Научная статья УДК 351.81, 343.85
РОЛЬ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ НА ОБЪЕКТАХ ТРАНСПОРТА И ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ
1 2
Приходько Наталья Юрьевна , Кураков Денис Владимирович
Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия
Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова, Орел,
Россия
2denis. kurakoff@yandex. ru
Аннотация. В настоящее время отсутствует концептуальный подход к единому пониманию обеспечения транспортной безопасности посредством профилактической деятельности полиции на транспорте, а также единый подход к понятиям и общий принцип применения. В результате комплексного исследования профилактики преступлений на объектах транспорта стало возможным установить отрицательные стороны некоторых элементов, степень их согласованности или несогласованности в процессе функционирования, а следовательно, и определить пути повышения эффективности профилактической деятельности от преступных посягательств.
Ключевые слова: государство, обеспечение правопорядка, транспортная безопасность, органы внутренних дел, транспортная полиция, транспортная инфраструктура, транспорт, линейный принцип, безопасность, защищенность, охрана.
Для цитирования: Приходько Н. Ю., Кураков Д. В. Роль органов внутренних дел в деятельности по профилактике преступлений на объектах транспорта и транспортной инфраструктуры // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В. В. Лукьянова. 2024. № 1(98). С. 174-181.
THE ROLE OF INTERNAL AFFAIRS BODIES IN THE PREVENTION OF CRIMES AT TRANSPORT FACILITIES AND TRANSPORT
INFRASTRUCTURE
12
Natalya Y. Prikhodko , Denis V. Kurakov
1Moscow University of the of the Interior of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia
2Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia named after V.V. Lukyanova, Orel, Russia
2denis. kurakoff@yandex. ru
Abstract. Currently, there is no conceptual approach to a unified understanding of ensuring transport security through preventive police activities in transport, as well as a unified approach to concepts and a general principle of application. As a result of a comprehensive study of crime prevention at transport facilities, it became possible to identify the negative sides of some elements, the degree of their consistency or inconsistency in the process of functioning, and, consequently, to identify ways to increase the effectiveness of preventive activities against criminal encroachments.
Keywords: state, law enforcement, transport security, internal affairs bodies, transport police, transport infrastructure, transport, linear principle, safety, security, protection.
For citation: Prikhodko N. Yu., Kurakov D. V. The role of internal affairs bodies in the prevention of crimes at transport and transport infrastructure facilities // Scientific Bulletin of the Oryol Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. V. Lukyanova. 2024. № 1(98). Р. 174-181.
Политика государства направлена на планомерное и последовательное построение комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте, наделяя высоким уровнем ответственности за данное направление деятельности руководителей с соответствующими полномочиями. Централизация единого управления органами внутренних дел на транспорте является результатом этого процесса. Исследование исторических фактов Изучение исторических фактов наглядно показывает, что попытки перестроить органы внутренних дел на транспорте по территориальному принципу приводили к дезорганизации работы по обеспечению правопорядка на объектах транспорта и транспортной инфраструктуры, а также последующему сложному процессу восстановлению линейного принципа.
Можно выразить солидарность с многими авторами [1, с. 18], современный этап в соответствии с принципом конструирования государства и нации (общества), подтверждает необходимость сохранения линейного принципа построения транспортной полиции и единого органа управления ею, как основного положительного фактора, влияющего на уровень обеспечения безопасности на транспорте.
Информацию о защищенности населения на объектах транспорта и транспортной инфраструктуры можно представить в следующей диаграмме за период с 2019 по 2023 годы (в исследовании приняли участие 47115 человек из 85 субъектов России)1.
Рис. 1. Динамика защищенности на транспорте (мнение граждан РФ с 2019-2023 г.)
Только с 2020 года уровень ощущения безопасности достиг отметки, немного превышающей 50 %. Это говорит о том, что, в целом, граждане не ощущают своей защищенности, пользуясь железнодорожным, воздушным и водным видами
Общественное мнение [Электронный ресурс]. URL: https://xn--b1aew.xn--p1ai/publicopinion (дата обращения: 07.02.2024).
