6. Оптимизировать систему организации досуга для несовершеннолетних. Проводимые мероприятия будут способствовать физическому, интеллектуальному, творческому воспитанию подрастающего поколения.
7. Введение цензуры на информацию, пропагандирующую антисоциальный образ жизни (в т. ч. в СМИ, в кино, в музыке).
Все это невозможно без модернизации действующей правовой системы (законодательного закрепления правовых норм) и развития экономики.
Список литературы:
1. Бражников С.А., Третьяков А.В. Снижение уровня и качества жизни как фактор преступности несовершеннолетних в Российской Федерации // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2017. № 1 (41). С. 79-84.
2. Бусыгина А.А., Казиев М.В., Терехов А.М. Статистические показатели экономической преступности // Синергия Наук. 2016. № 5. С. 39-45.
3. Гурницкий А.В. Бедность как криминогенный фактор // Научный портал МВД России. 2014. № 3 (27). С. 42-46.
4. Клыкова Е.В., Каратаев В.В. Падение уровня жизни россиян как социальная основа роста преступности // В сборнике: Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями Материалы восьмой международной научно-практической конференции. В 2-х частях. 2010. С. 47-48.
5. Корсантия А.А., Максименко И.В. Основные причины детерминации преступности в Российской Федерации // Право и безопасность. 2009. № 2. С. 100-105.
Усманова Р.М.
РОЛЬ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В
ИСПОЛНЕНИИ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ И ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ
РАБОТ
Башкирский государственный университет
Ключевые слова: наказания, органы местного самоуправления, обязательные и исправительные работы, исправительное учреждение.
Аннотация. В статье раскрывается участие органов местного самоуправления в исполнении ряда уголовных наказаний, предусмотренных законом. Отмечается, что органы местного
самоуправления совместно с уголовно-исполнительной системой наказания участвуют в исполнении в частности таких наказаний как обязательные и исправительные работы. Показаны и проблемы исполнения их на практике.
Keywords: punishments, local self-government bodies, obligatory and corrective works, correctional institution.
Abstract: The article reveals the participation of local self-government bodies in the execution of a number of criminal penalties provided by the law. It is noted that local self-government bodies, together with the penal correction system, participate in the execution of, inter alia, such punishments as compulsory and correctional work. The problems of their implementation in practice are also shown.
Органы местного самоуправления как публичные образования выступают участниками различных отношений, возникающих в муниципальном образовании. Федеральное законодательство регулирует их участие в гражданско-правовых, финансовых, административно-правовых и других правоотношениях. Примечательно, что в соответствии с Уголовно-исполнительным кодексом РФ [4] особая роль им отводится в отношениях уголовно -исполнительного права, а именно отношениях связанных с исполнением уголовных наказаний.
Во-первых, органы местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями определяют вид обязательных и исправительных работ, объекты на которых они отбываются, а также места, где возможно отбывание.
В этом плане необходимо отметить, что муниципально-правовыми актами определяется порядок взаимодействия органов местного самоуправления с уголовно - исполнительной инспекцией при отбывании осужденными наказания в виде обязательных и исправительных работ, а также виды работ, количество мест, и ответственные за организацию работ. В любом случае акты местной администрации направляются в уголовно - исполнительную инспекцию на согласование. Так, например, Администрацией Снежненского сельского поселения Карталинского муниципального района Челябинской области утверждено Положение «О порядке взаимодействия органов местного самоуправления с уголовно-исправительной инспекцией при применении к осужденным наказания в виде обязательных и исправительных работ на территории Снежненского сельского поселения», которое призвано обеспечить:
- порядок взаимодействия сторон по определению Объектов для отбывания наказания граждан, осужденных к обязательным и исправительным работам;
- оптимальное использование труда лиц, осужденных к отбыванию наказаний в виде обязательных и исправительных работ;
- качественное выполнение осужденными возложенной на них трудовой повинности;
- регулирование деятельности Объектов в процессе использования труда указанных граждан.
Может возникнуть на практике ситуация при которой органами местного самоуправления определяются объекты и виды работ, но сами осужденные не всегда могут трудоустроиться по причине отсутствия вакантных мест. Однако, отметим, что Инструкцией по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества, утвержденной приказом Минюста РФ от 20.05.2009г. № 142, решение вопроса трудоустройства, осужденного возложено на уголовно-исполнительную инспекцию. Задача органов местного самоуправления лишь определить места, в которых осужденные отбывают наказание в виде обязательных и исправительных работ, но трудоустройство осужденных и организация исполнения наказания в виде исправительных работ не входят в компетенцию органов местного самоуправления.
