Вестник Самарской гуманитарной акалемии. Серия «Право». 2014. № 2(16)
== ПРОБЛЕМЫ ==
УГОЛОВНОГО ПРАВА И КРИМИНОЛОГИИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ В СИСТЕМЕ ПРОФИЛАКТИКИ ЭКСТРЕМИЗМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
© С. В. Борисов
Борисов Сергей Вячеславович
кандидат юридических наук, доцент
ведуший научный сотрудник Академии Генеральной прокуратуры РФ (г. Москва)
В статье на основе анализа юрилической практик, ланных официальной статистики и лействуюшего за-конолательства прелставлено исслелование роли органов прокуратуры в системе профилактики экстремизма, а также эффективность такой леятельности.
Ключевые слова: преступления экстремистской направленности, экстремизм, профилактика экстремизма, органы прокуратуры.
Анализ динамики зарегистрированных преступлений экстремистской направленности свидетельствует о ежегодном увеличении их числа. К наиболее опасным проявлениям экстремизма следует отнести преступную деятельность экстремистских сообществ, связанную с совершением тяжких преступлений. Как правило, такие преступления совершаются устойчивыми формированиями, имеющими иерархическую структуру, объединившимися по принципу националистических и сепаратистских взглядов.
Число зарегистрированных преступлений по ст. 2821, 2822 УК РФ остается относительно стабильным1. Это может быть связано со сложностями доказывания в судах по данной категории уголовных дел и случаями вынесения оправдательных приговоров. Так, например, 24.06.2013 г. Приморским краевым судом гр. У., П. и Л.
1 Хасанова Г. 3. Рассмотрение уголовных дел экстремистской направленности (на примере судов Республики Башкортостан) // Российский судья. 2014. № 1.
Аеятельность органов прокуратуры в системе профилактики экстремизма...
оправданы по ч. 2 ст. 2821 УК РФ в связи с отсутствием в их действиях состава преступления. Продолжилась тенденция роста числа экстремистских преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства и снижению количества преступлений против жизни и здоровья, совершенных по мотивам национальной, религиозной и иной ненависти или вражды. Сегмент преступлений, предусмотренных ст.ст. 280, 282 УК РФ, растет значительно и составил более половины от общего количества зарегистрированных преступлений экстремистской направленности. Такое увеличение связано с формированием практики выявления преступлений, предусмотренных ст.ст. 280 и 282 УК РФ, по фактам, связано с пропагандой идей национального, религиозного и расового превосходства посредством сети Интернет.
В современных условиях реальную угрозу национальной безопасности Российской Федерации, социально-политической стабильности в стране представляют проявления экстремизма в различных его формах2. Несмотря на предпринимаемые государством и обществом меры в сфере противодействия экстремизму, существенных изменений состояния, структуры и динамики правонарушений экстремистской направленности в последние годы в стране не произошло. Анализ динамики зарегистрированных преступлений экстремистской направленности свидетельствует о ежегодном увеличении их числа. Актуальной проблемой остается распространение экстремистских идей, прежде всего среди молодежи3, усиливается тенденция использования СМИ и сети Интернет для радикализации населения.
Несмотря на то, что в соответствии с требованиями Федерального закона от 25.07.2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления в пределах своей компетенции осуществляют меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности, в их работе имеются существенные недостатки. Так, в ряде муниципальных образований субъектов РФ установлено отсутствие целевых программ профилактики терроризма и экстремизма. Продолжают иметь место факты неисполнения программных мероприятий, их ненадлежащего финансирования, не приведение нормативных правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления в соответствие действующим законодательством.
Важным аспектом продолжает оставаться пресечение распространения экстремистских материалов. Полагаем отметить, что на 01.01.2014 федеральный список экстремистских материалов (на официальном сайте Минюста России) состоял из 2201 наименования, а к концу года значительно увеличился. Его анализ демонстрирует тенденцию перемещения и концентрации экстремистских идей в сети Интернет. Наиболее актуальной становится проблема подстрекательства молодежи к экстремистской деятельности, в том числе с целью вовлечения ее в подготовку и проведение незаконных массовых протестных
2 Писаренко О. Н. Социальная природа экстремизма: диссертация ... кандидата философских наук: 09.00.11. Пятигорск, 2010.
3 Сергеева Ю. В. Роль органов внутренних дел в системе противодействия молодежному экстремизму // Административное право и процесс. 2014. № 1.
акций. Причем наиболее распространены факты размещения указанных материалов в социальных сетях, таких как «ВКонтакте», «Одноклассники», а также в иных информационных ресурсах сети Интернет.
На повышение оперативности реагирования на размещаемые в сети Интернет экстремистские материалы и результативности профилактической работы прокуратуры по противодействию экстремизму, направлен Федеральный закон от 28.12.2013 № 398-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», в соответствии с которым предусмотрен новый порядок ограничения доступа к информации, содержащей призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка.
Все более острый характер приобретают проблемы, существующие в сфере межнациональных отношений. Это проявляется в повышенном общественном резонансе, который имели преступления, совершенные в последние годы иностранными гражданами, а также уроженцами республик Северо-Кавказского федерального округа, в отношении местных жителей в ряде других населенных пунктов страны, а именно: Москве, г. Пугачеве, п. Демьяново Кировской области и др.
Обострение проблем в сфере межнациональных отношений потребовало издания специальных Указов Президента Российской Федерации: от 07.05.2012 № 602 «Об обеспечении межнационального согласия», от 05.06.2012 № 776 «О Совете при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям», от 19.12.2012 № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года».