транспорта. В 2019 году всего лишь 45,7 % граждан ощущали безопасность; в 2020 году - 51,1 %; в 2021-м - 52,1 %; в 2022-м - 58,5 %; в 2023 году - 59,0 %.
Одновременно с этим отметим положительную динамику, так как из года в год, с 2019-го по 2023 год, идет тенденция увеличения ощущения защищенности на транспорте. Изменились способы совершения и сокрытия преступлений, методы подготовки, используемые инструменты и орудия. [2, с. 260]
Транспортный комплекс в целом, отдельные виды транспорта и многие составляющие их структурные подразделения, предприятия и сооружения (станции, вокзалы, аэропорты, морские и речные порты, гидротехнические сооружения и др.) представляют собой режимные объекты, которые не могут обойтись без режимных правил деятельности, способных создавать условия для их устойчивого функционирования1.
Безусловно, невозможно указать все правила, установленные законами для обеспечения безопасности транспортной системы на перечисленных объектах, из-за их многочисленности. Говорится о режиме деятельности государственных структур в области транспорта для типичных ситуаций в обычных условиях.
Один из важных аспектов обеспечения безопасности на объектах заключается
в деятельности правоохранительных органов по контролю и надзору на транспорте,
имеющих специальные полномочия. В случае критических ситуаций транспортные
объекты подпадают под различные административно-правовые режимы, требующие
особых мероприятий по управлению этими объектами. В таких ситуациях сложно
переоценить роль ОВДТ как субъектов государственной системы обеспечения
национальной безопасности, располагающих необходимым инструментарием
по юридической защите установленного режима. Кроме того, обеспечение боевого
и мобилизационного развертывания, организация и оперативное управление воинскими
и специальными перевозками, обеспечение круглосуточного контроля и ускоренного
продвижения воинских эшелонов, транспортов и других учетных единиц возлагаются
2
на подразделения спецперевозок согласно приказам МВД России от 08.10.2018 № 663 . Помимо чрезвычайных ситуаций, характеризующихся временным характером, правоохранительные органы на транспорте выполняют свои функции в рамках постоянно действующих административно-правовых режимов, таких как пограничный, таможенный, паспортный, визовый и т. д. Они оказывают помощь государственным инспекциям в осуществлении контрольных функций по соблюдению санитарных, ветеринарно-эпидемиологических и других специальных нормативов.
Деятельность правоохранительных органов на транспорте осуществляется в разнообразном и многогранном правовом окружении. Помимо ведомственной нормативной документации, правоохранительная деятельность ОВДТ как подсистема
1 Земельным кодексом Рос. Федерации (ст. 87, 90) устанавливаются и учитываются при проведении зонирования территорий особенности правового режима земель транспорта. В соответствии с Воздушным кодексом Рос. Федерации, Правилами охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры, утв. Постановлением Правительства Рос. Федерации от 1 февраля 2011 г. № 42, Типовым положением о службе авиационной безопасности аэропорта, утв. приказом Министерства транспорта Рос. Федерации от 17 октября 1994 г. № 76, Федер. авиационными правилами «Требования авиационной безопасности к аэропортам», утв. приказом Министерства транспорта Рос. Федерации от 28 ноября 2005 г. № 142, в контролируемой зоне аэропортов, на объектах авиатопливообеспечения и на коммерческих складах устанавливаются дополнительные ограждения, а также вводится пропускной режим.
2 Об утверждении Типового положения о специализированном отделе (отделении, группе, направлении) по обеспечению общественного порядка (в перевозочном и технологическом секторах объектов транспортной инфраструктуры) линейного управления (отдела, отделения) Министерства внутренних дел Рос. Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, специализированном отделении (группе, направлении) по обеспечению общественного порядка (в перевозочном и технологическом секторах объектов транспортной инфраструктуры) линейного отдела, отделения (пункта) полиции в составе линейного управления (отдела, отделения) Министерства внутренних дел Рос. Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте»: приказ МВД России от 8 октября 2018 г. № 663 // Приказ опубликован не был.
