УДК 316.343(571.56)
Подойницына Ирина Ивановна
доктор социологических наук, профессор кафедры менеджмента Финансово-экономического института Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова
Москвитина Надежда Григорьевна
аспирант кафедры социологии и управления персоналом Финансово-экономического института Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова
Васильев Иннокентий Иннокентьевич
магистрант Финансово-экономического института Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова
РОЛЬ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РАЗВИТИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И САМОЗАНЯТОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)
Аннотация:
Статья посвящена анализу взаимодействия субъектов малого предпринимательства и органов власти в Республике Саха (Якутия). Целью исследования было изучить проблемные зоны в развитии малого и среднего предпринимательства в Республике Саха (Якутия), определить степень участия в процессе становления регионального предпринимательства органов местного самоуправления. Актуальность избранной темы обусловлена тем, что в современных реалиях внешняя среда диктует свои правила для малого бизнеса, предприниматели не успевают охватывать быстрые изменения в данном сегменте, и в этот момент им необходима реальная помощь со стороны органов власти. Анализируются данные социологического исследования, состоящего из анкетирования и уточняющего интервью (266 опрошенных, ноябрь 2019 г.). Особый акцент сделан на сравнении городских и сельских участников исследования с целью выявления общей удовлетворенности поддержки бизнеса органами власти в городской и сельской местности. Работа позволила определить проблемы, препятствующие развитию индивидуальной предпринимательской деятельности в селах и городах Республики Саха (Якутия) (высокие ставки по налогам и сборам, проблемы с логистикой, отсутствие опыта в предпринимательской деятельности, высокая арендная плата, большое количество конкурентов и т. д.), с которыми столкнулись предприниматели и самозанятые при открытии и ведении собственного дела. Было показано, что самозанятые являются наиболее уязвимой группой внутри малого бизнеса. Разработаны рекомендации по улучшению взаимодействия органов местного самоуправления и представителей малого бизнеса.
Ключевые слова:
предприниматель, власть, самозанятый, государственная поддержка, местное самоуправление, анкетирование, уточняющее интервьюирование, корреляционный анализ.
Podoynitsyna Irina Ivanovna
D.Phil. in Social Science, Professor, Management Department, Financial and Economic Institute, North-Eastern Federal University
Moskvitina Nadezhda Grigoryevna
PhD student, Sociology and Personnel Management Department, Financial and Economic Institute, North-Eastern Federal University
Vasilyev Innokenty Innokentievich
Master's degree student, Financial and Economic Institute, North-Eastern Federal University
THE ROLE OF LOCAL GOVERNMENTS IN THE DEVELOPMENT OF ENTREPRENEURSHIP AND SELF-EMPLOYMENT IN THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA)
Summary:
The paper is focused on the analysis of the interaction of small businesses and government in the Republic of Sakha (Yakutia). The purpose of the research was to study the problem areas in the development of small and medium-sized enterprises in the Republic of Sakha (Yakutia) and to determine the degree of participation of local governments in the formation of regional entre-preneurship. The relevance of the chosen topic is due to the fact that in modern realities, when the external environment dictates its own rules for small businesses, entrepreneurs do not have time to embrace rapid changes in this segment and at this moment the real help from the authorities is necessary. The data of a sociological study consisting of questionnaires and clarifying interviews are analyzed (266 respondents, November 2019). Particular emphasis is placed on comparing urban and rural study participants in order to identify overall satisfaction with government bodies in urban and rural areas. The research has allowed to identify the problems that impede the development of individual entrepreneurial activity in villages and cities of the Republic of Sakha (Yakutia) (high tax rates, problems with logistics, lack of experience in entrepreneurial activity, high rents, a large number of competitors, etc.), faced by entrepreneurs and self-employed in opening and running their own business. It has been shown that self-employed are the most vulnerable group within small businesses. The recommendations have been developed to improve the interaction of local government and small businesses.
Keywords:
entrepreneur, government, self-employed, state support, local government, questionnaires, clarifying interviews, correlation analysis.
