DOI 10.24412/2227-7315-2023-2-244-250 УДК 340
В.В. Кувардин, К.И. Богомолова
РОЛЬ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЭКСТРЕМИЗМУ И ТЕРРОРИЗМУ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Введение: преступления террористической и экстремистской направленности вызывают повышенный общественный резонанс и дестабилизируют внутриполитическую и социальную обстановку. В условиях современной российской действительности, характеризующейся ростом преступлений данной направленности, работе органов прокуратуры по противодействию экстремизму и терроризму придается особое значение. Цель: определение роли органов прокуратуры РФ в системе противодействия экстремизму и терроризму. Методологическая основа: всеобщий диалектический метод познания, логический, формально-юридический, статистический, анализ правоприменительной практики. Результаты: в статье рассмотрены результаты исследования роли прокуратуры в борьбе с экстремизмом, терроризмом и их финансированием, как наиболее опасным системным угрозам национальной безопасности современной России. Выводы: эффективная профилактика и противодействие экстремизму и терроризму достигается органами прокуратуры только реализацией полномочий надзорного и ненадзорного характера при комплексной и системной консолидации усилий федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов Российской Федерации, институтов гражданского общества, организаций и граждан.
Ключевые слова: прокуратура, экстремизм, терроризм, противодействие экстремизму и терроризму, представитель власти, осуществление служебной деятельности или выполнение общественного долга.
V.V. Kuvardin, K.I. Bogomolova
THE ROLE OF THE PROSECUTOR 'S OFFICE IN COUNTERING
EXTREMISM AND TERRORISM IN MODERN RUSSIA
Background: terrorist and extremist crimes cause increased public outcry and destabilize internal political and social situation. In the conditions of modern Russian reality, characterized by growth of number of crimes of this orientation, the work of prosecution bodies on counteraction to extremism and terrorism is given particular importance. Objective: definition of the role of prosecution bodies of the Russian Federation in the system of counteraction to extremism and terrorism. Methodology:
^ © Кувардин Владимир Викторович, 2023
i Старший преподаватель кафедры прокурорского надзора и криминологии (Саратовская государственная
S юридическая академия); e-mail: [email protected]
© Богомолова Ксения Игорьевна, 2023
Кандидат юридических наук, доцент кафедры прокурорского надзора и криминологии (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: [email protected]
© Kuvardin Vladimir Viktorovich, 2023
Senior lecturer, Department of Prosecutorial Supervision and Criminology (Saratov State Law Academy) © Bogomolova Ksenia Igorevna, 2023
Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of the Department of Prosecutorial Supervision and Crimi-244 nology (Saratov State Law Academy)
general dialectical method of knowledge, logical, formal-legal, statistical, analysis of law enforcement practice. Results: the article examines the results of a study of the role of the prosecutor's office in combating extremism, terrorism and their financing, as the most dangerous systemic threats to the national security of modern Russia. Conclusions: effective prevention and counteraction to extremism and terrorism can only be achieved by the prosecution authorities through the exercise of supervisory and non-supervisory powers in a comprehensive and systematic consolidation of the efforts of federal government bodies, authorities of the subjects of the Russian Federation, civil society institutions, organizations and citizens.
Key-words: prosecutor's office, extremism, terrorism, countering extremism and terrorism, government representative, performance of official activities or fulfillment of public duty.
Противодействие экстремизму и терроризму всегда относилось к числу приоритетных задач органов государственной власти различных государств. В условиях нарастающей геополитической напряженности, роста радикальных и экстремистских настроений, современная российская действительность заставляет по-новому посмотреть на проблему противодействия экстремистским и террористическим проявлениям. Буквально ежедневно новостные ресурсы сообщают о совершении различных нарушений экстремистской и террористической направленности, в том числе и совершении террористических актов в отношении государственных или общественных деятелей, лиц осуществляющих правосудие, сотрудников правоохранительных и контролирующих органов, представителей власти, а также других лиц в связи с осуществлением ими служебной деятельности или выполнением общественного долга (журналистов, учителей, священнослужителей и т.д.). Конечно, эти социально опасные явления мешают нормальной жизни не только государства, но и общества. Применение информационно-телекоммуникационных сетей, направленное на распространения экстремистских идей, существенно увеличивает общественную опасность таких проявлений, значительно осложняет выявление и пресечение противоправной деятельности лиц, разделяющих и пропагандирующих идеологию экстремизма и мировоззрение насилия в целом.
