3. Cools M. and Emmanuel C. and Jorissen A. Transfer Pricing and the Management Control System in the Tax Compliant Multinational
Enterprise // Accounting, Organizations and Society: 2008, 33 (6). — P. 603-628.
4. Chow C.W., Shields M.D., & Wu A. The importance of national culture in the design of and preference for management control for
multinational organizations // Accounting, Organizations and Society. — 1999. — P. 441-461.
5. Merchant K.A. Rewarding results. Motivating Profit Center Managers. — Boston: Harvard Business School Press, — 2009. — P. 272.
6. Fisher J. Contingency-based research on management control systems: categorization by level of complexity // Journal of Accounting Literature. — 2005. — No.14. — P. 24-53.
7. Cravens K., and Shearon W.T. An outcome-based Assessment of International Transfer Pricing Policy // The International Journal of Accounting. — 2006. — Vol.31. — No.4. — P. 419-443.
8. Cravens K. Examining the role of transfer pricing as a strategy for multinational firms // International Business Review. — 2007. — Vol.6. — No.2. — P. 127-145.
9. Baldenius T., Melumad N. D., Reichelstein S. J. Integrating Managerial and Tax Objectives in Transfer Pricing. — March, 2008. — P. 237.
10. Baldenius T., Bastion N., Reichelstein S., Market-Based Transfer Pricing: A Synthesis of Recent Studies. — 2011.— P. 321.
11. Oliver E. Williamson The Modern Corporation: Origins, Evolution, Attributes // Journal of Economic Literature. — 2011. — Vol.19. — No. 4. — P. 1537-1568.
12. Scott E. Masten Institutional choice and the organization of production: the make-or-buy decision // Journal of Institutional and Theoretical Economics. — 2006. — No.142. — P. 493-509.
13. Alchian A.A. Costs and Outputs. — Boston: Harvard Business School Press. — 2009.
1 Англ. «headquarter services»
2 Как нам представляется, для этого существует несколько причин, во-первых, статья Гилроя представляет не всю модель Мастена, хотя Гилрой описывает почти все переменные и предпосылки, но затем их часть (механизм переговоров и затраты по договору) просто не использует. Во-вторых, в работе Гилроя не раскрывается содержание используемой функции распределения вероятностей.
В-третьих, Гилрой приводит дополнительные интерпретации, по-своему толкует положения модели Мастена, и в этом состоит ценность его работы, но при этом выводы относительно модели он приводит по работе Мастена, вводя лишь дополнительное толкование. Таким образом, полное представление о модели можно получить только из работы Мастена.
ТЕМПЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА ЯКУТИИ
Г.И. Рац,
профессор кафедры международных экономических отношений Финансово-экономического института Северо-Восточного федерального университета им. МК. Аммосова (г. Якутск),
доктор экономических наук [email protected]
Н.Ю. Иванов,
главный специалист отдела науки и инноваций Технологического института Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова (г. Якутск),
кандидат экономических наук [email protected]
Д.П. Лаврова,
соискатель кафедры международных экономических отношений Финансово-экономического института Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова (г. Якутск)
Статья посвящена темпам развития малого и среднего бизнеса в Якутии. В частности, использованы статистические показатели по Республике Саха (Якутия) и обобщены причинно-следственные характеристики темпов развития отраслей хозяйства и места в нем малого и среднего бизнеса.
Ключевые слова: малый и средний бизнес, темпы роста экономики, региональная экономика, статистика.
УДК 338.12 ББК 65.05
Доминирующей отраслью по видам экономической деятельности в Якутии остается оптовая и розничная торговля, которая в малых и средних формах предпринимательства занимает 25,6% согласно статистическим данным за 2011 г
До 2011 г. темпы их развития были наибольшие, чем в текущем году, поскольку в Якутии не было предусмотрено достаточных ресурсов, направляемых на развитие и расширение других видов экономической деятельности. Также темпы развития иных отраслей сдерживаются документационными номенклатурными заслонами (лицензии, сертификаты и прочие), получение которых нужно добиваться годами.
Наиболее характерным примером является строительство, доля которого составляет 18,6%. В отрасли наблюдаются тенденции увеличения темпов и объемов строительства объектов коммерческого и жилого назначения, стимулирующие инвестиционную привлекательность города Якутска и республики в целом.
