Научная статья на тему 'Молодежное предпринимательство республики Саха (Якутия): состояние и перспективы'

Молодежное предпринимательство республики Саха (Якутия): состояние и перспективы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
444
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Арктика и Север
Область наук
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ / ИННОВАЦИОННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ГОСУДАРСТВЕННОЕ ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ПОТЕНЦИАЛ МОЛОДЕЖИ / УРОВЕНЬ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ / MODERNIZATION / INNOVATIVE PRODUCTION / PUBLIC PRIVATE PARTNERSHIPS / ENTREPRENEURSHIP / THE POTENTIAL OF YOUNG PEOPLE WHOSE STANDARD OF LIVING OF THE POPULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Баишева Саргылана Макаровна

Развитию малого бизнеса Республики Саха (Якутия) способствуют меры государственной поддержки: совершенствование нормативно-правовой базы, снижение административных барьеров, реальное увеличение объемов финансирования. Модернизация экономики, улучшение инвестиционного климата и развитие инновационного предпринимательства, внедрение новых, в том числе энергосберегающих технологий, снижение кадрового дефицита в предпринимательской среде напрямую будут зависеть от вклада молодого поколения Якутии в экономическое и социальное развитие республики, в повышение благополучия и уровня жизни населения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Youth entrepreneurship Republic Sakha (Yakutia): status and perspectives

The small Business Development of the Republic of Sakha (Yakutia) contributes to the state support measures: improving the regulatory framework, reducing administrative barriers, the real increase in funding. The modernization of the economy, improving the investment climate and development of innovative enterprises, the introduction of new, including energy-saving technologies, reduction of personnel shortages in the business environment will directly depend on the contribution of the younger generation of Yakutia in the economic and social development of the republic, the welfare and living standards

Текст научной работы на тему «Молодежное предпринимательство республики Саха (Якутия): состояние и перспективы»

УДК [316.334.23 +316.422+332.1+338.2](571.56)(045)

Молодежное предпринимательство Республики Саха (Якутия): состояние и перспективы

© Баишева Саргылана Макаровна, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник сектора этносоциологии Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН. Е-mail: baisarqy09@yandex.ru.

Развитию малого бизнеса Республики Саха (Якутия) способствуют меры государственной поддержки: совершенствование нормативно-правовой базы, снижение административных барьеров, реальное увеличение объемов финансирования. Модернизация экономики, улучшение инвестиционного климата и развитие инновационного предпринимательства, внедрение новых, в том числе энергосберегающих технологий, снижение кадрового дефицита в предпринимательской среде напрямую будут зависеть от вклада молодого поколения Якутии в экономическое и социальное развитие республики, в повышение благополучия и уровня жизни населения1.

Ключевые слова: модернизация, инновационное производство, государственное частное партнерство, предпринимательство, потенциал молодежи, уровень жизни населения.

Youth entrepreneurship Republic Sakha (Yakutia): status and perspectives

© Sargilana M. Baisheva, Ph. D., Senior Research Fellow, Department of ethno Institute of Humanitarian Studies and Minorities of the North SB RAS. Е-mail: baisarqy09@yandex.ru.

Abstract

The small Business Development of the Republic of Sakha (Yakutia) contributes to the state support measures: improving the regulatory framework, reducing administrative barriers, the real increase in funding. The modernization of the economy, improving the investment climate and development of innovative enterprises, the introduction of new, including energy-saving technologies, reduction of personnel shortages in the business environment will directly depend on the contribution of the younger generation of Yakutia in the economic and social development of the republic, the welfare and living standards.

Keywords: modernization, innovative production, public private partnerships, entrepreneurship, the potential of young people whose standard of living of the population.

Для развития предпринимательства на федеральном уровне проводится целенаправленная работа в нормативно-правовой сфере: принят федеральный закон о развитии малого

1 Исследование проводится при финансовой поддержке РГНФ в рамках проекта № 10-03-79302а/Т «Молодое поколение Южной Якутии в условиях нового промышленного освоения: социологический портрет».

