РОЛЬ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В ПРОФИЛАКТИКЕ ЭКСТРЕМИЗМА В
МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ (НА ПРИМЕРЕ ОТДЕЛЬНОГО РЕГИОНАЛЬНОГО ОПЫТА)
Е.Г. Капустина, канд. пед. наук, доцент М.В. Барышников, канд. юр. наук
Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова (Россия, г. Орел)
DOI: 10.24411/2500-1000-2018-10046
Аннотация. В статье рассматриваются особенности противодействия экстремистским проявлениям в молодежной среде; анализируются формы и методы профилактической деятельности органов внутренних дел на примере Орловской области; раскрываются отдельные аспекты координации деятельности органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов в сфере государственной национальной политики; авторами предлагается ужесточение контроля по закреплению правил приобретения административного ресурса и установлению лиц, размещающих информацию дискредитирующего характера.
Ключевые слова: противодействие экстремизму, молодежная среда, предупреждение правонарушений, противоправные деяния, электронные ресурсы, сайты, формирование правосознания, государственные органы, органы внутренних дел, формы и методы, профилактика, социальная сеть интернет, СМИ.
Противодействие проявлениям экстремизма, формирование у населения и, в первую очередь у молодежи, установок толерантного сознания и поведения, укрепление гражданского мира и согласия в обществе относится к основным функциям органов государственной власти.
В Федеральном законе Российской Федерации «О противодействии экстремист-кой деятельности» дается достаточно широкое определение экстремистской деятельности (экстремизма), а именно возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни; пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угро-
зой его применения; воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения[1, ст.1].
Для координации деятельности органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов в сфере государственной национальной политики Российской Федерации утверждена Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года [2, п.17] цели которой направлены на:
- создание прочного общероссийского гражданского самосознания и духовной общности российского многонационального народа (российской нации);
- сохранение и развитие этнокультурного многообразия российских народностей;
- создание гармонии в национальном и межнациональном (межэтническом) отношении;
- обеспечение равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от их
расовой принадлежности, языка, национальности, их отношения к религии и иных обстоятельств.
Формирование гражданского самосознания и духовной общности становится все более актуальной в условиях российской действительности, молодежь все чаще вовлекается в преступные сообщества, в том числе и в распространение экстремизма.
Так, по данным портала правовой статистики Генеральной прокуратуры Российской Федерации за 7 месяцев 2018 года было зарегистрировано 924 преступления экстремистской направленности и выявлено 574 лица, совершивших преступления в данной сфере [3].
Особая роль в профилактике и предупреждении экстремистских проявлений принадлежит органам внутренних дел Российской Федерации, которые призваны осуществлять противодействие экстремистской деятельности и терроризму.
Президент Российской Федерации В.В. Путин на расширенном заседании коллегии МВД России отметил: «...среди приоритетных задач органов внутренних дел -противодействие экстремизму. В последнее время количество подобных преступлений выросло на 5%. Мы видим, что ряд группировок действуют дерзко и вызывающе, они используют для разжигания национальнойи религиозной нетерпимости ресурсы социальных сетей, организуют несанкционированные публичные акции, пытаются вовлечь в свои рядымолодёжь. Нужно решительно пресекать деятельность подобных групп, привлекать к ответственности их организаторов. Любые незаконные действия, направленные на раскол общества, на дестабилизацию ситуации, - это серьёзнаяугроза обществу»^].
В соответствии с Приказом МВД РФ от 17.01.2006 г. №19 «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений» [5, п.9.7], сотрудники полиции принимают все необходимые меры, направленные на предупреждение совершения террористических актов в местах массового пребывания граждан; осуществляют мероприятия по проверке докумен-
тов в целях выявления лиц, подозреваемых в принадлежности к террористическим и экстремистским организациям, а также незаконно перевозящих оружие, боеприпасы, взрывные устройства, взрывчатые, зажигательные, химические, сильнодействующие ядовитые вещества, наркотические средства и психотропные вещества, террористическую и экстремистскую литературу.
Сотрудники подразделений по противодействию экстремизму проводят мониторинг СМИ и ресурсов сети Интернет в целях установления фактов опубликованной информации, носящей террористический и экстремистский характер, а также сведений, которые содержат информацию о несанкционированных митингах и акциях протеста, осуществляют оперативно-разыскные мероприятия по предупреждению преступлений и правонарушений, участвуют в правовой пропаганде и информировании населения о результатах работы.[5, п. 17].