Указ Президента республики от 12.10.2011 г. № 977 утвердил масштабные мероприятия согласно Государственной программе «Обеспечение качественным жильем на 2012-2016 годы», в котором предусмотрено предоставление социальных выплат гражданам, зарегистрированным на территории городского ок-
руга «Город Якутск» по оплате части стоимости приобретаемых жилых помещений в рамках реализации подпрограммы «Повышение доступности рынка многоквартирных жилых домов». В 2011 г. принято Постановление Правительства РС (Я) о новой программе «Пилотный проект». На этот проект из бюджета республики и России было выделено около 500 млн руб., субсидии которого смогли получить более 700 чел. Участниками проекта смогли стать не только бюджетные работники, но и все, кто нуждается в улучшении жилищных условий, которые ранее не могли воспользоваться государственной или муниципальной помощью, хотя при этом они должны отвечать требованию кредитоспособности.
В 2012 г. в Якутске проведение Международного спортивного форума «Россия — спортивная держава» и V Игр «Дети Азии» — это год активного строительства крупных объектов: крытого спортивно-зрелищного комплекса. Основным помещением является универсальный легкоатлетический зал с трибунами на три тысячи мест. В здании предусмотрены лечебно-восстановительный центр с блоком саун, массажный салон и физиокабинеты, ряд спортивных залов для занятий борьбы и боксом; помещения для спортсменов, судей, гостиница, ресторан на 150 мест, буфет, гараж-стоянка и другие дополнительные помещения. Архитектурный ансамбль основного блока включает 39-метровую смотровую площадку с лифтом, оформленную барельефами, на которых изображены мифологические герои якутского эпоса «Олонхо». Кроме того, рассматривается вопрос строительства плавательного бассейна, общежитий для Арктического государственного института культуры и искусства и Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова.
Сопутствующими строительной отрасли являются сферы операций с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг в данных отраслях и сферах деятельности, которые составляют 16,2% от общего числа малых и средних предприятий. В последние годы малый и средний бизнес в этом направлении динамично развивается, приумножая в разы механизмы операций в рыночном пространстве.
Сельское хозяйство занимает 13,3% от общей доли малых и средних предприятий. Преимуществом малого бизнеса аграрного сектора является то, что сильная государственная поддержка отрасли позволяет преобразовать усилия ручного труда в механизированный. В настоящее время наиболее эффективным способом организации сельского хозяйства является лизинг, который обеспечивает частно-государственные взаимоотношения.
Не секрет, что в России все, что связано с малым бизнесом и коммерческой деятельностью, обрастает большими проблемами. Неоднократно обращалось внимание на устранение бюрократических препонов, тормозящих развитие малого бизнеса, коррумпированность и круговую поруку в органах государственной власти, низкую культуру предпринимателей. Есть убеждение, что предпринимательство, как социальный институт, ответственно не только за свой бизнес, но и за то, что происходит во всей экономике [11].
Территория Республики Саха (Якутия) характеризуется сложной организационной структурой и сочетанием природноклиматического, территориально-отраслевого, поселенческого и производственно-ресурсного потенциалов и определяется процессами регионализации и пространственной кластеризации социально-экономического комплекса. Такая регионализация обусловлена социально-экономической дифференциацией относительно и слабо освоенных, развитых и депрессивных районов, особенностями территорий проживания коренных малочисленных народов. Кроме того, имеет значение неразвитость дорожно-транспортной и сопутствующих видов инфраструктуры, связывающих улусы республики и обеспечивающих ее внутренние связи, а также необходимость в диверсификации производительных сил и оптимизации ее расселенческо-поселенческой структуры. К наиболее мощным комплексам кластерно-территориального типа относятся полифункциональные производственные системы, формирующиеся на базе Якутской агломерации и близлежащих урбанизированных территорий, Нерюнгрин-ского и Алданского полюсов развития, Мирнинского ареала притяжения новых технологий, лидирующие функции которых в структуре хозяйства значительны. Для Якутии в кластерном подходе важным является развитие квази-рынка, укрепление внутриреспубликанских связей на основе развития дорожно-
транспортной инфраструктуры, создания межхозяйственных связей, совершенствования общественного разделения труда с максимальной реализацией местных ресурсов и возможностей, которые, постепенно расширяясь, будут выходить за пределы опорных «полюсов», распространяясь на все большие ареалы. Особого внимания и поддержки при таком развитии требуют многообразные сферы обслуживания, создающие новые рабочие места, предлагающие инновационные виды обслуживания, развивающие и облагораживающие территорию [7].
