Научная статья на тему 'Современное состояние предпринимательской среды Восточной экономической зоны республики Саха (Якутия)'

Современное состояние предпринимательской среды Восточной экономической зоны республики Саха (Якутия) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
55
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ПОТЕНЦИАЛ / ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ИНДЕКС / МУНИЦИПАЛЬНЫЕ РАЙОНЫ / РЕГИОН / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Егоров Николай Егорович, Ковров Григорий Сидорович, Николаева Ирина Валентиновна, Павлова Светлана Никандровна

В статье дана оценка современного состояния предпринимательской среды Восточной экономической зоны Республики Саха (Якутия) на основе анализа структуры малого и среднего предпринимательства по видам экономической деятельности. Рассчитаны уровень предпринимательского потенциала региона, уровень интегрального потенциала малого и среднего предпринимательства и трендовый прогноз до 2030 года. Сформулированы рекомендации по итогам оценки предпринимательского потенциала Восточной экономической зоны. Результаты работы могут быть использованы для принятия управленческих решений по корректировке и разработке нормативных актов в сфере социально-экономического развития муниципальных образований Республики Саха (Якутия). Статья подготовлена по результатам проекта «Оценка, основные тенденции изменения природного и социально-экономического состояния, человеческого потенциала Восточной экономической зоны Республики Саха (Якутия)» Программы комплексных научных исследований в Республике Саха (Якутия), направленных на развитие ее производительных сил и социальной сферы на 2016-2020 годы».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Егоров Николай Егорович, Ковров Григорий Сидорович, Николаева Ирина Валентиновна, Павлова Светлана Никандровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современное состояние предпринимательской среды Восточной экономической зоны республики Саха (Якутия)»

Современное состояние предпринимательской среды Восточной экономической зоны Республики Саха (Якутия)

Егоров Николай Егорович,

кандидат физико-математических наук, доцент, ведущий научный сотрудник, Научно-исследовательского института региональной экономики Севера, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, ene01@ya.ru

Ковров Григорий Сидорович,

кандидат экономических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского института региональной экономики Севера, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, kgs02@yandex.ru

Николаева Ирина Валентиновна,

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры математической экономики и прикладной информатики Института математики и информатики, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, umu_niv@mail.ru

Павлова Светлана Никандровна,

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики и управления развитием территорий Финансово-экономического института, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, snuikandrovna@yandex.ru

В статье дана оценка современного состояния предпринимательской среды Восточной экономической зоны Республики Саха (Якутия) на основе анализа структуры малого и среднего предпринимательства по видам экономической деятельности. Рассчитаны уровень предпринимательского потенциала региона, уровень интегрального потенциала малого и среднего предпринимательства и трендовый прогноз до 2030 года. Сформулированы рекомендации по итогам оценки предпринимательского потенциала Восточной экономической зоны. Результаты работы могут быть использованы для принятия управленческих решений по корректировке и разработке нормативных актов в сфере социально-экономического развития муниципальных образований Республики Саха (Якутия). Статья подготовлена по результатам проекта «Оценка, основные тенденции изменения природного и социально-экономического состояния, человеческого потенциала Восточной экономической зоны Республики Саха (Якутия)» Программы комплексных научных исследований в Республике Саха (Якутия), направленных на развитие ее производительных сил и социальной сферы на 2016-2020 годы». Ключевые слова: предпринимательство, потенциал, интегральный индекс, муниципальные районы, регион, экономическая зона.

В настоящее время в статистическом сборнике «Предпринимательство в Республике Саха (Якутия)» представлена информация лишь в целом по региону без разбивки по районам. Для сравнительного анализа статистики по муниципальным районам была использована информация по запросу в Территориальный орган ФСГС по РС (Я), базы данных муниципальных образований, представленная на сайте sakha.gks.ru, и информация из разных статистических сборников [1,2].

Современное состояние предпринимательской среды Восточной экономической зоны (ВЭЗ) представлено в таблице 1. В отличие от других экономических зон Якутии, в 2015 году произошел общий прирост предпринимательской среды в целом по всей ВЭЗ. При этом, несмотря на сокращение количества индивидуальных предпринимателей, объем отгруженных товаров и услуг малого бизнеса имеет постоянный прирост. Следовательно, происходит качественное улучшение структуры предпринимательской среды ВЭЗ.