Принимая во внимание изменения в нормативном правовом регулировании деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в сфере межнациональных отношений в части определения их полномочий и ответственности4, необходимо безотлагательно реагировать на факты бездействия должностных лиц, а также на факты принятия нормативных правовых актов, противоречащих федеральному законодательству, и создающих условия для возникновения конфликтов на межнациональной почве.
Результаты деятельности органов прокуратуры также показывают, что основным фактором, способствующим возникновению напряженности в межнациональных отношениях, продолжает оставаться недостаточно контролируемая и незаконная миграция. 3начительное число мигрантов, пребывающих на территорию России нелегально, занимаются в дальнейшем противоправной деятельностью, вследствие чего возрастает напряженность в межнациональных отношениях целых регионов.
В большинстве регионов выявлялись нарушения в работе территориальных органов миграционного контроля, связанные с несоблюдением федераль-
4 Федеральный закон от 22.10.2013 г. № 284-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения полномочий и ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере межнациональных отношений».
Аеятельность органов прокуратуры в системе профилактики экстремизма...
ного законодательства при привлечении и использовании иностранной рабочей силы, выполнении контрольно-надзорных функций.
Определенные недостатки имеются в работе оперативных подразделений органов внутренних дел в сфере противодействия экстремизму. В большинстве случаев оперативно-розыскные мероприятия проводятся лишь в отношении конкретных лиц, возможно причастных к единичным противоправным экстремистским деяниям. Предусмотренные законодательством меры, направленные на предупреждение, выявление и пресечение экстремистской деятельности общественных объединений, религиозных и иных организаций, принимаются недостаточно.
Принимая во внимание изложенное, авторами предлагается следующее:
Меры по нейтрализации террористических и экстремистских угроз не могут быть признаны достаточными без надлежащей системы профилактики и обеспечения информационного противодействия идеологии экстремизма и терроризма. В этой связи необходимо формирование соответствующей государственной политики (разработка стратегий и программ) при участии гражданского общества.
Изменения в нормативном правовом регулировании деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере межнациональных отношений в части определения их полномочий и ответственности (Федеральный закон от 22.10.2013 № 284-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере межнациональных отношений») влекут необходимость дальнейших научных исследований проблем мирного разрешения и урегулирования конфликтных ситуаций органами государственной власти и органами местного самоуправления, а на их основе принятия соответствующих методических и организационно-распорядительных документов в этой части
Органам прокуратуры как основному координатору борьбы с преступностью в целом следует безотлагательно реагировать, путем принесения протестов, на все факты принятия органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления нормативных правовых актов, противоречащих Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству, и создающих условия для возникновения конфликтов на межнациональной почве. Также следует особое внимание уделять вопросам надзора за исполнением уголовного и уголовно-процессуального законодательства в целях пресечения деятельности организованных преступных групп, сформированных по этническому принципу, как одному из наиболее общественно опасных конфликтогенных факторов, способствующих росту числа преступлений экстремистской направленности. Органам прокуратуры рекомендуется активизировать работу по координации деятельности по противодействию терроризму и экстремизму, сконцентрировав ее на направлениях оптимизации работы органов государственной власти и антитеррористических комиссий.
Обязательным условием достижения положительных результатов в сфере противодействия экстремистской деятельности является научное и социально-политическое обобщение всех деформаций и негативных явлений, детерминирующих и способствующих экстремистскую и террористическую деятельность, в исторической ретроперспективе. В связи с этим следует провести их научную экспертизу с последующей систематизацией, в целях выработки управленческих решений по локализации возможных рисков обострения межнациональных и межконфессиональных отношений в России.
Функционированию и развитию эффективной системы антиэкстремистского (антитеррористического) законодательства могли бы способствовать следующие условия и меры: повышение уровня образования молодежи; воспитание общегражданской российской идентичности; принятие мер по формированию информационной политики в направлении укрепления ценностей патриотизма, высокой нравственности и гуманизма; повышение уровня кадровой подготовки субъектов антиэкстремистской деятельности; пропаганда здорового образа жизни и активной гражданской позиции молодежи, усиление правовой ответственности за экстремистскую пропаганду и антиобщественное поведение.
В целях снижения числа преступлений, совершаемых по мотивам национальной и религиозной ненависти и вражды в Российской Федерации целесообразно ставить вопрос о создании системы профилактики идеологических детерминант рассматриваемого вида преступности с учетом демографических, этноконфессиональных, индивидуально-психологических и иных особенностей объектов, к которым применяются меры профилактического воздействия.
Региональным органам государственной власти и органам местного самоуправления особое внимание следует уделить разработке научно-практических механизмов минимизации причин и условий возникновения межэтнических и межконфессиональных конфликтов и преступлений, а также методов борьбы с организованными этническими преступными группами.
Эффективное противодействие экстремизму возможно только при наличии достаточного правового обеспечения процесса борьбы с экстремизмом, гарантий практической реализации законодательных установлений, направленных против экстремистских проявлений; при совместных усилиях всего общества и органов государственной власти.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Писаренко О. Н. Социальная природа экстремизма : дис. ... канд. филос. наук. — Пятигорск, 2010.
2. Сергеева Ю. В. Роль органов внутренних дел в системе противодействия молодежному экстремизму // Административное право и процесс. — 2014.
3. Хасанова Г. 3. Рассмотрение уголовных дел экстремистской направленности (на примере судов Республики Башкортостан) // Российский судья. — 2014. — № 1.