Документально критерии определения понятия «малый бизнес», основы формирования инфраструктуры поддержки малых предприятий (который дал старт программе поддержки предпринимательства), впервые закреплены в законе о малом и среднем бизнесе в 2001 г. С тех пор многое изменилось: и российское законодательство, и условия существования бизнеса. Сложившиеся тенденции требуют современной нормативно-правовой базы и корректировки отношения государства к бизнесу.
Сегодня к малым предприятиям принято относить организации сферы розничной торговли и бытового обслуживания населения с численностью сотрудников не более 30 чел. Для предприятий сельского хозяйства и научных учреждений верхняя планка составляет 60 чел. Иметь в штате до 100 чел., при этом считаться малым предприятием могут только промышленные, строительные и транспортные компании. Для всех остальных отраслей лимит 50 сотрудников. Новые параметры, которые предлагает ввести Минэкономразвития России совместно с Торгово-промышленной палатой Российской Федерации и прочими заинтересованными структурами, будут совпадать с европейской практикой деления предприятий. Под микропредприятиями будут пониматься организации с численностью не более 15 чел. Малые предприятия могут включать в состав от 16 до 100 работающих, а средние — от 101 до 250 [5].
В настоящее время ожидается увеличение объема господдержки малому и среднему бизнесу. Министерство по делам развития предпринимательства, туризма и занятости Республики Саха (Якутия) считает, что «... если увеличится объем господдержки, то планируется рост количества субъектов малого и среднего предпринимательства до 77000 единиц; увеличение доли продукции, произведенной малыми и средними предприятиями в валовом региональном продукте до 25,5%; увеличение доли занятых в малом и среднем бизнесе от общего числа занятых в экономике до 52%; увеличение инвестиций в основной капитал малых предприятий до 11500,0 млн руб.» [16].
Для достижения данной цели были озвучены пути решения развития предпринимательства в регионе на 2012-2016 гг., задачами которого является создание и обеспечение благоприятных условий развития и повышения конкурентоспособности малого и среднего бизнеса на территории республики.
Успехи реализации проекта туристско-рекреационного кластера «Северный мир» в рамках софинансирования совместно с ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ (2011-2018 годы)» являются катализаторами расширения малого бизнеса в данной сфере. Уникальность кластера «Северный мир» заключается в использовании естественных природных условий и климатических явлений; экстремально низкой температуры и вечной мерзлоты; материальной и нематериальной культуры народов Севера; особых элементов мировой цивилизации. Все это предполагает создание и развитие высокоэффективного и конкурентоспособного туристического комплекса, привлечение инвестиций посредством создания инвестиционных площадок для реализации механизмов государственно-частного партнерства и, конечно, развитие малого и среднего предпринимательства.
Туристско-рекреационный кластер распространяется на территории Центральной Якутии, в 33 км от города Якутска, на левом берегу реки Лена, в природно-ландшафтном парке «Мече-сиЬ|э», общей площадью 5,9 тыс. га.
Проект туристско-рекреационного кластера предполагает пополнение 9 объектами, включая объекты размещения, питания, досуга: научно-исследовательский комплекс «Всемирный центр Мамонта», подземную галерею «Мир вечной мерзлоты», историко-этнографический парк «Северная мозаика», крытый горнолыжный спуск, «Городские усадьбы», Парк развлечений. А также гостиничный комплекс из трех гостиниц: гостиница категории «5 звезд» — 100 мест, гостиница категории «3 звезды» — 100 мест, коттеджный городок — 100 мест, турбизнес [17].
Правительством Республики Саха (Якутия) работа по улучшению предпринимательского климата будет продолжена. Особое внимание при этом будет уделяться поощрению инновационной деятельности, реализации проектов развития малого и среднего бизнеса, направленных на повышение качества жизни населения.
Следовательно, можно прогнозировать темпы развития малого и среднего бизнеса в Республике Саха (Якутия).
