Хандакова О. П., Романова Е. А. Особенности социально-демографического портрета предпринимателя в Республике Саха (Якутия) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2019. - № 1 (январь). -0,4 п. л. - URL http://e-koncept.ru/2019/194006.htm.
ART 194006 DOI 10.24411/2304-120X-2019-14006 УДК 332.14
Хандакова Оюна Павловна,
старший преподаватель кафедры менеджмента ФГАОУ ВО «Северо-Во сточный федеральный университет им. М. К. Аммосова», г. Якутск [email protected]
Романова Екатерина Александровна,
магистрант ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова», г. Якутск katiaromanova1 @yandex.ru
Особенности социально-демографического портрета предпринимателя
в Республике Саха (Якутия)
Аннотация. Статья посвящена вопросам государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Саха (Якутия), а также изучению портрета среднестатистического предпринимателя Республики Саха (Якутия). Авторы на основе проведенного исследования в виде опроса предпринимателей-резидентов бизнес-инкубатора Республики Саха (Якутия) выявляют проблемы и предлагают меры по поддержке малого предпринимательства, которые помогут решить проблемы, затормаживающие развитие малого предприятия в регионе. Ключевые слова: предпринимательство, типы предпринимателей, гендерный состав, возрастной состав, национальный состав и уровень образования. Раздел: (04) экономика.
В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года», утвержденной Правительством Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, малое и среднее предпринимательство рассматривается как важнейший ресурс ускоренного перехода экономики страны на инновационный путь.
Перед предпринимательством в России стоит еще целый ряд нерешенных проблем: недостаточная ресурсная база, слабая подготовка кадров в сфере малого и среднего предпринимательства, отсутствие глубокого анализа деятельности предприятий, но, зная причины возникновения проблем, их можно успешно решить.
Начиная с 2012 г. при поддержке главы Республики Саха (Якутия) Е. А. Борисова процесс формирования и развития малого предпринимательства в экономике региона получает новое направление по реализации комплекса мер, направленного на совершенствование поддержки малого и среднего предпринимательства.
Республика Саха (Якутия) занимает самую отдаленную и самую широкую часть территории Российской Федерации, где невысокая плотность населения и суровые климатические условия становятся основными факторами сложности ведения бизнеса, особенно в отдаленных поселениях, поэтому совершенствование мер по поддержке и развитию малого предпринимательства является очень важной задачей.
Для совершенствования поддержки малого и среднего предпринимательства в Республики Саха (Якутия) 2015 г. был объявлен Годом предпринимательства. Был реализован план мероприятий, направленных на развитие предпринимательства в производственной и социальной сферах, сельского предпринимательства и индустрии гостеприимства. Зa 2015 г. малыми предприятиями республики было произведено продукции на 251 818,0 руб. Это составило 1/5 часть всех произведенных товаров, работ и услуг по республике. На долю малых предприятий пришлось 42,2% республиканского объема подрядных работ, 61,2% оборота оптовой торговли и 33% оборота розничной торговли [1].
ISSN 2304-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
ББГ»! 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный >курнал
Хандакова О. П., Романова Е. А. Особенности социально-демографического портрета предпринимателя в Республике Саха (Якутия) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2019. - № 1 (январь). -0,4 п. л. - URL http://e-koncept.ru/2019/194006.htm.
Ежегодно осуществляется финансовая поддержка малых и средних предприятий путем выделения бюджетных средств на развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Саха (Якутия). Всего за 2015 г. оказано финансовой поддержки 492 субъектам малого и среднего предпринимательства на общую сумму 192,7 млн руб. [2]
В Республике Саха (Якутия) зарегистрировано по состоянию на 1 июля 2015 г. 53 тыс. субъектов малого и среднего предпринимательства, в которых занято 30,1% экономически активного населения республики. Сектор малого и среднего предпринимательства республики в основном представлен индивидуальными предпринимателями - 72,3% - и микропредприятиями - 26,3%.
Наибольшее число малых предприятий сосредоточено в городе республиканского значения Якутске (44,7% от их общего количества), Нерюнгринском (7,5%) и Мирнинском (5,4%) районах.
Предпринимательство - это не только экономическая деятельность людей, направленная на получение прибыли, но и определенный слой общества, состоящий из конкретных людей, дифференцированных по разным признакам: по полу, возрасту, национальности, образованию и другим [3]. Эти характеристики позволяют увидеть социально-демографический портрет предпринимателя.
