Научная статья на тему 'ОТДЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОВ СУДЕБНЫМИ ПРИСТАВАМИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ УСТАНОВЛЕННОГО ПОРЯДКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДОВ'

ОТДЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОВ СУДЕБНЫМИ ПРИСТАВАМИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ УСТАНОВЛЕННОГО ПОРЯДКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
476
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
Генеральная прокуратура РФ / прокурорский надзор / судебные приставы / нарушения закона. / Prosecutor General's Office of the Russian Federation / prosecutor's supervision / bailiffs / violations of the law.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пак Валерий Александрович

Рассмотрены вопросы недостатков организации прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов. Кратко отражены и систематизированы типичные нарушения в деятельности данной категории судебных приставов. Проведено сравнение двух организационно-распорядительных документов Генеральной прокуратуры РФ по организа-ции прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CERTAIN ISSUES OF PROSECUTORIAL SUPERVISION OVER THE OBSERVANCE OF LAWS BY BAILIFFS TO ENSURE THE ESTABLISHED PROCEDURE FOR THE ACTIVITIES OF COURTS

The issues of shortcomings in the organization of prosecutorial supervision over the execution of laws by bailiffs to ensure the established procedure for the activities of courts are considered. Typical violations in the activities of this category of bailiffs are briefly reflected and systematized. The comparison of two organizational and administrative documents of the Prosecutor General's Office of the Russian Federation on the organization of prosecutorial supervision over the enforcement of laws by bailiffs is carried out.

Текст научной работы на тему «ОТДЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОВ СУДЕБНЫМИ ПРИСТАВАМИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ УСТАНОВЛЕННОГО ПОРЯДКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДОВ»

УДК 347.96

ОТДЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОВ СУДЕБНЫМИ ПРИСТАВАМИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ УСТАНОВЛЕННОГО ПОРЯДКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СУДОВ

Пак В. А.

Восточно-Сибирский филиал Российского государственного университета правосудия, г. Иркутск, Россия

Аннотация. Рассмотрены вопросы недостатков организации прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов. Кратко отражены и систематизированы типичные нарушения в деятельности данной категории судебных приставов. Проведено сравнение двух организационно-распорядительных документов Генеральной прокуратуры РФ по организации прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами.

Ключевые слова: Генеральная прокуратура РФ, прокурорский надзор, судебные приставы, нарушения закона.

CERTAIN ISSUES OF PROSECUTORIAL SUPERVISION OVER THE OBSERVANCE OF LAWS BY BAILIFFS TO ENSURE THE ESTABLISHED PROCEDURE FOR THE ACTIVITIES OF COURTS

Pak V. A.

East Siberian Branch of the Russian State University of Justice, Irkutsk, Russian Federation

Abstract. The issues of shortcomings in the organization of prosecutorial supervision over the execution of laws by bailiffs to ensure the established procedure for the activities of courts are considered. Typical violations in the activities of this category of bailiffs are briefly reflected and systematized. The comparison of two organizational and administrative documents of the Prosecutor General's Office of the Russian Federation on the organization of prosecutorial supervision over the enforcement of laws by bailiffs is carried out.

Keywords: Prosecutor General's Office of the Russian Federation, prosecutor's supervision, bailiffs, violations of the law.

В сентябре 2022 г. Генеральным прокурором РФ было издано Указание от 19 сентября 2022 г. № 521/7 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами»1, которым было признано утратившим силу ранее действовавшее Указание Генерального прокурора РФ от 12 мая 2009 г. № 155/7 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов судебными

приставами»2.

В ранее действовавшем организационно-распорядительном документе явно

прослеживался значительный перекос ориентации прокурорских работников на осуществление надзора только за

1 Об организации прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами : указание Генпрокуратуры РФ от 19 сент. 2022 г. № 521/7 // КонсультантПлюс : справочная правовая система.

2 Об организации прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами : указание Генпрокуратуры РФ т 12 мая 2009 г. № 155/7 // КонсультантПлюс : справочная правовая система.

деятельностью судебных приставов-

исполнителей и только в части выполнения ими требований законодательства об исполнительном производстве. В то время как помимо судебных приставов-исполнителей существует такая категория приставов, как судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов (далее — судебные приставы по ОУПДС), которыми в процессе осуществления своих обязанностей нередко допускаются грубые нарушения закона, в том числе и связанные с нарушением конституционных прав граждан [1, с. 93].

Исходя из этого, нами в свое время проведено диссертационное исследование, в ходе которого подтверждены многочисленные нарушения законов со стороны судебных приставов по ОУПДС, в связи с чем был подготовлен проект приказа Генерального прокурора РФ, в котором вопросам прокурорского надзора за деятельностью

судебных приставов по ОУПДС уделялось достаточное внимание.

