Русинова Инна Владимировна - начальник планово-экономического отдела ООО «НерюнгриТеплоНаладка». E-mail: [email protected]
Потенциал малого и среднего предпринимательства в развитии сектора экономики (на примере Республики Саха (Якутия))
В статье рассматриваются потенциальные возможности малого и среднего предпринимательства в развитие сектора экономики на примере Республики Саха (Якутия), способности их предприятий для быстрого решения нестандартных экономических ситуаций в особых условиях функционирования северных территорий. В связи с реализацией Республиканской целевой программы «Развитие предпринимательства и туризма Республики Саха (Якутия) на 2009 - 2011 гг.» возрастает роль малого и среднего предпринимательства как субъекта экономики в районах севера.
Ключевые слова: территориально-производственный
(промышленный) комплекс, технологическая деградация, структурный перекос, малое предпринимательство (мп), республиканская целевая программа, инвестиции.
Функционирование отраслей промышленности, особенно горнодобывающей, в новых экономических условиях обуславливает коренную перестройку материально-технического обеспечения средствами производства и предметами производственно-технического назначения. Радикальная экономическая реформа ускорила процесс развития рыночных отношений в России, а также поставила ряд важных задач, в числе которых на первый план выдвинута необходимость функционирования рыночных форм хозяйствования, в том числе развитие малого и среднего бизнеса, способности этих предприятий в быстром решении нестандартных экономических ситуаций в особых условиях функционирования северных территорий.
Особое значение для зоны Севера сегодня приобретает эффективность и устойчивость малых предприятий, создание с их участием новых хозяйственных связей, активизация производственной и инновационной деятельности. Решение этих проблем невозможно строить сегодня на базе старых представлений, подходов и методов управления.
Экономика российских регионов формируется ныне как рыночная экономика. Россия - огромный внутренний рынок, который подразделяется на региональные рынки средств производства, потребительские, рабочей силы, капиталов и инвестиций и т. д. Каждый из них представляет собой систему территориальной организации средств обращения во взаимодействии её со средствами производства, распределения и потребления, а также систему саморегулирования рыночного спроса и предложения в сочетании с регулирующим воздействием на неё государства.
В связи с этим, как нам представляется, в новых экономических условиях региональный рынок зоны Севера - это доминирующая организационная форма комплексного развития региона. В то же время, в её основе - территориально-производственный (промышленный) комплекс. Когда речь идет о совершенствовании экономических отношений, рынок должен стать, прежде всего, стимулирующим фактором целенаправленного и устойчивого развития производства и, в первую очередь, - отраслей промышленности.
Как показывает практика реализации экономической реформы в России, рыночная среда регионов определяется, прежде всего, условиями для нормального функционирования механизма спроса на товары и услуги и их предложения.
Среди факторов рыночного предложения первостепенное значение имеют количество предлагаемых к продаже товарных ресурсов и цены на них. В результате порождённых производственными монополистами в прошлые года сверхвысоких тарифов на перевозки и энергоносители возникла тенденция к ориентации производств, ранее обслуживающих общенациональный спрос, на местные рынки с ограниченным, сжатым спросом, т. е. к территориальному обособлению. Поскольку сейчас низок спрос, то ограничено и предложение, но в перспективе положение изменится.
Результативность работы производственно-коммерческих структур мало зависит от формы собственности. И у нас, и на Западе есть много примеров хорошей работы не только частных, но и государственных, и смешанных предприятий. Разнообразие форм собственности позволяет задействовать механизм конкуренции, и в каждой форме собственности выявить свои возможности и преимущества.
Коллективные, в том числе акционерные и другие виды предпринимательства способны эффективно проявить себя в крупнотоварном производстве, в т. ч. горнодобывающей отрасли, например: ТПК южной Якутии, где активно идёт освоение Эльгинского месторождения по добыче угля. Причём, частный бизнес имеет определённые преимущества в малом и среднем предпринимательстве, тем более, что соотношение секторов экономики по форме собственности в регионах зависит от особенностей отраслевой структуры производства и географического положения территории. Доля государственного
и смешанного секторов выше в регионах распространения ВПК, а также в восточных регионах.