и среднего предпринимательства [1, 2007], разработан пакет законов, направленных на снижение административных барьеров. На базе федерального закона принят закон Республики Саха (Якутия) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Республике Саха (Якутия)», в котором одним из приоритетов государственной политики является поддержка молодежного предпринимательства [2, 2008]. В развитии предпринимательства значительная роль отводится участию молодежи как наиболее активной и предприимчивой социальной группы, стратегическому ресурсу инновационных перемен и преобразований в стране. Молодым людям создаются возможности для реализации предпринимательских инициатив в создании собственного дела, поскольку малый и средний бизнес способствует созданию новых рабочих мест, сокращению уровня фактической безработицы, подготовке квалифицированных кадров. Сфера малого предпринимательства служит благоприятной средой для реализации идей, инициатив и творческих амбиций молодежи. Однако самореализация молодых людей в сфере предпринимательства в республике сдерживается по ряду причин:

-I- отсутствие у молодежи первоначального капитала (финансовых средств) для реализации предпринимательской инициативы;

-I- недостаточность требуемых (практических) навыков, определенного опыта и компетенций для ведения предпринимательской деятельности;

-I- наличие административных, правовых и финансовых барьеров, препятствующих ведению бизнеса;

-I- противоречивость в формировании атмосферы делового взаимодействия, доверия, взаимовыручки и взаимоуважения в молодежной среде;

-I- деловая активность молодежи может сдерживаться также ввиду неопределенности экономической ситуации, высоких процентов за коммерческий кредит, несовершенства нормативно-правовой базы.

На начало 2010 года в республике зафиксировано 49 362 субъекта среднего и малого бизнеса, в том числе 115 средних предприятий, 4 952 малых предприятий, 4 255 крестьянских хозяйств и 40 040 индивидуальных предпринимателей [3, 2010]. Из числа зарегистрированных индивидуальных предпринимателей почти каждый шестой относится к категории молодежи. Для сравнения: доля молодых предпринимателей в 2007 году составляла 11 %, в 2008 году возросла до 14 %, то есть ежегодно в среднем увеличивается на 3 %. Анализ деятельности предпринимательских структур показал, что в территориальном разрезе наибольшая доля предпринимателей из числа молодежи зарегистрирована в промышленной группе улусов - 17 % от общего количества предпринимателей, в сельскохозяйственных улусах молодые предприниматели составляют 13 % от общего числа предпринимателей, в арктической группе улусов - каждый десятый из предпринимателей относится к молодежному социуму. В Горном, Нюрбинском улусах, в городе Якутске доля молодых предпринимателей составила 17 %, что выше среднереспубликанского показателя. В арктической группе улусов наибольшее количество предпринимателей из числа молодежи зарегистрировано в Верхоянском улусе -543 ИП, в сельскохозяйственных улусах (Вилюйском, Мегино-Кангаласском, Намском, Чу-рапчинском, Усть-Алданском) - более 800 ИП, в промышленной группе улусов и в городе Якутске - около 14 000 ИП. Нужно отметить, что в период между 2000 и 2007 годами актив-

ность молодежи снижалась. Так, по сведениям статистического учета, доля молодежи среди занятых в экономике составляла 24,5 % в 2000 году, 20,5 % - в 2007 году. В 2008 году удельный вес молодежи от общего числа занятых в экономике повысился до 22,6 %. Спад предыдущих лет по данному показателю происходил ввиду того, что молодые люди основное внимание в своем развитии уделяли повышению образовательного уровня, обучению в учебных заведениях республики. Число студентов увеличилось с 40 тыс. человек в 2000 году до 70 тыс. человек в 2007 году, и стабилизировалось в 2008 году наряду с ростом активности молодых предпринимателей. В общей массе занятого населения доля молодых индивидуальных предпринимателей в 2008 году составила около 5 %.

Структура занятости молодых предпринимателей по видам экономической деятельности практически не меняется на протяжении ряда лет и распределяется следующим образом: торговля - 37 %, транспорт - 17 %, операции с недвижимым имуществом - 15 %, предоставление услуг - 9 %. В сфере сельского хозяйства трудятся 5 % молодых предпринимателей, в обрабатывающих отраслях производства - всего 6 %. Молодежь в последнее время проявляет большую активность и заинтересованность в подаче идей, организации собственного дела в производственных отраслях экономики. Ежегодно увеличивается процент участия в реализации продукции молодых предпринимателей, работающих в сельском хозяйстве, по линии добычи полезных ископаемых, обрабатывающих и прочих производств. Наши наблюдения показывают, что молодежь отслеживает новые тенденции в проведении государственной политики в области предпринимательства.