На протяжении постперестроечных десятилетий в России проблема развития субъектов малого предпринимательства (далее МСП) стоит остро и является одной из важных в развитии экономики страны. В современных реалиях малому бизнесу, к которому относятся индивидуальные предприниматели и самозанятые граждане, отводится функция катализатора конкурентоспособности экономики и формирования нового слоя предпринимателей. Для поддержки самозанятых и индивидуальных предпринимателей крайне важно взаимодействие малого бизнеса с органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Одно из первых определений предпринимательства, актуальное до сих пор, дал Р. Канти-льон. В своих трудах он рассматривает предпринимательство как деятельность, осуществляемую в условиях риска и неопределенности [1, с. 101]. Следовательно, предпринимателем может быть только человек, обладающий определенной мерой свободы. В постперестроечной России теме предпринимательства, его становления в условиях появившихся демократических свобод стало уделяться особое внимание. Фундаментальными работами в области изучения предпринимательства можно считать труды Р.В. Рывкиной, М.К. Горшкова, А.В. Безгодова, Д.В. Иванова и др. В Республике Саха (Якутия) одними из первых предпринимательство стали изучать И.И. По-дойницына, А.Б. Местникова и др.
Эволюция взглядов ученых на предпринимательство обусловлена вызовами социально-экономического и социально-политического развития России, отражает суть перемен в социуме. Так, А.В. Безгодов пишет, что первые исследования проблем бизнеса в России носили в основном описательный характер, социологов прежде всего интересовали каналы рекрутирования предпринимательства. А.В. Безгодов также отмечает так называемый темпоральный фактор развития российского бизнеса: массовые виды бизнеса, сфера услуг развиваются быстрыми темпами, производственные виды бизнеса отстают [2]. Отметим, что и сегодня влияние этого фактора на развитие бизнеса существенно.
Р.В. Рывкина на стыке 1990-х и 2000-х гг. назвала средний класс невозникающим средним классом, так как становление МСП сопровождалось их закрытием, банкротством, бизнесмены не осознавали себя предпринимателями [3, с. 140]. Однако известный российский социолог М.К. Горшков, подводя итоги 20-летия российских постперестроечных реформ, говорит о том, что средний класс в российском обществе - это уже реальная сила, с которой надо считаться, в то же время становление среднего класса в России продолжается: «В нем, помимо ядра, существует достаточно большая периферийная группа», в ядро же входят богатые бизнесмены [4, с. 228]. Еще более смелые выводы делает петербургский исследователь Д.В. Иванов - он заявляет, что сегодня наступило время глэм-капитализма, который сформировался в результате виртуализации экономики, и для лидеров бизнеса привлекательны консьюмеризм, создание брендов [5, с. 88].
В Республике Саха (Якутия) одной из первых проблемы предпринимательства начала освещать А.Б. Местникова (Ефимова). Она отмечала, что в процессе изучения бизнеса в Якутии необходимо анализировать региональные факторы становления предпринимательства, а также акцентировать внимание на том аспекте, что в условиях Крайнего Севера предпринимательство не может развиваться без государственной поддержки [6]. Исследователи более поздней волны - первых десятилетий XXI в. - выделяют следующие особенности якутского бизнеса: быстрый количественный рост массового предпринимательского сектора; качественные изменения на предприятиях малого бизнеса: возрастание интереса к инновациям, экспериментам в сфере кадровых технологий, повышение степени толерантности к рискам [7, с. 48].
О возрастании инновационной составляющей современного бизнеса сегодня пишут и российские, и якутские исследователи. Так, якутский ученый Н.А. Степанова отмечает, что необходимо актуализировать инновационную функцию предпринимательства, кроме того, она считает, что малый бизнес выполняет функцию буфера, обеспечивающего безопасность локальных потребительских рынков [8, с. 45-46].
Основными векторами государственной политики по развитию малого и среднего предпринимательства на долгосрочную перспективу являются не только снижение уровня финансовой нагрузки на субъекты МСП от избыточных административных барьеров, но и упрощение и удешевление доступа к объектам коммунальной инфраструктуры, а также совершенствование трудового законодательства [9].
В рамках федеральных программ и региональных проектов предпринимателям оказывается помощь, которая устанавливается приказом Минэкономразвития РФ от 14.03.2019 № 125 [10]. Посредством вышеупомянутых программ реализуются следующие формы поддержки: предоставление субсидий; оказание бесплатных консультаций; обучение ведению бизнеса; предоставление земли и помещений в аренду на льготных условиях; выдача льготных кредитов; допуск к участию в выставках и ярмарках на безвозмездной основе [11].
В Республике Саха (Якутия) в соответствии со Стратегией развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 г., а также в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» активно реализуются мероприятия по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства. Среди них можно назвать следующие: финансовая поддержка (субсидии, займы, кредиты); имущественная поддержка (ГАУ «Технопарк «Якутия», ГАУ «Бизнес-инкубатор Республики Саха (Якутия)», муниципальный бизнес-инкубатор); образовательная поддержка (Бизнес-школа, Высшая школа инновационного менеджмента при Главе Республики Саха (Якутия)); информационно-консультационная поддержка (бесплатные консультации для бизнеса, онлайн-журнал «Предприниматель Якутии», полезные деловые мероприятия) [12].