В целом, предпринимательская среда в ВЭЗ развита достаточно в сравнении с другими экономическими зонами Якутии. В нормированном рейтинге уровня показателей предпринимательской среды по РС(Я) за 2016 год среди 35 муниципальных образований два района ВЭЗ занимают лидирующие позиции. Особенностью ВЭЗ является достаточное число предприятий малого бизнеса, представленных в производственной сфере (а именно - добыча полезных ископаемых). Предприятия малого бизнеса присутствуют практически во всех отраслях экономики и являются ее неотъемлемой частью. В Оймяконском районе активно развивается туризм, поселок Оймякон является «Полюсом холода» для всей Российской Федерации. Аналогичная ситуация имеется в Усть-Майском районе: здесь также активно развивается малый бизнес, оборот малых предприятий в основном обеспечивается предприятиями золотодобычи, обрабатывающих производств, оптовой и розничной торговли. Характерной чертой малого бизнеса ВЭЗ является его структура, более всего представленная индивидуальными предпринимателями (рисунок 1).

Структура малого и среднего предпринимательства ВЭЗ по видам экономической деятельности представлена на рисунке 2. В целом пропорции отраслей в структуре малого бизнеса по районам примерно одинаковы: наибольший удельный вес приходится на «Оптовую и розничную торговлю», «Транспорт и связь». Это можно объяснить быстрой оборачиваемостью денежных средств в этих отраслях экономики, и в целом такое положение соответствует общей тенденции развития предпринимательства в регионе. Отсутствие развитой транспортной инфраструктуры в ВЭЗ обусловило высокий уровень малых предприятий в отрасли «Транспорт и связь». На 3-м месте находятся отрасли сельского хозяйства, рыболовства и обрабатывающих производств.

Отраслевая структура субъектов малого и среднего предпринимательства ВЭЗ свидетельствует о ее непропорциональности, недостаточном развитии малого и среднего бизнеса в производственной сфере. На это влияют различные факторы, в том числе:

■ неразвитая кооперация крупного и малого бизнеса;

■ недостаток финансовых ресурсов, ограничение доступа к банковским кредитам из-за сложной залоговой системы, высоких процентных ставок, отсутствия возможности взять долгосрочный кредит для субъектов малого и среднего предпринимательства; ограничение доступа к лизинговым услугам;

■ высокая себестоимость и низкая конкурентоспособность продукции субъектов малого и среднего предпринимательства в силу ограниченности доступа к производственным мощностям и достаточно высокого износа основных средств в сфере производства, сельском хозяйстве;

■ низкие показатели, характеризующие процессы модернизации действующего производства и внедрения новых, в том числе энергосберегающих технологий;

■ проблемы в приобретении помещений, высокая стоимость аренды.

Показатели для расчета предпринимательского потенциала муниципальных районов ВЭЗ в 2016 г. представлены в таблице 2, результаты расчетов нормированного

О £

Я

3

9 2

Таблица 1

Показатели предпринимательской среды ВЭЗ в разрезе районов за 2014-2015 годы Источник: Рассчитано по статистическим данным.

сч сч

£

Б

а

2 о

Рис. 1. Структура малого предпринимательства ВЭЗ

УСТЬ'/ЛЭ НСКИН

томпо нений

О ИМ НКОНС К И Й

транспорт и связь

I Оптовая н розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного польз о на ния

Обрабатывающие производств а, сельское хозяйство и рыболовство Строительство I прочие

Рис. 2. Структура предпринимательской среды ВЭЗ

распределения предпринимательского потенциала - на рис. 3.

В Усть-Майском (23,8%) и Оймякон-ском (21%) районах удельный вес численности предпринимателей в средне-

годовой численности занятых гораздо выше, чем в Томпонском районе (7,5%). Хотя в Оймяконском районе предпринимателей меньше, чем в Усть-Майском районе, оборот малых и средних предприя-

тий выше более чем в три раза. По объему отгруженных товаров собственного производства Оймяконский район превосходит Усть-Майский район почти в 10 раз. Результаты расчетов нормированного распределения предпринимательского потенциала по муниципальным районам ВЭЗ также подтверждают высокие показатели малого и среднего бизнеса в Оймяконском районе (рисунок 4).