Государственные интересы требуют при развитии конкурентной экономики страны, особенно восточных регионов, обеспечивать их национальную и экономическую безопасность, предотвращать, смягчать и устранять угрозы возможных катастрофических ситуаций.
Не меньшую угрозу представляет технологическая деградация структурных перекосов, например, резко сырьевое направление, обрыв
традиционных экономических связей (восточных и северных регионов с европейскими зарубежными странами).
Ныне в России более миллиона малых предприятий, из них более 2/5 -в сфере торговли и общественного питания и около 1/3 - в промышленности и строительстве. В настоящее время малые предприятия (по сравнению с крупными) располагают лучшими возможностями для проведения высокодоходных посреднических и спекулятивных операций на рынке.
Малое предпринимательство (МП) - неотъемлемый элемент современной рыночной системы хозяйствования, без которого экономика и общество, в целом, не могут нормально существовать и развиваться. В России в гораздо большей степени, чем в странах с развитой рыночной экономикой, реализуется функция малых предприятий по созданию новых рабочих мест. Существенный вклад вносит малый бизнес в формирование конкурентной среды, что для нашей высокомонополизированной экономики имеет первостепенное значение, особенно в северных территориях страны.
Предпринимательство как субъект экономики в районах Севера существует сравнительно недавно, но, в то же время, получило достаточно стабильное развитие. Это характерно для Республики Саха (Якутия), экономическое развитие которой в современных условиях ориентировано не только на крупное горнодобывающее производство, но и на комплексное развитие экономики южной Якутии. За короткий промежуток времени малое предпринимательство заявило о себе как самостоятельная жизнеспособная среда экономики, которая вносит существенный вклад в стабилизацию социально-экономического развития республики.
Согласно нашим исследованиям за 1 полугодие 2010 года (таблица 1), в Республике Саха (Якутия) действуют 120 средних, 4301 малых предприятия, а также 40301 зарегистрированных индивидуальных предпринимателей.
Таблица 1
Динамика основных показателей деятельности малого и среднего предпринимательства в Республике Саха (Якутия)*
Наименование показателя Оценка 2010 года Факт 2009 год В % к 2009 году
1 . Число субъектов малого и среднего предпринимательства, единиц, в том числе: 44722 41008 109,1
малые и средние предприятия, единиц 4421 4034 109,6
индивидуальные предприниматели, единиц 40301 36974 109,0
2. Оборот организаций, млн. руб., в том числе: 26614,2 23439,9 113,5
отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами, млн. руб. 12537 10919 114,8
3. Доля в общем обороте организаций, % 20,6 18,7 110,2
4. Среднесписочная численность работников, 159517 153651 103,8
малые и средние предприятия, чел. 43250 42729 в 1,01 р.
индивидуальные предприниматели, чел. 120903 110922 109,0
5. Доля занятых в малом и среднем бизнесе от общего числа занятых в экономике (экспертная оценка с учетом наемных работников индивидуальных предпринимателей), % 34,7 33,65 в 1,03 р.
6. Инвестиции в основной капитал, млн. руб. 1026,5 795,4 в 1,5 р.
*Источник: по данным Министерства по делам предпринимательства, развития туризма и занятости Республики Саха (Якутия)
Увеличение общего числа субъектов малого и среднего предпринимательства в 2010 году составляет 9,1% или 3714 единицы. При этом, количество индивидуальных предпринимателей возросло на 3327 единиц, что на 9% выше уровня 2009 года. По малым и средним предприятиям увеличение составляет 387 единиц или 9,6%. Удельный вес средних и малых предприятий в общем количестве крупных, средних и малых предприятий республики составит 61,8%, что соответствует уровню аналогичного периода прошлого года. Наибольшее число малых предприятий сосредоточено в г. Якутске (43,7% от общего количества) и в г. Нерюнгри с прилегающими территориями (10,4%), Мирнинском (5,2%) и Алданском (4,8%) улусах. При этом, в расчете на 1000 человек населения наибольшее количество малых предприятий приходится на жителей Жиганского, Усть-Янского, Усть-Майского улусов, городов Нерюнгри и Якутска с прилегающими территориями.