Но, несмотря на эту поддержку, по данным Росстата, в России количество ликвидированных частных организаций преобладает над числом зарегистрированных предприятий. В ноябре 2019 г. зарегистрировано 21 873 организации, а ликвидировано 44 054 [13]. Как видим, темпы роста зарегистрированных индивидуальных предпринимателей остаются низкими.
Для того чтобы выяснить, насколько действенна государственная поддержка бизнеса в Республике Саха (Якутия) на данный момент, мы провели исследование роли органов местного самоуправления в развитии малого бизнеса в Республике Саха (Якутия), которое включало в себя метод анкетирования самозанятых и индивидуальных предпринимателей, уточняющее интервьюирование, а также применение корреляционного анализа мнений городских и сельских участников исследования.
Итак, цель исследования - изучить отношение к проблеме развития предпринимательства в Республике Саха (Якутия) и участию в этом процессе органов местного самоуправления.
Задачи:
1. Уточнить, как в целом относятся к проблеме развития предпринимательства сами самозанятые и индивидуальные предприниматели.
2. Выявить основные проблемы при ведении бизнеса.
3. Сравнить степень удовлетворенности поддержкой органов власти городского и сельского малого бизнеса.
4. Разработать рекомендации по улучшению взаимодействия местного самоуправления и представителей малого бизнеса.
Объект исследования - индивидуальные предприниматели ^ = 130) и самозанятые ^ = 136) Республики Саха (Якутия). Социологическое исследование проводилось в столице Республики Саха (Якутия) г. Якутске и в Мегино-Кангаласском улусе Республики Саха (Якутия). Предмет исследования - взаимодействие органов местного самоуправления и малого бизнеса. Время исследования: вторая половина ноября 2019 г. В качестве основной рабочей гипотезы исследования можно предложить следующий гипотетический вывод: индивидуальные предприниматели в большей степени довольны помощью органов власти, нежели самозанятые.
В качестве основного метода исследования было выбрано очное анкетирование в связи с его экономичностью и оперативностью. Анкета по виду контакта носила анонимный характер. Использовалась невероятностная выборка по методу «снежного кома» с учетом того аспекта, что точных статистических данных по поводу самозанятых в республике нет, приходилось прибегать к помощи знакомых - опрашивать тех самозанятых, адреса которых были доступны и сообщались во время анкетирования другими предпринимателями. Анкета включает 9 пунктов, в основном это фактологические и социально-психологические вопросы. Социально-психологические вопросы использовались также в уточняющем интервью.
Итак, из рисунка 1 видно, что опрошенные индивидуальные предприниматели и самозанятые расходятся во мнениях. Чуть меньше трети опрошенных предпринимателей (28 %) утверждают, что органы власти в чем-то помогают, а в чем-то мешают им. И такое же количество самозанятых, примерно треть (27 %), заявляют, что органы власти ничего не предпринимают для раскрутки их бизнеса. Примерно 1/5 часть индивидуальных предпринимателей однозначно уверены в том, что органы власти помогают бизнесу. В целом мы видим, что индивидуальные предприниматели в большей степени довольны помощью властей.
Органам власти необходимо принимать меры по созданию и развитию условий, улучшающих местный предпринимательский климат. Но для этого нужно учитывать актуальные проблемы, которые стоят сегодня перед малым бизнесом и самозанятыми (рис. 2).
Мы видим, что при организации собственного бизнеса в Республике Саха (Якутия) индивидуальные предприниматели и самозанятые сталкиваются со следующими проблемами:
1) высокие ставки по налоговым сборам: ИП - 57,3 %, самозанятые - 27,3 %;
2) проблема с логистикой: ИП - 26,8 %, самозанятые - 15,3 %;
3) отсутствие опыта в предпринимательской деятельности: ИП - 13,4%, самозанятые -52,8 %;
4) высокая арендная плата: ИП - 24,4 %, самозанятые - 28 %;
5) большое количество конкурентов: ИП - 26,8%, самозанятые - 30,2 %.
