Научная статья на тему 'Роль органов прокуратуры по надзору за исполнением судебных решений о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей'

Роль органов прокуратуры по надзору за исполнением судебных решений о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2003
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УКЛОНЕНИЕ ОТ УПЛАТЫ АЛИМЕНТОВ / ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР / ПРОКУРАТУРА / ДОЛЖНИК / ПРОВЕРКА / НЕИСПОЛНЕНИЕ ОБЯЗАННОСТЕЙ / ПРИСТАВ-ИСПОЛНИТЕЛЬ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ / МЕРЫ ПРОКУРОРСКОГО РЕАГИРОВАНИЯ / EVASION FROM PAYMENT OF THE ALIMONY / PUBLIC PROSECUTOR'S SUPERVISION / PROSECUTOR'S OFFICE / DEBTOR / CHECK / DERELICTION OF DUTIES / BAILIFF / PREVENTION / MEASURES OF PROSECUTORIAL RESPONSE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Марина Авелина Александровна

В статье рассматривается деятельность органов прокуратуры по надзору за исполнением решений суда о взыскании алиментов на несовершеннолетних, обжаловании действий (бездействий) судебных приставов-исполнителей. Анализируются принимаемые по итогам проверки меры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of supervision of the prosecution for the execution of court decisions on alimony for minor children

The article discusses the activities of the prosecutor’s office to supervise the execution of court decisions on alimony for minors, the appeal of actions (inaction) of the bailiffs. Analyzes taken on the results of verification measures.

Текст научной работы на тему «Роль органов прокуратуры по надзору за исполнением судебных решений о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей»

Марина Авелина Александровна

Краснодарский университет МВД России _(тел.: +79182624260)

Роль органов прокуратуры по надзору за исполнением судебных решений о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей

В статье рассматривается деятельность органов прокуратуры по надзору за исполнением решений суда о взыскании алиментов на несовершеннолетних, обжаловании действий (бездействий) судебных приставов-исполнителей. Анализируются принимаемые по итогам проверки меры.

Ключевые слова: уклонение от уплаты алиментов, прокурорский надзор, прокуратура, должник, проверка, неисполнение обязанностей, пристав-исполнитель, предупреждение, меры прокурорского реагирования.

A.A. Marina, Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; tel.: +79182624260.

The role of supervision of the prosecution for the execution of court decisions on alimony for minor children

The article discusses the activities of the prosecutor's office to supervise the execution of court decisions on alimony for minors, the appeal of actions (inaction) of the bailiffs. Analyzes taken on the results of verification measures.

Key words: evasion from payment of the alimony, public Prosecutor's supervision, Prosecutor's Office, debtor, check, dereliction of duties, bailiff, prevention, measures of prosecutorial response.

В Российской Федерации государственная политика направлена на реализацию стратегических национальных приоритетов и эффективную защиту национальных интересов, охрану основных прав и свобод человека и гражданина, которая достигается путем совместных действий всех звеньев государственной системы.

Одной из задач государства является защита прав и законных интересов несовершеннолетних. Охрана семьи, нормальное физическое и нравственное развитие несовершеннолетних являются предметом регулирования норм различных отраслей законодательства. Одно из наиболее приоритетных направлений деятельности государства -уголовно-правовая охрана семьи, несовершеннолетних и совершеннолетних нетрудоспособных детей, защита их прав и законных интересов.

Выплата алиментных платежей имеет важное социальное значение, т.к. гарантирует право ребенка на получение материального содержания от родителей для обеспечения потребностей и всестороннего развития. Важная роль в исполнении судебных приказов и решений суда о взыскании алиментов отводится службе судебных приставов. После вынесения судебного приказа или решения суд или взыскатель направляет исполнительный документ в службу судебных приставов с целью возбуждения исполнительного производства и принятия мер для исполнения решения.