Так, было установлено, что в соответствии со ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»1 органы прокуратуры осуществляют надзорные функции за деятельностью органов принудительного исполнения, к которым относится Федеральная служба судебных приставов РФ (далее - ФССП).

Особенности данного вида прокурорского надзора характерны тем, что в отличие от надзора за другими правоохранительными органами надзор за деятельностью ФССП отличается своей комплексностью, так как, помимо надзора за процессуальной деятельностью в ходе предварительного расследования уголовных дел дознавателями ФССП, прокуратура на постоянной основе осуществляет так называемый общий надзор за соблюдением законов судебными приставами-исполнителями и иными должностными лицами. Особняком в сфере прокурорского надзора за соблюдением законности в органах принудительного исполнения стоит надзор за соблюдением законов судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов.

При этом принято выделять ряд приоритетных направлений надзора:

— за соблюдением законодательства об оружии, спецсредствах и порядком их применения;

— соблюдением принудительного доставления граждан (приводов) в суд, к дознавателям и судебным приставам-исполнителям;

— законностью применения физической силы;

— соблюдением законодательства при осуществлении пропускного режима в здания суда и проведении личного досмотра граждан;

— соблюдением законности при выявлении преступлений и регистрации сообщений о выявленных преступлениях;

— законностью привлечения граждан к административной ответственности;

— полнотой и достоверностью отражения статистических данных в статистической и иной отчетности.

Каждое направление деятельности этой категории судебных приставов регулируется помимо ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации»2 еще и иными нормативными правовыми актами, которые судебные приставы обязаны соблюдать.

К примеру, вопросы, касающиеся обеспечения сохранности огнестрельного оружия, регулируются, помимо ведомственных нормативных актов ФССП России, Федеральным законом «Об оружии» № 150-ФЗ от 13 декабря 1996 г.3, осуществление принудительного доставления граждан (приводов) регламентируется Уголовно-процессуальным кодексом РФ4 и Федеральным законом «Об исполнительном производстве в Российской Федерации» № 229-ФЗ от 2 октября 2007 г.5 и т. д. Поэтому прокурорский надзор осуществляется существенно шире, чем только надзор за соблюдением ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации».

Прокурор (его заместитель и помощники) при осуществлении своих полномочий вправе:

— по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения ФССП, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;

— требовать от руководителей и других должностных лиц представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений;

— для выяснения возникших вопросов привлекать соответствующих специалистов;

— проводить проверки по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;

— вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов [3, с. 198].

1 О прокуратуре Российской Федерации : федер. закон от 17 янв. 1992 г. № 2202-1 / / Собр. законодательства РФ. 1995. № 47. Ст. 4472.

2 Об органах принудительного исполнения Российской Федерации : федер. закон от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ / / КонсультантПлюс : справочная правовая система.

3 Об оружии : федер. закон от 13 дек. 1996 г. № 150-ФЗ / / Собр. законодательства РФ. 1996. № 51. Ст. 5681

4 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации : федер. закон от 18 дек. 2001 г. № 174-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 2001. № 52 (ч. 1). Ст. 4921.

5 Об исполнительном производстве в Российской Федерации : федер. закон от 2 окт. 2007 г. № 229-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 2007. № 41. Ст. 4849.

Нарушения закона, систематически допускаемые судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов:

1. При учете, хранении и ношении огнестрельного оружия и специальных средств:

— отсутствие надлежащего учета огнестрельного оружия, боеприпасов к нему, а также специальных средств, что приводит к пересортице или недостаче единиц хранения;

— несвоевременное списание газовых баллончиков и (или) уничтожение списанных с нарушением установленного порядка;

— выдача специальных средств и огнестрельного оружия на постоянное ношение без достаточных оснований и хранение их вне подразделения (управления, отдела) службы судебных приставов;

— ношение специальных средств без прохождения курса специальной подготовки.

2. Во время принудительного доставления граждан (приводов):

— принудительное доставление граждан по постановлению судебного пристава-исполнителя, которое не было утверждено старшим судебным приставом;

— необоснованное применение специальных средств (обычно наручников) или физической силы к принудительно доставляемому лицу;

— ошибочное принудительное доставление иного лица вместо подлежащего принудительному приводу (однофамильца, с другого адреса и т. п.);

— проникновение в жилище для осуществления принудительного привода без согласия проживающих в нем лиц (лица);

— проникновение в жилище для осуществления принудительного привода при отсутствии права входить в жилое помещение указанного в постановлении суда (судьи);

— невыполнение постановления суда (судьи) об осуществлении принудительного привода (невыезд по всем указанным адресам или невыезд вообще).

3. При применении огнестрельного оружия, специальных средств и физической силы:

— превышение пределов необходимой обороны при осуществлении служебных обязанностей;

— применение специальных средств в отношении лиц, к которым такое применение

запрещено вообще (несовершеннолетние, беременные женщины и т. д.);

— использование наручников без достаточных к тому оснований в отношении лица, принудительно доставляемого в судебное заседание;

— утрата оружия и (или) специальных средств в результате небрежности или хранения в ненадлежащем месте;

— несообщение о каждом факте применения специальных средств и (или) физической силы руководству территориального органа в субъекте Российской Федерации или старшему судебному приставу.