Затрудняюсь ответить В чем-то помогают, в чем-то мешают
Мешают
Не предпринимают ничего, но они необходимы Ничего не предпринимают Помогают бизнесу
30
■ Самозанятые
■ Индивидуальные предприниматели
Рисунок 1 - Отношение индивидуальных предпринимателей и самозанятых
к действиям органов власти, %
Высокие цены на сырье Много конкурентов
Высокая арендная плата
Отсутствие опыта в предпренимательской деятельности
Проблема с логистикой Высокие ставки по налогам и сборам
0
20
40
60
80
■ Самозанятые
■ Индивидуальные предприниматели
Рисунок 2 - Основные проблемы при ведении бизнеса, %
Осуществляя анализ основных проблем при ведении бизнеса, мы увидели, что проблемными местами для индивидуальных предпринимателей являются высокие ставки по налоговым сборам и высокие цены на сырье для производства, вследствие чего повышается отпускная цена продукции. Трудности с высокими ценами на сырье обусловлены проблемами с логистикой и отдаленностью региона. Также немаловажна такая «больная зона» предпринимательства, как высокая плата за аренду торговых и офисных помещений, но благодаря поддержке государства в виде технопарков и бизнес-инкубаторов данная проблема сегодня стоит не особенно остро. Для самозанятых главным тормозящим фактором является отсутствие опыта в предпринимательской деятельности. В процессе интервьюирования они отмечали, что государство не может обеспечить получение основных и начальных навыков для ведения бизнеса, не способно регулировать усилия граждан в ведении своего дела на начальном этапе, и это приводит к юридической и экономической безграмотности среди начинающих бизнесменов.
В ходе исследования также изучалось мнение городских и сельских представителей малого бизнеса. Из рисунка 3 видно, что примерно две трети (68,2 %) опрошенных предпринимателей на селе недовольны поддержкой малого бизнеса в своем районе, в интервью они подчеркивали, что этот процесс протекает вяло и безынициативно. В городе, наоборот, видна положительная тенденция (70,5 %) в поддержке властью предпринимателей, так как в городской местности муниципальные органы видят перспективы развития бизнеса.
По результатам сравнения социальной группы самозанятых в городской и сельской местности на рисунке 3 можно сделать вывод, что процент неудовлетворения государственной поддержкой самозанятых в городе и в сельской местности одинаков. В Республике Саха (Якутия) на
данный момент нет конкретной программы поддержки самозанятых граждан, не имеется четких ограничений и списка видов деятельности, что создает много вопросов. В то же время наблюдается ряд положительных аспектов: самозанятые признают, что они являются таковыми, они идентифицируют себя с предпринимательским слоем, понимают свою роль в обществе и видят заинтересованность в своей легализации.
Не довольны
Довольны
| Самозанятые (город)
Самозанятые (село)
Индивидуальные предприниматели (город)
Индивидуальные предприниматели (село)
0 20 40 60 80
100
120
Рисунок 3 - Распределение ответов городских и сельских представителей малого бизнеса на вопрос: «Довольны ли вы поддержкой малого бизнеса со стороны органов власти?», %
Рассмотрим также таблицу 1, в которой представлены мнения предпринимателей и самозанятых по поводу действия властей по отношению к бизнесу, а также ожидания бизнесменов по поводу улучшения ситуации с государственной помощью. Данные мнения высказаны в процессе уточняющего интервью с индивидуальными предпринимателями и самозанятыми.
Таблица 1 - Мнение респондентов о действиях властей в отношении бизнеса_
Респондент, № Чем помогли органы власти Что вы ожидаете от органов власти
1 Ничем не помогли Меньше бюрократии, больше финансирования и поддержки
2 Консультации, льготное помещение в бизнес-инкубаторе, гранты в деревне, помощь в приобретении земли для пастбища (Доволен) На фоне реальных проблем эта помощь бывает несущественна. Требуется больше грантов
3 Конкретно ничем Обучающие семинары, льготы при покупке онлайн-касс
4 Муниципальные власти особо ничем не помогли Так как у нас сфера деятельности связана с работами местных мастеров, хотелось бы проводить побольше выставок, мероприятий, направленных на поддержку частных мастеров
5 Ничем Субсидии на развитие малого бизнеса
6 Ничем, все своими силами Начинающим и так помогают субсидиями. Для предпринимателей, работающих 2-3 года, нужно выделить субсидии на расширение бизнеса. Уменьшение ставки налога
7 Конкретно ничем Финансовая поддержка начинающим предпринимателям. Оплата обучения курсов для развития своего бизнеса
8 Акция «Елка добра» (Доволен) Предоставление бесплатных мест для продажи на площадях и муниципальных помещениях. Предоставление мест для рекламы и рекламных баннеров по льготным тарифам. Сокращение процента налога
9 Ничем Уменьшение налога
10 Грант (Доволен) Льготные тарифы на аренду помещения для начинающих предпринимателей
Подводя итоги уточняющего интервью, можно отметить, что предприниматели начинали свое дело на собственный страх и риск и полагались только на свои силы, без участия государства. Но, даже рассчитывая только на собственные возможности, они ожидали от государства помощи. Большинство предпринимателей делают акцент на ставку налога. Один из них внес конструктивное предложение: необходимо поддержать бизнесменов, которые работают больше 2-3 лет и хотят расширить производство. Некоторые высказывания были сделаны по неосведомленности пред-
принимателей, так как такие меры, как льготное предоставление арендных помещений, практикуются государством на базе бизнес-инкубатора, но видно, что в МСП не знают об этом. Вывод здесь может быть только один - необходимо усилить информационную работу о предоставляемых льготах, субсидиях и программах поддержки МСП.
