Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ'

ПРОБЛЕМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
782
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР / СУДЕБНЫЕ ПРИСТАВЫ / ПРЕДМЕТ НАДЗОРА / ПОЛНОМОЧИЯ ПРОКУРОРА / СРЕДСТВА ПРОКУРОРСКОГО РЕАГИРОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ахмедов Асхаб Фахрудинович

Статья посвящена проблемам теории и практики надзора органов прокуратуры за исполнением законов судебными приставами. Автор статьи пишет о том, что конкретного регламента осуществления прокурорского надзора за деятельностью Федеральной службы судебных приставов (ФССП) не существует. В качестве основной цели данного вида надзора выступает защита прав и законных интересов человека и гражданина посредством гарантирования восстановления нарушенных прав на основании решений судов и других органов власти. Разнообразие полномочий, которыми обладают судебные приставы и органы ФССП России в целом, позволяет говорить о том, что деятельность службы судебных приставов настолько специфична, что выделение специальных полномочий прокуратуры по надзору за нею обоснованно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF PROSECUTOR'S SUPERVISION OVER THE ACTIVITIES OF THE FEDERAL BAILIFF SERVICE

The article is devoted to the problems of the theory and practice of supervision of the prosecutor's office over the implementation of laws by bailiffs. The author of the article writes that there are no specific regulations for prosecutorial supervision of the activities of the Federal Bailiff Service (FSSP). The main purpose of this type of supervision is to protect the rights and legitimate interests of a person and citizen by guaranteeing the restoration of violated rights on the basis of decisions of the courts and other authorities. The variety of powers that bailiffs and bodies of the FSSP of Russia as a whole have allows us to say that the activities of the bailiffs service are so specific that the allocation of special powers of the prosecutor's office to supervise it is justified.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ»

Судебная деятельность; прокурорская деятельность; правозащитная и правоохранительная деятельность

DOI 10.47643/1815-1329_2020_11 _267

ПРОБЛЕМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ

АХМЕДОВ Асхаб Фахрудинович,

аспирант кафедры судебной власти, правоохранительной и правозащитной деятельности Российского университета дружбы народов (РУДН). E-mail: prigos@mailru

Краткая аннотация. Статья посвящена проблемам теории и практики надзора органов прокуратуры за исполнением законов судебными приставами. Автор статьи пишет о том, что конкретного регламента осуществления прокурорского надзора за деятельностью Федеральной службы судебных приставов (ФССП) не существует. В качестве основной цели данного вида надзора выступает защита прав и законных интересов человека и гражданина посредством гарантирования восстановления нарушенных прав на основании решений судов и других органов власти. Разнообразие полномочий, которыми обладают судебные приставы и органы ФССП России в целом, позволяет говорить о том, что деятельность службы судебных приставов настолько специфична, что выделение специальных полномочий прокуратуры по надзору за нею обоснованно.

Abstract. The article is devoted to the problems of the theory and practice of supervision of the prosecutor's office over the implementation of laws by bailiffs. The author of the article writes that there are no specific regulations for prosecutorial supervision of the activities of the Federal Bailiff Service (FSSP). The main purpose of this type of supervision is to protect the rights and legitimate interests of a person and citizen by guaranteeing the restoration of violated rights on the basis of decisions of the courts and other authorities. The variety of powers that bailiffs and bodies of the FSSP of Russia as a whole have allows us to say that the activities of the bailiffs service are so specific that the allocation of special powers of the prosecutor's office to supervise it is justified.

Ключевые слова: прокурорский надзор, судебные приставы, предмет надзора, полномочия прокурора, средства прокурорского реагирования.

Keywords: prosecutorial supervision, bailiffs, subject of supervision, powers of the prosecutor, means of prosecutorial response.

Согласно п. 2 ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»1 надзор органов прокуратуры за соблюдением законодательства судебными приставами - отдельная отрасль прокурорского надзора. Прокурорский надзор за деятельностью Федеральной службы судебных приставов (далее - ФССП) является самой молодой отраслью надзора2. Причем, на сегодняшний день данный вид надзора является одним из ключевых направлений деятельности органов прокуратуры. Кроме того, количество выявляемых нарушений в деятельности судебных приставов (далее - СП) это подтверждает.