Структура малых и средних предприятий (таблица 2) по видам экономической деятельности существенно не меняется и соответствует общероссийским тенденциям. Так, на долю оптовой и розничной торговли приходится 24,9% от всех действующих малых предприятий, предприятия, занятые в обрабатывающем производстве, составляют 7,5%, в строительстве - 15,5%. Согласно оценке, в отчетном периоде (по сравнению с прошлым годом) наблюдается увеличение количества малых предприятий по таким отраслям деятельности, как: сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство (121%), операции с недвижимым имуществом (119,4%), гостиницы и рестораны (112,8%), производство и распределение электроэнергии, газа и воды (115,2%), строительство (114,2%), обрабатывающее производство (111,7%), образование (111,9%), здравоохранение и предоставление
социальных услуг (109,8%). И если увеличение количества предприятий в области сельского хозяйства, строительства, образования и здравоохранения можно назвать традиционным, со стабильным ежегодным приростом, то улучшение показателей деятельности в таких отраслях, как гостиничный бизнес, производство и распределение энергии, газа и воды является показателем эффективной работы по улучшению условий для развития и экономического роста предприятий малого бизнеса. Одним из инструментов такого воздействия, несомненно, становится Республиканская целевая программа «Развитие предпринимательства и туризма в Республике Саха (Якутия) на 2009 - 2011 гг.».
По оценочным данным, среднесписочная численность на малых предприятиях составит 38614 человек, на средних - 9028 человек. По сравнению с 2009 годом произойдет рост среднесписочной численности работников малых и средних предприятий в 1,03 раза, в основном, в сфере добычи топливно-энергетических полезных ископаемых (рост в 1,02 раза), прочих обрабатывающих производств (в 1,05 раза).
Согласно экспертной оценке (с учетом наемных работников индивидуальных предпринимателей), доля занятых в малом и среднем бизнесе в общем числе занятых в экономике составит в первой половине 2010 года 34,7% против 33,65% в 2009 году.
Таблица 2
Структура малых предприятий по видам экономической деятельности в 2009 - 2010 годах*
Виды деятельности Оценка 2010 г. Факт 2009 г. В% к 2009 г.
Кол-во, ед. В % к итогу Кол-во, ед. В % к итогу
Всего малых предприятий, в том числе: 4681 100 4198 100 117,6
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 633 13,5 523 12,5 121,0
Рыболовство и рыбоводство 61 1,3 56 1,3 108,9
Добыча полезных ископаемых 72 1,5 72 1,7 100,0
Обрабатывающие производства 353 7,5 316 7,5 111,7
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 53 1,1 46 1,1 115,2
Строительство 726 15,5 636 15,2 114,2
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 1165 24,9 1108 26,4 105,1
Гостиницы и рестораны 88 1,8 78 1,9 112,8
Транспорт и связь 246 5,3 230 5,5 107
Финансовая деятельность 210 4,5 204 4,6 102,9
Операции с недвижимым имуществом 635 13,6 532 12,7 119,4
Образование 321 6,9 287 6,8 111,9
Здравоохранение и предоставление социальных услуг 45 0,96 41 1,0 109,8
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 73 1,6 69 1,6 105,8
*Источник: по данным Министерства по делам предпринимательства, развития туризма и занятости Республики Саха (Якутия)
Среднемесячная начисленная заработная плата одного работника малого предприятия (без учета выплат социального характера) составит 17031,7 руб. (в % к 2009 г. - 116,4%). Этот же показатель на средних предприятиях составит - 24245,4 руб.
Оборот малых и средних предприятий за 1 полугодие 2010 года (таблица 3) составит 34,4 млрд. руб., в том числе средними предприятиями -6,8 млрд. рублей и малыми предприятиями - 27,6 млрд. рублей. Темп роста к прошлому году составит 112,8%. Удельный вес средних и малых предприятий в общем обороте организаций, согласно оценке, по итогам 1-го полугодия 2010 года составит 27,4% против 18,7% в 2009 году.
Оборот в сфере малого и среднего предпринимательства, в основном, обеспечивается предприятиями строительного комплекса, обрабатывающих производств, розничной торговли, транспорта и связи.