В целом, проанализировав результаты нашего исследования, можно прийти к выводу, что проблема поддержки малого бизнеса органами власти актуальна в Республике Саха (Якутия), вызывает большой интерес у респондентов. Гипотеза подтвердилась: индивидуальные предприниматели удовлетворены действиями властей в большей степени, нежели самозанятые. Развитие предпринимательства должно рассматриваться как направление плодотворного взаимодействия между предпринимателями, самозанятыми и местной властью. Важно отметить, что малые предприятия и в целом малый бизнес максимально ориентированы на региональные и местные потребности, вследствие чего можно с уверенностью сказать, что роль органов местного самоуправления состоит в том, чтобы идти навстречу малому бизнесу, искать формы более продуктивного сотрудничества с МСП и самозанятыми.
В качестве рекомендаций по улучшению взаимодействия местного самоуправления и представителей малого бизнеса можно выделить следующие аспекты:
- расширить варианты финансовой поддержки в развитии малого бизнеса в виде субсидий, вознаграждений, поощрений отличившихся МСП;
- регулярно проводить дискуссии, круглые столы, семинары для прямого общения и контакта органов власти с МСП, чтобы выявить проблемы и обмениваться идеями для дальнейшей работы;
- в каждом районе создать программу поддержки самозанятых граждан и оказывать им кураторство на начальном этапе;
- оказывать государственную поддержку через сеть интернет и активно использовать современные технологии, в том числе и краудсорсинг;
- предоставлять безвозмездную образовательную помощь в получении предпринимательских знаний, умений и навыков;
- активно поддерживать инновационные идеи предпринимателей и самозанятых граждан в регионе.
Ссылки:
1. История экономических учений : учебное пособие / под ред. В. Автономова, О. Ананьина, Н. Макашевой. М., 2002. 784 с.
2. Безгодов А. В. Очерки социологии предпринимательства / под ред. проф. Д.П. Гавры. СПб., 1999. 224 с.
3. Рывкина Р.В. Экономическая социология переходной России: люди и реформы. М., 1998. 432 с.
4. Горшков М.К. Российское общество как оно есть (опыт социологической диагностики). М., 2011. 671 с.
5. Иванов Д. Глэм-капитализм. СПб., 2015. 135 с.
6. Местникова А.Б. Предпринимательство в сфере услуг в Республике Саха (Якутия) : автореферат дисс. на соискание канд. социол. наук. СПб., 2003. 24 с.
7. Кросс-культурные особенности развития малого и среднего бизнеса (на примере Китайской Народной Республики и Республики Саха (Якутия)) [Электронный ресурс] / И.И. Подойницына, И.В. Николаева, Шан Мин Сю // Экономика и управление. 2018. № 10 (156). С. 39-49. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36791183 (дата обращения 21.04.2020).
8. Степанова Н.А. Актуализация инновационной функции малого предпринимательства в Республике Саха (Якутия) // Региональная экономика: теория и практика. № 12 (69). 2008. С. 45-51.
9. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года (разработан Минэкономразвития России) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
10. Об утверждении Требований к реализации мероприятий, осуществляемых субъектами Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства в субъектах Российской Федерации в целях достижения целей, показателей и результатов региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федеральных проектов, входящих в состав национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы", и требований к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] : приказ Министерства экономического развития РФ от 14.03.2019 № 125. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
11. Сорокина Д.А., Акулич В.Г. Виды государственной поддержки малого и среднего бизнеса в РФ [Электронный ресурс] // Проблемы науки. 2016. № 6. С. 113-116. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35129992 (дата обращения 01.04.2020).
12. Портал малого и среднего предпринимательства Республики Саха (Якутия) [Электронный ресурс]. URL: http://por-tal.b14.ru (дата обращения 01.04.2020).
13. Институциональные преобразования в экономике [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. URL: https://www.gks.ru/folder/14036 (дата обращения 10.01.2020).
Редактор: Фетисова Ирина Викторовна Переводчик: Кочетова Дарья Андреевна