4. При осуществлении пропускного режима в здания суда и проведении личного досмотра граждан:

— ненадлежащий досмотр лиц, входящих в здание суда и имеющих при себе оружие и (или) иные предметы, создающие угрозу безопасности окружающим;

— пропуск в здание суда и (или) в зал судебного заседания с огнестрельным оружием лиц, имеющих право на его ношение, но не осуществляющих конвоирование и (или) охрану лиц, содержащихся под стражей (сотрудники органов внутренних дел, прокуратуры и др.);

— личный досмотр лица противоположного пола;

— личный досмотр, досмотр личных вещей, проверка документов, удостоверяющих личность, у граждан вне здания суда (например: перед входом в здание суда).

5. При выявлении преступлений и регистрации сообщений о выявленных преступлениях, а также при осуществлении административной практики:

— несообщение о совершенных в присутствии судебного пристава по ОУПДС уголовно наказуемых фактах неуважения к суду и участникам уголовного судопроизводства, предусмотренных ст. 297 УК РФ;

— несообщение об уголовно наказуемых фактах, совершенных в отношении самого судебного пристава по ОУПДС при выполнении им своих служебных обязанностей;

— несоставление протокола об административном правонарушении при наличии факта административного правонарушения;

— возбуждение административного производства при отсутствии достаточных оснований для этого;

— необоснованное применение физической силы и специальных средств к правонарушителю;

— нарушение порядка составления протокола об административном правонарушении.

6. При составлении статистической и иной отчетности:

— отражение в первичных документах учета сведений об одновременном выполнении различных обязанностей: обеспечивал установленный порядок деятельности суда (запись в постовой ведомости), осуществлял принудительные приводы (постановление и отчет), участвовал в исполнительных действиях (заявка и отчет);

— составление без выезда на место фиктивного отчета о невозможности осуществления принудительного привода по вымышленным причинам;

— составление фиктивного протокола о несуществующем административном правонарушении [2, с. 204].

Возможные меры реагирования на выявленные нарушения. В соответствии с ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор при выявлении фактов нарушения

законодательства, в том числе и в работе судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов, вправе и обязан принимать меры прокурорского реагирования. Целями таких мер являются пресечение нарушений закона, наказание виновных и профилактика подобных нарушений в дальнейшем.

Прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт либо обращается в суд об отмене данного правового акта. В частности, протест прокурора может быть принесен на незаконные правовые акты по административному производству. Протест подлежит обязательному

рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления старшему судебному приставу или главному судебному приставу. При исключительных

обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста

незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.

Прокурорские работники также вправе внести соответствующее представление об устранении выявленных нарушений закона. В течение месяца со дня внесения представления указанными должностными лицами должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих. О результатах рассмотрения представления и принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Кроме того, прокурор вправе возбуждать в отношении правонарушителей

административное производство, о чем выносит соответствующее постановление.

Такая мера прокурорского реагирования, как предостережение судебному приставу по ОУПДС о недопустимости нарушения закона, вероятна, хотя и малоприменима, так как оно выносится в целях предупреждения правонарушений, когда у прокурора имеются сведения о еще несовершенных, но готовящихся правонарушениях. В практике применения мер прокурорского надзора автору такие случаи не встречались.

Вместе с тем издание нового организационно-распорядительного документа Генеральной прокуратуры РФ (указание № 521/71) нисколько не изменило подход к практике прокурорского надзора по отношению к деятельности судебных приставов по ОУПДС, так как в указании нет ни одного пункта, который был бы посвящен вопросам соблюдения законности судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов.

Список литературы

1. Барашева Е. В., Сметанина А. В., Степаненко А. С. Теоретико-правовые аспекты деятельности судьи // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2022. № 4. С. 92—94.

2. Пак В. А. Прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.11 М., 2013. 222 с.

3. Пак В. А. Прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами //

1 Об организации прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами : указание Генеральной прокуратуры РФ от 19 сент. 2022 г. № 521/7 // КонсультантПлюс : справочная правовая система.

Проблемы совершенствования прокурорского надзора : сб. ст. Иркутск, 2010. № 7. С. 191—200.

Пак Валерий Александрович - кандидат юридических наук, доцент кафедры организации судебной и правоохранительной деятельности, Восточно-Сибирский филиал Российского

государственного университета правосудия, г. Иркутск, Россия, e-mail: valeripak@yandex.ru

Pak Valeriy Alexandrovich - Candidate of Law, Associate Professor of the Department of Organization of Judicial and Law Enforcement Activities, East Siberian Branch of the Russian State University of Justice, Irkutsk, Russian Federation, e-mail: valeripak@yandex.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.