В целом, малый бизнес является основным инструментом самозанятости населения в регионе. В качестве положительного момента можно отметить, что благодаря государственной поддержке на всех уровнях власти, в районах формируется и действует общественная поддержка малого бизнеса. Государственная поддержка малого бизнеса в ВЭЗ проводится по нескольким направлениям:

а) конкурсы Министерства инвестиционного развития и предпринимательства РС(Я):

■ субсидирование части затрат, понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства (МСП) на модернизацию (приобретение и (или) обновление) производственного оборудования;

■ субсидирование части затрат МСП, связанных с участием в выставочно-яр-марочных и конгрессных мероприятиях, проведение презентации республиканской продукции;

■ субсидирование затрат субъектов МСП на уплату процентов по кредитам, привлеченным в российских кредитных организациях;

■ субсидирование затрат субъектов МСП, осуществляющих деятельность в сфере производства товаров (работ, услуг), оказания услуг населению в сферах: речные, пассажирские перевозки, бытовые услуги на селе, лекарственное обеспечение в арктических и северных районах.

б) реализация Госпрограммы РС(Я) «Развитие предпринимательства в РС(я) на 2012-2019 годы» (мероприятие «Предоставление грантов начинающим субъектам МСП»). Информационно-консультационную поддержку по механизмам реализации этой госпрограммы оказывает ГКУ РС(Я) «Центр поддержки предпринимательства РС(Я)». Обучение субъектов МСП проводит АУ ДПО «Бизнес-школа РС(Я)».

В качестве угроз текущего состояния предпринимательской среды в ВЭЗ можно назвать следующие:

- отток населения, в т.ч. молодежи, из сельских населенных пунктов;

- увеличение ввоза продовольственной продукции из-за пределов респуб-

лики (мясо, колбасные изделия, молочная продукция, хлебобулочные изделия);

- низкая конкурентоспособность товаров и услуг, обусловленная высокими затратами субъектов МСП за тепло- и электроэнергию, влияющими на высокую себестоимость продукции;

- высокая стоимость аренды.

Ретроспективный анализ развития

предпринимательской среды по всем муниципальным районам республики представлен на рисунке 5. Диаграммы показывают, что интегральный показатель предпринимательского потенциала за весь период существенно вырос по всем районам ВЭЗ. Так, если интегральный показатель Томпонского района соответствует среднему значению по всей РС(Я), то показатель Усть-Майского района поднялся за анализируемый период на 2 позиции рейтинга.

Оймяконский район в 2016 году занимает 1 место в рейтинге по интегральному показателю предпринимательского потенциала (значение практически в 3 раза выше среднего показателя по республике).

Анализ общей динамики показателей предпринимательского потенциала малого и среднего бизнеса показывает, что в целом развитие предпринимательской среды в Оймяконском и Усть-Майском районах существенно выше, чем в Том-понском районе - практически все показатели в этих двух районах имеют восходящий тренд (таблица 3).

В сравнении по экономическим зонам республики, показатели ВЭЗ находятся на первых местах рейтинга за анализируемый период (таблица 4).

Несмотря на тенденции роста, наблюдаемые в секторе малого предпринимательства в последние годы, имеют место серьезные негативные явления, которые требуют дальнейшего усиления внимания органов власти к вопросам развития малого предпринимательства. Практически все предприятия местного производства неконкурентоспособны на внешних рынках. Анализ деятельности предприятий, производящих непродовольственные потребительские товары, свидетельствует, что повышение конкурентоспособности местных производителей зависит от решения следующих проблем:

первое - проблема значительного физического и морального износа основных производственных фондов;

второе - высокая зависимость производства конечного продукта от завоза сырья и вспомогательных материалов.

Таблица 2

Показатели для расчета предпринимательского потенциала муниципальных районов ВЭЗ за 2016 г. Источник: По статистическим данным.