Так, на примере работы сотрудников Центра по противодействию экстремизму УМВД России по Орловской области раскроем отдельные аспекты предупредительно-профилактической работы в сфере информационного противоборства и профилактики совершения правонарушений экстремистского характера.
В целях установления лиц, размещающих информацию дискредитирующего характера в отношении представителей власти, правоохранительных органов, а также пропагандирующую экстремизм и терроризм в 2018 году сотрудниками ЦПЭ УМВД региона направлено 17 запросов об ГР-адресах пользователей к лицам, осуществляющим опубликование материалов (модераторам) сайтов «Орлец» и «Орел-ньюс». При этом в рамках реализации полномочий правоохранительных органов, предусмотренных статьей 15.3 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» установлено 11 фактов размещения, публикации и демонстрации материалов экстремистского и террористического содержания, направлено 11 поручений на их блокировку в Управление Роскомнадзора по Орловской
области. В целях удаления из социальных сетей противоправного контента, а также привлечения граждан к административной и уголовной ответственности за ее опубликование и размещение сотрудниками ЦПЭ УМВД России по Орловской области достаточно результативно используется автоматизированная поисково-
аналитическая система поиска и мониторинга открытого пространства социальных сетей с доступом через сеть Интернет -«БЕШ». За период использования «БЕШ» выявлено 2 административных правонарушения по ч.1 ст.20.3 КоАП РФ, установлено 28 пользователей социальной сети «ВКонтакте» на личных страницах, которых размещены материалы экстремистского характера.
В 1 полугодии 2018 сотрудниками полиции УМВД России по Орловской области [6] инициировано и проведено 18 профилактических мероприятий по предупреждению вовлечения молодых людей в деятельность экстремистских организаций, юридической ответственности за правонарушения в рассматриваемой области, проведенных в режиме работы «круглых столов», обучающих семинаров и ознакомительно-правовых лекций, в том числе для аудитории обучающихся образовательных организаций среднего общего (полного) образования, средних профессиональных и высших образовательных организаций.
Следует отметить, что наиболее часто в электронных ресурсах интернета размещаются материалы, склоняющие к выражению недовольства конституционным строем страны, деятельностью правительства и иных институтов власти, проводимой пенсионной реформой, низкой заработной платой, отсутствием льготных выплат и пособий отдельным категориям граждан, ростом цен на продукты, жилищно-коммунальные услуги и т.п., что оказывает негативное влияние на население. Чаще всего жертвами таких интернет-ресурсов является молодежь, которая участвует в различных противозаконных акциях, в том числе в виртуальных, пропагандирующих радикальный ислам.
Формирование экстремизма среди молодежи представляет особую опасность,
так как связано с внушением противозаконных идей в групповом сознании молодого поколения, что влияет на моральные ценности, стандарты поведения в обществе, оценки друг друга. Организаторы виртуальных радикальных сообществ воздействуют на сознание молодых людей, создавая миссийный образ и оправдывая совершение экстремистских действий, что способствует вовлечению большой аудитории молодежи, особенно находящейся в социально опасном положении, попавшей в трудную жизненную ситуацию, потерявшей веру в жизнь, справедливость, ждущей понимания и поддержки, а главное желающей легкого и быстрого заработка.
Поэтому комплекс мероприятий, направленных на уменьшение радикальных проявлений в молодежной среде, реализуемый в деятельности органов государственной власти, должен быть направлен в первую очередь на проведение систематических мероприятий по формированию правовой культуры в молодежной среде с вовлечением гражданского общества и института образования; целенаправленную работу по формированию установок личности, соблюдение норм закона и систематизацию комплекса эффективных мер мониторинга СМИ и сети Интернет. Конкретные формы и методы проводимых мероприятий должны отражаться в стратегии национальной безопасности, государственной политике Российской Федерации по противодействию экстремизму и основываться на концептуальном подходе тесного взаимодействия государственных органов с институтами гражданского общества.
