Научная статья на тему 'Деятельность органов внутренних дел Российской Федерации по предупреждению экстремизма в среде несовершеннолетних'

Деятельность органов внутренних дел Российской Федерации по предупреждению экстремизма в среде несовершеннолетних Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
538
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСТРЕМИЗМ / НЕГАТИВНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ ЛИЦА / ПРЕСТУПЛЕНИЯ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ / EXTREMISM / NEGATIVE SOCIAL PHENOMENON / JUVENILE / CRIMES OF EXTREMIST NATURE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Абдулганеев Ренат Рафаилович

В статье на основе актуальных статистических данных приводится авторская классификация основных причин и условий, способствующих распространению идеологии экстремизма в среде несовершеннолетних, а также выделяются основные направления совершенствования деятельности органов внутренних дел по противодействию воспроизводимому потенциалу экстремистских организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Activities of bodies of internal affairs of the russian federation for preventing extremism in the juvenile

The article on the basis of actual statistical data provides the author’s classification of the main causes and conditions that contribute to the spread of the ideology of extremism among minors, as well as highlights the main directions of improving the activities of the internal Affairs bodies to counteract the reproducible potential of extremist organizations.

Текст научной работы на тему «Деятельность органов внутренних дел Российской Федерации по предупреждению экстремизма в среде несовершеннолетних»

УКРЕПЛЕНИЕ ЗАКОННОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА

УДК 343.9

Деятельность органов внутренних дел Российской Федерации по предупреждению экстремизма в среде несовершеннолетних

Абдулганеев Ренат Рафаилович, начальник научно-исследовательского отделения Казанского юридического института МВД России, кандидат юридических наук

e-mail: renatabd001@mail.ru

В статье на основе актуальных статистических данных приводится авторская классификация основных причин и условий, способствующих распространению идеологии экстремизма в среде несовершеннолетних, а также выделяются основные направления совершенствования деятельности органов внутренних дел по противодействию воспроизводимому потенциалу экстремистских организаций.

Ключевые слова: экстремизм; негативное социальное явление; несовершеннолетние лица; преступления экстремистской направленности.

Activities of bodies of internal affairs of the russian federation for preventing extremism in the juvenile

Abdulganeev Renat Rafailovich,

Head of Research Department of the Kazan Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Candidate of Law

The article on the basis of actual statistical data provides the author's classification of the main causes and conditions that contribute to the spread of the ideology of extremism among minors, as well as highlights the main directions of improving the activities of the internal Affairs bodies to counteract the reproducible potential of extremist organizations.

Key words: extremism, negative social phenomenon, juvenile, crimes of extremist nature.

Важной составляющей поступательного развития современного российского общества является формирование действенных правовых механизмов, обеспечивающих безопасность жизни, здоровья и нравственного развития несовершеннолетних лиц, а также качественная реализация контрольных мер за условиями социальной среды, в которой происходит становление их личности.

Популяризация крайних воззрений в среде несовершеннолетних, реальность угрозы их вовлечения в преступную деятельность экстремистских организаций указывают на важность актуализации криминологических мер по предупреждению распространения идеологии экстремизма в среде несовершеннолетних и дерадикализации несовершеннолетних участников экстремистских организаций специализированными

подразделениями органов внутренних дел Российской Федерации.

Заметим, что проблемные вопросы криминологической превенции экстремизма в среде несовершеннолетних находят отражение в трудах таких ученых, как В. А. Лелеков, А. А. Черных (причины преступлений экстремистской направленности в молодежной среде)1; Д. И. Ережипалиев (профилактика экстремизма в молодежной среде)2; С. Ю. Алиева (вовлечение несовершен-

1 См.: Лелеков В. А., Черных А. А. О причинах преступлений экстремистской направленности в молодежной среде // Российский следователь. 2015. № 8. С. 42-46.

2 См.: Ережипалиев Д. И. Надзор за исполнением законов о профилактике экстремизма в молодежной среде // Законность. 2016. № 6. С. 31-35.

