Роль органов прокуратуры в противодействии экстремисткой деятельности на территории Российской Федерации: современные вызовы и пути преодоления
Аннотация. В статье исследуется деятельность органов прокуратуры в сфере противодействия экстремизму. В целях выявления проблемы, связанной с недостаточностью правового регулирования, использована следующая методология: проведен анализ положений отраслевого законодательства на предмет выявления закрепленных полномочий прокурора; дополнительно проанализирована судебная и административная практики по делам, связанным с экстремизмом; использован метод сравнения, в том числе с полномочиями иных правоохранительных органов.
Автор обосновывает необходимость совершенствования правового регулирования, поскольку прокуроры в рамках как надзорных полномочий, так и ненадзорной деятельности обеспечивают законность в упомянутой области. На основе проведенного исследования автором делается вывод о том, что в отечественном законодательстве органы прокуратуры, на которых сегодня возложен основной объем работ в указанной сфере, должным образом не определены в законодательстве в качестве субъектов противодействия экстремизму, что вызывает на практике вопросы. Обосновано, что ввиду неоднозначного правоприменения и судебного толкования требуется выработка единых подходов к толкованию норм законодательства, к выявлению и фиксированию правонарушений экстремистской направленности. Ключевые слова: прокуратура, экстремизм, идеология экстремизма, противодействие экстремизму, состояние законности, религиозный экстремизм, уголовная ответственность, административные правонарушения, административная ответственность.
Надежда Валерьевна МИШАКОВА,
доцент кафедры
организации
судебной и прокурорско-
следственной
деятельности
Университета имени
О.Е. Кутафина (МГЮА),
кандидат юридических наук
125993, Россия, г. Москва,
ул. Садовая-Кудринская, д. 9
DOI: 10.17803/2311-5998.2024.118.6.081-091
© Мишакова Н. В., 2024
в М УНИВЕРСИТЕТА
™ и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)
Nadezhda V. MISHAKOVA, Associate Professor of the Department of organization of judicial and prosecutorial working of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL), Cand. Sci. (Law) [email protected] 9, ul. Sadovaya-Kudrinskaya, Moscow, Russia, 125993 The Role of the Prosecutor's Office in Countering Extremist Activities in the Russian Federation: Current Challenges and Ways to Overcome It Abstract. The article analyzes the problem of the activities of the prosecutor's office in countering extremism. To identify the problem associated with the insufficiency of legal regulation, the following algorithm was used: analysis of the provisions of sectoral legislation to identify the assigned powers of the prosecutor; additionally analyzed judicial and administrative practices in cases related to extremism; used a comparison method, including the assigned powers of other law enforcement agencies. The author substantiates the need to improve legal regulation, since prosecutors today, both within the framework of supervisory powers and non-supervisory activities, ensure legality in the mentioned area. Based on the conducted research, the author concludes that in domestic legislation, the prosecutor's offices, which are currently entrusted with the main front of work, are not properly enshrined in legislation as subjects of countering extremism, which raises law enforcement issues in practice. It is proved that due to the ambiguous law enforcement and judicial interpretation, it is necessary to develop common approaches to the interpretation of legislation, to identify and record extremist offenses. Keywords: prosecutor's office, extremism, ideology of extremism, countering extremism, state of legality, religious extremism, criminal liability, administrative offenses, administrative responsibility.
Введение
Современное общество, безусловно, подвергается влиянию экстремистских и террористических идеологий. Масштаб влияния вышел за пределы региональных пространств, поэтому остаться в стороне от конфликтов и преступлений, возникающих на почве экстремистских и террористических идеологий, не получится.
Непосредственно экстремизм — многоплановое деструктивное явление, под-питывающееся при социокультурном и экономическом кризисах, что проявляется в манифестациях в политической и религиозных сферах. Опора экстремизма — социальные группы с размытой идентичностью, поскольку их духовные ценности и социальные установки отличаются отсутствием ясности1.
1 Ипполитова А. Г., Марченко Д. Э., Яворский М. А. Свобода вероисповедания и профилактика религиозного экстремизма в исправительных учреждениях ФСИН Рос-
Выступая на ежегодном расширенном заседании Коллегии Генеральной прокуратуры РФ, посвященном итогам работы органов прокуратуры за 2023 г. и задачам по укреплению законности и правопорядка на 2024 г., Генеральный прокурор РФ еще раз подчеркнул беспрецедентное нарастание экстремистских и террористических угроз в нашей стране. Теракт 22.03.2024 — это новый вызов для всей правоохранительной системы2.
Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности»3 и Пленум Верховного Суда РФ термин «экстремизм (экстремистская деятельность)» характеризуют как приверженность к крайним взглядам, позициям и мерам, которые выражаются в насильственном изменении основ конституционного строя и нарушении целостности Российской Федерации; публичном оправдании терроризма и иной террористической деятельности; возбуждении социальной, расовой, национальной или религиозной розни и др.4
На основании ст. 15 Закона о противодействии экстремистской деятельности, в связи с особой опасностью для государства и общества деяний экстремистской направленности, за преступления и правонарушения экстремистской направленности предусмотрена не только административная и гражданско-правовая ответственность, но и уголовная.
В различных источниках, научных исследованиях рассматриваются различные виды экстремизма, изучаются его формы, дается классификация (экстремизм политический, национальный, религиозный, экологический, экстремизм в области культуры и т.д.)5. Не углубляясь в вопрос классификации, хотя там тоже есть дискуссионные моменты, рассмотрим подробнее состояние законности в этой сфере.
Состояние законности. Уголовная ответственность
за преступления экстремистской направленности Л
И
Что касается уголовного преследования и ответственности, то преступления экстремистской направленности закреплены в гл. 29 «Преступления против основ Ат конституционного строя и безопасности государства» Уголовного кодекса РФ. Ир
ЯТ
DS
сии : монография. Самара : Самарский юридический институт ФСИН России, 2015. С. 111. ЗД
Сайт Генеральной прокуратуры РФ. URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/mass-media/ news?item=94022374 (дата обращения: 28.03.2024). m
Федеральный закон РФ от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской QJZ
Ä> m
деятельности» (с изм. и доп.) // Официальный интернет-портал правовой информации ° " ^
www.pravo.gov.ru (дата обращения: 28.03.2024). СРШ
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2011 № 11 «О судебной практике К0§
по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности» // СПС «Консуль- ЕЕ
"" Т1 ""
тантПлюс». Е>0
Мишакова Н. В. Совершенствование прокурорского надзора за исполнением законов о ЯУН
противодействии экстремизму в условиях новых вызовов и угроз // Деятельность орга- тТ0
Л " Ш
нов прокуратуры по укреплению российской государственности на современном этапе : ¡ТиЫ
монография. М. : Проспект, 2023. С. 105—109. НОСТИ
3
4
5
в М УНИВЕРСИТЕТА
L-—и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)
Совершенствование правового регулирования этой главы продолжается. Например, в 2018 г. была частично декриминализована ст. 282 «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства» УК РФ как излишне репрессивная. Данный состав регулярно становится объектом критики правозащитников и оппозиционных политиков, которые рассматривают ее положения как инструмент для ограничения деятельности оппозиционных политических организаций и их сторонников.
Несколько лет назад мнения исследователей сводились к тому, что факты экстремизма входят в латентную группу преступлений, которые регистрируются как преступные деяния, совершенные по другим основаниям, а административные правонарушения экстремистского характера и вовсе не поддаются подсчету по причине отсутствия единых критериев отнесения тех или иных деликтов к экстремистским (статистика по ним не ведется)6.
Сегодня ситуация изменилась. В последние годы рост преступлений экстремистской направленности возрастает, что представляет угрозу безопасности общества и государства.
В 2022 г. в Российской Федерации зафиксировали трехлетний рекорд по числу экстремистских преступлений. В частности, было зарегистрировано 1 566 преступлений экстремистской направленности (+48,2 %) и 2 233 преступления террористического характера (+4,5 %)7.
На момент подготовки в печать данного исследования Генеральной прокуратурой РФ статистических данных за 2023 г. опубликовано не было.
В открытом доступе можно найти сведения от отдельных ведомств. Например, Следственный комитет РФ в 2023 г. направил в суд 430 уголовных дел об экстремизме, что на 62 % больше, чем за прошлый год8.
МВД России сообщает, что за 2023 г. зарегистрировано 2 382 преступления террористического характера (+6,7 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года) и 1 340 преступлений экстремистской направленности (-14,4 %)9.
Судебным департаментом также были опубликованы данные за 2023 г Приведем информацию по судам первой инстанции: поступило 586 дел по преступлениям экстремистской направленности (оставались неоконченными 215 дел). Было возвращено прокурору для устранения недостатков в порядке ст. 237 УПК РФ 10 дел, окончено производством — 56810.