Для реализации тщательного контроля в законодательстве необходимо закрепить правила приобретения административного ресурса, статуса его владельцев, их обязанности и права по отношению к третьим лицам, размещающим информацию на сайте, а в виртуальных социальных сетях запретить регистрироваться под псевдонимами (никнеймами). Но при этом, как указывает в своем исследовании Данилюк А.Л. необходимо устранить в информационном пространстве различные проблемы,
такие как «установление личности, разместившей террористический или экстремистский материал в социальной сети (беспроводные технологии, например, Wi-Fi; продающиеся свободно сетевые платы с переменным IP-адресом, что исключают обнаружение такого лица); идентификация лица как автора экстремистского материала, предоставившего такой материал в сеть Интернет, а не просто как владельца средства вычислительной техники, с помощью которого в сети был размещен матери-ал»[7, стр. 1374].
Таким образом, полагаем, что необходимо популяризировать моральные ценности, формировать правовое сознание молодежи, в первую очередь несовершеннолетних в образовательных организациях, начиная с раннего школьного возраста. Необходим комплекс мероприятий, который должен складываться из законодательных, административно-управленческих, социальных, технических форм и санкций в отношении собственников сайтов, компании, предоставляющих доступ к интернету, а также позволит оперативно выявлять, мониторить средства массовой информации и удалять информацию экстремистского содержания из социальных сетей, привлекая виновных лиц к ответственности.
Именно профилактические мероприятия позволят минимизирование распространение экстремизма в молодежной среде и значимая роль в этом возложена на органы внутренних дел, которые в пределах своей компетенции должны активно проводить мероприятия, направленные на предупреждение экстремистской деятельности и взаимодействовать с государственными институтами и институтами гражданского общества, осуществляя целевые мероприятия, а именно: повысить роль студенческих объединений, их влияние на мировоззрение и ценности молодежи; проводить беседы с обучающимися по знанию законодательства в сфере противодействия экстремизму; принимать участие в межвузовских конференциях и круглых столах по обозначенной проблематике; взаимодействовать с педагогами и воспитателями в целях проведения бесед, тренингов с обучающимися; создавать молодежные дружины (отряды), привлекая студентов к охране общественного порядка во время проведения массовых мероприятий; развивать формы и методы социальной работы в Российской Федерации; проводить мониторинг деятельности неформальных общественных объединений.
Библиографический список
1. О противодействии экстремистской деятельности [Электронный ресурс]: Федеральный закон Российской Федерации от 25 июля 2002 года №114-ФЗ // Консультант Плюс: URL: http://www.consultant.ru. (Дата обращения 25.09.2018г.).
2. Портал правовой статистики [Электронный ресурс]: Генеральной прокуратура Российской Федерации // сайт URL: http://crimestat.ru/offenses_map.
3. Расширенное заседание коллегии МВД России от 28 февраля 2018г. [Электронный ресурс]: сайт URL //http://www.nykhas.ru.
4. О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений: [Электронный ресурс]: Приказ МВД РФ от 17.01.2006 № 19 // Консультант Плюс: URL: http://www.consultant.ru. (Дата обращения 25.09.2018г.).
5. Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]: Указ Президента РФ от 19 декабря 2012 г. № 1666 // Консультант Плюс: URL: http://www.consultant.ru. (Дата обращения 25.09.2018г.).
6. Официальный сайт УМВД России по Орловской области [Электронный ресурс]: // сайт URL:. https://57.xn--b1aew.xn--p1ai.
7. Данилюк А.Л. Молодежный экстремизм в сети интернет как социальная проблема // Экономика и социум. 2017. № 1-2 (32). С. 1370-1375.
international journal oj Humanities ana Natural sciences, voi.9
ROLE OF INTERNAL AFFAIRS IN THE PREVENTION OF EXTREMISM IN THE
YOUTH ENVIRONMENT (ON THE EXAMPLE OF SEPARATE REGIONAL EXPERIENCE)
E.G. Kapustina, candidate of pedagogical sciences, associate professor M.V. Baryshnikov, candidate of legal sciences, associate professor
Oryol law institute of the Ministry of internal affairs of Russia named after V.V. Lukyanova (Russia, Oryol)
Abstract. The article discusses the features of countering extremist manifestations in the youth environment; analyzes the forms and methods of preventive activities of the internal affairs bodies on the example of the Oryol region; certain aspects of the coordination of the activities of state authorities of the Russian Federation and its subjects in the field of state national policy are revealed; The authors propose a tightening of control to consolidate the rules for the acquisition of administrative resources and the identification of persons placing defamatory information.
Keywords: counteraction to extremism, youth environment, prevention of offenses, illegal actions, electronic resources, websites, formation of legal awareness, state bodies, internal affairs bodies, forms and methods, prevention, social network Internet, media.