Проводимые нами исследования среди молодежи Южной Якутии 18-30 лет позволили выявить основные черты современных молодых бизнесменов: готовность к риску, мобильность, гибкость и способность принимать решения в условиях неопределенности, что в определенной мере помогает преодолевать им многие трудности. Новое поколение бизнесменов отличается от старшего большей активностью в решении финансовых проблем, большей информированностью в организации дела. В ситуации снижения доходов молодые предприниматели не намерены отказываться от привычного уровня потребления; они чаще выбирают активные стратегии адаптации в условиях кризиса, чем предприниматели старшего возраста.

Отсутствие финансовых средств для реализации предпринимательской инициативы, слабая осведомленность о программах поддержки предпринимательства на республиканском уровне и на местах, отсутствие необходимых знаний и навыков для ведения бизнеса - основные причины, которые снижают активность молодых людей. В итоге предпринимательская деятельность воспринимается молодежью в контексте преодоления трудностей, большинство из них считают непреодолимым препятствием не только создать новый бизнес, найти свою нишу, но и продвигаться вперед, расширяя сферу влияния своего бизнеса. Поэтому для вовлечения молодежи в предпринимательскую деятельность, содействию молодежного предпринимательства значительную роль призваны сыграть не только государственные структуры, но и общественные организации, в том числе Ассоциация молодых предпринимателей Республики Саха (Якутия). Данная ассоциация ставит своей целью объединение молодых предпринимателей на республиканском уровне в отстаивании своих интересов, защиты прав

и налаживания профессионального сотрудничества наряду с формированием оценки эффективности в реализации государственных программ с участием предпринимательского сообщества.

Для стимулирования предпринимательской активности правительством республики принимаются в первую очередь меры по обеспечению и упрощению доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам. В целях доступности банковских кредитных ресурсов молодым предпринимателям предоставляются поручительства. Кроме того, им субсидируются процентные ставки по банковским кредитам (2/3 от ставки рефинансирования). Существующий в республике Фонд поддержки предпринимательства и гарантийный фонд помогают оформить доступ к финансированию бизнеса. В качестве дополнительного бонуса инициативным предпринимателям предоставляются на льготных условиях микрозаймы (до 600 тыс. рублей). Среди молодых, начинающих свой бизнес, спросом пользуются конкурсы на предоставление грантов в размере до 200 тыс. рублей. Необходимым условием для получения грантовой поддержки начинающим предпринимателям является прохождение бизнес-курсов, специальных образовательных курсов по линии Бизнес-школы республиканского Министерства предпринимательства (или его филиалов в городах Нерюнгри, Мирный). Данная мера показала, что такой подход к выделению государственных средств способствует повышению выживаемости и состоятельности начинающих предпринимателей, особенно в первые годы ведения собственного бизнеса.

За 2009 год через гарантийный фонд и грантовую поддержку финансовая помощь на общую сумму 136 млн рублей была оказана 217 предпринимателям, из которых молодых - 39 чел., или 18 %. Анализ получателей финансовой поддержки выявил низкую конкурентоспособность молодых предпринимателей. В связи с этим планируется ввести квотирование на получение всех видов финансовой поддержки для молодежи. Основным критерием отбора участников будет качественное составление бизнес-плана. К приоритетным направлениям при выделении средств будут относиться работы, связанные с внедрением инновационных технологий.

Расширение сферы влияния бизнеса планируется осуществить посредством создания взаимосвязанной сети муниципальных фондов. В настоящее время они самостоятельно действуют в 13 районах (Верхневилюйский, Вилюйский, Горный, Намский, Жиганский, Кобяй-ский, Ленский, Оймяконский, Оленекский, Сунтарский, Томпонский, Усть-Алданский и Хан-галасский). В остальных 22 районах работа фондов совмещается с деятельностью отдельных специалистов администраций муниципальных образований.

В целях создания более благоприятных условий для развития бизнеса в улусах с этого года введена принципиально новая мера государственной поддержки - софинансирование муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства. Субсидии муниципальным образованиям предоставляются при условии наличия в муниципальных программах основных стандартов поддержки предпринимателей, то есть при наличии антикризисных мер и мер поддержки развития инфраструктуры, в том числе молодежи. В настоящее время программы приняты во всех муниципальных образованиях. Специалистами Министерства предпринимательства Республики Саха (Якутия) определена доля софинансирова-

ния в общей сумме расходов для муниципальных образований по трем группам, в том числе: 80 к 20 % - для арктических улусов; 60 к 40 % - для сельскохозяйственных улусов; 50 к 50 % - для промышленных улусов. Новая мера государственной поддержки позволит совместно с органами местного самоуправления поддержать субъекты малого и среднего предпринимательства в виде грантов начинающим собственный бизнес, субсидирования процентной ставки, микрокредитования, образовательной и консультационной поддержки. В целом на софинансирование муниципальных программ предусмотрено из республиканского и местного бюджетов более 135 млн руб. (из расчета на поддержку порядка 6 тыс. предпринимателей). В договора по софинансированию программ будут включены обязательные условия (пункты) по поддержке предпринимателей из числа молодежи.

