Научная статья на тему 'Роль органов прокуратуры в защите прав иностранных граждан в России'

Роль органов прокуратуры в защите прав иностранных граждан в России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
50
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
права и свободы человека и гражданина / иностранный гражданин / мигрант / прокуратура Российской Федерации / миграционная политика / надзорная деятельность / органы публичной власти / human and civil rights and freedoms / foreign citizen / migrant / prosecutor’s office of the Russian Federation / migration policy / supervisory activities / public authorities

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рашид Борисович Булатов, Тимур Рашидович Булатов

В статье рассматривается надзорная функция прокуратуры Российской Федерации, касающаяся соблюдения прав иностранных граждан поднадзорными органами, осуществляющими деятельность в сфере реализации государственной миграционной политики и контроля за соблюдением миграционного законодательства, а также иными публичными учреждениями (образования, здравоохранения и пр.). Исследуются проблемы, связанные с реализацией своих прав иностранными гражданами в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of the prosecutor’s office in protecting the rights of foreign citizens in Russia

The article examines the supervisory function of the Prosecutor’s Office of the Russian Federation concerning the observance of the rights of foreign citizens by supervised bodies engaged in the implementation of state migration policy and monitoring compliance with migration legislation, as well as other public institutions (education, healthcare, etc.). The problems associated with the exercise of their rights by foreign citizens in Russia are investigated.

Текст научной работы на тему «Роль органов прокуратуры в защите прав иностранных граждан в России»

Образование. Наука. Научные кадры. 2024. № 1. С. 61—64. Education. Science. Scientific personnel. 2024;(1):61—64.

ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ (ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ) НАУКИ

Научная статья УДК 342/724

https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-1-61-64 NIION: 2007-0062-1/24-008

EDN: https://elibrary.ru/COJVCC MOSURED: 77/27-004-2024-01-208

Роль органов прокуратуры в защите прав иностранных граждан в России

Рашид Борисович Булатов2, Тимур Рашидович Булатов2

1 2 Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, Санкт-Петербург, Россия

1 bulatovrash@mail.ru

2 bulatov_t64@mail.ru

Аннотация. В статье рассматривается надзорная функция прокуратуры Российской Федерации, касающаяся соблюдения прав иностранных граждан поднадзорными органами, осуществляющими деятельность в сфере реализации государственной миграционной политики и контроля за соблюдением миграционного законодательства, а также иными публичными учреждениями (образования, здравоохранения и пр.). Исследуются проблемы, связанные с реализацией своих прав иностранными гражданами в России.

Ключевые слова: права и свободы человека и гражданина, иностранный гражданин, мигрант, прокуратура Российской Федерации, миграционная политика, надзорная деятельность, органы публичной власти

Для цитирования: Булатов Р. Б., Булатов Т. Р. Роль органов прокуратуры в защите прав иностранных граждан в России // Образование. Наука. Научные кадры. 2024. № 1. С. 61—64. https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-1-61-64. EDN: https://elibrary.ru/COJVCC.

PUBLIC LEGAL (STATE LEGAL) SCIENCES

Original article

The role of the prosecutor's office in protecting the rights of foreign citizens in Russia

Rashid B. Bulatov1, Timur R. Bulatov2

1 2 St. Petersburg State University of Aerospace Instrumentation, St. Petersburg, Russia,

1 bulatovrash@mail.ru

2 bulatov_t64@mail.ru

Abstract. The article examines the supervisory function of the Prosecutor's Office of the Russian Federation concerning the observance of the rights of foreign citizens by supervised bodies engaged in the implementation of state migration policy and monitoring compliance with migration legislation, as well as other public institutions (education, healthcare, etc.). The problems associated with the exercise of their rights by foreign citizens in Russia are investigated.

Keywords: human and civil rights and freedoms, foreign citizen, migrant, prosecutor's office of the Russian Federation, migration policy, supervisory activities, public authorities

For citation: Bulatov R.B., Bulatov T.R. The role of the prosecutor's office in protecting the rights of foreign citizens in Russia // Obrazovaniye. Nauka. Nauchnyye kadry = Education. Science. Scientific personnel. 2024;(1 ):61 —64. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-1-61-64. EDN: https://elibrary.ru/COJVCC.

Конституция Российской Федерации провозглашает: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью» (ст. 2). Соответственно, их защита является приоритет-

© Булатов Р. Б., Булатов Т. Р., 2024

ным направлением для поддержания законности и правопорядка в нашем государстве.

Одним из органов публичной власти, который занимается обеспечением законности и осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, является прокуратура Российской Федерации. В Федеральном законе

2024 / № 1 Education. Science. Scientific personnel

61

от 17 января 1992 г. №2201-1 «О прокуратуре Российской Федерации» выделена целая глава (гл. 2), посвященная надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, что свидетельствует о важности и приоритетности данного направления в деятельности прокуратуры.