Муниципальный район Цельный вес среднее п ис очн ой численности работ ни ко & МСП (без внешних совместтслен) & среднегодовой численности занятых, % Объем отгруженных товаров собствен но го производства, выполненных работ и услуг собственными силами малых и средних предприятий (включал микро пред приятия) на 1 чел. населения, тыс. руб. Оборот малых и средне предприятий на 1 человека населения, тыс. руб. Доля налога на совокупный доксд в общем объеме собственных доходов бкдокета муниципального образования, %

Оймяконский 21,0% 2440,5 1436,4 0,7%

Томпонский 7,5% 75,9 50,2 1,4%

Усть-Маис кий 23,8% 257,9 404,4 1,6%

Рис. 4. Нормированное распределение предпринимательского потенциала муниципальных районов ВЭЗ за 2016 г.

Таблица 3

Показатели малого и среднего предпринимательства в ВЭЗ за 2008-2016 годы Источник: По статистическим данным.

Показатель Годы

2008 | 2009 | 204 | 2012 | 2013 | 2014 | 2016

Удельный вес среднесписочной численности работников МСП (без внешних совмест!гтелей) в среднегодовой численности занятых, %

Оймяконский 16,3% 1 7,8% 17,5% 14,3% 18,0% 9,1% 19,3%

Томпонский 8,3% 12,3% 10,6% 10,1% 9,7% 11,1% 6,7%

Усть -Майский 7,3% 8,8% 16,1% 15,2% 17,3% 17,9% 27,8%

Всего но РС(Я) 13,4% 14,7% 16,1)% 14,3% 14,5% 14,8% 14,1%

Объем отгруженных товаров силами малых и средних пре собственного производства, выполненных работ и услуг собственными цпристий (включая микропредпр пятня) на 1 чел. населения, тыс.рублей

Оймяконский 239,8 304,0 483,7 672,4 523,3 657,0 2440,5

Томпонский 87,3 14,6 18,7 78,0 116,6 27,7 75,9

Усть -Майский 37,0 53,7 115,9 175,2 157,0 165,2 257,9

Всего но РС(Я) 62,1) 71 ^ 104,0 116,0 121,3 149,6 220,Я

Оборот малых и средних предприятий на 1 человека населения, шс.рублей

Оймяконский 213.0 255,5 382,7 495,5 620,5 430,6 1436,4

Томпонский 49,8 52,2 54,6 50,9 74,8 67,1 50,2

Устъ-Майский 26,1 37,2 137,9 141,7 149,0 273,5 404,4

Всего но РС(Я) 70,6 88,1 120,0 121,9 135,6 154,6 202,0

Доля налога на совокупный доход в общем объеме собственных доходов бюджета муниципального образования, %

Оймяконский 0,992% 0,683% 0,841% 1,447% 1,029% 0,856% 0,698%

Томпонский 0,903% 0,908% 1,705% 1,831% 1.651% 1,622% 1.391%

Усть-Майе кий 0,725% 0,818% 0.582% 1,254% 1,181% 0,361% 1,554%

Всего но РС(Я) 1,563% 1,3391-;, 1,600% 1,913% 1,593% 1,538% 1,439%

Интегральнь[й показатель предпринимательского потенциала

Оймяконский 0,519 0.710 0,697 0,645 0.684 0,531 0.688

Томпонский 0,206 0,244 0,267 0,235 0,255 0,230 0,161

Усть -Майе кий 0,151 0,207 0,377 0,357 0,387 0,404 0,446

Всего но РГ(Я) 0,252 0,262 0,282 0,251 0,249 0,237 0,204

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О £

Я

3

9 2

Несмотря на активное участие малого бизнеса в развитии рынка платных услуг, предоставляемый ассортимент бытовых услуг достаточно ограничен. Наиболее распространены парикмахерские услуги, ремонт обуви, пошив одежды. Кроме того, в ВЭЗ практически нет официально зарегистрированных субъектов, оказывающих эти

услуги. Наибольшая доля бытовых услуг приходится на неформальный сектор.

Положение дел в сфере местного производства, бытового обслуживания населения, обусловливают отнесение этих сфер деятельности к приоритетным направлениям развития малого предпринимательства ВЭЗ.