В условиях рынка, нестабильности ситуации актуальной мерой поддержки начинающего предпринимателя является имущественная поддержка. С целью инвентаризации государственного имущества на местах составлен перечень офисных и производственных помещений, предназначенных исключительно для предоставления в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства. Имущество, включенное в этот перечень, должно предоставляться предпринимателям, занятым в социально-значимых видах предпринимательской деятельности, по льготным ставкам арендной платы. Согласно закону, это не только здания, но и оборудование, машины, механизмы, установки технического назначения, транспортные средства, инвентарь и инструменты. Эта работа начата и в муниципальных образованиях республики. Всего перечень государственного и муниципального имущества состоит из 142 объектов с общей площадью более 25 тыс. кв. м. К примеру, в Амгинском районе на льготных условиях (в первый сезон бесплатно) предоставлена в аренду туристическая база «Сардаана» 19-летнему предпринимателю Л. В Хангаласском районе молодому предпринимателю П. для оказания гостиничных услуг предоставлено в аренду помещение площадью более 200 кв. м по 50 % льготной ставки. Другая форма имущественной поддержки - преимущественное право субъектов малого и среднего предпринимательства на выкуп арендуемого имущества (в соответствии с ФЗ № 159) - не получила среди молодых предпринимателей распространения. Хотя законом республики установлен срок рассрочки выкупа не менее 5 лет и площадь 1 000 кв. м как для государственного, так и для муниципального имущества.

Наиболее востребованной среди молодежи формой имущественной поддержки на начальном этапе развития явился Бизнес-инкубатор в городе Якутске, где половину резидентов составляет молодежь. Бизнес-инкубатор обеспечивает возможность в значительной степени сократить расходы начинающим предпринимателям, предоставляя им в аренду не только помещение, но и мебель, средства связи, оргтехнику. Нахождение предпринимателя в инкубаторе рассчитано на 3 года на льготных условиях аренды, кроме того, инкубируемым предпринимателям оказываются бухгалтерские, юридические, консалтинговые, образовательные, информационные услуги. Введен в эксплуатацию Бизнес-инкубатор в городе Нерюнгри для поддержки 40 начинающих предпринимателей, создано около 180 рабочих мест. Запланировано функционирование инкубаторов в городах Алдан, Нюрба и в поселке Нижний Бестях.

На базе мощностей ОАО «Сахамебель» создан мебельный кластер с участием субъектов малого бизнеса, среди них есть молодежь. Ведется работа по созданию промышленной зоны

для субъектов малого и среднего предпринимательства в посоелке Нижний Бестях, агрозоны в посоелке Витим. Планируется создание технопарка или промзоны в городе Нерюнгри. Безусловно, во всех этих площадках найдет свое место и молодежный бизнес.

Субъекты инфраструктуры поддержки

Государственный/муниципальный фонд поддержки предпринимательства (19 субъектов)

Бизнес-инкубатор (2 субъекта)

Учебно-деловой центр (1 субъект)

Общественная организация/объединение (4 субъекта)

Рисунок 1. Портал малого и среднего предпринимательства Республики Саха (Якутия).

URL: http://www.b14.m/registry/mfr/ip/(дата обращения:31.03.2012)

Республика Саха (Якутия) отличается от многих субъектов Дальневосточного региона развитой инфраструктурой поддержки начинающих предпринимателей. Совершенствование данного направления способствовало созданию новых объектов инфраструктуры поддержки предпринимательства - Центры развития бизнеса. Из 14 действующих в настоящее время наиболее активно центры работают в Усть-Алданском, Горном, Намском, Нюрбинском, районах. Совместно с администрациями муниципальных образований запланировано создать такие центры по всей Республике. При этом эффективность работы центров во многом зависит от профессионализма кадров, которым, в свою очередь, профессиональную методическую помощь должны оказывать специализированные структуры республиканского уровня (Республиканский центр поддержки предпринимательства, Бизнес-школа и республиканский Фонд развития предпринимательства). С целью повышения эффективности работы начата оптимизация действующей инфраструктуры поддержки путем создания на базе действующих объектов единого республиканского центра, призванного обеспечивать методическую помощь и координацию деятельности центров развития бизнеса во всех муниципальных образованиях.

