DOI 10.47643/1815-1329_2023_11_115 УДК 342.9
ПОЛИЦИЯ КАК СУБЪЕКТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ Police as a subject of ensuring security in railway transport
ПИЧКУР Анна Петровна,
кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры административного права Санкт-Петербургского университета МВД России.
Российская Федерация, 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, 1.
ORCID-0000-0002-3604-5070,
E-mail:[email protected];
Pichkur Anna P.,
Senior Lecturer at the Department of Administrative Law
St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia,
Candidate of Legal Sciences.
1 st. Letchika Pilyutova, St. Petersburg, 1982061, Russian Federation.
ORCID-0000-0002-3604-5070,
E-mail:[email protected]
Краткая аннотация: В данной статье рассматривается орган внутренних дел на транспорте как один из субъектов обеспечения безопасности на железнодорожном транспорте. В результате реформ ОВДТ были лишены полномочия по выдаче разрешения на приобретение, хранение, ношение и перевозку огнестрельного оружия и боеприпасов подразделениям военизированной охраны железнодорожного, воздушного и водного транспорта.
Abstract: This article examines the internal affairs body in transport as one of the subjects of ensuring safety in railway transport. As a result of the reforms, the OVDT was deprived of the authority to issue permits for the acquisition, storage, carrying and transportation of firearms and ammunition to paramilitary security units of railway, air and water transport.
Ключевые слова: полиция, безопасность, железнодорожный транспорт, огнестрельное оружие, боеприпасы.
Keywords: police, security, railway transport, firearms, ammunition.
Для цитирования: Пичкур А.П. Полиция как субъект обеспечения безопасности на железнодорожном транспорте // Аграрное и земельное право. 2023. № 11(227). С. 115-119. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_11_115.
For citation: Pichkur A.P. Police as a subject of ensuring safety in railway transport // Agrarian and Land Law. 2023. No. 11(227). pp. 115-119. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_11_115.
Статья поступила в редакцию: 17.11.2023
Задачи по обеспечению общественной безопасности, включая в сфере железнодорожного транспорта, могут решать только уполномоченные субъекты административно-правовых отношений, сущность которых является достижением управленческих целей и задач. Эти субъекты обязываются в пределах своей компетенции «реализовывать государственно-властные полномочия для защиты публичных (государственных, общественных) интересов, конституционных прав и свобод граждан. Вот почему наличие в административно-правовых отношениях (как вертикальных, так и горизонтальных) органа государственного управления (либо в отдельных случаях общественной организации или иной негосударственной организации, которой государством поручено осуществление определенной государственной функции) обязательно» [1, С. 110].
Согласно части 3 статьи 23 Федерального закона от 24 декабря 2002г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте Российской Федерации» следует, что обеспечение общественного порядка на железнодорожном транспорте общего пользования и борьба с преступностью осуществляются органами внутренних дел на транспорте, а также иными органами, на которые законодательством Российской Федерации возложены такие функции.
Повышенный научный интерес вызывают те субъекты обеспечения общественной безопасности, которые непосредственно реализуют правоохранительные функции на железных дорогах в качестве основных. Среди них выделяются органы внутренних дел на транспорте. В частности, рассматривались базовые нормативные правовые акты, регламентирующие их компетенцию (ФЗ «О полиции», ФЗ «О транспортной безопасности», Положение о Главном управлении на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации[2], Типовое положение о линейном отделе Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте[3] и др.), однако компетенция подразделений полиции на транспорте более детально конкретизируется в ряде других актов. При этом имеет существенное значение статус органов внутренних дел на транспорте.
Так, в каждом из семи федеральных округов функционирует Управление МВД России на транспорте. Аналогичным статусом обладают Восточно-Сибирское и Забайкальское линейные управления МВД России. Особенно выделяется среди прочих территориальных органов МВД России на транспорте образованный приказом МВД России от 25 марта 2014 г. № 175 «О внесении изменений в нормативные правовые акты МВД России» Симферопольский линейный отдел МВД России на транспорте с прямым подчинением МВД России.
Ч. Н. Ахматов, С. Е. Байкеева, Т. Г. Лясович, Л. П. Малофеева, Е. В. Мишина и др. справедливо отмечают, что ныне действующий ГУТ МВД России является самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата МВД России, обеспечивающим и осуществляющим в пределах своей компетенции функции Министерства по выработке и реализации государственной политики, а также нормативному правовому регулированию в области обеспечения правопорядка на объектах железнодорожного, водного и воздушного транспорта[4, С. 151]. Кроме
того, указанные авторы считают, что Восточно-Сибирское и Забайкальское линейные управления МВД России были оставлены в качестве самостоятельных территориальных органов в огромном Сибирском федеральном округе из-за проблем в управляемости в силу большой отдаленности от головного подразделения^, С. 152].