Актами органов местного самоуправления должны быть определены объекты, на которых отбываются работы. Однако в этом плане имеются нарушения. Так, Прокуратура Лаганского района Республики Калмыкии проверила Постановление главы администрации Лаганского районного муниципального образования № 10 от 14.01.2016 «Об определении мест для отбывания наказания лицами, осужденными к обязательным и исправительным работам». Мониторинг данного правового акта показал, что в нарушение ч. 1 ст. 39 Уголовно-исполнительного кодекса РФ и ч. 1 ст. 50 Уголовного кодекса РФ органом местного самоуправления не определены объекты для отбывания осужденными, проживающими на территории Северного, Джалыковского и Уланхольского сельских муниципальных образований, наказания в виде исправительных работ [1].
В соответствии с нормами Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» [5], муниципально-правовые акты о видах обязательных и исправительных работ, объектах на которых они исполняются, а также места возможного отбывания (исполнения
наказания в виде обязательных и исправительных работ), издаются только органами местного самоуправления городских округов и районов. Это связано с тем, что перечень данных вопросов не относится к вопросам местного значения. Закон прямо определяет органы местного самоуправления, обязанные в силу закона выполнять переданные отдельные государственные полномочия -муниципальные районы и органы местного самоуправления городских округов. Согласно ч. 3 ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации. Возложение ст. ст. 25, 39 УИК РФ, ст. ст. 49, 50 УК РФ на органы местного самоуправления обязанности определять вид обязательных работ и объекты для их отбывания, места отбывания исправительных работ следует считать передачей им данных государственных полномочий. И нередко прокуратура, осуществляя надзор признает акты органов местного самоуправления незаконными ввиду отсутствия закона субъекта о наделении отдельными государственными полномочиями органы местного самоуправления.
Имеется и практика издания данных актов органами местного самоуправления сельских поселений. Так, Прокуратура Ловозерского района Мурманской области провела проверку исполнения органами местного самоуправления требований Уголовно-исполнительного законодательства в части определения мест отбытия наказаний в виде обязательных и исправительных работ. Установлено, что Постановлением администрации муниципального образования сельского поселения Ловозеро Ловозерского района Мурманской области определен перечень предприятий для отбывания обязательных и исправительных работ на территории муниципального образования, а также определены виды обязательных работ для отбывания наказания лицам, осужденных к обязательным работам. Вместе с тем, как показала проверка, администрацией сельского поселения Ловозеро указанные акты приняты за пределами своей компетенции и являются незаконными. У органов местного самоуправления поселения, к числу которых относится и сельское поселение Ловозеро отсутствует установленная законом обязанность выполнять переданные федеральным законом отдельные государственные полномочия -определять осужденным места отбывания наказания в виде
исправительных работ [2]. Аналогичная практика имеется и в других субъектах.
Нередко представления прокуроров, вносимые в органы местного самоуправления об устранении нарушений требований уголовно-исполнительного законодательства, сами признаются по решению суда незаконными. Так, например, решением Нефтегорского районного суда Самарской области от 19 марта 2012 года представления прокурора признано незаконным ввиду того, что законом не предусмотрено, что администрация как орган местного самоуправления должна заниматься дополнительным поиском организаций для трудоустройства осужденных, в частности при отсутствии вакантных мест во включенных в соответствующий перечень. Наоборот ст.16 УИК РФ прямо указывает на непосредственное исполнение наказания в виде обязательных и исправительных работ УИИ [3].
Таким образом, только при взаимодействии органов местного самоуправления и учреждений уголовно-исполнительной системы, возможно, достичь не только совершенствования деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, с учетом международных стандартов и потребностей общественного развития, но и эффективного исполнения наказаний.
Список литературы
1. Прокуратура Лаганского района Республики Калмыкии обязала орган местного самоуправления принять дополнительные меры к исполнению наказания, назначенного судом в виде исправительных работ// URL: http://www.kalmprok.ru/ (дата обращения 08.12.2017).
2. Прокуратура Ловозерского района провела проверку исполнения органами местного самоуправления требований Уголовно-исполнительного законодательства в части определения мест отбытия наказаний в виде обязательных и исправительных работ// URL: http://prok-murmansk.ru/ (дата обращения 08.12.2017).
3. Решение по иску прокурора об обязании определить места отбывания наказания осужденным к исправительным работам // URL: https://rospravosudie.com/ (дата обращения 08.12.2017).
4. Уголовно-исполнительный кодекс РФ //СЗ РФ. 1997. № 2. Ст. 198
5. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. №131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» // СЗ РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.