нолетних в совершение преступлений террористической направленности и проблемы противодействия)1; Е. В. Демидова-Петрова (основные факторы проявления экстремизма в молодежной среде)2 и т. д.

В фокусе особого правового внимания находится работа по противодействию накоплению человеческого потенциала экстремистскими организациями из числа несовершеннолетних лиц. К ключевым нормативным правовым актам в данной сфере относятся:

1. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в ред. от 7 июня 2017 г.)3, закрепивший в качестве основных задач и принципов деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий.

2. Федеральный закон от 20 декабря 2010 г. № 436-Ф3 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (в ред. от 1 мая 2017 г.)4, где к ключевым видам информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, относится информация, обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным.

3. Федеральный закон от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации»5, который предусматривает в качестве основных направлений профилактики правонарушений предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних.

4. Постановление Правительства РФ от 24 июля 2000 г. № 551 «О военно-патриотических молодежных и детских объединениях» (в ред. от 24 декабря 2014 г. № 1469), предусматривающий в качестве основных задач военно-патриотического объединения противодействие проявлениям политического и религиозного экстремизма в молодежной среде6.

1 См.: Алиева С. Ю. Вовлечение несовершеннолетних в совершение преступлений террористической направленности и проблемы противодействия (региональное исследование): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Махачкала, 2014.

2 См.: Демидова-Петрова Е. В. Основные факторы проявления экстремизма в молодежной среде // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2015. № 1 (19). С. 72-76.

3 См.: Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (ред. от 7 июня 2017 г.) // СЗ РФ. 1999. № 26. Ст. 3177.

4 См.: Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (ред. от 1 мая 2017 г.) // СЗ РФ. 2011. № 1. Ст. 48.

5 Федеральный закон от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2016. № 26 (ч. I). Ст. 3851.

6 См.: Постановление Правительства РФ от 24 июля 2000 г.

№ 551 «О военно-патриотических молодежных и детских

5. Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года7, в которой к основным направлениям государственной политики по противодействию экстремизму в сфере образования и государственной молодежной политики относятся мониторинг девиантного поведения молодежи, анализ деятельности молодежных субкультур в целях выявления фактов распространения экстремистской идеологии.

Таким образом, приведенные нормативные правовые акты являются отражением структурированного государственного подхода в определении наиболее результативных правовых механизмов по противодействию экстремизму в среде несовершеннолетних. Однако его проявления настолько многогранны по своему содержанию и сложны по заложенному в них характеру преступных деяний, что законодательство не всегда эффективно реагирует на его качественные изменения.

По данным статистики, с 2012 по 2017 г. было зарегистрировано 6906 преступлений экстремистской направленности и выявлены 4873 лица, их совершивших, среди которых 286 лиц в возрасте от 14 до 17 лет. При этом к наиболее распространенным преступлениям экстремистской направленности среди несовершеннолетних относятся преступления, предусмотренные ст. 282 УК РФ, - 173 лица (60,4 %); ст. 280 УК РФ - 71 (24,8 %) и ст. 282.1 УК РФ - 27 (9,4 %)8.

Хотя количество несовершеннолетних не столь велико в общем массиве выявленных лиц за совершение преступлений экстремистской направленности, тем не менее обширный потенциал воздействия на формирование их личности и ценностных ориентиров содержит объективные риски культивирования экстремистской идеологии в среде несовершеннолетних как наиболее динамичной социальной группе.

В целях совершенствования правовых барьеров в сфере противодействия экстремизму обозначим наиболее распространенные факторы популяризации экстремистской идеологии в среде несовершеннолетних:

1. Информационные факторы асоциального влияния на несовершеннолетних.

Рост технологических инноваций, распространенность и доступность информации, аккумулированной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», способствуют информатизации пропагандистского процесса, распространению идеологии экстремизма среди широких слоев населения, в том числе и среди несовершеннолетних, как одних из наиболее активных пользователей различных социальных сетей.