6 Ипполитова А. Г., Марченко Д. Э., Яворский М. А. Указ. соч. С. 5.
7 Сайт Генеральной прокуратуры РФ. Портал правовой статистики. URL: http://crimestat. ru/offenses_map (дата обращения: 03.03.2024).
8 Сайт РИА. URL: https://ria.ru/20240115/bastrykin-1921298198.html (дата обращения: 03.03.2024).
9 Сайт Интерфакс. URL: https://www.interfax.ru/russia/945212 (дата обращения: 03.03.2024).
10 URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=8688 (дата обращения: 04.05.2024).
Квалификация правонарушений экстремистского характера
Под квалификацию правонарушений экстремистского характера попадают деяния, закрепленные в КоАП РФ, в том числе:
— в ст. 13.37 «Распространение владельцем аудиовизуального сервиса информации, содержащей публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, материалов, публично оправдывающих терроризм, или других материалов, призывающих к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности»;
— ст. 20.3 «Пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами»;
— ст. 20.29 «Производство и распространение экстремистских материалов». Что касается статистических данных по указанной категории правонарушений,
то по этому вопросу будет полезен сайт Судебного департамента при Верховном Суде РФ, где размещены данные о деятельности судов, в том числе о рассмотрении дел, связанных с привлечением к административной ответственности11.
На сайте Генеральной прокуратуры РФ размещены сводные статистические данные до 2023 г., связанные с деятельностью прокуроров в этой сфере (раздел «Надзор за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму» содержит аналитические данные за 2022 и 2021 гг.12).
Большой прирост по обращениям связан с личным приемом прокуроров по вопросам федеральной безопасности, межнациональных отношений: 10 186 обращений (против 2 411 за 2021 г.). В процентном отношении рост составил 322,5 %. Л Необходимо отметить, что по стране единой сводной статистики всех выяв- Р ленных административных правонарушений нет, что можно объяснить следующими причинами: Ат
— большим количеством и разнообразием органов государственной власти и ip
т
местного самоуправления, которые выявляют нарушения закона;
— двухуровневой системой (федеральной и региональной) правовых запретов, рЧ на основании которых формируется административно-деликтная масса;
— объективным отсутствием корреляционных связей между большинством совершаемых административных правонарушений в разных сферах. гп Следует согласиться с замечанием специалистов, что официальную стати- П
стику (открытые данные) административных правонарушений можно найти на официальных сайтах Судебного департамента при Верховном Суде РФ, МВД Р
России, других государственных и муниципальных органов власти. «Статистика КОВ
г Р пг
11 Например, в 2022 г. по ст. 20.3 и 20.3.1 КоАП РФ в судах общей юрисдикции рассмо- Е>0 трено 6 559 дел; по ст. 20.29 КоАП РФ — 991 дело (URL: http://www.cdep.ru/index. ЯУН
php?id=79&item=8688 (дата обращения: 04.05.2024)). т РО
Л — Ш
12 URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/activity/statistics/office/result?item=85327980 (дата ¡T^tT обращения: 03.03.2024). НОСТИ
1] m и
в М УНИВЕРСИТЕТА
L-—и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)
носит узковедомственный характер и представляет собой данные лишь о количестве противоправных фактов в конкретных сферах и выявленных на определенных территориях, о внесенных актах реагирования или об относительных показателях исполненных административных наказаний. Такая информация несет минимальную информацию, пригодную лишь для демонстрации актуальности исследуемой проблемы, но не для анализа ее характерных свойств и признаков. При отсутствии в открытом доступе такая статистика может быть получена только путем официальных запросов в соответствующие органы власти»13.
Несмотря на то, что противодействием преступлениям экстремистской направленности и проявлениям экстремизма в целом занимаются практически все государственные органы власти, одна из главных ролей в вопросах противодействия экстремизму отведена органам прокуратуры России.
Надзорная деятельность органов прокуратуры РФ в сфере борьбы с экстремизмом представляет собой «самостоятельное направление прокурорской деятельности, носящее профилактическую направленность и обусловленное возложением на прокуратуру функций прокурорского надзора и координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью»14.