2008 год

0,700 0,500 0,500 0,400 0,300 0,200 0,100 0,000

.11 ими

У

/

/V

/

0,700 0,600 0,500 0,400 0,300 0,203 0,100 0,000

2012 год

. .II II II II II II

-'•У.

/

0,300 0,700 0,600 0,500 0,400 0,300 0,200 0,100 0,000 - -

2016 год

ПмТмШМММ1111

у/у/ у

/

Рис. 5. Распределение интегрального показателя предпринимательского потенциала МР РС(Я) в динамике 2008, 2012, 2016 гг.

сч сч

£

Б

а

2 о

На количественный и качественный рост субъектов малого предпринимательства, определяющий позицию малого бизнеса в экономике ВЭЗ, смогут повлиять решение следующих проблем:

■ повышение образовательного и информационного уровня предпринимателей;

■ облегчение доступа субъектов малого предпринимательства к финансовым и материальным ресурсам;

■ обеспечение занятости населения в экономически депрессивных территориях (Кюпский, Эжанский национальные наслеги, села Усть-Миль, Белькачи и др.), повышения уровня официально регистрируемой заработной платы, борьбы с бедностью.

Как определено в Стратегии-2030 [3], основными задачами развития предпринимательской деятельности в республике являются:

- создание условий для повышения производительности труда на малых и средних предприятиях;

- стимулирование спроса на продукцию малых и средних предприятий;

- обеспечение доступности финансовых ресурсов для малых и средних предприятий;

- реализация благоприятной и предсказуемой политики в области налогообложения и неналоговых платежей;

- повышение качества государственного регулирования в сфере малого и среднего предпринимательства;

- стимулирование развития предпринимательской деятельности на отдельных территориях;

- укрепление кадрового и предпринимательского потенциала.

Прогнозные оценки основных индикаторов предпринимательской деятель-

ности в республике, приведенных в Стра-тегии-2030, предусматривают достижение таких основных показателей в 2030 году по сравнению с 2015 г., как:

- доля продукции малого и среднего предпринимательства в ВРП - 105,9%;

- доля занятых в секторе малого и среднего предпринимательства в среднегодовой численности занятых - 123,8%.

Развитие малого и среднего предпринимательства (МСП) является приоритетным направлением Программы социально-экономического развития каждого муниципального образования нашей республики. Основой развития этого направления являются соответствующие нормативно-правовые акты федерального и республиканского уровней, регламентирующие деятельность МСП [4-6].

Районы ВЭЗ имеют лидирующие позиции в рейтинге районов РС(Я) по интегральному показателю предпринимательского потенциала, благодаря развитию малого бизнеса в промышленности, а именно, добыча полезных ископаемых. Оймяконский и Усть-Майский районы -практически единственные районы РС(Я), где в структуре МСП большую часть занимает малый бизнес в промышленности. Поэтому, несмотря на снижение численности населения в ВЭЗ, финансовые результаты МСП ВЭЗ только растут. вЭз, благодаря имиджевой политике региона, имеет высокий потенциал в сфере развития туризма. Инвестиционные проекты Оймяконского района в основном направлены на развитие этой сферы услуг, в которой огромным минусом является плохая транспортная доступность. Несмотря на это, в целом динамика развития МСП в ВЭЗ является хорошим примером для других районов республики. В целом, прогноз показателей предпринимательского потенциала ВЭЗ представлен в таблице 5.

Уровень интегрального потенциала малого и среднего предпринимательства и трендовый прогноз до 2030 года неравномерен по муниципальным районам ВЭЗ: наибольшие значения индекса наблюдаются у Оймяконского района, но по расчетам трендового прогноза к 2030 году лидирующие показатели будут у Усть-Майского района (таблица 6). В целом показатели всех трех районов имеют положительную динамику.

Предпринимательство является важным инструментом для улучшения инвестиционного климата, ресурсосбережения и радикального повышения энергоэффективности, преодоления бедности населения, создания цивилизованной конкурентной среды и обладает стаби-

лизирующим эффектом экономики. В данный момент направление деятельности органов местного самоуправления нацелено на исполнение мероприятий Государственной программы РС(Я) «Развитие предпринимательства в Республике Саха (Якутия) на 2012-2019 годы».