По данным ГИАЦ МВД России, последние три года регистрируется увеличение использования сети «Ин-

объединениях» (в ред. от 24 декабря 2014 г. № 1469) // СЗ РФ. 2000. № 31. Ст. 3292.

7 См.: Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года: утв. Президентом РФ 28 ноября 2014 г. № Пр-2753 [Электронный ресурс] // СПС «Консультант-Плюс» (дата обращения: 26 апреля 2018 г.).

8 См.: Сайт ЦСИ ФКУ «ГИАЦ МВД России» [Электронный ресурс]. URL: http: // 10.5.0.16 (дата обращения: 16 апреля 2018 г.).

тернет» для совершения преступлений экстремистской направленности. Так, в 2015 г. 55,4 % преступлений экстремистской направленности были совершены с использованием сети «Интернет» (из 1329 преступлений - 737); в 2016 г. - 65,5 % преступлений (из 1450 преступлений - 950); в 2017 г. - 75,6 % преступлений (из 1521 преступления - 1151). Среди зарегистрированных преступлений экстремистской направленности, совершенных с использованием сети «Интернет» с 2015 по 2017 г., наиболее распространенными являются деяния, предусмотренные ст. 282 УК РФ - 70,7 %, или 2009 преступлений, и ст. 280 УК РФ - 23,6 %, или 670 преступлений1.

Полагаем, что активное применение интернет-технологий в деятельности экстремистских организаций способствует реализации пропагандистских мер, направленных на повышение воспроизводимого потенциала таких организаций из числа несовершеннолетних лиц, а также облегчает координацию их преступной деятельности.

2. Радикализация посредством негативного социального окружения.

Социальное окружение заключает в себе значительные возможности по развитию мировоззренческих установок несовершеннолетних лиц. По нашему мнению, семья несовершеннолетнего, его друзья, контакты в образовательной организации, наличие контактов с представителями религиозных учреждений, а также связи с лицами, отбывшими или отбывающими наказания в исправительных учреждениях за совершение преступлений экстремистской направленности, выступают определяющими при выборе правонаруша-ющей модели поведения.

По данным статистики, с 2012 по 2017 г. было выявлено 10 031 преступление, предусмотренное ст. 150 УК РФ «Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления», из которых 988 преступлений (9,8 %) были связаны с вовлечением несовершеннолетнего в преступную группу либо в совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, а также в совершение преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы. При этом из 146 лиц, выявленных в данный период за совершение преступлений, предусмотренных ч. 4 ст. 150 УК РФ, 107 лиц (73,2 %) совершили данное деяние в возрасте от 18 до 24 лет и 22 лица (15 %) - в возрасте от 30 до 49 лет2.

Таким образом, процесс криминальной романтизации образа «борца за правое дело» в сознании несовершеннолетнего, пропагандируемого лицами старшей возрастной группы, в немалой степени предопределяет принятие крайних идеологических воззрений и значительно облегчает их вовлечение в деятельность экстремистской организации.

1 См.: Сайт ЦСИ ФКУ «ГИАЦ МВД России» [Электронный ресурс]. URL: http: // 10.5.0.16 (дата обращения: 16 апреля 2018 г.).

2 Там же.

3. Криминализация несовершеннолетних через участие в несанкционированных протестных мероприятиях и пропагандистских акциях.

Возрастающая скорость и многовекторность социальных изменений оказывает значительное влияние на причинный комплекс криминогенных факторов вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность, в том числе экстремистских организаций.

По данным ГИАЦ МВД России, с 2012 по 2017 г. среди 37 001 учащегося и студента, выявленных за совершение преступлений, 27 368 (73,9 %) являлись несовершеннолетними .

В содержательной плоскости это приводит к культивированию идей криминала у несовершеннолетних и формированию на их основе новых девиантных коммуникативных навыков.

По нашему мнению, участие несовершеннолетних в несанкционированных мероприятиях и пропагандистских, протестных акциях способствует вдохновению радикальными идеями, приобретению чувства общности с членами экстремистских организаций, а в конечном итоге - подмене личностных ориентиров идеологизированными и преступными целями экстремизма.