Иной характер проблем в организационном положении территориальных органов МВД России на транспорте видят В. Я. Востриков и Д. А. Трофимов. Они считают, что «ОВДТ относятся к окружному и районным уровням с определенной долей условности. Например, некоторые линейные подразделения Управлений на транспорте находятся вне пределов соответствующих федеральных округов (Волгоградское ЛУ и Астраханский ЛО МВД России на транспорте, УТ МВД России по Приволжскому федеральному округу территориально находятся в Южном федеральном округе, при этом Владимирский ЛО МВД России на транспорте, входящий в состав этого же Управления на транспорте, - на территории Центрального федерального округа и т. д.), а участки обслуживания линейных отделов МВД России на транспорте проходят по территории не только нескольких районов, но и нескольких субъектов Российской Федерации (участок оперативного обслуживания Сызранского ЛО МВД России на транспорте (УТ МВД России по Приволжскому федеральному округу (далее - ПФО)) проходит по территории Самарской, Ульяновской и Пензенской областей, участок оперативного обслуживания Вологодского ЛО МВД России на транспорте (УТ МВД России по Северо-Западному федеральному округу (далее - СЗФО)) проходит по территории Вологодской, Ярославской и Архангельской областей и т. д.)» [5, С. 13].
Данные авторы отмечают, что если обратиться к статусным документам Управлений на транспорте МВД России по федеральным округам (См, напр., приказ МВД России от 01.07.2011 г. № 783 «Об утверждении Положения об Управлении на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по Приволжскому федеральному округу» [6]), то увидим, что пределы реализации части полномочий, как самих территориальных органов, так и их начальников, ограничены субъектами Российской Федерации, находящимися в пределах федерального округа. Данные положения сужают их полномочия в вопросах взаимодействия с органами и организациями, расположенными на территории субъектов Российской Федерации, не входящих в состав соответствующих федеральных округов, но на территории которых находятся подчиненные им линейные подразделения. Целесообразно исключить из соответствующих ведомственных нормативных правовых актов положения, соотносящие вопросы территориальной компетенции Управлений на транспорте с федеральными округами, а также исключить указание на них в названиях этих территориальных органов[5, С. 13]. Кроме того, Д. А. Трофимов отмечает, что наличие проблем в организации деятельности ОВДТ обусловлено и «отсутствием нормативов формирования УТ МВД России по федеральным округам и линейных управлений МВД России на транспорте, находящихся в непосредственном подчинении Министерства, что приводит к ситуации, когда одно управление обслуживает три железные дороги, в то время другая железная дорога находится в обслуживании двух УТ МВД России по федеральным округам» [7, С. 4-5].
Данным автором представляется, что ОВДТ должны быть представлены не на трех уровнях (на окружном уровне - Управления на транспорте МВД России по федеральным округам, на межрегиональном - линейные управления МВД России на транспорте, на районном - линейные отделы и линейные отделения МВД России на транспорте), а на двух: межрегиональный уровень (управления на транспорте МВД России; линейные управления МВД России на транспорте, подчиненные непосредственно Министерству); межрайонный уровень - иные линейные управления МВД России на транспорте; линейные отделы (отделения) МВД России на транспорте[5, С. 10]. Данные меры могут способствовать повышению эффективности взаимодействия с органами и организациями, расположенными на территории субъектов Российской Федерации, не входящих в состав соответствующих федеральных округов, но на территории которых находятся подчиненные Управлениям на транспорте МВД России по федеральным округам линейные подразделения.
Однако данные предложения остались до настоящего времени без должного внимания. Реорганизация ОВДТ была проведена в ином направлении. Недостатки и упущения, имеющиеся в системе обеспечения ОВДТ правопорядка в отдельных секторах объектов транспортной инфраструктуры (на объектах статики: на железнодорожных вокзалах, их помещениях, территориях, и других объектах, в совокупности называемых как перевозочный и технологический секторы объектов транспортной инфраструктуры), в отличие от обеспечения правопорядка при сопровождении поездов дальнего следования и пригородного сообщения (объекты в динамике), подтолкнули руководство МВД России уделить особое внимание организации обеспечения общественного порядка и общественной безопасности посредством дополнительного регулирования.