По свидетельствам Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП), малый и средний бизнес в период кризиса оказался в более затруднительном положении по сравнению с крупным бизнесом, которому были оказаны государственные дотации. Однако нельзя не отметить и появление некоторых положительных тенденций во многом благодаря изменениям в законодательстве:
— с вступлением в действие закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» 1 июля 2009 г. (регламентирующего проведение проверок в сфере малого предпринимательства), количество проверок существенно сократилось. В то же время, внеплановые проверки бизнеса не были запрещены. Прежним остался и перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации;
— в 2009 г. был разработан ряд законопроектов с целью уменьшения контроля за деятельностью малого предпринимательства со стороны налоговых и правоохранительных служб; организованы общественные советы по защите прав малых предпринимателей;
— появился закон «Об особенностях участия субъектов малого предпринимательства в приватизации, арендованного государственного и муниципального имущества», согласно которому предприятия получили право выкупать арендуемые помещения [8];
— обязательную сертификацию предприятий было разрешено заменять декларацией соответствия для сокращения издержек предпринимателей на процедуры подтверждения безопасности товаров и услуг;
— в рамках антикризисных мер в 2009 г. был снижен налог на прибыль до 20%. Малые предприятия получили ряд дополнительных налоговых льгот по амортизации оборудования. Кроме того, от налогообложения были освобождены ввозимое технологическое оборудование, которое не производится в России, а также средства, предназначенные для обучения персонала [6];
— субсидирование и помощь в получении кредита — еще одна антикризисная мера со стороны государства, включающая выделение средств для начинающих предпринимателей (до 300 тыс. руб.), для занятых в приоритетных областях (до 5 млн руб.), для осуществления конкретных инновационных проектов (до 2,5 млн руб.), для молодёжных проектов (до 1 млн руб.). Более того, в рамках действующей на тот момент программы микрофинансирования стало возможным получение без залога и поручительства кредита в размере до 350 тыс. руб.;
— приоритетными сферами деятельности для получения господдержки малого предпринимательства стали жилищнокоммунальное хозяйство, производство и инновации, бытовые услуги и ремесленничество, молодёжное предпринимательство и услуги для малообеспеченных слоёв населения. Для этих направлений были установлены дополнительные компенсации: 75% ставки рефинансирования при условии, что срок кредита превышает 3 года; 50% — на срок 2-3 года; 30% — при сроке 1-2 года [9];
— кроме субсидирования, государство осуществляло и компенсацию процентных ставок по кредитам, которые предприниматели получали в коммерческих банках. С этой целью были созданы специальные фонды поддержки малого бизнеса, взявшие на себя поручительства по кредитам в размере до 50% от суммы обязательств заёмщика. Для приоритетных направлений малого предпринимательства Фонд содействия кредитованию предоставлял поручительства до 70% от кредитной суммы. Гарантируемая фондом сумма ссуды для малых предпринимателей — 70 млн руб. [9].
Итогом вышеперечисленных антикризисных государственных мер стало увеличение количества малых и средних предприятий в России (за год выросло на 9,3% — с 5126,9 до 5605,8 единиц). По расчётам общероссийской общественной организации предпринимателей малого и среднего бизнеса «Опора
России» (далее «Опора России»), на поддержку малого бизнеса федеральный бюджет выделил в 2009 г. от 10,5 до 18,7 млрд руб. [10], что составило 1,6% от общего объёма федеральной антикризисной поддержки экономике. Росфиннадзор установил, что около 1 млрд руб. федеральных субсидий региональному малому бизнесу (5,5% общего их объёма) не дошло до адресатов, а 822,3 млн руб. остались неиспользованными.
Ухудшение условий налоговой политики относительно малых и средних предприятий стало неизбежностью, т.к. с 1 января 2010 г. единый социальный налог был заменён взносами в гос-фонды (хотя фактически совокупный размер взносов остался на уровне 26% от размера фонда оплаты труда).
По данным «Опоры России» летом 2010 г. Министерство финансов РФ приступило к обсуждению грядущих негативных изменений в системе налогообложения малого бизнеса, предложив с 2014 г. отменить единый налог на вменённый доход (ЕНВД), а с 2011 г. перейти на систему патентов и, снизив предельную численность работников предприятия, ограничить количество плательщиков ЕНВД. В 2010 г. плательщиками ЕНВД были 55% малых и средних предприятий, 37% из них платили налог по упрощённой системе (УСН) и 8% — по общей системе налогообложения.