В соответствии с Федеральным законом от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» судебные приставы-исполнители обязаны своевременно и на основании закона исполнять судебные акты в целях защиты нарушенных прав и интересов граждан. Надзор за деятельностью судебных приставов-исполнителей, соблюдением ими законодательства при исполнении судебных актов, в том числе и о взыскании алиментов, осуществляют органы прокуратуры. Задача прокурора заключается в устранении нарушения закона, допущенного приставом-исполнителем в вопросах соблюдения прав и интересов лиц, в пользу которых взыскиваются алименты, розыска должников, обоснованности привлечения их к ответственности, а в случае ненадлежащего исполнения приставом-исполнителем своих обязанностей - в привлечении его к ответственности.

В правоприменительной практике нередки случаи ненадлежащего исполнения судебными приставами своих обязанностей: нарушение сроков возбуждения исполнительного производства, незаконное окончание исполнительного производства, невнесение информации об изменении данных должника, неназначение проверок бухгалтерии предприятия в случае обнаружения неправильности начисления и несвоевременности перечисления денежных средств, несоблюдение предусмотренных законом сро-

151

ков, мер по наложению ареста на имущество и др. Ежегодно регистрируется огромное количество жалоб на неисполнение судебных решений, бездеятельность судебных приставов, нарушение порядка рассмотрения заявлений граждан, оставление письменных обращений взыскателей, в том числе повторных, без ответа.

При обжаловании действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя прокуратурой проводится проверка. При проверке деятельности судебного пристава-исполнителя прокурор вправе истребовать любое исполнительное производство, потребовать представления ему объяснений при нарушении порядка исполнения решений. В начале проверки прокурор должен проверить наличие оснований для ее проведения, а также достоверность указанных сведений.

На первоначальном этапе прокурору необходимо проверить выполнение судебными приставами-исполнителями ряда установленных законом требований: соблюдение срока возбуждения исполнительного производства (три дня), наличие исполнительного документа, выданного на основании заявления взыскателя, установление в постановлении о возбуждении исполнительного производства срока для добровольного исполнения судебного акта (судебного приказа, решения), направление копии постановления должнику, запросов в ИФНС, Пенсионный фонд, копии исполнительного документа по месту работы должника, наличие оснований для приостановки или прекращения исполнительного производства, соблюдение требований закона при наложении ареста на имущество должника и т.п.

Таким образом, в ходе проверки выявляются нарушения, допускающиеся приставами-исполнителями на всех стадиях исполнительного производства с момента возбуждения исполнительного производства до необоснованного его прекращения. При обнаружении нарушений прокурор приносит протест на незаконное постановление судебного пристава-исполнителя и ставит вопрос о привлечении виновного лица к дисциплинарной ответственности.

Так, например, в декабре 2016 г. прокуратурой Прикубанского округа г. Краснодара была проведена проверка соблюдения судебными приставами-исполнителями отдела судебных приставов Прикубанского округа г. Краснодара законодательства об исполнительном производстве. В ходе проверки было установлено, что приставы-исполнители не соблюдают требования Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», исполнительные действия в отношении должников проводятся формально, не в полном объеме: не проверяется имущественное положение должника, приставы ограничиваются лишь направлением элек-

тронных запросов в соответствующие органы, необоснованно выносятся постановления о прекращении исполнительного производства без уведомления взыскателя, не принимаются меры по проведению проверки бухгалтерии организации работодателя должника с целью правильности удержаний и своевременности перечисления денежных средств взыскателю, теряются исполнительные документы, что приводит к волоките и несвоевременному исполнению судебных документов [1].

Судебным приставом В.Н. Окимкиной незаконно вынесено постановление об окончании исполнительного производства. В ходе проверки было установлено, что взыскателю И.А. Марченко алиментные платежи на несовершеннолетнего ребенка перечислялись с места работы должника не в полном объеме, в результате чего за несколько месяцев образовалась задолженность в сумме 70000 руб. Взыскатель несколько раз обращалась к приставу-исполнителю с просьбой проверить правильность начисления денежных средств, однако ее обращения не были приняты во внимание. А в соответствии с п. 16 ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель обязан проводить проверку правильности удержания и перечисления работодателем алиментов по собственной инициативе или по заявлению взыскателя для осуществления контроля за правильностью начисления и своевременностью перечисления денежных средств [2]. Для этого организация по месту работы должника предоставляет судебному приставу-исполнителю соответствующие бухгалтерские и иные документы. Таким образом, приставом-исполнителем не был осуществлен необходимый комплекс мер, предусмотренный ст. 12 Федерального закона «Об исполнительном производстве», для своевременного, полного и правильного исполнения судебного акта.