В 2018 г. реорганизация ОВДТ заключалась в следующем. В линейных управлениях (отделах, отделениях) МВД России на транспорте и в составах линейных отделов, отделений (пунктов) полиции в составах линейных управлений (отделов, отделении) в соответствии с приказом МВД России от 8 октября 2018 г. № 663[8] были сформированы специализированные отделы (отделения, группы, направления) по обеспечению общественного порядка (в перевозочном и технологическом секторах объектов транспортной инфраструктуры). В данном положении определены основные задачи, функции, полномочия и организация деятельности названных подразделений. В разделе III закреплены основные функции и полномочия СПООП ЛУ(ЛО), СПЛОП (ЛПП), среди которых:
- обеспечение общественного порядка и общественной безопасности;
- предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;
- изъятие у граждан и должностных лиц документов, имеющих признаки подделки, а также вещей, изъятых из гражданского оборота или ограниченно оборотоспособных, находящихся у них без специального разрешения;
- выявление пассажиров, находящихся в состоянии алкогольного (наркотического) опьянения либо распивающих спиртные напитки, а также предупреждение противоправных действий, принятие к ним своевременных мер административного воздействия;
- выявление и пресечение фактов несанкционированного доступа посторонних лиц в перевозочный и технологический секторы объектов транспортной инфраструктуры;
- выявление с использованием автоматизированных информационно-поисковых систем МВД России лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда; лиц, пропавших без вести; несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей или специализированных учреждений для несовершеннолетних.
Учитывая, что в рассматриваемом Типовом положении в качестве первой обозначена функция обеспечения общественного порядка и общественной безопасности, то приходим к выводу, что среди перечисленных она занимает центральное место, поскольку остальные функции условно во многом направлены на ее реализацию. К примеру, осуществляя функцию обеспечения общественного порядка и общественной безопасности на объектах железнодорожной инфраструктуры наряды полиции выполняют функцию предупреждения преступлений и их пресечение, изымают у граждан и должностных лиц документы, имеющие признаки подделки, другие предметы и вещи, запрещенные в обороте, выявляют и пресекают факты несанкционированного доступа посторонних лиц в перевозочные и технологические секторы и т. п.
Более подробно компетенция подразделений, выполняющих функции по организации службы сотрудников полиции СООП управлений на транспорте МВД России по федеральным округам, Восточно-Сибирского и Забайкальского линейных управлений МВД России на транспорте, а также обязанности и права должностных лиц линейного управления (отдела, отделения) МВД России на транспорте, специализированного отдела (отделения, группы, направления) по обеспечению общественного порядка (в перевозочном и технологическом секторах объектов транспортной инфраструктуры), линейного отдела, отделения (пункта) полиции в составе линейного управления (отдела, отделения) МВД России на транспорте на объектах транспорта, ответственных за организацию службы сотрудников СООП, закреплена в соответствующем Наставлении, утвержденном приказом МВД России от 25 февраля 2020 г. № 95[9] (далее - Наставление). В целом компетенция первых определена в разделе II Наставления и заключается в том, что они осуществляют организационно-методическое руководство и координацию деятельности курируемых СООП по вопросам, отнесенным к их компетенции, выполняют аналитическую и прогностическую функции относительно состояния общественного порядка, изучают динамику правонарушений на транспорте, включая железнодорожный, разрабатывают меры по повышению эффективности предупреждения и пресечения преступлений и административных правонарушений на нем, а также осуществляют контроль посредством инспектирования, контрольных проверок и комплексных и иных выездов в подчиненные ОВДТ для изучения результатов служебной деятельности сотрудников СООП.
Компетенция вторых (раздел III Наставления) определена в зависимости от занимаемой должности - от начальника линейного управления (отдела, отделения) до начальника СООП. Следует отметить наиболее важные функции обозначенных должностных лиц, непосредственно направленные на обеспечение общественного порядка и общественной безопасности.
Так, в компетенцию начальника линейного управления (отдела, отделения) включена функция по определению мест несения службы сотрудниками СООП с учетом количества перевозочных и технологических секторов объектов транспортной инфраструктуры, контрольно-пропускных пунктов и пассажиропотока по предложению начальника СООП с согласованием заместителем начальника полиции (по охране общественного порядка).