Сложность работы органов государственной власти по противодействию экстремистской и террористической угрозе, в том числе и органов прокуратуры, обусловлена трансформацией и постоянной изменчивостью организации и тактики экстремистских и террористических движений.
Рост экстремистской и террористической угрозы обусловлен рядом причин общего характера: «...достаточно низким уровнем политической культуры, отсутствием институтов гражданского общества и демократических процессов в условиях правового государства» [1, с. 53].
Статистические данные по преступлениям экстремистской и террористической направленности в Российской Федерации выявляют тревожную закономерность увеличения количества данных преступлений. Так, по официальным сведениям, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, в 2017 г. было зарегистрировано 1 521 преступлений экстремистской направленности, в 2018 г. — 1 265, в 2019 г. — 585, в 2020 г.— 833, в 2021 г. — 1 057, а за девять месяцев 2022 г. уже зарегистрировано 1125 преступлений экстремистской направленности. Говоря о преступлениях террористической направленности, то за последние пять лет
наблюдаются колебания ее показателей. В 2017 г. было зарегистрировано 1 871 преступлений террористической направленности, в 2018 г. — 1 679 в 2019 г. — 1 806, в 2020 г. — 2 342, в 2021 г. — 2 136, за девять месяцев 2022 г. зарегистрировано 1 818 преступления террористической направленности1.
Проблемы эффективности осуществления надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнения законов о противодействии экстремистской деятельности и терроризму актуальны как никогда. Российские реалии требуют особого внимания к данным вопросам, по этому они находятся на постоянном контроле Генеральной прокуратуры России.
Выступая на заседании Совета Федерации РФ 23 апреля 2021 г. Генеральный прокурор, в частности, отметил, что «...в условиях напряженной обстановки в стране на первый план, в работе органов прокуратуры, выходит надзор за состоянием антитеррористической защищенности важных государственных и социальных объектов, противодействие распространению в СМИ негативной информации, нагнетающей эскалацию в обществе, содержащей призывы к насилию»2.
На расширенном заседании коллегии Генеральной прокуратуры РФ 25 апреля 2022 г. Игорем Красновым отмечено, что «„.работа по противодействию экстремистским и террористическим проявлениям в первую очередь, велась в Интернете как основном источнике распространения соответствующей идеологии и дестабилизирующих общественный порядок ложных сведений. За 2021 г. по требованиям прокуроров они удалены с 54 тысяч интернет-ресурсов. Более 9 тысяч сайтов заблокированы. Учитывая расширение перечня противоправной информации, для прекращения доступа к которой не требуется получение судебного решения, от органов прокуратуры ожидают большей оперативности в реагировании на соответствующие нарушения. Беспрецедентные масштабы намеренного искажения информационного пространства в Интернете, распространение миллионов „фейков" о проводимой Россией специальной военной операции по демилитаризации и денацификации Украины во многом является результатом деятельности иностранных и международных неправительственных организаций. В 2021 г. приняты решения о признании в России нежелательными 18-ти из них, а с целью пресечения попыток возобновления их незаконной деятельности возбуждено около 300 административных производств. Отдельно обращено внимание на организацию ежедневного эффективного взаимодействия с правоохранительными и другими государственными органами по антитеррористической защищенности объектов не только на приграничных с Украиной территориях, но и в целом по стране»3.
Участие прокуратуры в координации деятельности правоохранительных органов в сфере противодействия экстремизму и терроризму, организация прокурорского надзора за исполнением законов о противодействии экстремистской деятельности и терроризму, а также анализ особенностей современной россий-
1 Показатели преступности России. Динамика // Портал правовой статистики Генеральной прокуратуры Российской Федерации. URL: http://crimestat.ru/offenses_chart (дата обращения: 20.10.2022).
2 Доклад на заседании Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации // Генеральная прокуратура РФ. URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/search?article=73345383 (дата обращения 20.10.2022).