Для определения портрета среднестатистического предпринимателя Республики Саха (Якутия) был проведен опрос на базе Республиканского бизнес-инкубатора в г. Якутске.
В 2017 г. в данном опросе участвовали руководители предприятий, большинство из которых мужчины, они составили 58,1% респондентов. Относительно высокий процент женщин - 41,9% - обусловлен их преобладанием среди частных предпринимателей, занятых в торговле и сфере услуг.
Возрастной состав опрошенных предпринимателей - более половины (62,4%) -это зрелые люди 30-49 лет, уже имеющие стаж работы на государственных предприятиях и в организациях, составляющий 10-20 лет. Молодежь до 30 лет составляет 26,3% респондентов, из них 18-20-летние - 1,1%, а также 21 -30-летние молодые специалисты со средним специальным и высшим образованием. Предприниматели пред пенсионного и пенсионного возраста (старше 51 года) составили 8,7% (табл. 1).
Таблица 1
Возрастной состав и уровень образования опрошенных предпринимателей, %
(ноябрь 2017 г.)
Возраст Незаконченное среднее Среднее Среднее специальное Незаконченное высшее Высшее Два высших
18-20 лет - 0,5 0,5 - - -
21-30 лет 0,5 3,2 6,5 1,6 14 1 0,5
31-40 лет - 3,8 9,1 1,1 20,4 -
41-50 лет - 0,5 10,2 0,5 15,6 1,1
51 год и старше 0,5 1,1 1,6 - 5,4 -
Русские и саха составляют среди предпринимателей 84,4%, а представители других национальностей (украинцы, татары, корейцы, армяне, евреи, эвенки и др.) -11,9% (табл. 2).
Уроженцы Республики Саха (Якутия) составляют 72,1% предпринимателей - это жители столицы республики (51,1%) а также представители различных улусов.
Хандакова О. П., Романова Е. А. Особенности социально-демографического портрета предпринимателя в Республике Саха (Якутия) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2019. - № 1 (январь). -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2019/194006.htm.
Среди респондентов уроженцы стран СНГ (Армении, Казахстана, Киргизии, Латвии, Украины) - 8,1%, других регионов России (Иркутской, Кемеровской, Московской, Новосибирской, Омской, Свердловской, Ярославской областей, Алтайского края, Бурятии и Башкирии) - 16,6%.
Таблица 2
Национальный состав предпринимателей населения Республики Саха (Якутия
Национальность Данные опроса предпринимателей, % Данные микропереписи населения, %
Русские 48,9 45,5
Саха 35,5 39,6
Другие 10,8 14,9
Большинство предпринимателей имеют высшее образование - 57%, среди них есть и обладатели двух дипломов. Среди них выпускники вузов Якутска: Якутского государственного университета - 22,6% респондентов, Якутской государственной сельского хозяйственной академии, Якутского филиала Академии труда и социальных отношений (г. Москва).
Многие представители малого бизнеса закончили популярные и престижные в республике вузы Сибири (Иркутска, Новосибирска, Томска, Улан-Удэ), Дальнего Востока (Владивостока, Хабаровска), Москвы и Санкт Петербурга - электротехнические, политехнические, юридические, экономические, педагогические институты и академии, Санкт-Петербургский госуниверситет, МГУ. Кроме того, есть и выпускники вузов стран СНГ - Киева, Харькова, Тбилиси, Риги и других городов. 28,5% респондентов обучались в средних специальных учебных заведениях республики: в кооперативном техникуме, финансовом техникуме, электротехникуме связи, Якутском медицинском училище, Якутском речном училище, Якутском сельскохозяйственном техникуме, в среднем профессиональном техническом училище № 25, Намском среднем профессиональном техническом училище № 1, а также за пределами республики. Только 10,2% имеют лишь общее среднее образование.
Около 1/3 предпринимателей имеют инженерно-техническое образование - это инженеры, техники, технологи, строители различных специализаций. Также среди респондентов значительную часть составляют представители экономических и торгово-коммер-ческих специальностей - экономисты, бухгалтеры, продавцы, товароведы и т. п. Предприниматели, получившие диплом по естественнонаучным специальностям - биологи, географы, геологи, физики и математики, составляют третью большую группу. Среди предпринимателей мало гуманитариев, медиков, юристов и специалистов сельского хозяйства. Остальная часть респондентов имеет другие специальности.
