Научная статья на тему 'О прокурорском надзоре за органами принудительного исполнения в Российской Федерации'

О прокурорском надзоре за органами принудительного исполнения в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
47
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
права и свободы человека и гражданина / судебная власть / прокурорский надзор / судебный пристав / исполнительное производство / органы принудительного исполнения / human and civil rights and freedoms / judicial power / prosecutorial supervision / bailiff / enforcement proceedings / enforcement agencies

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сергей Геннадьевич Коваленко

Рассматриваются сущность деятельности прокуратуры по надзору за органами принудительного исполнения, ее цель, основные этапы и направления; полномочия прокурора в рамках осуществления надзорной функции за деятельностью судебных приставов, которые регламентированы нормативными правовыми актами об организации прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами. В заключительной части статьи акцентируется внимание на проблемах в работе судебных приставов, вносятся предложения по их устранению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the prosecutor’s supervision of enforcement agencies in the Russian Federation

The essence of the prosecutor’s office’s activity on supervision of enforcement agencies, its purpose, main stages and directions are considered; the powers of the prosecutor in the framework of the supervisory function over the activities of bailiffs, which are regulated by regulatory legal acts on the organization of prosecutorial supervision over the execution of laws by bailiffs. In the final part of the article, attention is focused on the problems in the work of bailiffs, and proposals are made to eliminate them.

Текст научной работы на тему «О прокурорском надзоре за органами принудительного исполнения в Российской Федерации»

Образование. Наука. Научные кадры. 2024. № 1. С. 100—102. Education. Science. Scientific personnel. 2024;(1):100—102.

ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ (ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ) НАУКИ

Научная статья УДК 342.56

https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-1-100-102 NIION: 2007-0062-1/24-015

EDN: https://elibrary.ru/PXUDLP MOSURED: 77/27-004-2024-01-215

О прокурорском надзоре за органами принудительного исполнения в Российской Федерации

Сергей Геннадьевич Коваленко

Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, Санкт-Петербург, Россия, mirag88@mail.ru

Аннотация. Рассматриваются сущность деятельности прокуратуры по надзору за органами принудительного исполнения, ее цель, основные этапы и направления; полномочия прокурора в рамках осуществления надзорной функции за деятельностью судебных приставов, которые регламентированы нормативными правовыми актами об организации прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами. В заключительной части статьи акцентируется внимание на проблемах в работе судебных приставов, вносятся предложения по их устранению.

Ключевые слова: права и свободы человека и гражданина, судебная власть, прокурорский надзор, судебный пристав, исполнительное производство, органы принудительного исполнения

Для цитирования: Коваленко С.Г. О прокурорском надзоре за органами принудительного исполнения в Российской Федерации // Образование. Наука. Научные кадры. 2024. № 1. С. 100—102. https://doi.org/10.24412/ 2073-3305-2024-1-100-102. EDN: https://elibrary.ru/PXUDLP.

PUBLIC LEGAL (STATE LEGAL) SCIENCES

Original article

On the prosecutor's supervision of enforcement agencies in the Russian Federation

Sergey G. Kovalenko

St. Petersburg State University of Aerospace Instrumentation,

St. Petersburg, Russia, mirag88@mail.ru

Abstract. The essence of the prosecutor's office's activity on supervision of enforcement agencies, its purpose, main stages and directions are considered; the powers of the prosecutor in the framework of the supervisory function over the activities of bailiffs, which are regulated by regulatory legal acts on the organization of prosecutorial supervision over the execution of laws by bailiffs. In the final part of the article, attention is focused on the problems in the work of bailiffs, and proposals are made to eliminate them.

Keywords: human and civil rights and freedoms, judicial power, prosecutorial supervision, bailiff, enforcement proceedings, enforcement agencies

For citation: Kovalenko S.G. On the prosecutor's supervision of enforcement agencies in the Russian Federation // Obrazovaniye. Nauka. Nauchnyye kadry = Education. Science. Scientific personnel. 2024;(1):100—102. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-1-100-102. EDN: https://elibrary.ru/PXUDLP.

Поправки, внесенные в Конституцию РФ в 2020 г. [1], а также изменения, которые произошли в системе органов принудительного исполнения в 2019 г., положительно отразились на их функционировании. Однако на сегодняшний день по-прежнему возникают проблемы в процессе осуществления органами принудительного исполнения своих функций.