На основе изложенного полагаем, что антиэкстремистская деятельность органов внутренних дел Российской Федерации в среде несовершеннолетних требует осуществления мер, направленных на выявление и устранение источников распространения крайних идеологических воззрений, а также выработки механизмов по дерадикализации несовершеннолетних лиц, подверженных негативному воздействию экстремистской идеологии.

На необходимость структурированного подхода при формировании предупредительных мер антиэкстремистской направленности в отношении несовершеннолетних лиц указывает и постановление Пленума Верховного Суда РФ от 1 февраля 2011 г. № 1 (ред. от 29 ноября 2016 г.) «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних», в соответствии с которым правосудие в отношении несовершеннолетних правонарушителей должно способствовать предупреждению экстремистских противозаконных действий и преступлений и обеспечивать их ресоциализацию3.

Достижение указанных целей в деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, на наш взгляд, требует осуществления следующих предложений:

1. Активное использование новых технологий, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» как средства распространения идеологии экстремизма в среде несовершеннолетних, требует выработки эффективных правовых и организационных мер, направленных на установление барьеров экстремистским моделям мышления и борьбу с ли-

3 См.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 1 февраля 2011 г. № 1 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» (ред. от 29 ноября 2016 г.) // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2011. № 4.

цами, осуществляющими вербовочные мероприятия среди несовершеннолетних в интернет-пространстве.

По нашему мнению, современные условия антиэкстремистской деятельности органов внутренних дел Российской Федерации требуют активизации работы по созданию и поддержанию в актуальном режиме кластеров медийных проектов, позволяющих оказывать непосредственное влияние на широкую аудиторию несовершеннолетних, в том числе включать в себя социально-профилактические видеоматериалы, размещаемые на популярных русскоязычных каналах, новостных агрегаторах и аудиовизуальных сервисах в сети «Интернет».

Таким образом, реализация комплексного подхода в системе противодействия сетевым структурам экстремизма в интернет-пространстве возможна путем закрепления в рамках ч. 1 ст. 10.5 «Обязанности владельца аудиовизуального сервиса» Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ (ред. от 23 апреля 2018 г.) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»1 обязанности соблюдать требования действующего законодательства в части размещения на русскоязычных аудиовизуальных сервисах информационных (контрпропагандистских) видеоматериалов, предоставляемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим противодействие экстремизму и (или) борьбу с терроризмом.

Считаем, что создание плотного информационного массива с антиэкстремистской тематикой позволит сделать ее доступной для широкой аудитории несовершеннолетних пользователей русскоязычного сегмента сети «Интернет»2.

2. Защита несовершеннолетних лиц от негативного влияния экстремистской идеологии занимает одно из ключевых мест в системе антиэкстремистских мер, требующих реализации органами внутренних дел Российской Федерации.

Важно отметить, что противодействие девиантным условиям социальной среды, выступающим катализатором вовлечения несовершеннолетних в преступные проявления крайних идеологий, переходящих грань экстремизма, указывает на необходимость создания в рамках системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112»3. Данная территориально-распределенная автоматизированная информационно-управляющая система, создаваемая в границах субъекта Российской Федерации, будет предназначена для мобильного консультирования лиц, пострадавших от проявлений различных форм экстремизма, в том числе для оказания содействия в получении оперативно значимой информации специ-

1 Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (ред. от 23 апреля 2018 г.) // СЗ РФ. 2006. № 31 (ч. I). Ст. 3448.

2 См.: Постановление Правительства РФ от 21 ноября 2011 г. № 958 «О системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112»» (ред. от 6 марта 2015 г.) // СЗ РФ. 2011. № 48. Ст. 6932.

3 Там же.

ализированными подразделениями органов внутренних дел в сфере противодействия экстремизму.