В соответствии с задачами исследования были опрошены руководители МП (53,3%) - директора (40,3%), заместители директора (7%), заведующие отделами (2,2%), менеджеры (3,8%). 26,9% в качестве своей должности назвали «частное предпринимательство», 11,3% - свою специальность или другие варианты. Отказались ответить на этот вопрос 8,6%.
На основе анализа карьеры (место работы до прихода в частное предпринимательство) выявлены следующие типы предпринимателей:
- руководители: директора, начальники, заведующие государственных предприятий - 13,4%,
- специалисты: ведущие, главные специалисты, экономисты, программисты, инспекторы и работники МВД, ГАИ - 11,8%;
- сфера услуг: продавцы, повара, парикмахеры и т. д. - 10,8%;
ISSN 2304-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Хандакова О. П., Романова Е. А. Особенности социально-демографического портрета предпринимателя в Республике Саха (Якутия) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2019. - № 1 (январь). -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2019/194006.htm.
- инженеры: инженерные работники разных специализаций - 10,2%;
- творческие работники: научные, творческие работники, учителя - 9,1%;
- рабочие: электрики, водители, охранники, техники - 8,6%;
- бухгалтеры - 4,3%.
На этот вопрос не ответили 36,0% респондентов, среди них и те, кто нигде не работал до прихода в предпринимательство.
Результаты опроса показали, что часть предпринимателей очень серьезно относится к постоянному совершенствованию, повышению уровня своего профессионализма в области предпринимательства.
К сожалению, в Якутске пока еще недостаточно специальных бизнес-курсов, обеспечивающих получение эффективных и полезных знаний. Наиболее популярными в столице республики были курсы, которые проводились Саха-Американским центром бизнеса и курсы бухучета, они предлагались разными предприятиями и организациями. Среди других городов, где предприниматели предпочитают получать образование в сфере бизнеса, чаще всего назывались Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Иркутск, Владивосток, а также такие страны, как США, Франция, Италия, Венгрия, Дания. Некоторые респонденты отметили, что регулярно, с разной периодичностью (один-два раза в год, один раз в пять лет и т. д.), ездят на специальные курсы.
Фактически имеющиеся у местного малого предпринимательства знания и навыки можно изобразить в виде своего рода пирамиды. В ее основании наиболее развитая - техническая эрудиция, далее, по мере уменьшения, следуют представления об учете, знание законов и далее - знаний об организации и управлении совершенно недостаточно, начисто отсутствующее звено такой пирамиды - область маркетинга и продвижения товара. Большинство предпринимателей не имело возможности повысить свой профессионализм, и 52% изъявили желание получить необходимые дополнительные знания в разных областях предпринимательства: в области экономики (7%), законодательства (6,2%), маркетинга (5,4%), информатики и бухучета (по 3,2%). Также интерес вызывают: оборот ценных бумаг, ценообразование, сертификация, финансы, психология, менеджмент, аудит, иностранные языки, бизнес-планирование, деловая этика, банковское дело, реклама, делопроизводство. Некоторые хотели бы изучить особенности тех отраслей, в которых они работают: торговли, связи, туризма, электроники, сферы обслуживания, фитодизайна, золотодобычи, плетения, мясо- и рыбопереработки.
Такая заинтересованность в получении дополнительных знаний, усовершенствовании своих навыков и умений должна получать реальную поддержку со стороны государственных органов, занимающихся вопросами предпринимательства. Как показывают данные опроса, среди местных предпринимателей пользуются спросом знания, полученные за пределами республики. В такой ситуации было бы эффективнее и практичнее организовывать бизнес-курсы в городах Якутии с привлечением как своих, так и приглашенных специалистов. Предприниматели осознают нехватку не только практических, но и теоретических знаний в области экономики и законодательства. Кроме того, учитывая, что предпринимательство в республике развивается уже около 10 лет и бизнесмены имеют свой личный опыт, полезно было бы проводить обучающие семинары, на которых был бы возможен обмен мнениями, опытом, выработка региональной модели организации бизнеса и т. д.
Проведенное исследование позволяет сделать ряд следующих выводов.
Выявлены следующие факторы, и предложены ответные меры, позволяющие значительно сократить их негативное влияние на развитие данного сектора экономики.
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Хандакова О. П., Романова Е. А. Особенности социально-демографического портрета предпринимателя в Республике Саха (Якутия) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2019. - № 1 (январь). -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2019/194006.htm.