3 Состоялось расширенное заседание Коллегии, посвященное итогам работы органов прокуратуры за 2021 год // Генеральная прокуратура РФ. URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/
246 gprf/mass-media/news?item=73312986 (дата обращения: 21.10.2022).
ской действительности позволяет субъектам противодействия экстремизма и терроризма спрогнозировать рост угроз экстремистской и террористической направленности в российском социуме в ближайшей перспективе и разработать меры профилактики и противодействия проявлениям экстремизма и терроризма, как наиболее опасным угрозам национальной безопасности Российской Федерации.
Органы прокуратуры обладают определенными полномочиями в сфере противодействия экстремизму и терроризму. Их деятельность в данной сфере характеризуется комплексным характером и предполагает использование потенциала всех функций прокуратуры: надзора за исполнением законов, уголовного преследования, координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, участия в рассмотрении дел в судах, международного сотрудничества и участия в правотворчестве [2, с. 17], данный подход актуален и применительно к противодействию экстремизму, терроризму, как основным угрозам национальной безопасности страны.
Приказы Генерального прокурора России от 21 марта 2018 г. № 156 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о противодействии экстремистской деятельности», и от 17 мая 2018 г. № 295 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о противодействии терроризму» указывают, что экстремистская деятельность и терроризм — это одна из основных и системных угроз государственной и общественной безопасности.
Исследование деятельности прокуратуры по направлениям надзорного и ненадзорного характера, приводят нас к выводу о том, что системность в противодействии экстремизму и терроризму достигается только при использовании всего «инструментария», которым обладают органы прокуратуры в современных реа- т лиях и это, прежде всего, деятельность по направлениям надзорного характера. |
Согласно сведениям Генеральной прокуратуры, в Российской Федерации при р
а
осуществлении надзора за исполнением законов о федеральной безопасности, °
с
межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму |
в 2017 г. выявлено 191 874 нарушений данного законодательства, в 2018 г. — у
215 384, в 2019 г. — 212 905, в 2020 г. — 218 845, в 2021 г. — 243 865, в первом |
полугодии 2022 г. — 177 369. На данные нарушения, органами прокуратуры, при- н
несено протестов в 2017 г. — 6 728, в 2018 г. — 7 266, в 2019 г. — 8400, в 2020 г. — |
9 656, в 2021 — 9 321, в первом полугодии 2022 г. — 8 918. По удовлетворенным р
протестам отменено и изменено незаконных правовых актов в 2017 г. — 6 247, в Ч
2018 г. — 6 844, в 2019 г. — 7 910, в 2020 г. — 9 296. Направлено исков и заявлений |
в суд в 2017 г. — 20 642, в 2018 г. — 20 590, в 2019 г. — 22 701, в 2020 г. — 23 504, К
в 2021 г. — 29 121, в первом полугодии 2022 г. — 20 388. Удовлетворено исков е
(заявлений) и прекращено дел ввиду добровольного удовлетворения требований и
прокурора в 2017 г. —17 780, в 2018 г. — 16 616, в 2019 г. — 19 157, в 2020 г. — 2
19 446, в 2021 г. — 23 718, в первом полугодии 2022 г. — 12 343. На выявленные 5
нарушения законности прокурорами внесено представлений в 2017 г. 65 384, ~
в 2018 г. — 75 171, в 2019 г. — 72 650, в 2020 г. — 74 650, в 2021 г. — 79 745, в 3
г I г СО
первом полугодии 2022 г. — 52 943. К дисциплинарной ответственности привлечено лиц в 2017 г. — 55 649, в 2018 г. — 65 130, в 2019 г. — 60 333, в 2020 г. — 62 621, в 2021 г. — 67 190, в первом полугодии 2022 г. — 36 293. Предостережено лиц о недопустимости нарушения закона в 2017 г. — 7 146, в 2018 г. — 7 227, в 2019 г. — 6 928, в 2020 г. — 6 076. По постановлению прокурора привлечено лиц к административной ответственности в 2020 г. — 5 910, в 2021 г. — 7 267, в 247
первом полугодии 2022 г. — 4 371. Направлено материалов для решения вопроса об уголовном преследовании в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ в 2017 г. — 128, в 2018 г. — 93, в 2019 г. — 71, в 2020 г. — 60, в 2021 г. — 48, в первом полугодии 2022 г. — 46. Возбуждено уголовных дел в 2017 г. — 91, в 2018 г. — 59, в 2019 г. — 35, в 2020 г. — 38, в 2021 г. — 44, в первом полугодии 2022 г. — 281.