В компетенцию заместителя начальника линейного управления (отдела, отделения) помимо ряда функций включена такая, как организация взаимодействия сотрудников СООП с силами обеспечения транспортной безопасности и иными организациями правоохранительной направленности. В свою очередь, заместитель начальника полиции (по охране общественного порядка) обеспечивает взаимодействие сотрудников СООП с указанными силами.
Таким образом, организация и обеспечение взаимодействия сотрудников СООП с силами обеспечения транспортной безопасности возлагается не на начальника подразделения СООП, а на руководителей более старшего звена. Кроме того, заместитель начальника полиции (по охране общественного порядка) обеспечивает участие сотрудников СООП в проводимых оперативными подразделениями ОВДТ, территориальными подразделениями ФСБ России и ФТС России мероприятий по предотвращению, выявлению и пресечению незаконного ввоза и распространения оружия, боеприпасов, взрывных устройств, взрывчатых веществ, наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, отравляющих и иных веществ и предметов, представляющих повышенную опасность и имеющих криминальный характер. Также руководитель организует совместно с силами обеспечения транспортной безопасности, подразделениями транспортной безопасности мероприятия по задержанию пассажиров за совершение противоправных действий, лиц, незаконно проникших в зону транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортное средство.
Основная нагрузка по организации службы сотрудников СООП осуществляется их непосредственным руководителем - прямым начальником подразделения СООП ЛУ (ЛО), специализированным подразделением ЛОП (ЛПП), который реализует непосредственное руководство ими, анализирует состояние работы по установленному направлению деятельности, отдает обязательные для исполнения распоряжения [8, П.п. 15.1-15.3]. Кроме того, согласно Наставлению, начальник подразделения оказывает практическую помощь сотрудникам СООП по обеспечению общественного порядка в перевозочном и технологическом секторах объектов транспортной инфраструктуры. Руководитель СООП осуществляет контроль за знанием сотрудниками СООП обстановки в зонах транспортной безопасности, выполняемой задачи, способов связи, а также своих прав и обязанностей, качеством несения службы и выполнением задач по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений [9].
Компетенция сотрудников СООП определена не только нормами ФЗ «О полиции», но и другими нормативными актами. Так, в пункте 29.2 Наставления закреплена обязанность сотрудников СООП знать требования по обеспечению транспортной безопасности в части, касающейся органов внутренних дел, со ссылкой на статью 8 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности».
Сотрудники нарядов полиции линейных управлений (отделов) МВД России, обеспечивающие правопорядок в поездах дальнего следования и пригородного сообщения (на объектах динамики), в своей деятельности руководствуются Инструкцией по организации работы нарядов полиции линейных управлений (отделов) МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте и работников локомотивных и поездных бригад по обеспечению правопорядка в поездах дальнего следования и пригородного сообщения[10] (далее - Инструкция).
В пункте 2 Инструкции обозначена цель сопровождения пассажирских поездов нарядами полиции ЛУ (ЛО) (далее наряды сопровождения) - это обеспечение правопорядка в пассажирских поездах, безопасных условий для проезда пассажиров и деятельности работников локомотивных и поездных бригад.
В отличие от сотрудников СООП сотрудники нарядов сопровождения в своей деятельности руководствуются нормами Федерального закона от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» и Федерального закона от 10 января 2003 г. № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (п. 3 Инструкции), нормы которых не воздействуют на компетенцию органов внутренних дел (полиции) на транспорте.
Основные вопросы компетенции нарядов сопровождения конкретизируются в разделе III Наставления «Особенности несения службы нарядами сопровождения», в пункте 26 которого закреплена обязанность по осуществлению обеспечения безопасности пассажиров, представителей пригородных пассажирских компаний, работников локомотивных и поездных бригад и общественного порядка в поезде; принятие мер по недопущению посадки и высадки пассажиров на ходу пассажирского поезда, проезда граждан на подножках, сцепках, крышах и в нерабочих тамбурах вагонов; проведение осмотра вагонов по прибытии состава на конечную станцию, недопущение нахождения посторонних лиц, предметов и вещей в составе поезда; проведение осмотра технологических ниш и пустот вагонов в присутствии начальника поезда и (или) работников локомотивной и поездной бригад, мест вероятной установки взрывных устройств; передача в установленном порядке оперативному дежурному по ЛУ (ЛО) обнаруженных при осмотре поезда бесхозных вещей, ценностей, документов, оружия, боеприпасов, предметов и веществ, а также изъятых из гражданского оборота, находящихся у граждан без специального разрешения; удаление в установленном порядке пассажира из поезда, если он при посадке в поезд или в пути следования нарушает правила проезда, общественный порядок и мешает спокойствию других пассажиров.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2018 г. № 943 утверждены правила взаимодействия субъектов обеспечения транспортной безопасности при проверке информации об угрозе совершения АНВ на ОТИиТС[11]. Прежде всего в данном документе утверждается обязанность по взаимному информированию при проверке информации об угрозе совершения АНВ на ОТИиТС. Закрепляется последовательность действий ФСБ России, МВД России, Ространснадзора, региональных и муниципальных властей, а также остальных субъектов при получении и проверке информации обозначенного характера.