С начала 2011 г. Правительство приняло решение увеличить долю отчислений от 26% до 34% ФОТ (26% в ПФР, 5,1% — в ФФОМС, 2,9% — в ФСС). ЕНВД и УСН повысила нагрузку в 2,4 раза, для облагаемых налогов по общей системе («доходы минус расходы») — в 1,3 раза [10]. Для недопущения массового перехода налогоплательщиков на общее налогообложение, предприятия с годовым оборотом менее 60 млн руб. будут обязаны работать по УСН.
Приведенные выше цифры свидетельствуют о том, что в большинстве своем правительственные меры повлекли за собой формальный рост предпринимательской активности, но в тоже время и фактическое снижение качественного уровня показателей ведения бизнеса. Бывшие безработные — новые предприниматели оказались необученными бизнесу и потому неготовыми к нему, что скажется в длительной перспективе для бюджета и для государства неблагоприятно.
Однако, кроме негативных последствий, можно отметить и положительное влияние кризиса. Наблюдаемое снижение числа предприятий говорит о здоровой экономической конкуренции
— с рынка ушли неконкурентоспособные и малоэффективные предприятия.
В рамках поддержки малого и среднего предпринимательства на получение кредитных средств в ОАО «Внешэкономбанк» по фиксированным процентным ставкам на 1 января 2010 г. объем гарантийного фонда составил 231 млн руб., и с учетом банковского мультипликатора лимит ответственности фонда составляет 685 млн руб., что позволит привлечь кредитов до 1 млрд руб.
Дополнительная капитализация гарантийного фонда позволила расширить круг банков-партнеров, работающих по программе предоставления поручительств. Сегодня предприниматели Республики Саха (Якутия) имеют возможность получить кредит под поручительство Фонда в 9-ти банках республики: АКБ «Алмазэргиэнбанк» ОАО, ЯФ ОАО «Далькомбанк», ЯРФ «Россельхозбанк», ЯО «Сбербанк России», ЯРФ ОАО АКБ «Росбанк», «Азиатско-Тихоокеанский банк» (ОАО) в г. Якутске, ЯФ ОАО «Банк Москвы», ЯФ НБ «ТРАСТ» ОАО, НКБ «Нерюнгрибанк».
Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 31.12.2009 г. № 611 «Об арендной плате на 2010 г. для субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру их поддержки» продлено действие льготной аренды для субъектов малого и среднего предпринимательства на 40% от размера арендной платы, определенной отчетом об оценке рыночной стоимости.
На территории республики сформированы перечни государственного и муниципального имущества, предназначенного исключительно для предоставления в аренду на льготных условиях субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру их поддержки (постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 06.04.2009 г. № 145). По итогам 1 квартала 2010 г., перечень государственного и муниципального имущества состоит из 293 объектов, из них 176 арендаторов — субъекты малого и среднего предпринимательства.
Распоряжением Министерства имущественных отношений Республики Саха (Якутия) от 31.12.2009 г. № Р-1901 утвержден Перечень государственного имущества на 2010 г., в него включены 45 объектов недвижимости, общей площадью 20126,40 м2.
Российский банк развития (ОАО «РосБР») на конкурсной основе осуществляет финансовую поддержку малого и среднего предпринимательства через региональные банки-партнеры и организации инфраструктуры. Лимит Республики Саха (Якутия) составляет 134 млн руб. В декабре 2009 г. открыта дополнительная кредитная линия в размере 60 млн руб. для НО «Фонд развития малого предпринимательства Республики Саха (Якутия)».
Другой формой имущественной поддержки является преимущественное право субъектов малого и среднего предпринимательства на выкуп арендуемого имущества, во исполнение которого Законом республики установлены сроки рассрочки выкупа не менее 5 лет и площадь до 1000 м2, как для государственного, так и для муниципального имущества. В прогнозный план приватизации государственного имущества на 2010 г. включено 3 объекта недвижимости по заявкам субъектов малого и среднего предпринимательства, из них один объект приватизирован, 2 объекта на стадии оформления. В ходе XIV очередного пленарного заседания Постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) «О государственном прогнозном плане приватизации государственного имущества Якутии на 2010 год», утвержден государственный прогнозный план приватизации, в который включены 2 объекта [16].