Таблица 3
Структура оборота малых и средних предприятий по видам экономической деятельности в 2009 - 2010 годах (в млрд. руб.)*
Виды деятельности Оценка 2010 г. Факт 2009 г. В% к 2009 г.
Всего малых и средних предприятий, в 34,4 100,0 29,6 100,0 112,8
том числе:
Сельское хозяйство, охота и лесное 0,38 1,1 0,33 1,11 115,2
хозяйство
Рыболовство и рыбоводство 0,03 0,09 0,03 0,1 100,0
Добыча полезных ископаемых 0,8 2,3 0,8 2,7 100,0
Обрабатывающие производства 2,8 8,1 2,8 9,5 100,0
Производство и распределение 0,45 1,3 0,33 1,1 136,4
электроэнергии, газа и воды
Строительство 6,8 19,8 6,47 21,6 105,0
Оптовая и розничная торговля; ремонт
автотранспортных средств, мотоциклов, 15,7 45,6 13,9 47,0 113,0
бытовых изделий и предметов личного
пользования
Гостиницы и рестораны 0,74 2,15 0,5 1,7 148,0
Транспорт и связь 2,32 6,7 1,7 5,7 136,5
Операции с недвижимым имуществом 4,0 11,6 2,4 8,1 166,7
Образование 0,012 0,03 0,01 0,03 120,0
Здравоохранение и предоставление 0,086 0,25 0,083 0,28 103,6
социальных услуг
Предоставление прочих коммунальных, 0,3 0,87 0,2 0,7 150,0
социальных и персональных услуг
*Источник: по данным Министерства по делам предпринимательства, развития туризма и занятости Республики Саха (Якутия)
При этом, объем отгрузки товаров собственного производства, выполненных работ, услуг собственными силами средних предприятий составит 12,5 млрд. рублей, (темп роста к 2009 году - 114,8%). Более 40% отгрузки приходится на работы и услуги строительного характера, более 10% - это объемы обрабатывающих производств, услуги транспорта и связи.
Наблюдается рост инвестиций в малые и средние предприятия - за январь - июнь 2010 года будет вложено в основной капитал 1026,5 млн. руб., что выше уровня инвестиций в малые предприятия в прошлом году в 2,5 раза (в действующих ценах). В структуре инвестиций в основной капитал основную (78,5%) долю составляют инвестиции малых предприятий строительного комплекса. При этом, инвестиции вложены предприятиями,
находящимися в промышленно развитых районах республики: городах Якутск, Нерюнгри, в Томпонском и Мирнинском районах.
Таким образом, основные производственные показатели деятельности субъектов малого предпринимательства за 1 полугодие 2010 года свидетельствуют о стабильном развитии данного сектора экономики.
Задачи, которые поставило Правительство Республики Саха (Якутия) перед предпринимателями, заключаются в увеличении доли производства субъектами малого и среднего бизнеса в объеме ВРП не менее, чем в 2 раза, а самое главное - обеспечении занятости, развитии инициативы каждого конкретного человека, ибо предпринимательство сегодня - это реальный сектор экономики в северных регионах.
В республике накоплен значительный опыт деятельности предпринимательских структур, которые оказывают значительные услуги по обеспечению группы однородных предметов горнодобывающей отрасли техникой, запасными частями, материалами для обогащения руд цветных металлов. На примере ООО «Люр» можно проследить развитие внешнеэкономических связей коммерческой структуры по поставкам различного вида оборудования и машин от заграничных производителей.
С 1997 по 2007 гг. ООО «Люр» наладило контакты с производителями фирм Komatsu, Warmon, Samsung, Berco, Sumitomo Corporation и другими производителями стран Японии, Австрии, Южной Кореи, Италии, Германии, Китая.
Опыт работы фирмы ООО «Люр» показывает, что даже в рамках одной предпринимательской структуры укрупнение поставок позволяет значительно сократить службу импорта (ввоза), получить суммарную экономию Республики Саха (Якутия) до 10% от валового оборота. Например, при годовых оборотах ООО «Люр» в объёмах 200,0 млн. рублей экономия за счёт удешевления закупок фактически достигает 20,0 млн. рублей в год. Такие примеры не единичны, что свидетельствует о стабильном развитии подобных фирм, которые составляют в перспективе основу прогресса Республики Саха (Якутия).