управления, обладающая властными полномочиями, основывается на множестве конвенциональных, концептуальных, компетенциональных, стратегических документов, федеральном законодательстве материального и процессуального содержания.
Так, например, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 23.3, 27.2, 27.3, 27.13, 28.3 и др.)1 определяются полномочия должностных лиц ОВДТ как субъектов административной юрисдикции. Отдельные полномочия и формы деятельности ОВДТ прямо закрепляются федеральными законами о транспорте, транспортными кодексами и уставами [3, с. 13].
Следует отметить, что на особую роль и значение полиции в обеспечении правопорядка указывали многие ученые. В частности, А. В. Безруков и А. В. Савоськин [4, с. 27] выделяют следующие факторы:
1) многообразие функций, возложенных на полицию (от предоставления большого перечня государственных услуг до непосредственного обеспечения жизни и безопасности граждан);
2) наличие крайне разветвленной (прежде всего, в территориальном плане) системы органов;
3) широкий объем полномочий сотрудников полиции (в том числе сопряженных с ограничением прав и свобод человека);
4) огромная роль имиджа полиции как органа, непосредственно отвечающего за правопорядок и безопасность граждан.
Авторский коллектив Академии управления МВД России в работе, посвященной территориальным органам МВД России на железнодорожном транспорте, утверждает, что создание специализированных субъектов обеспечения правопорядка и безопасности на транспорте явилось результатом объективной потребности и исторически доказало свою эффективность [5, с. 105].
Учитывая интенсивное развитие транспортной системы Российской Федерации, усиливающихся угроз и вызовов безопасности на транспорте, еще в 2011 году было принято решение об образовании Главного управления на транспорте МВД России, 8 управлений на транспорте МВД России по федеральным округам (окружной уровень), Восточно-Сибирского и Забайкальского линейных управлений МВД России на транспорте (межрегиональный уровень) как самостоятельных территориальных органов МВД России.
Описание особенностей деятельности правоохранительных органов на транспорте будет неполным без упоминания двух факторов, имеющих значение в криминологическом аспекте и влияющих на оперативную обстановку, размещение сил и средств органов внутренних дел на транспорте, процессы профилактики и предотвращения преступлений и административных правонарушений: 1) свободный доступ на объекты общественного транспорта, такие как все виды вокзалов и поездов и т. д.; 2) круглосуточный и постоянный режим работы транспорта, в целях обслуживания пассажиров и грузов; 3) сосредоточение в замкнутом пространстве (например, в подвижном составе) большого количества пассажиров; 4) высокая мобильность пассажиропотоков и грузоперевозок; 5) высокая степень концентрации материальных ценностей; 6) уязвимость объектов транспорта, пассажиров и работников транспорта; 7) сезонные и суточные колебания пассажирских потоков, миграция населения; 8) структурно-экономические преобразования транспорта и транспортной инфраструктуры [6, с. 75].
Так например, сотрудники СПООП (отдел по обеспечению общественного порядка (в перевозочном и технологическом секторах объектов транспортной инфраструктуры)) наделены следующими полномочиями: обеспечение общественного
1 Кодекс Рос. Федерации об административных правонарушениях [Электронный ресурс]: от 30.12.2001 № 195-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
порядка и общественной безопасности в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России; принятие мер по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений; оформление и изъятие запрещенных к перевозке предметов и веществ, за изготовление, ношение, хранение или перевозку которых предусмотрена административная либо уголовная ответственность; изъятие у граждан и должностных лиц документов, имеющих признаки подделки, а также вещей, изъятых из гражданского оборота или ограниченно оборотоспособных, находящихся у них без специального разрешения, с составлением протокола и вручением его копии указанным гражданам и должностным лицам; выявление пассажиров, находящихся в состоянии алкогольного (наркотического) опьянения либо распивающих спиртные напитки, и принятие к ним своевременных мер административного воздействия, а также предупреждение противоправных действий на транспортных средствах; выявление и пресечение фактов несанкционированного доступа посторонних лиц в перевозочный и технологический секторы объектов транспортной инфраструктуры.