Результаты проведенного анализа компетенции субъектов безопасности на железнодорожном транспорте показывают, что субъекты транспортной инфраструктуры и транспортной безопасности функционируют на основе тех полномочий, которые определены нормативными правовыми актами Минтранса России. В свою очередь ОВДТ осуществляют функцию по обеспечению общественной безопасности на основе соответствующих актов МВД России. Следует отметить, что только некоторое число актов Минтранса России в исследуемой сфере согласовывается с МВД России, а количество межведомственных нормативных правовых и других актов по вопросам обеспечения общественной безопасности остается также небольшим[10].
Можно прийти к выводу, что одно из важнейших направлений - взаимодействие в обеспечении общественной безопасности между двумя крупными субъектами - МВД России и Минтранс России - остается со многими нерешенными вопросами. Несмотря на рассмотренные выше обязанности работников транспортной инфраструктуры, локомотивных и поездных бригад об информировании сотрудников полиции об угрозе совершения АНВ на ОТИиТС, противоправных действиях пассажиров и других граждан, другой представляющей интерес информации, таковые выполняются не в достаточном объеме и не во всех случаях.
В частности, в рамках реализации функции по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности ОВДТ были лишены полномочия по выдаче разрешения на приобретение, хранение, ношение и перевозку огнестрельного оружия и боеприпасов подразделениям военизированной охраны железнодорожного, воздушного и водного транспорта, что было предусмотрено пунктом 3.2.2 Типового положения о линейном управлении (отделе, отделении) внутренних дел на транспорте[12].
Библиография:
1. Бахрах Д. Н., Россинский Б. В., Старилов Ю. Н. Административное право: учебник для вузов. - 2-е изд., изм. и доп. М.: Норма, 2005. С. 110.
2. Приказ МВД России от 16.06.2011 г. № 680 (ред. от 14.02.2020) «Об утверждении Положения о Главном управлении на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
3. Приказ МВД России от 15.06.2011 г. № 636 «Об утверждении Типового положения о линейном отделе Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте» [Электронный ресурс] // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
4. Транспортная полиция России: от истоков к современности: монография. СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2017. С. 151.
5. Востриков А. Я., Трофимов Д. А. К вопросу о совершенствовании организационного построения органов внутренних дел на железнодорожном транспорте // Проблемы правоохранительной деятельности. 2017. № 1. С. 13.
6. приказ МВД России от 01.07.2011 г. № 783 «Об утверждении Положения об Управлении на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по Приволжскому федеральному округу» // СТРАС «Юрист».
7. Трофимов Д. А. Правовые и организационные основы деятельности органов внутренних дел по обеспечению правопорядка на объектах железнодорожного транспорта: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2018. С. 4-5.
8. Приказ МВД России от 08.10.2018 г. № 663 «Об утверждении Типового положения о специализированном отделе (отделении, группе, направлении) по обеспечению общественного порядка (в перевозочном и технологическом секторах объектов транспортной инфраструктуры) линейного управления (отдела, отделения) Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, специализированном отделении (группе, направлении) по обеспечению общественного порядка (в перевозочном и технологическом секторах объектов транспортной инфраструктуры) линейного отдела, отделе-
ния (пункта) полиции в составе линейного управления (отдела, отделения) Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте // СТРАС «Юрист».
9. Приказ МВД России от 25.02.2020 г. № 95 «Об организации деятельности специализированных отделов (отделений, групп, направлений) по обеспечению общественного порядка (в перевозочном и технологическом секторах объектов транспортной инфраструктуры), линейного управления (отдела, отделения) Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, специализированных отделений (групп, направлений) по обеспечению общественного порядка (в перевозочном и технологическом секторах объектов транспортной инфраструктуры), линейного отдела, отделения (пункта) полиции в составе линейного управления (отдела, отделения) Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте [Электронный ресурс] // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
10. Приказ МВД России и Министерства транспорта РФ от 27 декабря 2013 г. № 1022/487 «Об утверждении Инструкции по организации работы нарядов полиции линейных управлений (отделов) МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте и работников локомотивных и поездных бригад по обеспечению правопорядка в поездах дальнего следования и пригородного сообщения».