Отметим, что уменьшение или увеличение доли малого бизнеса в экономике региона является спорным моментом. С одной стороны, предпринимательство является неотъемлемой частью рыночной экономики, с другой стороны, уменьшение доли малого бизнеса, как правило, говорит об укрупнении малых предприятий, их консолидации и дает мультипликативный эффект для повышения социально-экономического уровня жизни населения.

SWOT-анализ основных конкурентных преимуществ и проблем развития малого и среднего предпринимательства в Восточной экономической зоне выявил их сильные и слабые стороны (табл. 7).

Выводы и предложения

1. Структура малого и среднего предпринимательства сопоставима с развитием социально-экономического положения муниципальных районов ВЭЗ. В целом, Оймяконский и Усть-Майский районы ВЭЗ занимают лидирующие позиции в рейтинге всех муниципальных образований РС(Я) благодаря развитию предпринимательства в сфере промышленности, а именно, в добыче полезных ископаемых. Такая ситуация сложилась в силу наличия природных ресурсов ВЭЗ. В Том-понском районе развитие предпринимательской среды сопоставимо с ситуацией в целом по региону.

2. Восточная экономическая зона, благодаря географическому положению и наличию природных ресурсов, имеет наиболее высокий потенциал развития в сфере туризма (бренд «Полюс Холода»). Для развития этого направления предпринимательства основным препятствием является низкий уровень развития транспортной инфраструктуры.

3. Органы местного самоуправления заинтересованы в развитии предпринимательской среды, в каждом муниципальном районе принята или разрабатывается Муниципальная программа, задачей которой является развитие предпринимательства, действуют общественные организации предпринимателей. Анализ этих документов показывает отсутствие экономических взаимосвязей между районами, поэтому рекомендуется консолидация усилий внутри экономической зоны в целом, что позволит усилить общий эффект.

Таблица 4

Показатели малого и среднего предпринимательства по экономическим зонам РС (Я) за 2008-2016 гг. Источник: По статистическим данным.

Показатель Годы

2008 | 2009 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2016

Удельный вес среднесписочной численност и работников МСП (без внешних совместителей) в среднегодовой численности занятых, %

Арктическая 8,94% 9,36% 9,63% 9,57% 8.56% 8,67% 7.28%

Восточная 10,79% 12,95% 14,79% 13,02% 14,64% 11,92% 17,67%

Южная 17,55% 17,53% 18.54% 16.87% 17,44% 17,13% 15,33%

1 Центральная 16,90% 16.92% 16.73% 18.21% 18.56% 20.10% 17.19%

Западная 7.95% 8.10% 8.17% 8.18% 7.97% 6.97% 6.93%

Объем отгруженных товаров собственного прои зводства, выполненных работ и услуг собственными силами малых и средних предприятий (включая микропредприятия) на 1 чел. населения, тыс рублей

Арктическая 124,541 26,258 27.854 29,160 32,660 35,717 41.703

Восточная 122,116 115,975 186,446 282,645 248,846 250,101 841,237

Южная 30,361 87,978 101,739 121,639 128.869 114.812 173.077

1 Центральная 67,482 90,854 132,876 142,333 150,108 205,596 187,125

Западная 34,020 33,518 47,135 62,170 65,462 65,370 93.267

Оборот малых и средних предприятий на 1 человека населения, тыс.рублей

Арктическая 22,899 25,106 30,702 34,149 43,098 47,309 42,045

Восточная 95,268 112,076 176,838 208,679 257,365 227,858 560,272

Южная 94,052 103,524 138,502 138,635 153,317 150,583 176 Л 83

1 Центральная 85.770 102.627 149.532 144.374 167,919 206,978 204.223

Западная 39,902 40,818 54.813 65,745 68.710 63.976 82.454

Доля налога ¡¡а совокупный доход н общем объеме собственных доходов бюджета муниципального образования, %