На качественную профилактику преступлений и правонарушений влияет и особенность организационного построения транспортной полиции, где необходимо нормативное правовое регулирование координации (взаимодействия) ОВДТ с другими органами внутренних дел, что было реализовано в приказе1. Оправдан в этом случае линейный принцип деятельности подразделений ОВДТ, так как преступность сформировала свои особенности и отличительные черты, например, совершения преступлений в сфере грузовых перевозок, в поездах дальнего следования. Предупреждение и профилактика указанных преступлений крайне сложна, преступления совершаются в движении из точки «А» в точку «Б» с переменными субъектами и объектами профилактики. Место совершения преступления и место его обнаружения, с учетом огромного территориального пространства Российской Федерации, могут отделять тысячи километров [7, с. 45].
Для профилактики и предотвращения преступлений важно сотрудничество не только с транспортными компаниями, но и между различными подразделениями транспортной полиции. Координация этой работы должна осуществляться вышестоящим органом, особенно при борьбе с кражами грузов при авиаперевозках, когда требуется оперативное взаимодействие и совместное расследование инцидентов на точках отправления и назначения. Специфика работы ОВДТ проявляется также в проведении сопровождения поездов дальнего следования и пассажирских речных судов нарядами транспортной полиции (здесь важную роль играет эстафетный способ организации взаимодействия подразделений).
Можно сказать, что успешное функционирование системы и ее организация, в нашем случае, организация профилактики преступлений, должна соответствовать организации внешней среды. Первое, это построение органов внутренних дел на транспорте в соответствии с транспортной системой государства, охват - все виды транспорта и объекты транспортной инфраструктуры. Ко второму можно отнести экстерриториальный принцип построения транспортных магистральных путей, в соответствии с которым распределены объекты обслуживания транспортной полиции.
Следующей характерной особенностью правоохранительной деятельности на транспорте является наличие обширной, сложной системы правовых норм, регулирующих общественные отношения в транспортной сфере. Рассматривая транспорт как важный сектор экономики, государство в качестве единого
1 Об организации взаимодействия территориальных органов МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте с иными территориальными органами МВД России и разграничении объектов оперативного обслуживания: приказ МВД России от 28 марта 2015 г. № 381 // Приказ опубликован не был.
управляющего органа разрабатывает и осуществляет государственную транспортную политику, концепции развития различных видов транспорта и федеральные целевые программы. Деятельность каждого транспортного сектора опирается на специальные отраслевые федеральные законы и регулируется широким спектром президентских, правительственных и ведомственных нормативных актов [8, с. 23].
С развитием законодательства, регулирующего общественные отношения на транспорте, а также с появлением в этой сфере правового регулирования большого количества нормативных правовых актов сложилась комплексная отрасль права -транспортное право. Отношения в транспортном комплексе регулируются также нормами гражданского, трудового, муниципального, экологического, международного и иных отраслей права. Наиболее важные для государства общественные отношения на транспорте находятся под охраной норм уголовного и административного права. При этом наряду с общими нормами соответствующего законодательства, распространяющими свое действие на транспорт, законодатель в большинстве случаев предусматривает специальные охранительные нормы, объединяя их в институты по признаку родового объекта посягательства. Из сказанного можно сделать вывод, что для транспорта характерен особый межотраслевой правовой режим.
Полномочия служб авиационной безопасности и подразделений транспортной безопасности, в том числе ведомственной охраны Минтранса России, определены Федеральными законами «О транспортной безопасности», «О ведомственной охране», а также Требованиями по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающими уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры. При этом функции и задачи в сфере транспортной безопасности данных подразделений не связаны с правоохранительной деятельностью.
При выполнении служебных задач сотрудники территориальных органов МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте осуществляют взаимодействие с работниками подразделений транспортной и авиационной безопасности, в том числе при проверке информации об угрозе совершения акта незаконного вмешательства на объекте транспортной инфраструктуры и (или) транспортном средстве. При этом подмена или замещение заинтересованных служб и ведомств не происходит.