Данные свидетельствуют о системности и эффективности работы органов прокуратуры в противодействии проявлениям экстремистским и террористическим явлениям, однако прослеживается тревожная закономерность увеличения нарушений в сфере исполнения законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму, что свидетельствует о наличии неиспользованных резервов в деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию идеологии экстремизма и терроризма.
Осуществляя надзор за исполнением законов о противодействии экстремистской деятельности и терроризму, главной задачей прокуратуры является своевременное предупреждение проявлений экстремизма, а также преступлений и правонарушений террористической направленности, выявление и устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремизма и террористической деятельности, особенно в области исполнения законов о противодействии экстремизму и терроризму, в части недопущения вовлечения несовершеннолетних лиц и молодежи в экстремистскую и террористическую деятельность, а также об антитеррористической защищенности объектов транспортной и критической инфраструктуры, мест массового пребывания людей, а также на обеспечении законности нормативно-правовых актов, принимаемых уполномоченными субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и обеспечивающих законность их участия в пределах определенных законодательством полномочий о противодействии экстремизму и терроризму, а также их финансированию2.
При защите прав и свобод человека и гражданина, прокуратура, руководствуясь ст. 2 Конституции Российской Федерации признает их высшей ценностью, обязуясь их соблюдать и защищать. Необходимость противодействия экстремизму и терроризму не означает возможности бесконтрольного ограничения конституционных прав и свобод человека и гражданина. Трудно переоценить значение надзорной деятельности прокурора для обеспечения, соблюдения прав и свобод человека и гражданина.
Осуществляя свои функции в рамках уголовного судопроизводства, а также надзор за исполнением законов органами, ведущими оперативно-разыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, прокуратурой обеспе-
° 1 См.: Результаты деятельности органов прокуратуры РФ // Генеральная прокуратура
§ Российской Федерации. URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/activity/statistics/office/ ^ result?p_p_id=ru_voskhod_gpparf_portal_feeds_main_page_portlet_FeedsSectionListViewPort-1 let_INSTANCE_Fv6vcMxu3uix&p_p_lifecycle=0&p_p_state=normal&p_p_mode=view&_ru_ i voskhod_gpparf_portal_feeds_main_page_portlet_FeedsSectionListViewPortlet_INSTANCE_ Fv6vcMxu3uix_delta=15&_ru_voskhod_gpparf_portal_feeds_main_page_portlet_FeedsSec-tionListViewPortlet_INSTANCE_Fv6vcMxu3uix_resetCur=false&_ru_voskhod_gpparf_por-tal_feeds_main_page_portlet_FeedsSectionListViewPortlet_INSTANCE_Fv6vcMxu3uix_cur=5 (дата обращения: 20.10.2022).
2 См.: Приказ Генерального прокурора России от 21 марта 2018 г. № 156 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о противодействии экстремистской деятельности». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»; Приказ Генерального прокурора России от 17 мая 2018 г. № 295 «Об организации прокурорского надзора за исполнением зако-248 нов о противодействии терроризму». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
чивается соблюдение прав и свобод человека и гражданина, в ходе рассмотрения заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях экстремистского либо террористического характера, законности выявления и изобличения виновных в совершении данных преступлениях лиц, выполнения оперативно-разыскных мероприятий и проведения расследования указанных преступлений.
В рамках надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность, прокуратурой обеспечивается соблюдение законности по делам о преступлениях экстремисткой и террористической направленности, а также преступлениях, связанных с финансированием указанной деятельности, о чем свидетельствует позиция Генерального прокурора РФ, в части определения частоты проведения в уполномоченных органах надзорных мероприятий, а также конкретизации предметов таких проверок, заключающихся в необходимости проверки соблюдения и исполнения требований законодательства при осуществлении оперативно-разыскной деятельности, направленной на предупреждение, выявление, пресечение и раскрытие данных преступлений, установление и ликвидацию источников и каналов финансирования экстремизма; противодействие, использованию сети Интернет в экстремистских целях1.