Мы считаем, что реализация данной системы позволит несовершеннолетним лицам получать в режиме реального времени исчерпывающую информацию по вопросам, связанным с преодолением негативного влияния экстремистской идеологии, сделает доступными средства государственного противодействия экстремизму несовершеннолетним лицам, изъявившим желание выйти из состава экстремистской организации, а также позволит вести анализ социальной среды радикализированных лиц из числа несовершеннолетних с целью ее стабилизации и выработки эффективных мер по ее дерадикализации.

3. Многоаспектность проявления экстремизма, разнообразие форм и методов его распространения, в том числе и в среде несовершеннолетних, свидетельствуют о важности выработки доктринальных подходов в вопросах дерадикализации экстремистски ориентированных лиц органами внутренних дел Российской Федерации.

В немалой степени процесс дерадикализации несовершеннолетних, подверженных негативному воздействию экстремистской идеологии, должен быть связан с их реабилитацией и перевоспитанием, что требует формирования специализированных программ, ввиду особенности воздействия экстремистской идеологии на личность несовершеннолетнего.

Таким образом, мы считаем важным предусмотреть в Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года создание федеральных центров реабилитации несовершеннолетних, выявленных за совершение преступлений экстремистской направленности, а также дополнить ч. 2 ст. 90 УК РФ новым видом принудительных мер воспитательного воздействия - «помещение в центр реабилитации несовершеннолетних» в случае совершения преступления экстремистской направленности.

По нашему мнению, приведенные криминологические механизмы помогут выработать эффективные правоохранительные меры, позволяющие дистанцировать личность несовершеннолетнего от негативного влияния крайних идеологических воззрений, и сформировать необходимые предпосылки к инициированию процесса социализации законопослушной личности несовершеннолетнего.

Библиографический список

1. Алиева С. Ю. Вовлечение несовершеннолетних в совершение преступлений террористической направленности и проблемы противодействия (региональное исследование): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. / С. Ю. Алиева. - Махачкала, 2014.

2. Демидова-Петрова Е. В. Основные факторы проявления экстремизма в молодежной среде / Е. В. Демидова-Петрова // Вестник Казанского юридического института МВД России. - 2015. - № 1 (19). - С. 72-76.

3. Ережипалиев Д. И. Надзор за исполнением законов о профилактике экстремизма в молодежной среде / Д. И. Ержипалиев // Законность. - 2016. - № 6. -С. 31-35.

4. Лелеков В. А. О причинах преступлений экстремистской направленности в молодежной среде / В. А. Лелеков, А. А. Черных // Российский следователь. -2015. - № 8. - С. 42-46.

5. Сайт ЦСИ ФКУ «ГИАЦ МВД России» [Электронный ресурс]. - URL: http: // 10.5.0.16 (дата обращения: 16 апреля 2018 г.).

Bibliograficheskij spisok

1. Alieva S. YU. Vovlechenie nesovershennoletnih v sovershenie prestuplenij terroristicheskoj napravlennosti i problemy protivodejstviya (regional'noe issledovanie): avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. / S. YU. Alieva. -Mahachkala, 2014. - 32 s.

2. Demidova-Petrova E. V. Osnovnye faktory proyavleniya ehkstremizma v molodezhnoj srede / E. V. Demidova-Petrova // Vestnik Kazanskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii. - 2015. - № 1 (19). - S. 72-76.

3. Erezhipaliev D. I. Nadzor za ispolneniem zakonov o profilaktike ehkstremizma v molodezhnoj srede / D. I. Erzhipaliev // Zakonnost'. - 2016. - № 6. - S. 31-35.

4. Lelekov V. A. O prichinah prestuplenij ehkstremistskoj napravlennosti v molodezhnoj srede / V. A. Lelekov, A. A. CHernyh // Rossijskij sledovatel. - 2015. - № 8. - S. 42-46.

5. Sajt CSI FKU «GIAC MVD Rossii» [EHlektronnyj resurs]. - URL: http: // 10.5.0.16 (data obrashcheniya: 16 aprelya 2018 g.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.