По данному факту прокурором было внесено представление и установлен срок для устранения выявленных в результате проверки нарушений. По итогам проверки прокурором применяются меры прокурорского реагирования, к приставу В.Н. Окимкиной были приняты меры дисциплинарной ответственности [3].

Анализ обращений граждан с жалобами на действия судебных приставов-исполнителей позволил сделать вывод о том, что наиболее часто обжалуются:

постановления судебных приставов-исполнителей об окончании исполнительного производства (значительную их долю составляет непринятие судебными приставами-исполнителями всех мер, направленных на полное и правильное исполнение требований исполнительных документов);

152

ВЕСТНИК КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ • 2017 • № 2 (36)

постановления о взыскании исполнительского сбора (ненадлежащее уведомление должника о возбуждении исполнительного производства, вынесение постановления до истечения пятидневного срока, установленного для добровольного исполнения требований исполнительного документа, вынесение постановления в период подачи должником заявления в суд о рассрочке исполнения судебного акта в порядке ст. 37 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).

Например, основанием обжалования постановлений об окончании исполнительного производства является отсутствие акта выхода по месту нахождения должника, неполучение ответа из федеральной регистрационной службы о наличии недвижимого имущества должника; неосуществление всего комплекса мер, предусмотренных ст. 64, 68, 80 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

В случае обнаружения в действиях судебного пристава-исполнителя признаков преступления прокурором может быть внесено постановление о направлении материалов проверки в следственный орган и привлечении судебного пристава-исполнителя к уголовной ответственности.

Предупредительная деятельность прокурора реализуется не только в осуществлении надзора за соблюдением законности исполнения судебных решений в области взыскания алиментов. Необходимо отметить взаимо-

1. Протесты прокуратуры Прикубанского административного округа г. Краснодара за 2015-2016 г. // Архив прокуратуры Прикубанского административного округа г. Краснодара.

2. Об исполнительном производстве: фе-дер. закон от 2 окт. 2007 г. № 229-ФЗ (в ред. от 6 апр. 2015 г.). Доступ из справ. правовой системы «<КонсультантПлюс».

3. Материалы представлений прокуратуры Прикубанского административного округа г. Краснодара за 2015-2016 г.

действие органов прокуратуры и Службы судебных приставов в рамках исполнительного производства, в ходе которого осуществляется проведение совместных мероприятий по взаимному обмену информацией о должнике, его имуществе, выявлению и аресту этого имущества, рейдов, проверок с целью устранения несогласованности в действиях подчиненных органов.

Таким образом, правильная организация работы прокуроров по проверке законности исполнительного производства оказывает положительное воздействие на совершенствование работы службы судебных приставов.

Для повышения эффективности работы судебных приставов-исполнителей прокурор при осуществлении надзора за соблюдением законодательства должен:

изучать законодательство, регулирующее деятельность судебных приставов-исполнителей;

анализировать данные статистики по поступающим заявлениям и жалобам граждан на действия судебных приставов;

выявлять нарушения законодательства при исполнении судебных актов судебными приставами-исполнителями и требовать своевременного устранения выявленных недостатков;

обращать внимание на устранение ранее выявленных недостатков в деятельности судебных приставов;

контролировать исполнение мер о наложении дисциплинарной ответственности на виновных лиц.

1. Protests of Procuracy of Prikubansky administrative district of Krasnodar for 2015-2016 // Archive of Procuracy of Prikubansky administrative district of Krasnodar.

2. On enforcement proceedings: fed. law d.d. Oct. 2, 2007 № 229-FL (as amended on Apr. 6, 2015). Access from legal reference system «ConsultantPlus»

3. Representations of materials of Procuracy of Prikubansky administrative district of Krasnodar for 2015-2016.

153

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.