© Коваленко С.Г., 2024

Надзор за деятельностью судебных приставов, согласно п. 2 ст. 1 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», осуществляет прокуратура Российской Федерации. Этот механизм позволяет следить за законностью и своевременностью принимаемых органами принудительного исполнения решений, а также обеспечивает участие прокурора на всех этапах судебного разбирательства, что позволяет доводить до логичес-

Публично-правовые (государственно-правовые) науки

кого завершения процедуру восстановления нарушенных прав.

В гл. 7 Конституции РФ определен конституционно-правовой статус судебной власти и прокуратуры в нашем государстве. Стоит заметить, что прокурорская деятельность и функционирование всей системы судебной власти тесно связаны, именно поэтому Основной закон РФ объединяет их в одну главу. Недавние поправки, внесенные в Основной закон РФ в 2020 г., усилили независимость прокуратуры, а выделение в отдельную статью (ст. 129) положений, определяющих конституционно-правовой статус прокуратуры РФ, стали демонстрацией важности надзорного органа для государства, усилив его авторитет.

Прокурор осуществляет надзор за деятельностью судебных приставов на основании заявлений и обращений граждан, которые зачастую жалуются на ненадлежащее или несвоевременное исполнение судебными приставами своих обязанностей. По результатам проверки выносится мера прокурорского реагирования, чаще всего это представление или предостережение.

Существуют два вида прокурорских проверок: плановая и внеплановая. Плановая предполагает осуществление надзора в запланированные подразделением сроки, а внеплановая — реагирование на обращения граждан, представителей органов власти, информации из СМИ. Конечно, наиболее эффективен второй вид проверок, так как проверяемый орган не успевает подготовиться, и прокурор видит более объективную картину.

Сущность деятельности прокуратуры по надзору за органами принудительного исполнения можно определить как проведение прокурорских проверок (плановых и внеплановых) органов принудительного исполнения, оценка выявленных нарушений и мер, которые были приняты для их устранения, анализ статистических показателей деятельности судебных приставов, восстановление нарушенных прав граждан, обратившихся в прокуратуру.

Процесс контроля за деятельностью судебных приставов включает в себя несколько этапов прокурорской проверки, направленных на обеспечение законности и справедливости в исполнении судебных решений. Первый этап процедуры определяется вызовом соответствующего должностного лица для предоставления объяснений в связи с поступившими на его действия жалобами.

Далее (на втором этапе) следует тщательный анализ действий судебного пристава-исполнителя, который занимается конкретным спорным исполнительным производством. Здесь определяющее значение имеет детальное изучение

всех материалов дела. Это может производиться как путем личного ознакомления с ним в территориальных отделениях службы судебных приставов, так и через официальный запрос документации, что позволяет получить полную картину происходящего.

Третий этап — выявление любых процессуальных нарушений, что может потребовать вмешательства вышестоящего руководства судебных приставов для разрешения возникших проблем. В случае выявления серьезных нарушений виновное лицо может быть представлено к дисциплинарному взысканию, что является мерой дисциплинарной ответственности и отражается в личном деле служащего.

Кроме того, важно отметить, что, если в ходе проверки обнаруживаются препятствия для исполнения судебных решений, прокурор наделен полномочиями предпринять все необходимые меры для их устранения. Это требует разработки комплексных решений, которые будут объективны как для судебных приставов, так и для граждан, чьи законные интересы подлежат защите [2].

Весь процесс надзорного контроля со стороны прокуратуры предполагает не только выявление недостатков, но и разработку рекомендаций по улучшению работы службы судебных приставов. Это обеспечивает повышение эффективности исполнения судебных решений и укрепляет доверие общественности к правоохранительной системе.

Таким образом, прокуратура играет ключевую роль в обеспечении законности и правопорядка, в том числе в рамках надзора за деятельностью судебных приставов. Эффективный надзор со стороны прокуратуры не только улучшает работу службы принудительного исполнения в целом, но и способствует более качественному и своевременному исполнению судебных решений.

Один из инструментов, позволяющих прокурору реагировать на нарушения, — право на обжалование постановлений, актов и действий судебных приставов в судебном порядке. Более детально данные полномочия определены в указании Генеральной прокуратуры РФ от 19 сентября 2022 г. № 521/7 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами», в котором установлены основания для подачи данных протестов, а также охарактеризована сама процедура.

Кроме того, согласно ст. 17.7 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации прокурор имеет полномочие возбуждать дела об административных правонарушениях. Это дает возможность привлечь к ответственности тех, кто нарушает установленный порядок, и тем самым поддерживать законность в обществе.