1. Отсутствие первоначального капитала. Зачастую открытие своего дела требует вложения определенных финансовых средств, однако подавляющая часть населения не в состоянии инвестировать значительные суммы в свое дело. Решением в данном вопросе является привлечение заёмных средств. Необходимо консультировать начинающих предпринимателей на основе бизнес-инкубатора Республики Саха (Якутия) с поиском наиболее выгодного и подходящего по условиям кредитования банка.
2. Высокая стоимость рекламы для индивидуальных предпринимателей. В данном случае решением может послужить привлечение рекламных агентств на условиях соглашения по льготному обслуживанию резидентов бизнес-инкубатора. Возможен также взаиморасчет на условиях бартера.
3. Отсутствие возможностей по поиску и подбору необходимых профильных квалифицированных кадров. Создание прочных устойчивых связей с учреждениями среднего профессионального образования (СПО) может в значительной мере решить данную проблему. Также считаем, что возможно прохождение производственных практик студентов профильных учреждений СПО на производственных площадях резидентов бизнес-инкубатора. Подобная мера позволит решить несколько вопросов: во-первых, при прохождении практики студентами у резидентов бизнес-инкубатора появляется экономия денежных средств, во-вторых, решается вопрос последующего трудоустройства выпускников учреждений СПО.
4. Отсутствие опыта поиска и подбора поставщиков сырья, материалов и оборудования. В данном случае выходом может послужить создание открытой базы добросовестных поставщиков, доступной для всех резидентов бизнес-инкубатора. Создание базы или реестра не потребует дополнительных финансовых вливаний, создать ее можно усилиями самих резидентов: в случае добросовестно оказанных поставщиками услуг резидент может самостоятельно внести данного поставщика в реестр.
Данные меры позволят не только решить данные проблемы, которые затормаживают развитие малого предприятия, но и в целом повысят уровень предоставляемых услуг и, соответственно, окажут косвенное влияние на развитие экономики республики.
Ссылки на источники
1. Отчет Правительства Республики Саха (Якутия) за 2015 г. // Официальный сайт Республики Саха (Якутия). - URL: https://www.sakha.gov.ru.
2. Итоги года предпринимательства в Республики Саха (Якутия) // Официальный сайт Министерства развития предпринимательства и туризма РСРС(Я). - URL: https://minpredpr.sakha.gov.ru/NPA.
3. Предпринимательство в Якутии / под ред. Р. А. Кузьминой. - Якутск, 2010.
Oyuna Khandakova,
Senior Lecturer, Management Chair, North-Eastern Federal University named after M. K. Ammosov, Yakutsk
Ekaterina Romanova,
Graduate Student, North-Eastern Federal University named after M. K. Ammosov, Yakutsk katiaromanova1 @yandex.ru
Features of the socio-demographic portrait of a businessperson in the Republic of Sakha (Yakutia) Abstract. The article is devoted to the issues of government support of small business in the Republic of Sakha (Yakutia), as well as studying the portrait of an average businessperson of the Republic of Sakha (Yakutia). The authors, based on a survey conducted in the form of a questionnaire for the resident businessper-sons of the business incubator of the Republic of Sakha (Yakutia), identify problems and propose some measures for small business support that may help to solve problems hampering the development of small business in the region.
Key words: business, types of businesspersons, gender structure, age structure, national structure and education level.
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Хандакова О. П., Романова Е. А. Особенности социально-демографического портрета предпринимателя в Республике Саха (Якутия) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2019. - № 1 (январь). -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2019/194006.htm.
References
1. "Otchet Pravitel'stva Respubliki Saha (YAkutiya) za 2015 g.", Oficial'nyj sajt Respubliki Saha (Yakutiya). Available at: https://www.sakha.gov.ru (in Russian).
2. "Itogi goda predprinimatel'stva v Respubliki Saha (Yakutiya)", Oficial'nyj sajt Ministerstva razvitiya predprinimatel'stva i turizma RSRS(YA). Available at: https://minpredpr.sakha.gov.ru/NPA (in Russian).
3. Kuz'mina, R. A. (ed.) (2010). Predprinimatel'stvo v Yakutii, Yakutsk (in Russian).
Рекомендовано к публикации:
Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук; Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Поступила в редакцию Received 23.10.18 Получена положительная рецензия Received a positive review 20.11.18
Принята к публикации Accepted for publication 20.11.18 Опубликована Published 30.01.19
Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Концепт, научно-методический электронный журнал, 2019 © Хандакова О. П., Романова Е. А., 2019
www.e-koncept.ru
9772304120197