Так, по оперативным данным управлений на транспорте, по итогам 8 месяцев 2023 года сотрудниками транспортной полиции по Центральному федеральному округу рассмотрен 791 материал проверок в порядке ст. 144, 145 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, из которых специализированными подразделениями осуществлялось документирование противоправных деяний в сфере краж (ст. 158 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ)) - 147, подделки документов (ст. 327 УК РФ) - 82, незаконного оборота оружия (ст. 222 УК РФ) - 76, наркотиков (ст. 228 УК РФ) - 12, хулиганств (ст. 213 УК РФ) - 8, грабежей (ст. 161 УК РФ) - 6, иных составов - 460.
Профилактика преступлений и иных правонарушений на объектах транспорта и транспортной инфраструктуры - сложный процесс, который подразумевает осуществление комплекса мер, основанного на национальном законодательстве [9, с. 31]. Транспортная система развивается стремительно и интенсивно, соответственно, методы деятельности органов внутренних дел и органов его управления могут определяться свойствами охраняемых объектов. Главенствующую роль ОВДТ, располагающих необходимым инструментарием по юридической защите установленного режима, как субъекта государственной системы обеспечения национальной безопасности, охватывающего профилактику преступлений и административных правонарушений, трудно переоценить.
В заключение отметим, что сотрудники полиции на транспорте имеют опыт проведения профилактических мероприятий совместно с сотрудниками подразделений
Федеральной службы безопасности России, Федеральной таможенной службы России. Кроме того, они оказывают содействие представителям Федеральной службы исполнения наказаний России в досмотре конвоируемых лиц перед их посадкой на транспортное средство1.
1. Алиуллов Р. Р. Органы внутренних дел как субъект обеспечения транспортной безопасности России (вопросы теории и правового регулирования) // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2017. № 2(28). С. 16-19.
2. Поддубный И. В. Некоторые особенности раскрытия преступлений, совершаемых с использованием информационно- телекоммуникационных технологий // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В. В. Лукьянова. 2023. № 2(95). С. 259-266.
3. Востриков А. Я., Трофимов Д. А. К вопросу о совершенствовании организационного построения органов внутренних дел на железнодорожном транспорте // Безопасность на транспорте. 2017. № 1. С. 11-15.
4. Безруков А. В., Савоськин А. В. Конституционно-правовые основы деятельности и роль органов внутренних дел в механизме обеспечения конституционного правопорядка в России // Административное право и процесс. 2022. № 3. С. 25-31.
5. Богданов А. В., Важенина И. В., Звонарева А. Ю., Лащёнов М. С. Правовое и организационное обеспечение правоохранительной деятельности территориальных органов МВД России на железнодорожном транспорте: учебное пособие. М.: Академия управления МВД России, 2020. 105 с.
6. Дорофеев И. Н., Пестов Н. Н. Факторы, обуславливающие специфику деятельности органов внутренних дел на транспорте в современных условиях // Труды Академии управления МВД России. 2017. № 2(42). С. 74-77.
7. Приходько Н. Ю., Черненко Н. В. Профилактика преступлений и иных правонарушений на объектах транспорта и транспортной инфраструктуры: учебное пособие. М.: Академия управления МВД России, 2022. 74 с.
8. Кецко К. В. Роль органов внутренних дел в предупреждении преступлений в сфере электронной коммерции // Российский следователь. 2021. № 11. С. 22-25.
9. Борисов А. В. Криминологическая профилактика транспортной преступности // Вестник Академии права и управления. 2019. № 2(55). С. 30-34.
1. Aliullov R. R. Organy' vnutrennix del kak sub''ekt obespecheniya transportnoj bezopasnosti Rossii (voprosy' teorii i pravovogo regulirovaniya) // Vestnik Kazanskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii. 2017. № 2(28). S. 16-19.