Особое место в противодействии проявлениям экстремизма и терроризма, отводится органам прокуратуры при осуществлении надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу. Ведь даже полная изоляция от общества, к сожалению, не гарантирует невозможности участия в экстремистской и террористической деятельности, в распространении экстремистской и террористической идеологии среди задержанных, либо заключенных под стражу, а также лиц, осуществляющих ту или иную деятельность в учреждениях, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера.
Участие органов прокуратуры в координационной деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью позволяет объединить усилия всех органов государственной власти, в рамках их компетенций, по противодействию преступлениям экстремистской и террористической направленности, преступлениям, связанным с их финансированием, а также в выявлении детерминант преступлений рассматриваемой группы и их профилактики и предупреждении, в том числе и виктимологической.
Прокуратура в рамках административного судопроизводства осуществляет преследование лиц, совершающих административные правонарушения экстремистского либо террористического характера, установленные ст. 13.37, 20.3, 20.3.1, 20.28, 20.29, 15.27, 15.27.1, 19.5.1, 20.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.2
Успешному противодействию экстремизму и терроризму способствует участие прокурора в разрешении судами дел о приостановлении деятельности, ликвидации политической партии, другого общественного объединения либо о запрете ее деятельности, о прекращении деятельности СМИ, об ограничении доступа к аудиовизуальному сервису; о признании информации запрещенной;
1 См.: Приказ Генерального прокурора России от 21 марта 2018 г. № 156 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о противодействии экстремистской деятельности». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
2 См.: Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (в ред. от 14 июля 2022 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002.
№ 1 (ч. 1), ст. 1; 2022. № 29 (ч. III), ст. 5258. 249
о признании материалов экстремистским, в соответствии с гл. 27-27.2 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.1
Большое значение в обеспечении системности деятельности прокуратуры по противодействию экстремизму и терроризму имеет полномочия прокурора по участию в правотворческой и нормотворческой деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также иных органах в пределах, предоставленных полномочий. В случае выявления необходимости совершенствования тех или иных нормативно-правовых актов прокурор вправе вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, предложения о принятии, изменении, дополнении или отмене законов и иных нормативных правовых актов.
В рамках данного исследования важно обратить внимание на обеспечение системного подхода к правопониманию и правоприменению, объединению усилий работников органов прокуратуры всех уровней, а также стимулированию эффективного взаимодействия органов прокуратуры, и теми кто противодействует экстремизму в пределах предоставленных законодательством полномочий.
Анализ надзорной и ненадзорной деятельности прокуратуры в сфере противодействия проявлениям экстремисткой и террористической направленности указывает на поиск новых концептуальных подходов, что предполагает обеспечение системности в проведении мониторинга состояния рассматриваемых преступлений, выявление их территориальных особенностей; научное и методологическое сопровождение разработки краткосрочных и среднесрочных прогнозов экстремистских и террористических угроз; осуществление надлежащего контроля за выполнением комплексных, ведомственных и межведомственных планов мероприятий по предупреждению преступлений экстремистского террористического характера; совершенствование традиционных и внедрение новых форм взаимодействия правоохранительных органов по противодействию экстремизму и терроризму.
Библиографический список
1. Абрамов А.Э. Молодежный экстремизм как угроза национальной безопасности России в условиях глобализации // Общество: политика, экономика, право. 2020. № 5. С. 52-57.
2. Ашурбеков Т.А. Правовые и организационные основы надзорной и иной функциональной деятельности прокуратуры в сфере национальной безопасности: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2009. 66 с.
References
1. Abramov A.E. Youth Extremism as a Threat to Russia's National Security in the Context of Globalization // Society: Politics, Economics, Law. 2020. No. 5. P. 52-57.
2. Ashurbekov T.A. Legal and Organizational Bases of Supervisory and Other Functional Activities of the Prosecutor's Office in the Field of National Security: extended abstract of dis. ... doc. of law. M., 2009. 66 p.
1 См.: Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 8 марта 2015 г. № 21-ФЗ (в ред. от 11 июня 2022 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 1 (ч. 1), 250 ст. 1; 2015. № 10, ст. 1391; 2022. № 24, ст. 3943.