Анализ правомерности, законности действий судебных приставов возложен на прокуратуру РФ ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» и ст. 19 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах»3. Данное направление надзорной деятельности имеет свои особенности, которые регламентированы Указанием Генерального прокурора Российской Федерации от 12.05.2009 № 155/7 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами»4.

Конкретного регламента осуществления прокурорского надзора за деятельностью Федеральной службы судебных приставов (далее - ФССП) не существует. В качестве основной цели дан-

1 Федеральный закон от 21.07.1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах» (последняя редакция) // КонсультантПлюс. - URL: <http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_15281/> последнее посещение 12 июня 2020 г.

2 Азизова В.Т., Гамидова М.М. Проблемы регулирования и осуществления прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами // Вестник Дагестанского государственного университета. Серия 3: Общественные науки, 2019. - Том 34. - Вып. 1.

3 Федеральный закон «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ (последняя редакция) // КонсультантПлюс. - URL: <http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_71450/> последнее посещение

12 июня 2020 г.

4 Указание от 12 мая 2009 г. № 155/7 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами» // Генеральная прокуратура Российской Федерации. Официальный сайт. - URL: <https://genproc.gov.ru/documents/orders/document-14273/> последнее посещение

13 июня 2020 г.

ного вида надзора выступает защита прав и законных интересов человека и гражданина посредством гарантирования восстановления нарушенных прав на основании решений судов и других органов власти. Разнообразие полномочий, которыми обладают судебные приставы и органы ФССП России в целом, позволяет говорить о том, что деятельность службы судебных приставов настолько специфична, что выделение специальных полномочий прокуратуры по надзору за нею обоснованно.

Понятие прокурорского надзора в рассматриваемой сфере включает проверку соблюдения следующих принципов исполнения требований суда: законное обоснование решений судебных приставов; своевременность принятых принудительных мер, исполнительских действий; почтение прав граждан, их чести, достоинства; сохранность минимального имущества должника, необходимого для обеспечения своих физиологических потребностей, содержания семьи; соответствие заявленных исполнителем требований объему взыскиваемых обязательств.

Проверке подлежат следующие действия исполнителей: выполнение требований суда; документальное оформление мероприятий взыскания; отслеживание ходатайства к гражданам по исполнительному производству; соразмерность налагаемого ареста на объекты собственности должника; оценка полноты мер по розыску ответчика, выявлению его имущества и др.

Особое внимание прокурорского надзора направлено на контроль исполнительских действий: обеспечение неприкосновенности, безопасности служащим государственных структур, являющихся участниками производства; защищенность процессов; порядок подбора, приготовления территории для проведения производства; исполнительность при предоставлении в суд вещественных доказательств; условия применения дополнительных мер силового воздействия на граждан; координирование сроков погашения исполнитель-

АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. 2020.№ 11(191)

ных листов и др.5

Субъектом прокурорской проверки является комплекс мероприятий по реализации требований суда. Объектами контроля признаются действия территориальных организаций приставов и граждан, осуществляющих работу в них. Работники прокуратуры должны непрерывно контролировать следование СП Конституции РФ, нормам действующего федерального, регионального законодательства.

Базовыми задачами прокурорского надзора за исполнением законов службой судебных приставов являются: анализ работы приставов на соответствие действующему постановлению суда, полномочиям, определенным законодательством; оценка законности решений судебных приставов; защита интересов субъектов исполнительного производства.

Пункт 2 ст. 1 ФЗ «О прокуратуре» определяет основные цели работы службы надзора по отношению к судебным приставам: соблюдение верховенства закона, обеспечение защиты государства, общества, прав граждан; актуальность обнаружения нарушений и принятие соответствующих мер к должностным лицам; отслеживание правомерности деятельности судебных приставов, направленной на исполнение требований суда, по отношению к должникам и гражданам, вовлеченным в процесс.