11. Постановление Правительства РФ от 15.08.2018 г. № 943 «Об утверждении Правил взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, субъектов транспортной инфраструктуры и перевозчиков при проверке информации об угрозе совершения акта незаконного вмешательства на объекте транспортной инфраструктуры и (или) транспортном средстве». // ИПП «Гарант» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.garant.ru/ products/ ipo/prime/doc/71917780/ (дата обращения: 20.08.2021).
12. Приказ МВД России от 14.09.1993 г. № 420 «О мерах по совершенствованию организации работы городских, районных органов внутренних дел и линейных органов внутренних дел на транспорте» // Бюллетень текущего законодательства. 1993. № 5.
References:
1. Bakhrah D. N., Rossinsky B. V., Starilov Yu. N. Administrative law: textbook for universities. - 2nd ed., ed. and add. M.: Norm, 2005. p. 110.
2. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated 06/16/2011 No. 680 (ed. dated 02/14/2020) "On approval Regulations on the Main Department of Transport of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation" [Electronic resource] // Access from the SPS "ConsultantPlus".
3. Order of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation dated 06/15/2011 No. 636 "On approval of the Standard Regulation on the Linear Department of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation on railway, water and air transport" [Electronic resource] // Access from the SPS "ConsultantPlus".
4. Transport Police of Russia: from the origins to the present: a monograph. St. Petersburg: Publishing House of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2017. p. 151.
5. Vostrikov A. Ya., Trofimov D. A. On the issue of improving the organizational structure of internal affairs bodies in railway transport // Problems of law enforcement. 2017. No. 1. p. 13.
6. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated 07/01/2011 No. 783 "On approval of the Regulations on Transport Management of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation in the Volga Federal District" // STRAS "Lawyer".
7. Trofimov D. A. The legal and organizational foundations of the activities of internal affairs bodies to ensure law and order at railway transport facilities: abstract of the thesis ... cand. Jurid. M., 2018. pp. 4-5.
8. The order of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated 08.10.2018 No. 663 "On Approval of the Standard Regulation on the Specialized Department (Department, Group, Direction) for Ensuring Public Order (in the Transportation and Technological Sectors of Transport Infrastructure Facilities) of the Linear Management (Department, Department) of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation for Railway, Water and Air Transport, specialized department (group, direction) for ensuring public order (in the transportation and technological sectors of transport infrastructure facilities) of the linear department, police departments (points) as part of the linear management (department, department) of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation on railway, water and air transport // STRAS "Lawyer".
9. The order of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated 02/25/2020 No. 95 "On the organization of the activities of specialized departments (departments, groups, directions) to ensure public order (in the transportation and technological sectors of transport infrastructure facilities), linear Management (Department, Department) of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation in railway, water and air transport, specialized departments (groups, directions) to ensure public order order (in the transportation and technological sectors of transport infrastructure facilities), line department, police departments (points) as part of the line management (department, department) of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation on railway, water and air transport [Electronic resource] // Access from the SPS "ConsultantPlus".
10. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia and the Ministry of Transport of the Russian Federation dated December 27, 2013 No. 1022/487 "On Approval of Instructions on the organization of work of police squads of linear departments (departments) The Ministry of Internal Affairs of Russia in railway, water and air transport and employees of locomotive and train crews to ensure law and order in long-distance and suburban trains."
11. Decree of the Government of the Russian Federation dated 08/15/2018 No. 943 "On Approval of the Rules of Interaction between Federal Executive Authorities, State Authorities of the Subjects of the Russian Federation, Local Governments, subjects of transport infrastructure and Carriers when verifying information about the threat of an act of unlawful interference at a transport infrastructure facility and (or) a vehicle". // IPP "Garant" Electronic resource . Access mode: https://www.garant.ru / products/ ipo/prime/doc/71917780/ (accessed 08/20/2021).
12. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated 09/14/1993 No. 420 "On measures to improve the organization of work of city, district internal affairs bodies and linear internal affairs bodies in transport" // Bulletin of current legislation. 1993. № 5.