои действия попыткой привлечь компетентные органы к каким-то видам инсинуаций со стороны третьих лиц, зачастую обозначая свою ненависть, негативное отношение к опосредованному объекту, чаще всего всему миру; приверженность к различным экстремистским и иным негативным субкультурам.

Также хотелось бы заметить, что нередки случаи, когда лицо совершившее нападение находится на учете в психиатрическом диспансере с различными диагнозами.

Под данную дефиницию не попадает некоторая часть лиц, совершивших вооруженные нападения на образовательные учреждения, которые таким способом пытаются разрешить возникшую у них в образовательной среде конфликтную ситуацию, чаще всего в ответ на факты буллинга и абьюза. При этом можно констатировать, что нападения данных лиц больше характеризуется рандомностью, меньшей агрессией,

направленностью своего умысла против конкретных лиц с применением менее общественно опасных способов совершения.

В целом же следует отметить, что не единичность таких случаев вызывает опасение и озабоченность. Свое крайне порицательное отношение к таким фактам высказали видные политические деятели, авторитетные психологи, представители учреждений просвещения. Нельзя сказать, что превентивная деятельность в данном направлении отсутствует. Однако, наверно следует консолидировать комплекс принимаемых разными субъектами мер, не гонясь за какими-то индивидуальными успехами и показателями в угоду общей цели по минимизации фактов совершения актов агрессии в образовательных учреждениях общественно опасным способом с угрозой жизни и здоровью большого количества граждан. Нами было подчеркнуто, что данной дилеммой занимается ряд ведомств и подразделений различных министерств. Касаемо же, деятельности органов внутренних дел, хотелось бы отметить, что в данном направлении в силу своих служебных обязанностей особое внимание необходимо требовать от подразделений по делам несовершеннолетних. Именно в их функционал входит проведение профилактических и иных мероприятий для предупреждения и пресечения противоправных деяний со стороны и в отношении несовершеннолетних лиц [2]. Следует отметить, что эффективность работы данных подразделений в последнее время в разы улучшилась, в том числе за счет качественного отбора кадров и своевременного ориентирования их работы по основным направлениям. Понятно, что только сотрудники ПДН не могут в одиночку противостоять всем вызовам, даже той части, которая в какой-то мере затрагивает лиц, не достигших 18-летнего возраста. В данной деятельности должны оказывать им необходимое содействие и другие подразделения, в особенности уголовного розыска и участковых уполномоченных, как в профилактическом направлении, так и в части предоставления оперативно значимой информации. В очередной раз хотелось бы подчеркнуть важность всестороннего и полного взаимодействия всех структурных подразделений и ведомств органов внутренних дел в достижении правоохранительных целей [3]. При этом в исследовании хотелось бы еще раз отметить направления, на которые необходимо

сотрудникам подразделений по делам несовершеннолетних делать основной уклон, а именно:

1. Необходимо активизировать деятельность по установлению в среде обучающихся, лиц склонных к девиантному поведению, актам агрессии, инициаторам конфликтных ситуаций, а также объектов таких деяний;

2. Повысить эффективность профилактических мероприятий по отношению к несовершеннолетним лицам из неблагоприятных семей, сиротам, лицам, ранее подвергавшимся насильственным действиям со стороны взрослых членов семьи либо сверстников;

3. Активизировать взаимодействие с сотрудниками образовательных учреждений, других ведомств, занимающихся предотвращением распространения негативных тенденций в молодежной среде;

4. Исключить из своей деятельности суррогатные мероприятия, характеризующиеся формальным, отписным характером.

5. Увеличить количество мероприятий, направленных на выработку у молодого поколения системы патриотических ценностных установок с категорическим неприятием любых актов инвазии, в особенности совершенных общественно опасным способом.

6. Формировать с подопечными уважительные, доверительные отношения как равному себе индивиду категорически исключая оскорбительное, высокомерное общение унижающее честь и достоинство подростка, способное сформировать в его сознании ассимилирующие мысли.

Этот перечень далеко не окончательный, и в большей мере носит информативный, рекомендательный характер. В то же время нельзя категорически утверждать, что при выполнении в должной мере вышеуказанных мероприятий будут исключены прецеденты инвазии в образовательных учреждениях общественно опасным способом в отношении неопределенного круга лиц. Однако, обозначенная дилемма имеет место быть и требует соизмеримого продуктивного комплекса мер, в особенности в ее превентивной части, от всех институтов гражданского общества и правоохранительных органов в частности, во избежание новых печальных фактов нападений с большим количеством жертв и пострадавших, в том числе и среди детей и женщин.

Список литературы:

[1] Гаужаева В.А., Гедугошев Р.Р. Концептуальные основы, детерминирующие экстремистскую среду и терроризм в условиях глобализации // Пробелы в российском законодательстве. 2021. Т. 14. № 4. С. 104-107.

[2] Машекуашева М.Х., Кочесокова З.Х. Некоторые вопросы совершенствования деятельности ОВД в борьбе с терроризмом и захватом заложников // Образование и право. 2022. № 4. С. 317-319.

чтттжжжжжжжжжжжжтттттття/ж^

[3] Шамаев А.М., Иноземцев С.В. Вопросы совершенствования законодательства в сфере противодействия террористическим проявлениям // Образование и право. 2022. № 6. С. 96-99.

[4] https://lenta.ru/articles/2022/09/27/izhschool/ (дата обращения 25.02.2023 г.).

[5] https://ria.ru/20220926/strelba-1819466614.html (Дата обращения 26.02.2023 г.).

Spisok literatury:

[1] Gauzhaeva V.A., Gedugoshev R.R. Konceptual'nye osnovy, determiniruyushchie ekstremistskuyu sredu i terrorizm v usloviyah globalizacii//Probely v rossijskom zakonodatel'stve. 2021. T. 14. № 4. S. 104-107.

[2] Mashekuasheva M.H., Kochesokova Z.H. Nekotorye voprosy sovershenstvovaniya deyatel'nosti OVD v bor'be s terrorizmom i zahvatom zalozhnikov // Obrazovanie i pravo. 2022. № 4. S. 317-319.

[3] SHamaev A.M., Inozemcev S.V. Voprosy sovershenstvovaniya zakonodatel'stva v sfere protivodejst-viya terroristicheskim proyavleniyam // Obrazovanie i pravo. 2022. № 6. S. 96-99.

[4] https://lenta.ru/articles/2022/09/27/izhschool/ (data obrashcheniya 25.02.2023 g.).

[5] https://ria.ru/20220926/strelba-1819466614.html (Data obrashcheniya 26.02.2023 g.).

•^mmmmmmmmmmmmmmmmmmmmms^^

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.