Для успешной работы предпринимателей, в том числе начинающих, необходимое условие - повышение образовательного уровня. Среди образовательных услуг наибольшей популярностью пользуются курсы обучения основам предпринимательской деятельности, проводимые бизнес-школой.

Однако требуются углубленные знания молодым предпринимателям и по открытию малого предприятия, и в составлении бизнес-плана, и в организации бизнес-процессов, и в

Центр/Агентство по развитию предпринимательства (35 субъектов)

±

Агентство по поддержке экспорта товаров (1 субъект)

Инновационно-технологический центр Г1 субъект-)

ЧіИ

ведении бухгалтерской отчетности. В целях формирования предпринимательской культуры и развития предпринимательского потенциала подрастающего поколения с 2010 года совместно с Министерством образования Республики Саха (Якутия) разработана программа. Вводится в практику обучение основам экономики и предпринимательства в школах республики. Даже учащиеся 10-11 классов не имеют представления о направлениях предпринимательской деятельности, о профессиях, видах и перспективах бизнеса. Безусловный интерес вызывает и живое общение с предпринимателями, что наглядно продемонстрировала проведенная Ассоциацией молодых предпринимателей Неделя предпринимательства (май 2010 года).

Для популяризации идеи предпринимательства среди молодежи, формирования моделей поведения и жизненных стратегий в области предпринимательства ежемесячно издается журнал «Предприниматель Якутии», где освещаются вопросы предпринимательской деятельности в Республике Саха (Якутия), еженедельно выходит в телевизионный эфир передача «Бизнес-формула», дающая предпринимателю консультации по актуальным вопросам. Ведется сопровождение специализированных сайтов, где размещается информация о механизмах и мерах государственной поддержки малого и среднего предпринимательства. Сегодня предстоит задача активнее использовать возможности Интернета для общения с бизнес-сообществом, внедрение таких форм, как интернет-конференции, открытие виртуальной приемной министра, интернет-семинаров.

Приоритеты государственной политики поддержки на среднесрочную перспективу предполагают:

-I- расширение информационной инфраструктуры и услуг;

-I- содействие созданию инфраструктурных объектов поддержки малого предпринимательства;

-I- расширение возможностей доступа субъектов малого предпринимательства к финансовым ресурсам посредством поддержки деятельности микрофинансовых организаций и субсидирования части процентных ставок по банковским кредитам;

-I- решение вопросов имущественного обеспечения малого бизнеса, обеспечение доступа к нежилым помещениям;

-I- развитие взаимодействия органов местного самоуправления с предпринимательскими структурами.

В перспективе существующие бизнес-школы, бизнес-инкубаторы и консалтинговые службы следует объединить в Центры развития малого бизнеса, которые должны объединить предпринимателей, работающих на территории муниципального образования.

В республике реализуется целевая программа «Развитие предпринимательства и туризма в Республике Саха (Якутия) на 2009-2011 годы», основная цель которой - достижение роста предпринимательской активности молодежи [4, 2010]. В трудоустройстве молодежи активное участие принимают крупные промышленные компании, вносящие определенный вклад в социально-экономическое развитие региона (АК «АЛРОСА», ОАО «Нижнеленское», ОАО «Алмазы Анабара», ОАО «Сургутнефтегаз» и др.).

Определенный потенциал для развития малого бизнеса связан с совершенствованием налоговой законодательной базы. Были внесены изменения в налоговую политику республики в части уменьшения с 15 до 10 % налоговой ставки при применении упрощенной системы налогообложения. Для повышения деловой активности населения и вовлечения безработных в предпринимательскую деятельность с 2010 года вводится для индивидуальных предпринимателей на территории Якутии упрощенная система налогообложения на основе патента. Внедрение такой системы позволит в условиях Севера учитывать сезонность выполняемых работ и услуг, с одной стороны, и упростить саму процедуру оформления налоговых деклараций, с другой. Все эти меры должны снизить налоговую нагрузку на предпринимательскую деятельность, послужить стимулом для увеличения числа предпринимателей, легализации самой предпринимательской деятельности, в том числе и молодежного бизнеса.