Государственная регистрация субъектов малого предпринимательства, порядок представления ими статистической и бухгалтерской отчетности, применение ускоренной амортизации основных производственных фондов, льготное кредитование, создание и функционирование обществ взаимного кредитования, порядок страхования субъектов малого предпринимательства и создания союзов (ассоциаций) и некоммерческих объединений субъектов малого предпринимательства, регулируются Федеральным Законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».
Вопросам развития предпринимательства придается большое значение в рамках региональной политики поддержки предпринимательства и развития его соответствующей инфраструктуры. В частности, формируются сети региональных и городских бизнес-центров, инновационных центров, бизнес-инкубаторов, технологических парков и т.п., которые могут предоставлять реальную консультативную, информационную, учебную, кадровую и другие виды поддержки субъектам предпринимательской деятельности на начальных этапах их создания.
Тем не менее, у предприятий, как и у государства, до сих пор остаются открытыми большое количество проблем, и до сих пор сохраняется довольно сложное экономическое положение, все же продолжается реформирование экономики, что способствует освоению новой модели общественно-экономического развития, имеющей рыночную ориентацию. В современной политике государства все более акцентируется внимание в сторону доминирования частного сектора, либерализации практически всех отраслей экономики и активизации рыночных регуляторов, локализации очагов кризиса, ориентации на платежеспособный спрос, то есть создание благоприятных условий для скорого подъема промышленности.
В Якутии одной из действенных мер по повышению эффективности малого и среднего бизнеса может стать кумуляция предприятий вокруг сырьевых отраслей. При совокупности рисков большее количество застрахованных объектов и/или нескольких объектов со значительными страховыми суммами могут быть затронутыми одним и тем же страховым случаем, что позволяет в случае кумуляции крупные убытки делить на всех участников. В системе кумуляции малого и среднего бизнеса, если вложиться, полученный доход можно ориентировать на создание единого фонда, из которого будут финансироваться маркетинговые исследования, научно-технические разработки и т.д.
В заключение следует отметить, что малый и средний бизнес способен к кардинальным сдвигам в экономике. Однако успешное развитие данного сектора экономики реально только при условии грамотного подхода в государственной политике, направленной на всестороннюю поддержку развития малого бизнеса.
Литература
1. ФЗ « О лицензировании отдельных видов деятельности». № 405, от 04.04.07
2. ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ». № 164, от 01.02.08.
3. ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ». № 301, от 06.04.06.
4. ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». № 159, от 22.07.08.
5. Российская газета: http://bishelp.ru/zakon/dopkons/razmer.php
6. Программа антикризисных мер правительства Российской Федерации на 2009 год. [Электронный ресурс] — интернет-портал правительства РФ, 19 июня 2009 года. URL: http://premier.gov.ru/anticrisis/1.html
7. Бекетов Н.В. Современные проблемы пространственной организации экономики Республики Саха (Якутия) // Региональная экономика: теория и практика. — 2006. — № 11. — С. 23-26
8. Дзись-Войнаровский Н. Малое скрытное дело [Электронный ресурс] — Деловые новости и блоги Slon.ru, 24 августа 2009 года. URL: http://slon.ru/articles/118558/
9. Каньшина Б. Кредиты для малого бизнеса: где искать поддержки предприятиям сегодня? URL:http://lf.rbc.ru/recommendation/ business/2009/06/16/74978.shtml
10. Махлин М. «Упрощенцы» вымрут. «Российская бизнес-газета», № 767(34) (14 сентября 2010 года).
11. Тарасов М.Е., Правовое регулирование коммерческой деятельности: учебное пособие — Якутск: изд-во ЯГУ, 2010.
12. Статический бюллетень № 302/549 «Основные показатели деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Саха (Якутия) за январь и сентябрь 2011 года» — Якутск, 2012.
13. Официальный сайт Министерства по делам предпринимательства и туризма РС (Я), [электронный ресурс] www.minpred.ru.
14. Официальный сайт общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ». URL: http://opora.ru/
15. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect
16. http://www.sakha.gov.ru/documents/2385
17. http://www.businesspress.ru/newspaper/article_mId_43_aId_504953.html