2024 / № 1 Е^оайоп. Бйепое. БаепйЛс регэоппе!

101

Еще один инструмент прокуратуры — это возможность вносить постановления о передаче материалов проверок в следственные органы, что предусмотрено п. 2 ч. 2 ст. 37 Уголовно-процессуального кодекса РФ, а это позволяет прокурору косвенно привлекать к уголовной ответственности, когда это необходимо по результатам проверки.

Помимо принятия непосредственных мер, территориальные органы прокуратуры обязаны информировать Генеральную прокуратуру о результатах осуществляемого надзора. Это позволяет осуществлять мониторинг нарушений, что в свою очередь дает возможность проанализировать действующие механизмы правоприменения.

Зачастую нарушения, выявленные в ходе прокурорской проверки, обусловлены объективными причинами. Ежегодно количество исполнительных производств в нашем государстве растет, а численность судебных приставов сокращается. Ненормированный рабочий день и чрезмерная загруженность влияют на качество работы служащих. Можно выделить и такие проблемы, как: недостаточный уровень материальных и социальных гарантий; отсутствие тотального электронного документооборота, существенно ускоряющего совершение процессуальных действий (на сегодня документооборот осуществляется и в бумажном, и в электронном виде, что только осложняет процесс работы); повышение количества исполнительных производств, что вызывает снижение качества работы судебных приставов.

Согласно статистическим данным за 2020, 2021 и 2022 г. наблюдается рост количества нарушений, выявляемых прокурорами в работе судебных приставов [3]. В связи с этим предлагается усилить контроль за деятельностью судебных приставов, разработать рекомендации, направленные на совершенствование деятельности судебных приставов в проблемных направлениях, а также обеспечить материальные и социальные гарантии судебных приставов на должном уровне, так как их профессия является сложной и крайне необходимой для полноценного функционирования судебной власти.

В дополнение к этому в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» предлагается внести изменения, выделив отдельную главу в разделе «Прокурорский надзор», которая раскрывала бы специфику надзора за дея-

тельностью органов принудительного исполнения (ФССП), структурировала бы деятельность прокурора в этом направлении. Это позволило бы повысить эффективность осуществляемого надзора, а в результате этого — и положительную динамику в работе судебных приставов.

Таким образом, надлежащее осуществление прокурорского надзора является залогом укрепления судебной власти и обеспечения законности в деятельности органов принудительного исполнения. Это, несомненно, будет содействовать защите законных интересов и прав граждан. Тем самым будут реализовываться гарантии, закрепленные в Основном законе Российского государства, которые провозглашают право граждан на обращение в органы публичной власти, равенства всех перед законом, а также судебную защиту прав и свобод граждан.

Список источников

1. Булатов Р.Б. Конституция Российской Федерации: поправки 2020 г. и их значение: учеб. пособие. СПб.: ГУАП, 2023. 232 с.

2. Азизова В.Т., Гамидова М.М. Проблемы регулирования и осуществления прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами / / Вестник Дагестанского государственного университета. Сер. 3: Общественные науки. 2019. №№ 1. С. 56—62.

3. Прокуроры выявили почти 150 тысяч нарушений в работе судебных приставов // URL: https://rg.ru/2021 /03/18/prokurory-vyiavili-pochti-150-tysiach-narushenij -v-rabote-prista-vov.html (дата обращения: 10.01.2024).

References

1. Bulatov R.B. The Constitution of the Russian Federation: amendments of 2020 and their significance: a textbook. St. Petersburg: GUAP, 2023. 232 p.

2. Azizova V.T., Gamidova M.M. Problems of regulation and implementation of prosecutorial supervision over the execution of laws by bailiffs / / Bulletin of Dagestan State University. Ser. 3: Social Sciences. 2019. No. 1. pp. 56—62.

3. Prosecutors have identified almost 150 thousand violations in the work of bailiffs // URL: https://rg.ru/2021 /03/18/prokurory-vyiavili-pochti-150-tysiach-narushenij -v-rabote-prista-vov.html (date of application: 10.01.2024).

Информация об авторе

С.Г. Коваленко — аспирант кафедры публичного права Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения.

Information about the author

S.G. Kovalenko — Postgraduate Student of the Department of Public Law of the St. Petersburg State University of Aerospace Instrumentation.

Статья поступила в редакцию 19.01.2024; одобрена после рецензирования 19.02.2024; принята к публикации 19.03.2024. The article was submitted 1 9.01.2024; approved after reviewing 1 9.02.2024; accepted for publication 1 9.03.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.