Арктическая 0,51% 0,47% 0,78% 0,90% 0,79% 0,78% 0.70%

Восточная 0,89% 0,81% 1,08"/« 1,56% 1,30% 1,03% 1,18%

Южная 4,32% 4.15% 5,21% 6,57% 5,51% 4.77% 3,75%

1 Центральная 0,55% 0,43% 0.55% 0.70% 0.58% 0.51% 0.56%

Западная 2,48% 2,14% 2,39% 2,98% 2.59% 2,72% 2.40%

Интегральный показатель предп эинимательского потенциала

Арктическая 0,231 0,043 0,057 0,052 О.ОЗО 0,057 0,024

Восточная 0,513 0,585 0,625 0,588 0,632 0,550 0,759

Южная 0.797 0.918 0.841 0,753 0.760 0.720 0.619

1 Центральная 0,535 0.603 0,543 0,516 0.525 0,635 0,386

Западная 0.210 0.190 0.176 0.179 0.176 0,202 0.202

В среднем по РС(Я) 0,457 0,468 0,448 0,417 0,425 0,433 0,398

Таблица 5

Динамика показателей предпринимательства в ВЭЗ до 2030 года Источник: По статистическим данным.

1 Ъжазатслъ 1 оды

2008 2011 2014 2016 2020 2025 2030

Удельный псе

среднесписочной

численности работников

МСП (без внешних 10,8% 14,8% 11,9% 17,7% 19,4% 19,9% 20,3%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

совместителей) н

среднегодовой

численност и занятых, %

Объем отгруженных

товаров собственного

Производства,

выполненных работ и

услуг собственными 122,1 186,4 250,1 841,2 880,5 1241,6 1602,6

силами малых и средних предприятий (включая

микропредпрнятня) на 1

чел. населения, тыс. руб.

Доля налога на

совокупный доход в общем объеме собственных доходов 0,9% 1.1% 1,0% 1,2% 1.5% 1,7% 2,0%

бюджета муниципального

образования. %

О £

Ю

3

2

Таблица 6

Уровень интегрального потенциала предпринимательской среды районов ВЭЗ и прогноз до 2030 г.

Муниципальный район 2008 2009 2011 2012 2013 2014 2016 2030 2030 к 2015, раз

ОЙМЯКОГ1СКИЙ 0,52 0,71 0,70 0,64 0.6К 0,53 0,80 0,77 0,97

Томпоиский 0,21 0,24 0,27 0,23 0,25 0,23 0,38 0,38 1,01

Усть -Майский 0,15 0,21 0,38 0,36 0,39 0,40 0,68 0.8(í 1,27

Таблица 7

ШОТ-анализ развития малого и среднего бизнеса в Восточной экономической зоне

СИЛЬНЫв (MOpOHhl Слабые СТОРОНЫ

- развитие малого и среднего предпринимательства является одним из приоритетных направлений развития экономики MP ВЭЗ; - poo l коли 40сим субъектов малою и среднего предпринимательства в MP ВЭЗ; - положительная динамика оборота субъектов малого и среднего предпринимательства, - рост среднесписочной численности работников сферы малого и среднего п редпри н и м are льства; - роет числа запятых в малом и среднем бизнесе; - рост инвестиций и основной капитал субъектов малого и среднего предпринимательства; - увеличение показателей производства продовольственных товаров; ■ поддержка государством субъектов малого и среднего предпринимательства. - сокращение численности постоянного населения по причине естественною оггока населения; - отсутствие круглогодичного межулусного транспортного сообщения, сложная транспортная схема между населенными пунктами МР ВЭЗ; - высокая степень морального и физического износа основных фондов предприятий малого и среднего бизнеса; - низкая конкурентоспособность товаров и услуг субъектов малого и среднег о предпринимательства, обусловленная высокими затратами субъектов малого и среднего предпринимательства за тепло-, электроэнергию, влияющими в дальнейшем на высокую себестоимость товаров и услуг; - отсутствие оборотных средств; - низкий удельный все инновационной продукции в общем объеме производства: - недостаток квалифшдарованных кадров.