Анализ показывает, что основным инструментом государственной политики в области поддержки малого и среднего предпринимательства как альтернативой централизованному снабжению северных регионов (которое, безусловно, содержало и положительные стороны) является в настоящее время программа государственной поддержки малого предпринимательства, цель которой - обеспечение благоприятных условий для развития бизнеса на основе эффективной и качественной государственной поддержки на всех уровнях.
Задачи Программы - создание благоприятных условий для устойчивой деятельности малых предприятий, преодоление административных барьеров на пути развития, открытие новых рабочих мест и решение проблемы занятости населения, насыщение рынка различными товарами, оказание платных услуг, адресная юридическая, методическая, информационная
поддержка, повышение престижа предпринимателей, укрепление их социального статуса.
Конечно, осуществление всех мероприятий по поддержке предпринимательства, предусмотренных в Программах, требовало довольно большого финансирования, что в период экономического кризиса практически неосуществимо. Поэтому многие запланированные мероприятия остались нереализованными.
Анализируя предыдущие программы, можно отметить их существенные недостатки: «нестыковка» элементов программ, неконкретность поставленных задач, слишком широкий спектр планируемых мероприятий, нереалистичность, необоснованность ожидаемых конечных результатов. Все это было учтено при разработке Программы поддержки малого предпринимательства и развития занятости в РС(Я) на 2000 - 2001 гг., которая была принята Постановлением Правительства РС(Я) №204 от 5 апреля 2000 года. Итоги реализации Программы в 2000 году можно охарактеризовать следующими показателями:
Для реализации мероприятий программы в 2000 году было предусмотрено финансирование порядка 138 млн. рублей. Из них за 12 месяцев 2000 года фактически поступило 71 млн. 849,5 тыс. руб. или 54,3% от запланированного объёма. В том числе из Республиканского бюджета - 20 млн. 284,9 тыс. руб., из Фонда занятости РС(Я) - 41 млн. 960 тыс. руб., 8 млн. 105 тыс. руб. - средства рефинансирования фонда поддержки малого предпринимательства (ФПМП) РС(Я), 1 млн.500 тыс. руб. - средства местных бюджетов. Освоено в 2000 году только 46 млн. 326 тыс. руб., что объясняется поступлением значительных денежных средств в конце четвёртого квартала.
Таким образом, даже неполное финансирование программы позволило осуществить многие мероприятия по поддержке малого предпринимательства и развитию занятости в республике.
В настоящее время Президентом Республики Саха (Якутия), Правительством Республики Саха (Якутия), да и самой жизнью изменены пропорции обеспечения Якутии всем необходимым в другую сторону, то есть перенесен акцент на более полное использование резервов внутреннего рынка. За последние 15 лет в Республике Саха (Якутия) сформировался совершенно новый социальный слой предпринимателей, который является основой, ядром среднего класса, прилагает усилия по выходу из экономического кризиса, создает основы экономики рыночного типа, принимает активную роль в формировании основных предпосылок и условий для экономического подъема и стабилизации, роста уровня жизни населения.
Литература и источники:
1. Галичанин, Е. Н. Адаптация промышленных комплексов зоны Севера к условиям рынка. Научное издание / Е. Н. Галичанин, В. А. Уваров, А. Г. Юрченко. - Хабаровск : Крайкомгосстат. - 2003. - 239 с.
2. Северо-Восток России: региональная экономика и управление : монография / Е. А. Борисов [и др.] ; под ред. д-ра экон. наук Е. А. Борисова и д-ра экон. наук В. А. Уварова.. - 2-е издание, перераб. и доп. - Москва : Финтрекс. - 2006. - 624 с.
3. Постановление правительства Республики Саха (Якутия) от 04 июля 2007 года № 295 «О Плане социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на 2007 - 2011 годы».
4. Республиканская целевая программа «Развитие предпринимательства и туризма Республики Саха (Якутия) на 2009 - 2011 гг.».