В связи с тем, что служба приставов занимается оперативно-розыскной работой, предметом надзора прокуратуры становится порядок осуществления мероприятий по расследованию, оценка разрешения обращений и сообщений о возможных преступлениях, а также порядок соблюдения конституционных прав граждан.

Надзор осуществляется по двум основным направлениям: соблюдение государственного законодательства и регламента деятельности ФССП; следование решениям суда и иным нормативно-правовым актам.

Прокурор осуществляет надзор за исполнением законов судебными приставами на основании заявлений и обращений граждан. Задачами надзора являются не только защита заявителей, но и интересов служащих ФССП. Если в действиях исполнителя обнаружено нарушение, проверяющий выносит предписание на имя вышестоящего должностного лица в рамках организации или субъекта.

Порядок организации прокурорского контроля состоит в распределении полномочий между структурными подразделениями прокуратуры, работой которых является осуществление надзора следующих действий: полнота исполнения российского законодательства; применение закона о работе приставов исключительно в рамках прописанных норм; проверка соответствия документов, издаваемых приставами, нормативно-правовым актам РФ; обеспечение законности исполнительских действий по гражданским делам; рассмотрение обращений граждан о правонарушениях в работе

5 Шемерикина Д. А. К вопросу о необходимости совершенствования деятельности Федеральной службы судебных приставов // Современная наука: актуальные проблемы теории и права. Серия: Экономика и право. 2019. № 8. С. 79-81.

ФССП; участие прокурора в делах, касающихся судебного оспаривания действий приставов и др.

При этом обеспечивается слаженная работа подразделений, искореняется задвоенность действий подчиненных и достигается максимальная эффективность труда6. Проверки действий службы судебных приставов могут иметь систематический и внеплановый характер. Первый тип предполагает осуществление надзора в запланированные подразделением сроки, а второй - реагирование на обращения граждан, представителей органов власти, информации из СМИ.

В зависимости от направления расследований федеральная и территориальная служба прокуратуры имеет подразделение на следующие отделы госнадзор за реализацией свода законов государства; контроль хода следствия; проверка оперативно-розыскных мероприятий и следствий; контролирование особо важных дел по нарушению уголовно-процессуального свода законов главным управлением ФССП.

Сущность деятельности прокурора по надзору за работой ФССП определяется тремя правилами: доскональное изучение законодательства, регулирующего деятельность судебных приставов; анализ статистических данных; оценка фактов возникновения нарушений и мер, принятых для их исправления.

Работа проверяющего состоит из следующих этапов:

1) Приглашение для дачи показаний должностного лица, на действия которого получена жалоба.

2) Изучение фактов деятельности пристава по спорному производству. При этом проверка материалов дела происходит непосредственно в службе приставов, либо путем направления запроса на предоставление документов.

3) Выявление нарушений и привлечение старших по должности приставов к урегулированию вопросов, вынесение предложений о дисциплинарном наказании виновного лица. При обнаружении препятствий исполнения судебного решения прокурор обязан предпринять исчерпывающие решения для обеих сторон: не только к СП, но и к гражданам, исполняющим их законные требования.

4) Подготовка заключения и характеристики мер наказания.

По результатам проверки обращений граждан надзорный

орган имеет право предпринять следующие меры:

1) Инициировать исправление нарушений в рамках ССП путем предъявления протеста руководящему должностному лицу, и написать предостережения субъекту проверки о недопустимости нарушения закона. Решение вопросов в рамках ФССП происходит только при отсутствии в нарушении уголовного состава, при этом прокурор имеет право объединить несколько заявлений при вынесении предписания.

2) Подать протест в суд на оспаривание постановлений, ак-

6 Куленко О.И. Прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами - гарантия обеспечения конституционного права граждан на судебную защиту // Вестник Челябинского государственного университета. Челябинск, 2008. - №

2. - С. 34-42.

Судебная деятельность; прокурорская деятельность; правозащитная и правоохранительная деятельность

тов и действий СП, руководствуясь приказом №137 от 06.09.2007 г.

3) Возбудить дело по административным проступкам (ст. 17.7 КоАП РФ).