Требует решения ряд вопросов, связанных с привлечением к административной ответственности. Законом установлен возраст, по достижении которого лицо подлежит административной ответственности (16 лет по ст. 2.3 КоАП РФ). Вопросы о квалификации рассматриваемых деяний, совершенных лицами, не достигшими указанного возраста, решаются путем привлечения к административной ответственности их родителей либо законных представителей. По нашему мнению, вопрос возраста привлечения к административной ответственности должен быть пересмотрен в сторону снижения. Например, ряд событий последнего времени, связанных с несанкционированными митингами, умелое использование цифровых технологий с раннего возраста понуждают к пересмотру возраста привлечения к административной ответственности.
Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных ст. 20.3, 20.29 КоАП РФ, составляет 90 дней со дня обнаружения административного правонарушения. В практике прокуроров нередко возникают судебные споры, когда сведения о рассмотренном судом по ст. 20.3 КоАП РФ деле поступили в прокуратуру по истечении срока привлечения к административной ответственности.
Так, судом Алтайского краевого суда было отменено постановление судьи Рубцовского городского суда Алтайского края от 25.07.2017, а производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.3 КоАП РФ,
13 Дерюга А. Н., Дерюга Н. Н. Методика прикладных административно-деликтологических исследований // Административное право и процесс. 2021. № 10. С. 16—24.
14 Мариничева А. Ю. О прокурорском противодействии экстремизму // URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/o-prokurorskom-protivodeystvii-ekstremizmu/viewer (дата обращения: 15.03.2023).
в отношении несовершеннолетней прекращено в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности15.
По материалам дела установлено, что несовершеннолетняя публично демонстрировала фотографии с нацистской свастикой и символикой, запрещенной Нюрнбергским трибуналом, путем размещения их на своей интернет-странице в социальной сети в свободном доступе для просмотра других лиц, чем нарушила ст. 6 Федерального закона от 19.05.1995 № 80-ФЗ «Об увековечивании Победы Советского народа в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов», ст. 1 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».
Определением комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации города Рубцовска Алтайского края от 13.07.2017 дело об административном правонарушении в отношении несовершеннолетней передано на рассмотрение в Рубцовский городской суд. По результатам рассмотрения дела вынесено постановление, которым несовершеннолетняя признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.3 КоАП РФ, ей назначено наказание в виде административного штрафа.
С указанным постановлением суда не согласились сама несовершеннолетняя, а также прокурор, который не был извещен о рассматриваемом судом деле (сведения о деле, в котором участие прокурора является обязательным, поступили в прокуратуру только в октябре 2017 г.). Указанными лицами вынесенное постановление суда первой инстанции было обжаловано в Алтайский краевой суд. Это позволяет не только подчеркнуть усиление прокурорского надзора за исполнением законов о противодействии экстремизму, но и увидеть ключевое место прокуратуры Российской Федерации в вопросах отправления правосудия.
В настоящее время интернет-пространство стало основным средством связи для экстремистских и террористических организаций, последние события в Л России подтверждают этот вывод. Абоненты анонимно осуществляют деятельность по получению и передаче противоправной информации. Через цифровое пространство вербуются новые адепты в преступные группировки. Успешно осу- Ат
ществляются кибератаки, распространяется радикальная идеология, а также íp
т
обеспечивается неподконтрольность финансовых потоков, связанных с крипто-валютой. Последний довод подтверждается обысками в финансовых офисах16.
Анализ дел по ст. 20.29 КоАП РФ, показывает, что большинство правонару- АС
шений совершается посредством сети Интернет. Рассмотрим одно из судебных производств по данной категории дел. О А гп
14.07.2021 оперуполномоченный ЦПЭ УВД по СВАО ГУ МВД России по г Мо- УЦ П
скве в результате проведенной проверки сообщения о преступлении выявил, оИр
что гражданин на своей персональной странице в известной социальной сети Р
в открытом доступе распространяет экстремистские материалы, включенные КОщ
в опубликованный федеральный список экстремистских материалов Минюста
гп
тт □
15 Решение Алтайского краевого суда от 01.11.2017 по делу № 7-349/2017 // СПС «Консуль- ЯУН
тантПлюс». тРО
Л U_ т
Силовики пришли с обысками в криптообменник в Москва-Сити // URL: https://www.rbc. ¡T^tT
1] m и У
ru/society/29/03/2024/6606bf179a7947667c061caf (дата обращения: 31.03.2024). НОСТИ
>
в М УНИВЕРСИТЕТА
4-—^ и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)
России. Первым заместителем Басманного межрайонного прокурора г. Москвы вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 26.07.202117.