Основная задача прокуратуры РФ — это защита законных интересов граждан, поддержание законности и правопорядка. Среди направлений деятельности надзорного органа можно выделить следующие:

■ надзор за исполнением законов органами публичной власти;

■ антикоррупционная экспертиза, а также участие в правотворческой деятельности;

■ рассмотрение и разрешение заявлений, жалоб и иных обращений;

■ проведение прокурорских проверок поднадзорных органов, а также коммерческих и некоммерческих организаций;

■ поддержание обвинения в суде.

Из вышесказанного можно заключить, что прокуратура занимает главенствующую роль в поддержании законности и защите прав и свобод человека и гражданина, в том числе иностранных граждан, на территории Российской Федерации.

Сегодня защита прав иностранных граждан как наиболее уязвимой категории в российском обществе стала еще более актуальна. В связи с этим количество проблем, попадающих под надзорную компетенцию органов прокуратуры, которые требуют мер прокурорского реагирования, растет.

Часть 3 ст. 62 Конституции РФ гласит: «Иностранные граждане пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации». Это говорит о том, что их права должны быть защищены в полном объеме, наравне с гражданами нашей страны.

Прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за соблюдением прав иностранных граждан путем взаимодействия с иными органами публичной власти, решения вопросов в области трудовых правоотношений, проведения проверок социальных учреждений на предмет предоставления социальных услуг мигрантам, рассмотрения обращений, полученных от иных органов публичной власти (по вопросам нарушения прав мигрантов), а также от самих иностранцев (п. 1 ст. 10 ФЗ № 2201-1). Стоит также выделить такую надзорную функцию, как соблюдение миграционного законодательства поднадзорными органами, осуществляющими деятельность в сфере реализации государствен-

ной миграционной политики и контроля за соблюдением миграционного законодательства.

По каждому обращению, поступившему в органы прокуратуры, заводится надзорное производство и проводится прокурорская проверка в случаях, если усматривается нарушение законодательства Российской Федерации. По результатам проведенной проверки, если выявлены нарушения, выносится мера прокурорского реагирования. Их четыре:

1) протест;

2) предостережение;

3) постановление;

4) представление.

В области защиты прав и свобод иностранных граждан существует множество проблем в социально-экономической, образовательной, культурной сферах. Рассмотрим участие органов прокуратуры в разрешении некоторых из них.

1. В Российской Федерации правовой статус иностранцев в некоторой степени ограничен. Это касается избирательных прав, вопросов свободного перемещения по стране, права на труд. Для нахождения на территории нашей страны иностранным гражданам необходимо иметь разрешительные документы (виза, вид на жительство, временное удостоверение личности лица без гражданства и др.), все эти документы обусловлены сроками пребывания мигрантов на территории РФ. Орган, осуществляющий регистрацию и выдачу данных документов, — Управление по вопросам миграции МВД России (его региональные управления). Зачастую сроки предоставления разрешительных документов затягиваются или сотрудники управления требуют от иностранцев набор документов, некоторые из которых не обязательны для оформления необходимых разрешений. Часто это заставляет иностранных граждан пропускать установленные законом для них сроки на легальное нахождение на территории России, что приводит их к административному нарушению и последующему наказанию.

В данном случае прокуратура обязана своевременно реагировать на подобные нарушения со стороны сотрудников Министерства внутренних дел, проводить в отношении них проверку и восстанавливать нарушенные права мигрантов через суд, отменяя административное наказание.

Защита трудовых прав мигрантов является одним из самых сложных направлений миграционной политики Российской Федерации, в которой приоритетной задачей является привлечение к трудовой деятельности этой категории иностранных граждан в целях экономического роста страны, на что неоднократно указывали российские ученые [1; 2].

Для работы мигранта на территории России необходимы разрешение на осуществление трудовой деятельности иностранного гражданина (для иностранцев, приехавших по визе) и патент (для иностранцев, прибывших в безвизовом порядке). Процесс оформления данных документов сложен и длителен, поэтому часто действуют различные коррупционные схемы для более быстрого их получения. Находящиеся на территории чужого государства мигранты, нуждающиеся в работе, зачастую соглашаются на подобные авантюры, тем самым становясь участниками преступления.

Функция прокуратуры в этом случае — антикоррупционная профилактика и пресечение незаконных действий со стороны сотрудников Министерства внутренних дел.

2. В сфере получения социальных услуг мигрантами также существуют отдельные проблемы. На сегодня очереди в школу, детский сад сформированы на несколько месяцев, а иногда даже лет, вперед. Приоритет руководителями образовательных учреждений отдается в пользу граждан РФ, и мигрантам определить своих детей туда практически невозможно. Так как на платные образовательные заведения средств у иностранных граждан нет, это порождает злоупотребление служебным положением со стороны руководителей образовательных учреждений.

Как утверждает Е.Г. Стебкова: «Актуальной проблемой является поиск источников финансирования медицинских услуг, оказываемых временно прибывающим в Россию иностранным гражданам» [3, с. 81]. Проблематика финансирования здравоохранения в России стоит очень остро, особенно когда речь заходит о предоставлении медицинской помощи иностранным гражданам, которые временно находятся на территории страны. Часто такие гости страны сталкиваются с необходимостью медицинского обслуживания, но при этом не обладают ни обязательным, ни добровольным медицинским страхованием. Это обстоятельство выдвигает на первый план вопрос о механизмах поиска финансирования для покрытия расходов медицинских учреждений.