2. Poddubny'j I. V. Nekotory'e osobennosti raskry'tiya prestuplenij, sovershaemy'x s ispol'zovaniem informacionno- telekommunikacionny'x texnologij // Nauchny'j vestnik Orlovskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii imeni V. V. Luk'yanova. 2023. № 2(95). S. 259-266.
3. Vostrikov A. Ya., Trofimov D. A. K voprosu o sovershenstvovanii organizacionnogo postroeniya organov vnutrennix del na zheleznodorozhnom transporte // Bezopasnost' na transporte. 2017. № 1. S. 11-15.
1 Об утверждении Типового положения о специализированном отделе (отделении, группе, направлении) по обеспечению общественного порядка (в перевозочном и технологическом секторах объектов транспортной инфраструктуры) линейного управления (отдела, отделения) Министерства внутренних дел Рос. Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, специализированном отделении (группе, направлении) по обеспечению общественного порядка (в перевозочном и технологическом секторах объектов транспортной инфраструктуры) линейного отдела, отделения (пункта) полиции в составе линейного управления (отдела, отделения) Министерства внутренних дел Рос. Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте» // пункты 11.8., 11.9. приказа МВД России от 8 октября 2018 г. № 663.
4. Bezrukov A. V., Savos'kin A. V. Konstitucionno-pravovy'e osnovy' deyatel'nosti i гоГ organov vnutrennix del v mexanizme obespecheniya konstitucionnogo pravoporyadka v Rossii // Administrativnoe pravo i process. 2022. № 3. S. 25-31.
5. Bogdanov A. V., Vazhenina I. V., Zvonareva A. Yu., Lashhyonov M. S. Pravovoe
i organizacionnoe obespechenie pravooxranitel'noj deyatel'nosti territoriarny'x organov MVD Rossii na zheleznodorozhnom transporte: uchebnoe posobie. M.: Akademiya upravleniya MVD Rossii, 2020. 105 s.
6. Dorofeev I. N., Pestov N. N. Faktory', obuslavlivayushhie specifiku deyatel'nosti organov vnutrennix del na transporte v sovremenny'x usloviyax // Trudy' Akademii upravleniya MVD Rossii. 2017. № 2(42). S. 74-77.
7. Prixod'ko N. Yu., Chernenko N. V. Profilaktika prestuplenij i iny'x pravonarushenij na ob''ektax transporta i transportnoj infrastruktury': uchebnoe posobie. M.: Akademiya upravleniya MVD Rossii, 2022. 74 s.
8. Keczko K. V. Rol' organov vnutrennix del v preduprezhdenii prestuplenij v sfere elektronnoj kommercii // Rossijskij sledovatel\ 2021. № 11. S. 22-25.
9. Borisov A. V. Kriminologicheskaya profilaktika transportnoj prestupnosti // Vestnik Akademii prava i upravleniya. 2019. № 2(55). S. 30-34.
Информация об авторах
Приходько Наталья Юрьевна. Доцент кафедры уголовного права. Кандидат юридических наук.
Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя. 117997, Россия, г. Москва, ул. Академика Волгина, д. 12
Кураков Денис Владимирович. Доцент кафедры оперативно-разыскной деятельности ОВД. Кандидат юридических наук.
Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова. 302027, Россия, г. Орел, ул. Игнатова, д. 2.
Information about the authors
Natalya Y. Prikhodko. Associate Professor of the Department of Criminal Law. Candidate of Law Sciences.
Moscow University of the of the Interior of Russia named after V.Ya. Kikot'. 117997, Russia, Moscow, Akademika Volgina str., 12.
Denis V.Kurakov. Associate Professor of the Department of Operational Investigative Activities of the Department of Internal Affairs. Candidate of Law Sciences. Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia. 302027, Russia, Orel, Ignatov str., 2.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. The authors declare no conflicts of interests.
Авторами внесён равный вклад в написание статьи. The authors have made an equal contribution.
Статья поступила в редакцию 19.01.2024; одобрена после рецензирования 02.02.2024; принята к публикации 29.02.2024.
The article was submitted January 19, 2024; approved after reviewing February 2, 2024; accepted to the writing of the article for publication February 29, 2024.