4) Вынести постановление о направлении материалов проверки в следственный орган для привлечения лиц к уголовной ответственности (п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ).

5) Провести информирование Генеральной прокуратуры по результатам надзора.

6) Прокурорский надзор законности действий приставов позволяет усовершенствовать работу службы, достичь максимальной эффективности исполнения решений суда. Результатом своевременного реагирования прокуратуры становится налаживание утвержденного порядка деятельности судов, обеспечение гаранта удовлетворения законных требований граждан.

Ежегодно Генеральная прокуратура заявляет о массовых нарушениях в работе судебных приставов-исполнителей - людей, которые обеспечивают выполнение судебных решений. Именно они отвечают за арест имущества, взыскание алиментов, а также ведут розыск должников, скрывающихся от судебных решений.

Нарушения, выявляемые органами прокуратуры в сфере исполнительного производства, известны. В службе на постоянной основе в рамках внутриведомственного контроля ведется работа, направленная на устранение причин и условий, способствующих их возникновению.

Зачастую выявляемые нарушения обусловлены объективными причинами, в том числе постоянным ростом количества исполнительных документов, поступающих на принудительное исполнение, а также высокой служебной нагрузкой судебных приставов-исполнителей, что наряду с недостаточным уровнем их материальных и социальных гарантий влечет за собой постоянную смену кадрового состава; отсутствием тотального электронного документооборота, существенно ускоряющего совершение процессуальных действий. Стоит также отметить, что многие факты, выявляемые органами прокуратуры, «не являются системными и имеют незначительные нарушения, носящие технический характер». Ежегодно прокурорами выявляются многочисленные нарушения указанного законодательства в деятельности судебных приставов. Как правило,

Библиография:

1. Азизова В.Т., Гамидова М.М. Проблемы регулирования и осуществления прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами // Вестник Дагестанского государственного университета. Серия 3: Общественные науки, 2019. - Том 34. - Вып. 1.

2. Куленко О.И. Прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами - гарантия обеспечения конституционного права граждан на судебную защиту // Вестник Челябинского государственного университета. Челябинск, 2008. - № 2. - С. 34-42.

3. Шемерикина Д. А. К вопросу о необходимости совершенствования деятельности Федеральной службы судебных приставов // Современная наука: актуальные проблемы теории и права. Серия: Экономика и право. 2019. № 8. С. 79-81.

основными нарушениями являются: непринятие судебными приставами-исполнителями мер по своевременному, правильному и полному исполнению судебных решений и актов иных органов, установлению имущественного и финансового состояния должников, обращению взыскания на денежные средства и имущество должников, а также на имущественные права, несоблюдение сроков совершения исполнительных действий, несоблюдение требований о направлении копий постановлений судебного пристава-исполнителя сторонам исполнительного производства, не исполнение требований по привлечению должников к установленной законом ответственности, мер по установлению места нахождения должника и др.

Прокурорами продолжают выявляться факты длительного бездействия судебных приставов исполнителей, волокиты при исполнении судебных решений.

Прокурорские проверки показывают, что в рамках указанных исполнительных производств судебными приставами-исполнителями исполнительные действия совершаются с длительными промежутками по времени, действенных мер по понуждению должника к исполнению решения суда в рамках исполнительных производств не принимается. Указанные нарушения свидетельствуют о ненадлежащем исполнении судебными приставами возложенных на них обязанностей по осуществлению исполнительных действий, а также об отсутствии надлежащего контроля со стороны руководителей отдельных отделов судебных приставов Управления ФССП России за деятельностью подчиненных сотрудников.

Низкая эффективность деятельности сотрудников ФССП объясняется множеством факторов, основными из которых являются: недостаточно компетентный личный состав, кадровая нестабильность, накопившиеся в деятельности СП исполнительные производства и т.д. Безусловно, за последние несколько лет органы прокуратуры пересмотрели некоторые аспекты осуществления надзора за исполнением федерального законодательства. Как следствие деятельность прокуроров приобрела новые формы и содержание.

В этой связи, например, прокуроры осуществляют различные комплексные проверки во время выездов, а также оказывают практическую помощь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.