Когда иностранный гражданин получает необходимую помощь и его состояние здоровья стабилизируется, возникает вопрос о возмещении медицинских издержек. Медицинские учреждения, как правило, не обладают достаточным бюджетом, чтобы покрывать такие расходы самостоятельно. Вследствие этого они вынуждены обращаться в юридические инстанции с требованием о взыскании долгов за предоставленные услуги.

В современной судебной практике не редкость, когда медицинские учреждения выигрывают дела, даже если иностранные граждане выразили свое несогласие подписывать соглашение об оплате медицинских услуг. Судебные органы, взвешивая все обстоятельства дела, нередко приходят к выводу о законности требований медицинских институций.

Прокуратура проводит проверки в этом направлении регулярно, осуществляя контроль за законностью в сфере образования и здравоохранения. Однако проблема трудноразрешима и продолжает беспокоить наше общество.

Примером из судебной практики по реализации прав иностранных граждан на медицинскую помощь является решение Октябрьского районного суда г. Барнаула Алтайского края от 30 мая 2019 г. (дело № 2-1373/2019). Прокурор обратился с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к противотуберкулезному диспансеру о возложении обязанности госпитализировать иностранного гражданина из центра временного содержания иностранных граждан для обследования и лечения в условиях стационара. Суд удовлетворил исковое заявление прокурора и возложил на противотуберкулезный диспансер обязанность госпитализировать Ши-робокова из Центра временного содержания иностранных граждан для обследования и лечения в условиях стационара.

3. В Основном законе нашего государства (ст. 28) гарантируется свобода вероисповедания, в ст. 3 говорится также, что Россия — многонациональная страна. Однако смешивание культур иностранной и нашей, отечественной, порождает много противоречий. Зачастую пренебрежительное отношение к мигрантам на почве культурных и религиозных разногласий порождает конфликт. Это наиболее часто происходит в молодежных кругах.

В приказе Генеральной прокуратуры РФ от 1 июля 2015 г. № 343 «Об организации прокурорского надзор в сфере миграции» в п. 2.17 говорится, что прокурорам необходимо обеспечивать эффективный надзор за происшествиями с участием иностранных граждан и лиц без гражданства, спровоцированных конфликтами на межнациональной почве. Требовать от правоохранительных органов дачи правовой оценки действиям организаторов. Во исполнение этого требования прокуратура осуществляет надзор за деятельностью инспектора по делам несовершеннолетних, в обязанности которого входит пресекать конфликты в школах на межнациональной почве.

2024 / № 1 Education. Science. Scientific personnel

63

Подводя итог, стоит отметить, что деятельность прокуратуры Российской Федерации вносит значительный вклад в укрепление законности и правопорядка в обществе. Мероприятия, проводимые надзорным органом в сфере защиты прав и свобод иностранных граждан, помогают адаптации мигрантов в нашем обществе и зачастую решают многие их проблемы. Авторитет прокуратуры и применяемые ею меры реагирования способствуют более эффективной работе органов публичной власти, в том числе осуществляющими деятельность в сфере реализации государственной миграционной политики и контроля за соблюдением миграционного законодательства.

Список источников

1. Мельников ЕА. Отдельные вопросы государственного регулирования трудовой миграции / / Миграционное право. 2023. №3. С. 21—22.

2. Майстренко ГА. Защита трудовых прав мигрантов в Российской Федерации: правовое регулирование // Образование и право. 2020. № 10. С. 63—66.

3. Стребкова Е.Г. Проблемы реализации права иностранных граждан и лиц без гражданства на охрану здоровья и медицинскую помощь / / Вестник СГЮА. 2020. № 5 (136). С. 78—87.

References

1. Melnikov EA. Selected issues of state regulation of labor migration // Migration law. 2023. No.3. pp. 21—22.

2. Maistrenko GA. Protection of labor rights of migrants in the Russian Federation: legal regulation // Education and law. 2020. No. 10. pp. 63—66.

3. Strebkova E.G. Problems of realization of the right of foreign citizens and stateless persons to health protection and medical care / / Bulletin of the SSU. 2020. No. 5 (136). pp. 78—87.

Информация об авторах

Р.Б. Булатов — профессор кафедры публичного права Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения, доктор юридических наук, доцент, Почетный работник сферы образования Российской Федерации;

Т.Р. Булатов — аспирант кафедры публичного права Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения.

Information about the authors R.B. Bulatov — Professor of the Department of Public Law of St. Petersburg State University of Aerospace Instrumentation, Doctor of Law, Associate Professor, Honorary Worker of Education of the Russian Federation; T.R. Bulatov — Postgraduate Student of the Department of Public Law of the St. Petersburg State University of Aerospace Instrumentation.

Сведения о вкладе каждого автора Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 1 9.01.2024; одобрена после рецензирования 1 9.02.2024; принята к публикации 19.03.2024.

The article was submitted 19.01.2024; approved after reviewing 19.02.2024; accepted for publication 19.03.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.