Поскольку социальная сеть является интернет-ресурсом и представляет собой совокупность информации, содержащейся в сети Интернет, то физическое лицо, зарегистрированное на данном сайте по определенному адресу, вправе обеспечивать доступ к информации, размещенной на его странице неопределенному кругу лиц в соответствии с Правилами, устанавливаемыми администратором данного сайта.
Согласно ст. 1 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» экстремистскими материалами признаются предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.
Постановлением судьи Басманного районного суда г. Москвы от 17.09.2021, оставленным без изменения Московским городским судом, указанный гражданин признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.29 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа.
Органы прокуратуры РФ на основании ст. 9 Федерального закона от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» осуществляют профилактику правонарушений, обеспечивая надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом РФ, органами государственной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления и их должностными лицами.
Обеспечение законности в сфере противодействия экстремизму достигается за счет осуществления надзора за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму в деятельности некоммерческих организаций.
Противодействие экстремизму органами прокуратуры осуществляется через проводимые ею проверки, на основании информации, полученной непосредственно прокурором при осуществлении своих полномочий; информации, поступившей от поднадзорных органов. Вместе с тем прокурор не вправе подменять иные органы государственные власти, правоохранительные органы, также наделенные самостоятельными полномочиями в целях борьбы с экстремизмом.
Многочисленные нарушения выявляются в деятельности религиозных объединений. По мнению И. С. Глибовца, чаще всего выявляются: «отсутствие
17 Дело № 16-3590/2023 // ГАС «Правосудие». Второй кассационный суд общей юрисдикции (дата обращения: 28.03.2024).
маркировки религиозной литературы. По деятельности религиозных организаций: непринятие мер по регистрации религиозной организации; осуществление религиозными организациями образовательной деятельности без соответствующей лицензии; осуществление деятельности без уведомления территориальных органов Министерства юстиции РФ в субъектах Федерации; осуществление руководителями религиозных групп миссионерской деятельности без решения общего собрания религиозной группы; осуществление деятельности на основании устава организации, принятого с нарушением требований Федерального закона от 26 сентября 1999 г. № 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях"; осуществление деятельности без указания своего официального полного наименования.
Имеются нарушения порядка предоставления отчетности. Чаще всего это непредставление отчета в федеральный орган государственной регистрации о
своей деятельности, персональном составе руководящих органов, целях использования имущества, полученного от иностранного гражданина, его фактическом расходовании»18.
Зачастую органам прокуратуры неизвестно о том, какие именно религиозные объединения располагаются и осуществляют деятельность на поднадзорной им территории, а деятельность международных экстремистских организаций вовсе носит законспирированный характер19.
Вместе с тем следует отметить, что прокуратура не отмечена в качестве самостоятельного субъекта противодействия экстремистской деятельности в федеральном законе о противодействии экстремизму, что является безусловным пробелом законодательства. Ключевыми органами противодействия религиозному экстремизму являются Министерство юстиции и Министерство внутренних дел России, и выявляемые прокурорами нарушения свидетельствуют о том, что ведомствами не в полном объеме реализуются полномочия по контролю за де- Л
ятельностью общественных и религиозных объединений, иных некоммерческих организаций и пресечению допускаемых ими нарушений законодательства РФ20.
но
ИЕ
Выводы
О И
ГЧ
Таким образом, деятельность органов прокуратуры в указанной сфере в первую А С
очередь должна носить превентивный характер (речь идет об использовании та- пил
ких мер прокурорского реагирования, как представление, предупреждение либо гп
предостережение). П
Положения, определяющие цели, задачи, приоритеты прокурорского надзо- оИр
ра за исполнением законов о противодействии экстремистской деятельности, Р
содержатся в приказе Генерального прокурора РФ от 21.03.2018 № 156 «Об лОт
г Р пг
18 Глибовец И. С. Профилактика правонарушений экстремистской направленности в дея- Е >□ тельности религиозных объединений // Законность. 2021. № 11. С. 23—26. ЯУН
19 Глибовец И. С. Указ. соч. С. 26. т5О
Л и_ т
Тарасова Д. М. Борьба с религиозным экстремизмом средствами прокурорского надзо- ьиы
1] m и
ра // Российский следователь. 2022. № 1. С. 68—71. НОСТИ
>
в М УНИВЕРСИТЕТА
L-—и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)
организации прокурорского надзора за исполнением законов о противодействии экстремистской деятельности».