Возможности Угрозы

- наличие незанятого в экономике трудоспособного населении и возможность его вовлечения в прои зводственную деятельность; - сование рабочих мест, снижение уровня безработицы; - увеличение доли занятых в малом бизнесе до 20,3% к 2030 году; - повышение качества производимой продукции; - рост ЭФФЕКТИВНОСТИ производства. - рост числа безработных граждан; - ОТТОК населения, в т.ч. молодежи, из сельских населенных пунктов из-за отсутствия работы: - уменьшение производства потребительских товаров, в том числе социально-значимых товаров, производимых субъектами малого и среднего предпринимательства.

4. В ежегодном статистическом сборнике «Малое и среднее предпринимательство в Республике Саха (Якутия)» добавить следующие основные показатели, характеризующие состояние и уровень развития предпринимательской среды в муниципальных образованиях:

- число субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 10 тысяч человек населения, ед.;

- доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предпринимателей в среднесписочной численности работников всех предприятий и организаций, %;

- оборот малых и средних предприятий, тыс. руб.;

- отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами, всего, тыс. руб.

- доля объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных ра-

бот и услуг собственными силами в общем обороте малых и средних предприятий, %;

- налоговые и неналоговые доходы муниципального бюджета, тыс. руб.;

- доход от деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, тыс. руб.;

- удельный вес доходов от деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в налоговых и неналоговых доходах муниципального бюджета, %.

Литература

1. Статистический сборник Республики Саха (Якутия). Федер. служба гос. статистики, Территор. орган Федер. службы гос. статистики по Респ. Саха (Якутия). - Якутск, 2015. - 704 с.

2. База данных муниципальных образований. Электронный ресурс: http:// www.gks.ru/dbscripts/munst/munst98/ DBInet.cgi#1.

3. Стратегия социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на период до 2030 года с определением целевого видения до 2050 года. Одобрена постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 26.12.2016 года № 455.

4. Программа социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на период до 2025 года и основные направления до 2030 года. Одобрена постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 05.05.2011 года № 190.

5. Закон РС(Я) от 29 декабря 2008 г. 645-З № 179-IV «О развитии малого и среднего предпринимательства в Республике Саха (Якутия)».

6. Указ Президента РС (Я) от 12.10.2011 г. № 980 «О государственной программе РС(Я) «Развитие предпринимательства в Республике Саха (Якутия) на 2012-2019 годы» (с изменениями и дополнениями).

Modern state of the business environment of the Eastern economic zone of the Republic of Sakha (Yakutia) Egorov N.E., Kovrov G.S., Nikolaeva I.V.,

Pavlova S.N. North-Eastern Federal University. M. K. Ammosov The article gives assessment of the current state of the business environment of the Eastern economic zone of the Republic of Sakha (Yakutia) on the basis of the analysis of the structure of small and medium entrepreneurship by economic activity. The calculated level of entrepreneurial potential of the region, the level of the integrated potential of small and medium enterprises and trend forecast till 2030. Recommendations the evaluation of the entrepreneurial potential of the Eastern economic zone. The results can be used to make management decisions on adjustments and the development of normative acts in the sphere of socio-economic development of municipal formations of the Sakha Republic (Yakutia). The article was prepared on the results of the project «Assessment, the main trends in change of the natural and socio-economic status, human development of the Eastern Economic Zone of the Republic of Sakha (Yakutia)» of the Program of Integrated Research in the Republic of Sakha (Yakutia) aimed at developing its productive forces and social sphere in 2016-2020 years». Key words: entrepreneurship, potential, integral index, municipal districts, region, economic zone.

References

1. Statistical collection of the Sakha (Yakutia)

Republic. Feeder. state service. statistics, Territor. organ Feder. state services. statistics on the Republic of Sakha (Yakutia). - Yakutsk, 2015. - 704 pages.

2. Database of municipal units. Electronic resource:

http://www.gks.ru/dbscripts/munst/munst98/ DBInet.cgi#1.

3. The strategy of social and economic development

of the Sakha (Yakutia) Republic until 2030 with determination of target vision till 2050. It is approved by the resolution of the government of the Sakha (Yakutia) Republic of 26.12.2016 No. 455.

4. The program of social and economic development

of the Sakha (Yakutia) Republic until 2025 and the main directions till 2030. It is approved by the resolution of the government of the Sakha (Yakutia) Republic of 05.05.2011 No. 190.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.