Правительством реализован Комплекс мер по развитию малого и среднего предпринимательства на 2009-2010 годы. Молодежь вовлекается в предпринимательскую деятельность по приоритетным отраслям экономики, оказывается содействие социально-трудовой адаптации молодежи, организации самозанятости безработной молодежи и другие меры поддержки для повышения деловой активности инициативных молодых людей, позитивно настроенных на самостоятельную, эффективную деятельность в сфере предпринимательства. Проведен Год молодежи.

Начато формирование целостной социально-ориентированной системы поддержки молодежного бизнеса. Важным направлением развития крупных инвестиционных проектов базовых отраслей промышленности станет расширение сфер деятельности малого бизнеса в повседневной жизни населения. В республике существуют ниши, слабоосвоенные субъектами малого предпринимательства. Транспорт и связь, сервисное и логистическое обслуживание, ремонт и содержание дорог, строительство и промышленность строительных материалов, жилищно-коммунальное хозяйство, туризм и гостиничный сервис, бизнес-услуги, консалтинг, разработка и внедрение новых технологий - поле деятельности малых и инновационных фирм. Кроме того, во многих районах республики есть предпосылки для развития прибыльных фермерских хозяйств, занимающихся животноводством, звероводством и другими видами сельхозпроизводства. Реализация целенаправленной программы по развитию малого предпринимательства, по прогнозным оценкам, приведет к увеличению доли занятых в данной сфере от общего количества занятых в экономике к 2015 году до 35 %, а к 2020 году до 45 %.

Правительство республики, органы исполнительной власти нацелены сегодня на разностороннюю поддержку и развитие предпринимательской активности молодежи и ставят перед собой следующие задачи: создать условия для вовлечения молодежи в предпринимательскую деятельность, особенно в сфере инноваций, промышленности, строительстве, ЖКХ, социальной сфере; обеспечить доступность субъектов малого и среднего предпринимательства к государственному и муниципальному имуществу; сформировать реальную систему инфраструктуры поддержки предпринимательства во всех улусах республики; содействовать развитию интереса у молодых людей к самостоятельной деловой активности.

Для решения данных задач необходимо разработать подпрограмму «Развитие молодежного предпринимательства» республиканской целевой программы «Развитие предпринимательства и туризма в Республике Саха (Якутия) на период до 2020 года»; установить квоты для молодых предпринимателей на уровне не менее 30 % от общего числа субъектов малого и среднего предпринимательства получателей всех форм финансовой поддержки; содействовать деятельности ЯРО ВОО «Ассоциация молодых предпринимателей»; создать систему поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства во всех улусах республики; обеспечить участие молодежи в мероприятиях «Самозанятость безработных граждан» в рамках Программы дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда в Республике Саха (Якутия), установив квоту не менее 30 % для молодежи из общего числа получателей государственной поддержки.

В целом государственная политика стимулирования молодежи к предпринимательской деятельности позволит заметно снизить остроту проблемы создания дополнительных рабочих мест для молодежи и повышения уровня жизни молодых семей. Комплекс предлагаемых мер будет способствовать формированию молодого поколения предпринимателей в республике, заложит основы стабильного развития экономики. Рост предпринимательской активности и формирование конкурентоспособного поколения молодых предпринимателей возможны при консолидации усилий государства, общества и бизнеса. Эффективность функционирования молодежных бизнес-структур будет зависеть от комплекса факторов и, в первую очередь, от взаимодействия республиканской власти с федеральной, соседними и заинтересованными регионами РФ, бизнес-сообществом и институтами гражданского общества.

Литература

1. Закон Республики Саха (Якутия) от 29 декабря 2008 года 645-З № 179-IV «О развитии малого и среднего предпринимательства в Республике Саха (Якутия)». URL: http://il-tumen.ykt.ru /node/359.

2. Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (с изменениями от 18 октября 2007 года, 22, 23 июля 2008 года, 2 августа, 27 декабря 2009 года, 5 июля 2010 года). URL: http://sakha.gov.ru/node/6755.

3. Малое и среднее предпринимательство в Республике Саха (Якутия). 2009: Стат. сб. / Саха (Якутия). Якутск, 2010. 144 с.

4. Республиканская целевая программа «Развитие предпринимательства и туризма в Республике Саха (Якутия) на 2009-2011 годы (утв. Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 13 марта 2010 года № 1865). URL: http: //sakha.gov.ru/node/8297.

Рецензент - Шадрина Светлана Владимировна, кандидат экономических наук, доцент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.