В данном приказе прокурорам всех уровней предписано рассматривать экстремистскую деятельность как одну из основных и системных угроз государственной и общественной безопасности Российской Федерации. Предписано уделять особое внимание профилактике экстремистских проявлений в целом, надзирать за исполнением законов органами, осуществляющими деятельность и использующими в своей деятельности средства массовых коммуникаций, информационных технологий и связи.
Однако реализации одного Закона и директив Генерального прокурора для противодействия данному явлению явно недостаточно. Необходимы государственные программные продукты стратегического характера.
Один из таких документов — Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года21, в которой определены основные направления государственной политики в сфере противодействия экстремизму, в том числе с учетом стоящих перед Российской Федерацией современных вызовов и угроз.
Цель стратегии — консолидация усилий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и граждан в целях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, пресечения экстремистской деятельности, укрепления гражданского единства, достижения межнационального (межэтнического) и межконфессионального согласия, сохранения этнокультурного многообразия народов Российской Федерации, формирования в обществе атмосферы нетерпимости к экстремистской деятельности и распространению экстремистских идей. Вместе с тем в указанной Стратегии прокуратура также не выделена в качестве самостоятельного субъекта противодействия экстремистской деятельности.
Для повышения качества прокурорского надзора в сфере противодействия экстремизму необходимо внести изменения в Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности», а именно в его ст. 4, где закреплен перечень субъектов противодействия экстремизму, среди которых отсутствуют органы прокуратуры РФ.
Следует отметить, что только в ст. 15 данного Закона закреплены полномочия органов прокуратуры относительно осуществления противодействия экстремистской деятельности, а именно взаимодействие с Министерством юстиции РФ по вопросам ведения единого реестра сведений о лицах, причастных к деятельности экстремистской или террористической организации. Соответственно, органы прокуратуры осуществляют противодействие экстремистской деятельности, но с учетом собственной специфики и полномочий. В связи с этим и требуется уточнение ст. 4 Закона.
Подводя итог, отметим, что роль органов прокуратуры в борьбе и противодействии экстремизму и терроризму неуклонно возрастает каждый год. В этой связи
21 Указ Президента РФ от 29.05.2020 № 344 «Об утверждении Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года» // URL: www.pravo.gov.ru (дата обращения: 04.05.2024).
необходимо расширять полномочия органов прокуратуры в сфере противодействия экстремистской деятельности для повышения качества и эффективности проводимой надзорной деятельности, а также для предотвращения и устранения экстремистской деятельности на территории Российской Федерации.
Важным аспектом участия органов прокуратуры в противодействии экстремизму является использование и других административно-правовых мер соответствующего характера (например, направление административных исковых заявлений о ликвидации организации в связи с осуществлением экстремистской деятельности; организация мониторинга интернет-среды во взаимодействии с Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и ее территориальными подразделениями и т.д.).
Указанное выше еще раз подчеркивает важность дальнейшего исследования феномена экстремизма в жизни современного общества.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Глибовец И. С. Профилактика правонарушений экстремистской направленности в деятельности религиозных объединений // Законность. — 2021. — № 11. — С. 23—26.
2. Дерюга А. Н., Дерюга Н. Н. Методика прикладных административно-деликто-логических исследований // Административное право и процесс. — 2021. — № 10. — С. 16—24.
3. Ипполитова А. Г., Марченко Д. Э., Яворский М. А. Свобода вероисповедания и профилактика религиозного экстремизма в исправительных учреждениях ФСИН России : монография. — Самара : Самарский юридический институт ФСИН России, 2015.
4. Мариничева А. Ю. О прокурорском противодействии экстремизму // URL: https://cyberleninka.rU/article/n/o-prokurorskom-protivodeystvii-ekstremizmu/ □ ^ viewer (дата обращения 15.03.2023). А m
5. Мишакова Н. В. Совершенствование прокурорского надзора за исполнением Ир
m
законов о противодействии экстремизму в условиях новых вызовов и угроз //
Деятельность органов прокуратуры по укреплению российской государствен- р Ч
ности на современном этапе : монография. — М. : Проспект, 2023. — С. 105— АС
109. рИи
6. Тарасова Д. М. Борьба с религиозным экстремизмом средствами прокурор- ПЗт
1] т и
Л
т
... .... U>>
ского надзора // Российский следователь. — 2022. — № 1. — С. 68—71.
пИЗ
"ОИР
п тА п
S р m
тА п ТРН
Л m □
ь m m
НОСТИ